Возникновение христианства — история, место появления и распространение

Содержание:

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги.  Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Главные постулаты христианства

Данная религия историческая, а значит вера ее основана на событиях, которые описывает священное письмо Евангелие. О рождении, жизненном пути, казни и воскресении Иисуса Христа повествуют четыре книги «благовестия».

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?

В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.

В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.

С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.

Появление христианства на Руси

Православие было объявлено официальной религией Киевской Руси в 988 году. Князь Владимир Святославович вместе со своей дружиной первым принял крещение. Точная дата доподлинно неизвестна, однако случилось это сразу же после борьбы с Вардой Фокой, где славянские войска выступали на стороне византийского императора Василия II Болгаробойца.

Крещение Руси произошло в 988 году

Причины принятия христианства на Руси

До Х столетия наши предки исповедовали ведическую веру. В божественном пантеоне славян насчитывалось 14 богов, главным из которых был Род – создатель всего сущего. Великий князь киевский также был язычником, однако вопреки сложившимся устоям учредил на место главного божества Перуна и даже возвел несколько памятников, которым велел поклоняться. Люди, почитающие иных идолов, оказались несогласными с Владимиром Великим, что привело к разобщению.

Чтобы воссоединить расколовшееся государство, киевский князь решил учредить новую религию. В 980 году было принято решение разослать послов по нескольким странам с различными вероисповеданиями. После долгих переговоров княжеский выбор пал на византийское христианство, которое поразило правителя Руси своим пышным церемониалом. Еще одной причиной стало желание сохранить партнерские отношения с Византией. Женившись на дочери императора, Владимир Великий отринул ведическую веру, став первым христианином.

Последствия принятия христианства

Принятие православия сыграло важнейшую роль в становлении Российского государства. Вера, которая пришла на смену язычеству, значительно укрепила международные связи Киевской Руси. Благодаря христианизации великий князь обрел мощных союзников со стороны Запада и Южных земель.

Причины и значение принятия христианства

Огромное значение новая религия возымела в социализации славянского общества. Согласно православным постулатам, правитель наделялся божественной природой, а церковь становилась правой рукой власти. Имея влияние на все аспекты человеческой жизни, она быстро реанимировала все государственные институты, скрепив народ единой верой.

Вскоре после того, как зародилось христианство, быстрыми темпами начала расцветать славянская культура. За довольно короткий срок сформировалось новое течение в архитектуре и живописи, где хорошо прослеживалось византийское влияние. Введение новой религии повлекло за собой создание кириллического алфавита. Это событие стало основой древнерусских книжных традиций.

Святыни

Святость, прежде всего, означает неотмирность, приобщение к Богу. Христиане твердо верят – мир, сотворенный Им, благ, прекрасен, достоин спасения, пусть даже поврежден грехом. Верующие почитают особые проявления Благодати в этом мире. Среди таковых:

  • изображения Бога, святых, Ангелов; запрещенные Ветхим Заветом, они стали возможны с Воплощением Христа как Человека;
  • честные останки угодников Божиих – мощи; пронизанные Духом еще при жизни, их тела сохраняют Благодать по кончине;
  • храмы, богослужебные принадлежности Таинств, облачение священно-церковнослужителей;
  • освященные хлеб, вода, елей.

Мощи преподобного Александра Свирского

Посты

К настоящему времени их существует 4:

  • Рождественский, предшествующий Рождеству Христову; он начинается 25 декабря, продолжается до 6 января;
  • Великий Пост, готовящий к Пасхе, Воскресению Христову; его даты меняются, так как Пасха – переходящий праздник;
  • Апостольский, чаще называемый «Петровым», так как заканчивается на день свв. Петра и Павла; его продолжительность зависит от другого переходящего праздника – Дня Св. Троицы; пост начинается через неделю после этого праздника;
  • Успенский, посвященный Успению Богородицы; короткий, но строгий пост продолжается с 14 по 27 августа.

Проблемы христианства (история и современность)

К их числу можно отнести:

  • непреодоленность церковного раскола (католики, православные, протестанты);
  • подверженность множества христиан влиянию «духа времени»; все чаще ставятся под сомнение основы веры, учения Господа, которое пытаются сделать «удобным» для секуляризированного человека;
  • существует проблема гонений, как прямых, подобных древним, когда в нехристианских странах гибнут миссионеры, убитые иноверцами, так скрытых: веру не запрещают, ноограничивают право, например, носить нательный крест, заставляют согласиться с чуждыми вере «ценностями» (однополые браки, ювенальная юстиция);
  • не все благополучно там, где вера возродилась за последние десятилетия; например, в России количество называющих себя «православными» много больше половины населения, но постоянно посещают храм единицы, при этом сильны антицерковные настроения.

Словом, к современному миру вполне применимы слова естествоиспытателя, философа Блеза Паскаля:

Наталья Сазонова

Что такое христианство? Определение этого понятия

В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.

Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.

Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.

Возникновение христианства: кратко

 В процессе возникновения религии христианства сообщества начали дополняться зелотами, которые были представлены низшими слоями общества (ремесленниками, пролетариями). Они придерживались и распространяли более радикальные идеи.

 Все группировки безрезультатно боролись с захватчиками, поэтому людям был необходим Спаситель, Мессия. Эта мысль красной нитью проходит в самой древней книге Библии (Новый Завет) – Апокалипсисе, где врагов ждет возмездие за несправедливость к евреям. Интересно, что представление о мире раннего христианства схоже информацией в найденных свитках, изложенной ессеями, эссенами: приход Мессии, конец света, человеческая греховность, проведение обрядов, отношение к материальным благам.

Жизнь первых христианских общин

Первые христианские общины заимствовали от предшественников (типа ессеев, коллективы которых пополнялись лишь за счет новых сторонников) черты аскетизма, самоотречения и благочестия. Позже к ним были прибавлены акты крещения, причащения и некоторые другие.

Но все различные раннехристианские секты достаточно долго оставались замкнутыми и обычно возглавлялись харизматическими лидерами, каждый из которых имел возможность самостоятельно толковать некоторые — чаще всего не очень ясные — проблемы. Такого рода лидеры — пророки и учителя, проповедники и аскеты — обычно отличались от остальных тем, что имели «видения», прислушивались к «гласу Божьему», «внутреннему голосу» и считались «осененными благодатью». Легко понять, что часто они были людьми возбудимыми и психически неуравновешенными, и это не могло не сказываться на том, о чем они вещали идущим за ними последователям.

Период Вселенских Соборов (IV—VIII вв.)[]

Миланский эдикт

В 313 году при императоре Константине Великом произошло знаменательное событие в жизни христианства — Церковь получила полную свободу деятельности в Римской империи. При легализации христианства и количественном увеличении его последователей обнаружились существенные расхождения вероучения и богослужебной практики христиан разных частей этой империи. Для достижения единообразия в христианском вероучении и в богослужебной практике, стали созываться Вселенские соборы, на которых происходило формирование и раскрытие догматов. Однако некоторые соборы не только не примирили церковных оппонентов, но и послужили к разделению христианства на отдельные течения: арианство, несторианство, монофизитство.

Император Феодосий I Великий (346—395 гг.) сделал христианство государственной религией. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры иногда становились покровителями, и даже инициаторами, ересей (напр., монофелитство и иконоборчество — типично императорские ереси).

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

Обращение огромных масс язычников понизил процент сознательных христиан из общего их количества, что привело к обмирщению Церкви и возникновению протестных движений. Аскетически настроенные христиане скрывались от мирских соблазнов в пустынях, — благодаря им в IV веке возникает и быстро расцветает монашество, появляются огромные монастыри.

Древнейшим считается Египетское монашество. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 году удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 года первый египетский монастырь в Тавенисси.

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

Приход ислама

В начале VII века в христианском мире произошли крупные потрясения, связанные с возникновением и агрессивной экспансией ислама. Родина христианства — Палестина, а также древнейшие христианские области (Сирия, Египет, Малая Азия, весь север Африки) оказались захвачены врагами христианства. В 711 году арабы переправились также через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

Страны Америки, в которых исповедуют христианство

Религия принесена сюда католическими миссионерами с конца XV в. Позже, с началом Реформации, здесь также появляются протестантские проповедники. Сейчас Северная Америка– больше страна протестантизма, Южная – оплот католичества.

США

Количество христиан на 2010 г. здесь достигало почти 80%. Абсолютное большинство из них принадлежит к различным направлениям протестантизма. На территории США есть также католические, православные общины.

Широкая проповедь православия началась здесь с назначением на местную архиепископию свт. Тихона (Белавина) (1898 г.). Именно он перенес кафедру в Нью-Йорк с Аляски (где традиционно было православное население). Однако и к настоящему времени православие заметной роли не играет.

Латинская Америка

Это страны, расположенные южнее границы США с Мексикой. Их объединяет использование романских языков (испанского, португальского, французского). Всего это 46 стран с общим населением 426 млн. человек.

Народы объединяет также общая вера – большая часть населения исповедует католицизм.

Возникновение и развитие протестантизма[]

Во всех христианских странах государи по своему произволу назначали и низлагали епископов и священников, но вскоре после раскола христианской церкви 1054 года, Григорий VII (папа римский) неожиданно провозгласил верховенство церковной власти над светской, и для доказательства своего права учредил Болонский университет, где скрупулёзному исследованию и христианскому толкованию подверглись многотомные «Дигесты» византийского императора Юстиниана. Подчинение папской власти всей феодально раздробленной западной Европы способствовало возникновению европейской науки в итальянских университетах, развитию технологий строительства грандиозных храмов и рыцарских замков, распространению огнестрельного оружия, книгопечатания, ренессансу в искусстве и великим географическим открытиям.

Однако „Борьба за инвеституру“ и последовавшее беспрецедентное вмешательство церкви во все стороны жизни европейцев (Святая инквизиция) вызывало разнообразные протесты. Массовые злоупотребления священным саном послужили поводом для выступлений Мартина Лютера, Жана Кальвина, Генриха VIII и их сподвижников против римского папы. В Шмалькальденской войне ни протестантам, ни католикам, не удалось добиться полной победы, поэтому Аугсбургский религиозный мир закрепил сосуществование обеих религий. Благодаря распространению европейского колониализма на весь мир, даже самые отдалённые места земли стали доступны христианским проповедникам, имеющим разнообразные средства информации.

Однако многие основополагающие принципы возникшего буржуазного общества оказались чуждыми, и даже враждебными, первоначальным евангельским идеям. Свободомыслие, гуманизм, рационализм положили начало эпохи просвещения, расцерковления, антиклерикализма и полного атеизма.

В других странах мира

К числу считающих христианство государственной религией, кроме Греции, относятся также Великобритания, Шотландия, Дания, Доминиканская республика, Исландия, Коста-Рика, Лихтенштейн, Монако, Мальта.

В каких странах 80-100% христиан

Прежде всего, это государство Ватикан. По сути, это резиденция Папы Римского, имеющая статус «страны». Понятно, что количество христиан здесь составляет 100%. Кроме того, близки к этой цифре:

  • Греция – около 90% православных;
  • Армения (к Армянской Апостольской Церкви принадлежит почти 90% населения);
  • Бразилия (более 90% католиков);
  • Италия – до 85% считающих себя католиками;
  • Польша – на 94% католическая страна.

Карта. Страны мира, где исповедуют христианство

Где вообще нет христиан

Сейчас таких стран нет. Однако, есть государства, где верующие должны находиться на полулегальном или вовсе нелегальном положении.

В каких странах запрещено христианство

Среди стран, где христиан преследует закон:

  • Северная Корея, где за любую веру, отличную от государственной идеологии, можно подвергнуться аресту;
  • Йемен, мусульманская страна; здесь не запрещено иметь христианские внутренние убеждения, но за попытку публичной проповеди можно подвергнуться депортации;
  • Мальдивы; это полностью исламская страна, где запрещены вообще все иные религии;
  • Саудовская Аравия; здесь, на земле пророка Мухаммеда, полностью запрещена проповедь Христа, а принятие другой религии карается смертью.

Причины принятия христианства на Руси (таблица) 

Таблица. Причины принятия христианства на Руси

Почему выбрали христианство правители разных стран

Исторически это делали:

  • устав от бесплодности язычества, как было в Римской империи, увидев свет Истины;
  • под влиянием святости миссионеров, множества чудес, совершенных через них Господом – таков выбор Армении, Грузии;
  • по мотивам политическим – и так «уловлял» Господь Своих будущих чад; кто скажет теперь, что франк Хлодвиг, русский князь Владимир, желавшие духовно объединить своих людей, не изменились сами, духовно переродившись?

А что движет человеком, идущим в храм сейчас? Следование ли обычаям предков, личный ли опыт молитвы? Можно ли «измерить», «взвесить» на весах социологии внутреннюю духовную жизнь? Пока не научились.

Лишь немного обескураживает статистика: например, в католической (94%) Польше к таинствам приступают на самом деле… 60% населения. А в самой большой православной стране, России – того хуже, 5-8%.

Христиан в мире большинство.

Наталья Сазонова

Страна, первая принявшая Христианство

Из статьи вы узнаете о возникновении Христианства, дальнейшее распространение в Армении.

Христианство как религия На сегодняшний день Христианство считается самой распространённой религий, наиболее крупными течениями которой являются католицизм, протестантизм и православие. Христианство появилось на территории современного Израиля в I веке н. э., и начав своё распространение, стало завоёвывать последователей из различных стран и народов.

Вопросом о том, кто первым принял христианство, задаются многие, рассматривая этот вопрос с разных точек, в том числе, и с точки зрения принятия государством в качестве государственной религии. Известно, что первыми христианами были евреи, однако, учения Христа не обрели статуса государственной религии, а его последователи подвергались гонениям на протяжении 300 лет.

Первым государством, которое приняло христианство в качестве своего официального вероисповедания в 301 году, стала Армения в период правления царя Трдата III. Армения на тот момент, как и многие другие страны, являлась языческим государствам и не признавала учения Христа. Приверженцы христианства наравне с евреями, подвергались гонениям и в Армении. Толчком к тому, чтобы языческий государь принял христианство и поменял своё мировоззрение относительно религии, послужило его исцеление от болезни Григорием Просветителем. Он провёл в темнице «Хор Вираб» (глубокая темница) 13 долгих лет, и причиной была его вера в христианство и её распространение. Исцелившись от болезни, армянский царь обрёл здоровье, веру во Христа и создал первое в мире христианское государство. Сегодня темница «Хор Вираб» является действующим монастырем и местом паломничества многих туристов. Различия Армянской и Православной Церкви Армянская Апостольская Церковь имеет некоторые значительные особенности, которые отличают её от православия и католицизма. Основным различием считается вероучительные расхождения. Армянская Церковь является приверженцем монофизитства, то есть учения, которое признаёт Божественную природу Христа, а Русская Православная — Божественную и Человеческую. Вероопределение о двойственности Христа было принято на IV Вселенском Соборе в XV веке, однако Армения отрицает все принятые на нём решения, и строится на догмах первых трёх Вселенских Соборов. Можно говорить о том, что именно после этого решения Армянская Церковь отдалилась от Православной, и их пути разошлись.

Существуют и другие, не столь существенные отличия. В Армянских Храмах не так много икон, как в православных, что можно связать как с местными традициями, так и с представлением о том, как должны выглядеть убранства. Иконы должны быть освящены рукой епископа, поэтому армяне предпочитают использовать Крест во время молитв дома. Крестное знамение у армян трехперстное, как у греков и слева направо, как у латинян. Несмотря на отсутствие церковного единства между Армянской и Русской Православной Церковью, страны сохраняют добрососедские отношения. Влияние Армянской церкви на общество Обращение в христианство определило весь будущий курс истории Армении. Церковь играла жизненно важную роль в поддержании армянской культуры и традиций, также стала культурным центром для армян, рассеянных во всём мире. На протяжении столетий армяне подвергались гонениям, церкви их истреблялись, а их самих вынуждали отречься от христианства, что удавалось крайне редко. В длительные периоды, когда у армян не было государства, церковь была и политическим и духовным лидером, а религия – в центре Армянского национального самосознания.

Исполнитель Джмухадзе Натиа Ростомовна (dnatia)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector