Желтоводский макарьевский женский монастырь в нижегородской области: рассмотрим в общих чертах
Содержание:
- Как добраться
- Достопримечательности Макарьево
- Деятельность прихода
- История
- Макарьевский монастырь — возрождение
- Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня
- Здания и строения Макарьевского монастыря
- Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
- Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи
- Градостроительство и архитектура
- Святыни
Как добраться
Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.
Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.
Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.
Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.
Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео
Достопримечательности Макарьево
Страна — Россия; Год основания — 1435 Население — 7 000 чел Часовой пояс — UTC+3 Код города — +7 83149 Сайт — https://makariev.ru | На этой странице: Монастырь Музей «Сказка» Страусинная ферма |
Макарьево — удивительный поселок, являющийся украшением Лысковского района Нижегородской области. Достопримечательности Макарьева отражают особый местный уклад жизни населения. Среди них наиболее яркими являются следующие:
Макарьевский монастырь
Координаты: 56.04`57`с.ш. 45.03`50`в.д.
При въезде сразу же взору гостей города открываются маковки храмов, возвышающиеся над водной гладью. Подходя ближе, можно будет увидеть крепостные стены. Кажется, будто оказываешься в древнерусском сказочном городе. В древние времена здесь располагалась келья преподобного Макария, действовала крупнейшая российская ярмарка. Во время же татарских набегов обитель была разорена и сожжена. Лишь в 1620-х годах возрожден Макарьевско-Желтоводский монастырь, ставший хозяйственным и культурным центром города. Но в 1927 году обитель снова была закрыта. Полуразрушенные корпуса начали ревтаврировать лишь в 1960-х годах. Сегодня монастырь имеет вид четырехугольника, по углам которого располагаются круглые башни, в середине каждой стены – ворота. Вокруг этого строения когда-то и возникло поселение Макарьево.
В ансамбль входят строения Свято-Троицкого собора и Успенской церкви с трапезной палатой и колокольней. Вокруг монастыря – крепостные стены с башнями. Надвратная церковь Архангела Михаила и жилые кельи встроены в южную стену. С течением времени, в начале XIX века, ансамбль дополнился церковью Макария Желтоводского. Сюда же относится и поселковая церковь Казанская.
Музей «Сказка»
Координаты: 56.04`57`с.ш. 45.03`50`в.д.
Располагается эта достопримечательность вблизи Макарьевского монастыря. Музей является частным и принадлежит семье Фоминых. Его экспозиции разместились в обычном жилом доме, обнесенным удивительной березовой оградой с башенками. В этом музее можно посмотреть живопись Макарьева и волжских берегов, полюбоваться деревянной экзотической скульптурой. Самый необычный музейный экспонат – это проволочные картины. Они являются настоящими «сотканными» шедеврами, похожими на кружева. Еще одна замечательная экспозиция – выставка фотографий города под названием «Уездный Макарьев 1779-1919 годов».
Страусиная ферма «Макарьевский страус»
Координаты: 56.5`15.713`с.ш. 45.06`27`в.д.
Здесь туристы имеют возможность увидеть страусов самых разных возрастов, узнать историю их появления. Примечательно то, что разрешается кормить страусов и фотографироваться с ними. Также можно продегустировать редкие блюда из яиц и мяса страусов. Желающие смогут приобрести на ферме страусиные перья, яйца, крем для кожи, изготовленный на основе страусиного жира. Кроме страусов, здесь проживают необычайной красоты индюки, куры, цесарки, павлины, фазаны.
В Макарьево постоянно осуществляются экскурсии на теплоходах. Именно здесь заканчивается водный маршрут, популярный среди туристов, по реке Керженец на байдарках и лодках, останавливаются у пристани проходящие мимо судна.
Поселение со своими величественными храмами смотрится красиво в любую пору года, но особенно шикарно – во время заката, когда темные стены монастыря отражаются в серебристой глади реки на фоне розового неба.
Туристы, приезжающие в Макарьево, получают возможность восхититься достопримечательностями древних времен и колоритным местным своеобразием поселения.
Вся информация | #Задать вопрос |
Деятельность прихода
Основная деятельность монастыря связана с церковной жизнью, кроме того, на территории монастыря имеется приют для девочек, лишившихся родителей, в котором на сегодняшний день проживают 20 детей.
Имеется также монастырская библиотека и гостиничные места для прибывших на некоторое время для помощи в труде паломников.
Богослужение в монастыре
Ежедневно в 8 утра в 17.00 вечером проходят богослужения, по праздничным же и воскресным дням утренняя служба начинается в 9.00, а вечерняя — в 18.00.
Богослужение в Троицком соборе Желтоводского монастыря
Для тех, кто желает пройти обряд крещения, проводятся предварительные беседы со священником (после основных служб), равно как и для готовившихся к обряду венчания.
История
Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.
Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.
В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен
Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал»
Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.
Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…
В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.
Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.
Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.
С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.
Макарьевский монастырь — возрождение
В 1620 году инок Тетюшского Казанского монастыря Авраамий, увидел сон, в котором преподобный Макарий повелел ему восстановить мужской Макарьевский монастырь. Так, через почти 190 лет начался новый этап в жизни обители — её возрождение. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, а через два года — храм Успения.
В обители соблюдался строгий устав, здесь в 12 лет принял постриг будущий Патриарх Всея Руси Никон, пробывший здесь послушником до 1624 года.
Обитель находилась в середине Волжского торгового пути. Благодаря такому удобному расположению и старанию иноков, на монастырских землях стали проходить ярмарки. Торговля велась ежегодно в течение двух недель рядом с монастырской стеной.
В 1641 году царь Алексей Михайлович разрешил взимать с торговцев таможенную пошлину за один день торговли, а с 1648 году можно было бесплатно торговать пять дней, а затем купцы платили особый налог.
Ярмарка разрослась так, что часть ее расположилась на противоположном берегу Волги у села Лысково и приезжать сюда стали торговцы не только из России, но и из других стран. Это была крупнейшая ярмарка не только в русском государстве, но и, вероятно, в Европе.
За счет торговых сборов Макарьевский монастырь был отстроен, в нем появились новые каменные постройки и за короткий срок на берегу Волги появился живописный монастырский ансамбль. Автором большинства строений был московский мастер каменных дел Максим Апсин.
Были возведены:
- Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, построен в 1654 году. Храм поднят на высокий подклет, в котором были устроены кладовые для купцов, приезжающих на ярмарку
- Троицкий собор с приделами преподобного Макария и преподобного Михаила Малеина был создан в 1664 году по образцу Московского Успенского собора
- Надвратная церковь во имя Архистратига Михаила над святыми воротами возведена в 1670 году
- Деревянная часовня с образом преподобного Макария, привезенным из Унжеской обители. Позже в 1809 году на месте часовни был сооружен каменный храм Макария Желтоводского
- Келейный храм во имя преподобного Антония Великого
- Храм во имя преподобного Григория Пельшемского 1786 года
- В 1662–1667 годы была построена крепостная стена с девятью башнями. Каменные стены сооружены в виде почти правильного квадрата, размеры которого — 200 на 200 метров. Их высота достигает восьми метров, ширина — 2,5 метра.
Щедрые вклады на развитие обители делали богатые миряне, в том числе купцы Строгановы и бояре Лыковы.
После пожара 1816 года ярмарка была перенесена в Нижний Новгород и стала называться Нижегородской ярмаркой, получив под этим именем всероссийскую известность.
С переносом ярмарки в Нижний Новгород доходы обители оскудели и вскоре она пришла в упадок. В 1829 году разрушилась северо-западная угловая башня, в 1859 году — центральный купол Троицкого собора. Из-за угрозы разрушения в 1868 году Макарьевский монастырь был упразднен.
Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня
Территориально это похожая на кремль крупная крепость-квадрат с круглыми угловыми башнями и с воротами посредине каждой из четырех сторон. Постоянные ее обитатели – монахини-женщины и 20 девочек, живущих в церковном приюте.
Архитектурный аспект
В ансамбль основных строений входят роскошный Свято-Троицкий собор (период построения: 1658-1664 г.г.), аналог одноименного московского собора, и посвященная Пресвятой Богородице Успенская церковь 1654 года – с трапезной палатой и колокольней. Дополняют список привратная многоярусная башня-церковь Михаила Архангела (год возведения – 1674) и крепостные стены. В одну из них (южную) встроены были жилые кельи.
Кроме перечисленного, внутри имеются еще три помещения, носящие имена известных христианских деятелей: храм-келья пустынника Антония Великого, храм преподобного первооснователя пустоши Макария Желтоводского, смыкающийся с колоннадой тосканского ордена, и храм Григория Пельшемского. К монастырской композиции частенько причисляют и поселковую Казанскую церковь.
Что посмотреть
При входе взгляд останавливается на старинной надвратной иконе, а внутри главного красавца-храма – на потрясающей красоты древнерусских фресках (к сожалению, не полностью восстановленных) и золоченом иконостасе, расписанном сравнительно недавно. Колонны центрального зала хранят следы наводнений (последнее случилось в 1926 г.). Сегодня затопление внутренним помещениям не грозит – благодаря валу высотой в 5-7 м, защитившему ансамбль от волжских разливов.
Интересно как строгое пятиглавое соборное строение-доминанта, так и внутренний двор с садиком, ухоженными аллейками и древними могилами
Внимание привлекает оснащенный амбразурами оборонительный пояс со множеством узких бойниц. Неприступность монастыря-крепости очевидна: высота зубцов достигает восьми, а толщина стен со сквозными нишами – двух с половиной метров
Боевой вход, вдобавок ко всем элементам защиты, прикрыт надежной деревянной кровлей.
Кому и чему поклониться
Из реликвий наиболее значимы мощи (почитаемая честная глава и фрагмент перста) преподобного Макария, Унженского чудотворца.
Из икон с сопровождающими их частицами мощей святых есть возможность почтить память:
- святителей Иоанна Златоуста, Николая-чудотворца Мирликийского, Феофания Затворника, Феодосия и отца Лаврентия Черниговских;
- великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеймона-исцелителя;
- великомучениц Екатерины, Евдокии, Дарии и Варвары с Людмилой;
- славного князя Даниила Московского, Муромских Петра и Февронии;
- преподобных Серафима Саровского, Феодора Санаксарского;
- матерей блаженных и преподобных – Александры, Елены и Марфы, Пелагеи, Марии и Параскевы Дивеевских, Матроны Московской;
- праведника-флотоводца Феодора (российского адмирала Ушакова).
Здания и строения Макарьевского монастыря
Стены Макарьевского монастыря
Стены Макарьевского монастыря
Фрески в Троицком соборе, который был построен в 1685 году в центре монастырского двора, сохранились по сей день.
Еще раньше в 1651 была возведена Трапезная монастыря. Она представляет собой двухэтажное здание, где на первом этаже складировались товары во время ярмарки. В остальное же время этот этаж использовался преимущественно для хозяйственных нужд. Большой зал трапезной был соединен с Успенской церковью, а с западной стороны соединялся проходом с колокольней.
С четырех сторон, в углах монастыря, возвышались круглые башни. По середине стен соединяющих башни находились ворота, каждые из которых были выделены квадратной башней. Главный вход, известный как Святые ворота, находился со стороны реки, а на над воротами высилась надвратная церковь Михаила Архангела. Более сложное пятиглавое завершение церковь приобрела лишь в 1670 году, имея лишь одну главу до этого времени.
Стены монастыря были оснащены амбразурами, для нижнего боя и бойницами для стрельбы. Высота неприступных стен с зубцами составляет 8 метров. В стенах толщиной 2,5 метров устроены арочные ниши. А сверху над боевым ходом возвышается деревянная кровля.
Храмы монастыря:
- Собор Троицы Живоначальной
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней
- Церковь Михаила Архангела
- Церковь Макария Желтоводского
- Церковь Григория Пельшемского
Другие постройки и сооружения:
- Южный келейный корпус (XVII в.)
- Сестринский корпус
- Ротонда на месте захоронения игумена Авраамия
- Юго-западный (архимандритский) корпус
- Хозяйственная постройка
- Монастырская постройка
- Келейный корпус
- Хозяйственная постройка
- Галерея-переход
- Монастырское кладбище
- Некрополь (старые могильные плиты)
- Ограда (XVII в.)
- Восточная башня (XVII в.)
- Юго-восточная башня (XVII в.)
- Юго-западная башня (XVII в.)
- Западная башня, надвратная (XVII в.)
- Северная башня, надвратная (XVII в.)
- Северо-восточная башня (XVII в.)
- Северо-западная башня (разрушена)
- Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена)
- Руины Гостиного двора
- Колодец
- Защитная дамба
Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
01.06.2021
Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).
***
«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям… Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией».
В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909
Служение как понятие.
Служение (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .
Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .
О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:
«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».
Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, — долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи
15.02.2021
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.
Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.
Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.
Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.
В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.
Призываю на всех вас благословение Христово.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Градостроительство и архитектура
Архитектура города
Утверждённый в 1781 году и несколько переработанный в 1802 году после пожара, истребившего город дотла, генеральный план Макарьева во многих чертах повторял планировку Костромы.
Композиционным центром плана была большая полукруглая площадь, открытая в сторону Унжи, от неё расходились радиальные магистрали, охваченные концентрической магистралью и валом вокруг города. Эта идеальная схема была несколько нарушена особенностями рельефа западной части Макарьева, изрытой оврагами. Овраги же отделяли южную прибрежную часть, где размещались монастырь и административный центр города, от остальной его территории. Центральной площади отводилась функция торгового центра. Она должна была получить каменную периметральную застройку с крупным зданием гостиного двора в центре. Осуществлению регулярного плана помог большой пожар 1803 года. В создании силуэта Макарьева большую роль играют культовые здания в восточной части набережной реки Унжи.
Основной достопримечательностью Макарьева является Макарьево-Унженский монастырь. Немного уступая по значимости является Тихвинский Собор в центре города, он же Собор Александра Невского.
Другие достопримечательности города — здание присутственных мест, возведённое в 1806 году. Двухэтажное кирпичное здание в стиле классицизма выстроено по проекту архитектора А. Д. Захарова. В 1867 году были выстроены здания городской управы и пожарного депо в стиле классицизма. В 1888 году был построен гостиный двор (на начало XXI века от него остался лишь фрагмент западной части), в первой половине XIX века появились ресторан и гостиница Зубкова, во второй половине XIX — начале XX веков были построены торговые лавки и жилые дома с лавками на нижнем этаже. Достопримечательностями города являются здание дворянского собрания в стиле эклектики, дом Немкова, жилой дом № 30, дом Тыричева, дом Троицкого, построенные в 1906 году и завершившие формирование ансамбля центра. В пределах города — здание ремесленного училища имени Ф. В. Чижова, построенное в 1890 году, корпуса реального училища, корпуса духовного училища и здание земской больницы.Хорошо сохранились первоначальная планировочная структура и историческая застройка города, относящаяся к 19 — нач. 20 в. Большой интерес представляет отличающаяся цельностью застройка центральной площади, ул. Большой и Малой Советских, Площадной, Юрьевецкой, Верхне-Набережной и др., включающая культовые, гражданские и жилые здания, а также архитектурные ансамбли административного центра, реального и духовного училищ, ремесленного училища им. Ф. Чижова, земской больницы.
Святыни
- глава и часть перста прп. Макария Желтоводского и Унженского
- Макарьевская икона Божией Матери
- икона прп. Макария Желтоводского и Унженского
- частица мощей свт. Иоанна Златоуста
- частица мощей свт. Николая Чудотворца
- частица мощей свт. Феофана Затворника
- частица мощей свт. Феодосия Черниговского
- частица мощей вмч. Георгия Победоносца
- частица мощей вмч. Пантелеимона
- частица мощей вмц. Екатерины
- частица мощей вмц. Варвары
- частица мощей вмц. Людмилы
- частицы мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских
- частица мощей блгв. кн. Даниила Московского
- частицы мощей блгвв. Петра и Февронии Муромских
- частица мощей прп. Серафима Саровского
- частица мощей прп. Лаврентия Черниговского
- частица мощей прп. Феодора Санаксарского
- частицы мощей прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских
- частицы мощей блжж. Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских
- частица мощей блж. Матроны Московской
- частица мощей прав. Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
- могилы убиенной братии первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
- могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами