Джотто ди бондоне

Захоронение и наследие

По словам Вазари, Джотто был похоронен в соборе Флоренции, слева от входа, на месте, отмеченном белой мраморной доской. По другим данным, он был похоронен в церкви Санта-Репарата . Очевидно противоречивые сообщения объясняются тем фактом, что останки Санта-Репарата находятся прямо под собором, и церковь продолжала использоваться, в то время как строительство собора продолжалось в начале 14 века.

Во время раскопок в 1970-х годах кости были обнаружены под мощением Санта-Репарата в месте, близком к месту, указанному Вазари, но без опознавательных знаков ни на одном из уровней. Судебно-медицинская экспертиза костей, проведенная антропологом Франческо Маллегни и группой экспертов в 2000 году, выявила некоторые доказательства, которые, казалось, подтверждали, что это кости художника (в частности, ряд химических веществ, включая и свинец , которые обычно встречаются в красках, который кости поглотили). Кости принадлежали очень низкому человеку, чуть более четырех футов ростом, который, возможно, страдал формой врожденной карликовости . Это подтверждает традицию церкви Санта-Кроче, согласно которой карлик, изображенный на одной из фресок, является автопортретом Джотто. С другой стороны, человек в белой шляпе, который появляется на Страшном суде в Падуе, также считается портретом Джотто. Внешний вид этого человека противоречит образу Санта-Кроче в плане роста.

Судебно-медицинская реконструкция скелета в Санта-Реперата показала невысокого роста человека с очень большой головой, большим крючковатым носом и одним глазом, более выдающимся, чем другой. Кости шеи свидетельствовали о том, что мужчина много времени проводил с запрокинутой головой. Передние зубы изношены таким образом, что часто держат щетку между зубами. На момент смерти мужчине было около 70 лет. В то время как итальянские исследователи были убеждены, что тело принадлежало Джотто и его с честью перезахоронили возле могилы Филиппо Брунеллески , другие были настроены весьма скептически. Франклин Токер, профессор истории искусств Питтсбургского университета, присутствовавший на первых раскопках в 1970 году, говорит, что это, вероятно, «кости какого-то толстого мясника».

Джотто — один из…

Джотто — представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции. Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор — реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Фреска, написанная самим художником

Примерно в 1303 году Джотто получил замечательное предложение — заказ расписать маленькую церковь, которая была построена в городе Падуе на римской Арене. Биограф Джото, точнее, один из его биографов Джорджо Вазари оставляет очень интересные сведения. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей. Точно так же, как в Средние века Андрей Рублёв писал сотоварищи, точно так же и на Западе церкви расписывал художник, имеющий большое имя, сотоварищи, то есть со своей художественной бригадой. «Поцелуй Иуды» — фреска, которую он писал сам. По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва, и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.

Интересные факты из жизни художника

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.

Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного.

Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем.

Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени.

В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью.

Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.

Картины Джотто ди Бондоне

Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)

Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).

Вид верхней церкви Сан-Франческо

К другим крупным работам Джотто относятся:

  • Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
  • Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
  • Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции

Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.

К самым известным относят:

  • Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
  • Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
  • Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
  • Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.

дальнейшее чтение

  • Бандера Бистолетти, Сандрина , Джотто: полный каталог (I gigli dell’arte; 2) Cantini, Firenze 1989. ISBN  88-7737-050-5 .
  • Базиль, Джузеппе (a cura di), Джотто: gli affreschi della Cappella degli Scrovegni a Padova , Skira, Milano 2002. ISBN  88-8491-229-6 .
  • Беллози, Лучано , Ла Пекора ди Джотто , Эйнауди, Турин, 1985. ISBN  88-06-58339-5 .
  • де Кастри, Пьерлуиджи Леоне , Джотто Наполи , Электа Неаполь, Неаполь 2006. ISBN  88-510-0386-6 .
  • Коул, Брюс , Джотто и флорентийская живопись, 1280-1375 . Хью-Йорк: Харпер и Роу. 1976. ISBN  0-06-430900-2 .
  • Коул, Брюс, Джотто: Часовня Скровеньи, Падуя . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1993. ISBN  0-8076-1310-X .
  • Дербес, Энн и Сандона, Марк, ред., Кембриджский компаньон Джотто . Издательство Кембриджского университета 2004. ISBN  978-0-521-77007-1 .
  • Флорес Д’Арсе, Франческа , Джотто . Нью-Йорк: Абвиль, 2012. ISBN   .
  • Фругони, Кьяра , L’affare migliore di Enrico. Джотто и капелла дельи Скровеньи (Saggi; 899). Эйнауди, Турин, 2008. ISBN  978-88-06-18462-9 .
  • Gioseffi, Дечио , Джотто Architetto , Edizioni ди Comunità, Милан +1963.
  • Нуди, Чезаре , Джотто , (I sommi dell’arte italiana) Мартелло, Милан, 1958.
  • Лэдис, Эндрю , Джотто «O: повествование, фигурация и изобретательность в арене» , штат Пенсильвания, штат Пенсильвания, Университетский парк, Пенсильвания, 2009. ISBN  978-0271034072 .
  • Мейс, Миллард , Джотто и Ассизи , издательство Нью-Йоркского университета, 1960.
  • Пизани, Джулиано . I volti segreti di Giotto. Le rivelazioni della Cappella degli Scrovegni , Риццоли , Милан, 2008 г .; Editoriale Programma 2015, стр. 1–366, ISBN  978-8866433538 .
  • Раскин, Джон , Джотто и его работы в Падуе , Лондон, 1900 (2-е изд. 1905).
  • Тинтори, Леонетто и Мейс, Миллард, Картина из жизни Святого Франциска в Ассизи, с примечаниями к часовне Арены , издательство New York University Press, 1962.
  • Сирен, Освальд , Джотто и некоторые из его последователей (английский перевод Фредерика Шенка). Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс), 1917.
  • Вольф, Норберт, Джотто ди Бондоне, 1267-1337: Обновление живописи . Лос-Анджелес: Taschen 2006. ISBN  978-3-8228-5160-9 .

Биография Джотто ди Бондоне

Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.

По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.

По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.

В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец. Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто».

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок.1266-1337). Родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ, который был потрясен художественным талантом двенадцатилетнего мальчика, увидев, как тот рисует овцу на плоском камне. Чимабуэ уговорил отца одаренного ребенка позволить обучать его живописи. Однако о годах ученичества и раннем периоде творчества художника ничего не известно.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298 году в связи с выполнением им мозаики «Навичелла» в старом соборе Св. Петра в Риме. (К сожалению, она утратила свой первоначальный облик при перенесении из собора.) Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными работами мастера.

Стиль Джотто достиг зрелости во фресках Капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, умелая пластическая моделировка, четкость в построении пространства, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит, а также внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы Св. Марии Магдалины в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, обнаруженных под слоем штукатурки уже в XX веке, представлены сцены жития св. Франциска, композиционно перекликающиеся с фресками в Ассизи, а также эпизоды житий святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился лишь один — «Мадонна во славе» (ок. 1310).

Джотто был состоятельным человеком и хорошим семьянином: у него было шестеро детей. В последние годы жизни художник достиг вершины славы. В 1330 году неаполитанский король Роберт пожаловал ему титул придворного живописца, а в 1334 году художник был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

Джотто признан величайшим художником Раннего итальянского Ренессанса и истинным новатором живописи. Именно ему принадлежит честь основания итальянской школы живописи, преодолевшей жесткие каноны средневекового искусства.

Художник умер во Флоренции 8 января 1337 года.

Внешняя отделка

Нижние яруса колокольни, как мы упоминали ранее, выглядят более приземистыми. Они богато украшены резными плитами и барельефами. Работа над первым ярусом — заслуга мастера Джотто. На фоне серо-зеленого мрамора, зодчий распорядился разместить вертикальные картины из розового мрамора в белой окантовке. По центру каждой плитки располагаются медальоны, иллюстрирующие семь таинств и сцены из библии. Каждая из четырех стен башни украшена семью такими картинами-плитами.

Следующие ярусы кампанилы отделаны барельефами, которые родились в умелых руках Луки делла Робиа и Андреа Пизано. Талантливые художники показали в своих работах сложный путь прогресса человечества. Барельефы иллюстрируют генезис человека, а затем познание им ремесел, науки и культуры. Изображены вполне типичные для средних веков профессии: винодел, астроном, камнетес, пастух и т.п. Дела мирские разбавлены целой коллекцией добродетелей.

Один из ярусов лишен декоративных барельефов. По четыре плиты с каждой стороны сиротливо сияют ничем незаполненными рамками. Четвертый ярус башни лишился своих украшений – скульптур, воплощавших в камне библейских пророков. Работы зодчих Нино Пизано, Донателло, Андреа Пизано и Нанни ди Бартоло были определены в Музей Дуомо, где им гарантирована сохранность.

Яруса колокольни имеют явное горизонтальное разделение за счет мозаичных вставок, созданных братьями-художниками Космати. Три завершающих этажа башни имеют вытянутые окна в стрельчатых рамах. Снаружи эти окна отделаны лепниной, напоминающей витый шнур, что придает строению дополнительную элегантность. Легкость линий и ажурная внешняя отделка превращают кампанилу в нечто воздушное, сводя на нет тяжеловесный камень и огромную высоту.

Кстати, в музее при соборе можно увидеть рисунок, выполненный Джотто, изображающий общий вид колокольни. Нынешнее здание выглядит на порядок интереснее и изящнее задуманного. Тем не менее, башня носит имя художника и архитектора, положившего последние годы своей жизни на ее создание.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  • в Британской энциклопедии
  • в (на итальянском языке)
vтеДжотто
Картины
  • Святой Франциск получает стигматы
  • Бадиа Полиптих
  • Распятие в Падуе
  • Плач (Оплакивание Христа)
  • Огниссанти Мадонна
  • Стефанески Триптих
  • Берлинское Распятие
  • Страсбургское Распятие
  • Жизнь Христа
  • Святой Стефан
Мозаика
Архитектура
  • Кампанила Джотто ( Флоренция )
  • Ponte alla Carraia ( Флоренция )
Этот список работ, приписываемых Джотто, еще не исчерпывающий.
Авторитетный контроль
  • BNE :
  • BNF :
  • CANTIC :
  • GND :
  • ICCU :
  • ISNI :
  • LCCN :
  • MBA :
  • NDL :
  • NGV :
  • NKC :
  • NLA :
  • NLI :
  • NLK :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • РКД :
  • SELIBR :
  • SNAC :
  • SUDOC :
  • Тепапа :
  • Trove :
  • УЛАН :
  • VcBA :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities :

Джотто новатор! Джотто – режиссёр

На протяжении многих веков церковь оказывала влияние на изобразительное искусство, ограничивая его и не давая ему развиваться. Религиозные каноны Средневековья считали всё земное греховным и настойчиво навязывали мысль, что изображать разрешается только Бога, ангелов и святых. Чтобы, видя зримое, люди стремились к духовному.

Нередко Джотто называют реформатором. Но это не совсем верное определение, поскольку у Джотто не было ни задач, ни тем более полномочий проводить какие-то реформы. Он ни с кем не боролся и никому ничего не навязывал. Он просто начал рисовать по-другому – не по церковным правилам и канонам, а так, как видел и чувствовал, как подсказывали ему сердце и воображение.

Новаторство в наши дни связано в основном с экспрессией, которой пестрят выставки современного искусства. Но, в этом океане невообразимых фантазий есть «островок» настоящей живописи. Живописи, которая началась с Джотто, и которую увенчали великие произведения художников Высокого Возрождения. Чтобы научиться создавать живописные картины с естественными оттенками и глубинным пространством, необходимо применять комплексную методику, состоящую из 5 этапов:

Джотто обладал огромным талантом и природной интуицией, он видел в искусстве то, что было скрыто от других. Благодаря этому он практически в одиночку создал новые отношения между художником и обществом, побудил зрителя по-другому воспринимать живопись. В чем же новаторство, Джотто? Почему принято считать, что именно с него начинается современное европейское искусство?

Джотто ликвидировал двойственность, господствующую в христианском искусстве. Формой проявления веры для художника стала сама действительность, а не ирреальный мир, присущий итало-византийской живописи. Смело порывая с художественными канонами Средневековья, Джотто изображает евангельские сцены с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в драматичные, увлекательные рассказы. Художник впервые выступает как режиссер, который привносит в сюжет свое видение и свою интерпретацию происходящего.

Энергетика и напряжённость

Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу». Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение. Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.

Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба. По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна. В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.

Революционный художественный язык

Фрески в капелле Скровеньи считаются выражением художественной зрелости Джотто. Всего за несколько лет, освободившись от последних стилистических колебаний, ещё присутствовавших в Ассизи, он привнес в свои картины больше нюансов светотени, смягчил формы, приобрел большую уверенность в анатомической визуализации тел и в использовании интуитивной перспективы. Одним словом, Джотто посвятил себя, получив отличный результат, максимально натуралистической передаче реальной жизни.

Воображаемое пространство стало более рационально, архитектура — это уже не просто пространственные коробки или театральный фон иллюстрируемой сцены, а образ конкретной среды, в которой живут люди как в обычной жизни — в окружении сундуков, скамеек, полок, кроватей, штор и полосатых одеял. Образ персонажей естественно вписывается в окружающую их обстановку своей натуральностью. Редко в истории искусства художник склонен смотреть на своих божественных персонажей с таким снисхождением к их человеческой природе.

Такое приближение к реальной жизни ещё более удивительно, если учесть, что Джотто был средневековым художником, писавшем картины на религиозные сюжеты. Например, в сцене «Омовения ног» внимательный наблюдатель не может не заметить жеста апостола, который, перед приходом Иисуса, явно смутившись, от того, что ноги его грязны, пытается исправить ситуацию, вытирая их указательным пальцем руки между пальцев ног.

Джотто, Омовение ног, из Историй Христа, 1303-5. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла СкровеньиДжотто, Омовение ног, из Историй Христа, фрагмент

Ганс Гольбейн Младший (1497/1498 — 1543)

Немецкий художник Ганс Гольбейн Младший в 1532 году окончательно перебрался в Лондон. Ранее он уже провел здесь несколько лет при дворе короля Генриха VIII и теперь возвращался, чтобы стать придворным живописцем и быть подальше от религиозных столкновений протестантов и католиков, терзающих материковую Европу.

Одна из самых известных картин Гольбейна этого периода — «Послы» (написана в 1533 году). На ней изображены два человека: французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Лавора Жорж де Сельв. Огромное количество предметов, расположенных рядом с ними, указывает на их интерес к науке и различным искусствам. Общую симметрию картины нарушает странно вытянутый череп. Это анаморфоз — конструкция, которая складывается в отчетливую форму только под определенным углом зрения. Череп здесь — знак того, что в рутине дней смерть — лишь размытое пятно. Однако чтобы жить осмысленно, необходимо всегда помнить о смерти.

Ганс Гольбейн Младший, «Послы». (Pinterest)

Чума, которая при жизни художника в Лондоне вспыхивала с 1536 года, постоянно напоминала о бренности человеческого существования. В 1543 году она свирепствовала в городе особенно сильно. Мор продолжался до зимы. Ганс Гольбейн, всегда писавший других и никогда себя, за год до новой вспышки эпидемии неожиданно создал автопортрет. Художник не дал смерти навсегда стереть его лицо из памяти истории. Чума, вероятно, настигла Гольбейна между 7 и 29 ноября 1543 года. Живописец скончался в возрасте 45 лет. Место его захоронения неизвестно.

Творчество

Сведения о творчестве Джотто ди Бондоне не менее противоречивы, чем истории, связанные с обучением и становлением художественного вкуса. Наряду с десятками противоречивых фактов биографы распространили легенду о том, что однажды папа Бонифаций VIII через посланника попросил молодого художника нарисовать картину, чтобы оценить талант и способности для выполнения крупных и серьезных работ.

Фреска Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» / Капелла Скровеньи

Около 1282 года мастер с учителем Чимабуэ и многочисленными помощниками приступил к созданию изображений, иллюстрировавших сцены из жизни святых Исаака и Иакова, и поразил всех реалистичностью фигур и игрой равномерно распределенного естественного света.

Из-за того что документы францисканских монахов, относившиеся к периоду написания фресок, были уничтожены войсками Наполеона, неизвестно, какие персонажи принадлежат кисти Чимабуэ, а какие — ди Бондоне. Анализ, проведенный экспертами в 2002 году, подтверждает, что кисти Джотто принадлежат фрески, расположенные на нижнем ярусе храма.

Еще одним творением, созданным Джотто в конце 1280-х годов, стала картина «Бадия полиптих», украшавшая главный алтарь Флорентийского аббатства в Италии и сейчас хранящаяся в архивах всемирно известной галереи Уффици, после которой живописец прославился и получил работу в Падуе на росписи капеллы дель Арена. Приступив к заказу, ди Бондоне сделал акцент на Деве Марии и по старинной итальянской традиции воспроизвел сцены Благовещения и Страшного суда.

Картина Джотто ди Бондоне «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» / Web Gallery of Art

В отличие от предшественников, занимавшихся искусством настенной росписи, талантливый живописец отошел от текста и по-своему показал истории ангелов, апостолов и святых. Наделив героев настоящими человеческими чувствами, Джотто отошел от византийских канонов и произвел революцию во фресках «Рождество Богородицы», «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды и арест Христа», а также «Тайная вечеря», «Крестный путь», «Оплакивание Христа» и «Сошествие Святого духа».

Главным произведением, ознаменовавшим переход от готики к Ренессансу, стало полотно «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», широко известное под названием «Мадонна Оньиссанти»

Написанное для главного алтаря капеллы всех Святых во Флоренции, оно отличалось живостью и натурализмом за счет трехмерного изображения центральных и второстепенных фигур, а также использования меньшего пространства, подчеркивавшего важность человеческого тела в произведениях искусства

Картина Джотто ди Бондоне «Мадонна Оньисанти» / Web Gallery of Art

В начале 1330-х годов индивидуальный и неповторимый стиль живописи настолько прославил итальянского художника, что он получил место при дворе короля Неаполя, а затем стал главным архитектором в самом запоминающемся городе Тосканы. На этом посту ди Бондоне увековечил собственное имя в нижнем ярусе колокольни, находившейся на территории кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и после смерти мастера это здание стали называть кампанилой Джотто.

Последней работой Джотто, выполненной параллельно с возведением колокольни, стало украшение часовни главы администрации Флоренции, находившейся невдалеке от общественного здания Барджелло.

Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме. Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие. В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

Уникальная коллекция: «Великие художники». Джотто

Мы увеличиваем нашу коллекцию до 80 альбомов!

Еще 30 выдающихся имен!

51 Василий Тропинин 52 Антуан Ватто 53 Иван Билибин 54 Никола Пуссен 55 Густав Климт 56 Василий Верещагин 57 Василий Кандинский 58 Константин Коровин 59 Альфред Сислей 60 Илья Глазунов 61 Константин Маковский 62 Аполлинарий Васнецов 63 Ван Дейк 64 Игорь Грабарь 65 Александр Бенуа 66 Орест Кипренский 67 Кузьма Петров – Водкин 68 Владимир Боровиковский 69 Ян Вермеер 70 Федор Рокотов 71 Глазунов Илья 72 Якопо Тинторетто 73 Камиль Писсаро 74 Виктор Борисов – Мусатов 75 Джотто 76 Михаил Нестеров 77 Лукас Кранах Старший 78 Жан Энгр 79 Аркадий Пластов 80 Зинаида Серебрякова

Отец итальянской живописи Денис Корсаков, заместитель редактора отдела культуры «КП», — о своем любимом художнике:

Денис Корсаков

Заказать сейчас

— О жизни Джотто нам известно довольно мало: даже точная дата его рождения остается загадкой. Множество его картин утрачено, об авторстве других искусствоведы спорят веками. Лакуны в биографии за почти семь столетий, прошедших со дня его смерти, заполнились анекдотами и легендами. Рассказывали, например, что Джотто в детстве пас овец и от нечего делать рисовал их на скалах с помощью заостренных камней; проезжавший мимо живописец Чимабуэ, считавшийся в Тоскане одним из лучших, увидел мальчика, восхитился его наброском и взял в ученики. Ученик довольно быстро превзошел учителя (Данте через тридцать лет напишет в «Божественной комедии»: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, и живопись того затемнена»). Так или иначе, в конце XIII века Джотто, возможно, расписывал вместе с Чимабуэ стены церкви Св. Франциска в Ассизи, а в начале XIV, уже вместе со своими собственными учениками, приступил к главной работе всей жизни — росписи падуанской капеллы Скровенья. Яркие фрески, полные золота и лазури, изображают жизнь Христа и Девы Марии. Эти фрески навсегда изменили европейскую живопись. На стенах капеллы Скровенья Джотто совершил революцию: вместо статичных персонажей икон на его фресках были живые люди, к которым, казалось, можно прикоснуться. Они располагались среди настоящих скал, деревьев и зданий, их движения выражали живые и искренние эмоции; эти фигуры рассказывали историю, и рассказывали ее очень ясно и увлекательно. «Богослужение стремится к сохранению позы, символизм церковного обряда удерживается в некоторых положениях, занимаемых священнослужителями, и всякое движение в храме есть только тихий переход от одного такого положения к другому. Живопись Джотто похожа на богослужение, — писал Павел Муратов в «Образах Италии». — Старинное прозвание Джотто «отцом итальянской живописи» остается в полной силе и теперь. Джотто не только до конца исчерпал художественные возможности своей эпохи, но и последующие эпохи в искусстве были возможны только благодаря тому, что было сделано Джотто». Говорят, он был веселым и жизнерадостным человеком; в этом отношении он практически ничем не напоминал своего великого соотечественника и современника Данте Алигьери (впрочем, Джотто — автор единственного портрета, который можно с оговорками считать прижизненным портретом Данте). При этом, по свидетельству знакомых, художник, создавший самые прекрасные фрески своей эпохи, не отличался красотой (его называли «самым безобразным человеком во всей Флоренции»). Его многочисленные дети тоже были некрасивыми. («Я делал их в темноте», — оправдывался Джотто, когда Данте в шутку его в этом упрекнул.) Впрочем, и эта фраза, и сам факт дружбы и вообще знакомства Джотто и Данте являются недоказуемыми, непроверяемыми. Мы не можем даже с уверенностью говорить, что знаем, где именно в огромном флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре был похоронен Джотто. Его эпоха потонула во мраке, и туда же отправилось множество работ гениального художника. Но кроме мрака, есть еще золото и лазурь фресок в Падуе, Ассизи и Флоренции — и они, слава богу, до нас дошли. Cпрашивайте в киосках города!

«Великие художники». Джотто

Заказать сейчас

Дорогие читатели! Пропущенный том еще не потерян! Если вы не успели купить один или несколько томов, вы можете приобрести любой из вышедших альбомов в нашем фирменном магазине по адресу: Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1. Пн. — пт.: с 10.00 до 20.00; сб.: с 10.00 до 18.00. Без перерыва на обед. Проезд: ст. м. «Динамо», далее автобусом № 84 или маршрутным такси № 384 до остановки «Фабрика «Вымпел». По всем вопросам, связанным с коллекцией, обращайтесь по телефону. Также подробная информация об этой и других коллекциях размещена на нашем сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector