Украинская православная церковь — киевский патриархат — ukrainian orthodox church

«Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»

Иерей Александр Лапко, настоятель храма в  честь первосвященномученика Стефана, с. Чернятин, Винницкая обл.:

«Церковь в обществе не берет на себя какую-то отдельно взятую роль благотворительной организации или органа, оказывающего помощь. Церковь руководствуется Духом Святым и управляется через Святые Таинства.

Церковь является Телом Христа Спасителя, и главой Церкви есть Сам Иисус Христос, а мы – живые члены этого организма. Кроме того, в Церкви есть апостольская преемственность, и благодать была передана от Христа апостолам, а от апостолов – их ученикам, епископам и священникам, которые являются последователями.

Христос сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И еще: «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

По определению Вселенских Соборов, которые через апостольскую преемственность имеют благодать Святого Духа,  каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлученным от единства Вселенской Церкви.

Украинская Православная Церковь является одной из 15 канонических Церквей. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные.

В этом и есть главное отличие т.н. “Киевского патриархата” от канонических церквей – у них нет благодати Святого Духа, и отсутствует апостольская преемственность. Это самое основное. Как будто бы видимо похоже на общецерковное служение – даже есть такие раскольничьи общины, в которых служат на церковнославянском, но поминают не Патриарха, а раскольничьих иерархов. Эти службы не являются действительными, каноническими, потому что эти церкви не находятся в общении со Вселенской Церковью. Есть Апостольские правила, которые эти понятия регулируют. Для рядового человека, который никогда не соприкасался с церковными законами, это может быть очень сложно.

Поэтому важно понимать, что есть Церковь каноническая, законно унаследованная от Христа Спасителя, а есть церкви, ставшие на путь раскола и несогласия»

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты русские»
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты юго-западной Руси»

  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как «Россия,» «Руссия,» «Русь.»

  Бурега, В. В., «Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было,» 6 августа 2008, , Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

  Алатарцева, Ирина, сост., «Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»,» портал Русское воскресение,

  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной

Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см

Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. — Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко —

  По другим данным — с 1200.

Каноничность Таинств в УПЦ КП

Совершаемые Таинства имеют благодатность и спасительность только при православном исповедании веры и наличии апостольского преемства церковных иерархов. Исходя из нарушения этих условий Таинства, совершаемые в УПЦ КП, не каноничны.

Во-первых, в 2007 году «Украинская Православная Церковь» Киевского Патриархата утвердила Историко-Каноническую Декларацию, ставящую под сомнение чистоту веры у раскольников. Во-вторых, в УПЦ КП отсутствует апостольская преемственность. Это Церковь была образована мирянами без участия епископов. Как следствие, все совершаемые «Таинства» в Ней лишены благодати Святого Духа и недействительны. Это лишь внешнее повторение формы обрядов.

География благочиний

  • Голосеевское, Первое Дарницкое, Второе Дарницкое, Деснянское, Днепровское, Оболонское, Печерское, Подольское, Святошинское, Соломенское, Первое Шевченковское, Второе Шевченковское, Кладбищенское, Первое больничное, Второе больничное :

    г. Киев

  • Монастырское

Бородянское викариатство:

  • Первое Бородянское
  • Второе Бородянское
  • Иванковское:

    п. Иванков

  • Полесское

Обуховское викариатство:

  • Обуховское
  • Васильковское
  • Гребинковское
  • Калиновское
  • Украинское
  • Фастовское

Макаровское викариатство:

  • Макаровское
  • Бышевское
  • Белогородское
  • Боярское
  • Бучанское
  • Вишневское
  • Ирпенское

Приматы

Патриарх Филарет с Президентом Украины Петром Порошенко , 21 октября 2018 г.

После увольнения в 1992 году Archhierarch Синоде Украинской Православной Церкви, Украинской Митрополит Филарет создал Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП) под Патриарха Мстислава в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Мстислав никогда не одобрял объединение УАПЦ и УПЦ КП.

Патриарх Мстислав (Степан Иванович Скрипник) был Патриархом Киевским и всея Руси-Украины и предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата (УПЦ КП) с 1991 по 1993 год. После смерти Мстислава в 1993 году. временная уния прекратилась, и Украинская православная церковь — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь отделились. Предстоятели Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата продолжали носить титул патриарха:

  • Патриарх Владимир (Володомир Романюк) (1993–1995)
  • Патриарх Филарет (Филарет Денисенко), (1995 – настоящее время)

20 октября 2018 года УПЦ КП изменила титул своего предстоятеля на «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киевский — Мать городов Руси и Галицкого , Патриарх Всея Руси-Украины , Святейший архимандрит г. Свято-Успенская Киево-Печерская и Почаевская Лавра ». Сокращенная форма — «Святейший (имя) Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», а форма межцерковных отношений — «Архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси-Украины». Митрополит Иларион назвал присвоение титула «фарсом».

Список приматов

Митрополит Гедеон

Митрополит Варлаам

Митрополит Иоасаф

Архиепископ Варлаам

Митрополит Рафаил

Митрополит Тимофей

Митрополит Арсений

Митрополит Антоний

Митрополит михаил

Митрополит Константин

Митрополит Николай

Митрополит Алексий

Митрополит Иоанн

Митрополит Иоасаф

Митрополит Онуфрий

Митрополит Киевский, Галицкий и всея Малороссии

  • Митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский 1685–1690, первый Киевский митрополит Русской Православной Церкви , до 1688 года носил титул митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси.
  • Митрополит Варлаам 1690–1707 гг.
  • Митрополит Иоасаф 1707–1718 гг.
  • нет 1718–1722
  • Архиепископ Варлаам 1722–1730 гг.
  • Митрополит Рафаил 1731–1747 гг., До 1743 г. в качестве архиепископа.
  • Митрополит Тимофей 1748–1757 гг.
  • Митрополит Арсений 1757–1770, в 1767 году митрополит Арсений стал митрополитом Киевским и Галицким.

Примечание: в 1770 году юрисдикция канцелярии была снижена до управления епархией в качестве митрополита Киевского и Галицкого. Автономия была ликвидирована, а церковь была присоединена к Русской православной церкви .

Экзарх Украины

Из-за эмиграции митрополита Антония в 1919 году до Второй мировой войны Киевской епархией часто управляли временные епископы. Также из-за политической ситуации в Украине Русская Православная Церковь ввела новый титул в своей истории как Экзарх Украины, который до 1941 года не обязательно ассоциировался с титулом митрополита Киевского и Галицкого.

  • Митрополит Михаил (Ермаков) 1921–1929 (епископ Гродненский и Брестский, 1905–1921; архиепископ Тобольский, 1925; митрополит Киевский, 1927–1929)
  • Митрополит Константин (Дьяков) 1929–1937 (митрополит Харьковский и Охтырский, 1927–1934, митрополит Киевский 1934–1937)
  • никто 1937-1941, экзарх не был назначен

Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины

  • Митрополит Николай (Ярушевич)

    Во время Второй мировой войны на оккупированных нацистской Германией территориях Украины митрополитом Алексием была организована Украинская Автономная Православная Церковь , считавшая себя частью Русской Православной Церкви.

    1941–1944 гг.

  • Митрополит Иоанн (Соколов) 1944–1964 гг.
  • Митрополит Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966 гг.
  • Митрополит Филарет (Денисенко) 1966–1990 гг.

Митрополит Киевский и всея Украины

  • Митрополит Филарет (Денисенко) 1990–1992 гг.
  • Митрополит Владимир (Сабодан) 1992–2014 гг.
  • Митрополит Онуфрий (Березовский) 2014 – настоящее время.

Архиереи

митрополичья епархия Русской митрополии Конатантинопольского Патриархата

См. архипастырей Киевской митрополии

Киевская епархия Русской Православной Церкви

  • Варлаам (Ясинский) (31 августа 1690 — 22 августа 1707)
  • Иоасаф (Кроковский) (15 августа 1708 — 1 июля 1718)
  • Варлаам (Вонатович) (14 мая 1722 — 20 ноября 1730)
  • Рафаил (Заборовский) (13 апреля 1731 — 22 октября 1747)
  • Тимофей (Щербацкий) (10 марта 1748 — 22 октября 1757)
  • Арсений (Могилянский) (22 октября 1757 — 8 июня 1770)
  • Гавриил (Кременецкий) (22 сентября 1770 — 9 сентября 1783)

    Иларион (Кондратовский) (1783), в/у, еп. Переяславский

  • Самуил (Миславский) (22 сентября 1783 — 5 января 1796)
  • Иерофей (Малицкий) (1 апреля 1796 — 2 сентября 1799)
  • Гавриил (Банулеско-Бодони) (29 сентября 1799 — 21 августа 1803)
  • Серапион (Александровский) (11 декабря 1803 — 21 августа 1822)
  • Евгений (Болховитинов) (24 января 1822 — 23 февраля 1837)
  • свт. Филарет (Амфитеатров) (18 апреля 1837 — 21 декабря 1857)
  • Исидор (Никольский) (1 марта 1858 — 1 июля 1860)
  • Арсений (Москвин) (1 июля 1860 — 28 апреля 1876)
  • Филофей (Успенский) (5 мая 1876 — 29 января 1882)
  • Платон (Городецкий) (4 февраля 1882 — 1 октября 1891)
  • свт. Иоанникий (Руднев) (17 ноября 1891 — 7 июня 1900)

    свт. Сильвестр (Малеванский) (7 июня — 13 августа 1900), в/у, еп. Каневский

  • Феогност (Лебедев) (13 августа 1900 — 22 января 1903)
  • Флавиан (Городецкий) (1 февраля 1903 — 4 ноября 1915)
  • сщмч. Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1915 — 25 января 1918)

Киевская епархия Украинского экзархата, автономной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

  • Антоний (Храповицкий) (30 мая 1918 — 1919 (1936))
    • Назарий (Блинов) (1919 — 1921) в/у, еп. Черкaсский
    • Михаил (Ермаков) (июль 1921 — 1922) в/у, архиеп. Гродненский
    • сщмч. Макарий (Кармазин) (1924) в/у, еп. Уманский
  • Михаил (Ермаков) (1924 — 30 марта 1929)

    Георгий (Делиев) (1925 — 1928) в/у, еп. Богуславский, Таращанский

  • Сергий (Куминский) (1925 — 1930)
  • Димитрий (Вербицкий) (апрель 1930 — 14 февраля 1932)
  • Сергий (Гришин) (3 апреля 1932 — 9 июля 1934)
  • сщмч. Константин (Дьяков) (9 июля 1934 — 10 ноября 1937)
    • сщмч. Александр (Петровский) (осень 1937 — 1938), в/у, архиеп. Харьковский
    • Пантелеимон (Рудык) (1941 — 1943), в/у, еп. Львовский
  • Николай (Ярушевич) (28 июля 1941 — 28 января 1944)
  • Иоанн (Соколов) (12 февраля 1944 — 30 марта 1964)
  • Иоасаф (Лелюхин) (30 марта 1964 — 24 апреля 1966)

    Алипий (Хотовицкий) (25 апреля — 14 мая 1966), в/у, архиеп. Винницкий

  • Филарет (Денисенко) (14 мая 1966 — апрель 1992)

    Никодим (Руснак) (апрель — 27 мая 1992), и/о предстоятеля УПЦ, митр. Харьковский

  • Владимир (Сабодан) (27 мая 1992 — 5 июля 2014)
    • комиссия викариев Киевской кафедры (23 декабря 2011 — 26 января 2012) в/у
    • Павел (Лебедь) (26 января — 8 мая 2012) в/у, митр. Вышгородский
    • Онуфрий (Березовский) (24 февраля — 13 августа 2014) в/у, митр. Черновицкий, местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры
  • Онуфрий (Березовский) (с 17 августа 2014)
Киевская епархия. Устройство викариатств с 4 января 2018 г.

«У них совершенно другая точка зрения»

Арина Контонистова, журналист, прихожанка храма в честь Иоанна Кронштадтского, Винница:

«Была семья и она раскололась. Кто-то ушел в другую сторону, говорит те же молитвы, но думает совершенно иначе.  Но Бог есть любовь, и все должны помириться. Произошел раскол: они молитвы читают на украинском языке, у них совершенно другая точка зрения по поводу сегодняшних событий в Украине. Они за Европу, они за то, что все виноваты. В наших храмах не благословляли ходить на Майдан, а там – наоборот – прямо все Майданом жили.  

И моя точка зрения: если есть спор, значит обе стороны что-то сделали не так. По поводу раскола мне много раз рассказывали с нашей стороны, но я никогда не могу эту суть запомнить, причину этого всего. Вроде бы Филарет захотел создать Украинскую церковь, а ему не дали. И не одна из Поместных Православных Церквей в мире “Киевский патриархат” не признала. Но для меня самое главное, когда все люди живут мирно, дружно и плодотворно».

«Филарет просто повторил падение сатаны»

Протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харьков, главный редактор и издатель детского православного журнала «Капельки»:

«Нужно смотреть в корень. Наша Церковь берет начало из глубины веков, имея свою законную преемственность от Самого Христа и апостолов. УПЦ является частью Вселенского Православия. Нашей Церкви уже более двух тысяч лет, и ее задача – благовествование о Христе, служение Богу и людям.

УПЦ КП возникла только лишь 23 года назад, и начало их т.н. церкви положено скандалом. Филарет Денисенко, бывший предстоятель УПЦ, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Денисенко, не подчинившись такому решению, в 1992 году с частью клира и мирян покинул Украинскую Православную Церковь, образовав свою, назначив себя Патриархом Киевским

Важно знать: «церковь» эта до сих пор не признана всем христианским миром как законная!. С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал

Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога

С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал. Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога.

И титула просто «Патриарх Киевский» ему оказалось мало. В 1995 году он добавляет к своему титулу ещё и «Всея Руси-Украины». И назваться бы выше, да выше уже некуда. В общем, в основании образования УПЦ КП лежит СВОЕвоелие личности человеческой.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Украинской Православной Церкви:
    • — «Предстоятель УПЦ провел рабочую встречу с викарными архиереями и благочинными г. Киева», 3 октября 2013
  • Страница сайта Русское Православие:

  • Звезда Рождества, № 6:

  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

  Петрушевич, А. С., О введении Христианства…, 72.

  См. Photii Epistolae, Лондон, 1651; Шлецер.

  Преображенский, И., «Начало христианства на Руси и святый равноапостольный князь Владимир,» Церковные Ведомости, Приб. № 25 1915 г., 752-753.

  Иерархи Р-Я, с. 5

  Дурново, Иерархия…, т. I.

  Строев.

  Амвросий Орнатский, История Российской Иерархии, т. I, 15-18.

  Брокгауз-Ефрон, т. 21, 771.

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Звезда Рождества, № 6,

  Оприлюднено статистичні дані про структуру Київської єпархії, новость на сайте пресс-службы УПЦ, 11.12.2014:

  С 1919 года в эмиграции, с 1920 глава РПЦЗ, носил титул Киевского и Галицкого до кончины в 1936.

  В комиссию входили викарии: председатель комиссии — архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), епископ Яготинский Серафим (Демьянов), епископ Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), комиссия была подчинена председательствующему Священного Синода УПЦ митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу (Саввину) —

  Согласно переустройству от 1 ноября 2012 г., . с изменениями внесенными 25 сентября 2013 г.,

Неканоническая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата

По исторически сложившимся правилам  ос­но­ва­ни­ями для предоставления ав­то­но­мии какой-либо Церкви необходимы определенные условия. Среди них на­хо­ж­де­ние на территории другого го­су­дар­ства в географической удаленности от Поместной Цер­кви, эт­нические особенности населения страны. Решение о предоставлении автокефалии принимается на Церковном Соборе. При этом должна соблюдаться апостольская преемственность, то есть сохранение непрерывной череды рукоположения епископов.  

Зачастую раскольники говорят, что Церковь получает каноничность и благодать Господа, а не решением Собора или Священного Синода. Это справедливо. Но Божью благодать и законность имеет лишь одна Церковь, созданная Спасителем в Искупительной Жертве. Раскольнические же сообщества возникают вследствие человеческих грехов: жажды власти, гордости, самолюбия. Церковные Соборы и Священный Синод выступают высшим органом Церкви. При возникновении раскола на Соборе лишь констатируют факт впадения и упорствования раскольников в грехе гордости, лишающего спасающей Божией благодати. 

Решение о создании УПЦ КП было принято не на Соборе, а по инициативе и под давлением представителей государственной власти. Так называемый «Киевский Патриархат» не имеет преемственности в рукоположении епископов. Поэтому данная религиозная организация не является канонической.

Архиереи

  • Свт. Михаил I (988 — 992)
  • Леон (?)
  • Феофилакт (988 — до 1018)
  • Иоанн I (до 1018 — ок. 1030)
  • Феопемпт (1035 — 1040-е)
  • Кирилл I (упом. 1050)
  • Свт. Иларион Русин (1051 — до 1055)
  • Ефрем (ок. 1055 — ок. 1065)
  • Георгий (ок. 1065 — ок. 1076)
  • Свт. Иоанн II (1076/1077 — 1089)
  • Иоанн III (1090 — 1091)
  • Николай (упом. 1097 — 1101)
  • Никифор I (1104 — 1121)
  • Никита (1122 — 1126)
  • Михаил II (I) (1130 — 1145/1146)
  • Онуфрий Черниговский (1145 — 1147) в/у

Климент Смолятич (1147 — 1159)
Свт. Константин I (1155 — 1159)
Феодор (1160 — 1161/1162)
Иоанн IV (1163 — 1166)
Константин II (упом. 1167 — 1169)
Михаил III (II) (1170 — ?)
Никифор II (упом. 1183 — 1198)

,

Матфей (ранее 1210 — 1220)
Кирилл II (1224 — 1233)
Иосиф (1236 — 1240)

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

  • Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 — 1281)
  • Свт. Максим (1283 — 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
  • Свт. Петр (июнь 1308 — 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
  • ? Свт. Прохор (декабрь 1326 — 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве

Свт. Феогност (1328 — 11 марта 1353) в Москве
Свт. Алексий (Бяконт) (1354 — 12 февраля 1378) в Москве
Свт. Киприан (Цамблак) (1375 — 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве

Михаил IV (Митяй) (1378 — 1379) наречён

Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
Свт. Дионисий (1384 — 15 октября 1385) заточён в Литве
Свт. Фотий (2 сентября 1408 — 1431) в Киеве, с 1410 в Москве

Григорий (Цамблак) (15 ноября 1415 — ок. 1420) в Вильне
Герасим (1 сентября 1432-нач. 1433 — 26 июля 1435) в Смоленске
Исидор Униат (1436 — 1439) в Москве

Свт. Иона (1442/1443 — 15 декабря 1448) наречён

Свт. Иона (15 декабря 1448 — 31 марта 1461) в Москве

далее именуются Московскими и всея России (Руссии) (см.)

Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)

  • Григорий Болгарин (ок. 1470 — нач. 1474)
  • Мисаил (Соколинский-Бабич) (1474 — 1480)
  • Спиридон Сатана (15 сентября 1475 — ? (+ нач. 1500-х)) принят не был, провел жизнь в заточении
  • Симеон (упом. 1481 — 1488)
  • Иона (Глезна) (упом. 1492)
  • Сщмч. Макарий I (1495 — 1497)
  • Иосиф (Болгаринович) (30 мая 1498 — 1 мая 1500) в/у

Иосиф (Болгаринович) (1 мая 1500 — 1503)
Иона II (1503 — 1507)

Иосиф (Солтан) (1507 — март 1509) в/у

Иосиф (Солтан) (март 1509 — 1521)
Иосиф (Русин) (1523 — 1534)

Макарий (Москвитянин) (1 марта 1534 — 9 апреля 1535) в/у

Макарий (Москвитянин) (9 апреля 1535 — 1555)
Сильвестр (Белькевич) (упом. 1556 — 1567)
Иона (Протасович-Островский) (1568 — 1576)
Илия (Куча) (23 сентября 1577 — 1579)
Онисифор (Девочка) (1579 — 1589)
Михаил (Рогоза) (1589 — 1596)

1596 — 1620 — отпала в унию

Иов (Борецкий) (1620 — 1631)
Исаия (Копинский-Борисович) (20 июля 1631 — 1633/5 октября 1640)
Свт. Петр (Могила) (28 апреля 1633 — 31 декабря 1646)
Сильвестр (Коссов) (1647 — 1657)

Лазарь (Баранович) (1657) местоблюститель, еп. Черниговский

Дионисий (Балабан-Тукальский) (1658 — 1663)

Лазарь (Баранович), 2-й раз (1659 — 1661) местоблюститель, еп. Черниговский

Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663 — 1676)
Антоний (Винницкий) (9 ноября (24 ноября) 1663 — 26 ноября 1679)

  • Лазарь (Баранович), 3-й раз (1679 — 1685) местоблюститель, архиеп. Черниговский
  • Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (1679 — 1685) наместник местоблюстителя

Современное состояние и устройство[править | править код]

Издания Украинской православной церкви

УПЦ обладает правами и каноническим статусом, которые фактически приближают её к уровню автокефальной Церкви. УПЦ признаёт себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономии для УПЦ неоднократно поднимался и отклонялся священноначалием РПЦ.

Архиерейский Собор РПЦ признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола».

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятелем УПЦ с по год являлся Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Его резиденция — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.

Высший орган управления — Архиерейский Собор УПЦ.

Для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни Церкви периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор (поместный).

По данным УПЦ, к ней принадлежит 35 млн верующих ().

Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Успенская Святогорская Лавра (Горловская епархия), Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь (Одесская епархия).

По данным Государственного комитета Украины по делам религий на начало года, Украинская Православная Церковь имела 7995 священнослужителей, 9423 прихода, 131 монастырь, 15 духовных учебных заведений (свыше 4100 студентов), более 3000 воскресных школ, 74 периодических издания. За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

По данным на июль года, в ведении УПЦ 36 епархий, в которых действуют 10972 общества верующих (9327 священников); УПЦ насчитывает 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств.

В самой УПЦ раздаются голоса, осторожно ратующие за стремление к автокефалии.

УПЦ и Украинское государство[править | править код]

Во время проведения Харьковского Собора в мае администрация Президента Кравчука поддерживала м-та Филарета (Денисенко) и, по свидетельству м-та Никодима, оказывала на него прямое давление.

УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими официально зарегистрированными на Украине православными Церквами — Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью. Периодически появляются сообщения о претензиях этих церквей на помещения и имущество УПЦ и даже о захватах приходов.

После победы на президентских выборах в Виктора Ющенко Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу сохранения церковного статус-кво в Украине.

7 февраля патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил телеграмму с поздравлениями Юлии Тимошенко, прихожанки УПЦ, в связи с её назначением на пост премьер-министра Украины.

19 марта президент Российской Федерации Владимир Путин, находившийся с визитом в Украине, посетил резиденцию митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киево-Печерской Лавре.

После своего избрания президентом Украины В. Ющенко неоднократно высказывался о необходимости для Украины единой Поместной Церкви.

Состоявшийся в конце января Архиерейский Собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения Президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви». Со своей стороны, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ

26 января премьер-министр Виктор Янукович заявил, что в Украине подготовлен закон, наделяющий УПЦ статусом юридического лица, что «в частности, позволит ей вернуть захваченные лидером не признанного в православном мире Киевского патриархата Филаретом Денисенко помещения Киевской митрополии, церковную казну, а также захваченные раскольниками храмы».

По сообщениям СМИ, брат президента Украины, депутат Верховной Рады Петр Ющенко, возглавил общественную организацию За поместную Украину, которая займется вопросами объединения украинского православия и создания единой поместной церкви.

Монастыри

  • Голосеевская Покровская пустынь (мужская)
  • Киевский Благовещенский в Бортничах (мужской)
  • Киевский Богородице-Рождественский на Церковщине (мужской)
  • Киевский Введенский (мужской)
  • Киевский Вознесенский Флоровский (женский)
  • Киевский Десятинный (мужской)
  • Киевский Зверинецкий (мужской)
  • Киевский Пантелеимоновский в Феофании (женский)
  • Киевский Покровский (женский)
  • Киевский Троицкий Ионинский (мужской)
  • Китаевская Троицкая пустынь (мужская)

Ранее подчинённые епархии

Межигорский Преображенский (мужской, ныне в пределах Бориспольской епархии)

Также на территории епархии — ставропигиальная мужская Киево-Печерская Лавра

Викарные епархии

  • Викариатства г. Киева:
    • Восточное
    • Северное
    • Южное
  • Барышевская
  • Белогородская
  • Белоцерковская (ныне самостоятельная)
  • Бориспольская (ныне самостоятельная)
  • Бородянская
  • Боярская (недейств.)
  • Броварская (недейств.)
  • Бучанская
  • Васильковская
  • Вишневская
  • Ворзельская
  • Вышгородская
  • Городницкая
  • Гостомельская
  • Иванковская
  • Ирпенская
  • Каневская (недейств.)
  • Макаровская
  • Новоград-Волынская (недейств.)
  • Обуховская
  • Переяслав-Хмельницкая
  • Почаевская
  • Путивльская
  • Сквирская (недейств.)
  • Таращанская (недейств.)
  • Уманская (ныне самостоятельная)
  • Фастовская
  • Черкасская (ныне самостоятельная)
  • Чигиринская (недейств.)
  • Яготинская
Киевская епархия на карте Киевской области в границах 1994-2013 гг.

Приматы

Патриарх Филарет с Президентом Украины Петром Порошенко , 21 октября 2018 г.

После увольнения в 1992 году Archhierarch Синоде Украинской Православной Церкви, Украинской Митрополит Филарет создал Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП) под Патриарха Мстислава в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Мстислав никогда не одобрял объединение УАПЦ и УПЦ КП.

Патриарх Мстислав (Степан Иванович Скрипник) был Патриархом Киевским и всея Руси-Украины и предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) и Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата (УПЦ КП) с 1991 по 1993 год. После смерти Мстислава в 1993 году. временная уния прекратилась, и Украинская православная церковь — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь отделились. Предстоятели Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата продолжали носить титул патриарха:

  • Патриарх Владимир (Володомир Романюк) (1993–1995)
  • Патриарх Филарет (Филарет Денисенко), (1995 – настоящее время)

20 октября 2018 года УПЦ КП изменила титул своего предстоятеля на «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киевский — Мать городов Руси и Галицкого , Патриарх Всея Руси-Украины , Святейший архимандрит г. Свято-Успенская Киево-Печерская и Почаевская Лавра ». Сокращенная форма — «Святейший (имя) Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», а форма межцерковных отношений — «Архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси-Украины». Митрополит Иларион назвал присвоение титула «фарсом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector