Храм николы в толмачах: история, расписание богослужений. икона троеручица

Храм в 1812 году

Художник А.Ф.Смирнов. Пожар Москвы. Холст, масло. 1813 г.На протяжении всей своей истории храм святителя Николая в Толмачах был храним невидимой силой. Так и при нашествии Наполеона храму было явлено настоящее чудо. Он совсем не горел тогда, как бушевавшее пламя уничтожило все окружавшие его дома Толмачевской слободы, и местные жители стремились укрыться в церкви от дыма и огня. Полностью уцелело и имущество храма, надежно спрятанное под полом, но, защищая его, мучеником пал священник Иоанн Андреев: захватчики безуспешно пытали его, где спрятаны церковные сокровища, и вскоре после победы он скончался от полученных увечий. По другой версии, он был убит на паперти и похоронен в ограде храма.

Несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Но все же при полной сохранности храма и его ценностей, он был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез.

Репродукция рисунка «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командованием генерал-майора Иловайского» 10 октября 1812 года. Автор И. Иванов. Государственный исторический музей.Более пяти месяцев после вторжения Наполеона в Никольском храме не было богослужений. Он стоял пустым, ибо полностью лишился своего прихода: ни одного дома не уцелело. В 1813 году священником стал  Николай Яковлев.  Вскоре   были  освящены Никольский и Покровский  приделы, но количество прихожан исчислялось всего девятью дворами, так что храм был приписан к церкви святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И тогда огорченные толмачевцы подали прошение преосвященному Августину, с уверением, что дома в приходе отстраиваются и заселяются и что жители готовы заплатить любую сумму на содержание духовенства, лишь бы их приходской храм получил «первобытное свое существо». Делу был дан ход, и выяснилось, что церковь святителя Григория Неокесарийского имеет даже меньшее число прихожан, а Никольский храм прекрасно сохранился после войны. 5 февраля 1814 года вышел указ о восстановлении самостоятельности некоторых церквей, в том числе и Толмачевской. Так прихожане малым числом отстояли свой храм.

Постепенно приход оживали начал обустраиваться. Строительство велось уже иначе: купцы, промышленники и  состоятельные прихожане стали строить  каменные дома. В двадцатых годах XIX века Толмачевский приход полностью отстроился. Некоторые дома сохранились даже до сих пор.   

Эта информация почерпнута из книги диакона Ф. Соловьева. Фрагмент статьи Елены Лебедевой «Храм Святого Николая Чудотворца в Толмачах»

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

После вторжения Наполеона в Никольском храме не было служб

Около 5 месяцев после вторжения войск Наполеона, в Никольском храме не было божественных литургий. Он был полностью пустым, и лишился своего прихода. На то время, ни одного дома не уцелело в округе.

В 1813 году священником храма Николы в Толмачах стал Николай Яковлев.

Чуть позднее были освещены Никольский и Покровский пределы. Но так как народу не было, храм был приписан к церкви святителя Григория Неокесарийского. На тот момент толмачевцы очень сильно расстроились, они подавали прошение преосвященному Августину с просьбой о том, чтобы он вернул храм.

Церковь Григория Неокесарийского на Полянке в настоящее время. Именно к этому храму и был приписан храм святителя Николая в Толмачах. Фото: pastvu.com

Местные жители готовы были даже заплатить любую сумму для содержания духовенства, лишь бы приходской храм получил свое первобытное существо.

Этому делу был дан ход, и позже выяснилось, что церковь Святителя Григория имела даже меньше прихожан, чем на то время имел Никольский храм, который прекрасно сохранился после войны.

5 февраля 1814 года вышел указ о восстановлении самостоятельности некоторых церквей.

В том числе сюда вошел и храм святителя Николая. Именно так прихожане, пусть и свои малым числом, отстояли свой храм в Толмачах.

Постепенно храм стал оживать, и местность вокруг него стала обустраиваться. Здесь вели строительство купцы, промышленники и состоятельные прихожане. В то время стали строиться каменные дома.

По состоянию на 19 век, все дома были полностью отстроены на Толмачевском переулке. Удивительно и то, что некоторые дома сохранились и до наших дней.

Просветительские курсы «Основы Православия»

Занятия проходят с октября по май по адресу: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1, в «Культурном центре в Толмачах» Государственной Третьяковской Галереи.

Двухгодичный курс лекций адресован желающим получить базовые знания по таким предметам, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, История Церкви, Догматическое богословие, Литургика, Церковно-славянский язык.

Занятия длятся 1,5-2 часа и состоят из двух частей. Первая часть — лекция по изучаемой теме. Вторая часть строится в форме беседы и ответов преподавателя на вопросы, интересующие слушателей, в том числе, не связанные с темой лекции.

Занятия бесплатные.

На лекции приглашаются все желающие. Начать обучение возможно с любого занятия.

В первый год читаются лекции по Догматике, Ветхому Завету и Литургике. Во второй год – по Новому Завету, Литургике, Истории Церкви, Церковно-славянскому языку.

Преподаватели:

1. Куприянов Федор Алексеевич, доцент Сретенской духовной семинарии.

2. Николаева Анна Владимировна, богослов, преподаватель с многолетним стажем.

Программа двухгодичного курса лекций «Основы Православия» 

Вводная часть

Бог и Его свойства.

Символ веры.

Догматы и богословские мнения.

Божественное откровение. Священное Предание и Священное Писание. Библия.

Священное Писание Ветхого Завета

Сотворение мира.

Грехопадение.

Жизнь первых людей. Патриархи.

Моисей и исход из Египта.

Ветхозаветный закон.

Завоевание земли обетованной.

Судьи.

Цари: Саул, Давид и Соломон.

История Иудейского и Израильского Царств.

Пророки. Мессианские пророчества.

Маккавеи. Всеобщее ожидание Христа.

Священное Писание Нового Завета

Взаимосвязь четырех Евангелий. Евангелисты.

Рождество Христово. Бегство в Египет и детство Спасителя.

Крещение и искушение в пустыне.

Ученики Иисуса Христа.

Нагорная проповедь.

Чудеса Христовы.

Притчи.

Преображение.

Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.

Воскресение Спасителя, явления ученикам, Вознесение.

Сошествие Святого Духа.

История апостольской проповеди.

История Христианской Церкви

История Вселенской Церкви до 1054 года. Вселенские соборы.

История Русской Православной Церкви.

История Римо-католической Церкви.

История Протестантизма и современных тоталитарных сект.

Литургика

Храм и его устройство.

Таинства и обряды. Посты.

Священнослужители и церковнослужители.

Священные облачения.

Книги, используемые за богослужением.

Богослужебные круги (годовой, седмичный, дневной).

Всенощное бдение (Вечерня и Утреня).

Литургия. Часы.

Основы церковно-славянского языка.

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

_______________________________________________________

19 января День Праздника Крещения Господа


В День Праздника Крещения Господа по окончании праздничной Литургии настоятель Екатерининского Храма с.Рахманово священник Сергий Байков с группой волонтеров и прихожанами Храма посетил пациентов Дома сестринского ухода в городе Павловский Посад.

Батюшка и гости обошли все палаты.

Под пение праздничного тропаря было совершено окропление Крещенской водой. Крещенскую воду ждали как пациенты, так и мед.персонал. Воду раздавали людям. Гости — волонтеры привезли подарки.

В очень теплой обстановке раздавали сладкое угощение и средства по уходу. Не остались без внимания дети .

В соседнем помещении так же было проведено окропление водой. Батюшка провел с ребятами беседу о сегодняшнем Празднике. И конечно были подарены сладкие подарки.

Спасибо всем за такую теплую и нужную встречу.

Святыни

Предметов особого почитания в храме Всех Скорбящих Радость на Б. Ордынке немало, и они разнообразные. К ним относятся:

  • икона Божией матери «Всех скорбящих Радость». С 1688 г. носит имя чудотворной, так как в стенах Преображенской церкви случилось исцеление от смертельной болезни. На иконе кроме Богоматери и Младенца изображены ангелы, мучающиеся люди, святые вроде Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, а также Отечество. Перед этой иконой разрешено молиться и неправославным;
  • икона мученика Лонгина. Этот римский сотник, по мнению церкви, присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. Став христианином, Лонгин свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, где и был за это обезглавлен. Нашедшая его голову слепая обрела зрение, и с тех пор у образа сотника Лонгина просят о победе над болезнями глаз;
  • икона апостола Андрея Первозванного+частично его мощи. По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси;
  • ларец со множеством останков святых, среди которых Иоанн Креститель, апостолы Петр, Павел и Симон, мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия, проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский, Сергий Радонежский и прочие.

    икона мученика Вонифатия

Клирики нашего храма

 Протоиерей Николай Соколов (настоятель) 

Хиротонии: Николай Владимирович Соколов был хиротонисан 07 апреля 1982 года партриархом Пименом в сан диакона. 08 сентября 1988 года еп. Феофан (Галинский) Берлинский совершил иерейскую хиротонию.

Образование: Московская Государственная Консерватория (1975г.), Московская Духовная Академия (1980г.) кандидат богословия, доцент.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица, крест с украшениями, митра. Орден Благоверного князя Даниила Московского II и III степени, орден кн.Владимира II степени, орден преп.Серафима III степени, орден Дружбы, орден свт.Николая III степени (от дома Романовых).

Является настоятелем патриарших подворий в Афинеево – храм Святителя Николая и Плесково – храм преподобного Сергия Радонежского, а также храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Плесково, Всех святых в п. Раздоры, Архангела Михаила на ПТК «Радость моя», храма св. великомученика Димитрия Солунского в д. Сосенки, Калужской области, часовни (бывшего храма) св. великомученика Димитрия Солунского в международном детском фонде (г. Москва).

  • Декан Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
  • Преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета с 1991 г., профессор.
  • Заместитель председателя специального Ученого Совета по защите диссертаций
  • Сопредседатель секции по искусству Международных Рождественских образовательных чтений с 2001г.
  • Член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики с 16 декабря 2010 г.
  • Член Патриаршего Совета по Культуре. 

Иерей Андрей Зуевский

Хиротонии: Андрей Евгеньевич Зуевский был хиротонисан 21 ноября 2002 в сан диакона. 15 января 2004 года рукоположен в сан иерея.

Образование: Московский Авиационный Институт им. С. Орждоникидзе по специальности инженер-технолог по самолетостроению (1991г.), Московская Духовная Семинария (2001г.),  Московская Духовная Академия (2005г.).

13 июня 2007 года присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему: «Экзегеза Нового Завета в творениях Дидима Слепца». В настоящее время, помимо служения, проводит катехизаторские беседы на православном телеканале «Радость моя» и занимается переводами творений Святых Отцов с древнегреческого языка.

Диакон Алексей Ряховский

Хиротонии: Алексей Владимирович Ряховский был хиротонисан 17 октября 2004 года еп. Александром (Агриковым) в сан диакона.

Образование: Славянский Деловой Институт (2005г.), Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет (2006г.).

К празднику Святой Пасхи 2012 г. награжден правом ношения двойного ораря.

«Мои воспоминания о прощании с Батюшкой»

Продолжаю свои воспоминания: «В восемь часов вечера мы все уже были на вокзале. Дарья Александровна и Елена Семеновна нашли выход на платформу, узнали, куда подъезжает „черный ворон“, откуда выводят заключенных. Скоро подошел состав, в котором должен был уехать Батюшка. Самый по¬следний вагон был с железными решетками на окнах. Нас было человек 8 — 10. Зоя, Юлия Васильевна, Александра Евгеньевна, Варя, Дарья Алексеевна, Елена Семеновна и еще кто-то, когда нам шепнули, что прибыл „черный ворон“. Мы все выстроились недалеко от последнего вагона с железными решетками. Нас отгоняли, но мы опять возвращались обратно. Казалось, если и смерть грозила бы нам, мы не оставили бы своих мест, так как, мы все горели одним желанием: увидеть Батюшку. И вот неожиданно открылась какая-то дверь вокзала, ближайшая к вагону, с решетками на окнах, из нее вышел конвойный, а за ним партия заключенных, человек десять, все с вещами на плечах; оборванные, грязные, они шли один за другим веревочкой, за ними шел другой конвойный, подгонявший их сзади. Батюшки в этой партии не было. Когда вся партия была размещена в вагоне, опять открылась та же дверь, и опять партия человек в десять заключенных быстро прошла в вагон, Батюшки между ними снова не было. Мы начинали беспокоиться, увидим ли мы Батюшку, так как, дверь долго не открывалась. Но вот она открылась в третий раз и была выведена третья партия. Самым последним в этой партии шел Батюшка. Это была душераздирающая картина. Наш дорогой, так почитаемый Батюшка, шел среди воров и других проходимцев. Волосы у него растрепались и беспорядочными прядями висели из-под широкополой шляпы, также потерявшей свою форму. Через него у него висели вещи: корзинка, постель, завязанная в красное ватное одеяло.

Нам всем хотелось броситься к Батюшке, поклониться ему до земли, целовать его руки и ноги, но мы не смели, мы не могли. Мы стояли неподвижно и только незаметно кланялись ему. Последняя партия почти пробежала к вагону, но там при посадке произошла какая-то задержка, и Батюшка довольно долго стоял у вагона. Он видел всех нас, но как будто еще кого-то искал глазами, не поднимая руки, он незаметно благословлял нас, а мы все стояли неподвижно и только смотрели на него не отводя глаз, только смотрели, как смотрят в последний раз на покойника, когда прощаются с ним. Батюшка был перед нами, живой, дорогой Батюшка, но недоступный нам. Правда, мы надеялись, что увидим его через три года, но три года — такой большой срок, а сердце почему-то говорило нам, что мы больше его никогда не увидим здесь… и мы смотрели на Батюшку и тихонько плакали. Но вот дошла очередь до Батюшки, он поднялся на площадку вагона и вдруг неожиданно быстро оглянулся на нас и благословил нас широким священническим благословением и одними губами беззвучно произнес: „Прощайте“. Это произошло так быстро, что часовой не успел помешать ему, затем он вошел в вагон и дверка затворилась за ним. Мы больше его не видели. Напрасно мы ходили вокруг вагона, заглядывали в окна, вагон был неприступной крепостью. А между тем стали подъезжать и другие толмачевцы: Вера, Любовь Михайловна, матушка Любовь, Николай Александрович, Клавдия и другие. Поезд еще долго стоял на путях, мы бродили взад и вперед по платформе, провожая Батюшку в последний крестный путь, а некоторые все еще ожидая и надеясь увидеть его… Но вот последний свисток, поезд дрогнул, зашевелились вагоны и пошли. Дрогнул и последний вагон и двинулся в свой путь. Мы тихо пошли за ним, осеняя крестным знамением этот вагон, в котором осталось наше сердце. Вот он пошел скорее, побежал и, наконец, скрылся из наших глаз. Только вдали, в темноте еще мелькал красный огонек фонаря на последнем вагоне. Мы остались одни. Уехал наш Батюшка.

Было уже около одиннадцати часов вечера. Я с шести часов утра была на ногах, почти ничего не ела, но не чувствовала ни усталости, ни голода. В сердце с острой болью врезался и стоял образ Батюшки, идущего на свою Голгофу. Напрасно я старалась утешить себя, что я его еще увижу, что три года не такой уж большой срок, но сердце — вещун не хотело слушать этих уговоров, оно болезненно сжималось, и какой-то голос твердил мне: „в последний раз ты видела Батюшку, в последний раз…“».

Большую роль в жизни Никольского храма оказала семья Третьяковых

В 1851 году в Лаврушинский переулок приезжает семья Третьяковых. А в начале 60-х годов в усадьбу Демидовых приезжает графиня Мария Федоровна Сологуб. Именно благодаря приехавшим сюда людям, храм Николая получал необходимую помощь и поддержку.

Семья Третьяковых. Фото: hramvtolmachah.ru

На средства Третьякова была отстроена центральная часть алтаря. Также был выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас. Стоит отметить то, что композиция многих росписей сохранилась даже до наших дней.

В храм в Толмачах стали приходить многие известные люди. Сам Третьяков посещал праздничные литургии, и очень огорчался, если кто-то из сотрудников частных галерей отсутствовал на божественной литургии.

Также стоит отметить и то, что немалые усилия приложила и Мария Федоровна Сологуб, которая купила усадьбу Демидовых начале 60-х годов.

В это время к ней приезжает множество родных и близких, которые также способствовали развитию христианской философии, которая была основана на глубокой укорененности в преданиях церкви.

Журнал Душеполезное чтение, который организовали духовники из Никольского храма в Толмачах. Фото: hramvtolmachah.ru

В 1860 году настоятель храма отец Василий вместе со священником Алексеем и Василием Лебедевым основали журнал душеполезное чтение. В этом же занятии помогал и диакон Федор Соловьев, который в будущем стал известным старцем.

Так как он рано овдовел, он направлял все свои духовные силы на развитие христианского просвещения. В 1770 году он даже издал свою книгу, где рассказывает историю храма.

Дискография хора храма Святителя Николая в Толмачах

 Из Богослужения Владимирской иконе Божией Матери

1. Приидите поклонимся (Обиход)

2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)

3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)

4. Две стихиры 4-го класса на Господи воззвах (Обиход)

5. Догматик 6-го гласа: Кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)

6. Свете тихий (А. Кастальский)

7. Стихира Призри на ны всепетыя Богородице (А. Львов)

8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)

9. Малое словословие (А. Кастальский)

10. Бог Господь… и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)

12. Величание Владимирской иконе Божией матери (Обиход)

13. От юности моея (Знаменный роспев)

14. Прокимен богородичен (Обиход)

15. Стихара по 50-м псалме: Готовися Всечестный Граде Москва

16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)

17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)

18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: Всяк земнородный

19. Великое славословие (А. Кастальский)

Божественная Литургия Свт. Василия Великого Архиепископа Кессарии Каппадокийского (Период Великого Поста)

1. Приидите поклонимся (Обиход)

2. Благослови душе моя Господа (П. Чесноков)

3. Блажен муж (М. Ипполитов-Иванов)

4. Две стихиры 4-го гласа на Господи воззвах (Обиход)

5. Догматик 6-го гласа: кто тебе не ублажит (прот. П. Турчанинов)

6. Свете тихий (А. Кастальский)

7. Стихира Призри на ны Всепетая Богородице (А. Львов)

8. Ныне отпущаеши (Б. Феоктистов)

9. Малое славословие (А. Кастальский)

10. Бог Господь… и тропаль Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

11. Хвалите имя Господне (А. Архангельский)

12. Величание Владимирской иконе Божией Матери (Обиход)

13. От юности моея (Знаменный роспев)

14. Прокимен богородичен (Обиход)

15. Стихира по 50-м псалме: готовися Всечестный Граде Москва

16. Канон Владимирской иконе Божией Матери (Ирмосы П. Чеснокова)

17. Величит душа моя Господа (А. Туренков)

18. Канон (окончание). Песнь IX. Ирмос: всяк земнородный

19. Великое славословие (А. Кастальский)

Семь песен о Боге

1. Пролог

2. Песнь первая: «Господу видней»

3. Антифон I

4. Песнь вторая: «Обещанный день»

5. Антифон II

6. Песнь третья: «Серебро Господа моего»

7. Антифон III

8. Песнь четвертая: «Еще один раз»

9. Антифон IV

10. Песнь пятая: «Сокол»

11. Антифон V

12. Песнь шестая: «Дубровский»

13. Симфоническая схолия

14. Антифон VI

15. Песнь седьмая: «День радости»

16.  Эпилог

Музыкальный вечер императрицы Марии Александровны

1. Бортнянский Д. С. «Живый в помощи Вышняго»

2. «Под твою милость» Соло с хором

3. Львов А. Ф. «Вечеря Твоея»

4. Коченовский И. «Взбранной Воеводе»

5. Бортнянский Д. С. «Канон Андрея Критского» в 5 частях

6. Бортнянский Д. С. Концерт для хора №32 (с фугой)

7. Херувимская песнь

8. Бортнянский Д. С. «Достойно есть»

9. Бортнянский Д. С. «Да воскреснет Бог»

10. Бах И-С. «Твоя Любовь дает покой»

11. Шуберт Ф. «Серенада»

12. Шуберт Ф. «Осенняя песня»

13. Рубинштейн А. Г. «Баркарола» музыкальный портрет имп. Марии Александровны (фортепиано)

О Храме

Храм святителя Николая в ТолмачахХрам Святителя Николая в Толмачах — это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века.  Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона  Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия», работа библиотеки православной литературы,  паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом — А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева. Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на  молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи.  Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Богослужения совершаются:

Среда 10 00  Молебен с Акафистом перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница 17 00 Утреня
Суббота

9 00 Часы и Божественная литургия

16 00 Всенощное бдение

Воскресенье 9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников

9 00 Часы и Божественная литургия накануне

17 00 Всенощное бдение

В дни памятей великих святых и чудотворных икон: 8 30 Утреня и Божественная литургия

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 1400

по субботним дням – с 1530 до 1700

Храм также открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector