Монашеские кельи кирилло-белозерского монастыря
Содержание:
- Молитвы для домашнего моления
- День седьмой
- Что такое отшельничество?
- Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях
- Нило-Сорская пустынь: жизнь после Нила
- Как жили отшельники?
- Православные скиты России
- Разочарование
- Внутри храма
- У многих новая жизнь начинается в монастыре
- Отопление в храмах
Молитвы для домашнего моления
О самоубийцах:
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.
Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
День седьмой
После воскресной Литургии попил кофе во дворе и отправился в Неа Скити. Встретил там своего дорогого «Серафима Саровского» — его зовут отец Дамаскин, он сказал, что все «кала», то есть хорошо. Я могу оставаться, но герон Никон сейчас отдыхает.
Я воспользовался временем и отправился на место упокоения великого старца Иосифа Исихаста (его мощи, как известно, давно разошлись по всему свету) — указатель уже видел, когда шел сюда. На этом месте устроена небольшая часовня. Зашел, затеплил лампадку, помолился в тишине — благо никого больше не было. Затем посидел снаружи на скамейке, насладился тишиной и пением птички (кажется, это была зарянка), которая сидела тут же, рядом, и по-своему прославляла старца — так я подумал. Вернулся к своим, познакомился с героном — очень интересный человек. Чувствуется, что не простой — и внешне, и по разговору, и по повадкам, даже по тому, как держит нож и вилку. Часто шутит, а улыбка, кажется, не сходит с лица. Уже потом я узнал, что он мог сделать блестящую карьеру юриста, но выбрал другой путь. Занят также и миссионерской деятельностью — выезжает в мир, проводит встречи, беседы. А сам — духовное чадо старца Ефрема (Мораитиса).
Потом была трапеза. После монастыря (да даже скита) здесь все очень по-домашнему: нет особого порядка, даже разговаривают во время еды! В общем, настоящая семья! А отец Дамаскин, который сидел рядом со мной, видя мой аппетит, подкидывал мне то рыбу, то сыр, то апельсин, то свое вино пододвигал, и так было за каждой трапезой.
Дали мне келейку — одноместную. Какое счастье! Большой балкон с видом на весь скит и море, можно посидеть, почитать или просто подумать…
Затем мы пошли на их пристань освящать воду. Я спросил одного монаха, почему именно там. Он ответил, что недавно завершили строительство ангара для лодок, и теперь нужно «прогонять дьявола оттуда». Во как… Вообще, есть на Афоне такая традиция, насколько я знаю: в начале месяца проводить водосвятные молебны.
Водосвятие прошло очень непринужденно (опять же — греки!) — все и фотографировали тут же, и обсуждали что-то. Потом угощали чем-то сладким, даже очень сладким (любят его греки, аки дети малые!). В общем, праздник себе устроили отцы.
Познакомился с одним православным швейцарцем — Леонардом. Он пришел к Православию из протестантизма. Очень серьезный человек, глубоко верующий, читающий отцов и старцев
Потом мы еще много общались с ним на разные темы — насколько это было возможно, учитывая мой весьма средний английский, на который мне было крайне сложно перейти с греческого — то и дело проговаривал греческие слова… Православная вера объединяет всех, и неважно, кто ты и откуда. С горечью думаю о множестве наших соотечественников, совершенно равнодушных к вере, духовной жизни, тому ДАРУ, который мы имеем
С отцом Дамаскином очень сдружились, если так можно сказать. Хотя и общались-то не так много. Не много, но как-то… емко, что ли. Он поцеловал фотографию с моего портрета отца Даниила Сысоева и даже всплакнул, кажется. Вообще, слезы у него — чуть что… Святые слезы. Пытался мне руку целовать! Я вырываю, целую его руку, а он успевает-таки мою…
Я попросил его молитв о себе и своих родных, он сказал, что будет молиться, и с радостью. Потом принес красивую записную книгу со множеством имен и показал мне, чтобы я не сомневался: «Вот, записал». Я попросил об упокоении моего отца. Он: «Да, конечно! Дай еще своих дедушек, бабушек…». Мне было неловко его «нагружать» этим, но как тут откажешь, ведь такая милость Божия изливается… А я все с сомнением, с колебанием: «Прошу прощения… А дядю моего — Владимира — можете тоже поминать?..» — «Да, конечно! ВладимИр!». И тут же чувствую, что оттуда мне как бы — «Спасибо, Антоха!»
Принес потом иконочки Богородицы и пластиковые крестики в благословение — дешевенькое все, а святыня — из рук такого человека! Вот тебе и любовь — вот такая она — истосковавшимся нам… Вечером после трапезы молились прямо на балконе. Тоже непривычно. Напротив видны огни Ситонии, а также лодки в море — необычно и красиво. Луна освещает постройки всего скита и большой храм рядом. На вид — деревня! С улицами, проходами, огородами, садами (кстати, тут растут и апельсины, мандарины, хурма). Оставляют меня еще на две ночи, слава Богу.
Что такое отшельничество?
Отшельничество – это добровольное отречение от всех мирских забот, обязанностей и благ цивилизации, общения с кем бы то ни было, с сопутствующим удалением на постоянное место жительства в пустынные места. У слова «отшельничество» есть синоним – «анахоретство». Само это явление зачастую наделяют обязательными лишениями, причем простейших удобств. Однако это не совсем верное понимание. Отшельничеству сопутствует аскетизм, а не лишения. Это означает, что жилище отшельника вполне может быть уютным. Человек, удалившийся от мира, отказывается от благ и достижений цивилизации, а не от результатов собственного труда. То есть нет никакого противоречия каноническому пониманию термина в том, что отшельник соберет ткацкий станок и начнет производить для себя занавески или же постельное белье. Не противоречит пониманию отшельничества и выращивание птицы, скота, обустройство улья и занятия огородничеством или же земледелием, впрочем, как и охотой. Разумеется, не возбраняются и гигиенические процедуры.
Таким образом, отшельничество – всего лишь добровольный уход из цивилизации и отказ от ее благ. Все остальные ограничения, которые претворяют в свою жизнь отшельники, – добровольны и не совсем обязательны.
Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях
Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.
Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.
Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.
Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.
Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.
Утренние молитвы:
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Богородице Дево».
- «От сна восстав».
- «Помилуй мя, Боже».
- «Верую».
- «Боже, очисти».
- «К Тебе, Владыко».
- «Святый Ангеле».
- «Пресвятая Владычице».
- Призывание святых молитва за живых и усопших.
Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.
Вечерние молитвы:
- «Царю Небесный».
- Трисвятое.
- «Отче наш».
- «Помилуй нас, Господи».
- «Боже вечный».
- «Благаго Царя».
- «Ангеле Христов».
- От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.
Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.
Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.
Нило-Сорская пустынь: жизнь после Нила
Завещание Нила Сорского исполнено не было — его погребли в 1508 году не в «бесчестном месте», а у стены церкви Сретения, позже над гробом устроили золоченую раку. Первая икона и канон появились в конце XVII века, тогда же, видимо, состоялась и канонизация святого. Скоро после своего преставления Нил Сорский стал почитаться в скиту и в других русских монастырях как «начальник скитского жития».
Рака прп. Нила в момент разборки. Фото 1931 г
Нилов скит в XVI–XVII веках знали и почитали. Скит был тесно связан с Соловецким монастырем — паломники на Соловки шли через Нилову пустынь и Кириллов монастырь. Старцы Соловецкого монастыря жаловали в Нилову обитель книги и богослужебную утварь. Князья, бояре, Патриархи, цари и простые богомольцы жертвовали скиту средства, но богатой обитель никогда не была, сохраняя заветы своего создателя о нестяжании и аскетическом подвижничестве.
С 1641 по 1777 год Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю. До первой половины XVIII века пустынь жила по скитскому уставу, но потом Кирилло-Белозерский монастырь из-за секуляризационной реформы 1764 года лишился многих своих земель и крестьян, разорился и перестал давать Ниловой пустыни «государево жалование». Из-за этого жизнь в скиту стала постепенно угасать.
В XVIII веке скиты по всей России превратились в большей степени в места ссылок провинившихся монахов. Такая участь постигла и Нило-Сорскую пустынь — сюда стали направлять иноков, уличенных в винопитии. Лишь в 30-х годах XIX века обитель возродилась, но уже не в том виде, в каком создал ее преподобный Нил.
Монастырь св. Нила Сорского. Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рис. И. Ф. Тюменева. Конец ХIХ в
Иеромонах Никон (в миру Николай Прихудайлов) сделал из скита общежительную обитель с новым уставом (пустынь была восстановлена как самостоятельный общежитийный монастырь указом Синода в декабре 1850 года). Он искренне почитал и любил преподобного Нила Сорского и хотел наладить в пустыни монашескую жизнь. Стараниями Никона вместо ветхих деревянных построек появились новые, был возведен каменный собор, к нему примыкали колокольня и ризница. Возвели надвратную каменную церковь. Все это — «не богатством царей, но горстью неимущих в дебрях, почти непроходимых», как с гордостью говорил Никон. Изменилось посвящение монастыря — он стал называться Тихвинским.
- Иеросхимонах Нил (Прихудайлов) (уп. 20 июля 1870 г.) – один из подвижников Нило-Сорской пустыни
- Слово иеросхимонаха Нила (Прихудайлова) по случаю закладки каменной церкви. Рукопись 1842 г.
Отец Никон умел привлечь к захолустному монастырьку внимание столичной знати, выезжал в Санкт-Петербург для сбора пожертвований. После четырех лет строительской деятельности иеромонах по клеветническому навету одного из братьев был выслан в Иверский Валдайский монастырь, где провел почти десять лет и вернулся в Нило-Сорскую пустынь лишь благодаря заступничеству фрейлины императрицы Т
Б. Потемкиной. Он не забыл древние традиции пустынножительства, заведенные Нилом Сорским. Вскоре по возвращении иеромонах устроил Иоанно-Предтеченский скит на месте, где когда-то стояла келья преподобного, и сам был облечен в схиму и наречен Нилом.
В Иоано-Предтеческом скиту при Нило-Сорской пустыни в уединении и безмолвии жили схимники. В 1860 году в 50 метрах к югу от Предтеченского скита иеросхимонах Нил устроил еще более уединенный Успенский скит и прожил здесь последние 10 лет своей жизни, до 1870 года. Нила уважали и почитали в пустыни, многие подвижники монастыря начинали свою монашескую жизнь под его духовным руководством.
4
Как жили отшельники?
Нередко при упоминании об отшельничестве люди вспоминают о скитах. Именно их многие считают домами православных отшельников. Как правило, на вопрос о том, что такое скит, среди ответов чаще остальных встречается мнение, что это бревенчатый дом, стоящий посреди чащобы или же где-то на берегах северных морей.
Это действительно так, за исключением территориального нахождения. Так что такое скит? Этот тип жилища, характерный для православных монахов, предающихся аскетизму и находящийся в удалении от заселенных мирянами местностей.
Однако все не так просто. Скит – необязательно одиноко стоящий дом. Это может быть целая группа строений, то есть фактически место жительства общины. Например, отшельники Лыковы. Это несколько семей старообрядцев, которые в начале прошлого столетия удалились от мира в глубины таежных чащоб близ Саянского хребта. Название свое община получила с легкой руки одного из журналистов, писавших об этих людях в конце прошлого века. Одна из семей имела фамилию Лыковы. Отшельники так и стали называться.
Помимо общин, скитами именуются и целые монастыри. К примеру, находящиеся на Соловецких островах.
То есть скит – не столько непосредственное жилище, сколько название места, в котором обитают отшельники.
Православные скиты России
Количество скитов резко начало расти после принятия царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковной реформы. Часть духовенства не приняла ее, и противники новых правил преследовались властью и церковью. В результате, чтобы избежать наказаний, они отправились в глухие леса и основали монастыри, поселившись вдали от городов и деревень.
Челябинская область, Старообрядческий скит
Старообрядцы именовали скитом любое строение, где жили верующие. Это были и избушки, похожие на охотничьи домики, и большие поселения с капитальными строениями.
От обычных мирских поселков они отличались замкнутостью, ведением своего хозяйства. В глухих местах кельи и храмы, расположенные на большом расстоянии друг от друга, были соединены между собой замаскированными подземными ходами. В случае опасности монахи исчезали, перебираясь к своим братьям.
Разочарование
У входа в монастырь стоит деревянный дом. Он открыт для тех, кто потерял крышу над головой и готов помочь монастырю «руками».
При монастыре есть дом для тех, у кого нет своей крыши надо головой.
26-летнийСлава родом из России. Некогда с мамой бежали от скандалов, которые постоянно были в их семье, в синеокую. Занимается вокалом, поет в соседней деревне в народном хоре. Всегда вежлив. Здесь ответственный работник: от кухни и «сходить в магазин» — до сложных строительных работ. Вячеслав тут оказался единственным, кто открыто захотел поговорить:
— Меня привело сюда разочарование, — он опускает глаза, поджимает губы и неловко отвечает. — Разочарование в любви. Наши отношения длились год, и как-то все не складывалось. От этого было очень больно. Вот я и пришел сюда по зову сердца. Живу при храме неделю через неделю. Все нравится. Но нужно еще время, чтобы прийти в себя и начать жить как раньше.
Славу в монастырь привела неразделенная любовь.
Если вы хотите помочь возрождению монастыря, это можно сделать разными способами: деньгами, рабочей силой, стройматериалами, вещами, продуктами.
Монастырь находится по адресу: Гомельская область, Калинковичский район, д. Юровичи, ул. Горная, 9.
Наместник — игумен Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович).
Тел.: 8 02345 59292; +375 29 730-11-56.
Реквизиты
СВЯТО-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЧНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в д. Юровичи Калинковичского района Туровской епархии. УНН 400440204, Беларусь, 247722 д. Юровичи, Калинковичского района, Гомельской области, ул. Горная 9, р/с 3015660172019 ЦКО № 7 Дирекции ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК» по Гомельской обл. Код банка 151501739.
Внутри храма
Входя на паперть, мы еще раз осеняем себя крестным знамением, потому что здесь уже есть святые иконы. Не обязательно каждую святую икону целовать, но нужно ощущать себя как в святом месте. Необходимо оставить все разговоры. Миновав паперть, мы входим в храм. Сделав несколько шагов, чтобы не мешать тем, кто входит за Вами, мы лицом к алтарю совершаем три поясных поклона с крестным знамением. Если Вы пришли в храм, когда богослужение уже началось, разговаривать не следует до его окончания. Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться к святыням. Прикладываться нужно следующим образом: дважды совершить крестное знамение с поклонами, благочестиво поцеловать икону, и снова перекрестившись поклониться святыне. Во время богослужения переходить с места на место не следует.
Никогда не уходите раньше, чем кончится богослужение.
У многих новая жизнь начинается в монастыре
Вообще, кто думает, что в труднической келье современного монастыря его ждут молитвенники и святые, глубоко ошибается. Это раньше, в девяностых, когда монастыри только открывались, с тобой в келье могли жить трое будущих священников, один монах и два писателя, которые до утра спорили о IV Вселенском соборе, а потом шли на братский молебен. Сейчас по монастырям большей частью ездит другой народ: побитые, исковерканные и пережеванные современной безжалостной к слабым и оступившимся жизнью люди. Общество старается их не замечать, как мусор возле подъезда или плохую погоду, делая вид, что этих людей не существует.
Но люди, у которых ничего не осталось, кроме перспективы умереть в канаве, непонятно почему вылезают из гробов коммуналок и трущоб и едут в монастырь искать помощи у Бога. И положив к ногам Христа свои болячки, свои грехи и свое окаянство, часто находят благодатную помощь и исправляют свою жизнь. Это великое чудо нашей веры, которое почти никто не замечает, такое оно негромкое и простое, подтверждающее простую истину, что наша Церковь – это не собрание святых, а собрание больных, сирых и убогих, ищущих исцеления у ног Спасителя-Христа.
Сколько я знаю бывших алкоголиков, наркоманов и бандитов, ставших замечательными мужьями, отцами и ответственными надежными работниками! И эти новые христиане, не совершающие чудеса, не ходящие по воде и не воскрешающие мертвых, чья единственная добродетель заключается в исповедании веры Христовой, как говорил преподобный Антоний Великий, будут выше великих и прославленных отцов древности. Потому что наша современная жизнь существует по законам, где человек человеку – волк, а счастье в деньгах и бесконечных удовольствиях. Зарабатывай любыми средствами, бери сколько можешь, делай что хочешь, ибо сегодня живы, а завтра умрем! И если кто-то посреди царящего кругом содома начинает жить по заповедям Божьим, это уже вызов и светопреставление для неверующих домочадцев и соседей.
У многих эта новая жизнь начинается в монастыре, рядом со святыми и их благодатной молитвой. Получается это не всегда и не сразу. Об этом может рассказать отец Максим. Он почти двенадцать лет подвизался в Оптиной пустыни, а потом перебрался в Пафнутьев монастырь, где поет в братском хоре, пишет статьи на духовно-нравственные темы для монастырской газеты и занимается реабилитацией наркоманов. Он возится с ними, как с малыми детьми, и порой селит у себя в келье. Непутевые постояльцы трижды грабили его келью, вынося все подчистую, но он не ропщет и ночами кладет поклоны за обидчиков.
Зато те, кто остается, излечиваются. Раньше он собирал добровольцев и ходил с ними чистить берег Протвы от бутылок и хлама, которого отдыхающие оставляют целые горы, потому что уверен, что исцеление начинается с чистоты вокруг. Грязь из души обязательно вылезет наружу, а верующая душа естественно будет желать сохранить красоту Божьего мира вокруг себя. Это только поначалу кажется сложным, а уже через полгода монастырских служб и послушаний становится нормой.
Когда я стал работать в издательстве Пафнутьева Боровского монастыря, куда меня поставили ответственным редактором, мои товарищи приготовили для меня сюрприз. Как-то раз приходят в редакцию и говорят, что у них срочное ко мне дело. Прихожу в келью, а на плечиках над моей кроватью три новых рубашки, две пары джинсов и замечательный строгий пиджак. «Это, Денис, тебе подарок от нас – носи с Богом! Ты у нас сейчас в редакции работаешь, с разными хорошими людьми встречаешься, в командировки ездишь, а ходишь все время в одном и том же! Надо, чтобы ты хорошо выглядел!» Ради этого они на всем экономили, в Москву ездили, через знакомых все это доставали. Женька, у которого телосложение как у меня, специально ездил, примерял.
Я смотрел на улыбки взрослых бывалых мужиков, радующихся как дети, которые, чтобы брата утешить, столько тягот понесли, и в горле ком встал, чуть не расплакался. Одно слово – братья. Братья во Христе.
Денис Ахалашвили
Отопление в храмах
Лесные края, дров — полно, кажется, уж с отоплением келий на Русском Севере проблем возникнуть не должно. Но монахи, священнослужители много часов проводят в храмах. И их тоже нужно отапливать — от этого зависит и ход богослужения, и здоровье людей. А храмы в северных монастырях строили разные — деревянные и каменные, огромные, многоярусные, с хозяйственными пристройками или крошечные, на братию из нескольких человек, и к каждому нужен был свой подход, чтобы даже в лютую стужу можно было молиться, сосредоточившись на главном и не отвлекаясь на холод.
По свидетельству истопника Валаамского монастыря, отвечающего за обогрев молитвенного братского собрания, послушника Павла, зимой ему каждый день приходится топить четыре печи: две — в храме, две — в алтаре. Нельзя давать печам в храме остывать. Чтобы прогреть холодный храм, надо два-три дня топить и «нагонять тепло». В день послушание занимает порядка пяти часов, включая колку дров, перевозку дров в храм и топку печей. Примерно раз в месяц истопник выбирает из печей золу. Работать можно и днем, и ночью, но сделать задел на несколько дней вперед не получается. Будни или большой праздник — надо топить; устал не устал, мороз на улице или оттепель — надо идти колоть дрова. Истопнику помогают, на колку дров даже выстраивается очередь — инокам не хватает физической нагрузки.
Есть храмы, которые не отапливаются, — в них служат только в теплое время года. Но есть и такие, где служат именно осенью-зимой. Например, помещение нижнего храма преподобных Сергия и Германа Валаамских отапливается четырьмя печами: две — у входа в храм, две — в алтаре. Отопительный сезон длится примерно с октября по май; как сходит снег, так и заканчивается топка печей. Послушание истопника совсем незаметное, но только до тех пор, пока молящиеся в храме не станут замерзать и сугубо поминать истопника в своих молитвах. Так что за этой незаметностью скрывается большая ответственность, ведь именно в храме происходит главное в монастыре — Евхаристия и соборная братская молитва.
Интересная история связана с отоплением Соловецкого монастыря. Обитель (кремль) отапливалась с помощью сложной системы вентиляционных ходов, расходящихся из топочных камер, отопление регулировалось системой задвижек. Например, главная топочная камера в основании галерей собора, топившаяся одной закладкой дров трое суток беспрерывно, с середины XIX века служила братской трапезной. В XIX веке главные топочные камеры были перестроены под помещения для монастырских нужд. Причина, по которой отопительная система монастыря была тотально реформирована, — острая нехватка дров для отопления ввиду того, что по всему Соловецкому архипелагу из-за бурного развития промышленности были практически сведены леса. Кстати, прежде устав Соловецкого монастыря запрещал рубку строевого леса на территории Соловецкого монастыря для нужд отопления — монастырь отапливался только плавуном, наловленным монахами на море. Но в какой-то момент плавуна стало мала — вековые деревья беломорского побережья стали вырубать на промышленные и строительные нужды, на строительство Петербурга, на продажу в Европу… Вот тогда могучую систему монастырского отопления перестроили на упрощенную, автономную и более экономичную, соответствующую достижениям науки и техники той поры.
Екатерина Кизилова «Молитва», 2004
После разорения обители в советские годы монастырь не отапливался. В конце пятидесятых нашелся умелец, предложивший наладить обогрев по старому способу. Но пока это согласовывали с Архангельском и более высокими инстанциями, пожилой мужчина умер. Запустить монашескую систему отопления так и не смогли. До сих пор достаточно прогреть толстые стены не получается — постоянно заводится грибок.
5