Мощи серафима саровского

Содержание:

Где находятся мощи Святого Серафима Саровского?

Дивеевский район, где находится Свято-Троицкая обитель, расположен в Нижегородской области. Посещение святых мест является древней традицией православия, которой многие благочестивые люди следуют. Правда, не все знают, как доехать до мощей Серафима Саровского. Сделать это будет несложно, если подробно изучить данную статью.

Авиарейс из столицы в Новгород весьма популярен, продолжается путешествие около полутора часов. Пункт назначения — аэропорт Стригино. Путешествие на поезде продлится дольше — около 6 часов. Есть и прямой рейс на поездах «Ласточка» или «Стриж», такая поездка будет быстрее. Из Новгорода в монастырь большинство паломников добираются на автобусе. Билеты следует заранее бронировать, поскольку направление очень популярно у туристов.

Автобус отходит от железнодорожного вокзала. Посадка производится на площади в 150 м. от здания. От аэропорта до вокзала курсирует автобус №20, можно доехать и до метро (станции «Московская»).

  • В чем помогает икона Серафима;
  • Молитва о помощи Серафиму Саровскому;
  • Сильная Молитва на торговлю Серафиму.

Бесплодие – не приговор

Заканчивая свою статью, хочу напомнить вот еще о чем. Иногда бесплодие посылается как испытание долготерпения, усердия к молитве, когда Бог ждет от человека обращения именно к Нему, особенно, когда происходит разочарование в земной медицине. Но бывает, бесплодие становится подвигом особого рода. Нерастраченная любовь добрых супругов направляется на чужого ребенка, и они решаются на серьезный шаг усыновления маленького малыша отказника.

Если бы вы знали, как страдают дети, которых бросили родители. Как им не хватает физической ласки, любви, внимания, и как замедляется их развитие. Если бы каждая благополучная семья, с детьми или без детей смогла усыновить по одному ребенку, сколько бы счастливых детей было на свете.

Сестра моей подруги А., очень долго лечилась от бесплодия. Столь же долго усердно молилась, но исцеления не наступало. И как учили смиряться святые:

И помня это, женщина не отчаялась, они с мужем решились на серьезный шаг и усыновили двух девочек из дома малютки, с разницей в год. С тех пор прошло 3 года, и они воспитывают прекрасных дочерей, которые удивительно похожи на свою приемную мать.

Кстати, бывают случаи, что после усыновления чужого ребенка, наступает беременность, как будто Бог, ждал именно этого шага от людей. В нашем селе живет семейная пара, которая в свое время отчаялись иметь детей. И усыновили малыша из детского дома, а потом второго. И Бог их наградил – они родили еще и двоих своих! И теперь в этой дружной семье 4 детей!

Случаев исцеления бесплодия в Дивеево много, автор статьи привела лишь те, что знает лично. Но многие жители Дивеева могут поделиться подобными историями от своих родных и знакомых, а в монастыре ведется запись случаев исцелений от болезней, в том числе и от бесплодия. И все это свидетельствует об особой благодати в Серафимо-Дивеевском монастыре. Здесь отчаявшимся женщинам помогает и батюшка Серафим, и сама Богородица, избравшая Дивеево в свой Четвертый удел.

Добраться до Дивеева можно личным автомобильным транспортом, автобусными экскурсиями. Если вам удобнее путешествовать по железной дороге, то билет стоит покупать до станции Арзамас 1 или Арзамас 2 (город Арзамас, станции 1 и 2 – разные ж/д. направления). С вокзала городским транспортом доехать до автостанции, где пересесть на междугородний автобус до Дивеева или Вознесенска (последний идет транзитом через Дивеево).

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Как доехать в Дивеево из Москвы

Из Москвы ежедневно с Казанского вокзала в направлении Арзамаса отправляется несколько поездов. Время в пути 6–7 часов. В Арзамасе имеется два железнодорожных вокзала — Арзамас I и Арзамас II. Нужно ехать до станции Арзамас II.

На станции Арзамас II расположен автовокзал, с которого почти каждый час отходят рейсовые автобусы до Дивеевского монастыря. Первый рейс — в 5:30, последний — в 17:30, уточнить расписание можно по телефону справочной автостанции 8 (831-47) 418-14

С 2021 года РЖД осуществляет продажу билетов на автобусы, расписание которых согласовано с расписанием поездов.

На сайте pass.rzd.ru нужно в стандартной форме в поле «Откуда» набрать Москва, в поле «Куда» набрать «Дивеево». Сначала у Вас появится сообщение «Не найдено ни одного поезда прямого сообщения». Надо в верхнем правом углу поставить галочку «маршрут с пересадкой». Тогда будут показаны поезда и автобусы, подходящие Вам. Вы можете выбрать поезд и вагон подходящей для Вас категории и времени отправления. На 2021 г. самый оптимальный вариант — поезд Москва — Круглое Поле с отправлением из Москвы в 23:38, прибытие в Арзамас-2 в 6:39. В 7:30 отправление автобуса из Арзамаса в Дивеево. Прибытие в Дивеево в 9:00. В этот же день можно отправиться домой. Отправление автобуса, рекомендованного РЖД в 20:00. Стоимость билета на поезд зависит от категории вагона и даты. Стоимость билета на автобус 250 рублей в одну сторону. Самый дешевый вариант поездки на поезде — место в сидячем вагоне, около 600 рублей. Однако рекомендуем Вам брать билет на плацкарт или купе, поскольку путешествие ночью в сидячем вагоне довольно утомительно.

Паломническая поездка в Дивеево

А я перестала верить, перестала молиться, я больше не вслушивалась в церковное пение, я никому не доверяла.

Я жила по-инерции “дом- сад-работа-сад” года три, пока свекровь не снарядила меня в паломническую поездку в Дивеево.

Как мы добирались в Серафимо-Дивеевский монастырь

Кто-то охал и ахал, узнав, сколько нам ехать автобусом, кто-то пел молитвы, а я просто спала и мне было все равно. Хотя по дороге несколько раз ломался автобус, было мало воды и в пути еда оказалось дорогой.

Голодные и уставшие мы приехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и нас даже не разместили при монастыре, а отправили в поселок, где постоянно прибывали паломники.

Мое восприятие паломничества

В тот момент мне казалось, что сейчас потоп, и мы все желаем влезть в Ноев Ковчег, а мест нет.

Я вообще не понимала, зачем меня сюда отправили, и что я буду здесь делать, тем более, чем этот монастырь отличается от тех, где я бывала вместе со свекровью.

В вечер приезда мне хотелось принять душ и быстрее уснуть, утром проснуться в своей кровати.
Утром нас подняли рано и предложили сходить на службу, за ночь у меня совершенно не прибавилось сил, поэтому идти на службу не было желания, и я хотела, чтоб неделя закончилась, и мы уехали.

Как я ошибалась, ведь, недели в этой благодати слишком мало, но все это приходит позже.
Пока в моей голове был рой вопросов, и я просто “как бычок на веревке” следовала за соседями из автобуса, другие купались в источнике, посещали службы, ходили по Канавке.

Вера и Чудеса Богородицы

Я же гуляла просто по уютным дорожкам монастыря.

Не знаю, зачем зашла в храм – меня туда потянула неведомая сила – но я подошла к иконе Богородицы и, как тогда впервые, выложила все, что у меня накипело. Я плакала и просила вразумить меня, помочь выпутаться и показать мне путь, я тогда просила, чтоб муж вернулся, хотя перед отъездом он подал на развод. Просила и даже пропустила обед, но мне снова стало так легко, и будто пришло озарение, что главное – не муж, а моя дочь. Что в 30 лет все мои одноклассницы воспитывают деток, возят их на тренировки, радуются их успехам и копят сбережения на море, а у меня при том, что я не нуждалась в деньгах, не было главного, а теперь есть.

Мне даже удалось причаститься, и мне снова хотелось порхать. Более того, когда я выходила из храма, мне показалось, что на меня все смотрят, что моя улыбка продолжает расширяться. Когда я вернулась в гостиницу, наша старшая сделала мне комплимент, что у меня лицо очистилось, и я стала “солнечной”.

У меня оставалось несколько дней на разговоры с Богородицей, на благодарные молитвы батюшке Серафиму и хождение по Канавке, где проходила Богородица, и где свершаются Чудные Божьи дела.

Единственное, я так и не пересилила себя и не окунулась в ледяном источнике, о чем до сих пор жалею.

Целебные источники батюшки Серафима Саровского

Это место стало самым популярным у паломников в России. Источники находятся в селе Дивеево в Нижегородской области. По преданию, именно здесь жил и молился святой чудотворец Серафим Саровский. По указу Богоматери он помогал послушницам местной обители.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Источник появился еще при жизни старца, как символ его боголюбия. И по сей день, святая вода славится своими целебными свойствами. Так здесь исцелилась девушка, которая более чем 18 лет провела в кровати, не вставая с нее.

История источников не всегда была светла. После смерти святого Серафима Саровского они стали местом посещения паломников. Люди приезжали сюда в течение всего года за помощью чудотворца. Однако к власти пришли коммунисты, которые были ярыми атеистами, и источники несколько раз подвергались уничтожению. Власти не позволяли народу припадать к святому месту.

О других святых святых источниках:

  • Святые источники в Новосибирске
  • Святые места и источники Подмосковья
  • Святые места и источники России

Источники неоднократно заваливали землей, но вода все равно пробивалась на поверхность. Тогда противники веры прибегли к другому способу, который и погубил святое место. Источники забетонировали.

Рядом со святыней была выставлена охрана, которая никого к ней не подпускала. В упадок пришла и сама Дивеевская обитель. Прошло время, и сам Серафим Саровский явил народу новое чудо. Старец перенес святой источник в другое, нетронутое место.

Интересно! По преданию, примерно в 60-ые годы близ охраняемой территории ниоткуда вдруг появился старик. Он был сгорбленный, имел седую бороду, был одет в белый балахон. Старик держался за один только деревянный посох. Солдат крикнул: » Дед, откуда ты взялся?». Старик ответил ударом посохом о землю. В этот же миг он испарился, а на берегу реки Сатис землю пробил новый источник.

В 90-ые годы все, ранее закрытые источники, вновь отреставрировали и открыли для паломников. Дивеевская обитель стала набирать популярность благодаря не только источникам, но и мощам самого Серафима Саровского, которые тоже дарили людям чудеса.

Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель

Так простые источники обустроили для большого числа людей. Построили специальные подходы к небольшому пруду. Возведена рядом и часовня святого чудотворца Серафима.

Молитвы

Тропарь прп. Серафиму, Саровскому чдтв., глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении

Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.

Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.

И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.

Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.

Краткая история Дивеевского монастыря

Дивеево является четвертым – самым любимым уделом Пресвятой Богородицы. В середине XVI века, когда в село Дивеево пришла Агафия Семеновна Мельгунова. Она стала основательницей и первоначальницей женской общины при Казанской церкви. Только на двенадцатой начальнице, как и предсказывал преподобный Серафим, устроился здесь монастырь. Сорок с лишним лет руководила Дивеевской обителью игумения Мария (Ушакова). При ней монастырь стал процветающим, более тысячи сестер собралось здесь; при ней состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе. Стоит отметить, что в святой обители так же есть храмы: Казанской иконы Богоматери, Рождества Христова, Рождества Борогодицы, Троицкий Собор, Преображенский собор, храм трапезный в честь Александра Невского и новый Благовещенский собор. Есть еще великое множество источников (святых ключей), а так же святая канавка, которую посещает ежедневно Пресвятая Владычица Богородица и, конечно же, посещают большое количество паломников.

Картины, созданные после преставления

После смерти преподобного Серафима Саровского его образы создавались в разных вариациях. На более поздних иконах праведник предстает как:

  • идущий старец с посохом, в полумантии или балахоне белоснежного цвета. Второй рукой он часто делает благословляющий жест;
  • пастырь в монашеской одежде и с четками, сложивший руки на груди или прижавший одну из них к сердцу (такой тип икон встречается во многих современных храмах);
  • отшельник, который изображен на фоне леса молящимся на камне и воздевающим к небу руки. Над святым часто присутствует образ Богородицы, а поблизости с ним видны мешочек с сухарями и топорик.

Существует немало разновидностей житийных икон чудотворца. В начале XX века создавались картины с 12 клеймами, содержащими описание важных событий из жизни святого. Немногим ранее, в 1879 г., появилась знаменитая работа, на которой преподобного старца рисовали рядом с медведем. Полотно запечатлело в себе эпизод, когда Серафим, живший в лесной избушке, безбоязненно кормил дикое животное сухарями.

Достаточно часто старца изображают в келье перед иконой Богоматери «Умиление». Такая картина именуется «отходным» образом. Она передает значимый момент, в который богоугодник встретился с Царицей Небесной и скончался, отойдя в вечность.

Особым видом икон являются работы из серии «Явление Богородицы святому Серафиму».  Известно, что старец глубоко почитал Пречистую Деву Марию, а подобные картины показывают Ее отклик на усердные молитвы Божьего угодника. Такие изображения показывают, как святой старец молится на коленях или предстоит перед явившейся ему Богородицей. На них Дева Мария может быть одна или вместе с ангелами, святыми апостолами Петром и Иоанном.

Существует достаточно необычное полотно, на котором преподобный изображен вместе с грузинским святым Гавриилом Ургебадзе. Этот праведник жил в XX столетии, в нелегкие времена гонений советской власти на православную церковь, и с благоговением относился к Серафиму Саровскому.

История иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Оригинальное изображение дошло до наших дней. Изначально это была келейная икона преподобного Серафима Саровского. «Радостью радостей» была она для великого подвижника, перед нею долгие годы он молился, маслом от ее лампады исцелял многих людей и на коленях перед ней же отошел к Богу.

Что представляет собой оригинал — рисунок маслом, обтянутый холстом, на кипарисовой доске. Создан во второй половине XVIII столетия наподобие Остробрамской иконы Божьей Матери, одинаково почитаемой православными и католиками.

Дева Мария изображена здесь в момент Благовещения

Икона выглядит как погрудный портрет молодой женщины: все внимание зрителя притягивает девичье лицо. Но женские глаза полуопущены – девушка в себе переживает вверенную ей великую весть, одновременно радостную и страшную

Скрещенные на груди руки также подчеркивают ее избранность и одиночество среди остальных человеческих матерей, являясь еще и жестом смирения перед Божьим замыслом.

Серафим Саровский завещал образ сестрам Мельничной общины в основанном им же Дивеевском монастыре. В местном Троицком соборе образ Богоматери и пребывал до двадцать пятого года XX века, прослыв чудотворным, как и многие списки с него.

Ближе к тридцатому году обитель «зачистили». Избежавшая расстрела игуменья Александра вывезла икону вместе с окладом в Муром. Следующим хранителем реликвии с начала ВОВ и до самой своей смерти стала монахиня Мария (в миру — Баринова), ее сменил патриарх Пимен. Тот спрятал ее в семье протоиерея Виктора Шаповальникова из поселка Кратово под Москвой.

С начала семидесятых к нему в течение почти 20 лет тайно приходили верующие: святой образ по-прежнему даровал чудеса и исцеления. Наконец, в 1991 году наследие Саровского перешло к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Отныне обретенное «Умиление» украшает столичный Патриарший Богоявленский собор.

Говоря об образах , нельзя пройти мимо описания истории и значения иконы Всецарица.

О попечении о душе

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?

Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.

Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.

В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления

Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.

Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.

Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!

О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.

Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.

Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.

Дивеевская обитель и Саровский монастырь

Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки. Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий. Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой. Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители. 1

Август

1991 года

Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.

Как паломнику доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района. Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

Как доехать в Дивеево из Нижнего Новгорода

Село Дивеево находится в Нижегородской области, но на значительном расстоянии от областного центра. Добраться в Дивеево можно на прямом автобусе, который ходит от автовокзала Щербинки, расположенного по адресу пр. Гагарина, 234а. Но прямой автобус ходит только 2 раза в день:

  • В 11:10 (прибытие в Дивеево в 14:14)
  • В 13:40 (прибытие в Дивеево в 16:41)
  • Пожалуйста, уточняйте расписание на сайте автовокзала avtovokzal52.ru/raspisanie/ или по телефону!
  • Стоимость билета 440 рублей (2021 г.)

Более надежный и удобный вариант — поездка с пересадкой в Арзамасе. Сначала Вам нужно доехать до Арзамаса на автобусе (ходят примерно раз в час). В Арзамасе пересесть на автобус с табличкой «Серафимо-Дивеевский монастырь».

Мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены – Храм Рождества Богородицы

Об этих монахинях миру поведал покойный святитель новомученик Серафим Чичагов, в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Схимонахиня Александра является первоосновательницей Дивеевской обители. Она была святой удивительной жизни, и именно ей было видение Матери Божией о том, где возводить монастырь, ставший Четвертым уделом Богородицы.

Схимонахиня Марфа поступила в монастырь в 13 лет, еще будучи девочкой. Но батюшка Серафим увидел в ней избранное Богом дитя. Схимонахиня Марфа умерла 19 лет отроду, приняв по особому благословению постриг в схиму.

Монахиня Елена Мантурова была родной сестрой помещика Михаила Мантурова, которого б. Серафим любил за сердечную доброту и желание благодетельствовать Дивеевскому монастырю. И когда Михаил Мантуров смертельно заболел, б. Серафим призвал его сестру, находящуюся в монастыре и спросил, не готова ли она умереть за брата, так как тот еще нужен здесь, для того, чтобы потрудиться Дивеевской обители. И монахиня Елена с великим послушанием ответила: «Благословите, батюшка!». Вскоре она заболела и слегла, а брат ее пошел на поправку. Так Господу было угодно явить миру чудо любви и послушания.

Все три подвижницы после своей смерти покоились в могильном склепе возле Казанской церкви в Серафимо-Дивеевском монастыре.

А 21 июня 2000г было принято решение причислить святых Дивеевских жен к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

27 сентября состоялось обретение святых мощей первоначальницы схим. Александры, схим. Марфы и монах. Елены. Святые останки были положены в новые гробы и поставлены в храм Рождества Христова. А день прославления был назначен на 22 декабря – день основания Мельничной общины.

22 декабря 2000 года стало для монастыря днем великого торжества и поистине духовного праздника обители. При огромном стечении народа и духовенства в монастыре служили Литургии, пели песнопения и новый тропарь святым женам. И все чувствовали высокий духовный подвиг, благодать которого освящает нам путь и сегодня.

На сегодняшний день мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены покоятся в храме Рождества Богородицы. Это нижний храм, находящийся под храмом Рождества Христова.

Здесь можно поставить свечи, помолиться и приложиться к мощам. Службы здесь совершаются редко, и, как правило, лишь для ограниченного круга монашествующих. Но в этом храме, днем и ночью читается не усыпаемая Псалтырь.

Доступ к мощам открыт с 8 до 17 часов.

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией

Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился

Мать благословляет Прохора в монастырь

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Художник Павел Рыженко

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Фото: tatmitropolia.ru

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Фото: tatmitropolia.ru

Частицы мощей в Москве

В Москве можно приложиться к иконам преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, находящихся:

  • на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Адрес: Проспект Мира, д. 22-24;
  • в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Даниловский вал, д.22;
  • в Донском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Донской площади, 1-3;
  • в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Большая Лубянка, 19;
  • в Храме преподобного Серафима Саровского (Краснопресненской набережной, 14, территории выставочного ).

Во время пребывания в любимой старцем Серафимом Дивеевской обители и поклонения его святым мощам будто стирается грань времен и словно слышится приветствие: «Христос воскресе, радость моя!».

О любви к Богу

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.

Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.

Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен  в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector