Пещерный монастырь в костомарово (воронежская область)

Что такое Дивногорье

Этот потрясающий меловой край настоящая жемчужина области, да и всей страны.

Когда находишься в этом месте, на ум почему-то приходят слова из старой советской песни «Широка страна моя родная». Именно они начинают звучать в голове, когда находишься на вершине небольшой местной горы. Окружающие пейзажи поражают своей бесконечной красотой.

Окрестности Дивногорья

Вид с вершины меловой горы

Дивногорье является природным заповедником общей площадью 17639 Га. Его территория просто изобилует интересными достопримечательностями, главные из которых меловой монастырь, геологические формирования Дивы (тоже меловые) и археологический парк. И не забывайте, практически все вокруг сплошной мел. Местами толщина мелового слоя достигает 100 метров.

Рассмотрим Дивногорье поближе, но для начала немного общей информации о природе и геологии этого края.

Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря

Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.

Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).

Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.

Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:

  • В будние дни с 9:00 до 17:00;
  • В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.

Михаил Анисимов

В Воронежской области находится три пещерных монастыря

В Воронежской области находится три самых больших в России пещерных монастыря. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, Белогорский Воскресенский монастырь и Спасский пещерный монастырь в Костомарово.

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

В вопросе древности историки отдают предпочтение Дивногорскому Упенскому монастырю, хотя споры о датах основания каждого монастыря ведутся до сих пор.

Дивногорский Успенский монастырь. По мнению ученых самый старый пещерный монастырь в Воронежской области

Первые письменные упоминания об обители относятся к 1653 году. Согласно легендам, первые иноки поселились тут вместе с казаками, которых послали оберегать границы от набегов кочевников.

Расцветать костомаровская обитель стала при царе Алексее Михайловиче. По его воле на территории монастыря была построенная водяная мельница, которую не обложили налогом.

Вторая была построена на деньги местной знатной дворянки.

В течение ста лет Дивногорский монастырь превратился в самую богатую обитель в округе.

Известность монастырю принесла не только его история, но и чудотворная икона Сицилийской Божьей матери. Согласно легенде, икона была обнаружена на одном из столбов при строительстве монастыря.

На сегодняшний день церковь ее имени — единственная сохранившаяся пещерная постройка монастырского комплекса.

Белогорский Воскресенский монастырь

Белогорский Воскресенский монастырь. Был полностью уничтожен большевиками, восстановление обители ведется до сих пор Белогорский монастырь был основан жительницей Белогорья, которая получила благословение на монашеские труды. Вместе с подвижниками она принялась за работу по раскопкам. Строители выкопали примерно два километра пещер внутри меловых столбов.

Из-за раскопок возник конфликт между основательницей монастыря и местными жителями. Спор дошел до таких масштабов, что решил его в итоге император Александр I.

Он пожаловал женщине денежное вознаграждение за ее труды и решил конфликт в пользу строителей монастыря.

После смерти основательницы обители, жительницы Белогорья, монастырь стал мужским.

Монастырским постройкам архитекторы придали византийский облик. В XIX веке при монастыре действовала школа для мальчиков. Уроки в школе вел настоятель монастыря.

К сожалению, с приходом к власти большевиков обитель была закрыта, а все исторические постройки были уничтожены. Монахи вернулись в монастырь уже после распада СССР. По сей день они занимаются восстановлением монастыря.

Интересно, что белогорские пещеры считаются самым крупным монастырским подземельем в России, которое было создано искусственным образом.

Дивы

Это именно то, что считается визитной картой заповедника. Величественные меловые останцы, которые называют Дивы (отсюда собственно и название местности) представляют собой вертикальные столбы из мела, резко выделяющиеся на фоне безмятежного пейзажа. Они расположены справа по течению Дона и Тихой Сосны.

Точных данных о процессе образования Див пока нет. Самая популярная теория говорит, что это результат естественного разрушения меловых отложений. Обычно такие породы обладают повышенным образованием трещин, но полным отсутствием слоистости. Наличие примесей в отдельных участках приводит к их повышенной износостойкости. В результате комплексного воздействия естественных эрозионных процессов, более мягкие породы вымываются и выветриваются, а твердые участки остаются. Поэтому их называют останцами.

Скорее всего, Дивы образовались по схожему сценарию формирования знаменитого Маньпупунера на Урале и грандиозных каменных грибов на Алтае.

Стоит отметить, что раньше меловых Див было значительно больше, но в ходе Великой Отечественной Войны многие из них были уничтожены.

Меловые Дивы

Кельи старцев-затворников

Две вырубленные в мелу кельи святых старцев окончательно заросли плесенью. Еще в прошлый мой визит в Костомарово было видно, что шпатлевка, которой замазывали на стенах надписи, оставленные гопотой прошлого столетия, не очень дружит с прохладой и влажностью. За два года все стало еще хуже: теперь зелень покрывает все стены, а вместо чистого прохладного воздуха мелового подземелья там стоит тяжелый густой запах затхлости, вытекающий из келий наружу, так что он чувствуется уже на подходе.

Костомарово, кельи старцев (затворы)

Если бы какой-нибудь затворник попытался сейчас пожить в одной из них, думаю, вряд ли он протянул бы и полгода: даже истовая вера не спасла бы его легкие в такой атмосфере.

Храм Серафима Саровского

Следующий объект по ходу тропы — храм Серафима Саровского. Здесь никого. Погружаемся в благодатную прохладу и темноту, нарушаемую светом потрескивающих свечей. Вокруг тишина, шаги гулко отдаются под сводами. Некоторое время молча стою, проникаюсь. Ставлю одну из свечек. Не знаю кому и зачем, просто потому, что это красиво. В очередной раз думаю о том, что святые старцы были не дураки, что выбирали для молитвы такие места, и о том, что темному деревенскому жителю Воронежской губернии сложно было остаться безучастным и не уверовать (или не укрепиться в вере), когда попадал он в подобный храм. Говоря лженаучным языком: здесь есть особая энергетика, и я соглашусь, что бы под этим понятием ни подразумевали.

Храм Серафима Саровского, Костомарово (зеленая трава намекает, что это фото из предыдущей поездки)

Еще забавная деталь: над аркой внутренней двери при входе в храм, на высоте двух метров висит гнездо с ласточкой, откуда та важно поглядывает на посетителей. Да и вообще, ласточки здесь везде (что, конечно же, свидетельствует об энергетике)

Их гнезда торчат из-под крыш и темнеют почти над каждым окном.

Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.

Как добраться на общественном транспорте

Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.

  • К ним и надо приурочить выезд из Воронежа до Подгоренского, время в пути между этими пунктами составляет 3,5 часа.
  • По маршруту Россошь-Костомарово надо сесть в Россоши на автобус, идущий в Воронеж, доехать до остановки «Подгоренское, поворот», (20-30 минут), а затем пересесть на транспорт, идущий в Костомарово.

Как добраться на собственном автомобиле

На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.

  • По трассе М-4 до поворота на Лиски – платный участок; далее на запад: Лиски – Щербаково; от Щербаково – поворот к югу на Каменку, где стоят указатели на Монастырь .
  • Из Воронежа выехать на запад (трасса Р298), затем свернуть к югу на Острогожск, далее через Каменку в Костомарово. Эта дорога, хотя и хуже по качеству, зато гораздо живописнее, чем федеральная трасса.

Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.

Костомарово зимой

Как добраться

Адрес:

396532, Воронежская область, Подгоренский район, с. Костомарово

Из Воронежа до Свято-Спасской Костомаровской обители можно доехать по железной дороге через Острогожск до станции Каменка или междугородним автобусом “Воронеж-Россошь” с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до села Каменка, далее до села Юдино можно доехать автобусом из Каменки (сейчас не ходит, доехать можно только от станции Подгорная см. коммент.) и пешкой дойти до Костомарово, либо — попутным транспортом. Расстояние от Воронежа до Костомарово составляет примерно 160 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж-Лиски-Пухово-Каменка-Костомарово займет около 2 с половиной часов. Часть пути от Воронежа до Лисок (около 80 км) проходит по трассе М4 «Москва-Ростов». После правого поворота с трассы по указателю на Лиски до них придется пройти еще 25 км. Дорожное покрытие на участке Лиски-Каменка не очень хорошее. В сумерках следует быть осторожным. На маршрут Воронеж-Острогожск-Каменка-Костомарово тратится около 3 часов. Дорога идет по степи прямо на юг и гораздо живописнее, чем федеральная трасса «Москва-Ростов».

Контактная информация

Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.

Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:

  • 9:00 – 17:00 – по будним дням;
  • 10:30 – 16: 30 – в воскресенье и праздники.

***

Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.

В статье использованы материалы с сайтов kostomarovo.ru, maps.google.com, yandex.ru/maps, livemaster.ru

Гостиница Спасского монастыря

Гостевой дом в Костомарово находится в живописном месте, на возвышенности, в 1 км от центра села и на таком же расстоянии – от монастыря. Адрес отеля: ул. улица Донская 57 кв 1. Гостям предоставляется платная парковка – 100 руб./сут. В гостинице есть семейные и групповые номера на 2-8 человек, любители путешествовать в одиночку могут забронировать одноместный номер. Стоимость ночевки на одного человека – 500 руб. В номерах имеются кухонные принадлежности, утюг, холодильник, ванная комната. Белье и полотенца предоставляются за дополнительную плату. Недалеко от гостиницы есть магазины, пляж, места для ловли рыбы. Из окон гостиного дома открывается прекрасный вид на окрестности.

Костомарово: историческая справка

Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.

К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.

Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.

Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.

  1. Поразительно сходство пещер Костомарово с подземными постройками Каппадокии, относящимся к первым векам христианства. Период гонений в Римской империи заставлял христиан укрываться в карстовых пещерах Малой Азии. Донские пещерные постройки, как и в Каппадокии, начинаются обширным храмом, из которого коридоры ведут в кельи затворников. Сходство внутренней структуры дает основание считать, что Костомаровский комплекс возник уже в первые века нашей эры.
  2. Вторая гипотеза относит возникновение пещер на берегах Дона к временам иконоборчества. Иконопочитатели вынуждены были скрываться от преследований византийских императоров в VIII-X веках. Они прятались в меловых пещерах Дона в пределах Хазарского каганата, на окраинах языческой Киевской Руси.

    Карта Киевской Руси (X-XII век)

  3. В XVII в. произошло второе рождение древних пещерных построек. На Дон бежали украинские иноки (монахи), спасая православную веру от польских католиков. Однако их нельзя считать первооснователями подземных монастырей Придонья, ведь киевские пещеры имеют совсем другой план. Подземные храмы Киево-Печерской Лавры расположены не у входа, а в глубине, к ним ведет длинный извилистый ход с расположенными по бокам кельями и усыпальницами. Скорее всего, иноки обживали и расширяли уже готовые культовые сооружения ранних веков.
  4. В конце XVIII- начале XIX подземные комплексы продолжали расширяться, но какой статус они имели – об этом источники не сообщают. По преданию местные жители видели по вечерам фигуры монахов-схимников в окрестностях пещер. Может, это были обитатели скита, принадлежавшего Дивногорской обители, которая к тому времени официально считалась монастырем.
  5. В XX веке официальные монастыри – Дивногорский и Белогорский – были разогнаны и разрушены, а в Костомаровских пещерах продолжала теплиться подвижническая жизнь. До конца 30-х годов здесь пребывал прозорливец и врачеватель блаженный Петр (Еремеенко) – впоследствии расстрелянный.
  6. В 1946 г. власти разрешили богослужения в Спасском пещерном храме. Подвиг затворничества нес в это время блаженный Андрей (Попов) — бывший солдат Великой Отечественной войны. В 1959 году в период хрущевских гонений на церковь молитвенная жизнь в пещерах была истреблена. Жестоко избитый и изгнанный властями из пещер, блаженный Андрей закончил свои дни, скрываясь в семье благочестивых мирян.

Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.

Современное состояние

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.

Пещерные храмы Малой Азии

Как российские исследователи, так и их зарубежные коллеги, давно обратили внимание на поразительное сходство между Донскими пещерными храмами, в которых совершают богослужения сестры Спасского монастыря, и подобными им подземными сооружениями, вырытыми в первые века христианства жителями древней Каппадокии. На ее территории, расположенной в восточной части Малой Азии и входившей некогда в состав Римской империи, вплоть до начала IV века последователи Иисуса Христа подвергались жестокому гонению

Это вынудило их для богослужений и разного рода молитвенных собраний избирать скрытые от случайных глаз места, а по возможности и искусственно создавать их, используя для этого особенности местного природного ландшафта

На ее территории, расположенной в восточной части Малой Азии и входившей некогда в состав Римской империи, вплоть до начала IV века последователи Иисуса Христа подвергались жестокому гонению. Это вынудило их для богослужений и разного рода молитвенных собраний избирать скрытые от случайных глаз места, а по возможности и искусственно создавать их, используя для этого особенности местного природного ландшафта.

Так были вырыты знаменитые каппадокийские пещерные храмы, многие из которых сохранились до наших дней и стали объектом изучения историков всего мира. Сегодня их насчитывается более тысячи. Созданные в толще гор, они окружены подземными жилищами и целыми ушедшими в глубину меловых скал городами, в которых некогда селились члены христианских общин.

Свято-Спасский женский монастырь

Впереди был монастырь — цель паломничества и главный и единственный пункт нашей культурной программы. Упрощенная схема монастыря в моем исполнении выглядит вот так:

ГАК в Свято-Спасском монастыре. Схема.

К монастырским вратам подъехали около полудня. Прицепив у входа велосипеды и получив у охранника платья для женского состава ГАК, мы вошли на территорию святой обители.

Собор Спаса Нерукотворного образа

Собор Спаса Нерукотворного образа возвышался по правую руку на фоне блеклого неба. Удивительное строение: им хочется любоваться и, конечно же, фотографировать, фотографировать и еще раз фотографировать.

Собор Спаса Нерукотворного образа

Впечатление от пребывания в монастыре немного портил находившийся в самом разгаре ремонт какого-то не то жилого, не то административного здания, что справа от дороги. Звуки всяческого электроинструмента с перерывами сопровождали ГАК все время нашей паломнической прогулки.

Первым делом мы, разумеется, направились в церковную лавку за сувенирами и свечками. Ах, какие там свечи! Я редко имею дело с церковным реквизитом, поэтому не знаю, насколько это явление типично, но меня оно поразило: сделаны свечи из пчелиного воска и источают изумительный медовый аромат. Кажутся какими-то теплыми и живыми. С одной я так и не смог расстаться, увез с собой, а все время нахождения в монастыре периодически ее нюхал. А стоили они по 3 рубля…

Собор Спаса Нерукотворного образа

Ну вот, теперь мы готовы для посещения религиозных объектов и первым делом направляемся в Собор Спаса Нерукотворного образа. Здесь в полумраке слышится шорох множества шагов. Девочки-монашки что-то рассказывают туристам-паломникам, дают исторические справки и рекомендации по оптимальному распределению свечей между иконами.

Собор Спаса Нерукотворного образа

Немного геологии

Откуда взялось столько меловых отложений?

По мнению ученых, рельеф современного Дивногорья зародился во времена миоцента (от 5 до 23 млн. лет назад). Тогда в этом районе находилось древнее море. Примерно 22 млн. лет назад оно отступило, а его дно, на котором тысячи лет оседали останки планктона, ракообразных и других живых организмов, теперь является холмистой равниной.

Со временем тектонические процессы сформировали основу рельефа региона. Около 3 млн. лет назад, во времена неогена, образовалась современная гидрографическая сеть, водоразделы и долины рек. Позже, в четвертичный период, уже были сформированы системы балок и речных бассейнов.

Досталось Дивногорью и от ледников. Большие скопления отложений, указывающих на отступление ледника, были найдены в речных долинах.

Голгофа и часовня Распятия Господня

Подъем на Голгофу по сухой погоде без дождя оказался не столь фееричен, как в 2009 году, но тоже был не лишен своих прелестей.

Зашли в часовню Распятия Господня, где с тех пор появилось предупреждение примерно такого содержания: “Братья и сестры, убедительная просьба не засовывать пожелания в щели креста!”. В виду этого бумажки покрывали подоконники, а на полу у входа для них стояла специальная мусорная корзина с совком и веником.

Костомарово, часовня на Голгофе

А возле креста, что на вершине Голгофы, Господь явил чудо: у всех сразу заработали сотовые телефоны, которые ничего не ловили на территории монастыря, раскинувшейся в глубокой ложбине меж меловых холмов. С благодарностью все трое схватились за трубки и принялись названивать родным и друзьям, попутно любуясь открывающимися на 360 градусов дивными видами монастыря, деревни Костомарово, плавными округлостями рельефа и белыми ребрами меловых обнажений. Разумеется, здесь я снял очередную панораму из серии “склею когда-нибудь, как время будет”.

Ну, вот и все. Вместе с радостью от созерцания и осознания того факта, что мы здесь, пришло и понимание того, что паломничество наше окончено, и теперь можно переходить к заключительной вехе похода — обратному пути. Мы начали спускаться. Я воспользовался методикой спуска “нестись под гору сломя голову”, поэтому оказался возле велосипедов намного раньше ГАКа.

ГАК, колокола и святая водоколонка

Прежде, чем сдать юбки и сесть на велосипеды совершаем еще один бросок вглубь монастыря для заполнения бутылок водой из колонки (кстати, в 2009 году ее там еще не было, был просто шланг, бочки и черпак).

“Главное — духовность!” — произносит со значением МарьАндревна и начинает вкручивать педали.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери

Особое внимание привлекает Церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Этот храм полностью вырублен в основании мелового останца внушительных размеров

Меловой монастырь Дивногорья

На самом деле это храмовый, хоть и небольшой, но комплекс. Он имеет 2 уровня, соединенные между собой лестницей. На первом уровне находится сама церковь, а на втором монашеские кельи и хозяйственные помещения.

Церковь в меловом храме

Справедливости ради отметим, что сейчас фактически это туристический объект, хотя там периодически и проводятся церковные богослужения.

Первые сведения о пещерах Дивногорья датируются 1831 годом. Именно тогда здесь появилась Сицилийская икона Божией Матери. В 20 веке храм и его окрестности находились в печальном состоянии. Но с образованием в 1991 году заповедника «Дивногорье» начались масштабные реставрации всего комплекса. Посещение мелового монастыря доступно только в ходе экскурсии.

В церкви есть специальный тоннель, построенный для проведения крестного хода, так как сделать это вокруг церкви невозможно по вполне понятным причинам.

Тоннель для крестного хода

Посмотрите на фото, и вам станет ясно, что пройти крестным ходом вокруг мелового храма нереально.

Так выглядит храм с другой стороны

Сицилийская икона Божией Матери

Считается, что она родом из Сицилии. По легенде эту икону принесли в Дивногорье монахи Ксенофонт и Иоасаф. Икона вознеслась на вершину мелового столба, тем самым указав священное место, которое она будет оберегать.

С иконы сделали несколько копий, а сам оригинал часто возили по разным городам. К сожалению, оригинальная икона была утеряна. Сейчас в храме выставлена старинная копия.

По легендам, икона обладает чудодейственными свойствами, способна излечивать болезни и защищать от стихийных бедствий. Поэтому иногда её называют «Исцелийская» от слова «исцелять». Ещё она известна под именем «Дивногорская».

Сицилийская икона Божией Матери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector