Исихазм
Содержание:
- Метод непрестанной молитвы
- Интеграция в православную церковную жизнь
- Мэгура и другие скиты, Молдова
- Наследие
- Этимология [ править ]
- Истоки [ править ]
- Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания
- Светлая мерность
- Монашеский подвиг
- Использованные материалы
- Храм, располагающий к исихастской молитве
- Исихастский спор
- Что это исихазм?
- Монастырь Оптина Пустынь, Россия
- Монастырь Сихастрия, Румыния
- Внешние ссылки [ править ]
Метод непрестанной молитвы
По времени вторым и более узким значением термина «исихазм» является особый метод непрестанной молитвы в среде православного монашества в XIII–XIV веках. Непрестанная молитва, по преимуществу — Иисусова молитва – есть постоянное обращение ко Христу, Чье имя должно, по словам Иоанна Лествичника, «прилепиться к дыханию»
Это предписание понималось буквально, в смысле использования дыхания как способа сосредоточить внимание и связать молитву с непрерывающейся функцией организма. В отличие от подхода Евагрия этот метод молитвы предполагал положительное отношение к телесному аспекту человеческой жизни
Хотя в исторической литературе встречается мнение, что в широкий обиход Афонского монашества этот подход был введен преподобным Григорием Синаитом, такой духовно-телесного метод был известен на Афоне уже с конца XIII века.
Интеграция в православную церковную жизнь
Исихасты полностью интегрированы в литургическую и сакраментальную жизнь Православной Церкви, включая ежедневный цикл литургической молитвы Богослужения и Божественной литургии . Однако исихасты, живущие отшельниками, могут очень редко посещать Божественную литургию (см. Житие святого Серафима Саровского ) и не могут читать Божественное служение, кроме как посредством Иисусовой молитвы (подтвержденная практика на Афоне). В общем, исихаст ограничивает свою внешнюю деятельность ради своей исихастической практики.
Православная традиция предостерегает от поиска экстаза как самоцели. Исихазм — это традиционный комплекс аскетических практик, включенных в доктрину и практику Православной церкви и предназначенный для очищения члена Православной церкви и подготовки его к встрече с Богом, который приходит к нему, когда и если Бог хочет, через Бога. благодать. Цель состоит в том, чтобы обрести через очищение и благодать Святого Духа и спасение. Любые экстатические состояния или другие необычные явления, которые могут возникнуть в процессе исихастской практики, считаются второстепенными и неважными, даже весьма опасными. Более того, поиск необычных «духовных» переживаний сам по себе может нанести большой вред, разрушив душу и разум ищущего. Такой поиск «духовных» переживаний может привести к духовному заблуждению (ру. Prelest, греч . Plani) — антониму трезвости, — когда человек считает себя святым, испытывает галлюцинации, в которых он или она «видит». «ангелы, Христос и т. д. Это состояние духовного заблуждения на поверхностном, эгоистическом уровне доставляет удовольствие, но может привести к безумию и самоубийству и, по мнению отцов-исихастов, делает спасение невозможным.
Гора Афон — центр практики исихазма. Святой Паисий Величковский и его ученики сделали эту практику известной в России и Румынии , хотя исихазм уже был известен в России, о чем свидетельствует независимая практика святого Серафима Саровского .
Мэгура и другие скиты, Молдова
Молдова и Румыния знамениты как центры, где сложилась, благодаря подвижничеству Паисия Величковского, современная исихастская традиция. Делание святого Паисия было настолько масштабным, что в богословии Румынии есть даже понятия паисианизм. В современности на территории Румынии и Молдавии также есть очаги исихазма. Например, из монастыря – скита Мэгура происходит великий афонский старец Дионисий (Игнат — на фото выше), в крещении Димитрий, – один из самых почитаемых афонских духовников современности. Его чтили самые разные люди, например, английский принц Чарльз. Старец Дионисий (Игнат) отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу».
Наследие
Будучи человеком высокодуховным, старец Иосиф Исихаст Афонский, жизнь и учение которого будут примером для многих праведных людей, подготовился к неминуемой кончине, которую он уже чувствовал. Он сетовал на то, что люди, которым он пытался помочь, не могли внять ему, насмехались и смеялись. Но все же старец нашел тех, кто един с ним в деяниях и мыслях. В День Успения Божьей Матери он причастился Святых Христовых Тайн. Старец Иосиф Исихаст отошел в мир иной 15 августа 1959 году, в возрасте 60 лет.
Кроме душевной теплоты и праведных речей оставил старец Иосиф Исихаст письма к монашествующим и мирянам. Здесь наставления и праведные речи старец адресует всем, кто хочет стать ближе к Богу. Одним из лучших напутствий старца Иосифа Исихаста стало полное собрание творений, которое считают книгой жизни, открывающей путь к знаниям. Именно эту книгу выбирают в качестве проводника на пути к монашеской жизни те, кто почувствовал в себе призвание уйти от мирской суеты.
В своих книгах старец Иосиф Исихаст проповедует душевно-телесную молитву, которую необходимо проживать, пропускать через себя. Он говорил, что молитва – умное действо, и у каждого она будет проходить по-разному. Божественная Литургия – одно из излюбленных времяпрепровождений старца, ведь именно она может стать для монаха важным условием для духовного роста.
В своем братстве отец Иосиф постоянно обращался к Литургии. Совершая ее ежедневно, причащаясь, монахи чувствовали тот божественный свет, к которому стремились. Некоторые, правда, роптали, что слишком частые причащения становятся слишком тягостны. На что Иосиф напоминал осуждающим о том, что многие святые следовали этой дорогой, что именно в этом деянии было дано множество откровений.
В 2008 году один из учеников преподобного Иосифа, Старец Ефрем Филофейский, выпустил книгу — «Мой Старец Иосиф Исихаст и Пещерник», где изложил свои воспоминания о своей жизни и, в частности, о жизни под наставничеством Иосифа. В русском переводе книга имеет название: «Моя жизнь со Старцем Иосифом». Эту книгу даже читали во время трапезы в монастырях, настолько она полна мудрости.
Монах Иосиф Ватопедский, старец Иосиф Исихаст которому стал духовным отцом и наставником, в 1982 году также выпустил книгу. Он посвятил свое творение жизни и аскетическому учению своего учителя. Книга названа «Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и Учение». Она была написана по просьбам большого количества людей, почитающих старца Иосифа. Затем к этой книге добавилась еще одна глава. Это было учение о практике жизни в безмолвии — «Десятигласная духодвижная труба», написанное в свое время старцем Иосифом Исихастом.
Этимология [ править ]
Значение
Исихазм ( греческий : ἡσυχασμός , Современный греческий язык: ) происходит от слова исихии ( ἡσυχία , Греческое произношение: ), что означает «неподвижность, покой, тихая, тишину» и hesychazo ( ἡσυχάζω греческого произношение: ) «сохранять спокойствие».
Использование
Митрополит Каллистос Вар , исследователь восточно-православного богословия, выделяет пять различных употреблений термина «исихазм»:
- «уединенная жизнь», значение, эквивалентное « отшельнической жизни», в которой этот термин используется с 4 века;
- «практика внутренней молитвы, направленная на единение с Богом на уровне, выходящем за рамки образов, понятий и языка» — в этом смысле этот термин встречается у Евагрия Понтийского (345–399), Максима Исповедника (ок. 580 — 662) и Симеон Новый Богослов (949–1022);
- «поиск такого союза посредством Иисусовой молитвы », самое раннее упоминание о котором есть у Диадоха из Фотики (ок. 450 г.);
- «особая психосоматическая техника в сочетании с Иисусовой молитвой», использование которой восходит к XIII веку;
- «Богословие св. Григория Паламы», о котором см. паламизм .
История термина
Происхождение термина « исихазмос» и связанных с ним терминов « исихаст» , « исихия» и « исихазо» не совсем ясно. Согласно записям в « Лексиконе святоотеческого греческого языка» Лампе , основные термины « исихия» и « исихазо» появляются уже в 4 веке у таких отцов, как Иоанн Златоуст и каппадокийцы . Эти термины также появляются в тот же период у Евагрия Понтика (ок. 345 — 399), который, хотя он пишет в Египте, не входит в круг каппадокийцев, и в высказываниях отцов-пустынников .
Термин исихаст редко используется в христианских аскетических писаниях, исходящих из Египта с 4-го века, хотя писания Евагрия и изречения отцов пустыни подтверждают это. В Египте более часто используются термины анхоретизм ( греч . Ἀναχώρησις , «уход, отступление») и анахорет ( греч . Ἀναχωρητής , «тот, кто удаляется или отступает, то есть отшельник»).
Термин исихастская был использован в 6 — м веке в Палестине в Lives от Кирилла Скифополь , многие из которых живет удовольствие от исихастов , которые были современниками Кирилла. Некоторые из святых, о которых писал Кирилл, особенно Евфимиос и Савас, на самом деле были из Каппадокии . В законах (новеллах) императора Юстиниана I (годы правления 527–565) исихаст и отшельник рассматриваются как синонимы, что делает их взаимозаменяемыми терминами.
Термины исихия и исихастские используются довольно систематически в Лествице от Иоанна Синайского (523-603) и в Pros Theodoulon св Hesychios (с. 750?), Который обычно также считается Школой Синай . Неизвестно, где родились святой Иоанн Синайский или святой Исихий и где они получили монашеское образование.
Похоже, что особенность термина исихаст связана с интеграцией постоянного повторения Иисусовой молитвы в практики умственной аскезы, которые уже использовались отшельниками в Египте. Сам исихазм не записан в Лексиконе Лампе, что указывает на то, что это более позднее употребление, а термин Иисусова молитва не встречается ни у одного из отцов церкви. Святой Иоанн Кассиан (ок. 360 — 435) представляет в качестве формулы, используемой в Египте для повторяющейся молитвы, не Иисусовую молитву, а «О Боже, ускорись, чтобы спасти меня: Господи, поспеши на помощь мне».
Однако к XIV веку на Афоне термины исихазм и исихаст относятся к практике и практикующему метод умственной аскезы, который включает в себя использование Иисусовой молитвы с помощью определенных психофизических техник. Скорее всего, появление термина исихазм отражает то, что эта практика выдвинулась на передний план как нечто конкретное и конкретное, о чем можно говорить.
Книги, используемые исихастом, включают « Филокалия» , собрание текстов о молитве и уединенных мысленных аскезах, написанных с 4 по 15 века, которое существует в ряде независимых редакций; Лествица ; собрание сочинений преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022); и работы святого Исаака Сирийца (7 век), поскольку они были отобраны и переведены на греческий язык в монастыре святого Савы недалеко от Иерусалима около 10 века.
Истоки [ править ]
Платонизм
Исихастическая практика включает в себя обретение внутреннего фокуса и блокировку физических чувств. В этом исихазм проявляется у Евагрия Понтийского и даже в греческой аскетической традиции, восходящей к Платону .
Еврейский мистицизм Меркабы
Согласно некоторым адептам еврейской мистической традиции Меркаба , если кто-то хотел «спуститься к Меркабе», он должен был принять молитвенную позу, которую принял пророк Илия в 3 Царств 18:42, а именно помолиться, положив голову между собой. колени. Это та же самая молитвенная поза, используемая христианскими исихастами, и является причиной того, что их оппоненты высмеивали их как «пуповидных» ( омфалопсихитов ). Такое положение тела и практика ритмичного дыхания при вызове божественного имени, кажется, являются общими как для еврейского мистицизма Меркабы, так и для христианского исихазма. Таким образом, эта практика может возникнуть из аскетических практик библейских пророков.
Алан Сигал в своей книге « Павел Обращенный» предполагает, что апостол Павел, возможно, был одним из первых адептов мистицизма Меркабы, и в этом случае новым для Павла переживания божественного света на пути в Дамаск было не само переживание божественного света, а то, что источник этого божественного света идентифицировал себя как Иисуса, последователей которого Павел преследовал. Даниэль Боярин отмечает, что собственное описание этого опыта Павлом, следовательно, будет самым ранним рассказом от первого лица о мистическом видении адепта Меркабы.
Евангелие-толкование
Исихаст истолковывает повеление Иисуса в Евангелии от Матфея «войти в свою комнату помолиться», чтобы означать, что нужно игнорировать чувства и уйти внутрь. Святой Иоанн Синайский пишет:
Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания
Ученик великого старца преподобного Силуана Афонского отец Софроний (Сахаров) (1896 – 1993) волею судеб попал в Англию, где поселился в тихом месте с учениками. Потихоньку скит разросся, но все равно не велик, но важен тем, что исихастские духовные тексты и делания прижились в Великобритании. Кстати, принц Чарльз исихазм очень уважает и регулярно живет на Афоне в монастыре Ватопед.
Есть забавная история об основании скита. Местный пастор по приезде о. Софрония очень был заинтересован, что там происходит, кто они такие, эти православные? И он спросил своего епископа: «Что это – секта? Верят ли они в Святую Троицу, хотя бы?» И епископ сказал: «Don’tworry. Theyareorthodox. They are the ones who invented it». (Они православные, они создали учение о ней).
Сергей Хоружий: «Процесс, начавшийся снизу в русском монашестве, а также за пределами России деятельностью св. Паисия Величковского (1722-1794) и его учеников, вырастает постепенно в русское исихастское возрождение XIX-XX вв. Его основные вехи — создание и распространение русского «Добротолюбия» (фундаментальный свод исихастских текстов, не раз пересматривавшийся, дополнявшийся и ставший базовым руководством для устроения православного сознания и жизни); создание влиятельных очагов исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров и др.); подвиг учителей русского исихазма — свв. Тихона Задонского, Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, в нашем веке — св. Силуана Афонского и его ученика игумена Софрония (Сахарова); становление новых форм исихазма — странничества и, в особенности, старчества. Новые формы показывали, что особая черта русского исихазма — широкое развитие намеченной у Паламы тенденции к утверждению исихазма в качестве универсальной, общеантропологической стратегии: в отличие от древнего института старцев — наставников иноков, в русском старчестве, а также в движении «Монастырь в миру», идущем от славянофилов и получившем развитие в нашем веке, в том числе, при большевистских гонениях, — совершается выход исихазма в мир».
Светлая мерность
На нас медленно и неизбежно надвигается финал земной жизни. Кого-то мысли о нем страшат и приводят в отчаяние, а кого-то бодрят и воодушевляют. Христианин ждет встречи с Богом, лицом к лицу, хотя уже сейчас вполне явно ощущает Его теплое и светлое присутствие совсем рядом.
Царство Небесное – не «второй этаж», а вполне осязаемая реальность, которая начинается здесь и сейчас. Мир вечного счастья находится, по слову Христа, внутри нас. Нам дана возможность сегодня сделать выбор в пользу настоящей жизни. Мы можем стать совершенными, такими, как Господь.
Павел Рыженко “И душа успокоится…”
Вдумаемся, что держит нас в этой реальности, когда по ту сторону материального мира скрывается таинственное, но бесконечное пространство Альфы и Омеги, Божественного Космоса? Мы похожи на астронавтов, каждый из которых по-своему готовиться к полету в неизведанное. Кому-то это, очевидно, не нужно.
Жизнь пытается не позволить нам взлететь. У нее свои планы, ей нужны кадры для обеспечения «движухи» среди людей ежесекундно. Суета съедает человека, и однажды, расставшись с физической оболочкой, его душа будет горько сожалеть о «бесцельно потраченных годах». Жизнь просто пытается нас использовать, а мы просто ведемся. Мы перестаем слышать голос внутри нас. Голос Бога.
Под солнцем ничего нового, и тысячу, и две тысячи лет назад человек задавался одними и теми же «проклятыми вопросами». Христиане всегда искали «лайфхаки», как спасти свою душу от Молоха бренного мира. И они нашли ответ: Иисусова молитва. Протереть покрытую пылью суеты лампу души помогают призывы Бога. Каждое произнесение священного Имени озаряет нашу душу светом и теплом. Так раздаются ответы Христа на наши призывы.
Мы призваны к непрестанной молитве. Но почему-то вместо первого дела веры мы находим себе оправдание в делах второстепенных, забывая, что молитва как воздух нужна нашей душе. Без нее мы задохнемся и станем живыми трупами, духовными зомби. Призывая имя Божье, нам открываются безграничные глубины духовного света. Мы приближаемся к Тому, Кто создал нас
Монашеский подвиг
В ту пору Франгискосу исполнилось 26 лет от роду. В этом возрасте он нашел свое пристанище, что так долго искал. В 1925 году, после всех мирских испытаний, Франгискос был пострижен в великую схиму и наречен новым именем – Иосиф. Так мальчик, воспитанный в праведной семье, становится на путь, который поведет его по доброй дороге и даст силы повести за собой людей.
Старец Ефрем тем временем постепенно угасал, и последние дни его были проведены в скиту Василия Великого, где он и преставился. Иосифу как приемнику было передано руководство и управление деятельностью общины. Друзья и братия во Христе, Иосиф и Арсений, не прекратили своих скитаний по Святой Горе, но зимой они проводили время именно в каливе. В дальнейшем они будут считать ее местом постоянного жительства.
Использованные материалы
-
Крюков А. В. «Иосиф Исихаст» // Православная энциклопедия, т. 26, с. 41-42:
- «Преподобный Иосиф Исихаст (1899–1959)», житие на портале «Азбука веры»:
— использованы молитвословия
-
«ΟΔΟΙΠΟΡΙΚΟΝ» ΕΙΣ ΤΗΝ ΙΕΡΑ ΜΟΝΗΝ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΑΝΤΩΝΙΟΥ ΑΡΙΖΟΝΟΣ (εμπλουτισμένο με περισσότερες φωτογραφίες) (иллюстрация)
«Ανακοινωθέν για την πρώτη ημέρα των εργασιών της Αγίας και Ιεράς Συνόδου (9 Μαρτίου 2020)», страница официального сайта Константинопольского Патриархата,
«В Ватопеде почтили память Старца Иосифа Исихаста», новость на сайте Издательского Дома «Святая Гора» «Путеводитель по Афону», ; «Обитель Ватопед — день памяти старца Иосифа Исихаста», новость на сайте Афонское приношение, .
«Ανακοινωθέν για την πρώτη ημέρα των εργασιών της Αγίας και Ιεράς Συνόδου (9 Μαρτίου 2020)», страница официального сайта Константинопольского Патриархата, .
᾿Ιωσήφ, γέρων. ῎Εκφρασις μοναχικῆς ἐμπειρίας. ῾Ιερά Μονή Θιλοθέου. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996 (рус. пер.: Иосиф, старец. Выражение монашеского опыта / ТСЛ. Серг. П., 2006) —
Десятигласная духодвижимая труба старца Иосифа —
Храм, располагающий к исихастской молитве
– Много ли людей знает этого святого в Грузии? Почему вы решили возвести храм преподобного Иосифа в Тбилиси? Связано ли это с практикой Иисусовой молитвы, к которой призывает нас святой Иосиф?
– Не сказал бы, что многие знают отца Иосифа. Хотя в последнее время более или менее начали знакомиться с этим святым. Была переведена на грузинский и книга отца Ефрема, одного из его духовных чад. Наставления монахам самого отца Иосифа уже давно переведены, хотя особенной популярностью они пока не пользовались, люди не были с этим знакомы, к тому же была переведена только малая их часть. Но сейчас уже для многих этот святой становится известным.
То, что мы возвели этот храм, мы – наша община – считаем особой милостью Божией; вообще мы считаем особой милостью то, что мы имеем связь с этим святым и с его духовной школой. Для нас постройка храма стала прямым Божиим знаком, хотя она и не была особенно легкой, сопровождалась определенными трудностями. Но слава Богу, что этот храм был все-таки возведен.
Получился он очень аккуратным, красивым, похожим на древние храмы, которые возводились в Грузии в VI веке, по древней традиции, полностью из камня, с весьма красивыми, с нашей точки зрения (Улыбается.), иконами внутри и мозаикой. Церковь маленькая, но очень аккуратная, она соответствует отцу Иосифу и его небольшой братии. Она напоминает маленькую пещеру, если можно так сказать, и это располагает входящего к исихастской молитве.
И, конечно, идея возведения такого храма заключается именно в этом: в популяризации этого святого и, соответственно, в популяризации исихастской умной молитвы и интенсивной евхаристической жизни, без чего, как мы считаем, христианство невозможно. Потому что христианство – это Христос, и Христос поселяется в нашем сердце, как Он установил, посредством евхаристической жизни (см.: Ин. 6: 56). А умная молитва – это сделанный нами ищущий шаг по направлению к Нему. Нам ведь нужно всегда Его искать, стараться быть с Ним.
И возведение этого храма ставит задачей сделать акцент именно на таком укладе жизни. Я вновь повторяю: отец Иосиф, уже преподобный отец Иосиф, призывал к этой молитве и мирян. Так что я думаю, этот храм многих настроит научиться – а этому надо именно учиться – умной молитве.
Исихастский спор
Григорий Палама
Примерно в 1337 году исихазм привлек внимание ученого члена Православной церкви Варлаама , калабрийского монаха, который в то время занимал должность настоятеля монастыря Святого Спасителя в Константинополе и посетил гору Афон. Гора Афон была тогда на пике своей славы и влияния, во времена правления Андроника III Палеолога и под руководством Протоса Симеона
На Афоне Варлаам встречался с исихастами и слышал описания их практик, а также читал сочинения учителя исихазма св. Григория Паламы , который сам был афонским монахом. Получив образование в западном схоластическом богословии, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих трудах. Как частный учитель богословия в западном схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.
Варлаам возражал против учения исихастов о природе света, переживание которого считалось целью практики исихастов, считая его еретическим и кощунственным . Исихисты утверждали, что он имеет божественное происхождение и идентичен свету, явившемуся ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения Господня . Этот Варлаам считался политеистическим , поскольку постулировал две вечные сущности, видимого и невидимого Бога.
Что касается исихастов, спор был поднят святым Григорием Паламой , впоследствии архиепископом Фессалоникийским , которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападений Варлаама. Сам святой Григорий хорошо разбирался в греческой философии. Святой Григорий защищал исихазм в 1340-х годах на трех различных синодах в Константинополе , а также написал ряд работ в его защиту.
В этих произведениях святой Григорий Палама использует различие, уже обнаруженное в IV веке в трудах каппадокийских отцов , между энергиями или действиями (греч. Energeiai) Бога и сущностью Бога. Святой Григорий учил, что энергии или действия Бога не были сотворены . Он учил, что сущность Бога никогда не может быть познана его созданием даже в следующей жизни, но что его нетварные энергии или действия могут быть познаны как в этой жизни, так и в следующей, и переданы исихасту в этой жизни и праведник в следующей жизни истинное духовное познание Бога. В паламитском богословии нетварные энергии Бога освещают исихаста, удостоенного опыта нетварного света.
В 1341 г
спор был передан на рассмотрение синода в Константинополе под председательством императора Андроника III; Синод, принимая во внимание отношение к трудам псевдо-Дионисия , осудил Варлаама, который отрекся и вернулся в Калабрию, впоследствии став епископом католической церкви .. Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндинос , который изначально был другом святого Григория Паламы, поднял спор, который также сыграл роль в гражданской войне между сторонниками Иоанна Кантакузина и Иоанна V Палеолога
На эту тему было проведено еще три собора, на втором из которых последователи Варлаама одержали короткую победу. Но в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина учение исихаста было утверждено как учение Православной церкви.
Один из друзей Варлаама, Григорий Акиндинос , который изначально был другом святого Григория Паламы, поднял спор, который также сыграл роль в гражданской войне между сторонниками Иоанна Кантакузина и Иоанна V Палеолога . На эту тему было проведено еще три собора, на втором из которых последователи Варлаама одержали короткую победу. Но в 1351 году на синоде под председательством императора Иоанна VI Кантакузина учение исихаста было утверждено как учение Православной церкви.
Что это исихазм?
Термин произошел от греческого слова «исихия», значение которого: спокойствие, тишина и уединение. Исихазм – это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса. Его главная цель заключается в созерцании Божественного света, который будет исходить из сердца. Упоминание об этой практике удалось найти в документах 3-4 вв. н. э. Наибольшее распространение она получила благодаря Григорию Паламе в 14 веке. Официальное признание исихазм получил в 1351 году.
Согласно этой мистической практике, Господа нельзя познать, используя логическое мышление или научные знания. Чтобы его узреть, необходимы волевые усилия, нужно быть сосредоточенным и получить снисхождение Божьей благодати. Можно выделить три направления исихазма:
- отшельничество – появилось в первые века монашества;
- духовные практики, подразумевающие повторение молитвы Иисуса;
- учение Григория Паламы о нетварных энергиях.
Исихазм в философии
Основа практик заключается в духовном перевоплощении, что дает шанс общаться и увидеть Господа. Исихазм в философии – это возможность понять, что человек является микрокосмом, в котором отражена вся Вселенная. Люди, совершающие грехи, затемняют образ Господа в себе, но если жить по заповедям, то можно очистить душу и приблизиться к Высшим силам посредством молитв. Бог постоянно открывается миру в своих действиях, например, в силе, любви, мудрости и так далее.
Исихазм в православии
Практики можно условно разделить на несколько элементов, которые должны выполняться исключительно в строгой последовательности.
Очищение сердца . Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах
Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.
Уединение
Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.
Соединение ума и сердца . Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».
Молитва . Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.
Безмолвие . После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.
Явление Фаворского света . Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.
Монастырь Оптина Пустынь, Россия
Один из центров, наряду с Валаамом и Саровским монастырем, русского исихастского возрождения. Это возрождение связано с молитвами и подвижничеством святого Паисия Величковского, который перевел и распространял русское «Добротолюбие» — сборник духовных произведений, относящихся главным образом к исихазму. Современные исихасты – Илий Оптинский (1932 г.р. — на фото), духовник монастырской братии.
Сергей Хоружий: «С позиций православного вероучения, опыт исихастской аскезы есть опыт устремления ко Христу и соединения с Ним в Его энергиях, в Духе Святом; и в свою очередь такой опыт рассматривается как квинтэссенция аутентично христианского опыта, жизни в христианской вере. В обретении этого опыта состоят цель и назначение христианской жизни, причем вовсе не только для подвижников-исихастов, но для всех христиан, пусть даже опыт обретается ими не в полноте, а лишь в некой мере, у каждого своей, «елико же вместит». Именно в силу этой квинтэссенциальности исихастского опыта, выделяющей его во всем многообразии религиозного опыта, исихазм приобретает стержневую роль в мире православной духовности и церковности».
Монастырь Сихастрия, Румыния
Небольшой лесной монастырь, где продолжалась и поддерживалась, в том числе при коммунистах, исихастская традиция. Румынские исихасты традиционно в наши дни живут в скитах в лесу. В монастыре находятся могилы известных исихастов современности – Клеопы Илия и Паисия Олару. В монастыре есть музей Клеопы Илия (на фото ниже).
Сергей Хоружий, директор «Института синергийной антропологии»: «В недавней истории существует весьма яркий, если угодно, эталонный пример национального исихазма. Это – сложившийся в 70-е гг. прошлого века гибрид румынского исихазма с «протохронизмом», идеологией национально-коммунистического режима Чаушеску. Здесь исихазм ставился на службу национализму самым откровенно-прямолинейным образом. Деятельность исихастской румыно-славянской общины в XVIII в., созданной и возглавлявшейся преп. Паисием Величковским, представлялась как доказательство первенства и превосходства румынской духовности и культуры. Значение этой деятельности, ее плоды гипертрофировались до грани абсурда. Тот же факт, что сам старец Паисий румыном не был, успешно преодолевался даже двумя путями: во-первых, была выдвинута теория о его румынском происхождении (от адюльтера, якобы совершенного его матерью с эмигрантом-румыном!); а во-вторых, крупнейший исихаст-богослов о. Думитру Станилоаэ в своем исследовании «Исихазм в румынской православной традиции» наставлял, что надо «показывать не только то, что Паисий внес в румынское монашество, но и то, что он от него получил».
Внешние ссылки [ править ]
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: |
- , Британская энциклопедия
- , Православная Церковь в Америке
- , Греческая православная церковь св. Андрея
- , архимандрита Георгия, Свято-Григорийского монастыря
vтеВосточное христианство | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Культурная область из христианских традиций , которые разрабатываются с раннего христианства на Ближнем Востоке , Восточной Европы , Севера и Восточной Африке , Малой Азии , Южной Индии и части Дальнего Востока . | ||||||||
Основные подразделения |
|
Христос Вседержитель (около 1261 г.) в соборе Святой Софии | ||||||
История |
|
|||||||
Священные Писания |
|
|||||||
Богословие |
|
|||||||
Поклонение |
|
Авторитетный контроль |
|
---|