Церковь ильи пророка в ярославле

История

Самая первая православная церковь Ярославля была воздвигнута Ярославом Мудрым также в честь Ильи Пророка. Дело в том, что знаменитая битва князя с медведем (нашедшая отражение в гербе Ярославля) состоялась в день Ильи Пророка. Но та церковь до наших дней и не сохранилась, да и располагалась немного дальше.

Братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины стали создателями современной Ильинской церкви. Они были крупнейшими торговцами пушниной и драгоценными камнями. Скрипины поставляли товары даже к царскому и патриаршим дворам. Семья Скрипины была очень религиозна, поэтому, переехав из Новгорода в Ярославль и наладив дела, братья решили построить новый храм. Место было определено на хозяйственном подворье их усадьбы в центре Ярославля. Ранее здесь располагались две небольшие деревянные церкви.

Эна

Строительство началось в 1647 году. По моде и требованиям того времени деревянные здания заменялись каменными и кирпичными. Именно это спасло церковь в дальнейшем, когда спустя 10 лет в городе случился пожар, опустошивший половину деревянного Ярославля. Но здание храма лишь немного обгорело снаружи.

Церковь, над возведением которой работали местные зодчие, была достроена в 1650 году. Изначально планировалось построить пятиглавый храм Ильи Пророка, окруженный двухъярусной галереей только с двумя приделами, но, когда церковь была практически готова, патриарх Иосиф подарил купцам частицу ризы Христа. Получить подобный дар считалось огромной честью. Для хранения частицы ризы был воздвигнут третий Ризоположенческий придел. За три месяца церковь была расписана ярославскими мастерами. На внешним стенах были нанесены яркие сложные узоры, которые не сохранились. На внешних стенах сохранилась лишь побелка, да и то частично.

Скрипины не оставили потомков, поэтому после их смерти церковь отошла городским властям. В конце XVIII века Ярославль перестраивался согласно новому городскому плану, поэтому дома вокруг церкви снесли, а сама она оказалась в центре Ильинской (ныне Советской) площади. На рубеже XIX—XX вв. церковь отремонтировали, фрески очистили. Краски их совсем не потускнели за прошедшее время.

Фрески XVIII века на стенах Церкви Ильи Пророка до сих пор не потеряли своей яркости.

В Советское время церковь была признана памятником архитектуры, частицу ризы и церковную утварь передали в музей. В 30х гг. здесь располагался антирелигиозный музей, а под куполом даже висел маятник Фуко. После войны церковь была отреставрирована, а в 1989 году — заново освящена.

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой .

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

Архитектура и внутреннее убранство церкви

Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.

Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.

Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.

Вид на церковь с севера-запада

Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.

В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.

Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.

Это интересно: Советская площадь Ярославля

История храма Николы Мокрого

В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.

Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.

Фрагмент Храма

В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.

Фрагмент колокольни со слуховыми окошками

Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи — они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.

На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.

По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна. 

Керамические изразцовые наличники апсидных окон

Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.

Изразцовые фрагменты фасадного декора Храма

Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.

Керамический декор Храма

В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.

Церковь Николы Мокрого в конце 19 века

Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.

Декор куполов

Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.

Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.

Месторасположение

Практически в центре города возведена церковь Ильи Пророка (Ярославль). Адрес у нее такой: площадь Советская, дом №7. Доехать сюда с ж. д. вокзала можно на маршрутке №99. До 1918-го года площадь Советская именовалась Ильинской, так как здесь располагалась Ильинская церковь.

Начиная с 1878 года городские власти начали проводить реконструкцию Ярославля. В этот период были спрямлены или убраны небольшие кривые улочки и тупики, в результате чего церковь получилась в самом центре бывшей торговой площади, переименованной в Ильинскую. Теперь от нее расходились, подобно лучам, несколько городских улиц. В настоящий момент это улицы Кирова, Советская и Нахимсона.

Памятный монумент «1000 лет Ярославлю»

В самом конце парка к 1000-летней годовщине города в 2010 году был установлен почти 20-метровый памятный Монумент-Стела. Этот памятник так и называется – 1000 лет Ярославлю. Он стал еще одной знаковой отметкой на символической оси, соединяющей Успенский собор и храмовый ансамбль Коровников.

Монумент «1000 лет Ярославлю»

Довольно образно, лаконичными скульптурными средствами, создатели памятника отметили этим монументов всех, благодаря кому стоит сегодняшний Ярославль. Среди бронзовых фигур, окружающих постамент туристы видят легко узнаваемые образы. Главным является фигура основателя — Ярослава Мудрого

Бронзовые фигуры Монумента — Князь, Воин и Священник

Сподвижниками и ближайшими помощниками Ярослава выступают в композиции три фигуры: Воин, Священник и Гражданин, причем Воин и Священник находятся с правой и с левой руки Князя, чем подчеркивается их значимость и приближенный статус при организации нового города на волжских берегах.

Гражданин – это олицетворение мастеровых, чьими руками создавался город, украшался и прирастал богатством. Важен для развития города и образ Ярославны с ребенком.

Фигура Ярославны с ребенком

Грани постамента, расположенные между фигурами, снабжены барельефами с иллюстрацией самых значительных моментов ярославской истории. Самый узнаваемый сюжет – битва Ярослава Мудрого с Медведицей. Памятен каждому россиянину и сюжет о формировании в Ярославле Народного ополчения во главе с К.Мининым и Д.Пожарским. Есть сцена обретения Толгской Богоматери и композиция сражения с монголо-татарами в 1257 году.

Народное ополчение 1612 года на барельефе Монумента

По нижней части пьедестала расположено еще с десяток жанровых сцен ярославских событий. Часть из них посвящена возведению и оформлению храмовых сооружений в 13-17 веках. На вытянутом барельефе отражены важные для истории города события следующих — 17-19 веков. Здесь есть образы основателя Полотняной мануфактуры М.Затрапезного и создателя русского театра Ф.Волкова, генерала Я.Дедюпина, формировавшего Народное ополчение в 1812 году и П.Демидова, создавшего первое городское высшее учебное заведение в виде Демидовского лицея.

Барельеф с сюжетом возведения мостов, проведения трамвайных путей, водопровода, электричества и т.д. – сконцентрированы в образе мэра города начала 20 столетия И.Вахромеева. Далее, страница истории 1917-18 годов, связанная в Ярославле с антибольшевистским восстанием, подавление которого уничтожило множество ярославских построек. Потом, конечно же, изображение созидательного советского периода – первые пятилетки, рабочий и колхозница, ГОЭЛРО, «наш паровоз вперед летит» и т.д.

Развитие Ярославля при И.Вахромееве в начале 20 века

Еще один барельеф посвящен героизму и объединению всех сил в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Второй Мировой войны. Ну и обязательный поствоенный героический сюжет, посвященный легендарному полету в космос первой женщины, которой оказалась рожденная на ярославской земле В.Терешкова.

Образ В.Терешковой

Изображение сегодняшнего города снабжено силуэтами стадиона «Локомотив» и Часовни Казанской Богоматери.

Верх стелы, устремленной ввысь, завершается бронзовым двуглавым орлом, символизирующим Российскую империю. Он гордо сияет в солнечных лучах на фоне волжских просторов. А у подножия памятника еще знакомый всем Герб Ярославля – Медведь.

Двуглавый орел

Установка этой стелы, ее сюжетно-художественное оформление, отсутствие определенной оригинальности в форме самого монумента вызывали и продолжают вызывать множественные нарекания. Тем не менее, создатели этой достопримечательности сделали попытку сформировать памятную иллюстративную калейдоскопную галерею образов и сюжетов ярославской тысячелетней истории, рассматривать которые весьма и весьма занимательно. Создан этот впечатляющий памятник московским коллективом скульпторов М.Точеного при спонсорской поддержке ОАО «Газпрома».

Пьедестал Монумента

Нравится монумент или нет, но теперь и он сам стал номинальной единицей истории города и какой-никакой, но памятной достопримечательностью Парка «Стрелка», около которой фотографируются практически все туристы.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Церкви Старого города

Ярославль быстро оправился от последствий Смутного времени, поэтому XVII век стал золотым для русского города. Он быстро развивался, как ремесленный и торговый центр, и по обороту товаров уступал только Москве и Казани.

Росло влияние купечества, торговые люди богатели и набирали вес в обществе. В их руках находилась торговля между Востоком и Западом. В городе работало около тридцати иностранных купеческих контор. Во второй половине XVII века в посадах жили 1200 ремесленников. Они занимались кузнечным делом, ловили рыбу, делали изделия из глины, изготавливали шерстяные и льняные ткани.

Вид на Тихвинскую церковь (на переднем плане) и храм Николы Мокрого

Только за один XVII век в Ярославле было построено три монастыря, 35 каменных и 13 деревянных церквей. Сформировался особый ярославский стиль зодчества. Для отделки церквей ярославцы стали использовать фигурные кирпичи и красивые полихромные изразцы. Местные мастера достигли таких высот, что их охотно приглашали для возведения храмов в другие города России.

До наших дней в Старом городе сохранилось несколько храмов и архитектурных ансамблей. Это белая и красная церкви Благовещенского прихода, прекрасный пример елизаветинского барокко – Вознесенско-Сретенский приход в Ловецкой слободе.

Церковь Богоявления

Чтобы увидеть уникальную настенную живопись, туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, приезжают в старинный храм Николы Мокрого. Фрески на его стенах выполнены лучшими ярославскими изографами XVII века.

Тихвинская церковь привлекает любителей русского зодчества поливной многоцветной керамикой, а церковь Богоявления – роскошными полихромными изразцами и старыми настенными росписями.

Общий вид на Дмитровский приход

Необычным памятником победы русского оружия на Куликовом поле стали парные храмы Дмитровского прихода. В старину возле этих церквей существовало кладбище, на котором хоронили всех, кто погиб во время военных походов. Главное богатство церкви Дмитрия Солунского – настенные фрески конца XVII века.

Несколько веков назад на окраине Ярославля находится погост, на котором погребали городских бродяг и безымянных странников. Во второй половине XVII века на Божедомке построили каменную Владимирскую церковь. Сегодня это редкий памятник русской архитектуры, потому что в нашей стране сохранилось очень мало трехшатровых храмов.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке

Новая жизнь Звонницы

Осенью 2010 г. вновь отстроенный Успенский собор распахнул свои двери для прихожан и гостей Ярославля, но колокольню не отстроили. Сегодня на территории собора можно наблюдать временную Звонницу (колокола, расположенные за металлической оградой) как промежуточное решение, действующее до момента полного восстановления храмового комплекса.

Два больших колокола держатся на индивидуальных металлических конструкциях. Еще один каркас служит опорой для двух колоколов среднего размера. На соседней конструкции находятся семь маленьких колоколов. Все вместе, они являют собой величественное зрелище, в том числе, и благодаря богатому декору – ликам святых и православному орнаменту.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 2.

Карта расположения:

Успенский кафедральный собор

  Камень на месте основания Ярославля

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Тихвинская церковь

Каменный храм Николы Мокрого, появившийся взамен деревянного, создавался как холодный. Но довольно скоро (в 1686 году) с его южной стороны появляется теплый Тихвинский храм с одной главой, отстроенный на купеческие средства братьев Лузиных.

Тихвинский храм около Церкви Николы Мокрого

Возведение теплого Тихвинского храма было спланировано средневековыми зодчими как составная часть единого храмового комплекса Николо-Мокринского прихода. Новая церковь не имела алтарного выступа, и поэтому с восточной стороны мы видим ровную прямую стену. Помимо этого, к храму примыкает длинная невысокая трапезная. Основной храм и трапезная практически не имеют украшений, храм увенчан одной главой, которая установлена на двухъярусном барабане.

Шатровым крыльцом и южным притвором Тихвинская церковь обзавелась к концу 17 века, как и Николо-Мокринская. В отличие от основных церковных объемов, стены притвора и крыльца были отделаны очень высокохудожественно и до сих пор наглядно демонстрируют удивительный стиль «русского узорочья». 

Керамическое убранство южного притвора

Керамическая облицовка стен притвора была богатой и разнообразной, а изразцовое покрытие здесь сохранилось значительно лучше, чем на притворе храма Николы Мокрого. Поливная черепица находится и на самой шатровой кровле.

Удивительный декор шатра притвора

В храме имеется два престола. Основной алтарь посвящен Тихвинской Богоматери, а второй – Святителю Василию Кесарийскому. Здесь особо интересна храмовая святыня в виде скульптурного образа Преподобного Нила Столобенского. Почитается и икона Сергия Радонежского, которая является мироточивой.

Сегодня Тихвинский храм является действующим, и посетить его службы можно в выходные или в праздничные дни.

Изразцовое узорочье притвора Тихвинского храма

Кроме храмов Николы Мокрого и Тихвинского в архитектурном ансамбле присутствует и здание бывшей богадельни.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector