Церковь святой великомученицы варвары москва
Содержание:
История храма Святой Варвары в Кутна-Горе
Храм Святой Варвары строился несколько веков. Его возведение началось еще в 1388 году, а завершилось только в 1905 году. Интересно то, что строительство собора Святой Варвары было инициировано не религиозной организацией, а местными богачами, которые хотели отделиться от монастыря, являющегося местным религиозным центром. Город Кутна-Гора во времена своего расцвета не уступал в богатстве самой Праге. Вечная конкуренция между городами сказалась и на соборе: горожане хотели, чтобы собор в их город получился не хуже пражского собора Святого Витта. Поэтому, совсем неудивительно, что для строительства храма в Кутну-Гору был приглашен архитектор Ян Парлерж Младший, отец которого создал этот самый знаменитый собор Святого Вита.
Кутна-Гора обрела свое богатство за счет серебряных рудников, и, название храм получил в честь покровительницы горняков Святой Варвары.
Кстати, с горняками связана легенда об истории возникновения храма. Легенда гласит, что однажды трех горняков завалило в шахте, и один из них начал молиться Святой Варваре, чтобы она даровала ему год жизни на благое дело. Молитва была услышана, и горняк посвятил год тому, что начал строить храм.
Строительство храма было прервано на целых 60 лет из-за гуситских войн, и, затем оригинальный дизайн был изменен. Изначально планировалось, что собор будет значительно больше (как минимум, в два раза), чем он в итоге был построен. Такое отклонение от первоначального плана было связано с тем, что рудники стали приносить меньше прибыли, а финансирование строительства полностью зависело именно от них.
В 1485 году одна из часовен собора была куплена аристократом Михалом Смишеком и была украшена на его вкус. Так, в соборе возникла фреска, на которой господин Смишек изображен у алтаря вместе со своей семьей. С 1588 до 1884 года незаконченный собор простоял, обнесенный стеной. В последующие века во внешний вид собора вносились изменения в стиле барокко и неоготики, что привело к тому, что здание стало выглядеть поистине величественным и неповторимым. Так, например, иезуиты открыли новую страницу в жизни храма, внеся в нее элементы стиля барокко и подчеркивая величие католической церкви.
В середине XX века была начата реставрация собора Святой Варвары, в ходе которой было открыто много интересных фактов о технике строительства, а также имена художников, зодчих и других мастеров, участвовавших в его создании.
В 1995 году Собор Святой Варвары был признан национальным памятником культуры и в этом же году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Путеводная звездочка веры
С давнего времени Великомученица Варвара была одной из самой любимых в народе святых.
…Она была совсем юной, эта девушка, жившая на рубеже III и IV веков в Малой Азии, но история ее настолько поразительна, что не забылась и спустя столетия, ее знают во всех уголках христианского мира. Необыкновенно красивая, не нуждавшаяся ни в чем, воспитанная в неге и роскоши, Варвара была дочерью одного из влиятельных правителей — Диоскура, но, узнав о Христе, приняла Его учение всем сердцем и с легкостью сумела перешагнуть через все блага мира ради того, чтобы быть достойной призвания христианки.
На ее долю выпало тягчайшее испытание: за отказ отречься от евангельского учения и принести поклонение ложным богам Варвару подвергли жесточайшим пыткам, не пощадив ни возраста, ни девичьей нежности. Ей пришлось выдержать такие истязания, какие мог бы вынести не всякий мужчина. Девушку избивали воловьими жилами, жгли ее тело огнем, строгали железными когтями, сорвав с нее одежды, влачили по городу… Но, наверное, тяжелее физических и нравственных мук от оскорбленной чистоты была боль за отца. Главным гонителем и истязателем Варвары стал самый близкий для нее человек!
В наставлениях нашего современника – известного афонского старца Иосифа Ватопедского есть одно наблюдение, позволяющее глубже понять историю этой святой и ту страшную метаморфозу, которой подверглась естественная родительская привязанность: «Когда нет воздержания и любви духовной, от чувств рождаются страсти». Ведь отец любил свою дочь больше всего на свете, заботился о ней, берег и помышлял о выборе для нее достойного жениха, однако непреодолимым «порогом» стал вопрос о вере. Неосвященное истинной любовью, любовью во Христе, чувство отца Варвары буквально распалось под действием страстей и заблуждений. Теплота обратилась в безудержную ненависть, родительское попечение – в неумеренное властолюбие, ласка – в неистовое преследование.
Ее же чувство, укрепляемое верой и любовью к Господу, напротив, возросло стремительно, набрало силу и простерлось до вершин христианского подвига – до готовности отдать жизнь за Того, Кто был воплощенной Любовью. Под пытками она страшилась уже не боли, а только отступления от Истины, боясь выронить путеводную звездочку веры, и Господь придал ей силы. Едва повзрослевшая девочка проявила в земной битве со злом столько же мужества, сколько закаленные в походах римские легионеры, принимавшие христианство и предпочитавшие смерть участию в языческих культах.
Святая великомученица Варвара
Святая Великомученица Варвара традиционно была одной из самых любимых и почитаемых святых. Если в традиционном обществе христиан поражала в первую очередь крепость ее веры, то в новом мире с преобладанием материальных ценностей, засияла еще одна грань ее образа – бескорыстие и та решительность, с которой она перешагнула через земные блага. Неслучайно это выбрал в качестве главной темы для проповеди, посвященной этой великой святой, известный духовный наставник нашего времени – архимандрит Тихон (Агриков). Вот, что он пишет:
«Мы предельно высоко ценим то, что святые мученики, преподобные, праведные считали за бесценок. <…> Вот перед нами святая девица – великомученица Варвара. Она облачена в драгоценные одежды, на ее груди и руках – золотые ожерелья, славно и знатно имя ее. “Нет, — говорит она, — все это пустое, ничтожное, совершенно бесценное”. Она снимает с себя украшения и бросает их на землю. “Христос мой, — говорит она, — дороже, безмерно ценнее, лучше. А все это — прах”. И она умирает за Христа – Спасителя. <…> А сегодня, что делает наша девица? Она говорит: “Нет, то, что Варвара бросила, это действительно ценность. Это действительно богатство и сокровище. Ради этого всего я и живу”. “Вот дура”, — говорит она о святой девице, — зачем она променяла драгоценности на Христа?” И бросается, несчастная, и жадно хватает брошенное Варварой. Надевает все это на себя и считает себя истинно счастливой <…> А Христос остается осмеянным».
Архимандриту Тихону пришлось жить в тяжелое для нашей Церкви время – гонений за веру и последующего давления. Вот почему история Святой Великомученицы Варвары имела для него особое значение и как пример адамантного свидетельства перед лицом явных испытаний, и как образец духовной собранности тогда, когда явной опасности нет, однако человек стоит перед выбором: пойти ли вслед за Христом, узким, тернистым путем, или подчиниться условиям мира?
Не можем не сделать
Победителем конкурса на восстановление Варваринской церкви стала петербургская компания, но фактически выполнять работы будет архитектурно-реставрационный центр «Заонежье», директором которого как раз таки и является Виталий Скопин. Его организации государственный заказ передан на субподряд. По словам специалиста, разбор уже частично собранной в Типиницах колокольни и перевозку церкви на новое место реставрации в госконтракт не включены и оплачены не будут, но, как отметил Виталий Скопин, «мы не можем этого не сделать».
Фото: Пресс-служба музей «Кижи»
По оценке директора «Заонежья», удастся сохранить примерно половину подлинного материала храма и немного больше – колокольни. Завершить работы в следующем году, как предполагается условиями контракта, будет невозможно. Реставраторы обсуждали сроки с руководством дирекции федерального Минкульта и пришли к выводу, что восстановить памятник удастся не раньше мая 2021 года.
Тем временем предыдущий подрядчик – ООО «ПГС II», договор с которым заключили год назад, перебрал и просушил брёвна, часть храма ему долго пришлось искать по деревне. Некоторые из недостающих элементов были от уже частично собранной колокольни, поэтому подклет пришлось разбирать и собирать заново.
Реставраторы «ПГС II» смогли также поставить сруб церкви, но неудачно: ошиблись в заливке фундамента. Поэтому сруб снова придётся разбирать, но дело ещё и в том, что брёвна покрылись плесенью и местами стали прорастать мхом. В результате ещё одна часть подлинного материала пойдёт под замену – заражённая разрушительными мицелиями долго она не протянет. Пока что Варваринская церковь в разобранном виде лежит под открытым небом в Типиницах.
Что посмотреть
Костел Святой Варвары стоит внимательно рассмотреть и снаружи, и внутри. Это сооружение монументально, и чтобы увидеть его целиком понадобится отойти на приличное расстояние
Подойдя к храму, обратите внимание на большое количество башенок и арок и фасады, выполненные в стиле неоготики
Толстые стены собора Святой Варвары будто пронизаны многочисленными окнами, через которые свет льется в храм и наполняет его совершенно особой красотой.
Обязательно зайдите внутрь собора, ведь его интерьер непременно нужно увидеть. Вы увидите фрески на различные темы, в том числе, повествующие о жизни шахтеров. Ведь недаром представители этой профессии имели прямое отношение к строительству храма. В соборе можно найти даже статую шахтера. Разумеется, большая часть фресок отражает религиозную тематику
Кроме фресок, обратите внимание на такие элементы храма, как пастофорий XVI века, цветные витражи на окнах, резные скамьи орган. В самой высокой части собора находятся скульптуры мифических существ, изображения из жизни флоры и фауны
В собор можно прийти не только полюбоваться филигранной работой мастеров, но и послушать органный концерт, которые здесь проводятся регулярно благодаря отличной акустике.
При входе в храм советуем взять бесплатную распечатку, в которой можно прочитать информацию о соборе.
«Священа бысть и Святая Варвара»
Первый Варваринский храм на месте современного, по преданию, строили купцы сурожане – уроженцы Сурожа (Судака) в Крыму. Летописные своды сохранили имена-прозвища жертвователей и благотворителей: Василий Бобр, Вепрь и Юшка-Урвихвост. Архитектором был Алевиз Фрязин. В записях о событиях 1514 г. осталось свидетельство об освящении этого храма: «Священа бысть и святая Варвара против панского двора Митрополитом Варлаамом».
Почему же крымские купцы выбрали своей покровительницей именно ее, Святую Великомученицу Варвару?
С древних времен в Церкви эта святая оказывает покровительство людям, находящимся в опасности. Много пострадавшая при жизни за исповедание христианской веры, достигшая высокой ступени святости, она имеет дерзновение ходатайствовать перед Богом об избавлении людей от внезапной смерти.
Сурожане, находившиеся вдали от родных мест и подвергавшиеся риску на дорогах, страшились умереть без покаяния и без церковного напутствия, а потому чаще всего обращались к этой святой, прося ее о молитвенном предстательстве за себя и за своих близких. Оттого и храм стал местом особого почитания путешественников и всех живущих вдали от дома. Площадь перекрестка, где была возведена эта церковь, получила название Варварский крестец.
Сюда же, «к Варваре», приходили молиться и родственники тех несчастных, которые оказались под стражей в расположенном по соседству Царском судебном приказе. Пережившая тяготы заточения святая милостиво отзывалась на молитвы людей, просивших ее об освобождении или облегчении участи заключенных.
Церковь XVI в. представляла в плане квадрат с полукружьями, выступающими с четырех сторон. Столпообразная постройка завершалась куполом, характерным для итальянской архитектуры. Главной святыней храма была икона Святой девы-мученицы с вложенными частицами перстов.
В н. 30-х гг. XVIII в. первая алевизовская постройка подверглась серьезным повреждениям из-за сильного пожара, после чего храм был восстановлен и вновь освящен при попечении императрицы Анны Иоанновны. А уже в к. XVIII – нач. XIX в., по благословению Митрополита Платона, церковь была отстроена заново в стиле классицизма по проекту Родиона Козакова. На этот раз помощь при возведении храма оказали майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1-ой гильдии Н. Самгин. Их жены получили исцеление от мощей Святой Великомученицы. Освятили церковь в 1804 г. Правда, от первоначальной конструкции остался лишь фундамент в подклети нынешнего храма. Современные тенденции проявились и во внутренней отделке. Стены покрыла масляная живопись, а вот судьба старинных икон и прежнего иконостаса неизвестна…
Варварка и Зарядье с палатами бояр Романовых в XIX в.
Кардинальное решение
Аукцион на право реставрации Варваринской церкви прошёл в июле. Победителем – и единственным участником – торгов стала петербургская компания «Анфилада», специализирующаяся на восстановлении памятников архитектуры. Стоимость работ составит без малого 60 миллионов рублей. Церковь планируют перевезти в пригород Петрозаводска – 120 километров от Типиниц до Медвежьегорска и ещё 160 – до места работ.
Фото: пресс-служба правительства Карелии
По словам начальника Управления по охране объектов культурного наследия РК Юлии Алиповой, решение принято северо-западной дирекцией по строительству, реконструкции и реставрации министерства культуры РФ и республиканскими властями. Реставрировать храм будут на деревообрабатывающем предприятии. С одной стороны, оно располагает всем необходимым для проведения восстановительных работ, с другой – проще доставить разобранную церковь в Петрозаводск, чем специалистов и требуемые материалы в далёкие Типиницы. Как отметила Юлия Алипова, реставраторы уже позаботились о заготовке качественного зимнего леса для восстановления памятника.
Статья по теме
Варвары и храмы. Деревянные памятники восстанавливать некому
По информации упомянутой дирекции, реставрация будет проходить под двойным контролем. Следить за работой станут руководитель проекта и технический надзор, а также сотрудники территориального управления по охране объектов культурного наследия. Работы будут вестись в светлом отапливаемом ангаре. Как заверил начальник дирекции Николай Циганов, при реставрации будут применены новые технологии и инструменты, дерево пропитают огнебиозащитными компонентами, но общий подход к работе останется тем же, что и сотни лет назад.
Восставнавливать церковь станут признанные в этой отрасли специалисты – Виталий Скопин, работавший над восстановлением Преображенской церкви в Кижах, и Антон Мальцев, сумевший завершить реставрацию Богоявленского храма в Палтоге Вологодской области. Юлия Алипова уверяет, что удастся сохранить значительно больше, чем 30 процентов подлинного материала.
Как добраться
Костел Святой Варвары находится в центральной части города Кутна-Гора. Из Праги до него можно доехать на поезде, следующем от Центрального железнодорожного вокзала (Praha hlavní nádraží) до главного вокзала Кутна Гора (Hlavni nádraří). Транспорт ходит каждые два часа, с 06:00 до 22:00.
Билеты можно купить онлайн, в специальных автоматах или в кассе с надписью «Domestic departures». На крайний случай, это можно сделать у кондуктора, но билеты выйдут немного дороже. Поезд идет 55 минут. В каждом вагоне установлено электронное табло с названием текущей остановки.
Костёл Святой Варвары на панораме Google-карт
Стоимость билетов в одно направление составляет около 4 €. Талоны действительны в течение всего дня и не зависят от времени отправления и рейса, поэтому билет удобнее приобретать сразу в обе стороны. Номер необходимой платформы указывается на табло. Рейсы следует искать следующие до Брно, так как на экране отражаются только конечные остановки.
Далее со станции «Kutná Hora hl.n.» (рядом с ж/д вокзалом) нужно сесть на городскую электричку и доехать до ст. «Kutná Hora město», а оттуда до собора нужно пройти пешком 1,5 км. Или можно заказать такси (Simona, Ок, Uber, Зденек Макал, Киви-такси, Myšák) или доехать на автомобиле (рядом с костелом есть паркинг).
Добраться напрямую до Костела Святой Варвары из чешской столицы можно на автобусе № 381. Едет он от автовокзала «Háje» до остановки «Kutná Hora, Na Valech», оттуда до достопримечательности всего 500 м. Автобус ходит ежедневно, с 06:00 до 22:00. Продолжительность поездки составляет 1,5 часа. Билеты продаются только в кассах.
На видео Костёл Святой Варвары в Чехии (Кутна Гора)
Архитектура и интерьер
Собор Святой Варвары был построен в стиле поздней (Ягеллонской или Владиславской) готики. Три массивных шатра с воздушными перегородками колонн и балок между ними подчеркивают главную концепцию архитектурного стиля — изящество и устремленность ввысь. Сверху фасад здания украшен удивительными персонажами фантастической фауны (химеры, гарпии, горгулии, крылатые бараны).
Восхищение вызывают невероятно высокие своды, на которых располагаются гербы мастеров, участвовавших в строительстве. А также резные скамейки с уникальными узорами и огромные расписные окна. Во многих фресках отражены не только христианские мотивы, но и события из жизни простых шахтеров. В костеле даже есть скульптура молящегося горняка.
Особое внимание стоить обратить на главный алтарь, боковые капеллы, инкрустированные резьбой и серебряными деталями и действующий орган, украшенный скульптурами золотых ангелов. Гербы мастеров, участвовавших в возведении собора, Елена Ануфриева
Гербы мастеров, участвовавших в возведении собора, Елена Ануфриева
На верхнем ярусе собора расположена прекрасная смотровая площадка. Оттуда можно полюбоваться панорамными видами окрестностей и других достопримечательностей города. От базилики в старую часть Кутна-Горы идёт потрясающая аллея со скульптурами. В ночное время храм подсвечивается, делая его еще более величественным.
Интерьер кафедрального собора Святой Варвары
Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:
Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:
На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:
Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:
Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:
На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.
В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:
Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:
Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:
Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.
Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.
Ваш euro-проводник Татьяна
История храма
Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.
Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.
Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.
Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы «Россия», которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.
В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.
В 2006 году гостиница «Россия» была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк «Зарядье». Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.
Возрождение
«Мученическая» судьба ожидала и Варваринский храм в Зарядье. В 1917-м он подвергся разрушениям не от природной стихии, а от стихии безверия. Был снят венчавший его главу крест, пострадала верхняя часть колокольни, был разобран и вынесен иконостас.
Храм в честь Св. Великомученика Георгия
Не избежали той участи и другие храмы Варварки. Старинный ценнейший исторический и духовный комплекс использовался совершенно утилитарно. Лишь в с. 60-х годов в связи со строительством гостиницы «Россия» Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало восстановительные работы в Зарядье. В 1965 -67 гг. реставраторы под руководством Г.А. Макарова вернули церкви в честь Великомученицы Варвары ее прежний облик. Но прошло более 20 лет, прежде чем под его сводами вновь раздались звуки церковных песнопений.
Патриаршее подворье храмов в Зарядье восстанавливается в наши дни. Нужны немалые силы и средства, но, благо, люди все-таки приходят сюда, хотя район этот считается «не доходным» — жилых домов в округе почти нет, и прихожане едут издалека, со всех концов города. Уже снискала известность удивительная икона Божией Матери в Георгиевском храме – теплый, замечательный образ, изрешеченный вкруг нимба пулевыми отверстиями. Перед ним читают акафисты, и, как правило, даже днем – есть молящиеся. Кого-то необъяснимо притягивает храм в честь покровителя города — один из древнейших в Москве. А в день Великомученицы Варвары в ее церковь приходят и те, кто носят имя этой великой христианской святой, и те, кто знает историю этого чудного «островка» русской старины в самом центре столицы под покровительством юной девы и мужественного воина, получивших от Бога равное воздаяние за свидетельство об Истине.
Использованные при подготовке материала и рекомендуемые источники и литература:
1. А. Антонов. Фотографии храмов в честь Св. Великомученицы Варвары и в честь Св. Великомученика и Победоносца Георгия в Зарядье.
2. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: «Издательство АСТ», 2003-2005.
3. Русская Православная Церковь. Храмы. Москва. Энциклопедический справочник. (Сост. и авт. А.В.Никольский) М.: Изд-во Моск. Патриархии: Издательский дом «Российский писатель», 2003.
4. Подъяпольская Е.Н. Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог. Вып. 1-3. М.: Стройиздат, 1999-2001.
5. Церковь Варвары Великомученицы
6. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. Ответы Афонского старца на вопросы паломников. Перевод с новогреческого. По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. — Санкт-Петербург, 2004.
7. Архимандрит Тихон Агриков. «У Троицы окрыленные». Воспоминания. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002
8. Варвара Илиопольская. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).
10. Зарядье. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии).
Цена билета
Стоимость посещения достопримечательности по маршруту «Барбора» составляет 160 крон (CZK); лица от 65 лет и студенты (15 — 26 лет) — 120 крон; дети (6 — 15 лет) и инвалиды — 50 крон; детям до 6 лет — вход свободный (только в сопровождении взрослых). Билеты можно приобрести в кассе учреждения и онлайн, срок их действия 365 дней с момента покупки.
Экскурсия «3 TOP» стоит 220 крон (CZK); лица старше 65 лет и студенты (от 15 до 26 лет) — 155 крон; дети (от 6 до 15 лет) и инвалиды (с их сопровождающими лицами) — 130 крон. Расплачиваться можно картой и наличными.
К услугам посетителей: бесплатный прокат буклета о ключевых событиях собора на нескольких языках (в том числе на русском); прокат аудиогида — 40 крон; экскурсия на английском языке стоит 490 крон (требуется бронирование).
Беспрепятственный доступ на инвалидной коляске имеется только на первом этаже собора. На территории информационного центра рядом с храмом функционируют безбарьерные туалеты.
Дмитрий Путешественник
Экскурсии и правила посещения
В соборе Святой Варвары регулярно проводятся богослужения. График церковных служб: по воскресеньям и в праздничные дни — 9:00 и 10:30; Великая среда (страстная) — 18:00; Пасха — 9:00; праздник Корпус-Кристи (Праздник Тела и Крови Христовых) — 9:00; праздник серебра Кутна-Горы — 9:30; Рождество — 9:00; канун Нового Года — 16:00.
Посетителям Костела Святой Варвары предлагаются два туристических маршрута:
- тур «Барбора». Он включает в себя осмотр Собора Святой Варвары и близлежащей часовни Тела Господня (Corpus Christi Chapel);
- экскурсия «3 TOP», состоящая из посещения Костела Святой Варвары (включая внутренние галереи и Часовню Тела Господня), Собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя и готического кладбищенского Костела Всех Святых в Седлеце (Костница).
Davis Staedtler
Прогуляться по храму можно самостоятельно, но лучше посетить достопримечательность в сопровождении экскурсовода. Он расскажет о многих интересных фактах. Например, о моде на беременность в XV в., о трудной и опасной работе горняков, о попрошайках и т. д.
Во время посещения учреждения необходимо проявлять уважение к священной обители и соблюдать тишину и не входить в зоны, закрытые для публики (они обозначены горизонтальной полосой). Нельзя прикасаться к любым предметам интерьера, курить, принимать еду, разговаривать по телефону и оставлять после себя мусор. Вход с животными запрещен, за исключением собак-поводырей.
Видеосъемка и фотографирование в коммерческих целях возможны только с письменного разрешения администрации Собора и они не должны мешать проведению церковных служб. Одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты), мужчинам полагается входить без головного убора. И следует одеваться потеплее, внутри здания прохладно.
Елена Ануфриева