Князь владимир красно солнышко

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

Междоусобица и гибель Ярополка

  1. Ярополк. Старший сын с детских лет привык оставаться на княжестве за отца. Единственным его учителем, другом и соратником стал воевода Святослава — Свенельд. В 25 лет он стал княжить самостоятельно. После смерти Святослава сыновья, не испытывающие никакой привязанности друг к другу, старались поделить власть между собой. В летописях сказано, что поводом для междоусобицы послужило, то, что сын воеводы Свенельда охотился во владениях древлян. Олег приказал казнить юношу за нарушение границы своих земель. Киевский князь был возмущён бесчеловечностью брата, желая отомстить, Ярополк, собрав свою дружину, пошёл войной на Олега. Так, в 977 году началась эта кровавая междоусобная война.
  2. Олег. В первом же кровопролитном сражении князь Олег потерпел полное поражение. Ему пришлось отступить с остатками древлянской армии, желая дать своим людям передышку, он спешно отходил к г.Овруч. Именно здесь произошло трагическое событие: на мосту, проложенному через ров, образовалась давка. Олег Святославович, в паническом отступлении собственной дружины, был случайно сброшен в глубокий ров и раздавлен телами падающих людей и лошадей. Захватив Овруч, Ярополк приказал найти и привезти тело Олега. Увидев бездыханным младшего брата, он был раздавлен горем и бесконечно сожалел обо всём.
  3. Владимир. До Новгорода быстро долетели вести о гибели князя Олега. Владимир, посчитав, что ему тоже грозит опасность, бросил Новгород и бежал за море, в норвежское королевство. Не ожидавшему такого поворота событий Ярополку, пришлось отправить в Новгородское княжество своих наместников, для управления городом. В стране восстановилось временное спокойствие. Государство объединилось под властью Ярополка. Почти 3 года Владимир скрывался, но в 980г., собрав огромное войско из варягов, возвратился в Новгород и сместил представителей киевского князя. После захвата города, варяжские войска Владимира пошли на Киев. Ярополк занял оборонительную позицию в стенах Киева, решив избежать открытого боя, варягов по количеству было намного больше и это была хорошо вооружённая и подготовленная дружина. Осада была долгой и тяжёлой, в городе начался голод. Тогда Владимир применил хитроумный план, организовав заговор с воеводой Киева – предателем Блудом. Их план удался, поддавшись уговорам, что киевляне требуют княжить Киевом Владимира, жалея измотанных голодом жителей, Ярополк вынужден был покинуть Киев, укрывшись в небольшом поселении Ротня. Варяжские дружины преследовали его и обманом уговорили сдаться, обещая благосклонность и прощение Владимира. Доставив свергнутого князя в Киев, привели его в дом брата, где, по приказу того же Владимира, хладнокровно убили Ярополка.

Христианин

«Третий Владимир» летописи – князь-христианин, градо- и храмостроитель. Неожиданно в этой части повествования киевский правитель оказывается довольно слабым полководцем.

Правда, князь воюет с печенегами и даже побеждает их, но всё же большинство военных успехов Владимира в этот период оказывается связано с какими-то дополнительными обстоятельствами – доблестью юноши-кожемяки, находчивостью белгородцев (которые сумели убедить врагов, что кисель родится в их городе прямо из земли), обещанием построить церковь в Васильеве.

В целом же перечень княжеских походов этого периода превращается у летописца в бесконечное «ходил, ходил, ходил» – и никаких конкретных результатов.

Не слишком удаётся Владимиру-христианину и поддержание порядка в государстве. Составитель летописи упоминает законодательные эксперименты князя, пытавшегося отменить смертную казнь («Боюсь греха»), отчего умножились разбойники, а затем денежные штрафы (отчего пришла в упадок армия).

Крещение дружины князя Владимира

Основное же внимание летописца в этот период жизни князя привлекают широкие пиры Владимира. А сам князь, сидящий за пиршественным столом вместе со своей дружиной и совещающийся с ней об устройстве страны и военных делах, здесь чрезвычайно напоминает былинного «Владимира Красно Солнышко»

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Скончался равноапостольный князь в Берестове, его место должен был занять любимый сын Владимира князь Борис

Князь Владимир вёл активную внешнюю и внутреннюю политику. Так за свою жизнь он участвовал в 11 военных походах. Основная его задача при этом была оборона государства от печенегов, которых активно поддерживал польский князь Мешко I мечтавший отвоевать у Киева Червенскую Русь.

Польский князь Мешко I. Святой князь Владимир Святославович воевал с польским князем Мешко Первым за Червенскую Русь

Что же касается заслуг князя во внутренней политике, то среди них можно назвать:

  • первая на Руси чеканка монет;
  • основание города Владимир;
  • строительство Десятинной церкви — церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве
  • распространение грамотности и развитие законодательства.

1015
в этом году Святой равноапостольный князь Владимир умер

Умер креститель русских земель в своей загородной резиденции в городе Берестов 15 (28) июля 1015 года. Смерть застигла князя в непростые времена, так как перед нею раскрыли заговор Святополка, не желавшего, чтобы князь передал всю власть своему любимому сыну Борису.

Приближенные Владимира скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса об этом, так как Святополк находился в Киеве и мог поднять мятеж. Именно поэтому тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где его и похоронили; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Князь Владимир на освящении Десятинной церкви. После того, как монголы разрушили Десятинную церковь в Киеве останки князя Владимира и царевны анны находились под их руинами. В наше время место нахождения их мощей неизвестно

В 1240 году Монголы разрушили Десятинную церковь. В 1632—36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Извлеченные из-под развалин мощи равноапостольного Владимира и его жены царевны Анны вновь похоронили.

Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Остались их фото. В наше время останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия

Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича

В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Сыновья Владимира Святославича

Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви. 

Крещение Владимира Святославича

Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон. 

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.

Крещение Руси

Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой

В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Князь Владимир краткая биография

Креститель Руси – князь Владимир Красное Солнышко.

Конкретный год рождения князя Владимира Красное Солнышко не определен — приблизительная дата 960

год. Родился он в местечке Будутино под Псковом, куда была сослана его мать Маклуша княгиней Ольгой за внебрачную связь с князем Святославом. Маклуша являлась служанкой княгини и плодом ее любви с князем и стал младший сын Святослава – Владимир. Кроме него у князя было еще двое сыновей: старший Ярополк и средний – Олег. Тогдашние языческие обычаи не запрещали быть наследником даже ребенку, рожденному в незаконном браке от служанки. Поэтому княгиня Ольга забрала его в Киев на воспитание, а присматривал за ним его дядя – родной брат матери – Добрыня. В972 году князь Святослав умирает. Прежде он распределил землю русскую между тремя сыновьями. Ярополк как главный наследник стал князем Киевским, Олег стал править землей Древлянской, а Владимир был посажен в Новгород. В972 умирает князь Святослав и между его сыновьями начинается борьба за власть. В977 году Владимир в союзе с братом Олегом двинулись на Киев, но в итоге князь Олег погиб в бою, растоптанный лошадьми, а Владимир вынужден был бежать в Норвегию к королю этой страны. И уже в980 году, собрав войско, идет войной на Ярополка. Его поход отличался небывалой жестокостью, в целях достижения власти Владимир использовал любые методы. Он убивает правителя города Полоцка варяга Рогволода и силой берет в жены его дочь Рогнеду. Владимир мстит ей за то, что она предпочла ему его брата Ярополка, называя сыном рабыни. Помощником и наставником Владимира всегда был его дядя Добрыня, который был соучастником зверств князя. Легенды гласят, что в войне за Киев также использовалось предательство и продажность. Подкупив воеводу князя Ярополка, Владимир обманом выманивает его из города и убивает, а его жену делает своей затворницей. Поначалу князь Владимир был ярым язычником. Он поклонялся языческим богам и в Киеве создал их капище, где приносились жертвоприношения. Современники в повести временных лет описывают блуд и аморальное поведение князя. У него было несколько жен и большое количество рабынь, служивших ему для любовных утех. Но православная вера дала Владимиру просветление, и он в корне изменился и, раскаявшись в своей прошлой жизни, начал жить праведно и освободил всех женщин. В летописях говорится, что князь прошел «испытание верой». Выслушав и увидев представителей всех вероисповеданий, он выбрал православие. В987 году советом бояр было принято решение крестить Русь. В988 году Владимир, захватив город Корсунь , пригрозил Византии походом на Константинополь. Также ему приглянулась сестра византийского императора Анна и он пожелал взять ее в жены. Император Византии в ответ потребовал принятия князем православия, дабы он был одной веры со своей будущей женой. Владимир крестился и обручился с сестрой императора. В989 году произошло великое событие -крещение Руси. Почти все свое время князь Владимир Красное Солнышко проводил в военных походах. Воевал с Польшей в981 году за приграничную территорию, присоединил к Руси земли вятичей. Были войны и с литовскими племенами, с болгарами, были покорены радимичи. В летописях говорится, что князь был храбрым воином и отличался военной хитростью. Умер князь Владимир в1015 году, оставив после себя большое количество наследников. У него было более23 детей. После смерти отца они долго вступали в распри между собой, деля власть. Велика роль Красного Солнышка в истории Руси, он усилил мощь своей страны, укрепив ее границы и прекратив набеги соседних племен. Но основная его слава заключается в том, что он привел русский народ к единой вере – православию. Владимир был окружен народной любовью, о нем слагались песни и былины, он был приравнен церковью к святым апостолам.

Кратко о главном

Князь Владимир Креститель
Личность Владимира I Святославича весьма противоречива — летописец именовал князя «великим распутником» до смены религии, в памяти людей он стал одним из персонажей фольклора «Владимиром Красное Солнышко», представители христианства за выбор их веры в качестве государственной назвали его «Святым».

В отличии от своего отца, князя Святослава Игоревича, Владимир не обладал безрассудной храбростью, предпочитая при возможности получить большую выгоду посредством дипломатии — оставлять мечи в ножнах.

Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность Владимира I Святославича и его влияние на историю:

Черты характера и качества

  • Братоубийца — захватил власть в Киеве после убийства брата в ходе междоусобицы.
  • Многоженец и распутник — состоял в четырех языческих и двух христианских браках, имел около 800 наложниц и множество детей.
  • Властолюбец — подавлял восстания радимичей и вятичей, приказал силой крестить новгородцев.
  • Реформатор — после неудачной языческой реформы выбрал в качестве единой государственной религии христианство греческого обряда, начал чеканку монет, пытался изменить правила престолонаследования.

Основные заслуги и достижения

  • Расширил влияние — совершал успешные походы на волжских булгар и другие племена, захватил Червенские города у Польши, взял византийский Херсонес.
  • Креститель — по договору с Византией перешёл в христианство и распространил его на Руси.
  • Защитил границы — для потивостояния печенегам организовал строительство пограничных городов-крепостей и переселение северных племён.
  • Пытался объединить всех вокруг Киева — последовательно проводил политику централизации, но после смерти его дети развязали междоусобицу.

Внутренняя политика

В основании внутренней политики Киевской Руси принимали участие старейшины городов и военачальники. С ними Князь Владимир Ясно Солнышко смог провести четыре внутренние реформы.

  1. Владимир Ясно Солнышко преследовал цели укрепления государства и внутрикняжеского устоя. По его инициативе племенные княжения были ликвидированы. Им на смену пришли удельные владения. Древнерусское государство было поделено на волости: Ростовскую, Муромскую, Новгородскую, Полоцкую, Деревскую, Туровскую, Тмутараканскую и Владимировскую. Отдельно была выделена великокняжеская территория, в которую входил Киев, Переяслав и Чернигов.
  2. Князь Владимир провел военную реформу, объединив военную систему. В обмен на военную службу он раздавал земли. Служить могли представители любых слоев населения. Воины сформировали «младшую дружину» и стали опорой князя.

На приграничных землях были построены крепости. Благодаря им Русь стала менее уязвимой, границы были расширены и определены, просуществовав несколько веков. Одновременно возводились земляные насыпи, ставшие оборонительными линиями при набегах степных кочевников.

  1. Владимиром Святославовичем суды были поделены на церковные и светские. Первые работали по Церковному Уставу – законодательному документу. Была введена вира и отменена смертная казнь. Хотя с таким видом наказания сначала он был согласен, поддержав херсонское духовенство. Свое мнение он изменил, посоветовавшись со старцами и боярами.
  2. Владимир Ясно Солнышко провел религиозную реформу, сделав христианство основной официальной религией Русской земли. После крещения креститель Руси велел возвести храмы во всех городах Киевской Руси. В 989 году он выделил десятую часть, «десятину» от доходов русского княжества на строительство храма Пресвятой Богородицы.

Посмертная месть Ярополку

На этом месть нового киевского князя не закончилась:

  1. У Ярополка осталась жена, гречанка Ирина, которую ему в юности подарили отец с матерью. После гибели мужа Ирина приняла монашество. Владимира это не остановило, и он взял её в рабыни для утех. Вскоре у Ирины родился сын Святополк Окаянный. Никто не знал, кто отец мальчика, Владимир или Ярополк, по легендам вдова князя уже была беременной. Сам Святополк Владимирович считал своим настоящим отцом мужа своей матери, Владимир же, в его глазах, был захватчиком.
  2. Рогнеда Полоцкая, желавшая стать женой Ярополка, была захвачена и изнасилована Владимиром на глазах её родителей. После надругательства он убил отца и мать на глазах Рогнеды.
  3. После смерти своей жены Владимир женился на помолвленной с Ярополком, Кунигунде.

В народе Владимир был прозван Красным Солнышком, крещение древней Руси стало его заслугой. Но в жизни он был страшным человеком, убийцей брата, насильником, имел множество невольниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector