Кирилло-афанасьевский монастырь
Содержание:
- Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь
- История основания мужской обители
- Главные архитектурные и исторические памятники
- Толгский монастырь
- Ссылки
- История
- Архитектурные памятники на монастырской территории
- История 7 класс
- Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
- История Кирилло-Афанасьевского монастыря в XVII-XX веках
- Образ Спаса Нерукотворного
Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь
Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 130 до 250 руб. и от 40 до 140 руб. соответственно.
Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 130 до 250 руб. для взрослых и от 40 до 140 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.
Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:
- малыши до 7 лет;
- участники боевых действий;
- военнослужащие-срочники;
- представители многодетных семей;
- инвалиды;
- музейные работники;
- студенты училищ культуры.
Келейный корпус Спасо-Преображенского монастыря, Елена Елякова
В последнюю среду месяца лицам в возрасте до 18 лет на территорию Спасо-Преображенского монастыря предоставляется свободный доступ.
Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.
Настоятельские покои, Эна
История основания мужской обители
Нет точной даты постройки ярославской святыни. По неточным историческим сведениям, в 1615 году на месте церкви маленького прихода в честь Афанасия и Кирилла, которые погибли за православную веру, была воздвигнута мужская обитель.
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле
Этому строительству предшествовали события 1612 года, когда в тревожные времена нашествия поляков в городе собралось множество народа. Народное войско во главе с Мининым и Пожарским готовилось выступить против поляков, однако, началось нашествие моровой язвы. Повальный голод и множество смертей стали причиной организации крестного хода, который планировалось осуществить с Толгской иконой Богородицы, но случилось чудо.
Протопоп Илья увидел во сне Иисуса, который указал священнику место хранения иконы Спаса Нерукотворного и приказал совершить крестный ход именно с этим святым образом.
Во время Крестного шествия слепой нищий, который просил милостыню, прозрел, но на этом чудеса не закончились. По мере приближения к часовне, в которой прежде хранился святой образ, люди почувствовали, что их ноги не хотят идти дальше. Процессия остановилась. На месте часовни за один день построили деревянную церковь, после чего моровая язва оставила ярославцев.
Первыми в новоосвященной церкви молились Минин и Пожарский, поляки были побеждены, и в честь этого началось строение святыни.
Под предводительством земского старосты и горожан Ярославля было составлено прошение, по которому митрополит ростовский Кирилл благословил возведение в 1665 году на месте святой часовни мужской обители.
По неточным данным, Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле существовал ранее, а в 1665 году началось его возрождение, игумен и монахи не имели жалования, скит выживал по воле Господней и милости прихожан.
Царь Михаил Федорович даровал обители несколько деревень озеро Ущемер и множество льгот, после чего ярославская святыня начала процветать, восстанавливаясь каждый раз после множества пожаров, несмотря на то, что в ней постоянно проживало до 10 насельников.
Храм святителей Кирилла и Афанасия
Строительство
Ростовский Митрополит Иона Сысоевич благословил и освятил в 1664 году первую каменную церковь, расписанную московскими мастерами.
1676 год ознаменовался строением с северной стороны собора теплого храма святого Алексия, митрополита Московского.
Невысокая каменная стена возвышалась с востока и севера. С других сторон монастырская площадь ограничивалась обывательскими домами и храмом Спасо-Пробоинским.
1736 год — к мужской обители Кирилла и Афанасия приписывают Знаменскую Часовню Власевского храма.
1764 год — упраздняется Александровская пустыня, и вся ее утварь передается в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле.
Через четыре года сильный пожар снова уничтожает монастырские строения, которые быстро восстанавливаются по милости царицы Екатерины ІІ.
В начале XIX столетия возводятся каменные постройки:
- покои настоятеля;
- монашеские кельи;
- иконостас для храма Кирилла и Афанасия.
В 1831 году известный живописец Т.Медведев украшает росписью теплый храм, над монастырскими церквями устанавливают колокольный ансамбль, который величает колокол весом в 115 пудов.
Историческое фото Афанасьевского монастыря в Ярославле
В 1857 году императором Александром утверждено постановление Синода о даровании Афанасьевскому приходу третьеклассной степени. Теперь в ней служит архимандрит, настоятель монастыря.
Внимание! В 1895 году Кирилловская обитель избрана в качестве резиденции епархии Ярославского края. До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются
Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня
До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются. Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня.
Война и восстановление
После революции до 1925 года на месте обители действовала община прихода, но в 1925 году Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь закрыли, братские кельи были отданы под общежития, колокольни разобрали. Некогда наполненное величием и красотой место превратилось в городскую свалку.
Только в 2006 году в церкви Кирилла и Афанасия решено было открыть духовную семинарию. Руками семинаристов началось очищение территории от мусора и восстановление придела св. Алексия.
2007 год — Ярославская епархия получает еще 2 храма. Новая жизнь мужской обители возрождается в 2009 году, за год удалось провести ремонт крыш и оснований строений.
Главные архитектурные и исторические памятники
Спасо-Преображенский собор
Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.
Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.
Трапезная с церковью Рождества Христова
Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.
Церковь Ярославских Чудотворцев
Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.
Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей
Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников
Звонница с церковью иконы Печерской богоматери
Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.
Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.
Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.
Монастырские стены, башни и ворота
Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.
На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.
По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.
Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.
Толгский монастырь
Рекомендовать место
18
2
Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.
Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.
Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день. Координаты: 57.69763500,39.82723500
Координаты: 57.69763500,39.82723500
Ссылки
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
- Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области | ||
Действующие |
|
|
Упразднённые (некоторые) |
|
Золотое кольцо России |
Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский |
История
Возникновение обители.
Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.
XVII- начало XX века.
В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.
В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части — во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.
Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.
В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.
Восстановление монастыря.
В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко.
В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал.
С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции.
Архитектурные памятники на монастырской территории
Первый каменный храм Кирилла и Афанасия был возведен на монастырской территории в 1664 году. Расписывали его московские мастера. Спустя 12 лет, с севера к этой церкви пристроили теплый храм, освященный в честь митрополита Московского Алексия.
Соборная монастырская церковь в архитектурном плане – не типичное для Ярославских земель культовое здание. Это бесстолпный храм, перекрытый так называемым коробовым сводом, и имеющий одну главу и глухой барабан. За долгую историю его неоднократно перестаивали и видоизменяли. Так в XVIII веке к церкви пристроили несколько приделов и галерей, а в 30-е годы XIX века – изменили форму ее окон.
Второй старинный храм на монастырской территории – церковь Спаса Нерукотворного, которую чаще называют Спасо-Пробоинской. Двухэтажное здание с трапезной возвели на рубеже XVII и XVIII веков.
История 7 класс
«Жизнь Владимира Мономаха» — Братолюбец и нищелюбец. Киевское княжение. Роль Владимира Мономаха. Жизнь. Убил в поединке генуэзского князя. Владимир Мономах в детстве был послушным сыном. Смерть Владимира Мономаха. Владимир II Мономах. Победа над половцами. Владимир воевал против греков. Начало взрослой жизни. Загадка прозвища «Мономах». Князь Владимир Всеволодович Мономах.
«Смутное время 17 века» — Какое событие произошло в 1603 г.. Преобразования Бориса Годунова. О ком идет речь. Черты характера Григория Отрепьева. Смутное время. Восстание включает ряд составляющих. Боярский царь. Ребусы. Борис Годунов был избран царем на Земском соборе. Федор Иванович не проявлял интереса к государственным делам. В 1613 году на престол был избран Михаил Федорович Романов. Освобождение Москвы. Тип урока: изучение нового материала.
«Цивилизация Древнего Египта» — Официальная религия. Древний Египет. Цивилизация древнего Египта. Египет. Пирамиды. Египетские города. Бог Ра. Мифология. Бог Атум. Предметы. Демотика.
«Запад Северной Америки» — РАК получила привилегии на 20 лет. Три важных имени. Тест. История освоения и исследования западного побережья Северной Америки. Северо-западное побережье Америки. В. И. Беринг. Деньги за Аляску так и не попали в Россию. Александр II. Десятки русских слов. Петр I. Топонимика. Потерянные территории. Русско-Американская компания (РАК). Григория Ивановича Шелихова современники называли русским Колумбом.
«Время Смуты» — В Москву вступили польские войска. «Василий Шуйский». «Восстание Минина и Пожарского». Основными признаками смуты считают безвластие, самозванство, гражданскую войну и интервенцию. Работу выполнила ученица 7-го класса Кывыржик Настя. В 1613 году Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова. Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Второй этап. «Иван Грозный».
«Тест «История России 17 век»» — О ком идет речь. Бессрочный сыск беглых крестьян. Изменение части догматов и порядка богослужения. Укажите имя противника церковной реформы. Восстание. Увеличение налогов. Тест по истории России 17 века. Укажите черту, характеризующую мануфактуру. Укажите хронологические рамки восстания С.Разина. Представителей какого сословия не было в войске С.Разина. В каком году было принято Соборное Уложение.
«История 7 класс»
Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.
История Кирилло-Афанасьевского монастыря в XVII-XX веках
Поначалу все монастырские здания были сделаны из дерева. Каменное строительство началось в нем, как и в большинстве ярославских обителей, при митрополите Ионе Сысоевиче, во второй половине XVII века. Кроме храмов, в конце XVII – начале XVIII века возвели каменный корпус для братии и мощные стены. Двумя древними церквями, пусть и перестроенными, мы можем любоваться и сейчас.
Жалованными грамотами, выданными царем Михаилом Федоровичем, обители были дарованы земельные угодья и место для собственной мельницы. Кроме них, монахи освобождались от части податей. Например, от пошлин на вывоз леса и дров для собственных нужд. Это дало обители возможности для дальнейшего роста и развития.
Надвратная башня
За свою историю монастырь пережил несколько больших пожаров. Первый случился в 1658 году. И от огня тогда не удалось спасти ни одну монастырскую постройку. Второе бедствие произошло в 1670 году. А спустя почти век, в июне 1768 года, разыгрался новый опустошительный пожар, охвативший все центральные улицы города. Однако каждый раз обитель находила средства на восстановление. Так, в 1768 году подновили фрески в соборном храме, а старый каменный иконостас в нем заменили на деревянный.
В XVIII веке на каменной монастырской стене возвели две невысокие башни. Одну из них стали использовать как Святые ворота. А в другой — уcтроили памятную часовню в честь почитаемой иконы с образом Спаса Нерукотворного. Новые каменные башни венчались изящными шпилями, на которых возвышались ангелы с трубами.
Много строительных работ было проведено и в 20-30-е годы XIX века. Построили настоятельный корпус в два этажа с большой трапезной палатой. Обветшавший иконостас заменили на новый, а теплый храм украсили настенной живописью. В эти годы в наследство от упраздненного Борисоглебского прихода монастырь получил огромный колокол, вес которого равнялся 115 пудам. Он стал седьмым в колокольном монастырском ансамбле.
На рубеже XIX и XX веков обитель охватила новая волна строительных работ, затронувшая уже второстепенные здания. В это время из камня возвели новые погреба, конюшню для лошадей, монастырскую баню, хозяйственный сарай и каретную. А в 1912 году вновь подновили настенные росписи. Для этого был приглашен известный живописец и реставратор Михаил Иванович Дикарев.
На протяжении всей своей истории обитель никогда не считалась особенно богатой и не была многолюдной. По документам XVII века известно, что в монастыре жили всего 7 иноков. Спустя 100 лет их количество осталось прежним. И к началу XX века обитель по численности монахов оставалась самой маленькой в епархии. Здесь молились Богу и вели хозяйство всего 10 насельников. На территории стояли три храма – два пятиглавых и один одноглавый, а также две высокие колокольни. Но несмотря на размеры, монастырь всегда очень почитали в народе, и сюда приходило много паломников.
В 1918 году во время белогвардейского восстания против советской власти монастырь, как и многие постройки города, пострадал от обстрелов. Были повреждены две церкви, и сгорел один из жилых корпусов. Община прихожан существовала в обители вплоть до ее закрытия в 1925 году.
Когда это произошло, часть церковного имущества раздали в других храмы Ярославля.
Церковь Спаса Нерукотворного образа
В 30-е годы прошлого века разорения продолжились. Разобрали две колокольни и снесли красивый пятиглавую Воскресенскую церковь, построенную в XVII веке. Помещения оставшихся церквей стали использовать под различные производства и городские конторы. Здесь, например, размещалась администрация мебельной фабрики. А в корпусе, где раньше жили монахи, поселили горожан.
Церкви здания и монастырская территория были возвращены верующим только в 2007 году.
Храмы и ограда к тому времени без должного ухода почти развалились, окна во многих местах были выбиты, а территорию наполняли груды мусора. Спустя год, в обители поселились слушатели Ярославской Духовной Семинарии. Усилиями семинаристов, монахов, профессиональных реставраторов и добровольных помощников за несколько лет удалось провести большие восстановительные работы, которые до конца еще не завершены.
Образ Спаса Нерукотворного
Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.
Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.
Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.
Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.
В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».
Загрохотали пушки.
Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.
Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.
Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.
Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.
Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».
Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.
В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.
Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.
Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.
Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»
В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.
Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).
Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.
Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.
Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.
Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.
— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».
После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.