Церковь симеона столпника за яузой (москва)
Содержание:
- Строительство нового храма
- Войны
- Сколько стоят квартиры с видом на собор
- История
- Архитектура
- Кто финансирует стройку и при чем тут Валентина Матвиенко
- Известные венчания в церкви
- Что говорят защитники сквера на Долгоозерной спустя шесть лет
- Церковь Симеона Столпника на Поварской
- Почему собор такой большой
- Храм Симеона Столпника в Устюге
Строительство нового храма
Мастера-каменщики, приглашенные из Суздаля, довольно быстро возвели новую церковь. Проект храма предусматривал его строительство в форме ротонды, которая имела мощный и высокий купол. Высота купола должна была соответствовать высоте столпа, на котором, по преданию, провел 37 лет Симеон Столпник.
Однако технология строительства была нарушена, и практически сразу возведенный храм обрушился, при этом трапезная часть оказалась сильно повреждена. И. Р. Баташев и другие прихожане вновь собрали необходимую сумму для строительства церкви, но теперь приход уступил участок своей земли, на котором в дальнейшем фабрикант построил огромный дом. К концу столетия храм был закончен, однако его отделка растянулась на долгих 10 лет.
Войны
Церковь Святого Симеона постоянно разрушалась войнами.
Арабо-византийская война
На церковь негативно повлияло арабское завоевание во время агитации за контроль над Сирией между византийцами и арабами . Несмотря на это, византийцы укрепили церковь даже после такого разрушения. Комплекс подвергся нападению и был завоеван эмиром из Алеппо Саад аль-Даула , и он считался крепостью. Это поставило под угрозу символизм комплекса как святого места. Это не мешало прихожанам продолжать посещать комплекс с целью поклонения Богу .
Сирийская гражданская война
Война в Сирии нанесла значительный ущерб историческим местам из-за боевых действий между противоборствующими сторонами конфликта. Кроме того, здание было разрушено в результате незаконных раскопок и вывоза камня. Разрушенное здание является частью древних построек на северной стороне Сирии, которые были разрушены. Структура находится под угрозой со стороны как сирийского, так и турецкого правительств из-за их конфликта по поводу соединения, оспариваемого двумя правительствами через пограничный переход Баб-эль-Хава . 28 мая 2015 года церковь была захвачена курдскими YPG / YPJ, но впоследствии была потеряна для фракций, противостоящих правительству Асада. В мае 2016 года российские ВВС атаковали церковь, повредив остатки столпа Святого Симеона, а также остальные руины. К 8 февраля 2020 года вершина холма рядом с этим местом была оккупирована Сухопутными войсками Турции .
Сколько стоят квартиры с видом на собор
На сайтах недвижимости сейчас можно найти три объявления о продаже квартир, в которых как преимущество указан вид и на строящийся собор, и на сквер на Долгоозерной. Цены — от 4,9 миллиона рублей за однокомнатную квартиру и до 7,1 миллиона — за трехкомнатную. «Мусоропровод. Соседи приличные. Из окна вид на Собор Святого Духа и сквер», — пишут в одном из объявлений. Окна выходят на пять куполов, кресты и колокола — их освятили в конце прошлого года, но они пока не звонят. Владельцы выставленных на продажу квартир не ответили на сообщения The Village; риелтор одного из объектов пояснила нам, что решение собственника никак не связано с постройкой собора.
История
Основание церкви
Храм Преподобного Симеона Столпника
расположен на Николоямской улице д. 10 . Эта улица являлась частью древней дороги на Владимир (Солянка-Яузская улица-Шоссе Энтузиастов). Своё название улица получила по расположенной на ней Никольской церкви в Рогожской Ямской слободе . 1 сентября 1598 года, в день памяти Симеона Столпника, Борис Годунов официально взошёл на трон. Деревянная церковь Симеона Столпника
была построена в 1600 году, вероятно, в ознаменование его венчания на царство.]
В 1657 году Симеоновская церковь
уже упоминается как каменная. В 1731 году прихожане храма на свои средства начали его перестройку. Согласно храмовым записям Никольский придел освятили в ноябре 1731 года. Только через два года, в октябре 1733 года, был освящён главный престол в честь преподобного Симеона Столпника. В 1763-1768 годах, на средства суконного фабриканта А.И. Маленькова по проекту И.М. Назарова, была построена новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского. В 1785 году была построена церковная ограда с воротами, которая сохранилась до настоящего времени. В 1789 году была построена новая колокольня.]
Современный храм
Симеоновский храм, 1882 год В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями дошедшего до наших дней. Иван Родионович Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы (с 1878 года здание усадьбы занимает Яузская больница). Возможным автором проекта храма мог быть талантливый московский архитектор Родион Казаков]
Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника
состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н. И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов.]
Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм
был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой . В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви
приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 ). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов] .
Советский период
Перестроенная ротонда храма В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви
. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский, желая спасти святыни храма, перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытияСимеоновской церкви в 1929 году (по другим данным 1926 год]) и сам перешёл туда служить. Зимой 1979 года в память о ранее закрытомСимеоновском храме , в главном алтаре Покровской церкви был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника.]]
После закрытия Симеоновской церкви
здание храма было переоборудовано под учреждения. Два верхних яруса колокольни были разобраны, осталась только нижняя часть с полуколоннами. Главный объём храма был разделен на 7 этажей. На месте высоких ворот четверика и окон ротонды были пробиты дополнительные окна. После этих преобразований здание храма утратило свою гармонию, так как ротонда теперь выглядит по отношению к четверику непропорционально высокой . Первоначально здание Симеоновской церкви
занимал Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. А с 1965 года здесь расположился Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома.]
Архитектура
План и виды монастыря св. Симона Столпника и некоторых древних гробниц, Ричард Покок , 1745 г.
В отличие от многих соборов , построенных в средневековой Европе , идея церкви Святого Симеона родилась и реализовалась как единый проект за короткий промежуток времени. Он был спроектирован в форме креста, состоящего из четырех отдельных базилических комплексов. Основание для строительства церкви было заложено имперскими властями, которые позже продвинули курс. Прежде всего, большое количество паломников, которые часто стекались к колонне святого Симеона для молитвы, вызвали необходимость строительства церкви в 473 году нашей эры.
Амбициозный план комплекса церкви Святого Симеона отражает многочисленные архитектурные проекты. Основная идея трехнефной базилики восходит к давним традициям римлян . Сообщается, что первыми были построены главная базилика и баптистерий. Затем последовали монастырь и приспособления к баптистерию . В конце концов, остальные части комплекса, включая колоссальную арку на Via Sacra, завершили процесс строительства. Судя по всему, лучшие реликвии, которые видны из церкви Святого Симеона, — это массивная арка, которая находится в начале Виа Сакра по дороге к собору на горе. Кроме того, из церкви видны два монастыря; базар, который представляет собой несколько домиков и часовню- гробницу . Ниже представлены многочисленные сгруппированные здания, расположенные на территории комплекса.
Церковь с четырьмя базиликами
Крестовидная церковь прекрасно сохранилась, и весной с нее открывается прекрасный вид на все только что распустившиеся цветы. Если смотреть изнутри, столп Святого Симеона все еще виден, только он уменьшился до валуна высотой примерно 2 метра в центре двора. Уменьшение длины столба можно объяснить многолетним собиранием реликвий паломниками. Внутренний двор восьмиугольный и окружен четырьмя базиликами в форме крестовины и описывается как церковь с четырьмя базиликами. По-видимому, идея распятия заключалась в изображении распятия Иисуса на кресте. Очевидно, восточная базилика значительно больше других базилиок
Более значительный размер можно отнести к той важной роли, которую он сыграл в проведении всех ключевых церемоний, что делает его наиболее важным.
П-образный монастырь
По краю южной перегородки восточной базилики заложены часовня и монастырь . Первоначально Дейр-Семаан (монастырь Симеона) носил имя Теланиссос и был основан, чтобы максимально использовать две плодородные равнины, окружавшие его. В середине V века нашей эры местные жители основали монастырь на равнинах, а в 412 году Святой Симеон решил стать его частью. Позже он оставил местных жителей, чтобы жить там, поскольку он уехал жить в горы над равниной, где располагался монастырь.
Баптистерий
Баптистерий располагался на противоположной стороне южной базилики, вниз по священной дороге, известной как Виа Сакра. Баптистерий был построен вскоре после строительства главной церкви, и она служила в качестве важнейшей части паломнического комплекса. Дизайн баптистерия был безупречным и часто считался одним из замечательных артефактов христианской архитектуры во всей Сирии . Баптистерий был построен в два этапа; сам баптистерий, а затем и некоторые связанные с ним базилики позже. Баптистерий имел форму восьмиугольного барабана, который лежал на вершине квадратного основания здания. В какой-то момент его залили деревянной крышей, имеющей форму конуса или купола. Внутренний восьмиугольник был перекрыт прямоугольным внешним зданием. Очевидно, в дальнем конце камеры к востоку находится полукруглый апсидол , охватывающий туннель со ступенями, ведущими к его месту.
Пристройки к баптистерию
Маршрут процессии, ведущий к Дейр-Семаан (монастырь Симеона), начинается с западной стороны баптистерия. Кроме того, в начале этой дороги находится монументальная арка , идущая от монастыря в сторону баптистерия. Расположение церкви на холме обеспечивает вид на окружающую местность.
Кто финансирует стройку и при чем тут Валентина Матвиенко
Приморский — самый густонаселенный район Петербурга, здесь проживает больше полумиллиона человек. Православных храмов — несколько десятков, в том числе курьезный в ЖК «Зенит», который местные жители называют «спасом на диете». В 2008-м, через год после встречи отца Александра с Максимом Атаянцем, на Долгоозерной улице в Приморском районе возвели деревянный храм святителя Николая. «Он стал уютным дополнением к району многоэтажек», — пишут о нем на сайте собора. Это временная постройка по типовому проекту архитектора XIX века Константина Тона. Атаянц говорит, что когда большой собор достроят и освятят, Никольский храм разберут и перевезут в новое место.
Место под храм в сквере на Долгоозерной выделила позапрошлый губернатор Петербурга. Ее имя выбили в камне при входе в собор: «<…> попечениiемъ Валентины Ивановны Матвiенко». Судя по сайту собора, в 2019 году председатель Совета Федерации дваждыпобывала на стройке.
Все на том же сайте отмечают, что «строительство Святодуховского собора ведется полностью за счет добровольных пожертвований». Несколько лет назад желающие могли выкупать именные кирпичи по цене от 300 рублей. «Поскольку здесь нет государственных денег, все работы шли очень долго. А вот последние пару лет строительство идет интенсивно, потому что нашлись добрые люди, которые полностью взяли на себя финансирование», — говорит Атаянц. Он надеется, что через полтора-два года собор будет готов «во всех деталях». Имена меценатов журналистам не называют.
Высота собора — 67 метров (столько же в длину и ширину), это выше окружающей застройки. Вместимость, вместе с нижним храмом — до четырех тысяч человек.
Известные венчания в церкви
Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. 6 ноября 1801 года тут состоялось тайное венчание графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалёвой. Венчание проводилось в Москве — подальше от чопорного великосветского Петербурга, но все равно наделало немало шума в высшем свете. Дочь крепостного кузнеца Ковалёва, Параша с 7 лет была взята в шереметьевскую усадьбу Кусково для обучения театральному мастерству. Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса М. С. Синявская. Последний раз Жемчугова сыграла в спектакле «Самнитские браки» в театре подмосковной усадьбы Останкино в 1797 году. Её оперный талант была настолько велик, что говорили, что она могла бы занять одно из первых мест среди прославленных певиц Европы. Владелец крепостного театра граф Николай Петрович Шереметев страстно влюбился в актрису.
Фотография декабря 2008 г. Купола перекрашены в зелёный цвет.
Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина и пленной турчанки, красавицы Игель-Сюм. В 1866 году в этом храме венчались Константин Победоносцев (будущий всесильный обер-прокурор Синода) и Елизавета Энгельгардт. А в декабре 1918 года тут венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, со своим первым мужем — Юрием Мамонтовичем Неёловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А ещё через два года она разошлась с Неёловым и вышла замуж за самого командующего — Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова).
1 августа 2005 года в церкви венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина. Таинство состоялось в 30-ю годовщину их свадьбы. Место венчания также было выбрано не случайно. Некоторые эпизоды фильма «Счастье ты моё», в котором Николай Петрович снимался незадолго до аварии, проходили в церкви Симеона Столпника. В этом же храме крестили и его внучку Янину.
Что говорят защитники сквера на Долгоозерной спустя шесть лет
Непосредственно рядом с храмом находятся пять десяти- и двенадцатиэтажных домов. Это типовые постройки разных серий, их возвели на излете СССР, в 1989-1991 годах. Судя по данным на портале «Наш Санкт-Петербург», в пяти домах в совокупности проживает 4,2 тысячи человек — сравнимо с предельной вместимостью собора. В основном это горожане, которых в статистических отчетах называют «мужчинами и женщинами трудоспособного возраста»; другая большая группа — пожилые женщины.
В 2013 году многие местные жители и сочувствующие им активисты из других районов выступили против стройки в сквере. Они подали в суд на Смольный, выделивший участок на Долгоозерной, 2, и даже одержали промежуточную победу. Но в мае 2014-го Верховный суд признал законным постановление городского правительства.
Шесть лет назад в группах во «ВКонтакте» — например, здесь и тут — шли горячие дискуссии в духе «сквер vs храм». Сегодня их нет. Большинство участников, выступавших за сохранение сквера, не ответили на запрос The Village о комментарии. Один из местных жителей пояснил, что сейчас, когда храм почти достроили, он не видит смысла «впутываться в данную тематику» — особенно «с учетом современных трендов и реалий». Остальные защитники сквера рассказали, что с 2014-го не изменили мнение о стройке. Они по-прежнему против собора, но считают, что можно было бы оставить деревянную церковь: «Это бы не вызвало таких протестов, сохранился бы вид местности, архитектурно, думаю, она смотрелась бы лучше», — поясняет менеджер Дмитрий.
Юлия живет в микрорайоне с 1993 года, в сквере бывает с детства, иногда гуляет там с собакой. Она верующая, но считает, что для общения с богом храм не нужен. Больше всего Юлию, как эколога, возмущает вырубка деревьев под стройки: «Да, конечно, Приморский район достаточно зеленый. Но за почти 30 лет моего там проживания зелени убавилось в разы. А сейчас он на третьем месте по загрязненности воздуха. Сажать нужно, а не вырубать. Даже если под храм. Бог, что ли, будет дополнительный кислород создавать? Или святые отцы?»
Церковь Симеона Столпника на Поварской
В столице России немало храмов и церквей, среди которых можно обнаружить как старые исторические постройки, так и относительно современные, с богатой и зачастую трагической историей, а также те, чья история началась недавно
Для верующего человека в Москве найдется немало работающих церквей, а для туриста (неважно, иностранного или российского), появится множество пунктов для посещения, ведь, каждый из храмов красив и достоин того, чтобы оставить о нем прекрасные воспоминания
Но данный материал посвящен церкви Симеона Столпника, которая находится на Поварской. Это как раз одно из тех исторических строений, которые можно посещать не только для того, чтобы помолиться Богу, но и насладиться прекрасными видами здания, внутренним убранством и историческим величием.
Церковь Симеона Столпника на Поварской.
Считается, что название церкви связано с именем Бориса Годунова, который венчался в день святого Симеона Столпника. Историки предполагают, что именно Годунов распорядился построить деревянные храмы на этой местности. В них проводились службы и венчания, а также продавалась которую приходили люди из другого конца города.
Перестраиваться храм Симеона Столпника начал, как и другие храмы Москвы, в конце XVII века, когда было принято решение возводить большие и красивые храмы из большемерного кирпича. В итоге, здание вышло красивым и расписным, выполненным в русской архитектурной стилистике. Поэтому с первого взгляда простое внешнее убранство позволяет произвести определенное впечатление на смотрящего.
Ближе к окончанию XIX века, храм Симеона Столпника становится популярным среди столичной интеллигенции, которые скромно венчались в стенах церкви. К слову, среди тех, кто венчался в храме были и известные исторические личности, такие, как граф Николай Шереметьев и Прасковья Жемчугова-Ковалева, писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина и другие. Кроме того, сам Николай Гоголь часто посещал храм от дома Толстых на Никитинском бульваре, где тогда проживал великий писатель. Здесь же в 1852 году проходила процедура причащения, когда писатель умирал.
Как и многие другие храмы, церковь святого Симеона Столпника закрылась сразу после революции, а в 1930 году была отдана на снос. Однако храму повезло. За исключением некоторых деталей церкви и красивой ограды, которые разобрали и растащили, само здание так и осталось стоять полуразрушенным. Новая угроза нависла над зданием уже в 50-е годы, когда было принято решение о сносе церкви для постройки на этом месте современной магистрали. Однако общественность отстояла церковь, и в 1966 году начались реставрационные работы. В таком виде она и сохранилась до наших дней, радуя москвичей и гостей столицы своими белыми стенами и внутренними убранствами.
Церковь Симеона Столпника на Поварской — ФОТО:
Почему собор такой большой
«Здесь принципиально не будет никакой ограды. Когда строительный забор уберут, парк просто подойдет к самому зданию, — говорит Максим Атаянц. — С того момента, когда проект начал приобретать какие-то формы, народные возмущения прекратились. Люди как загорали, так и загорают, как гуляли с собаками, так и гуляют. Я искренне не понимаю, как загорающие люди могут помешать храму — и наоборот».
Парковка — которой наравне с вырубкой зелени и звоном колоколов опасались местные жители — по словам архитектора, будет «в отдалении, около дороги, и небольшая».
Размеры собора Максим Атаянц объясняет тем, что Приморский — огромный район, и в церковные праздники попасть в маленькие храмы бывает невозможно из-за скопления народа. «Пусть вместо множества маленьких храмов будет один такой, где прихожане смогут увидеть друг друга и ощутить себя неким общим церковным телом». В 2015 году на сайте Святодуховского собора писали, что в организованных приходом крещенских купаниях участвовали 15 тысяч человек. На Рождество-2020 в соборе прошли три службы — архитектор говорит, что на каждой было примерно по тысяче человек: «И это в большинстве своем местные жители».
Храм Симеона Столпника в Устюге
В честь святого Симеона Столпника был освящен еще один храм — в Великом Устюге. Ранее на его месте стояли две деревянные храмовые постройки.
В 1728 году закончили возведение нижнего этажа современной церкви. Позже установили кладовые палатки и несколько приделов. В 1757 году случился пожар, во время которого храм сильно обгорел. Его пришлось практически полностью перестроить. Тогда же было принято решение о возведении колокольни рядом с храмом. Перед главным фасадом расположена терраса, на которую можно подняться по открытой лестнице. Церковь Симеона Столпника (великий Устюг) выглядит очень торжественно. Не просто так он считается самым декорированным храмом этой местности.