Молитвы сергию и герману валаамским

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские были миссионерами, проповедовали Христианство в Карелии и, по наиболее достоверному преданию, поселились на Валаамском острове в 1329. Подробное житие их утрачено. Основанная Сергием и Германом Спасо-Преображенская общежительная обитель стала светочем Святого Православия и прославилась делами благотворительности. После блаженной кончины старцев Сергия и Германа у их гробницы стали совершаться чудеса и исцеления. Спасая святыню от злобы шведских захватчиков, монахи не раз переносили мощи в Великий Новгород, но затем возвращали их в монастырь. В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. Имена Сергия и Германа внесены в Месяцеслов по повелению Императора Александра I Благословенного, посетившего Валаам в августе 1819. В XIX веке по инициативе святителя Игнатия (Брянчанинова) в Валаамской обители началось сооружение нового Преображенского собора. Освящение закладного камня было совершено 30 июня ст. ст. 1887 года после Божественной Литургии у мощей святых Сергия и Германа в Успенской церкви, в присутствии прадеда и прабабки ныне здравствующей Главы Российского Императорского Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны – Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны. Как повествует монастырская летопись: «(…) Из церкви шествие направилось к месту закладки храма, к которой приступили по совершении молебствия. Настоятель положил в приготовленное в камне место святые мощи, а Их Высочества вылили освященный елей и положили монеты того года; иеродиакон прочитал надпись на металлической доске о времени закладки, совершенной в присутствии Их Высочеств. Первый кирпич положен был Великим Князем…». Строительство собора завершил игумен Гавриил (Гаврилов). В течение 1891-1893 была завершена отделка интерьеров нижней церкви. 26 июня ст. ст.

1892 преосвященным Антонием (Вадковским), Епископом Выборгским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и их сыновей Великих Князей Бориса и Андрея Владимировичей, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Верхняя церковь собора была освящена во имя Преображения Господня 19 июня ст. ст. 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны, их сына – будущего первого Императора в изгнании Кирилла I Владимировича и матери его будущей супруги Императрицы Виктории Феодоровны – Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Эдинбургской и Саксен-Кобург-Готской.

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи Великого Княжества Финляндского Валаамский монастырь остался на финляндской территории. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Когда Карельский перешеек отошел к СССР, братия монастыря покинула его и основала Ново-Валаамский монастырь. Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами.

Духовные связи между братией и Императорским Домом Романовых сохранялись и после революции. Последний старец Валаамского монастыря иеросхимонах Михаил Младший (в миру Питкевич) (1877-1962) в довоенный период был в числе иноков, противостоящих под руководством иеросхимонаха Михаила Старшего модернистским реформам, проводимым под давлением Константинопольского Патриархата. С 1945 в юрисдикции Московского Патриархата. После передачи Ново-Валаамского монастыря в юрисдикцию Финляндской Автономной Церкви в 1957 вернулся в СССР. Отец Михаил упоминался близким к Императорской Семье в изгнании протоиереем Стефаном Ляшевским в его письме Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу от 8/21 июля 1957 как один из молитвенников за Императорский Дом.

В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители. Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

Дни памяти: 11/24 сентября (перенесение мощей в 1718) и 28 июня/11 июля (преставление свв. старцев Сергия и Германа в 1353).

Явление старца после кончины своему ученику

Ученик духовника Валаамского монастыря иеросхимонаха Евфимия, монах Иларион, отправляясь с Валаама Николо-Бабаевский монастырь и прощаясь со старцем, просил его: «Батюшка, ты скоро кончишь свою жизнь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, помолчав, ответил: «Это — выше мер моих». Ученик продолжал умолять его: «Мне известна вся твоя жизнь, и если твоё спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастись? Если же ты обрящешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня!» И они расстались. В день преставления отца Евфимия отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря. Во время вечерни двери часовни сами отворились, и ему явился отец Евфимий, посмотрел на него и заплакал, сочувствуя тяжкой участи своего ученика. Отец Иларион рассказал об утешительном явлении ему отца Евфимия через 30 лет, за месяц до своей кончины.

Валаамский монастырь

Наиболее подробные сведения о Сергие и Германе содержаться в «Валаамской беседе» — публицистическом произведении середины XVI века, где преподобные Сергий и Герман называются «Валаамского монастыря начальниками» и рассказывается об обретении и переносе их мощей из Великого Новгорода на остров Валаам, о написании их святого образа.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа — общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам«.

К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. В 1819 г. монастырь неожиданно посетил «как простой паломник» Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене — в 2 часа ночи.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 11 июля (28 июня) и 24 (11) сентября.

Рака с мощами преподобных Сергия и Германа

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

С момента положения святых мощей Валаамских чудотворцев в Спасо-Преображенском мужском монастыре они не прекращали являть чудеса: помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от физических и душевных недугов, защищали монастырских иноков от клеветы. Святые мощи преподобных до настоящего времени хранятся в Валаамском монастыре, над святыми мощами расположена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских, всей России чудотворцев.

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Свидетельством их богоугодной жизни стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время.

СЕРГИЙ И ГЕРМАН, ВАЛААМСКИЕ ЧУДОТВОРЦЫ, И ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Остров Валаам в Ладожском озере – место, освященное проповедью апостола Андрея и просиявшей затем Божией благодатью. Сейчас здесь расположен Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, но по преданию, раньше тут находилось было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского.

Сами же основатели Валаамовского монастыря, по сохранившимся сведениям, были греческими иеромонахами – то есть священниками в монашеском сане. Пришли они на Русь или вместе с княгиней Ольгой, или вслед за князем Владимиром, который привел с собой греческое духовенство, и, желая подвигов, удалились очень далеко от Киева, в Северные земли. Это произошло в Х веке. По другим сведениям, преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме в 1329 году, приведя братию обители с собой. Местные карелы благодаря им начали вновь с доверием относиться к христианству, которое возненавидели к тому времени из-за «крестовых походов, а по сути захватнических нападений шведов, насаждавших католичество мечом. Святые Сергий и Герман по этим сведения преставились около 1353 года – эти записано в синодике (летописи) Староладожского Васильевского монастыря. Они названы в списке игуменов.

Обитель тех времен постоянно подвергалась разбойным нападениям, служение Богу прерывалось здесь на года. К сожалению, из-за таких бедствий погибали много раз монастырская библиотека и летописи, поэтому мало сохранилось сведений и о святых Сергии и Германе, и о других игуменах обители.

Лишь документ XVI  века рассказывает о почитании, обретении и перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, которые к тому времени были канонизированы и почитались в лике святых.

В 1163 году мощи преподобных были отосланы в Новгород, чтобы сохранить их от грядущего нападения шведов, а затем возвращены иноками на Валаам. После сохранения Валаама и благополучного возвращения мощей было начато широкое церковное почитание святых, причем сначала – в Новгородской епархии, к которой тогда относились эти земли и будущее место Петербурга.

Однако сами молитвы святым и храм их имени были созданы лишь при расцвете Валаамового монастыря – в XVIII-XIX веках. В 1755 был построен деревянный Сергиево-Германский храм, а в 1789 – каменный. Там под спудом были положены мощи святых, к которым и сегодня может приложиться каждый паломник (над мощами – икона святых, представляющих их лежащими).

Почитал святых также Александр Первый, император, стоявший на Валааме между простыми паломниками, смиряясь перед святостью преподобных Сергия и Германа. В 1819 году при нем был написан первый образ Сергия и Германа, составлены молитвы. Святые продолжали и в дальнейшем особо почитаться Царской семьей.

Со временем, в конце XIX века известным архитектором Горностаевым был выстроен большой Спасо-Преображенский собор. К этому времени на Валааме уже было огромное хозяйство, включавшее мельницы, огороды, скотный двор, и множество скитов, где уединялись для молитвы подвижники.

День памяти преподобных Сергия и Германа – 24 сентября. В эти дни накануне совершается Всенощное бдение со службой святым Валаамским чудотворцам, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

Евангелия Христова истинные послушниками показали вы себя, о преподобные, оставили мир и все в нем, словно и не существовавшее ради любви к Богу, на морской остров поселились и с трудолюбием на нем против искушений невидимых врагов подвизались, плоть свою подчинили духу постом, бдением и стоянием во все ночи, и мудростью, и молитвой. Потому от руки Господа Вседержителя достойные венцы слова приняли вы, и по сей день, стоя у Престола Пресвятой Троицы, молитесь, блаженные отцы Сергий и Герман, просите же Господа сохранить в мире отечество наше и спастись душам нашим.

От мирской суеты убегая, стремясь лишь к безмолвию и благочестию, в тихое пристанище Валаама с восточной страны пришли, и на нем Евангельским учением и добродетелями Христу последовали, взошли вы на верх совершенства святости. И сейчас в торжестве небесном наслаждаетесь видением Господа и общением с Ним, о блаженные отцы Сергий и Герман, просите Любящего всех людей Бога и молите, да спасет всех нас, с благочестием вас почитающих. Отметим также, что большим праздником Валаама является Преображение Господне – 19 августа – в честь этого праздника освящен главный собор обители.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, совершается в Православной Церкви 11 июля и 24 сентября по новому стилю.

Жизнеописание Сергия и Германа Валаамских

До нас не дошло практически никаких сведений о жизни основателей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. По преданию, они были родом из Греции, и пришли на русские земли вместе с другими греческими священнослужителями около X века с миссионерской целью. Они проповедовали христианство среди карельских племен, проживавших в Новгородских землях.

Ими была заложена Спасо-Преображенская обитель, которая впоследствии стала одним из крупнейших духовных центров северной Руси.

Во время шведского нашествия 1163-1164 годов были обретены мощи святых и перенесены в Новгород, и именно с этого времени начинается почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских как местночтимых святых, а также были созданы их иконописные изображения.

Кроме того, в литературном памятнике XVI века «Валаамская беседа» встречаются неоднократные упоминания о святых миссионерах. В XVII веке Валаамские острова были захвачены шведами, и некоторое время там проживали шведские колонисты.

Сохранились сведения о том, что захватчики хотели надругаться над мощами святых, однако за свое кощунство были поражены непонятной болезнью. Испуганные этой карой, шведы построили над мощами Сергия и Германа часовню. Позже святые мощи основателей монастыря были погребены в соборе под спудом, а сверху над ними установлены раки с иконописными изображениями угодников Божиих.По указанию Святейшего Синода в 1819 году было установлено общероссийское почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Чудеса, совершенные Сергием и Германом Валаамскими

Однажды ему случилось проходить поздней осенью из Кронштадта в Ораниенбаум по льду, и неожиданно лед начал трескаться под ногами, и его спутники стали тонуть. Молодой человек стал просить святых Сергия и Германа о помощи, и чудесным образом ему удалось добраться до берега, после чего он принял пострижение в Валаамском монастыре.

Известны случаи, когда святые являлись некоторым инокам, которые сомневались в том, что мощи угодников Божиих находятся в обители. Сохранилось несколько свидетельств о том, что после молитвы к святым Сергию и Герману сомневающиеся видели у раки с мощами явления двух святых старцев, которые удостоверяли тем маловерных, что не оставляют свою обитель.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские продолжают проявлять свое заступничество и в наши дни. По молитвам к ним совершаются многочисленные чудеса, а благодарные верующие люди в честь этих святых дают имена своим чадам.

Особенное попечение преподобные проявляли и продолжают проявлять по отношению к основанной им обители, защищая ее и ее насельников от нападения видимых и невидимых врагов рода христианского. К их молитвам часто прибегают и многочисленные паломники святой обители, большое количество из которых неоднократно посещают монастырь.

Тропарь, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

Величание

Ублажаем вас, преподобнии отцы Сергие и Германе, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Молитва

О велицыи отцы наши Христови угодницы, и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающым кормчии, и утопающым благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся к Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния, и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Јкосъ №i.

Свэтwз†рныz свэти1льники, свётомъ и4стиннагw бlгочeстіz сёверную странY сію2 просвэщaющыz, зри1мъ вы2, прпdбніи: въ земнёмъ бо житіи2 вaшемъ мнHги t лeсти бэсHвскіz ко хrтY привед0сте, и3 по смeрти т0ки бlгодaтныхъ дар0ваній и3зливaюще и3 њби1тель свою2 во бlгоговёніи и3 трудолю1біи содержaще, правослaвную вёру здЁ ўтверждaете, и3 вс‰ nкрє1стныz лю1ди дух0внымъ хлёбомъ питaете, и3 t лю1торова пaгубнагw нечeстіz и3 тмы2 невёдэніz и3збавлsете. сего2 рaди пріими1те t нaсъ сицєвaz:

Рaдуйтесz, и4стины нелeстніи свидётеліе: рaдуйтесz, мрaчныхъ суевёрій tгнaтели.

Рaдуйтесz, си1лы б9іz ди1вное kвлeніе: рaдуйтесz, блгdти хrт0вы чyдное знaменіе.

Рaдуйтесz, вaми бо цrтвіе б9іе въ сердцA мн0гихъ пріи1де: рaдуйтесz, вaми бо денни1ца и4стиннагw свёта во њмрачeнныхъ грэх0мъ возсіS.

Рaдуйтесz, врaчеве сjи, сумнsщихсz дyшы бlгодaтнw и3сцэлsющіи: рaдуйтесz, пaстыріе д0бріи, џвцы сво‰ t чeлюстей ѕвэри1ныхъ и3з8имaющіи.

Рaдуйтесz, правосл†внымъ хrт0во бlгоухaніе: рaдуйтесz, є3рети1чествующымъ смeртнаz вонS.

Рaдуйтесz, карeліи слaвніи ґпcли: рaдуйтесz, рwссjйскіz земли2 ўкрашeніе.

Рaдуйтесz, сeргіе и3 гeрмане, nц7ы2 пребlжeнніи.

Что известно про житие валаамских чудотворцев

По происхождению преподобные Сергий и Герман предположительно греки. Они прибыли в Новгородские земли в 10-м веке с проповеднической миссией. О житии основателей Валаамского монастыря почти не осталось рукописных свидетельств. Обитель неоднократно разоряли, а святыни и книги уничтожали. Не осталось и записей о преподобных. Историкам и религиоведам удалось почерпнуть скудные сведения из монастырского поминальника. Также братьям посвящены строки в Новгородских летописях.

Преподобные Сергий и Герман вместе прибыли на остров Валаам. Иногда встречается расхождение в свидетельствах, согласно которым первенство принадлежит Сергию. Позже в скит приехал Герман и поступил в ученики к преподобному. Иная легенда гласит, что отец Сергий был последователем Андрея Первозванного и приехал на остров вместе с апостолом. А Герману досталась честь стать преемником Сергия и после его кончины основать монастырь.

Почитание

Преподобных величают на празднестве в честь Новгородских святых. Монахи упоминаются в старославянской службе, посвященной русским святым. Источником сведений о монастырской жизни, работе и пребывании мощей преподобных в новгородской обители стали «Валаамские беседы» — литературная памятка церковной мысли 17-18-го века.

Игумен Валаамского монастыря Ефрем построил придел при соборе в честь преподобных братьев, а казначей и монахи — новый храм. Постройки появились во второй половине 18-го века. 

Преподобных почитали в царской семье. Александр Первый однажды приехал помолиться без свиты, как обычный паломник. Государь с ночи ждал начала утренней службы. Семейство Романовых щедро жертвовало средства на нужды обители.

Общецерковное почитание утверждено в 1819-м году. День памяти святых отмечают 11 июля (28 июня). Дата перенесения мощей в Новгород — 24 сентября (11 сентября). Также монахов прославляют 3 июня (21 мая) как Карельских и 22 августа (9 августа) как Валаамских святых. В 1999-м году Патриарх Алексей Второй приурочил визит в обитель к памятному дню основателей Сергия и Германа. Праздник ознаменовался чудом — на иконе монахов проступило миро.

Сергия и Герман Валаамские чудотворцы, житие

По церковному преданию чудотворцы  были греческими священноиноками. Они пришли в Х веке вместе с первыми православными миссионерами.  В те времена монастырь подвергался частым нападениям врагов. Его постоянно грабили и опустошали.

По этой причине в нем часто прерывались иноческие служения не на день или два, а на целые десятки лет. В процессе нашествий сжигались и разрушались церковные памятники и, святыни и другие ценности.  Были сожжены и пограблены библиотеки монастыря, поэтому сведений об чудотворцах очень и очень мало.

Напоминания об утраченном житие часто можно встретить в списках « Валаамской беседы», которая является памятником церковной литературы.  Согласно некоторым местным преданиям часть населения может утверждать, что чудотворцы жили в период Андрея Первозванного. В то время когда он приходил к славянам Новгородским.

Продолжая свое путешествие, он как будто благословил пустынный остров каменным крестом.  Тем же преданиям говорится, что Сергий был апостольским учеником, который посетив этот остров, крестил там язычников.  Между ними был Мунг, который как полагают, спустя некоторое время был назван Германом.

Также существуют писания, в которых утверждается, что Житие святых относится ко времени святой княгини Ольги. В этом писании они выставлены как выходцы из Греции, которые пришли просветить север.

Священное Писание

Рим., 88 зач., V, 1-10

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Мф., 18 зач., VI, 22-33

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Моли1тва

Q вели1цыи nц7ы2 нaши хrт0ви ўг0дницы, и3 тeпліи предстaтели ко спасY њ душaхъ нaшихъ, сeргіе и3 гeрмане: вh бо въ недyзэхъ цэли1тели kви1стесz, по м0рю плaвающымъ к0рмчіи, и3 ўтопaющымъ бlгонадeжное и3збавлeніе, и3 t всsкагw смертон0снагw нашeствіz храни1тели, пaче же t духHвъ нечи1стыхъ свобождeніе и3 всsкихъ навётwвъ проти1ву нaсъ содержи1мыхъ њчищeніе и3 п0мощь. Q пребlжeнніи nц7ы2 и3 чудотв0рцы преслaвніи, сeргіе и3 гeрмане, моли1тесz къ вLцэ хrтY њ нaсъ грёшныхъ: ћкw да вaшими мlтвами спод0бимсz въ дeнь сyдный деснaгw предстоsніz, и3 наслаждeніz во цrтвіи бжіи во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

ЧУДЕСА СВЯТЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ

Тысячи людей, ищущих путь к Богу и спасения в житейских трудностях, посещают и посещали Валаамский монастырь в течение веков. Среди них – писатели Иван Шмелев и Николай Лесков, художник Иван Шишкин. Все они оставили произведения о Валааме. Так, для Ирана Шмелева благодать преподобных Сергия и Германа стала залогом душевной силы на всю жизнь – он скончался уже после Второй Мировой войны. Именно веры, подаренная в молодости насильниками монастыря и молитвами у мощей святых Сергия и Германа дала ему возможность написать великие произведения, а также написать произведение «На скалах Валаама»: сначала в молодости, а затем переписать в старости.

Кроме становления в вере являли святые Сергий и Герман и другие удивительные чудеса:

Молитву Сергию и Герману Валаамским можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже

О, великие отцы наши, Христовы угодники и теплые молитвенники к Спасителю Христу о душах наших, Сергий и Герман! Вы в недугах даруете исцеление, плавающим по Ладоге и по любому морю становитесь лоцманами, даже утопающим подаете избавление от смерти, храните нас от смертоносных опасностей, освобождаете от действия духов нечистых и любой клеветы и наветов, против нас создающихся, даруете очищение и помощь. О, блаженные отцы и чудотворцы славные, Сергий и Герман, молитесь ко Владыке Христу о нас, грешных, чтобы вашими молитвами сподобились мы в Страшного Суда встать по правую руку от Господа и наслаждаться даров Его в Царствие Божием с вами вместе.О преподобные, носящие в сердце своем Бога, блаженные отцы наши Сергий и Герман, видящие славу Божию в Небесном Царстве! Не отвернитесь от нас, грешников, в нуждах и бедах наших просящих вас о помощи, скорее помогите приходящим к вам: примите вздохи наши и слезы, и внимательны будьте к смиренной молитве нашей. Предстоя перед Небесным Царем, о великие и блаженные отцы наши, молитесь Ему, Единому Благому Богу, чтобы подал Он щедрые дары месту жительства нашего, всем городам и странам послал обилие даров земных, государству нашему победу врагов даровал и в мире и тишине страну нашу сохранил. А нас всех в вере и добродетелях да утвердит Господь, да избавит нас от похоти греха и от нападений видимых и невидимых врагов – людей злых и духов темных. Да защитит Он обижаемых несправедливо, больных исцелит, от порчи и вселения злых духов мучающихся освободит, по морю плавающих сохранит, путешествующих убережет, и всем людям православным и верующим в их нуждах и бедах поможет: ведь все мы творение Господа, и благословляем Его Царство, молимся Ему и поклоняемся в жизни земно, да подаст нам радость славить Его и в жизни вечной. Аминь.

Молитвами преподобных Сергия и Германа Валаамских да хранит вас Господь!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? – Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Точная дата основания обители неизвестна, приходится на период с 9-го по 14-й век. Согласно житиям других святых, монастырь заложен в 960-м году. Финно-угры и славяне поклонялись идолам на Ладожском острове.

Конец идолопоклонству положил апостол Андрей Первозванный. Первый ученик Христа посещал Новгородские земли, а после отправился на Ладогу. Апостол разрушил валаамский жертвенник и установил большой крест — знак воцарения христианства.

Андрей Первозванный предрек великое будущее острову. Предсказание осуществилось трудами преподобных братьев Сергия и Германа.

Жизнь в обители

Митрополит Новгородский Варлаам оставил записи об укладе жизни в монастыре при благочестивых греческих основателях, датированные 1592-м годом:

  • монахи традиционно жили общиной в смирении;
  • по правилам преподобных братьев полагалось соблюдать законы, установленные с начала основания обители, уважать друг друга, жить в послушании и согласии;
  • монастырские дела обсуждались и утверждались на совете, без всеобщего одобрения ничего не делали;
  • монахи получали новую одежду и обувь после износа старой, из монастырской казны.

В 15-м веке монастырь процветал и держал под контролем:

  • 12 скитов на северном берегу Ладожского озера;
  • 1919 хозяйственных дворов;
  • пасеки;
  • солеварни;
  • рыболовные артели.

На территории обители также находилась типография. История Валаама отображена в гимне, написанном монахом Петром Михайловым. Прославленный житель обители — преподобный Александр Свирский.

Падение

В начале 17-го века остров захватили шведы и уничтожили монастырское хозяйство. Осталось только четыре двора и часовня на месте погребения греческих монахов-основателей. Но в начале 18-го века остров вернулся в состав России. Постепенно обитель снова превратилась в маленькую державу.

В начале 20-го века в Валаамском мужском монастыре собирались паломники со всех российских губерний. В годы революции остров перешел к Финляндии, но обитель оставалась центром православия, местом для съездов духовенства и издания религиозной литературы. Монастырь выдержал бомбардировки во время советско-финской войны.

В 1940-м году остров Валаам присоединили к Советскому Союзу. Но монахи покинули обитель, спасаясь от противников религии, и основали Ново-Валаамский монастырь в Финляндии.

Почти 50 лет остров и православные святыни подвергались разрушению: были уничтожены иконы, в церкви располагался солдатский клуб, под бомбежками сравнялись с землей хозяйские постройки. После Великой Отечественной войны на острове располагалась школа мореходства, сельскохозяйственное предприятие, Дом ветеранов и турбаза.

Новый расцвет

В 1989-м году началась третья эпоха возрождения православия на Валааме. В день апостола Андрея Первозванного на Ладожское озеро приехали шестеро монахов. Их поселили во флигеле, бывшем морге. Несмотря на нерадушный прием, братья не усомнились в намерении восстановить былую славу острова. Монастырь вновь стал местом паломничества и получил прозвище Северного Афона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector