Владимир равноапостольный

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Ярослав Владимирович Мудрый

Ярослав Мудрый.Портрет из Царского титулярника, 1672г.

(978 — 1054)

Биография Ярослава
Раздел по Ярославу

Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород.

С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.

После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.

Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава. 

Князь Владимир Святославич с сыновьями

Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость. 

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон. 

Святополк и Ярослав

Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви. 

Крещение Владимира Святославича

Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон. 

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.

Крещение Руси

Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой

В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Правление князя Владимира I Святославича 980-1015 годы

Начало правления — междоусобица Святославичей

Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.

Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал «за море» и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. Найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.Подробнее о междоусобице

Краткая характеристика внутренней политики

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир подавлял восстания племен вятичей и радимичей, старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Общая схема внутренней политики Владимира I СвятославичаПодробнее о внутренней политике

Вариант 2

Князь Владимир Святославович великая историческая личность. Третий князь киевский, носивший славянское имя. Точная дата рождения князя историка не установлена, по историческим летописям около 980 года. Третий сын в семье князя Святослава, он был рожден вне брака от ключницы Малуши. Бабушка великая княгиня Ольга, отослав от двора беременную рабыню, после рождения внука не отказалась от него и в три года привезла его в Киев. Воспитание и обучение было поручено брату княгини Добрыне- полководцу

Святослав Игоревич, находясь постоянно в военных походах, разделил свои владения на сыновей. Владимиру достались Новгородские земли, где после смерти отца он стал полноценным князем.

Междоусобная война между двумя старшими братьями посадила на престол Ярополка, который также завладел и Новгородом. Князь Владимир почувствовав опасность, скрылся от брата в Скандинавии. Народ любил Владимира , поэтому когда через два года он с войском вернулся в Новгородские земли, люди поддержали его и он вернув свои земли, покорил всю Русь. Так в 980 году на киевский престол взошел князь Владимир в народе любовно прозванный красно солнышко.

После убийства своего брата Ярополка, Владимир женился на беременной жене покойного. Родившегося мальчика назвали Святополком и Владимир усыновил его.

Приступив к правлению в Киеве князь начал с укрепления языческой религии. Строго придерживаясь обрядам, у князя Владимир было 5 жен по закону и более 1000 девиц-наложниц. Согласно историческим летописям у Владимира ясно солнышка было более 20 детей, точное количество установить не представляется возможным. Точно можно лишь говорить о 13 сыновьях.

За первое десятилетие правления Владимир укреплял свои границы, захватывал новые земли. Но имея острый ум, князь Владимир Святославович начинал понимать о не состоятельности языческой религии. Даже его бабушка княгине Ольга была христианкой. Учитывая необходимость поддержания дружеских отношений с Византией, князем было принято решение о крещении Руси в православную веру. Для женитьбы на византийской принцессе Владимир Святославович крестился , затем крестил своих детей и весь народ киевский. Историки датируют это событие 989 годом. Женившись на Анне Византийской Владимир отказался от всех жен. Политика его была на созидание. При его правлении основаны города Владимир, Переславль, Белгород. Были издан церковный устав, открыты учебные заведения для священников.

В загородном поместье Берестова князь Владимир скончался в 1015 году.

За неоценимый вклад в развитие русских земель князь Владимир почитался во все времена. Церковь причислила его к лику святых и 15 июля в день смерти святого церковь отмечается православный праздник. Во многих городах России, Украины установлены памятники князю Владимиру. В 2021 году в Москве открыт самый большой памятник Владимиру Крестителю в мире.

3, 4, 6 класс

Жены

Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна

Рогнеда Рогволдовна
Рогнеда была полоцкой княжной, дочерью князя Рогволода. После поражения отца и взятия Полоцка войсками князя Владимира Святославича была была по совету его воеводы Добрыни обесчещена на глазах родителей, после чего насильно взята им в жены.

В браке Рогнеды и Владимира родилось 6 детей, в том числе Изяслав — родоначальник династии Изяславичей Полоцких, и Ярослав Мудрый, победивший в противостоянии за киевский престол с другими потомками великого князя Владимира.

Византийская царевна Анна

Византийская царевна Анна

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

Прочие жёны

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» — у него было более 800 наложниц в разных городах. Помимо этого, ещё до перехода в христианство, Владимир состоял в языческих браках. Кроме вышеописанной Рогнеды в летописях упоминается его связи с «чехиней» и «болгарыней». Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Гибель Ярополка

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.

Гибель Ярополка

Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Принятие христианской веры

С начала своего правления Владимир занялся нововведениями в языческом вероисповедании. Были даже и гонения христиан на Руси. Но, не долго. Вскоре князь понял, что для объединения земель русских язычество – помеха. И встал вопрос о едином вероисповедании, способствующем единению и послушанию подданных. Долго выбирал князь веру. И вот, в 987 году было принято решение о крещении Руси. Точная причина выбора именно христианства не известна. До сих пор ведутся споры на эту тему. Есть версия, что крещение решил принять Владимир, для того, чтобы взять в жены царевну Анну, которая была христианкой. Однако, эта версия не единственная.

988 год. Этот год считается годом крещения Руси. Дата эта тоже не точная, но общепринятая.

До перехода в веру христианскую Владимир имел несколько жен. И осталось от них у него много детей. После крещения же, его официальной супругой считалась византийская царевна Анна. Но, была у него и еще наложница, имя которой осталось неизвестно.

Князь Владимир был человеком, любящим роскошь и гуляния. Характер его больше был мирным. Но, походы военные он все же, как и подобает правителю, совершал.

После смерти князя Владимира осталось 13 его сыновей и не менее 10-ти дочерей

До своего крещения, по свидетельствам современников, князь Владимир отличался распутным образом жизни, имел несколько жён и множество рабынь и наложниц. В результате после его смерти у него осталось 13 сыновей и не менее 10 дочерей (точное их число неизвестно). Среди сыновей князя можно назвать:

  • Вышеслава;
  • Святополка Окаянного;
  • Изяслава;
  • Мстислава;
  • Ярослава Мудрого; Всеволода;
  • Мстислава Тмутараканского;
  • Станислава;
  • Судислава;
  • Святослава Древлянского;
  • Подвиза;
  • Бориса и Глеба.

При этом практически все сыновья князя Владимира получили земли для княжения. Наследником же киевского стола он хотел сделать князя Бориса, но его подло убил Святополк Окаянный. В результате длительной борьбы на княжение вместо отца в конце-концов сел князь Ярослав Мудрый.

Прочие связи

Вторая «чехиня» Мальфрида

Малфредь упоминается среди умерших членов княжеского семейства под 1000 годом без указания её родства, Татищев считал её другой «чехиней», женой Владимира («Малфреда княжна боемская») и матерью Святослава ДревлянскогоВ. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4. Иногда историки отождествляют её с Малушей, матерью Владимира

Греческая монахиня «Предиславна»

После убийства брата Ярополка в 978 или 980 годах, Владимир забрал себе в качестве наложницы его жену. Согласно Повести временных лет, она была бывшей греческой монахиней, захваченной в плен его отцом Святославом во время его походов. В одной из статей летопись говорит, что вдова при захвате её Владимиром уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

Аделья

Татищев считает Аделью также «чехиней», причисляя к её сыновьям Мстислава Тмутараканского и Святослава. Кроме них некоторые родословцы сообщают о двух друих сыновьях Адельи — Судиславе и Станиславе.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  2. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
  3. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
  4. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4

Почему не Киев?

Вероятно, Пётр Могила намеревался поместить останки св. князя в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако митрополит скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную суму — 1000 злотых.Следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церковь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов (1767–1837 гг.) в описаниях Софийского собора в Киеве и Киево-Печерской лавры десяток страниц посвятил мощам. Упоминает он и ковчег в Софии Киевской: «I. Часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века – часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть Предтечи Иоанна Крестителя… IХ. В особом ковчеге положены: мощи святого благоверного царя Константина Великого, святого благоверного князя Владимира Святославовича Киевского, великомученицы Варвары левая рука раздробленная и серебром окованная…» О главе святого сообщает: «…находится на правой стороне при алтаре Успенского собора Лавры в приделе св. Архангела Михаила в серебряной раке и под серебряной иконою князя сего во весь рост, сделанною в 1825 году».Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме, в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская».Во время «перестройки», накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году состоялась передача нескольких мощевиков Церкви, в том числе и с частицей честных мощей св. равноапостольного князя Владимира.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена, этот мощевик был передан Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (Сабодану), и положен в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону.Торжественная церемония передачи Русской Православной Церкви священных реликвий состоялась 26 мая 1988 года в Оружейной палате московского Кремля.

Накануне дня памяти святого князя Владимира, 24 июля 2005 года, по просьбе Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей святого равноапостольного великого князя Владимира возвращена в Украину и покоится в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Сейчас на месте Десятинной церкви, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира и трудами архимандрита Гедеона (Харона), создан мужской монастырь. Братия и прихожане Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря надеются, что в скором времени в Десятиной церкви снова возможно будет поклониться частице святых мощей великого равноапостольного князя Владимира. И думается, что многие вспомнят ту дату, которую мы с вами будем праздновать в этом году — 1000-летие со дня успения святого князя Владимира.

Статья подготовлена иеромонахом Мелхиседеком (Гордиенко)Использованы материалы Игоря Осипчука и Михаила Васильева

Внешняя политика князя Владимира

Князь Владимир был сильным и воинственным правителем, который вел активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствами он использовал как военную силу, так и дипломатические контакты.

В частности князь отвоевал в Польше захваченные ею Червенские города. Он также завоевал земли ятвягов — дикого, но мужественного литовского племени, обитавшего в лесах между Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимир уплатили дань все племена, обитавшие от Немана до Финского залива.

Киев за княжения Владимира поддерживал связи с Западом, начатые еще Ольгой. Дважды посещали киевского князя (в 988 и 991 гг.) Послы Папы Римского. В994 и 1000 посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократные обмены посольствами с Германией.

Стремясь защитить южные границы Киевской Руси, кроме военных походов против печенегов, князь заключил мир с болгарами. Они торжественно обещали жить с Киевом дружно и подтвердили свои слова клятвой: «Разве тогда нарушим договор свой, как камень плавать, а хмель тонуть в воде ». В своих отношениях с Византией князь Владимир стремился наладить добрососедские отношения, которые основывались на общей вере. При этом он успешно предотвратил попытки византийцев сделать Киевскую Русь зависимой от себя государством. Наладил связи с Папой Римским, он заставил Византию, которая не желала расширения сферы его влияния на Русь, относиться к русичей, как к равным.

Владимир хорошо понимал важность традиционной для того времени практики, так называемой «брачной дипломатии », и активно ее применял для поддержания стабильных отношений с другими странами. Каждый такой брак с представителями правящих династий европейских стран был своеобразной печатью, которая закрепляла политический союз

Старший сын Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, Ярослав стал зятем шведского короля Олафа. Одна дочь Премислава была замужем за венгерским королем Владиславом Лысым, а вторая – с чешским королем Болеславом Рыжим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector