«брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник руси от монголов евпатий коловрат

Восьмилучевой оберег

Особой магической силой наделяли наши предки коловрат, у которого было ровно 8 лучей. Такие талисманы обязательно носили волхвы, ведьмы и воины. Но почему именно восемь? Помимо того, что восьмилучевой коловрат — это знак единства всего сущего, времен года и стихий, ему приписывают еще немало значений.

Например, наши предки были уверены, что такой талисман символизирует возрождение. Именно поэтому на каждом знамени, под которым войско язычников отправлялось на войну или в поход, обязательно был такой символ. Считалось, что войско, охраняемое коловратом, непобедимо. А даже если кто-либо и падет в бою, то будет возрождён.

Богом, который тесно связан именно с восьмилучевым коловратом, является Сварог. Это божество, что, по старинным преданиям, сотворило весь мир. Именно Сварог созидатель, что своею рукою сотворил весь существующий мир и людей.

Восьмилучевой коловрат – символ не только Сварога, но и справедливости. И тот, кто носит его и почитает Бога, наделен мудростью, справедливостью и благоразумием.

Талисман с восемью лучами — священный символ бесконечности и Вселенной. Колесо Сварога – очень загадочная и сложная конструкция. Центр колеса находится на оси —  Стожаре. Это самый настоящий центр Вселенной. Задача сварожьего круга — повернуться вокруг этой оси. Также коловрат делает круг вокруг своего центра.

Краткая биография

Подлинная дата рождения рязанского богатыря неизвестна, однако в российской историографии принято называть 1200-ый год – годом рождения Евпатия.  Коловрат является уроженцем Рязанского княжества (рязанскими историками место рождения богатыря называется Урсовским городком). Евпатий занимал пост воеводы при рязанском дворе, имел титул боярина, обладал недюжинной физической силой и впечатляющими навыками ведения боя.

Перед монголо-татарским нашествием местный князь Юрий, прекрасно понимая невозможность противостоять надвигающимся силам Орды, отправил воеводу с группой послов за поиском подкрепления в Чернигов.  Вернувшись в родное княжество Коловрат обнаружил истребленное монголами рязанское войско. Собрав небольшой отряд (1700 человек), воевода отправился настигать моноголо-татаров. Схватка была ожесточенной, в ходе которой богатырь героически воевал и продемонстрировал всё своё воинское умение. Героически погиб зимой 1238 года в неравном бою.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Что сделал для Руси

Фигура Евпатия Коловрата, главным образом, прославилась нечеловеческой отвагой и крепостью духа, проявленными в бою с монголо-татарами в Суздальских землях. Однако стоит отметить: самое главное это не само сражение, а влияние повествования о русском богатыре на людей того времени. Вот перечень явлений, отражающих истинную значимость Коловрата для Руси:

  • Героическое поведение в бою Коловрата и его дружины позволило русским князьям и воеводам поверить в то, что монголов можно победить.
  • Патриотическое наследие рязанского богатыря стало прообразом и примером для большинства мальчишек (будущих войной, поучаствовавших в схватках с теми же монголами) того времени.
  • Нанесение большого урона монгольскому войску, которое было вынуждено восстанавливать силы перед вторым походом.

Что было на самом деле?

В конце лета 1237 года армия Бату-хана появилась на южных рубежах Рязанского княжества. Из совокупных источников, историкам ясно, что сначала монголы отправили посла в Рязань с притязанием налога. Всего 10 % от всего — «десятины». В этом смысле, монголы не поступили вероломно и это была типовая дань, для покоренных племен. Возможно, монголы планировали пройти Русь быстрее и сохранить силы для Европы. Но русичи поступили крайне вероломно, что имело самые трагические последствия! Монгольский вестник был убит рязанцами. Это был экстраординарный прецедент, даже для того времени. Чтобы в мирное время, в ответ на письмо ровного тона… Послов убивали в высшей степени изредка, и это всякий раз приводило к максимальной степени обострения отношений. А у монголов же, законы Чингисхана прямо гласили, что за убийство посла, род убийцы должен быть вырезан под корень!Знали ли об этом русичи? Скорее всего да.

Монголы, чтобы не предать закон Темуджина взяли Рязань в осаду, окружили город рвами, чтобы не пришла подмога и варварски разрушили его, убив всех жителей. С тех пор прежняя Рязань уже не отстроилась заново, нынешний город находится в ином месте.

Надо сказать, что монгольские воины иногда были и более жестоки, например в Хорезме они убивали не только людей, но и всех домашних животных, а землю посыпали солью, чтобы на ней более ничего не росло!Затем, монголы двинулись по замерзшим рекам на север, где на них и стали нападать дружинники Евпатия Коловрата – воеводы из Рязани, который случайно избежал гибели при осаде.

Ошарашенные и разъяренные монголы попытались понять, кто нападает на них с тыла! Найдя несколько раненых русичей, татары привели их к Бату: Батый стал их спрашивать:

Отряды монголов гибли один за другим, шурин Бату-хана прославленный багатур Хоставрул, хвалившийся что легко остановит Коловрата, пал разрубленный пополам самим Евпатием!

Хану пришлось разворачивать все свое войско, отыскать дружину Евпатия и лишь с помощью камнеметов ему удалось победить малочисленный отряд русичей! Потрясенный героизмом Евпатия Коловрата, Бату горько сожалел о его гибели, ведь такой свирепый воин пригодился бы ему в походе на запад и повелел похоронить его как великого багатура! Смахнув патриотическую слезу со щеки, давайте разберемся, что в этой истории смущает специалистов.

Вопросы и еще раз вопросы…

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Значение и виды символа Коловрат

Понять значение этого знака достаточно просто. Необходимо лишь внимательно вчитаться в название. «Коло» означает «круг», а «врат» подразумевает повторяемое движение – вращение. Коловрат олицетворяет цикличность всего мироздания – смену времени года, завершение ночи и наступление дня, а также переход от бед и несчастий к здоровью и процветанию. У него несколько ипостасей, хотя изначально символ обладал лишь одной формой – четырьмя лучами с загнутыми концами.

Сегодня же можно встретить Коловрат с шестью и даже с восемью линиями. Наиболее гармоничным среди них принято считать именно восьмилучевой Коловрат, ведь в восьми «пиках» объединены четыре стихии (земля, вода, воздух и огонь) и времена года.

Изображение символа легко узнать во многих славянских знаках. Наши предки, как и многие другие народы поклонялись Солнцу, и солярные – солнечные символы занимают одно из центральных мест в культуре. Различные вариации Коловрата применялись в празднествах, посвященных Солнцевороту, отсюда и еще одно название знака.

Все виды Коловрата несут в себе светлое начало, но каждая вариация немного отличается от остальных – как внешне, так и по смыслу и значению:

  • Четырехлучевой знак – символ огня олицетворяет бога солнца Даждьбога,
  • Шестилучевой Коловрат имеет отношение к другому славянскому божеству – громовержцу Перуну.
  • Коловрат с восемью лучами – самый распространенный вариант, связывают со многими богами, в том числе Сварогом. Именно этот бог создал землю и все живое на ней, потому сей знак символизирует собой силу солнца и возрождение и имеет первостепенное значение в отношении остальных альтернатив.

Некоторые называют этот знак “свастикой”, непременно вспоминая Гитлера и нацизм. Да, действительно, Коловрат и свастика это по сути одно и тоже, но не стоит боятся свастических изображений. Запятнанный фашизмом, первоначально символ свастики означал лишь свет и добро. Издавна славяне и другие народы использовали его как оберег, а о фюрере, конечно же, тогда еще никто не слышал.

Былинники речистые ведут рассказ

Официальная версия такова: накануне вторжения Батыя в 1237 году рязанский боярин Коловрат был послан в Чернигов с просьбой о военной помощи к тамошнему князю Михаилу Всеволодовичу. И тот отказал, ибо рязанцы не поддержали его ранее в битве на Калке. Воротившись домой несолоно хлебавши, богатырь увидел, что опоздал: на месте родного города лежали чадящие руины. Впав в жуткую ярость, воевода погнался за монголами, не считаясь с драматическим неравенством сил. Догнав противника в Суздальской земле, он с отрядом в 1700 человек внезапно напал на арьергард ордынцев и полностью его истребил.

Осознав, что в тылу творится неладное, хан велел своему шурину Хостоврулу решить проблему. По преданию, тот хвастливо пообещал привести русского героя живым, но сложил голову в поединке с обозлённым витязем.

Легенды также гласят, что хан пытался сманить доблестного Евпатия на свою сторону. В такой ход событий можно поверить: Чингизиды всегда старались пополнять свои тумены лучшими воинами покорённых народов. Однако не вышло. Неистовый Коловрат и его соратники предпочли погибнуть со славой, забрав с собой на тот свет побольше ворогов. Говорили, боярин погиб не от меча, а был убит из камнемётных орудий, которые татары решили применить, чтобы минимизировать урон от охваченных священным боевым безумием русичей.

Евпатий Коловрат в ставке Батыя. Илья Лысенков, 2016. (Pinterest)

Летописцы утверждают: хан был так впечатлён отвагой рязанского боярина, что приказал отпустить уцелевших дружинников, отдав им тело их начальника. В некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о торжественных похоронах Евпатия Коловрата 11 января 1238 года.

Память

Фигура Евпатия Коловрата, начиная с XIX века стала привлекать художников, писателей и поэтов. Первыми стихотворные произведения народному герою посвятили Николай Языков, Лев Мей, уже в ХХ веке эту традицию продолжил Сергей Есенин, посвятив Евпатию, как знаменитому земляку, целых два своих произведения.

Также подвиги Коловрата привлекали внимание советских и российских художников. По «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1985 году был снят мультипликационный фильм

Кадр из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате»

Также в 2020 году был снят фильм «Легенда о Коловрате», русскому богатырю посвящены музыкальные произведения и даже компьютерная игра.

Памятники герою стоят: в Рязани на Почтовой площади, в деревне Шилово (по преданию, именно там родился легендарный Коловрат, поскольку это бывшие земли Старорязанского княжества), а также в деревне Фролово.

Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

Евпатий Коловрат – несомненно, яркий и запоминающийся образ «Повести о разорении Рязани Батыем», главное назначение которого – вдохновлять на ратные подвиги по защите своей родины, демонстрировать смелость и силу русского народа. И до сих пор история героя древнерусского эпоса трогает сердца людей…

Биография

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

Евпатий Коловрат

В одном из источников упоминалось отчество боярина — Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Каноничная биография

На самом деле про Евпатия известно совсем немного. Единственный источник информации о его жизни – это художественное литературное произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем». Именно поэтому у историков и возникли сомнения: а не является ли смелый воин всего лишь литературным героем?

Родился будущий герой в Старорязанском княжестве. Во время вторжения татаро-монголов в Рязань Коловрат, как ближний боярин или же воевода, находился со своим князем Ингварем Ингваревичем в Чернигове – собирал военную помощь для отпора врага. В посольстве он узнал о нападении на княжество войск Батыя и спешно двинулся обратно на малую родину. Но не успел…

Прибыв в родной город, Евпатий нашел его уже разоренным. Тогда он решил со своим отрядом и с присоединившимися к нему уцелевшими горожанами двинуться вдогонку за Батыем… Всего с ним пошло 1700 человек.

Диорама «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Настигнуть монголов ему удалось только на землях Суздальского княжества. Малое войско Коловрата в результате неожиданной атаки смогло полностью разбить местный отряд татар. Тогда Батый послал на Евпатия своего лучшего военачальника и шурина Хостоврула. Но и его войско было разбито русичами, а сам монгольский богатырь погиб в поединке с Коловратом – был разрублен пополам.

Тогда Батый послал спросить у русских – чего же они хотят. По преданию, ответ смелых воинов был таков: «Только умереть!» После этого монгольский хан отправился против Коловрата с войском, снабженным специальными камнеметными орудиями – «пороками».

Камнеметное орудие

Смелых воинов Коловрата удалось победить, только забросав их камнями… И тогда Батый, пораженный стойкостью и смелостью русских, воскликнул, что, если бы у него был такой военачальник, как Евпатий, то он бы держал его «у своего сердца». После хан повелел выдать тело богатыря оставшимся в живых его воинам и отпустил их, чтобы они захоронили смелого воина с подобающими почестями. По преданию, торжественные похороны Коловрата состоялись в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Так гласит сказание о Евпатии Коловрате… Но что из этого правда, а что вымысел?

Колумб не был первым европейцем, пересекшим Атлантику

Как уверяют историки, пальма первенства принадлежит норвежскому викингу Лейфу Эрикссону, который высадился на территории современного Ньюфаундленда около 1000 года нашей эры, почти за пять веков до Колумба. Причем, даже тут историки спорят между собой: некоторые из них утверждают, что ирландский монашеский святой Брендан Клонфертский или даже другие кельты пересекли Атлантический океан раньше Эрикссона.

Возможный посмертный портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо (1519). Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)

Вот еще забавный факт из истории мореплавателя. Американцы до потери пульса обожают Колумба, у них даже есть посвященный адмиралу федеральный праздник, при этом сам мореплаватель никогда не ступал на материковую часть Северной Америки. В тоже время День Лейфа Эрикссона 9 октября если и кем-то в Штатах отмечается, то совсем уж по-тихому.

Народный герой

Рязанский боярин — достаточно популярный персонаж произведений российского искусства. 

Подвиги Коловрата, в частности, воспел уроженец Рязанской губернии Сергей Есенин. В «Сказании о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912) он описывал богатыря как необычайно сильного человека, который двумя пальцами «вытягивал» «пешнёвые угорины» (раскалённые ломы). При этом Коловрат в стихотворении Есенина предстаёт не вельможей, как в «Повести», а кузнецом — человеком из народа. 

Советские писатели обращались к Коловрату как к символу народного сопротивления захватчикам. Всплеск популярности рязанского богатыря произошёл в период Великой Отечественной войны. Евпатий стал героем произведений Сергея Маркова (1941) и Василия Яна (1942).

После распада СССР Коловрат также упоминался во множестве художественных произведений. В 2007 году в Рязани ему был установлен памятник.

  • Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани

Ещё два памятника Евпатию появились в посёлке Шилово и деревне Фролово. 

В 2009 году заслуженный художник России Иван Коржев создал скульптуру Коловрата из литьевого камня: Евпатий сидит в задумчивой позе, легко придерживая правой рукой огромную секиру. В этом же году появился холст Максимильяна Преснякова. На картине израненный стрелами Коловрат держит в руках два меча, пытаясь подняться, чтобы продолжить бой с монголами. 

В ноябре 2017 года на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Легенда о Коловрате» режиссёра Джаника Файзиева. По сюжету в декабре 1237 года Евпатий отправился на переговоры с другими князьями, чтобы оказать совместное сопротивление нашествию монголов. Однако Рязань была сожжена, и Коловрат, собрав отряд мстителей, начал героическую борьбу с захватчиками. 

Последний бой

Коловрат Евпатий против Батыя

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Усугубление кризиса в Руси

После победы над отрядом Евпатия Коловрата Батый продолжил свой первый поход на Русь, разорив Москву и Владимир. Далее хан планировал пойти на Новгород, но наступление зимы заставило его изменить решение и отправиться обратно в степи для укрепления сил.

В 1239 году начался второй поход Батыя. Несмотря на то, что у русских князей была «фора», они не смогли соединиться для борьбы с общим врагом и в результате были взяты Переяславль, Чернигов, Киев. Великая столица Руси пережила свой самый страшный упадок под властью монголов.

Итогом походов Батыя на Русь стала утрата независимости княжеств и их обложение данью. Князья становились вассалами Орды и были вынуждены получать ярлык на княжение.

О подвиге Евпатия Коловрата вспомнили во время борьбы за свободу:

  • в 1380 году, когда под знамёнами Дмитрия Донского русские войска объединились для борьбы с монголами;
  • в 1480 году, когда войска отправились к реке Угре, чтобы дать бой монголам, бой не состоялся, обе армии разошлись без сражения и Русь окончательно вернула себе независимость;
  • в 1613 году, когда на территории России хозяйствовали польские интервенты. 

Богатырь Евпатий Коловрат навсегда останется в памяти русского народа.

Былинники речистые ведут рассказ

Официальная версия такова: накануне вторжения Батыя в 1237 году рязанский боярин Коловрат был послан в Чернигов с просьбой о военной помощи к тамошнему князю Михаилу Всеволодовичу. И тот отказал, ибо рязанцы не поддержали его ранее в битве на Калке. Воротившись домой несолоно хлебавши, богатырь увидел, что опоздал: на месте родного города лежали чадящие руины. Впав в жуткую ярость, воевода погнался за монголами, не считаясь с драматическим неравенством сил. Догнав противника в Суздальской земле, он с отрядом в 1700 человек внезапно напал на арьергард ордынцев и полностью его истребил.

Осознав, что в тылу творится неладное, хан велел своему шурину Хостоврулу решить проблему. По преданию, тот хвастливо пообещал привести русского героя живым, но сложил голову в поединке с обозлённым витязем.

Легенды также гласят, что хан пытался сманить доблестного Евпатия на свою сторону. В такой ход событий можно поверить: Чингизиды всегда старались пополнять свои тумены лучшими воинами покорённых народов. Однако не вышло.

Неистовый Коловрат и его соратники предпочли погибнуть со славой, забрав с собой на тот свет побольше ворогов. Говорили, боярин погиб не от меча, а был убит из камнемётных орудий, которые татары решили применить, чтобы минимизировать урон от охваченных священным боевым безумием русичей.

Летописцы утверждают: хан был так впечатлён отвагой рязанского боярина, что приказал отпустить уцелевших дружинников, отдав им тело их начальника. В некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о торжественных похоронах Евпатия Коловрата 11 января 1238 года.

Даже после смерти Колумб продолжил пересекать Атлантику

После смерти в 1506 году Колумб был похоронен в Вальядолиде, Испания, а затем его останки переехали в Севилью. По просьбе родственников тела Колумба и его сына Диего были отправлены через Атлантический океан в Эспаньолу и захоронены в соборе Санто-Доминго. Когда в 1795 году французы захватили остров, испанцы выкопали останки исследователя и перевезли их на Кубу, а затем вернули опять в Севилью. Ко всеобщему удивлению в 1877 году в соборе Санто-Доминго исследователи обнаружили ящик с человеческими останками.

Испанцы эксгумировали не то тело? Тестирование ДНК в 2006 году показало, что по крайней мере некоторые из останков в Севилье принадлежат Колумбу. Доминиканская Республика отказалась провести испытания других останков из собора Санто-Доминго. Вполне возможно, что разные части Колумба находятся как в Новом, так и в Старом Свете.

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector