Монастырь серафима саровского в воронежской области

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

  • Казанский собор (1779 г.)
  • Рождественский храм (1829 г.)
  • Богородице-Рождественский храм (1830 г.)
  • Скорбященский домовый храм (1861 г.)
  • Троицкий собор (1875 г.)
  • Трапезный Александро-Невский храм (1895 г.)
  • Марие-Магдалининский домовый храм (1902 г.)
  • Преображенский собор (1916 г.)
  • Казанский храм на источнике в с. Дивеево (1989 г.)
  • Домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Целительница» (2008 г.)
  • Князь-Владимирская часовня в палаточном городке в с. Дивеево (2010 г.)
  • Серафимовская каменная надкладезная часовня (2012 г.)
  • Серафимовская деревянная часовня (2014 г.)
  • Благовещенский собор (2015 г.)
  • Серафимовская часовня в палаточном городке в с. Дивеево
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

Святая канавка в советское время

советское

Восстановление Канавки началось 23 августа года. Проект реконструкции был разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню столетия прославления преподобного Серафима, 1 августа года, Канавка была выкопана; полностью работы были завершены в году. Длина Святой канавки по оси рва — 775 метров. По завету преподобного Серафима её глубина и ширина равняется трём аршинам; вал также трёхаршинный (2 м 15 см). В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные кресты. Площадь внутри Канавки — 4,43 гектара.

Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до года.

В году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

Архангельский скит Дивеевского монастыря

Описание Серафимо-Саровского мужского монастыря | Православные паломничества

«Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.

С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой.

На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника.

Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные.

«Сим Победиши» – эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Обитель расположена в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово.

Важно

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея.

Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову.

Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма.

Совет

Храм освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте.

Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил.

Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница».

В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников.

В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Сайт: https://www.serafimov-skit.ru

Паломнические поездки к Серафимо-Саровскому мужскому монастырю

Другие чудотворные источники возле Дивеево

  • Источник Явленный в Кременках и рузановский источник близ д. Рузаново;
  • Дивеевские источники на Северном поселке: Казанский, святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиления»;
  • Дивеевские источники в центре села: Матушки Александры и в честь Иверской иконы Богородицы;
  • Источники, находящиеся на Аразамасском направлении: Ильинский в с. Глухово и источник Спиридона Тримифунского в с. Суворово;
  • Источники, находящиеся в Ардатовском направлении: Троицкий родник в селе Канерга,  источник Святого Духа близ села Автодеево, источник св.равноапостольных царей Константина и Елены в с. Кутузово;
  • Источник Михаила Архангела и родник, названный в честь иконы Богородиы «Всецарица» близ д. Маевка;
  • Малоизвестные источники на реке Сатис и в Дивеево, близ д. Осиновка

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Костомарово

– В Воронежской области есть удивительные места Дивногорье и Белогорье. О Дивногорье мы узнали из гульбария Татьяны Афанасьевой и решили съездить посмотреть на чудо природы. На дальнейшее путешествие нас вдохновила наш экскурсовод в Дивногорье.

В 1993г. в Костомарово началась расчистка пещерных храмов. В 1997г. здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).

С этих трех сестер и началась новая история монастыря. За 18 лет были восстановлены пещерные храмы в которых проводятся богослужения, построен храм Матери Божией «Взыскание погибших». В храме ведутся экскурсии монахинями, начинается с рассказа о блаженном Петруше и его даре предвиденья и врачеванья.

В конце 30-х годов его арестовали и он умер в тюрьме, но ходит преданье что блаженный Петруша исчез из закрытой камеры.

Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.

В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).

Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле.

Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходило в негодность.

Совет

На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом. Во времена гонений церкви икону прятали у себя местные жители в подвалах, для того чтоб её совсем не уничтожили.

Престольные праздники и святыни

Помимо общехристианских праздников, в монастыре имеются и собственные:

  1. 15 января — второе обретение мощей Серафима Саровского;
  2. 5 февраля — Собор Костромских святых;
  3. 11 февраля — Собор Екатеринбургских святых;
  4. 17 июля — память страстотерпцев императорской семьи: Николая I. I. , его жены и детей;
  5. 1 августа — первое обретение мощей Серафима Саровского. В монастыре совершается традиционный трехдневный крестный ход;
  6. 4 декабря — Введение во храм Богородицы.

Для паломников также будут интересны святыни монастыря:

  1. Мощи преподобного Серафима Саровского: часть мантии, гроба и епитрахиль;
  2. Частица Креста Господня и хитона, часть лестницы, по которой он поднимался к Пилату на суд;
  3. Частица мощей Иоанна Крестителя;
  4. Мощи Николая Чудотворца;
  5. Мощи великомученика Пантелеймона;
  6. Мощи блаженного Павла Таганрогского;
  7. Часть облачения преподобного Серафима Вырецкого;
  8. Мощи мученицы Марии;
  9. Мощи Иоанна Воина;
  10. Мощи преподобных мучениц инокини Варвары и княгини Елисаветы;
  11. Мощи преподобного Антония Великого;
  12. Поздравление на Пасху, написанное императрицей Александрой Романовой и ее детьми.

Среди икон выделяются:

  1. Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница»: защищает добрых душой людей от несчастий и поддерживает их, помогает найти верный пути и ответ, оберегает женщин при родах и защищает детей;
  2. Икона Богоматери «Казанской»: дарует силы бороться с несчастьями, помогает обрести физическое и духовное здоровье, увидеть истину, оберегает солдат и военных, охраняется семьи и малышей;
  3. Список (копия) с иконы Богоматери «Ахтырской»: ей молятся об удачах в делах, о счастливом замужестве, об исцелении от недугов, о помощи в поиске работы;
  4. Икона Богоматери «В скорбях и печалях утешение»: помогает обрести душевное здоровье и радость, помогает выбрать правильный ответ при трудном выборе, избавляет от страхов, тревог и горя.

Также на территории монастыря поставлены:

  1. Копия пустыньки (избы) преподобного отца Иоанна Кронштадского и его портрет, написанный при жизни;
  2. Копия пустыньки Серафима, внутри которой лежит часть камня, на котором святом молился 1000 дней, и часть самой кельи;
  3. Родник, названный в честь преподобного Серафима: вода из него особенно хорошо помогает при болезнях ног и физических недугах;
  4. Родник, названный в честь Богоматери «Неупиваемая чаша»: она помогает в физических и духовных недугах, особенно при зависимостях (пьянстве, наркомании и курении).

Святыни

На территории Саровского монастыря, на фото можно увидеть, находится много святынь. Летом 2004 года из Дивеева, места пребывания Преподобного, по благословению духовных лиц была доставлена частица мощей Святого. Также здесь хранится частица гроба усопшего, святая мантия и епитрахиль.

В последние годы земной жизни батюшки Серафима была изготовлена копия места пребывания старца, чтобы верующие смогли лучше ознакомиться с его жизнью.


Она расположена в вековом лесу, напоминающем Саровский бор под густой кроной липы. Благодать, присутствующая здесь, подвигает православных христиан на служение Богу.Внутри расположена часть камня, на котором Блаженный молился 1000 дней и 1000 ночей.

Тут имеется частица кельи, привезенной из Сарова, которую могут созерцать все желающие. В такой же пустыньке Преподобный принимал многочисленных паломников.

Источник и канавка

Издавна народ считал святой источник целебным, сюда приходили люди, страдающие болезнями ног и другими недугами. Целебную силу ключа можно ощутить и сейчас. Расчищенный, благоустроенный, освященный во славу старца, он примет всех страждущих.

Купель, выстроенная в честь иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», освященная в день памяти убиения Царской семьи, была выкопана по завершении ремонта кровли храма к 2005 году.

Здесь, по словам верующих, получают исцеление люди, страдающие телесными или душевными недугами.


Помогает живая вода избавиться от страстных привычек – курения, пьянства, наркомании. Третий источник освящен в честь Святителя Николая. Ископанный вокруг усадьбы, подобно Дивеевской канавке, он охраняет обитель по воли Божьей Матери. Для всех приходящих звучат слова, произносимые старцем: «Христос Воскресе, радость моя!».

Но это еще не все достояния и ценности места, где находится монастырь Божьего угодника Серафима Саровского.

Здесь также можно поклониться следующим святыням:

  1. Частице Креста Господня, его хитону.
  2. Частице лестницы, по которой вели Христа на суд к Пилату.
  3. Частицы мощей Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, Пантелеймона Целителя и многих других святых.
  4. Часть облачения Серафима Вырицкого.
  5. Чудотворные иконы Божьей Матери «Скоропослушница», «Ахтырская», «Казанская», «В скорбях и печалях утешение», которые также можно увидеть на фото.

Чудо исцеления

На данный момент источник Серафима Саровского самый многолюдный – в любое время года здесь не стихает поток паломников и туристов. В народе его считают одним из самых «сильных» – именно здесь получают исцеления от многих болезней. И случаи таких чудес записываются в свидетельства – ведется своеобразная хроника.

В народе говорят, что в источнике батюшки Серафима самая холодная вода, можно сказать, ледяная. Но это некого не смущает. Православные верят в ее целебную силу: пьют, умываются ею и погружаются, дабы получить исцеление или поддержку в делах спасения.

Автор статьи знает лично одну семью, чей сын получил исцеление на источнике батюшки Серафима. Эта семья, состоящая из супружеской пары с двумя детьми, приехала в паломническую поездку на святую Дивеевскую землю. У младшего семилетнего сына была сильная астма, так что несколько раз в день ему приходилось впрыскивать себе лекарство из баллончика аэрозоля. Родители и старший брат искренне и от всего сердца молились в храме у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании здоровья мальчику. А затем поехали на источник. И там с молитвой и крестным знамением, троекратно ребенок погрузился вместе с родителями и братом в купель, и случилось чудо! Болезнь отступила! Все оставшиеся дни паломничества, и по возвращению домой (о чем нам сообщили по телефону) приступы астмы больше не беспокоили ребенка. Счастливые родители благодарили Бога и святого Серафима Саровского за чудо исцеления их сына.

Что посмотреть

В чистом поле у дороги стоит деревянная часовенка, рядом поклонный крест и поворот к обители. Местность для нее выбрана из-за поразительного сходства со святынями в Дивеево. Золоченые луковичные главы храмов блестят из-за деревьев, путь лежит мимо рва, выкопанного еще при отставном генерале и напоминающем Святую Канавку. Родник в чаще леса издавна славился целебностью, как и дивеевский источник, сегодня рядом с ним сооружены часовня иконы Божией матери Неупиваемая Чаша и купальня. Неподалеку срублена избушка, копия скита Батюшки Серафима в Саровском лесу.

Храм его имени невелик, это классический «восьмерик на четверике» с трапезной и шатровой кровлей, увенчанной маленькой главкой с крестом.

Главные святыни — одежда преподобного и камень, на котором он преклонял колени в молитве. Реликвии доставлены сюда из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Особо почитаемы чудотворные иконы Богоматери «Казанская» и «Скоропослушница».

В 2001 г. здесь находился образ Царя мученика, который неожиданно замироточил вместе с храмовыми иконами. В память о свершившемся чуде поставили летнюю церковь Царственных Страстотерпцев в псевдорусском стиле. Рядом высится колокольня.

Считается, что купание в святом источнике способствует излечению от алкоголизма и наркомании. В монастырской лавке продают липовый мед и лекарственные травы.

История возникновения источника Серафима Саровского в д. Цыгановка

Серафимовский источник появился в 60-х 20го века. После революции город Саров, где в былые времена подвизался святой Серафим Саровский, был закрыт по причине строительства там военного объекта. И к источнику, выкопанному некогда самим святым, о чем и поведала всему миру «Летопись Серафима-Дивеевского монастыря», простые люди попасть уже не могли. Город и прилегающая к нему территория были обнесены колючей проволокой.

И вот как-то охранники, обходившие запретную территорию с дозором, увидели в лесу старичка в белом балахончике. Они его спросили, что он здесь делает, а в ответ старец ударил посохом и в том месте забил источник воды.

Как не пытались скрыть информацию о чуде атеистические власти, но молва об этом разносилась среди людей. И они стали тайком ходить на источник, набирать из него воды, и благодарить батюшку Серафима за чудо. Потому что у верующих сомнений не оставалось: источник святой воды извел сам Серафим Саровский, чтобы люди, лишенные возможности попасть в закрытый город, могли прикоснуться к благодати.

Но такой поворот дела не понравился властям, и в 80-х годах было отдано распоряжение засыпать источник. На место пригнали трактор, но приступить к выполнению приказа не получилось – сломалась какая-то деталь. Представители власти с солдатами уехали за деталью, оставив тракториста одного рядом со своей машиной. И тут случилось еще одно чудо. К трактористу подошел старичок. Обратился к нему по имени и строго сказал: «Источник мой не засыпай!», и исчез.

Когда была доставлена нужная деталь трактора, и хотели возобновить работу, тракторист наотрез отказался выполнять приказ. Как его не уговаривали, чем только не угрожали, а засыпать источник пораженный мужчина отказался.

Когда открылся Серафимо-Дивеевский монастырь, Серафимовский источник передали в его ведение. В 1994 году там отвели русло реки, и получилось искусственное озеро.

С тех пор ведутся работы по благоустройству источника и прилегающей территории, построена часовня.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Кто такой Серафим Саровский

Это один из самых почитаемых святых в России. Серафим Саровский (Прохор Мошнин) жил во второй половине XVIII века, умер в первой половине XIX столетия в доме богатого купца. Мальчик рано потерял отца, а в 7 лет и сам упал со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора в Курске. Ребенок ничего не повредил себе. Через некоторое время мальчик заболел и увидел во сне икону Богоматери «Знамение». Ее пронесли мимо дома во время крестного хода, ребенок приложился к ней и выздоровел. В 22 года Серафим паломником дошел до Киево-Печерской лавры, где святая Диосфея благословил его и сказала, что парень должен принять постриг в монастыре «Саровская пустынь». Но монашеская жизнь не задалась: уже через 8 лет Серафим ушел в лес и обустроил себе жилье в уединении. Возле жилья он поставил улей и обустроил огород.

Уединенная жизнь святого богата интересными и необычными фактами: он несколько лет питался одной травой и кормил лесных зверей, в том числе огромного медведя, который ел у Серафима с рук. Тысячу дней святой провел, стоя на камне в молитве, на 3 года принял обет молчания. Однажды на его келью напали разбойники, решив, что монаху привозят богатые пожертвования. Они избили его и оставили умирать, но Серафим не только выжил, но и после поимки преступников попросил не наказывать их.

В 1810 году Серафим Саровский вернулся в монастырь, но уединился в непрерывной молитве на 15 лет. После этого он получил дар исцелять и начал принимать посетителей. В числе прочих к нему приезжал император Александр I.

Житие святого было написано через 4 года после его смерти и несколько раз редактировалось из-за требований цензуры. Икона святого была написана художником Серебряковом с портрета Серафима Саровского, который написали за 5 лет до смерти старца.

В монастыре постарались передать атмосферу, которая сопровождала самого святого, его набожность и любовь к приближенным. Неслучайно на территории поставили копию избушки старца, цитируют его изречения, а всех приходящих встречают словами «Радость моя» — этими словами старец приветствовал своих гостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector