Николай семенович лесков
Содержание:
- Личная жизнь
- Киевские годы
- «Очарованный странник» (1872–1873)
- Учеба Лескова
- Работа в «Шкотт и Вилькенс»
- Литература
- По следам великого писателя
- «На ножах» (1870–1871)
- Бичеватель
- Биография Николая Семеновича Лескова
- Библиография
- Детство и юность
- «Сказ о тульском косом левше…»
- «Соборяне» (1868–1872)
- Лесков — журналист
- «Леди Макбет Мценского уезда» (1864)
- Последний период жизни и творчества Лескова
- «Запечатленный ангел» (1872)
- «Жестокие произведения» о русском обществе
- Проявление истинного таланта
- Вариант 2
Личная жизнь
В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.
Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.
Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова
В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.
Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.
Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова
Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства животных ради пропитания.
Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».
В результате в 1893 г. в России была опубликована такая книга.
Киевские годы
В Киеве юноша поселился у дяди, определился на службу и решил серьезно заняться своим образованием. В те годы практиковалась прекрасная система. Люди, не поступившие в высшее учебное заведение, могли свободно посещать лекции. Николай часто бывал на таких занятиях. Он слушал лекции по истории, увлекся древнерусским искусством, занимался польским языком. Не возбранялись и встречи в студенческих объединениях, где в те годы широко обсуждались общественные проблемы.За эти семь лет (в Киеве Николай находился до 1857 года) он очень хорошо познакомился с различными религиозными направлениями. Среди его знакомых было немало старообрядцев.В 1857 году Николай расстался с государственной службой. Он начал работать на частную компанию, которой руководил муж его тетки – состоятельный английский бизнесмен А. Скотт (в России его называли Шкоттом, а компания именовалась “Шкотт и Вилькенс”). Новая работа давала возможность путешествовать – деловые поездки в разные губернии дали Лескову очень много.
«Очарованный странник» (1872–1873)
Цитата из книги: «Пустяки, — говорит, — ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится».
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл произведений Лескова о русских праведниках, как и «Левша». Идея этого цикла родилась в ходе спора Лескова с Алексеем Писемским, который в своих письмах утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков решил описать несколько праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — всё то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?». Формально «Очарованный странник» похож на житие святого: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями. Но на самом деле это история жизни простого русского мужика Ивана Флягина, с честью вынесшего все тяготы и испытания судьбы.
Учеба Лескова
В 1839 году жизнь почтенного семейства резко изменилась. Отец что-то не поделив с начальством со скандалом ушел со службы, и это заставило Лесковых перебраться на Панин хутор (по другим данным – в деревню с таким же названием).Следователь превратился в то, что сейчас называли бы фермером. Он сам делал всю крестьянскую работу – оказалось, что умеет и пахать, и сеять, и обхаживать фруктовый сад. Кое-какие знания о мире Лесков получил дома. Отец был человеком не особенно образованным (за плечами у него была духовная семинария), но очень умным. И Коля мог сколько угодно наблюдать крестьянскую жизнь – то есть то, что потом станет основной темой его творчества.Как и в любом губернском городе, в Орле была городская мужская гимназия, куда Колю и отправили учиться, когда ему исполнилось девять. Он провел в этом учебном заведении целых пять лет, но курс так и не усвоил — одолел программу двух классов, да и ту с трудом. Почему так произошло, ведь мальчик был вовсе не глупым — не совсем понятно. Историки педагогики видят причину в тогдашней системе обучения.
Рис. 2. Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина. 1888 — 89 гг.
Работа в «Шкотт и Вилькенс»
Настоящей школой для Николая Семеновича стала работа в компании своего английского родственника (мужа тетки) А. Шкотта в 1857-1860 годах (до распада торгового дома). По признанию самого писателя, это были лучшие годы, когда он «много видел и жил легко». По роду службы ему приходилось постоянно странствовать по стране, что дало огромный материал во всех сферах жизни русского общества. «Я вырос в народе», — писал впоследствии Николай Лесков. Биография его – знакомство с русским бытом не понаслышке. Это пребывание в истинно народной среде и личное познание всех тягот жизни, выпавших на долю простого крестьянина.
В 1860 году Николай Семенович на короткое время возвращается в Киев, после чего оказывается в Петербурге, где начинается его серьезная литературная деятельность.
Литература
Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.
Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.
Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».
С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.
Портрет Николая Лескова
В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».
Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький:
После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.
Книги Николая Лескова
Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.
В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.
Роман Николая Лескова «Очарованный странник»
Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.
В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.
Памятник Николаю Лескову
На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.
Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили мужчину в ранг своих наставников.
По следам великого писателя
Н. С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле — постамент из гранита и большой чугунный крест.
А дом Лескова на Фурштадской улице, где он провел последние годы жизни, можно узнать по мемориальной табличке, установленной в 1981 году. По-настоящему память самобытного писателя, не раз возвращавшегося в своих произведениях в родные места, увековечили на Орловщине. Здесь, в доме его отца, открыт единственный в России литературно-мемориальный музей Лескова.
Благодаря его сыну, Андрею Николаевичу, в нем собрано большое количество уникальных экспонатов, связанных с жизнью Лескова: ребенка, писателя, общественного деятеля. Среди них личные вещи, ценные документы и рукописи, письма, в том числе классный журнал писателя и акварели, изображающие родной дом и родственников Николая Семеновича.
А в старой части Орла к юбилейной дате – 150 лет со дня рождения – был установлен памятник Лескову работы Ю. Ю. и Ю. Г. Ореховых, А. В. Степанова. На постаменте-диване восседает писатель. На заднем плане – церковь Михаила Архангела, которая не раз упоминалась в произведениях Лескова.
«На ножах» (1870–1871)
Цитата из книги: «Все жалки, друг мой, все, кто живёт живою душой: так суждено».
Роман «На ножах» автор считал своим наихудшим произведением. Неприятный осадок у Лескова оставили постоянные споры с редактором журнала «Русский вестник», где впервые была напечатана рукопись. Писателя возмущало самоуправство редакции — из-за обильной правки роман не соответствовал его первоначальному замыслу. Не приняли этот роман и читатели: некоторые современники отмечали запутанность авантюрного сюжета и неправдоподобность описанных в нём событий. А после смерти Лескова о романе на долгое время забыли: от советского читателя скрывали ядовитую сатиру на «быт и нравы» социалистов. По сюжету книги нигилист Горданов и его любовница Глафира Бодростина решают убить мужа Глафиры, чтобы получить имущество и деньги.
Бичеватель
Памятник Николаю Лескову в Орле
wikimedia commons
От полной «отмены» во времена СССР его спасала репутация критика российской действительности при царском режиме, коллеги Салтыкова-Щедрина. Во многом этим он ценен и сегодня, когда чиновники так напоминают персонажей «Истории одного города». Читая рассказы и очерки Лескова, не перестаешь удивляться тому, что, за какой текст ни возьмись, все они актуальны, все про сегодняшний день. Печально только, что все это объясняется не столько прозорливостью писателя, сколько тем, что многие вещи повторяются из века в век.
Вот, например, герой рассказа «Бесстыдник» (1877) некий Анемподист Петрович, характеризуемый третьим лицом как «большого ума человек, почти, можно сказать, государственного, и в то же время, знаете, чисто русский человек: далеко вглубь видит и далеко пойдет». Он был интендантом в Крымскую войну и не только не смущался тем, что хорошо заработал тогда на махинациях, обкрадывая солдат, офицеров и государство, но и даже бахвалился этим в обществе.
Тогда как благородного героя повествования разрывает на части от такой наглости, Анемподист Петрович неожиданно укоряет его в том, что он, дескать, «унижает русских». Герой едва не теряет дар речи от такого оборота, а интендант охотно развивает свою мысль. Оказывается, унижение проявляется в том, что «вы изволите делить русских людей на две половины: одни будто все честные люди и герои, а другие все воры и мошенники», и это, оказывается, несправедливо: «Наши русские люди, мне кажется, все без исключения ко всяким добродетелям способны… мы, русские, как кошки: куда нас ни брось – везде мордой в грязь не ударимся, а прямо на лапки станем; где что уместно, так себя там и покажем: умирать – так умирать, а красть – так красть. Вас поставили к тому, чтобы сражаться, и вы это исполняли в лучшем виде – вы сражались и умирали героями и на всю Европу отличились; а мы были при таком деле, где можно было красть, и мы тоже отличились и так крали, что тоже далеко известны».
Воровство из казны преподносится чуть ли не как возложенная свыше миссия. Такого рода логика и такого рода патриотизм выглядит очень современным.
Биография Николая Семеновича Лескова
Родился Николай Семенович за тридцать лет до отмены крепостного права, в 1831 году в Орловской губернии на территории Российской империи.
Подпись: «Господский дом в селе Горохово Орловской губернии. В этом доме родился Николай Семенович Лесков и тут же проведено его детство»
Родители:
Отец некоторое время относился к духовенству, но затем устроился на службу в губернскую уголовную палату. Он занимал должность следователя и имел незаурядный талант к расследованию непростых преступлений.
Мать была из дворянского рода. В возрасте восьми лет Николай вместе с родителями, братьями и сестрами переехал в Панин хутор в окрестностях Кромы. В этой местности он и познакомился с бытом и характером простого русского народа.
Детство и юность
В 1841 г. будущий писатель пошел в школу, где за пять лет смог осилить лишь программу первого и второго классов.
Летом 1847 г. молодой человек стал служить в канцелярии того же суда, где работал его отец. Но на следующий год его отец ушел из жизни. Лесков обратился к руководству с просьбой о переводе его в Киев. Его просьба удовлетворена, и он поселяется в городе у дальнего родственника.
За семь лет пребывания в Украине Лесков в совершенстве овладел не только украинским, но польским языками. Прошел курс философии и религии в Киевском университете. В это время он довольно часто общался со старообрядцами и религиозными паломниками.
Огромное влияние на писателя оказал Журавский со своими идеями отмены крепостного права. На последнем курсе учебного заведения Лесков уходит с государственного поста. Он начинает работать на родственника своей тёти, господина А. Я. Шкотта. Фирма называлась «Шкотт и Вилькенс» и находилась в Пензенской области.
Николай Семенович Лесков
На этом предприятии он получал достаточно средств, чтобы прокормить себя и путешествовать по России. В путешествиях он глубже познавая язык и культуру различных регионов огромной империи. Об этих годах он вспоминает, как о лучших в своей жизни. Лесков написал об этом в «Русском обществе в Париже» под псевдонимом Стебницкий.
После закрытия торговой фирмы Лесков возвращается в Киев и пишет литературные произведения, работает журналистом в «Современной медицине». Там он становится скандальным автором разоблачений государственных докторов. Обвиненный во взятках, он оставил работу.
Санкт-Петербург
Через шесть месяцев Лесков поселяется у своего друга Вернадского. «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно печатают его очерки. Чаще всего его публиковали в журнале «Отечественные записки» не без содействия знакомого публициста из Орловской губернии.
Так, появилась первая большая публикация «Очерки винокуренной промышленности». Журнал «Современник» высоко оценил работы Лескова.
Как писатель Николай Семенович ярко проявляет себя в 1863 г. Из-под его пера выходят «Житие одной бабы», позже – «Некуда». В этих произведениях отчетливо прослеживается сатира над бытом нигилизма. Восхваляется труд простого крестьянина, семейные традиции.
Его параллели легко угадывались в руководстве издательства. Поэтому его работы и он сам получал негативные отклики. В вину ставили его протест демократическим взглядам литераторов того времени, а также его радикальные наклонности.
Многие считали, что он пишет романы по заданию какой-то третьей заинтересованной стороны. Однако сам писатель опровергал эти домыслы. Но более печататься в популярных изданиях не мог. Оставалось только публиковать свои произведения у Каткова в «Русском вестнике».
1881 г. ознаменовался выходом рассказа «Сказ о тульском косом левше и стальной блохе», который сам автор характеризует как неоднозначно добрый. В нем все переплелось, и добро, и зло.
Сразу и непонятно, кто помогает общему делу, а кто все портит. Но Левша был одним из «Праведников» (сборник портретов русских людей, выраженных в ярких персонажах рассказов).
Библиография
Произведения Николая Лескова:
Романы:
- Некуда (1864)
- Старые годы в селе Плодомасове (1869)
- На ножах (1870)
- Соборяне (1872)
- Захудалый род (1874)
- Чёртовы куклы (1890)
Повести:
- Житие одной бабы (1863)
- Леди Макбет Мценского уезда (1864)
- Обойдённые (1865)
- Островитяне (1866)
- Воительница (1866)
- Смех и горе (1871)
- Загадочный человек (1872)
- Запечатленный ангел (1872)
- Очарованный странник (1873)
- На краю света (1875), основана на подлинном случае миссионерской деятельности архиепископа Нила.
- Некрещёный поп (1877)
- Левша (1881)
- Печерские антики (1882)
- Гора (1888)
- Оскорблённая Нетэта (1890)
- Полунощники (1891)
Рассказы:
- Овцебык (1862)
- Павлин (1874)
- Владычный суд (1876)
- Железная воля (1876)
- Праведники (1876)
- Бесстыдник (1877)
- Однодум (1879)
- Шерамур (1879)
- Чертогон (1879)
- Белый орёл (1880)
- Епархиальный суд (1880)
- Кадетский монастырь (1880)
- Несмертельный Голован (1880)
- Русский демократ в Польше (1880)
- Привидение в инженерном замке (1882)
- Тупейный художник (1883)
- Заметки неизвестного (цикл рассказов, 1884)
- Святочные рассказы (цикл рассказов)
- Рассказы кстати (цикл рассказов, 1884–1888)
- Пугало (1885)
- Человек на часах (1887)
- Грабёж (1887)
- Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
- Лев старца Герасима (1888)
- Легенды о совестном Даниле (1888)
- Час воли Божией (Сказка) (1890)
- Пустоплясы (1892)
- Юдоль (1892)
- Административная грация (1893)
- Заячий ремиз (1894)
Пьесы
Расточитель (1867)
031. Лесков. Биография. Произведения.
Детство и юность
Будущий писатель Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в небольшом селе Горохово Орловского уезда. Ни родители, ни предки молодого человека не имели никакого отношения к творчеству. Так, дед будущего литератора был священником в селе Лески, откуда и пошла фамилия.
Николай Семенович Лесков в детстве
Отца писателя звали Семеном Дмитриевичем. Мужчина, следуя родовой традиции, должен был стать духовным лицом. Он получил образование в семинарии, однако идти по стопам предков отказался. Служба священника его совсем не привлекала.
В гневе дед будущего писателя выгнал своего непокорного сына из дома. Молодой человек отправился в Орел, имея в кармане всего пару монет.
Благодаря полученному образованию, а также природным талантам мужчина смог устроиться в местную уголовную палату. Прослыл проницательным и умным следователем и получил дворянский титул. Помимо прочего, давал частные уроки детям аристократии.
Так продолжалось, пока он не встретил свою будущую супругу.
Мать Николая Лескова звали Мария Петровна. До замужества носила фамилию Алферьева. Женщина происходила из дворянского рода. На момент знакомства ей было всего 16 лет, а ему — 40.
Молодой Николай Лесков
Разница в возрасте не помешала браку. Супруги произвели на свет пятерых детей: двух дочерей и трех сыновей. Николай был самым старшим.
Писателю отец запомнился проницательным, умным и необычным человеком. Он был честным и отличался прямотой. Эти качества привели к тому, что у Лескова старшего было немало врагов.
Из-за происков недоброжелателей отец семейства был вынужден оставить службу в городе.
Супруги вместе с детьми отправились в село Панино. Здесь у мужчины было свое имение. Именно тут будущий писатель познавал тяготы народного быта, особенности жизни простого люда.
Отец семейства, будучи человеком деятельным и трудолюбивым, научился пахать землю, сеять, а также трудиться в саду.
Когда подошло время для начала учебы, Николая отдали в Орловскую губернскую гимназию. Формальное образование молодой человек получал с большой неохотой. Преподаватели были невысокого мнения о нерадивом ученике.
Николай Семенович Лесков в молодости
Это заведение Николай посещал целых пять лет. Но засчитали ему только два класса, поскольку он считался неуспевающим. Литературоведы, исследователи советского периода проводили прямую параллель с Некрасовым.
Лесков, талантливый и жадный до знаний молодой человек, просто не вписывался в тогдашнюю систему образования с ее зубрежкой и механическим пересказыванием материала. Что и стало причиной проблем с учебой.
Формальное образование получить не удалось. Когда подошло время, молодой человек начал работать. В 1847 году под протекцией отца Николая взяли писцом в Орловскую палату уголовного суда, где работал и сам Лесков старший.
Спокойное время продолжалось совсем недолго. Всего через год Семен Дмитриевич скончался. Его жизнь унесла холера, от которой в то время спасения не было. Словно этого было мало, судьба преподнесла еще один сюрприз: имение отца полностью сгорело вместе со всем имуществом.
В 1849 году Лесков получил приглашение от дяди по материнской линии. Родственник решил помочь племяннику и позвал того в Киев. Недолго думая молодой человек отправился в город. На новом месте он устроился в казенную палату, стал чиновником.
Эта работа как нельзя лучше подошла любознательному Лескову. По роду службы он нередко ездил по мелким селам, уездам, городам, наблюдал за жизнью простых людей.
Юный Лесков
Свободное от работы время Николай Семенович использовал для самообучения. Он много читал, занимался своим образованием. Наверстывал то, что не получил в ранние годы. В период работы молодой человек жил у своего дяди, Сергея Алферьева.
Старался Лесков обучаться и у других. Он посещал местный университет, осваивал польский язык, интересовался иконописью и богословием. Много времени проводил в беседах с религиозными деятелями. Причем не только официального толка.
Лесков с удовольствием слушал мнение старообрядцев и даже сектантов, отступников от единой веры.
В 1857 году Николай Семенович бросает прежнюю работу и устраивается в компанию супруга родной тетки, англичанина А. Скотта. Она называлась «Шкотт и Вилькенс». По воспоминаниям самого писателя, это была организация, которая жадно эксплуатировала все, до чего могла дотянуться.
Благодаря службе тут мужчина приобрел знания в разных областях промышленности, экономики и хозяйства. И вновь по роду работу, будучи агентом, он много путешествовал по всей стране.
Николай Семенович Лесков
В этот же период у него возникали мысли заняться литературной деятельностью. Вскоре туманное намерение превратилось в реальную практику.
«Сказ о тульском косом левше…»
Пожалуй, самым ярким образом, созданным писателем, стал Левша, нарисованный в произведении, жанр которого – цеховая легенда — определил при первой публикации сам Лесков. Биография одного навсегда стала неотделимой от жизни другого. Да и писательскую манеру писателя чаще всего узнают именно по рассказу об умелом мастере.
Многие критики сразу же ухватились за версию, выдвинутую писателем в предисловии, что это произведение — всего лишь пересказанная легенда. Лескову пришлось писать статью о том, что на самом деле «Левша» – это плод его фантазии и долгих наблюдений за жизнью простого человека
Так кратко Лесков смог привлечь внимание к одаренности русского мужика, а также к экономической и культурной отсталости России второй половины девятнадцатого века
«Соборяне» (1868–1872)
Цитата из книги: «Вера — роскошь, которая дорого народу обходится».
«Соборяне» — роман-хроника о судьбе и смерти трёх героев: протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Изначально произведение называлось «Чающие движения воды. Романическая хроника». На этом жанровом определении Лесков очень настаивал. В письме к редактору журнала «Отечественные записки» писал: «Усердно прошу Вас… в объявлении при следующей книжке не печатать “большое беллетристическое произведение”, а объявить, прямо… “Романическая хроника” — “Чающие движения воды”, ибо это будет хроника, а не роман. Так она была задумана, и так она и растет по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся». Произведение действительно оказалось новаторским, с него начался поворот Лескова к славянофильству и русской религиозной теме. В «Соборянах» он описывал жизнь православного духовенства, подчёркивал недостатки русской церковной жизни, но делал это всегда с добротой.
Лесков — журналист
О том, были ли у Лескова какие-то литературные опыты в гимназические годы и даже во время, когда он активно посещал университетские занятия, практически ничего не известно. Начало его творческой деятельности принято относить к тому периоду, когда он по делам фирмы ездил по всей стране. Он столько всего увидел и узнал, что не рассказать об этом было просто невозможно.Начало литературной карьеры совпало с очередным переездом – Лесков обосновался в Пензе, где работал в филиале той же торговой фирмы. Первыми его произведениями были газетные статьи, в частности, о винокуренной промышленности. “Отечественные записки” такие материалы охотно брали. В материале говорилось о проблемах земледельцев. Статья имела грандиозный успех, как, впрочем, и целый ряд других, а работа о коррупции в медицинской среде вызвала серьезный скандал и служебное расследованию. Не меньший шум вызвала и его статья о пожарах 1852 года, напечатанная в “Северной пчеле”.В начале 60-х гг. торговый дом, где работал Лесков, прекратил свое существование. Надо было думать о дальнейшей судьбе. Николай Семенович решил профессионально заняться журналистикой и литературой, чему немало способствовал успех его первых публикаций. Лучшим местом для этого была столица. Его статьи охотно брали “Северная пчела”, не отказывалась и “Русская речь”, и другие издания. В эти годы он редко подписывался собственным именем.
«Леди Макбет Мценского уезда» (1864)
Цитата из книги: «Не всё дорога идёт скатертью, бывают и перебоинки».
«Леди Макбет Мценского уезда» могла стать началом цикла о характерах русских женщин, позже Лесков планировал написать очерки: «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако этих произведений автор так и не написал, в том числе из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось их опубликовать, закрылся. Главная героиня «Леди Макбет Мценского уезда» — молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова, которая тяготится «неволей» и застывшим, предопределённым укладом купеческой семьи.
Последний период жизни и творчества Лескова
В 1881 году Лесков написал, пожалуй, свое самое знаменитое произведение – “Левша”. Именно этот сказ считается вершиной его творчества, где неповторимый стиль писателя проявился во всем блеске. Но в целом же рубеж 70-80-х годов был временем очень тяжелым во всех смыслах. Редакции не брали его произведения. Он устроился на государственную службу – на сей раз в Министерство просвещения, где должен был рекомендовать или не рекомендовать к школьному чтению современные книги. Платили за это гроши. Положение слегка улучшилось, когда Лесков начал писать детские рассказы – их-то охотно брали все.Он пытался напечатать очередную великолепную повесть – “Очарованный странник”. Это не удалось. Но все же вышел сборник рассказов “Праведники”.В 90-е гг. Лесков снова занялся публицистикой. К этому времени относятся рассказы “Пугало”, “Зверь” и целый ряд других. Каждый его очерк вызывал скандал. Особенно шумной оказалась реакция на антиклерикальный памфлет, за что писатель с треском вылетел из Министерства народного просвещения. Впрочем, незадолго до кончины ему все же удалось в какой-то степени разобраться с финансами. На рубеже 80-90-х годов вышло полное собрание его произведений. После этого он писал реже, но гораздо злее, в чем сам признавался. Это были повесть “Полунощники”, рассказы “Зимний день”, “Загон”, “Юдоль” и некоторые другие.Смерть настигла писателя 21 февраля 1895 года (или 5 марта по новому стилю). Произошло это в Петербурге. Похоронен он там же, где и многие литераторы – на Волковом кладбище
«Запечатленный ангел» (1872)
Цитата из книги: «Всякого спасённого человека не ефиоп ведет, а ангел руководствует».
Повесть Лескова «Запечатленный ангел» про чудотворную икону и присутствие Бога в мире впоследствии была признана одной из лучших вещей автора. В ней есть и отзвуки древнерусских «хождений», и знаменитый лесковский «сказ». Повесть появилась в результате заинтересованности автором иконописью, которая в то время находилась в состоянии упадка. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке, потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях». Тем не менее, по требованию издателя концовку произведения всё равно пришлось изменить, сделав более «нравоучительной».
«Запечатленный ангел». Фрагмент обложки книги
«Жестокие произведения» о русском обществе
Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет о в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».
Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский. Николай Лесков писал Льву Толстому: «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».
В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами.
В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин. Николай Лесков умер два года спустя — в Петербурге от приступа астмы. Его похоронили на Волковском кладбище.
Проявление истинного таланта
Только пройдя через многочисленные обвинения, порой доходившие до прямых оскорблений, смог обрести настоящего читателя Н. С. Лесков. Биография его делает крутой виток в 1872 году, когда печатается роман «Соборяне». Главная его тема – противостояние истинной христианской веры казенной, а главные герои – священнослужители старого времени и противопоставленные им нигилисты и чиновники всех рангов и областей, включая церковных.
Этот роман стал началом создания произведений, посвященных русскому духовенству и хранящим народные традиции поместным дворянам. Под его пером возникает мир гармоничный и самобытный, строящийся на вере. Присутствует в произведениях и критика негативных сторон сложившейся в России системы. Позже эта особенность стиля писателя все-таки откроет ему дорогу в демократическую литературу.
Вариант 2
Мастерством языка Лескова восторгались не только поклонники его таланта, но и недоброжелатели. Но для того чтобы понять произведения писателя, обратимся к страницам творческого пути Николая Семеновича.
Лесков родился в 1831 году в Орловской губернии. У своих родителей он был первенцем и его лелеяли и баловали. В возрасте 8 леи Николай переезжает с семьей в Панино, где с полной свободой живет на всем хуторском приволье, набираясь подлинного знания жизни и быта народа. В 1841 году будущий писатель поступил в 1 класс гимназии в Орле. Он изучил там прекрасно иностранные языки и с отличием сдал священную и церковную историю. Но он не смог сдать экзамены за 3 класс и оставил данное учебное заведение. Покончив с этой учебой, Лесков легко устраивается работать в уголовную палату писцом, где знакомится с основными законоположениями и делопроизводством.
В возрасте 18 лет его назначают помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. А в 1849 году он едет в Киев и служит там. Такой переезд сыграло решающую роль во всей дальнейшей судьбе Лескова. Он всегда наблюдал за украинскими обычаями и характером отношений между людьми. Это ярко сказалось на его творчестве.
На протяжении всей литературной деятельности он берет картины и з своих наблюдений. Общение с передовыми киевскими профессорами позволило писателю ознакомиться философскими и социологическими науками. Так, в 1860 году появилась его первая статья «Очерки винокуренной промышленности». Но Лескова манит Петербург. Приехав данный город через год, он с удовольствием посещает заседания общества Вернадского и начинает сотрудничать с газетой «Северная пчела». У писателя появляются один за другим его работы. В августе 1863 года издается сборник «Три рассказа Стебницкого». Далее печатается роман «Некуда». Вслед за ним публикуется рассказ «Леди Мценского уезда», говорящий о том, что писатель подходит к своему труду по-своему, независимо от требований времени.
Писатель неоднократно пытался разобраться, что происходит с Россией. Подтверждением служит роман «На ножах», который был напечатан вместе с произведением «Бесы» Достоевского. В книге Лесков рассказал читателю о потерянной вере, о пренебрежении к вечным жизненным темам, и об искушении, которое преследует человека всю его жизнь. В одном из совершеннейших работах «Очарованном страннике» Николай Семеновича образе Флягина показал нам богатырскую силу, безбрежное жизнелюбие русского человека. В последние годы своей жизни он работает над полным собранием сочинением в 12 томах, последний из которых был опубликован лишь через год после его кончины. Сам же писатель умер в 1895 году в Петербурге.