Самые старые православные храмы россии и всего мира
Содержание:
- От дерева к камню
- Собор Святого Петра
- О чем рассказывают мозаики и росписи
- Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
- Древнерусские храмы
- Зал Анналов
- Ахменну и Ботанический зал
- Реконструкции
- Храм Амада
- Церковь Святого Петра и Павла
- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
- Хаджар-Ким и Мнайдра
- Эчмиадзинский кафедральный собор
- Храм Амона
- Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
- Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
- Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
- Русский классицизм в тверском бездорожье
От дерева к камню
Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.
История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.
Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра – крупнейшее католическое строение в мире. Он находится в сердце Ватикана и имеет богатую историю. Изначально собор был небольших размеров и первый его камень заложили рабочие по приказу христианского императора Константина. Центральный алтарь религиозного строения, согласно преданиям, находится над останками святого Петра, который в 66 г. нашей эры умер мучеником в цирке Нерона.
В 1506 году собор начали перестраивать и увеличивать в размерах. Над его эскизом работало более дюжины архитекторов, включая Микеланджело и Джованни Джокондо. Сегодня здание вмещает 15 тысяч человек, а на площади, прилегающей к нему, размещается свыше 60 тыс. молящихся.
О чем рассказывают мозаики и росписи
Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры.помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.
Древнерусские храмы
В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.
Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:
- однокупольный — это символ единства Бога;
- три элемента — Пресвятая Троица;
- 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
- 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.
Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи
Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.
Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.
Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.
Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.
Зал Анналов
Как уже говорилось, не все пилоны Карнакского храма Амона сохранились одинаково. От шестого столба почти ничего не осталось. Лишь в его нижней части можно прочесть списки африканских и азиатских народов, покоренных фараоном Тутмосом III. Зато располагающийся за пилоном Зал Анналов1 донес до нас сведения из военной истории Древнего Египта. На стенах этого зала запечатлены многочисленные подвиги Тутмоса III.
Украшали Зал Анналов два геральдических столба: один из них изображал папирус, священное растение Нижнего Египта, другой — лилию, священное растение Верхнего. Вместе они демонстрировали единение страны под властью великого фараона.
Лилия — священное растение Верхнего Египта
Позже в этом зале, уже при фараоне Тутанхамоне, установили колоссальные статуи бога Амона и богини Амаунет — его женской ипостаси.
Заметки летописца Чанини
Дошедшей до нас подробной историей походов Тутмоса III мы обязаны его личному летописцу Чанини. Сопровождая царя во всех его военных кампаниях, Чанини записывал подробности на кожаных свитках. Затем эти заметки перенесли на каменные стены Зала Анналов.
Ахменну и Ботанический зал
Тутмос III старался во всем перещеголять свою мачеху. Благодаря ему Карнак пополнился уже упомянутым Залом Анналов и многими другими сооружениями.
Одним из первых в Карнаке Тутмос III воздвиг большой юбилейный храм под названием Ахменну, что в переводе означает «блистательный памятниками». Царь лично участвовал в разработке плана этой изящной постройки. Колонны Ахменну уникальны по форме и представляют собой имитацию расписных столбов паланкина фараона, под сенью которого происходила церемония Сед — ритуал обновления жизненных сил царя.
В юго-западной части храма Тутмос III распорядился высечь перечень всех своих предков-фараонов. Тем самым царь, не слишком благородный по рождению, стремился обосновать свое право на трон развернутой генеалогией. Этот перечень носит название Царского списка Карнака и ценен для историков.
Посетив Ахменну, обязательно побывайте в так называемом Ботаническом саду, или Ботаническом зале, — одном из самых известных солнечных залов Карнака. Стены его украшены изображениями сотен видов растений и животных, в том числе весьма экзотических. Эти виды обитали не только в долине Нила, но и в землях, где воевал Тутмос III.
Зал, который строили три фараона
Не год и не два потребовалось, чтобы возвести великий гипостильный зал Карнакского храма. Несколько царей сменили друг друга при создании этого громадного помещения. Первые 12 колонн центрального нефа поставили при фараоне Аменофисе III. Фараон Рамзеc I начал украшение храма. Эти грандиозные работы продолжили Сети I и Рамзеc II.
Реконструкции
Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою
Второй храм (1630-е—1828)
По инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.
Третий храм (1842—1928)
Десятинная церковь в XIX веке
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.
В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы. Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 годах после окончательного сноса новой церкви.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
26 ноября 1996 года Национальный банк Украины ввёл в оборот две юбилейные монеты «Десятинная церковь» (из серебра и из медно-никелевого сплава), посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.
Планы строительства нового храма
Серебряная монета, посвящённая тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве
В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Позже, однако, им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку. Инициатива УПЦ МП не нашла полной поддержки общества и подвергалась критике в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна.
24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов строительства храма на фундаменте Десятинной церкви.
С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра всеми желающими.
Храм Амада
Амада – древнейший и знаменитый храм в Нубии (Египет). Он построен по приказу фараона Тутмоса III и посвящен богу Ра-Хорахти и Амону. После Тутмоса III улучшением и расширением храма занялся Аменхотеп II. Его покрыли настенными рельефами, надписями и изображениями божеств. Когда к власти пришел Эхнатон, все, что было связано с Амоном, в храме уничтожили. Восстановлением здания через несколько лет занялся Сети I.
Сейчас храм Амада считается популярным туристическим местом и уникальным наследием древнеегипетской культуры. Несмотря на то, что со дня его последнего восстановления прошли сотни лет, он хорошо сохранился.
Церковь Святого Петра и Павла
Другое название лютеранской церкви, находящейся в центре Санкт-Петербурга, – Петрикирхе. Это здание считается одним из древнейших действующих религиозных строений в России и странах СНГ.
Решение о возведении лютеранской церкви на Руси принял Петр II. Он преподнес ее в качестве подарка лютеранской общине. Названо строение в честь апостолов Петра и Павла, так как первый камень в фундамент церкви заложили как раз в праздник этих святых. Изначально здание было из кирпичей, а его башенки – из дерева. Позже в целях защиты памятников архитектуры от пожаров и разрушения деревянные части были снесены, а на их месте появились каменные пристройки.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.
Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.
Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.
Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.
Хаджар-Ким и Мнайдра
Эти два храмовых комплекса построены на Мальте в одну эпоху и расположены неподалеку друг от друга. Они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и входят в ТОП самых посещаемых туристами мест на планете.
Мнайдра построили из блоков кораллового известняка. Этот материал гораздо тверже и прочнее, чем глобигериновый известняк, из которого сделан Хаджар-Ким. Благодаря этому Мнайдра сохранилась лучше.
Много лет историки не могли разобраться, действительно ли Мнайдра служила местом для религиозных обрядов или нет, так как все ее постройки расположены по астрономической ориентировке. Считается, ее основным предназначением было наблюдение за космическим объектами и определение погодных условий.
Эчмиадзинский кафедральный собор
Собор является главным храмом Армении и престолом Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. В 2000 году его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и назвали одним из древнейших христианских религиозных сооружений на планете.
История строительства храма крайне печальная. На его месте в IV-V веках по приказу царя Трдата III забили насмерть 25 женщин-инокинь. Бог наказал правителя и тот сошел с ума. Меж тем, пленник-христианин Григорий вылечил его от сумасшествия и получил звание Просветитель. Трдат III признал величие Господне и построил огромный храм, который после назвали Эмчиадзинским кафедральным собором.
Храм Амона
Ипет Сут, что в переводе означает «самое совершенное место», — храм Амону, величайший из памятников Карнакского комплекса. Значительная часть строений хорошо сохранилась, так что современный человек может представить, как выглядело это место в древности.
Амон-Ра часто изображался в виде овна. Статуя из Карнакского храма
Ипет Сут — самый большой по площади храм древнего мира, который непрерывно строился в течение… 2 тыс. лет! Основные постройки возвели несколько фараонов, но буквально каждый из царей, вступая на трон, добавлял храму то статую, то пилон, то новое помещение, а кто-то перестраивал и расширял старые сооружения. В результате на территории Ипет Сут путешественник сразу встречается с самыми разными деятелями XVI–XI в. до н. э.: с завоевателем Тутмосом III и царями-захватчиками гиксосской династии, с Рамзесом II Великим и юным Тутанхамоном, с нубийским царем Тахаркой и наследниками Александра Македонского — Птолемеями…
Вход в храм ведет через первый, незаконченный пилон высотой 40 м, заложенный фараоном ХХХ династии Нектанебом I. Туристы порой недоумевают: почему вход-то в Ипет Сут ничем не декорирован и кажется недостроенным? Видимо, когда-то здесь был другой вход, но Нектанеб I решил его расширить. Однако Древний Египет уже клонился к упадку, и, видимо, просто не хватило сил на столь грандиозный проект…
Всего пилонов, в качестве украшения врезающихся в теменос — стену, окружающую храм, целых десять. Не все они, правда, сохранились в одинаковом состоянии. Некоторые требуют серьезной реставрации. Шесть из десяти пилонов расположены с запада на восток вдоль главного входа в Ипут Сут, приветствуя входящих с высоты своего величия.
Проходя через ворота, путешественник выхватывает взглядом невероятную перспективу: уходящие вглубь храма дворы и залы. Там, за лесом колонн, через 260 м от входа, находятся святилища Амона.
Сам храм состоит из трех частей: перистильного двора, гипостильного зала и святилища бога Амона. Доступ в святилище был возможен только фараону и верховному жрецу. В гипостильный зал, по которому среди колонн бродят туристы со всего света, некогда могли входить только самые знатные египтяне, включая родственников фараона.
Египетские древности в Европе
Не все памятники Карнакского храма остались в Египте. Например, храм Сети II, посвященный Амону, Мут и Хонсу, некогда украшали прекрасные колоссы царя. Но они еще в XIX в. были вывезены в Европу. А два гранитных сфинкса, найденные на территории Фив, украшают набережную Невы у здания Академии художеств Санкт-Петербурга.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.
В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.
Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.
В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.
Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.
В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.
Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.
В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.
Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Церковь Бориса и Глеба села Кидекша
Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.
Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.
В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.
В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.
Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.
Русский классицизм в тверском бездорожье
1 / 5
Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год
Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»
2 / 5
Восточный фасад церкви BankGorodov.RU
3 / 5
Восточная сторона основного объема церкви BankGorodov.RU
4 / 5
Колоннада церкви BankGorodov.RU
5 / 5
Колокольня BankGorodov.RU
Тему усадебных церквей, строившихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимирская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.
В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.
Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.
спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ
Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область
Пять историй с видео и музыкой