Псалом 50
Содержание:
Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице
Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах.
Молитва Богородице 1-я
Пресвятая Владычице Богородице, единая чистейшая душею и телом, единая превысшая всякой чистоты, целомудрия и девства, единая всецело соделавшаяся обителию всецелой благодати всясвятаго Духа, самыя невещественыя силы здесь еще несравненно превзошедшая чистотою и святынею души и тела, призри на мя мерзкаго, нечистаго, душу и тело очернившаго скверною страстей жизни моей, очисти страстный мой ум, непорочными соделай и благоустрой блуждающие и слепотствующие помыслы мои, приведи в порядок чувства мои и руководствуй ими, освободи меня от мучительствующаго надо мною злаго и гнуснаго навыка к нечистым предразсудкам и страстям, останови всякий действующий во мне грех, омраченному и окаянному уму моему даруй трезвение и разсудительность для исправления своих поползновений и падений, чтобы, освободившись от греховной тьмы, сподобился я с дерзновением прославлять и песнословить Тебя, единую Матерь истиннаго Света — Христа, Бога нашего; потому что Тебя одну с Ним и о Нем благословляет и славит всякая невидимая и видимая тварь ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице 2-я
Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Неневестная Богоневесто, Богородице Марие, Госпоже мира и Надежде моя! Призри на мя, грешнаго, в час сей и Егоже из чистых кровей Твоих неискусомужно родила еси Господа Иисуса Христа, милостива мне соделай матерними Твоими молитвами; Того зревшая осужденна и оружием печали в сердце уязвившаяся, уязви душу мою Божественною любовию! Того в узах и поруганиях горце оплакавшая, слезы сокрушения мне даруй; при вольном Того ведении на смерть душею тяжце поболевшая, болезней мя свободи, да Тя славлю, достойно славимую во веки. Аминь.
Молитва Пресвятой Богородице 3-я
Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице, чтомая в день воскресный, прп. Нила Сорского
О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго Спасителя, Господа Иисуса Христа, Человеколюбца и Бога моего, Свете помраченныя души моея! К Тебе аз многогрешный припадаю, и Тебе молюся, источниче милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая: помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютые разбойники впадшаго, и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Темже возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Но, Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно: воззри на мя милостивым Своим оком, и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго: умилосердися на мя, и даждь ми руку помощи, во еже воздвигнута мя из глубины греховныя. О Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко Мати Бога Всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь; Тебе бо воистину едину надежду стяжах в житии моем. Не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего.
Толкование
Стихи 1-2: Давид раскаивается в двух своих грехах. Царь своей песнью указывает и остальным путь покаяния. Это как победа над врагом. Давид говорит, что раскаяние возможно при крещении. Рассказывает о своем даре предвидения и просит Господа не отнимать его.
Стихи 3-4: Просит царь великой милости. Только Господь может смыть кровь с рук от убийства Урии (мужа Вирсавии). Давид не просто просит покаяния, а хочет полное прощение и очищение от грехов.
Стихи 5-6: Давида мучает грех прелюбодеяния. Он сам себя корит и не отпускает его, не очищает душу. Скрыть проступок можно от каждого, но не от глаз Божьих. Царь просит прощение у Бога за то, что подвел и не оправдал надежды. Ведь именно Господь помог Давиду стать тем могущественным человеком, коим является.
Стихи 7-8: Рассказ о первоначальном грехе Евы и Адама. Именно Ева стала первой, кто родил ребенка в грехе. Теперь же все рождаемые имеют грех. Но Господь может очистить древний грех. Бог – это истина, которая очистит всех от скверны.
Стихи 9-11. Не смотря на то, что Господь дал законы и уставы, он и дал возможность очистить непослушание. От беззакония может быть очищен любой праведный, если он всем сердцем и душой раскаивается. Прощение и милость можно заслужить. Прощение – это тоже дар Божий.
Стихи 12-15. Грехи мучают не только душу человека, но и тело. Только после прощения может излечиться совесть и восстановится здоровье. Давид просит Господа, чтобы излечил то самое сердце и подарил милость.
Стихи 16-18. Царь просит, что Господь направил его на истинный правильный путь. После спасения любой человек даруется душе чувство легкости и восторга. Давид просит простить его за убийство Урии и отпустить этот грех, чтобы душа была свободна.
Стихиры (глас 2-й)
Высшую небес и чистшую светлостей
солнечных, избавльшую нас от клятвы, Владычицу мира
песньми почтим.
От многих моих грехов немощствует тело,
немощстует и душа моя; к Тебе прибегаю, Благодатней,
надеждо ненадежных, Ты ми помози.
Владычице и Мати Избавителя, приими
моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к
Рождшемуся от Тебе; Владычице мира, буди Ходатаица!
Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой
Богородице, радостно: со Предтечею и всеми святыми моли,
Богородице, еже ущедрити ны.
Вся Ангелов воинства, Предтече
Господень, апостолов двоенадесятице, святи вси с
Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.
От клятвы — от проклятия. Ненадежных —
лишенных надежды, потерявших надежду. Помози — помоги.
Моли, Богородице, еже ущедрити ны — моли, Богородица,
(Бога) умилосердиться над нами. Двоенадесятице —
двенадцать (точнее было бы сказать — двенадцатерица, но
такого слова нет в словарях; кроме того, здесь
звательный падеж). Во еже — чтобы.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай,
ни Ангел, но Сам, Господи, воплошся, и спасл еси всего
мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Восхотел еси, нас ради воплощся,
Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради
человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.
Не отверже мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Исцели души моея язвы, Господи, и всего
оставяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя
Твоея Божественныя вечери, окаянный.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Умилостиви и мне Сущаго от
утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба
Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера,
освящуся.
Ходатай — посол. Ангел — здесь: вестник.
Воплощся — воплотившись. Тем зову Ти — поэтому я взываю
к Тебе. Яко овча — как овца. Грех ради человеческих — за
грехи людей. Темже — поэтому. Умилостиви и мне —
умилостивь и ко мне. Сущаго от утробы Твоея — Рожденного
Тобою. Соблюди мя нескверна — сохрани меня чистым,
неоскверненным. Яко да прием умнаго бисера, освящуся —
чтобы я, принимая духовную драгоценность (бисер —
жемчуг), освятился.
Песнь Богородице (Богородице Дево, радуйся)
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Одной из самых часто произносимых молитв является Песнь Богородице или молитва «Богородице, дево, радуйся», состоящая из хвалебных и приветственных фраз, которые взяты из Евангелия.
Богородице – родившая Бога. Радуйся – обычная форма распространенного на Востоке приветствия. Благодатная – получившая от Бога особую благодать, милость в том, что родила Господа Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого; благословена Ты в женах – прославлена между женщинами; и благословен Плод чрева Твоего – прославлен и Сын Твой; яко Спаса родила еси душ наших – потому что Ты родила Спасителя душ наших.
Эта древняя молитва берет свое начало из Евангелия… Дева Мария, которая дала обет посвятить свою жизнь служению Богу, жила в доме праведного Иосифа. Однажды к ней явился Архангел Гавриил и сообщил Деве о будущем рождении Иисуса Христа:
«благодатная Марие, радуйся, Господь с тобою».
Сначала Мария испугалась, но Архангел успокоил Ее:
«Не бойся, Ты заслужила милость Божию: Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он назовется Сыном Божиим».
Через три месяца, после получения такой вести, Пресвятая Мария отправилась к своей двоюродной сестре Елисавете (матери пророка Иоанна Предтечи) в другой город, чтобы поделиться такой радостью. Как только женщины увидели друг друга, озаренная Святым Духом Елизавета, первая из людей сказала Марии:
«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»
Эти приветствия и сложились в Песнь Богородице, из них была составлена молитва.
Важными являются слова этой молитвы «яко Спаса родила еси душ наших». В них раскрывается смысл земного служения Марии, Которая должна была родить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своими Страстями (Страданиями) и Своей Кровью искупил грехи человечества.
Суть этой жертвы была именно в спасении души человеческой — об этом люди помнят не всегда. В своих мольбах о помощи Божией, к сожалению, чаще слышны просьбы о житейских нуждах, а не о духовном даровании
Важно об этом не забывать, ведь Богородица Спаса родила еси душ наших
Псалом 115-й
Веровах темже возглаголах: аз же
смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк
человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде
ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову;
молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его.
Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи,
аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал
еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне
призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми
Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.
Аз — я. Веровах, темже возглаголах: аз
же смирихся зело — я веровал, потому и говорил, что я
весьма смирился. Рех — я сказал. Во исступлении — в
душевном смущении… «экстаз»: когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу.
О всех, яже
воздаде ми — за все, что Он мне даровал. Честна —
исполнена чести, дорога. Преподобных — святых. Растерзал еси — Ты расторг.
Пожру — пожертвую, принесу в жертву.
Молитвы моя Господеви воздам — обеты мои перед Господом
исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий,
святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).
В центре этого псалма — та же Чаша
спасения, Евхаристическая чаша, что и в
Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма
приводим фрагменты толкования святителя Афанасия
Великого.
Веровах, темже возглаголах: аз же
смирихся зело — «Когда, говорит Псалмопевец, уверовал
— возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я — ничто,
смирихся зело».
Аз же рех во исступлении моем: всяк
человек ложь — «Став выше человека, презрел я все
человеческое; ибо изступление означает изменение…
Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы
человеческие обманчивы), смирился и подверг себя
злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего».
Молитвы моя Господеви воздам… —
«Какой же
обет дает он, кроме сего — Чашу Господню приняв,
призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда
буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в
Иерусалиме небесном».
Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три
поклона.
Во Святую же Четыредесятницу:
Егда славни ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе
праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих
ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава
Тебе.
Егда — когда. Ученицы — ученики.
Просвещахуся — просвещались. Омрачашеся — омрачился.
Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша —
смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление
употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя —
ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия — дерзнувший
(сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий —
Всеблагой (о всех — во всем; Иже здесь на месте
греческого артикля).
Это — тропарь Великого Четверга,
воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30),
соучастником, сопричастником которой становится и каждый
причащающийся.
Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием
недуговав омрачашеся… Глагол просвещахуся стоит в форме
имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект,
выражает действие, соотносительное с другим, основным —
тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа
омрачашеся.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче
Господи, и Церкве Зиждетелю, Ты мене утверди в любви
Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине
Человеколюбче.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Предстательство и покров жизни моея
полагаю Тя Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко
пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение,
едина Всепетая.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Молю, Дево, душевное смущение и печали
моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника
тишины Христа родила еси, едина Пречистая.
Слава:
Богородителя рождши добрых виновнаго,
благодеяния богатство всем источи; вся бо можеши, яко
сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.
И ныне:
Лютыми недуги и болезненными страстьми
истязаему, Дево, Ты ми помози; исцелений бо неоскудное
Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.
Желаний краю — предел желаний. Окорми — управь, путеводи (ср. слово кормчий).
Благих виновна —
причина, виновница благ (ср. далее: добрых виновнаго —
виновника всяческого добра). Начальника — источник,
начало. Вся бо можеши — потому что Ты можешь все.
Неиждиваемое — неистощимое.
Небеснаго круга Верхотворче Господи, и
Церкве Зиждителю… В этих словах Господь предстает как
Строитель и небесного свода (и всей видимой вселенной),
и Церкви. Замечательно выражение Небеснаго круга
Верхотворче; более точным переводом с греческого было бы
«небесного свода»; верхотворец — верховный, высший
строитель, но также и тот, кто выкладывает верх свода,
купола.
Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко
вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и
предстательству.
Призри благосердием, всепетая
Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели
души моея болезнь.
Призри — воззри, обрати взор; призри благосердием — воззри милосердно.
Лютое телесе
озлобление — тяжкое телесное страдание.
История написания
Псалом 50 был написан царем Давидом после совершения греха, а именно прелюбодеяния с женщиной Вирсавией. В те времена была война с аммонитянами. Но сам царь остался в Иерусалиме. В один из дней он встретил женщину, которая была супругой одного из воинов. Царя это не остановило, и он возжелал девушку. Проведенная вместе ночь подарила ребенка. Не получилось у Давида представить ребенка дитем военнослужащего. Тогда он отправил мужчину прям в гущу битвы. Когда девушка оплакала мужа, то была царем взята в жены. Господь увидел все грехи царя и наказал его смертью ребенка. От лица Господа был Давиду прислан пророк Нафан, который и поведал о грехах царя. Так и родилась хвалебная покаянная молитва «Помилуй мя Боже».
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную ко отроком
еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога,
пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей.
Небесных, и страшных, и Святых Твоих,
Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери,
общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене.
Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со
страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл
еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое,
и пию Кровь Твою.
Припев: Пресвятая Троице, Боже наш,
слава Тебе.
Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства!
оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове
брение причащаюся, и нетлен сотворюся?
Пойте, дела — подразумевается обращение
к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как
Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии —
сделаться участником. Сподоби — удостой. Прибег — здесь:
прибегнув. Благоутробие — милосердие. Аз — я.
Якоже рекл
еси — как Ты сказал. Се бо — ибо вот. Дерзая — здесь:
уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия!
— О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение —
прах, грязь. Нетленен сотворюся — становлюсь
бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл
фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного
Тела и Крови и становлюсь бессмертным).
Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже
рекл еси, в Тебе… — Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно
есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56).
Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к
этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой
Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение
причащаюся, и нетленен сотворяюся).
Описание канона молебного ко Пресвятой Богородицы
Молебный канон начинающийся словами: «к Богородице прилежно ныне притецем» — наиболее известный канон. Его текст также присутствует в молебне Божией Матери. Его автором является послушник одного из мужских обителей, живший в XII веке. Песнопение представляет собой невероятно проникновенные стихи, за что и получило свое название. Они вызывают у каждого верующего, читающего канон, состояние, которое в Евангеле называется «сокрушение сердца». Находясь в нем, верующий не только признает себя несовершенным, но и начинает сожалеть об этом
Все эти факторы приводят к тому, что верующий становится лучше и с большим вниманием и любовью относится к ближним. Именно такое состояние можно назвать «умягчение злых сердец»
Это необходимо не для того, чтобы сломать человека, лишить его достоинства и сделать слабым. Сменить греховные страсти добродетелями. Гордость сменить любовью к ближнему — такому же когда-то оступившемуся, смирением. Простить за все причиненные обиды и стать добрее, а значит, сильнее. Христианин становится достойным внутренне
И, что крайне важно, становится чище перед Господом, и Он дает человеку различные блага не только по милости, но и по тому, что христианин достоин этого
Смиренным Господь помогает вылечить больную душу и дает благодать, которую человек, исправившись, будет способен принять. Душу христианина, переполненную Божественной благодати, покинут злость, уныние, сомнения, ярость, гордыня, осуждение, лживость, похоть и многие другие пороки. Именно за это благоприятное влияние, святые отцы внесли молебный канон Богородице в правило перед Причастием. Каждый православный должен прочесть его, чтобы правильно настроить себя перед принятием в себя Крови и Тела Христова. Следует отметить, что изначально молебен предназначался для чтения его в моменты, когда одолевает душевная скорбь и смятение. Правило спасет от уныния, а значит, не позволит душе погибнуть.
История написания и толкование 22 Псалма
Псалмопевец Давид – удивительная и уникальная личность, равных которому по написанию псалмов просто не найти. Он стал вторым царем народа Израиля, но его избранность отмечена еще и тем, что Христос произошел из его рода. Еще при жизни правителя пророк Нафан предупредил его, что на землю придет Мессия и будет он из его рода.
Псалмопевец Давид – удивительная и уникальная личность
Псалмы, вышедшие из-под его пера стали фундаментальной частью христианской жизни. Без них невозможно представить ни одно богослужение. Однако мы говорим не только о глубоком христианском содержании, но и удивительном литературном таланте. Ни один из современников царя Давида не мог похвастаться такими завидными достоинствами.
Священные тексты написаны специально для того, чтобы мы не забывали, кому обязаны своей жизнью, и с благодарностью относились ко всему, что нам посылает Господь.
Псалмы в первую очередь восхваляют Всевышнего
Каждая песнь была написана в определенный период жизни Царя Давида и является олицетворение истины, открывшейся в момент испытаний. 22 псалом появился на свет в период, когда правителя изгнал собственный сын, претендующий на престол, и обрек его на скитания по пустыне, без еды и воды.
Именно в момент острой нужды к Давиду подошли три человека – Махир, Сови и Верзилий. Они предложили скитальцу помощь, напоили и накормили его. По сути, незнакомые люди, посланные Богом, были милосердны и спасли царя от верной гибели.
После своего спасения Давид стал размышлять о милости Божьей и его доброте. В конечном итоге он пришел к выводу, что Творец, которого впервые в псалмах называет Пастырем, посылает человеку ровно столько испытаний, сколько он может вынести. А в моменты крайней нужды посылает луч надежды, возвращающий заблудшего на верный путь.
Кроме того, царь, который также нес ответственность за своих подданных, прекрасно понимает, какую работу выполняет пастух и как он заботится об овцах. Но, несмотря на свое восхищение Всевышним, правитель показывает определенную вину перед ним, как и во всех песнях, написанных в тот период.
Бывают моменты, когда некоторые слова или даже выражения остаются загадкой. Поэтому священнослужители рекомендуют прихожанам параллельно с Писанием изучать и толкование.
Осознание прочитанного не только помогает приблизиться к воле Всевышнего, но и следовать праведным путем. Главная сложность в расшифровке писаний заключается в том, что невозможно достоверно установить некоторые исторические события. А ведь именно они стали толчком к созданию того или иного послания.
Проследить главную идею 22 псалма достаточно просто, ведь она доносится к верянам с первых слов и гласит, что Господь является Пастырем. Именно Он охраняет и кормит, слушает и советует, выступая скалой и опорой для своих детей. Всевышний всегда дает человеку то, что ему необходимо в этот момент. Это может быть хлеб, вода или кров, а иногда и испытания, чтобы возвратить заблудшего обратно к Пастырю.
Проникшись главным посланием, которое проходит красной нитью через весь текст, можно сосредоточиться на толковании каждого стиха:
- Бог – Пастырь и Отец для человека, присматривающий и оказывающий помощь в любой ситуации. В последующих стихах более полно раскрывается данный тезис.
- Здесь речь идет о злачных пажитях и тихих водах. Первое словосочетание обозначает травянистые луга, куда пастух выгоняет отару для кормления. Воды символизируют живительную энергию, в которой овцы могут утолить жажду, но, тем не менее, течения спокойные и не представляют угрозы для жизни стада.
- Открывает человеку, что именно Владыка укрепляет его дух и наставляет на правильный (истинный) путь. Строки перекликаются с другими псалмами, которые вышли из-под пера Давида в моменты его покаяния за совершенный грех (прелюбодеяние с Версавией).
- Сказанное поясняет, что Всевышний – любящий пастырь, защищающий и наставляющий свое дитя, а также Отец, который вправе послать наказание за совершенную провинность. Если подумать, то все пастухи имеют при себе посох, чтобы направлять отару. Давид в момент написания псалма пребывал в смертельной опасности, поэтому в тексте образ получил особое значение – Долина смертной тени. Именно по ней должен пройти человек без страха в сердце, ведь Господь всегда на его стороне.
- Строфы полны надежды и уверенности в том, что Всевышний никогда не оставит человека в беде, защитит и воздаст по заслугам его врагам.
- Последние стихи преисполнены внутренними чаяниями и переживаниями Давида, который находится вдали от обители Божьей и всем сердцем желает в нее возвратиться. Тогда он на протяжении всех оставшихся дней будет наслаждаться общением с Богом.