Казанский женский монастырь в ярославле
Содержание:
- Казанский монастырь в Рязани
- Современное состояние Толгской святыни
- Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря
- История основания
- Как добраться до Казанского монастыря
- Как доехать до Толгского Свято-Введенского монастыря
- Фото и описание
- Новое время
- Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря
- История основания
- Жизнеустроение монастыря
- Что посмотреть
- Как добраться до Казанского монастыря
- История образования монастыря
- Алексеевский монастырь
- История образования монастыря
- Каменный монастырь, человеческий образ
- Успенский собор
Казанский монастырь в Рязани
Казанский женский монастырь основан в Рязанском кремле в XVI веке. Место было выбрано не случайно: считается, что здесь явилась чудотворная икона Божией Матери Казанской, в честь которой и освятили построенный монастырь.
На современное место (между нынешними улицами Фурманова и Затинной) Казанская обитель перенесена в 1768 году, обосновалась при Вознесенской церкви.
На протяжении XIX века обитель развивалась, обзавелась больницей и училищем. Обветшавшую Вознесенскую церковь заменил Казанский собор, освященный в 1870 году. Тогда же были возведены и освящены церковь Варвары Великомученицы и колокольня. К 1972 году на территории обители, ставшей монастырем первого класса, находилось и использовалось насельницами порядка 40 служебных зданий, среди которых имелись в том числе библиотека и своя пекарня. Территория была окружена каменной оградой, включала также кладбище.
Вскоре после революции 1917 года обитель была разорена и ликвидирована. В стенах некогда процветавшего монастыря разместился концлагерь, позднее в храме обосновался клуб красноармейцев. В следующие годы историческом комплексе монастыря базировалась колония для беспризорников, пошив одежды для военных. В первые советские годы почти полностью разобраны стены и башни монастыря, разрушен некрополь, церковь Варвары отдана под жилье, а прочие храмовые и хозяйственные постройки стояли заброшенными и быстро ветшали. Историческое здание Казанского собора спасло только размещение в нем архива по просьбе историка С. Д. Яхонтова.
Рязанской епархии комплекс монастыря возвращен в конце 2005 года, и первое богослужение в возрожденном соборном храме состоялось почти год спустя.
Купольный крест монастыря освящен 20 июля 2007 года. С октября 2007 года работает монастырское женское училище.
В монастыре хранится несколько почитаемых православных святынь, в том числе чудесно явленная Чудотворная Казанская икона Божией Матери, частицы мощей Симона Кананита, Любови Рязанской, Петра и Февронии Муромских.
Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения — дважды в день в будни и по субботам, трижды — в воскресенье и церковные праздничные дни.
Расписание богослужений в Казанском монастыре в Рязани
Как добраться до Казанского монастыря в Рязани
Доехать до Казанского монастыря в Рязани получится на автобусах, троллейбусах и маршрутках до остановки «Площадь Свободы», затем менее 400 метров пешком до краснокирпичного монастыря (основной вход — со стороны улицы Затинной).
Пешком недалеко и от Рязанского кремля — чуть больше километра. Совсем близко и от Приокского автовокзала (тем, кто едет в монастырь издалека) — полтора квартала или 500 метров пути.
Монастырь на панорамах Google Maps (вид с Затинной улицы)
Видео о Казанском монастыре в Рязани
Современное состояние Толгской святыни
Теплый Крестовоздвиженский храм стал основным хранителем христианских святынь обители. В нем можно поклониться Толгской иконе Богородицы и помолиться у раки со святыми мощами Святителя Игнатия, святым Киево-Печерской лавры и другим.
Подклеть храма украшает церковь святой Варвары, построенная в честь 1700-летия смерти мученицы. Там же находится библиотека обители.
Введенская церковь считается летней, в зимнее время там богослужения проводятся редко. Постройки этого храма датируются 1683-1690 годами, сбереглась даже монументальная табличка с датой освящения храма в честь праздника Введения во храм Богородицы.
Интерьер Воздвиженской церкви Толгского монастыря
Из-за своей малой вместимости в Спасской и Никольской церкви, расписанных руками самих монахинь, не часто проводятся богослужения.
На заметку! Юго-восточную часть Монастырского подворья украшает знаменитая кедровая роща, благодаря которой Толгская обитель считается самой благоустроенной среди подобных монастырских строений.
Предание гласит, что кедровая роща появилась в XVI столетии. Для питания деревьев водой были вырыты пруды, которые в настоящее время засохли. Посаженные полукругом в 2 ряда кедры образовали высокую стену.
Монахини с любовью насаждают в саду дорогостоящие растения и цветы, создавая настоящий заповедник.
В 1893 году этим садом был очарован будущий царь Николай Второй.
Внимание! В настоящее время попасть в кедровый рай можно только с экскурсией, для всех желающих кедровая роща открыта один день в году, 21 августа, дата, когда была явлена Толгская икона Божьей матери. Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю
Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:
Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю. Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:
- 13 мая 1993 года — молебен в Свято-Введенском храме у раки святого Игнатия;
- 17 декабря 1993 года — литургия в церкви святой великомученицы Варвары в день ее поминовения;
- 21 августа 1994 года — Торжественная литургия в честь 680-летия монастыря;
- 21 августа 1997 года — 10-летие церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста и освящение креста для нее.
Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря
Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.
В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.
История основания
Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область
На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.
В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:
- два келейных корпуса;
- больница;
- кухня;
- трапезная;
- просфорня;
- баня;
- хозяйственные постройки.
Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.
Дореволюционное развитие
Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:
- храм Казанской иконы Божией Матери;
- церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
- церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
- Надкладезная часовня.
Историческое фото монастыря в начале ХХ в. К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.
1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.
Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.
Советское время
С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.
На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.
Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.
Как добраться до Казанского монастыря
Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.
Как доехать до Толгского Свято-Введенского монастыря
Обитель расположена в поселке Толга, на пологом левобережье Волги.
На автомобиле. Из столицы к Ярославлю ведет федеральная трасса М8. При подъезде к городу, нужно свернуть с нее на объездную дорогу и при движении ориентироваться на дорожные указатели к Вологде. Немного не доезжая до Вологодской трассы, сразу за автомобильным мостом, необходимо повернуть по указателю в сторону обители.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От ж/д вокзала в Ярославле на троллейбусе первого маршрута нужно подъехать до остановки «Красная площадь» и там сделать пересадку на автобус № 21 или маршрутки №№ 93, 96. Любой из этих видов общественного транспорта доезжает до остановки «ул.Железнодорожная села Толгоболь».
Некрополь
Оттуда к монастырю добираются пешком – около получаса. Летом от городской пристани до поселка Толга за 40-45 мин. можно подъехать на теплоходе. Кроме того, до обители удобно приехать на такси.
Фото и описание
Казанский монастырь расположен в Ярославле, на Первомайской улице. Он был основан в 1610 году. Начало обители было положено возведением деревянного Казанского храма недалеко от городского Земляного вала. Первые насельницы – 72 монахини из уничтоженного польско-литовской армией в 1609 году Рождествобогородицкой женской обители, находившейся в Ярославле около Спасо-Преображенского монастыря.
Каменный Казанский собор появился в 1649 году, спустя чуть более 20 лет (1672 год), здесь был освящен придел во имя святой Параскевы Сербской, а в 1673 году был освящен и сам собор. В 1680 году храм внутри был украшен стенной живописью. Через 4 года к собору была пристроена каменная трапезная, а над входом появилась шатровая колокольня. В конце XVIII века при соборе был освящен теплый храм в честь Нерукотворного Образа Спаса.
В 1658 году Казанский монастырь серьезно пострадал во время сокрушительного городского пожара.
В 1766 году обитель была обнесена каменной стеной с надвратным Иоаннопредтеченским храмом. В период с 1808 по 1817 годы здесь появились настоятельские покои, а на смену деревянным келейным корпусам пришли каменные. В 1818 году была возведена новая монастырская стена с четырьмя башнями по углам и тремя воротами. В 1820-1828 годах на территории монастыря появилась теплая одноглавая церковь Покрова Богородицы с четырехъярусной колокольней над воротами с восточной стороны.
В 1835-1838 годах в соборном храме велись работы по его переустройству, а в 1845 году он был освящен во имя иконы Казанской Божией Матери. Ходом работ руководил губернский архитектор П.Я. Паньков. Массивный собор выстроен в позднеклассическом стиле. Колонны и полуколонны оформляют не только входы в собор и участки между окнами, но и главы в форме восьмиугольных башен. Собор был украшен росписью в 1840 году артелью под управлением Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.
В 1878-1881 годах при игуменьских покоях была построена одноглавая домовая Сретенская церковь.
Во владении монастыря находилась часовня на Красной (бывшей Семеновской) площади в Ярославле. В северо-восточной башне обительской стены была устроена вторая часовня. Третья часовня располагалась с 1869 года в Рыбинске на земле, принадлежащей монастырю.
В XVII столетии содержание Казанской обители осуществлялось на доходы от таможенных пошлин в городе. В начале XX века в 9 корпусах (1 – из дерева, 8 – из камня) проживало более трех сотен насельниц. Содержанием из казны были обеспечены игуменья, 2 диакона, 40 иноческих вакансий. Здесь действовали иконописная и золотошвейная мастерские, церковно-приходская школа.
Казанский монастырь владел приобретенными и пожертвованными землями и домами в Ярославле и Ярославском уезде, мукомольной мельницей на реке Лахость, сдававшейся в аренду, а также домом в Рыбинске. За Волгой, на монастырской земле, в 1891-1894 годах была сооружена Тихвинская церковь, при которой было устроено кладбище. При церкви находилась богадельня.
В 1918 году Казанский монастырь был закрыт, а оставшиеся монастырские здания использовались под совсем иные функции. И лишь спустя 80 лет, в 1998 году, монастырь был вновь открыт. В 2001 году в Казанском соборе были возобновлены богослужения.
С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи Митрополита Ярославского и Ростовского – святителя Агафангела (Преображенского), причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских.
Новое время
1918 год — обитель упразднена, старицы отправлены в Толгский монастырь, имущество экспроприировано, чудотворный образ — утерян…;
1919 – 1922 годы — монастырь превращён в концентрационный лагерь;
1928 год — в соборе размещён Госархив Ярославской области;
1930 год – по наше время — в Покровской церкви размещают библиотеку, а затем планетарий и колледж;
1988 год — монастырь восстановлен в своём статусе.
Как только монастырь открыли, ему передали новый список с чудотворный иконы, сделанный монахинями перед самым закрытием. Словно предчувствуя годину, старицы сохранили для храма и прихода, для города чудотворный лик, вдохновлявший ярославцев на победы.
В 2000 году монастырю переданы мощи святителя Агафангела, который был причислен к лику святых и новомучеников российских. Позже возобновились и богослужения в соборе, в 2002 году — крёстный ход, с 2006 года началось обучение в первой православной гимназии, названной в честь Игнатия Бренчанинова. Занятия в гимназии проводят и по мирским наукам, и по православным, а в роли учителей — священники, доктора и кандидаты разнообразных наук, специалисты в разных областях знания.
Теперь при возрождённом и действующем монастыре открыта регентская школа для образования регентов, уставщиц и псаломщиц для нужд епархий Ярославля и прочих городов.
Адрес: г. Ярославль,ул. Первомайская, 19-а.
Карта расположения:
← Церковь Сретения Господня в Депутатском переулке | Храм Богоявления Господня → |
Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря
Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.
В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.
История основания
Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.
Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, Тверская область
На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.
В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:
- два келейных корпуса;
- больница;
- кухня;
- трапезная;
- просфорня;
- баня;
- хозяйственные постройки.
Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.
Дореволюционное развитие
Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:
- храм Казанской иконы Божией Матери;
- церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
- церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
- Надкладезная часовня.
Историческое фото монастыря в начале ХХ в. К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.
1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.
Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.
Советское время
С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.
На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.
Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.
Жизнеустроение монастыря
Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.
Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год. В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами. В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.
Что посмотреть
Посетители монастыря попадают на его территорию через массивные ворота, увенчанные двумя башнями
Стоит обратить внимание на старинные двери и крепостные стены толщиной несколько метров — монастырь служил не только религиозным нуждам, но и в случае необходимости должен был выдержать осаду неприятеля. Верхний ярус перекрыт крытой галереей
Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (17 век) — главное здание монастыря. В интерьерах — великолепные росписи; также здесь ценные иконы в иконостасе
Обратите внимание на пять светлых, летящих главок и трёхъярусную колокольню. Часовня-киот Толгской Божией Матери расположена в зарослях кедра: по преданию, именно здесь произошло чудесное явление
А сама обретённая икона размещена в Крестовоздвиженской церкви.
В числе других интересных строений монастыря церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного, часовня Трифона (где покоятся мощи основателя монастыря), часовни Александра Невского и Пресвятой Богородицы.
Помимо поклонения Толгской иконе, паломники спешат прикоснуться к мощам святителя Игнатия. 21 августа по новому стилю в монастыре отмечается праздник Толгской иконы Богоматери.
Как добраться до Казанского монастыря
Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.
История образования монастыря
Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.
Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.
Икона Казанской Богоматери
В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.
Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.
Церковь Рождества Христова
После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.
А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.
Алексеевский монастырь
Рекомендовать место
2
2
Монастырь появился в 1371 году благодаря Московскому митрополиту. Он дал поручение иноку Андриану, чтобы тот нашел достойное место. Небольшой холм, сразу на въезде в Ярославль, показался монаху самым удачным. Строительство деревянного монастыря заняло считанные месяцы. По окончанию властями города было решено сделать его еще и передовым постом перед Ярославлем.
Белые стены из камня монастыря воздвигли в XVI веке. В период нашествия польско-шляхетских войск обитель разорили и сожгли. Ходят легенды, что за непокорность и нежелание сотрудничать с завоевателями некоторых монахов заживо закапывали в землю. Память о погибших увековечили строительством Успенской церкви. Ее прозвали Дивной за необычайную архитектуру. Храмовые главы выглядят как трезубец. С парадного входа к зданию примыкает резное крыльцо. К церкви пристроена трапезная.
Рядом с Церковью Успения Пресвятой Богородицы в 1681 году построили Церковь Иоанна Предтечи. Тоже не менее красивую.
История образования монастыря
Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной
на казанском пепелище1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.
Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову
, который приобрел ее список и привез его в городРоманов (ныне Тутаев)в 1588 году . Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.
Икона Казанской Богоматери
В начале 17 века
, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный полякамиЯрославль . Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходскомХраме Похвалы Богоматери. Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.
Церковь Рождества Христова
После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару
с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходитв 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называетсяЯрославская-Казанская . А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.
А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители
, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.
Каменный монастырь, человеческий образ
К завершению XVIII века обветшали и полуразрушились не только деревянные строения монастыря, но и каменные: даже каменная ограда «обросла деревами» и готова была упасть.
Потому начинаются долгие (монастырь не богат), но масштабные перестройки в камне. С 1770 года по середину XIX века обновлено почти каждое строение обители — келейные корпуса, ограда, которую по-старому возводят с башнями по углам. Сооружены новые церкви — Покровская и Сретенская.
Перестроен и храм под надзором губернского архитектора П. Панькова по проекту архитектора Мельникова. Освящение храма во имя Казанской иконы Божьей Матери состоялось в 1845 году. Собор с его строгим, величественным обликом, восьмиугольными башнями глав, сухим, монотонным ритмом колоннад — памятник эпохи позднего классицизма. Расписывала собор артель Медведева.
Площадь монастыря в лучшие годы равнялась целому кварталу, границами которого были нынешние улицы Трефолева, Первомайская и площадь Волкова (ранее — Театральная). Казначейство города выплачивало в год на содержание обители и жалование сёстрам 337 рублей и 42 копейки.
Однако монастырь не бедствовал: там выпекали мастерски разнообразные просфоры, работали иконописная и золотошвейная мастерская. Изделия последней были столь великолепны, что были отправлены на Всемирную выставку в Париже и получили диплом. Другой славой монастыря стал хор, насчитывавший до 200 человек.
Открыли при монастыре и школу, где в начале ХХ века обучали 63 девочки.
1910 год во многом стал для монастыря особенным. В него обитель отметила 300 лет от года создания, а юбилейное богослужение провёл архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий патриарх.
Успенский собор
Успенский собо — кафедральный православный храм Ярославской епархии. Находится на Стрелке Волги и Которосли. Восстановлен по новому проекту в 2004—2010 годах; строительство приурочено к 1000-летию Ярославля. Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.
В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.
Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.
Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.
В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.
Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.
Возврат к списку