Мудрые наставления преподобного серафима саровского

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией

Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился

Мать благословляет Прохора в монастырь

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Художник Павел Рыженко

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Фото: tatmitropolia.ru

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Фото: tatmitropolia.ru

Пророческие изречения

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем, и нередко его слова оказывались пророческими. Так, он предсказал:

  • исцеление от холеры, бушующей в Дивеевском монастыре;
  • Крымскую войну;
  • обретение своих мощей на Воскресение Христово и дальнейшее их перемещение в Дивеево.

Однако есть те, которым только суждено оказаться правдой. Так, он предсказывал попрание православной веры, за что священнослужители непременно понесут кару Божию. Чудотворец рассказывал, как молился Всевышнему, чтобы Тот отказал ему в Царствии Небесном, а взамен помиловал грешных, но Бог был неумолим. Преподобный отец также говорил, что до пришествия антихриста Россию ожидает долгая, ожесточенная война, будут уничтожены храмы, пролито много крови, однако в конце страна обретет великую славу.

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем

Всю свою жизнь святой Серафим Саровский провел в служении Господу и наставлении мирян на путь истинный. Он помогал людям укрепиться в вере, обрести истинный смысл жизни и давал советы, как стать ближе к Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Все будем немножко болеть

Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:

— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.

Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.

– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.

– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.

А он в ответ:

– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.

После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».

Что говорил святой о последних временах

Достаточно долгое время за предсказания прп. Серафима о конце мира принимали собственные рассуждения Мотовилова, помещенные в его записках.

Из сохранившихся слов святого, по крайней мере, известно, что подобные разговоры он вел неохотно. Митр. Вениамин (Федченков) приводит случай с одним монахом, который спрашивал святого о том, не ныне ли уже наступает конец мира. Старец отвечал:

Участь христиан последних времен, говорил святой, будет незавидной, ибо они испытают на себе самое страшное – богооставленность, подобную той, что ощутил Сын Божий на Кресте. Однако, не нужно совершенно отчаиваться: произойдет это лишь на краткое время перед самым Пришествием Христовым.

Об антихристе 

Известное многим пророчество о рождении антихриста в России «в городе, называемом Москво-Петроградом», как утверждают историки, не имеет отношения к святому. Рассуждение принадлежит Н.А.Мотовилову.

Предсказания о пришествии антихриста, которые можно считать подлинными словами преподобного, относятся не ко всей России, а к любимой старцем Дивеевской обители.

Прп. Серафим Саровский на фоне Дивеевской обители

Например, известны слова, не раз сказанные инокиням: «До антихриста не доживете, а времена антихристовы переживете». Это может пониматься, как предсказание наступления времени гонений, что полностью сбылось после революции 1917 г. Вместе с тем, эти «антихристовы времена» — еще не собственно конец мира. Можно сказать, что преподобный понимает «антихриста» в том же смысле, что, например, ап. Иоанн Богослов, называющий так всякого противящегося Господу (1 Ин. 2:18).

Обращаясь к последним временам, предшествующим уже концу мира, св. Серафим говорит о расширении обители, ее благосостоянии, но на очень короткое время. Затем всех христиан ждут такие гонения, что «Ангелы едва будут успевать брать души». Наконец, придет сам антихрист, но войти в монастырь не сможет, ибо «Канавка будет вам стеною до небес». Речь идет о Святой Канавке вокруг монастыря, вырытой по повелению святого и называемой им «стопочками Царицы Небесной». Смысл этого пророчества в настоящее время неясен.

О конце света и своем воскрешении

Существует множество преданий о том, что прп. Серафим предсказывал свое воскрешение накануне конца мира, а также то, что после этого он будет проповедовать всемирное покаяние, вернувшись в Дивеевскую обитель. Источником подобных легенд является книга С.А.Нилуса, основанная на «Записках» Н.А.Мотовилова, и, кроме того, письма Н.А.Мотовилова к императору Николаю I.

Понимание этого предания различны.

  • Буквальное, речь идет о реальном воскрешении святого перед концом света.Современные духовники, например, прот. Димитрий Смирнов, указывают, что буквальное понимание воскрешения Серафима накануне Второго Пришествия не согласуется с Писанием. По словам священника, в нем ясно говорится о пришествии перед концом мира пророков Еноха и Илии, возможно, Иоанна Богослова. Но никаких других указаний на воскрешение отдельных святых до Пришествия Христова Писание не содержит.
  • Пророчество может быть понято, как предсказание о втором обретении мощей преподобного, которое состоялось в 1991 г.; 1 августа, в годовщину канонизации святого его мощи торжественно перенесены в Дивеево, где, по слову прп. Серафима, «среди лета запели Пасху». Это действительно было возвращение в любимую обитель. Само обретение мощей, конечно, способствовало обращению людей к вере, покаянию.

О всеобщем воскресении святой говорил вполне согласно с церковным преданием. Он советовал избегать житейских попечений, молиться, готовить свою душу к встрече с Господом:

Может быть, мы дожили до последних времен, о которых предсказывал преподобный. Возможно, Господь отсрочит последний Суд, дав время на покаяние. Но житейские бури проносятся одна за другой, пугая, смущая. А потому для всех, желающих, подобно современникам старца, узнать, не наступает ли уже конец, актуален его кроткий совет:

«Оградись молчанием и внимай себе».

Наталья Сазонова.

Десять изречений преподобного Серафима Саровского

15.01.2014

15 января — день памяти одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В жизни Прохора Мошнина, именно так в миру звали преподобного, было много сомнительного с точки зрения официальных церковных кругов — Синода, что не мешало ему быть очень популярным при жизни. Народная тропа к старцу Серафиму, при жизни славившемуся даром исповедника и целителя, не зарастала. Посещали его и многие знатные вельможи, в том числе император Александр I. Со временем факты его биографии обросли домыслами и легендами, неотделимыми от истинных чудес.

Известно, например, что в возрасте семи лет мальчик упал с высокой колокольни, но остался невредим. Однажды на старца напали грабители и жестоко избили. Из-за травм на всю жизнь он остался сгорбленным — таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.  Среди известных рассказов о чудесных подвигах преподобного — его общение с диким медведем, которого старец, по рассказам, кормил сухариками.

Во время Саровских торжеств летом 1903 года по случаю открытия мощей старца Николаю II было передано послание Серафима «четвёртому государю» — им и был император. О чём прочёл Николай в письме, неизвестно — ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, одного из инициаторов канонизации отца Серафима, принявший запечатанное мягким хлебом послание государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже. По свидетельству современников, когда же Николай прочёл послание, то горько заплакал. Предположительно, в письме содержалось предостережение о грядущих кровавых событиях и наставления в укреплении веры.

Одним из соблазнов для членов Синода были не до конца выясненные отношения отца Серафима со старообрядцами. Подозревали его в симпатии к ним и даже тайной принадлежности к этому направлению русского православия. Даже несмотря на то, что хорошо известен разговор святого отца со старообрядцами, где он просит их «оставить бредни».

Святой был канонизирован лишь в 1903 году — 20 лет спустя после начала процедуры канонизации. Синод, зависимый от царя, колебался. Известно, «отмашку» к началу канонизации преподобного Серафима дал лично последний русский император Николай II. Не исключено, что определённая роль в решительных действиях Николая II, надавившего на обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, принадлежит его супруге Александре Фёдоровне, которая, как известно, молилась саровскому старцу о даровании наследника.

Несмотря на большое количество великосветской «политики», окружавшей имя святого уже после его смерти, о его духе ясно свидетельствуют изречения преподобного Серафима. Вот некоторые из них:

— И хлебом обожраться можно.

— Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.

— Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.

— Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

— Не должно оставлять деятельную жизнь и тогда, когда бы в ней человек имел преспеяние и пришёл бы уже в умосозерцательную: ибо она содействует умосозерцательной жизни и её возвышает.

— Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

— Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своём стремлении к Богу созерцает Его одного.

— Где Бог, там нет зла. Всё происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

— Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.

— Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.

Елена Вешкина

Краткое житие Серафима Саровского

Мирское имя чудотворца – Прохор Мошнин. Точная дата его рождения неизвестна, однако исследователи единогласно сходятся на 1754 году. Родился мальчик в Курске у верующего купца Исидора и благочестивой Агафии.

С малых лет ребенка тянуло к духовным знаниям, а случившееся позже чудо, уверило мать, что сыну предопределено служить Богу. Так, однажды маленький Прохор упал со строившейся колокольни, но не получил даже малейшего ушиба. Окончательно убедило родительницу чудесное исцеление ее чада от тяжелой болезни, когда тот встретился с иконой Богородицы во время крестного хода.

Явление иконы Богородицы во время крестного хода

Путь служения Господу молодой человек начал в 1778 г., став послушником Саровской обители. Спустя 8 лет он принял постриг, обретя новое имя – Серафим. Чуть позже инока повысили до иеродиакона, а со временем и до иеромонаха. Чудеса с будущим святым при жизни случались часто. Однажды к нему явилась Матерь Божья, исцелив его от водянки, а во время очередного богослужения он узрел Иисуса Христа.

В 1794 году преподобный отец ушел из монастыря, поселившись недалеко от его стен. Отшельник соорудил себе келью, укрытую лесом, и три года вел уединенное житие, приняв обет молчания. Люди говорили, что к нему приходили дикие звери, а он кормил их из рук. Когда молчальничество закончилось, Серафим Саровский вернулся. Монастырским затворником он провел 15 лет, а потом начал старческое служение. Людей старец принимал до самой смерти, которая наступила 2 января 1833 года. В 1903 г. чудотворца официально канонизировали.

Все становится несносным

Чувство уныния, которое в свое время испытал и сам св. Серафим, он описывал так:

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии.

Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним…

Душа убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».

Чтобы преодолеть уныние, святой Серафим советовал обратиться к своему внутреннему «я», искать «смиренномудрие сердца», то есть стараться относиться к происходящему в жизни, ее проблемам как к воле Божией, тихо принимать ее, не гадая мучительно – что, да почему?

А бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным.

Смысл и значение наставлений

Даже на сегодняшний день, когда духовные ориентиры весьма размыты, поучения этого великого молитвенника о человеческих душах являются очень важными в формировании духовного облика современного человека.

В наставлениях Серафима Саровского раскрывается тот единственный путь, к которому призван человек для спасения своей души и обретения Царства Небесного.

Путь совершенствования, ведущий к Богу, труден, но каждый может пройти его, борясь со своими страстями и возвышаясь на новый уровень. Именно об извечном призвании человеческого существа к Богу, о его предназначении для вечной жизни во Христе говорит каждая строчка в высказываниях просветленного старца.

Важно! Главный акцент во всех поучениях делается на любовь к Творцу и ближнему. Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим

Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная

Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим. Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная.

Одно из преданий гласит, что, когда к старцу пришел инок и попросил благословения на ношение вериг, преподобный ответил ему следующее: «Для нас, которые не умеют безболезненно перенести даже замечание от ближнего своего, вериги должны заключаться в неосуждении и благодушном терпении укоров и обид».

Святой высказывал и другие мысли, ведущие к той же истине.

Он говорил, что Бог прежде всего ищет сердца, преисполненные любви — это и есть тот престол, на котором Всевышний любит восседать. Господь одинаково слушает и монаха, и мирянина. Лишь бы они были православные и любили Отца своего Небесного всей глубиной души. Только тогда человек стяжает благодать Святого Духа, в чем и состоит главная цель христианской жизни.

Батюшка Серафим подводит в своих наставлениях к тому, что следует стремиться не к материальным благам и сокровищам, которые временны, а к спасению вечной души.

Духовные наставления преподобного Серафима Саровского

Тайна Мотовилова

– Вопрос, с моей точки зрения, заключается в принципиальном различии двух жанров – агиографии и научного исторического исследования на основе критического анализа источников. Буквально сразу же после появления отзыва отца Петра (Мещеринова) в Сети появилась реплика Бориса Кирилловича Кнорре, это известный религиовед, работающий по программам Кенстонского института и Центра Карнеги, преподающий в НИУ-ВШЭ и РГГУ. Вот что он пишет.

– Спасибо.

– Вот какой обмен мнениями. Было бы интересно понять, откуда берется ваша решимость. Ведь многие детали жития, даже, казалось бы, малозначительные, уже приобрели в некотором смысле характер если и не догмы, то некий вероучительный, не побоюсь этого слова, статус. Вы уже говорили о своей боязни кого-то обидеть. Тем более, сейчас такое время, когда модно стало оскорбляться за свои религиозные чувства. Какие переживания в связи с этим у вас были, какие размышления? Расскажите, если можно.

– Я уже говорил, что писать о преподобном Серафиме Саровском, да и вообще о святом человеке, простому смертному, хоть и православному, очень тяжело. После выхода моей первой книги я получил некоторый статус и признание как специалист, пускай и в узком кругу. Потом некоторое время работал редактором в издательстве Свято-Тихоновского университета. Общался, естественно, со многими священнослужителями, не только из ПСТГУ, не только из Москвы, но и из других городов.

Николай Мотовилов

В 2005 году была выпущена книга «Записки Мотовилова», вышла она в библиотеке «Преподобный Серафим Саровский» в издательстве «Отчий дом». Я хоть и вхожу в редакционную коллегию, не был сторонником издания этих записок, но мое мнение не потребовалось, и эта книга была издана. После ее выхода из печати я слышал много высказываний об этих записках, у меня складывалось и свое мнение. Когда же я эту книгу начал внимательно читать, изучать «под карандаш», у меня сложилось впечатление, что, действительно, человек болен, просто болен.

Работая над главой «Тайна Мотовилова» своей книги, я специально привлек врача-психотерапевта высшей категории Андрея Анатольевича Афонина, которому я принес все книги, все рукописи, которые у меня были по Мотовилову, и свои мысли о нем тоже высказал, ответил на его вопросы. Спустя некоторое время он мне выдал профессиональное заключение относительно самочувствия Николая Александровича Мотовилова, и эту записку я в своей книге привожу. Мне стало понятно, что по такому довольно трудному вопросу я имею единомышленников и среди священноначалия, и среди врачей, и среди простых православных христиан.

– Вы обсуждали эти вопросы с кем-либо из священноначалия?

– Да, но имен называть не буду. Разговор о Мотовилове идет давно, называют его еретиком, называют больным человеком. Я, наверное, оказался тем мальчиком из сказки Андерсена, который крикнул в открытую.

– Скажите, никто из ревнителей не пробовал оскорбляться за свои религиозные чувства после выхода ваших книжек – публично или в личном общении?

– Когда я написал свою первую книгу, я отдал рукопись сестрам Дивеевского монастыря на читку до публикации. Отдал эту рукопись и в Санаксарский монастырь игумену Венедикту для читки. Из Санаксарского монастыря мне вернули рукопись практически без каких-либо поправок. А дивеевские сестры мне сказали, что уж больно я горяч и надо бы слог смягчить. Они все-таки монахини, им, наверное, было нужно повествование ближе к житийной литературе.

– Их позиция понятна. С моей же точки зрения, то, что два таких авторитетных для меня человека, как Мещеринов и Кнорре, начали обмен репликами, пускай пока эскизными, по поводу вашей книги, это, вообще говоря, появление хорошего повода обсудить принципиальные вопросы взаимосвязи двух жанров – житийного и научного.

Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского

– Я некоторым образом затрагиваю этот вопрос в своей книге, рассказывая о биографах преподобного Серафима Саровского. Более подробно об этом пишет Лариса Ивановна Алехина, ее статью рекомендую прочесть.

Как и в чем помогает Серафим Саровский

О чем молятся православные, приезжая в земной удел Богородицы? Все они ищут заступничества праведного старца, полагаясь на его любовь к людям. Те, кто хочет спасения души, просят о просвещении своего сердца Духом Святым. Первый признак Его присутствия — состояние раскаяния и смирения. Только через них возможно познать радость духовную, о которой постоянно говорил святой в своих наставлениях.

Помогают молитвы и в мирских делах, например, устроиться на хорошую должность. Господь благословляет тех, кто хочет заботиться о своей семье, зарабатывать честным трудом. Создание христианской семьи тоже очень богоугодное дело. Перед тем, как пойти под венец, следует попросить совета у святого. Ведь неверный выбор может принести много страданий.

Здоровье человеческое зависит от его душевного состояния. Это вовсе не значит, что нельзя молиться об исцелении — можно и нужно. Необходимо просить о милости к себе, при этом стараться понять, для чего Бог послал болезнь. Возможно, хочет научить терпению, который святой отличался при жизни, так что в этом с него надо брать пример.

О жизни деятельной и умозрительной

Путь деятельной жизни составляют: пост,
воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие
телесные подвиги, составляющее тесный путь и
прискорбный, который, по слову Божию, вводит в живот
вечный (Мф. 7, 14). Деятельная жизнь служит к очищение
нас от греховных страстей и возводит нас на степень
деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь
к умозрительной жизни. Ибо одни только очистившиеся от
страстей и совершенные в оной жизни поступить могут в
царствие небесное, как сие можно видеть из слов
Священного Писания: «блажени чистые сердцем, яко тии
Бога узрят» (Мф. 5, 8), и из слов св. Григория Богослова
(Сл. на св. Пасху): “К созерцанию могут безопасно
приступать только совершеннейшие по своей опытности”. К
умозрительной жизни должно приступать со страхом и
трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим
испытанием святых писаний, если можно найти, под
руководством какого-либо искусного старца, а не с
дерзостью и самочинием: дерзый бо и презорливый, по
словам Григория Синаита, паче достоинства своего
взыскан, с кичением понуждается до того преждевременно
доспети. И паки: “Аще мечтает кто мнением высокая
достигнути, желание сатанино, а не истину стяжав, сего
диавол своими мрежами удобь уловляет, яко своего слугу”
(Доброт. 4, 1, лист. 957 на об.). Св. Макарий Великий
свидетельствует: “Когда мы плодов духовных: любви, мира,
радости, кротости, смирения, искренности, простодушия,
веры и долготерпения довольных в себе не обретаем,
суетны и бесполезны все подвиги наши. Добр есть пост, и
бдение, и пустынное житие; но это одни цветы”. Св.
Варсонофий сказал: “Аще не внутреннейшее делание с Богом
поможет человеку, всуе по внешнему труждается.
Внутреннейшее бо делание в болезни сердца приносит
чистоту, чистота же истинное сердца безмолвие; безмолвие
же смирение; смирение же жилище Божие творит человека.
От вселения же сего со страстями бесы изгоняемы бывают,
и сице человек бывает храм Божий, исполненный освящения,
исполненный просвещения, чистоты же и благодати. Блажен
убо есть оный, иже Господа своего во внутреннейших
сердца, яко в зерцале, зрит, изливая моление свое с
плачем пред благостью Божиею”.

Серафим Саровский, преподобный

Цитировано по:

Житие старца Серафима, Саровской
обители иеромонаха, пустынножителя и затворника / .

– Изд. 3-е, испр. и доп. – Клин :
Христианская жизнь,

2011. – 511 с. (Дивен Бог во святых
своих). / Духовные

наставления преподобного Серафима
мирянам

и инокам. – С. 401–459.

Смысл и значение наставлений

Учение Серафима Саровского несет в себе единственную главную идею – указать людям праведный путь, который приведет их к Царству Небесному. Прошло уже почти два века, а духовные заповеди не потеряли своей актуальности.

В своих поучениях преподобный отец взывает к мирянам, чтобы те не предавались искушению, усмиряли страсти, тем самым становясь на ступеньку выше к Богу. Он руководствуется не страхом, а любовью, которая должна быть к Господу и ближнему, называет ее фундаментом православной веры. Святой говорит о жизни, не имеющей смысла без этого всеобъемлющего чувства.

Серафим Саровский утверждал, что Всевышний обращает Свое внимание только на сердца, наполненные любовью. Нет разницы, кто к Нему обращается: инок или простой человек – Он одинаково услышит их обоих, если они глубоко любят Создателя

Только в этом случае мирянин может постичь Святой Дух, что является истинной целью православного христианина.

Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца

Пророческие изречения

Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.

О революциях и судьбе Церкви

Преподобным также предсказаны:

  • избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
  • Крымская война;
  • обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
  • перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось

Как относиться к историям о чудесах, описанных в предании

Прохор Мошнин – так звали будущего монаха и чудотворца Серафима Саровского – родился 1 августа 1754 года в городе Курске, в купеческой семье. Он рано потерял отца, оставшись на руках матери, которая воспитывала еще двоих детей: Алексея и Параскеву. На попечение молодой женщины осталось управление немалым состоянием покойного мужа и его делами, в том числе строительство нового храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

Тут, на стройке, произошло первое из чудес, которыми была, по преданиям, полна жизнь Серафима Саровского. Поднявшись вместе с матерью на будущую колокольню, он перегнулся через низкое ограждение – и грянулся оземь. Но когда уже не надеявшаяся на чудо мать сбежала к нему, семилетний мальчик оказался цел и невредим. Через несколько лет с ним произошло еще одно чудо – исцеление от тяжкой болезни по слову явившейся ему в видении Богородицы.

Однако современная церковь призывает не увлекаться чудесами.  Вот что сказал об этом корреспонденту «МИР 24» старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов. «Да, жизнь святого человека особая, и она вызывает желание объяснить его особые качества за счет чудес. Хотя многие из описанных чудес имеют основания в реальной жизни, вряд ли они выглядели именно так, как это вошло в житийную литературу. Что касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах. Там  зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на том памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка», – рассказывает теолог.

Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector