Отец даниил сысоев: разбираемся в общих чертах

«Послушай, как красиво звучит стихира Пасхи!»

Окровавленный крест о.Даниила, бывший на нем в момент смерти. Фото: pitanov.livejournal.com «Мы очень часто выстраиваем Христа вокруг своей жизни, а у него Христос был центром, и от Него он уже выстраивал все», — вспоминал протоиерей Игорь Фомин.

«Он был человеком, совершенно погруженным в веру, как про ветхозаветных праведников говорили, что они «ходили перед Богом», вот примерно так можно сказать и про отца Даниила, — делится Илья Агафонов. — В своих словах, делах, поступках он всегда как бы предстоял Богу».

Такой же безграничной веры он ждал и от окружающих. Елена Крылова, друг семьи отца Даниила, родила недоношенного мальчика, ребенок лежал в реанимации. Ей позвонила матушка Юлия: «Жди, мы едем крестить твоего сына!». «Батюшка привез с собой бутылку со святой водой, очень холодной, потому что на улице был мороз, — вспоминала Елена. — И я очень испугалась, потому что у малыша была пневмония, и обливание ледяной водой могло ухудшить его состояние. «Ты что, не веришь в Бога?» — строго спросил меня отец Даниил. Я не смогла спорить, ребенка окрестили, и он сразу стал выздоравливать».

Любой разговор с отцом Даниилом, с чего бы он ни начинался, оказывался разговором о Боге, о необходимости служить ему и уподобиться ему, вспоминают друзья священника.

Причем говорить на богословские темы он мог в любой обстановке: по пути к метро, перебирая на кухне картошку, балансируя на одной ноге в закатанной штанине, а другую намывая в раковине.

Он мог остановить однокурсника в коридоре семинарии и сказать: «Послушай, послушай, как красиво звучит стихира Пасхи!» — и начать распевать мелодику на византийский мотив.

Исламисты слишком крепко стоят на ногах

Мама священника Анна Сысоева, с которой поговорили «Известия», все-таки считает, что смерть сына — дело рук приверженцев мусульманской религии.

— Угрозы от исламистов в его адрес стали поступать два года назад, — рассказывает Анна Сысоева. — Началось это после того, как Даниил занялся миссионерством среди мусульман. До этого он работал с сектантами в центре отца Анатолия (Берестова — «Известия») на Крутицком подворье. Кому-то нужно было работать с мусульманами, вот Даниил и взялся. Первая община, которая вокруг него образовалась, состояла из бывших мусульман. Он переводил Евангелие на татарский язык, и благодаря этому мусульманская молодежь потянулась к нему. Ему говорили, что после проповедей они стали читать и Коран, который раньше не открывали. Но главное, стали задумываться над сущностью человеческого бытия. Нет, вовсе не все мусульмане нетерпимы. У меня у самой отец татарин. Но есть те, которые настроены очень агрессивно. Даниил дважды заявлял в органы об угрозах, хотя их не боялся, не такой был человек. Он с первого класса был верующим и не боялся об этом заявить. А учителя заставляли его отречься, выставляли перед всем классом и поднимали на смех… У него осталось три дочери: 13, 9 и 2 лет.

И все же именно то, что все указывает на исламистский след, должно насторожить следователей. Слишком демонстративным был этот расстрел православного священника якобы кавказцем. Причем не скрывавшим свою «нерусскость». А ведь акцент, с которым говорил убийца, можно сымитировать. Да и сам «почерк» совсем не характерен для тех же кавказских боевиков. К примеру, они бы никогда не стали

стрелять из травматического пистолета, переделанного в боевой, — слишком ненадежно.

— Я уверена, что это не исламисты, — говорит ученица отца Даниила Елена, которую корреспондент «Известий» встретил в его храме. — Они слишком крепко стоят на ногах и относились к Сысоеву с настороженным уважением, но без ненависти.

Но кому могла быть выгодна эта смерть? Например, он жестко выступал против националистов: проповедовал, что человек, поднявший руку на другого, не важно какой он веры, не может быть истинно православным. После убийства на православных сайтах появились призывы к объединению — «Если мы не объединимся и не дадим отпор, нас всех поубивают по одному, как отца Даниила»

Или это кто-то из сектантов? Но информации о том, чтобы члены сект угрожали священнику, нет. А может быть, убийство совершил не совсем здоровый человек. Об этом говорит его поведение до и после убийства. Во всем этом должны разобраться следователи.

Неписаное соглашение

Отец Даниил Сысоев в Русской православной церкви занимал необычное место: он обращал мусульман в христианство. Причем делал это гласно, публично, делясь своим опытом в интернете. Вообще-то основные усилия РПЦ направлены в другую сторону — на воцерковление так называемых номинальных христиан, «захожан».

«Захожане» крещены, но редко посещают храмы и не соотносят жизнь с евангельскими ценностями. За последние 20 лет в России между лидерами традиционных конфессий было, фигурально выражаясь, достигнуто неписаное соглашение, своего рода «сухаревская конвенция»: народ был поделен по этноконфессиональному признаку. То есть татары, башкиры, кавказцы априори считаются мусульманами, признается приоритетная роль соответствующих духовных управлений мусульман. Русские, украинцы, белорусы в массе своей являются православными. И соответственно их духовным окормлением также априори занимается РПЦ. Евреи доставались раввинам, калмыки, буряты, тувинцы — ламам.

Отец Даниил своей деятельностью фактически это соглашение нарушал. При этом делал это энергично и неудержимо. В проповедях он ставил вопросы, которые религиозные лидеры России предпочитали не обсуждать вовсе. А именно: как христиане относятся к Корану и пророку Мухаммеду, а мусульмане к Христу. Понятно, что единства в этой области нет и быть не может, так называемый межрелигиозный диалог сущностных мировоззренческих тем не касался, и священники, и муфтии, и раввины, и ламы боялись подорвать хрупкое межрелигиозное единство, которого по сути и не было. Отец Даниил говорил открыто: разногласия были и никуда не делись. Его оценки ислама, мягко говоря, были далеки от политкорректности и вызывали яростное возмущение у последователей этой религии.

Но кто же решился на расправу? Получается, именно представители ислама? Скорее всего наиболее точен в своей оценке известный религиовед, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев: «Я уверен, что отца Даниила убили те же люди, которые ежемесячно убивают имамов на Северном Кавказе, и убили с той же целью — стравить между собой православных и мусульман». По его словам, это могут быть как религиозные фанатики, так и люди с очень циничным и расчетливым умом, которые пытаются манипулировать религией в своих интересах, с интересами России не совпадающих.

Искренность и прямота

Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель православного храма свв. Апостолов Петра и Павла в Гонконге:

«Я бы сказал, что отец Даниил был человеком очень прямым, очень честным, бесстрашным. Любовь к Богу ему давала эту силу. Он не любил компромиссов и не смотрел на лица в этом смысле. Это, конечно, многих подкупало. Других людей он, конечно, уважал, но их заблуждения совершенно не уважал».

Ольга Гуманова, публицист:

«У отца Даниила был очень широкий круг общения, в него входили люди с самым разным образом жизни, с самыми разными религиозными и философскими взглядами. И батюшка обладал редким даром сказать каждому, чем является его жизнь и его образ мысли с православной точки зрения, но при этом не обидеть человека.

Например, если перед ним была молодая пара, живущая вместе вне брака, он не делал вид, как будто „неканоничной“ интимной стороны их жизни не существует. Он прямо говорил, что это грех и надо пытаться этот грех преодолеть, но его речь не звучала ханжески, на него не обижались».

«Отец Даниил не боялся использовать в разговоре такие „интолерантные слова“, как „ад“, „Страшный Суд“, „ересь“. И, надо признаться, это работало — ему удавалось таким экстремальным образом вызвать сердечный отклик у тех людей, которых не трогали слова более политкорректных проповедников».

Последняя осень. Закат

Воспоминания об отце Данииле начинаются с воспоминаний о последней осени в его жизни. Десять лет назад, осень 2009 года

Было совершенно четкое понимание завершения важного этапа в жизни. Очень похожее ощущение – в сегодняшний 2019 год

Что завершение будет именно таким, невозможно было даже представить, хотя отец Даниил последние два года говорил о том, что ему мало осталось. Говорил, но строил гигантские планы по созданию храма, миссионерского института и распространению православной миссии по всему миру. Говорил и делал, а ему оставалось в ту осень чуть больше двух месяцев земной жизни. 

В сентябре 2009 года старшей дочери дали путевку в Анапу на лечение. Я поехала с двухлетней младшей и со старшей, а среднюю Дорофею оставила с папой

Может, это не важно и не нужно. Кому интересно, куда мы поехали, при чем здесь этот санаторий? Старшая дочь потеряла в море мою сережку – было ощущение будущей потери, но я гнала эти мысли, отмахивалась от них, как от суеверия

Но предчувствия были сильнее. Хотелось просто перемен в жизни, но что вот так все перевернется, даже предположить не могли. 

Юлия Сысоева с отцом Даниилом

Это была странная осень, насыщенная какой-то густотой времени, словно оно сгустилось, как кисель, и жизнь приобрела печальный закатный оттенок, как когда вы любуетесь ярким красно-оранжевым закатом, сидя у моря, слушаете шум волн и понимаете, что грустите, потому что пришел конец чему-то очень важному. Грусть от заката – вот как это можно было назвать

Анапские закаты того сентября были именно такими. Я выходила к морю и не понимала, почему, когда я гляжу на уходящее солнце, мое сердце так неспокойно. 

В тот месяц, что мы провели в санатории между Анапой и Краснодаром, батюшка приезжал на три или четыре дня, чтобы купить у нашего соседа машину. Он хотел поменять свою малолитражку на небольшой внедорожник, потому что у него, как всегда, были планы. Он хотел построить скит в глухом лесу и, к слову говоря, действительно начал строить. 

Четыре дня этой прощальной осени мы провели вместе. Был вечер, когда отец Даниил собирался уезжать на новой машине в Москву. Меня грызли сомнения, а справится ли он за рулем? Дорога дальняя, да еще на ночь глядя. 

Я уговаривала его поехать утром, но у него, как всегда, были самые неотложные дела, он торопился. Я не помню его неторопливым. Он всегда летел, бежал, спешил. Уже перед выездом, когда машина стояла загруженная под завязку зимними колесами и южными гостинцами от мамы, мы поднялись на третий этаж дома (маминого дома в Краснодаре), откуда всегда видны самые яркие закаты. 

Алое солнце цвета разлитой крови медленно садилось за кромки деревьев. Мы стояли, смотрели на закат, и я говорила что-то вроде «Будь осторожен».

Я писала позже в своих воспоминаниях, что смерть дышала нам в затылок. Я ощущала разлуку и ждала ее.

Это был его последний вечер в Краснодаре. Мы постояли на третьем этаже, спустились вниз, он сел в машину радостный и с улыбкой уехал. А потом, глубокой ночью, я получила СМС: «Доехал до Павловска, остановился на обочине поспать». Было темно, ветер шумел за окном и гремел на крыше, я прочитала разбудившую меня СМС и заснула спокойным сном, потому что он был жив. 

Через две недели в Домодедово нас встречали на машине отец Даниил и Дорофея. Это было событие – что нас встречал лично он сам. Московская поздняя осень, морось, грязь, непроглядная темнота, остановка на заправке, подкачка колеса, которое постоянно спускало. 

До самой его кончины мы больше не видели солнца. Его не было в тот год в Москве. И многие, вспоминая эту московскую осень, когда батюшки не стало, говорят, что солнца не было ни дня. Получается, что последнее солнце мы видели тогда, в Краснодаре, когда стояли последний раз вместе на террасе третьего этажа и смотрели на последний в нашей совместной жизни закат. Наверное, это было символично. 

С конца октября начались серейшие и мрачнейшие дни осени 2009 года. По словам свидетелей, солнце выглянуло в конце отпевания, когда гроб с телом обносили вокруг храма. Я почти не помню этот момент с солнцем, потому что мне не до солнца было. А потом я видела много фотографий, сделанных людьми, как облака над храмом рвутся и в образовавшуюся брешь светит как бы весеннее нежно-робкое солнце, освещая розоватым светом купола храма. Ноябрь – и вдруг розовые цвета. 

Прощание со священником Даниилом Сысоевым. Фото: patriarchia.ru

Сочинения

Книги

  • Летопись начала. — Изд-во Сретенского монастыря, 1999. — 2-е изд: Изд-во «Аксиос», 2003., — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 608 с.
  • Прогулка протестанта по православному храму. Издано автором, 2001., — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 96 с.
  • Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. — М.: Изд-во «Русскій Хронографъ», Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002.
  • «Кто, как Бог?» или сколько длился день творения. — Изд-во: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003., — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 170 с.
  • Почему ты еще не крещен?. — Изд-во «Даниловский благовестник», 2004. — 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. — 3-е изд.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 128 с.
  • Зачем ходить в храм каждое воскресенье? — М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2007, 2008, М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011 — 48 с.
  • Замуж за неверующего?. — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007. Изд-во Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. — 144 c. Тираж: 10000., — БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2010. — 32 с.
  • Брак с мусульманином. — М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2006. Тираж: 3000 экз., — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 256 с.
  • Спасутся ли некрещёные. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2010. — 128 с.
  • Огласительные беседы. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2010. — 352 с.
  • Инструкция для бессмертных. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 160 с.
  • Как наследовать жизнь вечную (электронная книга в форматах pdf и epub) — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2010. — 320 с.
  • Как часто надо причащаться? (в соавторстве с диаконом Ю.Максимовым). — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 128 с.
  • Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 192 с.
  • Простыми словами о тайне Троицы. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 64 с.
  • Инструкция для ловца человеков. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 96 с.
  • Ислам. Православный взгляд. — М.: Духовное наследие АНО, 2011. — 96 с.
  • Гражданин неба. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 224 с.
  • Дневник миссионера. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 128 с.
  • Курс лекций по догматическому богословию. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 432 с.
  • Толкование на Апокалипсис. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 384 с.
  • Уроки святости. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — 544 с.
  • Проповеди. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 288 с.
  • Толкование книги пророка Даниила. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 320 с.
  • Беседы о страстях. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 144 с.
  • Закон Божий. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 544 с.
  • Как узнать волю Божию. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 96 с.
  • Книга, отрезвляющая человека. Толкование книги Екклесиаста. — М.: БФ «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. — 176 с.

Статьи в сборниках

  • «Шестоднев против эволюции». В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под редакцией диакона Даниила Сысоева. — Изд-во «Паломникъ», 2000.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 1. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во «Паломникъ», 2001.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005.
  • «Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007.

Статьи в журналах

Православный журнал «Благодатный Огонь»:

Опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности.

Книги о. Даниила можно скачать с сайта Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева —

  • Личный блог

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Наша задача — вникнуть в слово отца Даниила

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево:

Одно время о. Даниил служил у нас по четвергам, но мы редко пересекались с ним, потому что я в этот день как раз служил в доме престарелых. Но всё же я заметил одну вещь: проповеди о. Даниил говорил всегда очень быстро, как будто от избытка сердца. Это напомнило мне одну притчу из жизни Иоанна Златоуста.

Однажды святитель пришёл в храм и, увидев там одинокого пастуха, спросил: «Говорить ли мне проповедь? На что пастух ответил: „Если овцы на пастбище, но одна зайдёт в стойло, я дам ей есть“. После этого Иоанн Златоуст говорил проповедь целый час. На что пастух ответил: „Но я не дам одной овце пищу, заготовленную на целое стадо“.

А о. Даниил давал. Его кончина кажется нам преждевременной, но, возможно, он сказал всё, что хотел. И это слово было настолько сильным, что дьявол пожелал его остановить. Теперь наша задача вникнуть в это слово. Златоуст в толковании на Послание к Колоссянам говорит много о бедах и потерях. Но, среди прочего, произносит и фразу, которая, на мой взгляд, чётко выражает отношение к таким „преждевременным“ смертям: „У Бога польза больше, чем наказание“.

Протоиерей Олег Стеняев: Продолжаю дело о. Даниила

Священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Когда о. Даниила не стало, образовался некий вакуум, ведь наши миссионеры иногда, к сожалению, плохо ладят друг с другом, а батюшка всегда выступал в роли миротворца.

Обычно проповеднику сложно продолжать дело другого проповедника, но мы с о. Даниилом были очень дружны. О.Даниила убили в четверг. В этот день он традиционно проводил беседы по Ветхому и Новому Завету. Пуля остановила его на 57 главе пророка Исайи. Но уже в первый месяц после его смерти мы довели беседы до конца на диске „Нерасстреляная проповедь“. Там беседы о. Даниила соединены с теми немногими толкованиями на тексты Исайи, которые были сделаны после его смерти.

В Новом Завете о. Даниил остановился на одиннадцатой главе Второго Послания Коринфянам. Эти беседы также продолжены, сейчас есть записи толкований на Послания Колоссянам и Галатам. Я буду считать свой долг перед другом выполненным, когда мы дойдём до конца Апокалипсиса.

Если мне нужно было найти какую-нибудь цитату, я вспоминал ключевые слова, набирал телефонный номер и тут же получал ответ вроде: Блаженный Августин „Против академиков“, где-то в начале, страница слева». Теперь рука иногда зависает — номер уже не набрать.

Когда у меня умер духовник, я позвонил о. Даниилу и спросил: «Можно я буду у тебя исповедоваться?» «При одном условии, — ответил он, — я буду исповедоваться у тебя».

И так продолжалось полгода, до самой его смерти.

Записки попадьи

Супруга Даниила Сысоева, Юлия, после его смерти опубликовала несколько книг, посвященных религиозной тематике. Первое ее произведение – «Записки попадьи». Книга призвана стереть границы между обычным человеком и священником. В ней раскрывается тайна жизни священнослужителей и их семейств.

Первая книга принесла успех, и в дальнейшем Юлия опубликовала еще несколько произведений. В одном из них «Бог не проходит мимо» раскрывается тема смены вероисповедания. Так, миссионерская деятельность отца Даниила нашла отклик в произведениях его жены. И даже после трагичной его гибели идеи и преданность вере Христовой живут в близких ему людях.

Вопросы без ответа

Когда все произошло, меня мучили вопросы. Как оказалось позже, эти вопросы не оригинальны, и они возникают у всех, кто пережил потерю

Совсем не важно, в каких отношениях с супругом вы были на момент расставания. Был ли это пик вашего семейного счастья или, наоборот, вы переживали тяжелый кризис отношений

Вопросы к Богу, к самому себе будут неизбежны, и, скорее всего, эти вопросы останутся без ответа. 

Отец Даниил Сысоев с женой Юлией

Лично у нас отношения в те последние годы были не в лучшей фазе. Года два мы пытались выйти из кризиса, наладить отношения, но все, наоборот, запутывалось еще сильнее. Наши попытки напоминали попытки двух людей распутать спутавшую их веревку, не разорвав ее. Есть такая игра: надо выйти из веревочного лабиринта, не разрезая веревку. Нечто похожее происходило и с нами. Поэтому я не стану лукавить и говорить, что мы страстно любили друг друга и каждый день ворковали как весенние голубки. Наша любовь и наши отношения были слишком зрелыми, чтобы думать о влюбленности и восторгах. От чего-то мы сильно устали, что-то никак не могли понять и разрулить. 

Были моменты, когда совместное проживание уже казалось невыносимым. Такие кризисы бывают у всех, одни их проходят, другие не выдерживают и все заканчивается разводом. Мы не хотели развода, потому что считали это крайней мерой, весьма небогоугодной. Ведь мы женились как христиане, чтобы строить свою церковь и спасаться в ней. Я никак не могла понять, в какой момент что-то в нашей жизни пошло не так, где именно и какие именно ошибки мы допустили. Как исправить эти ошибки. Собственно, исправлением ошибок я пыталась заниматься последние годы нашей совместной жизни. 

5-летие кончины иерея Даниила Сысоева: панихида и вечер памяти

Я молилась о нашей семье, как только могла, о налаживании отношений и верила, что буду вскоре услышана. Я хотела сохранить семью, у нас были еще очень маленькие дети и многое другое, что нас связывало и не давало разлучиться. 

Когда отца Даниила не стало, так внезапно и кроваво мы его потеряли, тут и посыпались на меня мучительные вопросы. Почему мы не примирились? Почему не дано было время попрощаться и попросить друг у друга прощения. Я задавала этот вопрос почти всем священникам, которым могла его задать. Ответа ни у кого не было. 

Помню, как однажды вечером я приехала на Оптинское подворье. Отец Мелхиседек принял меня в своем кабинете. О чем говорили – да все об одном. Я тогда очень ждала, что он мне ответит, но ответа опять не последовало. И тогда меня захлестнуло чувство вины и обиды на Бога. 

Я не смогла, а Он, при всем Своем могуществе, вернее, всемогуществе, так странно ответил на мои молитвы – забрав у меня мужа и отца у детей. Второе было даже более болезненно.

Вопрос: «Как же жить дальше?» Беспомощный и отчаянный. И второй вопрос, дерзкий и с вызовом: «И как же я теперь буду жить дальше?» 

«Почему?» А дальше: «Как жить?» А еще был вопрос: «Зачем?» 

С Патриархом на отпевании отца Даниила. Фото: patriarchia.ru

Когда мне задают эти вопросы, я отвечаю, что сама задавалась ими и не нашла ответ. Оставалось довольствоваться действительностью, то есть принять все как есть, как произошло. Принять, поверить в это. Очень часто, просыпаясь ото сна, казалось, что все происходящее – это сон. Вот я проснулась, посмотрела этот ужас, а сейчас у меня будет все по-старому. А потом начинаешь понимать, что это не сон, а страшная действительность, и хочется заснуть обратно. 

«Начала»

Летопись «Начала» Даниила Сысоева была выпущена в 1999 году. В книге легким и понятным языком описывается основание Земли с древнейших времен, и по сей день. Священник доступно объясняет роль Адама и Евы, Ноева Ковчега в сотворении мира. Написан текст в неповторимом, индивидуальном стиле.

В книге можно найти ответы на все вопросы о зарождении жизни на Земле и смысле бытия. Она расставляет по местам все имеющиеся библейские знания, структурирует мысли о появлении народов. Отец Даниил представляет публике доказательства Божественного сотворения мира, подтверждая это современными научными открытиями.

Человек в маске от гриппа

Те, кто знал Даниила Сысоева, считают, что он знал об опасности заранее.

— Мы встречались с ним две недели назад, — рассказал «Известиям» отец Пантелеймон, с которым Сысоев вместе учился в семинарии, — пили чай и обсуждали миссионерские проекты. Даниил был весь как-то напряжен, словно сжатая пружина. Но страха в нем не было. Жаловался только, что сердце пошаливает.

В день убийства кто-то постоянно звонил в храм, где священник по привычке задерживался допоздна. Может быть, это был сам убийца.

— Даниил собирался уходить домой, однако задержался принять исповедь у одного из наших прихожан, — рассказала «Известиям» продавец церковной лавки, расположенной при входе в храм. — До этого в храм уже несколько раз звонили и узнавали, «на месте ли Сысоев». Когда батюшка начал принимать исповедь, на территорию храма вбежал мужчина в медицинской маске от гриппа. Он словно не знал, что делать, размахивал пистолетом и кричал: «Сысоев! Где Сысоев?» У него сильный акцент, получалось «Дэ Сисоэв?» Он метался по дворику, словно не знал, где вход в храм. Вглядывался в лица встречных. Похоже, он знал отца Даниила только по фото.

Философ об отце Данииле (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Аркадий Малер познакомился с отцом Даниилом в 2005 году. Произошло это событие на квартире у общих друзей за столом. Аркадий был удивлен простой манерой общения Даниила, отсутствием излишнего пафоса в речах и надменности, нередко присущих священникам. Даниил Сысоев не выделялся особой харизмой или психологическими уловками в разговоре. Вел себя скромно и старался никого не обижать.

Проповеди Даниила Сысоева шли от его сердца, поэтому были лишены эффектных пауз и наполнены убеждением в собственной правоте. Он желал лишь донести до слушателей свои мысли, убедить их в искренности и призвать к спокойным рассуждениям о православной вере.

Отец Даниил был открыт к людям, всегда готов помочь и стать наставником. Он нес людям свет и истинную веру в Бога. Напоминал священников древности, которые несли религию в массы. Бог был во всех его разговорах и действиях. Человек был предан своему делу, не знал усталости.

Миссионерство занимало все его существо. Толпа слушателей постоянно прибывала, причем это были совершенно случайные люди отовсюду. Люди приходили на проповеди с улицы, в этом проявлялся характер отца Даниила. Он не делил их на своих и чужих. На фото Даниил Сысоев часто с узнаваемой легкой, немного хитрой улыбкой.

Отец Даниил — предчувствовал свою кончину

Покойный отец Даниил предчувствовал свою смерть. Три года назад он ездил к одному старцу, и он ему предсказал, что Даниил построит свой храм, но не будет в нем служить.

Именно поэтому последние годы он просто торопился жить, он постоянно говорил, что он боится, что не успеет сделать все, что запланировал. Но сама же Юлия считала эти высказывания юродством.

Когда он построил свой храм, то будто ждал своей скорой кончины. Юлия вспоминает после его смерти один случай, когда батюшке пошили льняное облачение, и он на полном серьезе сказал, что он хочет, чтобы его похоронили в этом облачении. Когда он говорил это, Юлия старалась не реагировать.

В последние годы жизни супруг Юлии часто говорил о скорой кончине

Юлия вспоминает, как у нее было кольцо, которое не снималось много лет, она привезла его со святой земли. Когда она шла по дороге к кладбищу, ей под ноги упал фиолетовый букет ирисов, именно такие цветы Даниил приносил ей на первое свидание.

Дорога кладбища была усыпана различными цветами, но ирисов среди них не было, и тогда Юля поняла, что это был букет от ее мужа. И тогда, она решила сделать ему подарок. Это самое кольцо решила ему отдать. Она его сняла и вложила ему в руку.

В заключение (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Отец Даниил предсказывал свою трагическую гибель от рук убийцы. Смерть его была достойной для проповедника и миссионера. Преступник впоследствии был обнаружен в республике Дагестан. Им оказался гражданин Киргизии Бексултан Карыбеков. Он был ликвидирован в процессе поимки.

Призывы Московского духовенства к раскрытию всей цепочки и аресту заказчиков убийства не были услышаны, и дело было закрыто.

Отец Даниил Сысоев останется в памяти современников ярким и деятельным человеком, несущим Божье слово в народ. После его бесед и споров с представителями ислама некоторые мусульмане приняли Православие. Во многом этим объясняется столь агрессивное поведение и ужасный результат радикально настроенных исламистских группировок по отношению к священнику. Однако единомышленники отца Даниила считают, что даже один приведенный в Православие человек – это уже победа, и все усилия были не напрасны.

Даниил Сысоев всегда мягко и без агрессии проводил проповеди с мусульманами, споры с ними велись искренне и были интересны слушателям. Священник был первым человеком, которому удалось наладить мирный контакт с представителями исламского вероисповедания и практиковать споры и беседы о вере без взаимной агрессии и давления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector