Князь владимир ни при чем? загадки христианизации полоцка

Примечания

  1. // ПСРЛ. — 1989. т. 38.
  2. Самсонова М. Н. Рогволод и Рогнеда: скандинавские корни полоцкой княжеской династии // Alba Ruscia: белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций (X—XVI вв.) (Серия «Исторические исследования».) — М.: Квадрига, 2015. /Отв. ред. А. В. Мартынюк. — 256 с. — С. 25—26.
  3. ПСРЛ, т. VII, стр. 328
  4. Татищев, В. Н. История Российская: в 3 т. — М.-Л.,, 1963.. — С. Т. 2. С. 109..
  5. Данилевич В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. Киев, 1896. С. 85.
  6. Джон Хейвуд (John Haywood). Люди Севера: История викингов. 793-1241 = NORTHMEN. THE VIKING SAGA / научный редактор Денис Сухино-Хоменко. — Москва: Алпина Паблишер, 2016, 2019. — С. 391—406. — 452 с. — ISBN 978-5-00139-000-8. — ISBN 978-17818-552-3.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2010.
  8. Татищев называл его Борисом Давыдовичем и относил к смоленской династии. Впрочем, к сведениям Татищева современная историография относится критично.
  9. Грамота полоцкого князя Изяслава жителям Риги о свободной торговле от имени Полоцка и Витебска.
  10. Согласно Никоновской летописи

Примечания

  1. // ПСРЛ. — 1989. т. 38.
  2. Самсонова М. Н. Рогволод и Рогнеда: скандинавские корни полоцкой княжеской династии // Alba Ruscia: белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций (X—XVI вв.) (Серия «Исторические исследования».) — М.: Квадрига, 2015. /Отв. ред. А. В. Мартынюк. — 256 с. — С. 25—26.
  3. ПСРЛ, т. VII, стр. 328
  4. Татищев, В. Н. История Российская: в 3 т. — М.-Л.,, 1963.. — С. Т. 2. С. 109..
  5. Данилевич В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. Киев, 1896. С. 85.
  6. Джон Хейвуд (John Haywood). Люди Севера: История викингов. 793-1241 = NORTHMEN. THE VIKING SAGA / научный редактор Денис Сухино-Хоменко. — Москва: Алпина Паблишер, 2016, 2019. — С. 391—406. — 452 с. — ISBN 978-5-00139-000-8. — ISBN 978-17818-552-3.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2010.
  8. Татищев называл его Борисом Давыдовичем и относил к смоленской династии. Впрочем, к сведениям Татищева современная историография относится критично.
  9. Грамота полоцкого князя Изяслава жителям Риги о свободной торговле от имени Полоцка и Витебска.
  10. Согласно Никоновской летописи

↑ Присоединение Полоцка к ВКЛ

Имея в семье множество сыновей, Всеслав Чародей разделил Полоцкую землю на 6 уделов, которые в дальнейшем дробились все больше и больше. В 1127 году Киев захватил Полоцкие земли, опустошил их и выслал Полоцких князей в Византию. Впрочем, через три года власть попала к одному из полоцких князей, а после его смерти наступила борьба за трон между тремя династиями потомком Всеслава, что окончательно подорвало боеспособность Полоцка, и в 1216 году земли в низовьях Западной Двины захватил Ливонский орден.

Через столетие княжество подчинилось Великому княжеству Литовскому (ВКЛ). Окончательно княжество перестало существовать через 76 лет, когда Литва отменила автономию Полоцка.

Сельское хозяйство – основа экономики Полоцкого княжества

Основным занятием людей того времени было сельское хозяйство, а основная масса населения проживала в неукреплённых селищах. На выбор места поселения решающее влияние оказывали природные факторы: наличие рек, озёр, пастбищ, а также удобный для обороны и хозяйственной деятельности ландшафт. Как видим, к выбору места для будущего поселения люди подходили крайне тщательно.

Крестьяне постепенно отходят от подсечно-огневого земледелия, заменяя его пашенным. Об этом свидетельствуют многочисленные находки сельскохозяйственных инструментов: сохи и рала. До выращивания картофеля на белорусских землях было ещё далеко, однако уже тогда наши предки могли побаловать себя большим разнообразием культур: от зерновых (рожь, пшеница, ячмень) до  бобовых (горох, фасоль) и репы.


Пашенное земледелие пришло на смену подсечно-огневому

Переход к пашенному земледелию имел крайне важное значение в развитии социальной структуры общества. Обрабатывать землю стало гораздо проще: для этого уже не требовалось большого количества людей

Таким образом, происходит индивидуализация сельского хозяйства, что значительно ускорило процесс разложения родовой общины. Люди покидают род и начинают жить отдельными семьями. Именно в эпоху Полоцкого княжества семейная жизнь наших предков начинает приобретать современный вид.

Среди крестьян были свои ремесленники, которые обеспечивали потребности местного населения в ремесленных изделиях. Ремесло на селе имело подсобное значение. Крестьяне самостоятельно делали пряжу, шили одежду и обувь, изготавливали предметы быта, посуду, строили жильё. Как видим, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер, поскольку сельские жители самостоятельно удовлетворяли свои потребности в еде и предметах быта.

Странные странности

Всеслава часто сопоставляют с былинным богатырём Вольгой Святославичем(он же Вольга Всеславьевич, он же Волх Всеславьевич). Который тоже считался колдуном, способным обращаться в волка и сокола и понимавшим язык зверей и птиц. Рождён он был от связи змея и некой княжны, совершал всяческие подвиги и даже завоевал… Индию. Ну или иную какуюТмутаракань».

Волх Всеславьевич. Художник Б. Ольшанский

И ещё странная деталь. В Полоцке с середины XI века возвышался третий по величине собор в русских землях, величественная София Полоцкая. Княжество обширно и могущественно. А вот епископ в Полоцке появился только в 1096 году — незадолго до смерти князя Всеслава в 1101 году. Уже после нашествиянавий».

О жене или жёнах Всеслава упоминаний в летописях нет. Хотя сыновей у него было то ли шестеро, то ли семеро. Между которыми он и разделил княжество. Оно больше никогда не достигло и тени могущества времён князя-оборотня и в итоге было поглощено державой былых данников-литовцев.

Достоверных сведений о поздних потомках Всеслава нет. Зато есть многочисленные шляхетские семейства Волки общего с Радзивиллами герба Трубы. Этигоспода славные и храбрые Волки», имевшие поместья от Ковно до Могилёва, возводят свою родословную именно к полоцкому князю Всеславу.

От шляхтича Григория Волка, в начале XVI века ушедшего служить московским государям, и его сородичей пошли столь же многочисленные русские дворяне Волковы. По крайней мере, часть дворянских родов с этой фамилией.

Бесчисленные шляхтичи Волки и дворяне Волковы, а также их современные потомки вроде бы не проявляли повышенных склонностей к оборотничеству и колдовству. Но тень Полоцкого Волка по-прежнему то и дело мелькает по всей бескрайней Восточной Европе. Она живёт в его возможных потомках, в строках летописей и былин, будоражит души писателей и поэтов. Порой Всеслав Полоцкий предстаёт романтичным и благородным волшебником и воином, а порой — мрачным и злобным колдуном‑интриганом.

Мистический Волк Полоцка так и не сумел сделать своё княжество великой державой — но волчий след навеки впечатался в эту землю.

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого «древнерусского государства».

920-978 Рогволод. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, был Рогволод (ум. ок. 978).
Прямых наследников по мужской линии он не оставил — киевский князь Владимир («Красно Солнышко», креститель Руси) убил его и его сыновей,
и насильно взял в жены дочь Рогнеду.

987 Изяслав и Рогнеда. Рогнеда пыталась отомстить и убить Владимира, но попытка была неудачной. На ее защиту с мечом стал старший сын — малолетний Изяслав.
По совету бояр: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим»,
Изяслав и Рогнеда были отправлены в Полоцкую землю,
город Заславль (Изяславль).

«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.»
Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей
(«Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

«В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое» — отмечал Веселовский.

В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава),
Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.

986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника.
В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен.
Согласно исландской саге «Прядь о Торвальде Путешественнике» Торвальд похоронен «в горе у церкви Иоанна и почитается как святой».

Путь из варяг в греки

Полоцкое княжество X-XI вв

Изяслав, Рогнеда
г. Заславль 987

Сага о крещении

Ярославичи наносят ответный удар

Тем временем явно очень довольный Всеслав снова бросился на запад и, по некоторым сообщениям, занял Новогрудок у границы с литовскими племенами. Чтобы более недвусмысленно намекнуть аукшайтам, чтонабегать и грабить корованы» нехорошо.

Возможно, Всеслав уже видел будущее Полоцкого княжества как великой европейской державы, сидящей на важнейших торговых путях и радующейся процветанию на фоне захиревших Киева и Новгорода. На тот момент княжество Всеслава уже включало изрядную часть будущей Беларуси и установило гегемонию над будущими Латвией и Литвой.

Ярославичи ударили с юга. Был взят и показательно предан огню и мечу Менск.

Всеслав бросился к Менску. На берегах Немиги он дал бой Ярославичам — и проиграл. Князь-оборотень был вынужден отступить в свою столицу, а победители по тогдашнему обыкновению разграбили южные земли его княжества.

Битва у реки Немиги. Ярославичи одерживают верх. Миниатюра Радзивилловской летописи

Ярославичи даже после победы были не особенно уверены в своём превосходстве. И предложили провести переговоры. Встречу назначили на Днепре у Орши. И три князя торжественно целовали крест, что не станут пытаться вести себя нечестно.

Естественно, обманули.

Всеслава и его сыновей схватили, отвезли в Киев и посадили в поруб — быстровозводимую вокруг важного пленника избу без дверей, откуда почти невозможно было сбежать: небольшое окошко было предназначено только для передачи еды и питья

Полоцкое княжество

      ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО, Полоцко-Минское княжество — древнерусское княжество в сер. X — кон. XIV вв. Центр — г. Полоцк.
      Выделилось из состава Киевской Руси при князе Рогволде. Крупнейшие города Полоцкого княжества: Витебск, Изяславль, Минск (Менеск), Орша, Еменец, Усвят, Копыс, Дудичи. На севере Полоцкое княжество граничило с владениями Новгорода, на востоке — со Смоленским княжеством, на западе — с Латгалией и Литвой, на юге — с Турово-Пинским княжеством.
      Под 980 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о неудачном сватовстве Владимира Святославича к дочери Рогволда Рогнеде. После ее отказа Владимир захватил Полоцк. Рогволд и двое его сыновей были убиты. Рогнеда стала одной из жен Владимира Святославича, а Полоцкое княжество было ненадолго включено в состав его державы. После смерти князя Изяслава, сына Владимира и Рогнеды, Полоцкая земля вновь обрела самостоятельность. Сын Изяслава Брячислав в 1021 г. совершил поход на Великий Новгород, захватил и разграбил этот город. На обратном пути его рати были настигнуты и разбиты войском князя Ярослава Мудрого. Между князьями был заключен договор, по которому Брячислав вернул все награбленное в Новгород, получив взамен признание своих прав на гг. Витебск и Усвят. После смерти Брячислава Изяславича (1044) в Полоцке княжил его сын Всеслав, воевавший с сыновьями Ярослава I, в марте 1067 г. разбит ими в сражении на р. Немига, взят в плен и заточен в Киеве. В 1068 г. восставшие киевляне провозгласили на вече Всеслава киевским князем, но вскоре он оставил город и ушел в родной Полоцк.

      В 1101 г., после смерти князя Всеслава Брячиславича из состава Полоцкой земли выделились уделы: Минский, Витебский, Друцкий, Изяславский, Добойский, Стрежевский и Городецкий. С полоцкими князьями воевали Владимир Всеволодович Мономах и его сын Мстислав Великий, который в 1128 г. совершил поход на сыновей Всеслава за их отказ принять участие в походе русских князей на половцев. В 1129 г., после завершения похода, пять полоцких князей вместе с семьями были высланы в Византию. В 1132 г. внук Всеслава Василько Святославич изгнал из Полоцка сына Мстислава Великого Святополка и вернул себе «отчину».
      Последним полоцким князем был Брячислав, на дочери которого, Александре, в 1239 г. женился новгородский князь Александр Ярославич (Невский). В 1262 г. княжество перешло под власть литовского князя Товтивила (ум. в 1263 г.). Окончательно подчинил Полоцкую землю Великому княжеству Литовскому в кон. XIV в. князь Витовт, к которому полочане обратились с просьбой защитить их княжество от нападений немецких рыцарей.

автор статьи В. Волков

Дата из учебника

Начнем с ключевой даты – 992 год. Согласно белорусским учебникам, по которым выучилось не одно поколение школьников, в 988 году князь Владимир крестил Русь, после чего начал учреждать епископии в своих землях. В частности, Полоцкая епархия ведет свою историю от 992 года. Однако, вот закавыка: летописного и иного документального подтверждения того, что Полоцк принял христианство от Владимира Святославича и по его же инициативе получил епископскую кафедру, не существует. Откуда же дата?

В 1988 году Русская православная церковь отмечала свое тысячелетие. Не захотела остаться в стороне и Минско-Белорусская епархия. Но поскольку было не совсем понятно, что праздновать, митрополит Филарет организовал коллоквиум «Христианизация Руси и белорусская культура». По словам Сергея Тарасова, который присутствовал на конференции, ее цель сформулировали так: выяснить и уточнить, возможно ли основание Полоцкой епархии в 992 году. Согласно резюме конференции – да, возможно.

Из Лаврентьевской летописи мы узнаем, что в 1105 году святителя Мину возвели в сан Полоцкого епископа. Но к тому моменту Софийский собор стоял в городе уже как минимум 45 лет. Без епископа он не мог не только функционировать, но даже быть построенным. Ведь то место, где будет располагаться алтарь, необходимо освятить.  

Однако не будем забывать, что в 80-ые (по иным сведениям – в 70-ые) годы X века князь Владимир захватил Полоцк. Это история известная, но я на всякий случай вкратце напомню: Владимир Святославич, князь новгородский, посватался к Рогнеде, дочери полоцкого правителя Рогволода. Она отвергла князя, не преминув пройтись по его происхождению – Владимир был сыном князя Святослава Игоревича и его наложницы. Если верить летописям, после унизительного отказа Рогнеда добавила, что хотела бы выйти за Ярополка – киевского князя и брата Владимира. Неизвестно, что разъярило князя больше: личное оскорбление или политический выбор Рогволода – но он напал на Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах отца, а потом убил Рогволода и его сыновей. Княжна, которую силой выдали замуж за Владимира, была взята вместе с Полоцком. Ведь город попал в вассальную зависимость.

Логичен вопрос: почему же Владимир, учреждая в своих городах епископские кафедры, обошел Полоцк? Сергей Тарасов полагает, что князь, возможно, попросту не мог установить в городе епископию – она там уже была.

Ночь живых мертвецов

Всеслав сумел вернуть отцовский престол и примириться с Ярославичами в 1071 году. Последние 30 лет он относительно спокойно правил своим княжеством и уже не пытался заниматься перекраиванием торговых путей огнём и мечом.

Но на старости лет колдунство, похоже, подвело полоцкого волка.

Всё началось с очередного небесного знамения. Летопись за 1091 год писала:Упал превеликий змей с небес, и ужаснулись все люди. В это же время земля грохотала так, что многие слышали».

Было ли это падением крупного метеорита, взрывом алхимической лаборатории у Полоцка или неудачным пилотированием какого-то рептилоида после неумеренного потребления местной медовухи — опять же неизвестно. Зато на следующий год в Полоцке начался ужас.

Полоцкий ужас с конями на страницах Радзивилловской летописи

Историки обычно объясняют мрачные — чуть ли не лавкрафтовские — строки летописей банальной эпидемией. Но промор», даже самый великий, летописцы обычно писали именно как промор».

Здесь же летописи писали о нашествиинавий». То есть нечисти или нежити. Нечто рыскало по городу, оставляя следы и жестоко убивая людей:

Предивное чудо представлялось в Полоцке. Ночью слышался топот, бесы, точно люди, стеная, рыскали по улице. Если кто выходил из дома, желая увидеть, тотчас был невидимо уязвляем бесами и от этого умирал, и никто не осмеливался выходить из дому. Затем бесы начали днём появляться на конях, а не было их видно самих, видны были только коней их копыта. И так они ранили людей в Полоцке и его области. Поэтому люди и говорили, что это навьи бьют полочан».

На миниатюре Радзивилловской летописи этот сюжет представлен четырьмя тёмными, заросшими шерстью демоническими фигурами на полоцкой улице. На них с ужасом из окон взирают горожане.

А кто бы не взирал с ужасом на такое?

Чтобы стало ещё веселее, в небесах возник некийпревеликий круг». То ли солнечное гало, то ли что-то ещё.

Что это было? А никто не знает. Но число жертвэпидемии» оценивается в тысячи. При населении тогдашнего Полоцка не более 20 000 человек.

Очередная аномалия, связанная с личностью самого загадочного из древнерусских князей. Только и всего.

Коротко о главном

Жизнь простых людей в эпоху Полоцкого княжества претерпевает значительные изменения, которые были обусловлены такими важными тенденциями, как развитие феодальных отношений и принятие христианства. Благодаря прогрессу в развитии орудий труда наши предки смогли преодолеть зависимость от родовой общины и стали жить отдельными семьями. Однако жизнь простых крестьян нельзя назвать лёгкой, скорее наоборот. Для многих из них реальностью становится потеря экономической и личной свободы, усиление феодальной эксплуатации На территории Беларуси появляются первые города, которые становятся центрами ремесла и торговли. Ремесло приобретает статус профессии, а ремесленники становятся отдельной социальной категорией. Именно в этот период наши предки обретают письменность, приобщаются к грамоте и христианским ценностям. Однако язычество ещё долгое время сохраняет свои позиции в обычаях, традициях и менталитете.

Церкви и Храмы

Спасо-Евфросиньевский монастырь

На полоцкой земле располагается один из самых древних женских православных монастырей – Спасо-Евфросиньевский, датируемый 12 веком. В архитектурный ансамбль монастыря входят:

  • Спасо-Преображенская церковь;
  • Свято-Крестовоздвиженский собор;
  • Спасо-Евфросиниевская церковь;
  • врата-звонница;
  • фундамент храма-усыпальницы;
  • жилой корпус и подсобные помещения.

Хранящиеся в монастыре святыни привлекают множество паломников. Здесь можно приложиться к мощам Евфросинии Полоцкой – основательнице святой обители. На территории есть ее Крест – реликвия, символизирующая возрождение Белой Руси. В Спасо-Евфросиниевской церкви сохранились древние фрески со времён её основания.

Монастырь действующий. Экскурсии проводят монахини. Они же ухаживают за территорией, садом и цветниками.

Собор Святой Софии

Самый древний христианский храм Белоруссии возведён на берегу Западной Двины в 11 столетии, в правление князя Всеслава Чародея. В период расцвета Полоцкая София стала символом высокого положения княжества, его могущества и духовности. В ходе истории храм не раз подвергался разрушению, но всегда возрождался.

Современный облик собора – развёрнутая фасадом к реке базилика с колокольнями. Интерьер украшен лепниной, колоннами, фигурными карнизами, барельефами. Внутреннее убранство включает роспись и деревянные скульптуры. Частично сохранены старинные фрески.

Полоцкая София – центр культуры и истории Белоруссии. Здесь расположен музей истории архитектуры, хранятся редкие экспонаты.

Благодаря прекрасной акустике, в соборе проводятся концерты и творческие встречи ведущих музыкантов. Ежегодно проходят международные фестивали:

  • старинной и современной камерной музыки;
  • органной музыки.

Каждое воскресенье для туристов и ценителей классики проходят концерты органной музыки.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: пр. Скорины, д. 48Телефон: +3 (75 214) 42-98-44

Храм неоднократно разрушался, восстанавливался и переносился. В последний раз восстановлен в наши дни.

Размещается недалеко от центра города, на возвышенном берегу реки. Его современный внешний вид сохраняет типичные черты большинства православных белокаменных храмов 20-го века

Привлекает внимание своей неброской красотой

Является действующим.

Геополитика Полоцкого Волка

Изучение стратегии князя Всеслава показывает: если он и был оборотнем, колдуном и даже некромантом, то это отнюдь не мешало ему одновременно являться мудрым и стратегически мыслящим правителем.

Торговыми путями тогдашней Восточной Европы были реки. Собственно, само древнерусское государство родилось как система торговых центров на речных путях между Балтикой, Чёрным и Каспийским морями.

Всеслав на престоле. Миниатюра Радзивилловской летописи

Полоцк — столица князей Рогволдовичей — стоит на Западной Двине. Эта река обеспечивает транзит между Рижским заливом и Чёрным морем через волоки в Днепр. Дальше на запад за Березиной текут ещё две важные реки: Неман и впадающая в него Вилия. Эти реки в XI веке — примерно как нефть в ХХ веке — бездонный источник денег. Были бы силы обеспечивать на них безопасность плавания и собирать с купцов дань.

Вот только лежащие на севере новгородский и псковский пути были давно освоены и безопасны. А нижние течения — что Западной Двины, что Немана с Вилией — находились в руках суровых языческих балтских племён. Которые тогда не очень ценили преимущества торговли. Зато умели и любили набегать, грабить и резать чужаков почём зря. Традиция такая.

Сохранившиеся летописи довольно скупы в описании первых походов Всеслава, взошедшего на отцовский престол в 1044 году. Ясно лишь одно: князь-оборотень сумел прорубить окно в Европу, покорить племена ливов и земгалов, латгалов и куршей, а также дойти до устья Западной Двины, где позже крестоносцы возвели Ригу.

Затем Всеслав обрушился на литовские племена аукшайтов и заставил их платить дань и не грабить торговые караваны. В месте сближения с Неманом реки Свислочи, впадающей в Березину и далее в Днепр, он поставил город Менск(старое название Минска). В руках полоцкого князя оказались уже две торговые магистрали. Но купцы всё равно предпочитали ходить традиционным маршрутом через Новгород и Псков. И с этим надо было что-то делать.

А времена стояли простые и суровые. Варианта было два: или захватывать эти пути — или разорять их и делать менее надёжными, чем свои. Покорять большие торговые города с их буйным вече — себе дороже. Так что Всеслав решил поступить проще.

Бросок волка на север

Мрачные знамения начались за два года до начала неприятностей у северных городов. В 1063 году в Новгороде Волхов несколько дней тёк в обратном направлении. Говорят, это редкое явление тоже имеет сугубо материалистические объяснения и вызывают его особенности гидрографии реки. Но намёк мироздания был вполне прозрачным.

Затем в 1065 году над Псковом и Новгородом случилось полное солнечное затмение. Которое традиция часто описывает как пожирание Солнца чудовищным волком. И волк пришёл.

Дружина Всеслава появилась под стенами Пскова и старательно разорила все ближние и дальние окрестности города.

Спустя год небеса снова дали знак.Было знамение на западе, звезда превелика, лучи имела кровавые, восходила с вечера по заходу Солнца и пребывала 7 дней».

Опять же — никакой мистики. Банальная комета Галлея. Строго по графику: весна 1066 года. Но новгородцы были уверены: это тоже мрачный намёк мироздания, а то и происки полоцкого князя‑чернокнижника.

Потому что спустя год Всеслав появился уже под стенами Новгорода. И не просто появился, но и неким загадочным образом взял второй по величине и могуществу город Руси. Методично его разграбил и сжёг, часть жителей пленил и отправил в Полоцк. А затем снял с новгородского Софийского собора колокола и церковные светильники и забрал их в собственный Софийский собор. Дескать, там нужнее.

Эдакого нахальства основная ветвь Рюриковичей терпеть уже не собиралась. Ведь они кормились от того самого путииз варяг в греки», который пыталсяотжать» полоцкий князь. Три сына Ярослава Мудрого — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский — решили: пора устроить большую охоту на волков.

Тем более, что в стольном граде тоже полезла всякая жуть и хтонь. А ведь до Чернобыля была ещё почти тысяча лет. В речке Сетомле на Оболони в 1066 году выловили нечто человекообразное самого неприличного вида:на лице его срамные уды, иного нельзя сказать срама ради». В итоге впечатлившиеся рыбаки от греха подальше выкинули непристойное чудище с тентаклями обратно в реку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector