Церковь иоанна предтечи в керчи
Содержание:
- История основания храма
- Современная церковь святителя Луки
- Где находится храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
- Храмы Керчи разных конфессий
- Храм Андрея Первозванного
- История храма
- Реконструкции храма Иоанна Предтечи в XIX и XX веках
- В царской России
- Православная Жизнь
- Интересные факты о церкви
- История храма
- Храмы России
- Восстановление храма
История основания храма
Время создания храма точно не определено. Возможная дата относится к промежутку в два столетия, между началом VIII и концом IX века.
О православном Крыме:
- Преображенский мужской монастырь в Крыму
- Мужской монастырь святого Лазаря
- Мужской монастырь Саввы Освященного
На одной из церковных колонн есть греческая надпись: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Это 752 год н.э. Поэтому, условно церковь относят к VIII веку.
Однако, историки считают, что колонна осталось от другого, более древнего храма, который стоял на этом же месте, а затем был разобран за ветхостью. Вместо него построили церковь Иоанна Предтечи, скорее всего, в IX или даже в X веке.
Интересно! Историки соотносят появление храма с освобождением Крыма от хазар и возросшим влия нием Византии в этих землях. Мастера, вероятней всего, были присланы из Константинополя.
Современная церковь святителя Луки
В 2000 году новая церковь была освящена в честь святого Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого), уроженца Керчи. Работы по ее благоустройству продолжались и далее. А сегодня храм – типичный образец зажиточной современной церкви. В нем много икон с богатыми окладами.
Своеобразной местной особенностью является традиция праздничного украшения икон и прочей символики цветами (по всем правилам флористики). Территория храма удачно озеленена и украшена, возле него разбиты отличные клумбы. Кованая ограда тоже выглядит и эстетично, и солидно. Средства на благоустройство дали такие солидные организации, как Керченский порт и «Керчьрыбпром». В 2010 году к церкви пристроили часовню (в честь Почаевской иконы).
Прихожанами храма являются верующие жители микрорайона Марат, а также и приезжие верующие, прибывшие в Керчь по делам, в гости или на отдых. Как продвинутая современная организация, храм имеет собственный сайт, на котором можно узнать расписание богослужений и даже заказать молебен либо панихиду.
Здесь активно занимаются распространением информации о православии. При храме действует православно-просветительский центр, в составе которого воскресная школа и физкультурный клуб для детей. Есть здесь и библиотека религиозной литературы. В структуру центра входит также и музей святого Луки.
Да, это в первую очередь религиозное учреждение, и экспозиция музея более ориентируется на рассказ о церковной карьере и достижениях святого, но и атеистам там найдется, что посмотреть. Им, конечно, не слишком интересен святой Лука, но вот хороший хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий вполне может их заинтересовать. Кроме того, в коллекции музея есть много уникальных фотографий с видами дореволюционной Керчи.
Понятно, что возможности посещения храма несколько ограничены дресс-кодом (включающим женские платки). Есть у него и время работы (лучше уточнять на сайте). Но в принципе в храм может войти и интересоваться всем, что в нем есть, любой желающий. Церковь организовывает сюда паломничества.
Где находится храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи
Прямо у горы Митридат в самом центре Керчи Находит старинная церковь Иоанна Предтечи. Это настоящая жемчужина архитектуры и образец зодчества, постройка представляет образец византийской архитектуры. Стоит отметить, что данный памятник архитектуры является самым древним христианским храмом не Только в России или на крымском полуострове, но и в Европе. Он заметно выделяется от других старинных церквей своим нарядным живописным обликом.
Найти на карте
Что касается внешнего вида постройки, то это трехапсидный храм, имеющий один плоский купол, который опирается на крестообразные своды. Их поддерживают четыре крепкие столба. Всю эту конструкцию укрепляют колонны, которые венчаются византийско-коринфскими капителями.
Если обратить внимание на кладку стен храма, то сразу бросается в глаза использование технологии чередования красного и белого кирпича. Подобная техника встречается только в византийской архитектуре
На современном языке такое решение называют «слоеный пирог», однако это добавляет кладке красоту, эффектность, неординарность. Плюс ко всему такое решение возведения храма обеспечивает ему максимальную прочность и сейсмическую выносливость. Поэтому не удивительно, что старинная постройка смогла сохраниться до нашего времени.
Храмы Керчи разных конфессий
Католический костел Успения Божьей матери – один из старейших храмов Керчи. Его возведение пришлось на тридцатые годы девятнадцатого века. В 1840 году он был открыт для вложившей в строительство собственные средства итальянской общины города. Как и многие другие храмы страны, после революции не работал по прямому назначению. В девяностых годах прошлого столетия храм, представлявший собой ветхое, серое здание, передан католической общине, которая провела реставрационные работы. Костёл реставрирован и вновь принимает прихожан. Расположен костёл Успения Божьей Матери в центре города на улице Театральной напротив Театра А.С. Пушкина.
Небольшая армянская церковь Святых Архангелов была открыта в 1857 году. После революции здесь помещался кинотеатр «Пионер». В начале девяностых годов прошлого века здание передано первоначальному владельцу – армянской общине Керчи. Церковь Святых Архангелов находится на пересечении улиц Театральная и Володи Дубинина совсем недалеко от католического костёла.
Мечеть Джума Джами – единственный храм Керчи, принадлежащий мусульманской общине. Построенная ещё в девятнадцатом веке, мечеть была сильно повреждена во Вторую мировую войну, а после её окончания татарское население было депортировано в Казахстан. Мечеть осталась без прихожан и была отдана под кинотеатр. В настоящее время ведётся частичная реставрация Джума Джами, но до окончания её далеко. В 2015 году на здание был поставлен купол. Найти эту мечеть можно на пересечении улиц Пушкина и Гоголя.
И старые, и новые храмы Керчи определяют сегодня архитектурный лик города. Старые церкви не забываются и реконструируются, новые периодически возникают на радость религиозным общинам. Духовная жизнь Керчи налаживается.
olegman37
Храм Андрея Первозванного
Храм Андрея Первозванного, возвышающийся над кронами деревьев в Комсомольском парке, оказывается, был построен совсем недавно, однако история его начинается в 1893 году.Именно тогда под покровительством керченского купца Андрея Андреевича Золотарёва и был возведен храм. Примечательно, что посвятили его именно Андрею Первозванному благодаря христианской истории, согласно которой отправной точкой в мировом путешествии этого святого стала Керчь, а совпадение с именем Золотарёва тем более не оставило никаких сомнений. Спустя 30 лет, как и многие церкви в советские времена, храм был закрыт, с приходом войны — частично разрушен, а после освобождения города, и вовсе снесен. Только в 1994 году община имени апостола Андрея Первозванного была возрождена, а через 2 года в её владения передали и невзрачное одноэтажное здание возле Дворца пионеров, лишенное всяких благ цивилизации. Однако несмотря на это, церковь уже с первых служб была переполнена и не могла вместить всех прихожан. А те, в свою очередь, собственными силами старались обустроить святое место. В декабре 2007 года начались масштабные земляные работы, а 6 января 2013-го в свежепостроенном здании храма уже состоялось первое богослужение.
История храма
Среди историков до сих пор нет единого мнения о конкретной дате возведения собора. Согласно найденным археологическим артефактам, церковь была предположительно возведена в период с VIII по IX век. Подтверждением служат греческая надпись на одной из колонн и обнаруженные в кладке стен амфоры, которые использовались в качестве элементов акустической системы сооружения.
По одному из религиозных преданий, строительство церкви берет начало с благословения апостола Андрея Первозванного. Он жил в I веке нашей эры и прибыл в город Пантикапей (Керчь) для проповедования веры Христовой в Скифии.
Во время господства Генуэзской Республики на берегах Черного моря святыня пользовалась особой популярностью. Неспроста Керченский пролив назывался в честь Святого Иоанна. Первое письменное упоминание о храме датируется 1334 годом, когда сюда прибыл знаменитый арабский путешественник и купец Ибн Баттута.
В период существования Крымского ханства и Османского владычества христианскую святыню превратили в мусульманскую мечеть. Настенные фрески были варварски выскоблены либо замазаны штукатуркой, зато сооружение осталось целым и невредимым.
После присоединения полуострова к Российской империи церковь стала вновь православной. Последовала череда переделок и реконструкций здания, был пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле и колокольня.
Вплоть до 20-х годов XX столетия собор оставался крупным религиозным центром греческой общины. При нем работали греческие и русские приходские школы. Огромное количество паломников и прихожан стекалось сюда на религиозные праздники и литургии.
Во время становления советской власти Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи разделил судьбу многих православных святынь того времени — его закрыли, но не разрушили.
Великая Отечественная война принесла сооружению главные неприятности. Боевые действия и пожары нанесли существенный урон зданию, вследствие чего непоправимо были утеряны многие священные реликвии, иконы и позолоченный иконостас XVIII века.
Частично разрушенное строение, заросшее кустами, производило удручающее зрелище. Очередное возрождение святыни началось в 60-70-х годах XX века, когда ей присвоили статус памятника архитектуры республиканского значения.
Профессиональным реставраторам, художникам и зодчим удалось сохранить первозданные архитектурные детали, заменить разрушенные материалы и воссоздать живописные элементы строения. Богослужения в многострадальном соборе возобновились лишь в 90-х годах прошлого века.
Реконструкции храма Иоанна Предтечи в XIX и XX веках
Новая русская администрация Крыма не признавала принципы турецкой застройки городов, поэтому они активно перестраивались в соответствии со вкусами по европейски образованных российских архитекторов. Керчью занялся одессит Франсуа Шаль, по проекту которого старая турецкая церковь была разобрана. Интересно, что эта крепость была построена так, что храм Иоанна Предтечи оказался на земляном валу, что сильно затрудняло попадание в него.
На месте мусульманской твердыни была разбита площадь между горой Митридат и морем, центральной частью и украшением которой стал храм Иоанна Предтечи. Параллельно ведутся работы по перестройке здания церкви. В 1834 году к нему пристраивают западный притвор с тремя нефами, для чего разобран старый нартекс (в принципе, тот же притвор, только не отделяемый от пространства храма дверьми), десятью годами позже – колокольня (архитектор Александр Дигби) и притвор с северной стороны (архитектор А. Карапетов).
В 1896 году была построена часовня с той же северной стороны здания. Таким образом, храм Иоанна Предтечи принимает свой современный вид, в котором гармонично соединены древний византийский храм и пристройки девятнадцатого века. Старая часть представляет собой трёхапсидное четырехстолпное помещение. Оригинальная кладка старой постройки представляет собой красивое чередование известняковых плит и обожженного кирпича (плинфы).
Подобная же кладка используется и в оформлении арок. Её же можно увидеть и в кладке барабана купола над его узенькими светонесущими окнами. Со сложностями воссоздания техники получения обожженных кирпичей столкнулись советские реставраторы в двадцатом веке. Однако эта техника не была чем-то необычным, существующие византийские храмы и храмы Древней Руси изобилуют примерами её применения. Полусферический купол с крестом был единственным, располагался он в центре креста.
Ну а сама церковь так и осталась в пользовании греческой общины Керчи, которая была на то время довольно многочисленной.
Главный престол храма, как и он сам, назывался в честь Иоанна Предтечи. Алтарь был изготовлен ещё в восемнадцатом веке, иконостас блистал позолотой. Второй престол был назван в честь святой Екатерины. Самой значительной и старой была икона Иоанна Предтечи, мастерством росписи славились иконы Спасителя и Божьей Матери. Множество ценных реликвий, икон, дорогой утвари, книг, древних свитков было собрано клиром и общиной, однако всё это сгинуло в Гражданскую и Великую Отечественную войны. Среди пропавших ценностей было Евангелие одиннадцатого века.
Древность храма Иоанна Предтечи и стала спасительницей этого памятника культуры в советскую эпоху. Церковь мыслилась как уникальный археологический объект, нежели как место отправления религиозных обрядов. Поэтому оно осталось стоять там, где его застала революция. Однако и должного внимания храму никто не уделял.
И только в начале семидесятых годов прошлого столетия храм Иоанна Предтечи решено было реконструировать. На то время он стоял посреди продуктового рынка, забытый и заброшенный. Главным архитектором была назначена Е.Лопушинская. Задумать и спроектировать оказалось легче, чем осуществить на деле. Здание сильно осунулось, все части храма, а в особенности купол, держались на честном слове. Поэтому для начала нужно было устанавливать поддерживающие конструкции и укреплять ветхие несущие стены здания церкви и колокольни. Реставрационные работы велись со скрупулёзной тщательностью, несмотря на то, что перед мастерами был объект чуждого советской идеологии религиозного характера.
Материалы старались подбирать в точности такие, какие использовались средневековыми зодчими, детали по возможности изготавливали в точном соответствии оригиналу. Удалось сохранить частично внутреннюю отделку с росписями. Был даже поставлен крест на купол, что вовсе выходило за рамки целей реставрационной бригады.
Архитектурные элементы храма Иоанна Предтечи |
В девяностых годах храм Иоанна Предтечи был передан православной церкви. Возобновились богослужения, у церкви появился приход.
В царской России
В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.
Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный, по другой — пророк Господень Иоанн.
Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция — наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.
До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.
Читайте о крымском святителе:
- Икона Луки Войно-Ясенецкого
- Молитва Луке Крымскому перед операцией
- Акафист святителю Луке
Православная Жизнь
Храм Святого Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма. Памятник византийского зодчества.
Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.
Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.
Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.
Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).
Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.
Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.
Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.
К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.
В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.
В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.
Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.
Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V — начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте. Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, — исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.
Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.
По материалам azbyka.ru
Интересные факты о церкви
Многочисленные туристы и паломники приезжают в портовый город Керчь, чтобы увидеть своими глазами шедевр византийской архитектуры.
Стоит выделить следующие занимательные сведения о соборе, которые только усиливают желания посетить удивительный храм:
- возраст древнейшего сооружения — без малого полторы тысячи лет. Переступив порог церкви, посетители невольно оставляют все земные заботы и погружаются в благоговейное безмолвие;
- реставраторам и архитекторам удалось сохранить фундамент, северную стену с оригинальной кладкой и крестово-купольную планировку сооружения XI века нашей эры;
- в стену храма были вмонтированы пустые амфоры, чтобы усилить акустику и донести слова проповедей до каждого прихожанина;
- большинство первозданной фресковой росписи было уничтожено в период Османского владычества на территории Крыма;
- во время одной из реконструкций собора ученые обнаружили под слоем штукатурки фрагменты изображения фигур двух святых — предполагается, что авторами фресок являлись ученики легендарного византийского художника Феофана Грека;
- в прошлые времена в торжественные религиозные дни к храму устремлялись многочисленные паломники, чтобы увидеть уникальную реликвию — камень с углублением в виде человеческой стопы. По местным преданиям, след приписывали Андрею Первозванному либо Предтече Господнему. В отпечаток наливали воду и верующие отпивали ее для исцеления от недугов;
По описанию крымского историка XIX века Х. Зенкевича, в соборе хранились уникальные христианские реликвии. Среди них:
- позолоченный дубовый иконостас;
- рукописи XI-XII веков;
- образы Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи.
Старинные иконы были помещены в киоты, обрамленные драгоценными камнями. К сожалению, до современных дней религиозные артефакты не сохранились.
История храма
Среди историков до сих пор нет единого мнения о конкретной дате возведения собора. Согласно найденным археологическим артефактам, церковь была предположительно возведена в период с VIII по IX век. Подтверждением служат греческая надпись на одной из колонн и обнаруженные в кладке стен амфоры, которые использовались в качестве элементов акустической системы сооружения.
По одному из религиозных преданий, строительство церкви берет начало с благословения апостола Андрея Первозванного. Он жил в I веке нашей эры и прибыл в город Пантикапей (Керчь) для проповедования веры Христовой в Скифии.
Во время господства Генуэзской Республики на берегах Черного моря святыня пользовалась особой популярностью. Неспроста Керченский пролив назывался в честь Святого Иоанна. Первое письменное упоминание о храме датируется 1334 годом, когда сюда прибыл знаменитый арабский путешественник и купец Ибн Баттута.
В период существования Крымского ханства и Османского владычества христианскую святыню превратили в мусульманскую мечеть. Настенные фрески были варварски выскоблены либо замазаны штукатуркой, зато сооружение осталось целым и невредимым.
После присоединения полуострова к Российской империи церковь стала вновь православной. Последовала череда переделок и реконструкций здания, был пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле и колокольня.
Вплоть до 20-х годов XX столетия собор оставался крупным религиозным центром греческой общины. При нем работали греческие и русские приходские школы. Огромное количество паломников и прихожан стекалось сюда на религиозные праздники и литургии.
Во время становления советской власти Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи разделил судьбу многих православных святынь того времени — его закрыли, но не разрушили.
Великая Отечественная война принесла сооружению главные неприятности. Боевые действия и пожары нанесли существенный урон зданию, вследствие чего непоправимо были утеряны многие священные реликвии, иконы и позолоченный иконостас XVIII века.
Частично разрушенное строение, заросшее кустами, производило удручающее зрелище. Очередное возрождение святыни началось в 60-70-х годах XX века, когда ей присвоили статус памятника архитектуры республиканского значения.
Профессиональным реставраторам, художникам и зодчим удалось сохранить первозданные архитектурные детали, заменить разрушенные материалы и воссоздать живописные элементы строения. Богослужения в многострадальном соборе возобновились лишь в 90-х годах прошлого века.
Храмы России
Российская федерация
Российская империя |
География | Фотографии | Храмы на карте |
При составлении географического каталога за основу взято административно-территориальное деление Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года. Для упрощения поиска многие города областного подчинения, закрытые административно-территориальные образования и проч. отнесены к административным районам, центрами которых они являются или территории которых их окружают.
режим просмотра: | Показаны все объекты |
Скрыть несохранившиеся объекты |
объектов | дополнительно |
всего: | 29045 |
Алтайский край | 147 |
Амурская область | 8 |
Архангельская область | 910 |
Астраханская область | 55 |
Белгородская область | 233 |
Брянская область | 429 |
Владимирская область | 1078 |
Волгоградская область | 153 |
Вологодская область | 869 |
Воронежская область | 236 |
Забайкальский край | 20 |
Ивановская область | 667 |
Иркутская область | 79 |
Калининградская область | 83 |
Калужская область | 946 |
Камчатский край | 4 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9 |
Кемеровская область | 180 |
Кировская область | 404 |
Костромская область | 931 |
Краснодарский край | 482 |
Красноярский край | 225 |
Курганская область | 232 |
Курская область | 159 |
Ленинградская область | 603 |
Липецкая область | 308 |
Магаданская область | 10 |
Москва | 1595 |
Московская область | 3917 |
Мурманская область | 109 |
Нижегородская область | 767 |
Новгородская область | 429 |
Новосибирская область | 237 |
Омская область | 182 |
Оренбургская область | 157 |
Орловская область | 402 |
Пензенская область | 226 |
Пермский край | 541 |
Приморский край | 41 |
Псковская область | 604 |
Республика Адыгея | 19 |
Республика Алтай | 71 |
Республика Башкортостан | 136 |
Республика Бурятия | 54 |
Республика Дагестан | 2 |
Республика Ингушетия | 4 |
Республика Калмыкия | 10 |
Республика Карелия | 423 |
Республика Коми | 182 |
Республика Крым | 200 |
Республика Марий Эл | 143 |
Республика Мордовия | 353 |
Республика Саха (Якутия) | 21 |
Республика Северная Осетия — Алания | 24 |
Республика Татарстан | 536 |
Республика Тува | 4 |
Республика Хакасия | 28 |
Ростовская область | 169 |
Рязанская область | 648 |
Самарская область | 658 |
Санкт-Петербург | 467 |
Саратовская область | 131 |
Сахалинская область | 9 |
Свердловская область | 759 |
Севастополь | 65 |
Смоленская область | 454 |
Ставропольский край | 130 |
Тамбовская область | 321 |
Тверская область | 1487 |
Томская область | 96 |
Тульская область | 593 |
Тюменская область | 176 |
Удмуртская Республика | 166 |
Ульяновская область | 150 |
Хабаровский край | 11 |
Челябинская область | 321 |
Чеченская Республика | 1 |
Чувашская Республика | 111 |
Чукотский автономный округ | 1 |
Ярославская область | 1244 |
объектов | дополнительно |
всего: | 29045 |
Восстановление храма
Возрождение церкви началось в 1960-е гг., когда его объявили архитектурным памятником республиканского значения. Через десяток лет вслед за этим событием начались масштабные реставрационные работы, которые заняли четыре года. Сначала восстановили стены пристроек и колокольни, а лишь затем начали приводить в порядок древнее здание храма. Вследствие сильного оседания фундамента пришлось расчищать землю вглубь вокруг его основания.
Реставраторы постарались сохранить первозданные строительные и живописные элементы, максимально используя древние технологии и материалы.