История софийского собора

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Наследие десяти веков

Первоначально собор Святой Софии в Полоцке построил князь Всеслав. Видимо, он сделал много славных дел, если носил прозвище Чародей. По его распоряжению в 1030-1060 годах византийские и местные мастера трудились над возведением большой церкви там, где располагался Верхний замок. Константинопольская базилика была образцом для нового храма.

Церковь была построена в канонах православного зодчества той эпохи: имела семь куполов, толстые стены (не менее двух метров), башню с лестницей, по которой поднимались на княжеские хоры. Место Всеслав Брячиславич выбрал согласно лучшим традициям. Храм входил в комплекс княжеских построек на высоком берегу Западной Двины, там, где в нее впадает небольшая река Палата. Он обеспечивал сохранность религиозных святынь, был усыпальницей полоцких князей. Историки подтверждают, что упоминание и краткое описание Софийского собора в Полоцке есть в нескольких древнейших источниках 11-12 вв.

Примечания

  1. Музей истории архитектуры Софийского собора
  2. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003
  3. 12 Униатская церковь // Советская историческая энциклопедия
  4. F. H. Duchiński, Historia o pozabiianiu bazilianów w połockiey cerkwi przez cara moskiewskiego etc. w roku 1705tym, dnia 30 Junia starego , Paryż 1863.
  5. Літопіс Панцирного й Аверки; Витебская ЛЂтопись, составленная витебскими мЂщанами Стефаномъ Гавриловичемъ АвЂркою 1578—1768
  6. 12 Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке // Патриархия.Ru
  7. 1 2 В. И. Петрушко (доктор церковной истории). Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления
  8. Письменности по археологических памятниках Полоцка 10-13 в.
  9. Калечыц І. Л. Эпіграфіка Беларусі Х–ХIV стст. / Мінск: Беларуская навука, 2011. С 38.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

Софийский собор в Полоцке — самая древняя святыня Белоруссии

  • Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
  • Дата первоначального строительства: 1030 — 1060 годы
  • Дата разрушения собора: 1710 год
  • Дата восстановления: 1738 -1750 годы
  • Архитектор: Иоганн Глаубиц
  • Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св.

Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии. С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св.

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом.

Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии.

В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче.

Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов.

Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах.

В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами.

Софийский собор в наши дни

В сегодняшнем представлении Софийский собор является одним из самых значимых культурных достояний страны. Кроме богослужений в его стенах проходят концерты, массово-культурные мероприятия, приезжают экскурсии с разных уголков Беларуси и мира.

В 1987 году на территории собора был открыт музей истории архитектуры. В нём посетители могут увидеть неповторимые свидетельства богатой истории и архитектуры Софийского собора в Полоцке и другие уникальные экспонаты. Архитектура каменной кладки, дошедшая до нас из XI века, а также великолепные фрески и росписи станут отличным дополнением к «историческому путешествию» по храму.

В 1985 году чешскими мастерами был сооружён орган, который до сих пор звучит в храме.

В окрестностях Софийского собора также можно осмотреть некоторые достопримечательности:

  • Борисов камень XII века. Расположенный при входе в храм, Борисов камень представляет собой валун, на который были нанесены изображения крестов и древние письмена. Всего на территории Беларуси таких религиозных памятников-валунов лишь 4.
  • Спасо-Ефросиниевский монастырь. Сооружение было основано в 1125 году Евфросинией Полоцкой, которая стала также первой его настоятельницей.
  • Спасо-Преображенская церковь. Возведённый в середине XII века, храм прекрасно сохранился до наших дней. Церковь является историко-культурной ценностью и занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Главным достоянием Спасо-Ефросиниевского монастыря является известный золочёный крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазаром Богшей, который до сих пор хранится здесь.

Интересные факты о Софийском соборе

  • Храм был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Очень часто люди задаются вопросом, сколько же Софийских соборов существует в мире? Так вот их насчитывается 12 штук. Помимо Полоцка они находятся в Стамбуле, Киеве, Великом Новгороде, Царском Селе, Вологде, Тобольске, Гродно, Лаишево, Алма-Ате и Салониках.
  • Каждое воскресенье в 15:00 в стенах собора проводятся концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие. За год в храме устраивается порядком 300 подобных мероприятий.
  • Собор включён в полоцкий историко-культурный заповедник.
  • Строительство точной копии Софийского собора планируется провести также в Витебске.

Полоцкий Софийский собор в Полоцке (фото)

Если Вы хотите купить квартиру в Полоцке, обращайтесь к нашему порталу недвижимости! Большая база объявлений и удобная форма поиска по объектам поможет Вам подобрать самый лучший вариант.

Отличия между Православным и Католическим Распятием

В первые века христианства крест обыкновенно изображался без распятого на нем Спасителя. Первые Распятия появляются в V—VI веках, а после XII века уже возможно проследить различия между Распятиями восточного и западного «стилей». К началу Контрреформации в Западной Европе (XVI век) они являлись — идеологически — полными противоположностями друг друга.

Для православного искусства характерно «безэмоциональное», символически-бесстрастное изображение распятого Спасителя. Он на кресте — и Распятый, и уже Воскресший. Крестом побеждена смерть, и Христос распростер руки, призывая «все концы земли» (Ис. 45, 22). Именно поэтому ладони Христа на православных Распятиях всегда изображаются раскрытыми.

Католическое искусство изначально стремилось к созданию чувственных образов (здесь имело бы смысл упомянуть об апофатизме и катафатизме, однако за недостатком места отсылаем интересующихся к соответствующим словарным статьям), и к XVI столетию это стремление нашло свое наиболее полное выражение. Широкое распространение в Западной Европе получают «Откровения» католической святой Бригитты Шведской (1303—1373), предельно натуралистично рисующие крестные страдания Спасителя:

Еще один признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздем ноги Спасителя — связан с тем, что в Риме хранятся три гвоздя, которыми именно, по утверждению католиков, и пригвоздили ко кресту Сына Божия, и отсюда постепенно проросла идея, что гвоздей было всего три. Но этот признак не является безусловно обязательным, встречаются (хотя и крайне редко) католические Распятия с четырьмя гвоздями.

По всем приведенным выше особенностям Распятия, находящиеся в Софийском соборе, принадлежат католической традиции. Исполненные в XVIII—XIX веках, они отчетливо демонстрируют полную латинизацию грекокатолического сакрального пространства к этому времени.

Оригинальная постройка[ | ]

Макет первоначального облика Софийского собора После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

Архитектура

Архитектура собора заключается в том, что здание по форме напоминает прямоугольник, который оснащен пятью тонкими главами. Всех их венчают главы-куполы

Отдельное внимание стоит уделить колокольне. Она является гордостью храма

Высота ее достигает свыше 78 м. Колокольня Софийского собора Вологды строилась три раза.

Первые две деревянные конструкции сгорели от пожаров. И только третью со временем решили заменить на каменную. По своему виду это было восьмиугольное столпообразное здание, которое на горе покрыто луковками – главами. Высота ее достигает 78 м. По структуре храм внутри разбит на три нефа. Желательно обойти всю территорию, чтобы посмотреть и насладится красотой фресками южного портала.

Также поражают своей красотой первые в Вологде настенные росписи. Их выполнили мастера из Ярославля. Внутри собор расписан практически полностью. Общая площадь составляет около 5 тысяч метров квадратных. Самая крупная и впечатляющая фигура – лик Христа, которая занимает весь купол собора. Кроме того тут можно найти большое количество фигур простых смертных, святых, воителей, а также божественных сущностей, которые украшают стены, порталы и своды.

В 19 веке было принято решение о повторной росписи храма. Кое что сделали заново, а кое-где дополнили новыми сюжетами. Также непревзойденны по своей красоту и алтарные помещения. Их расписали от потолка и до пола. Одним из авторов считают М. Грека.

К вещам, которые стоит увидеть в данном храме относят:

  • Фреску «Страшный суд». Она находится внутри собора. Самая крупная настенная роспись в стране. Общая площадь ее составляет около 400 квадратных метров.
  • Иконостас. Его считают также очень важным и ценным.

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор

. Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точнойкопией святогохрама из Византии . Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

Всеслав Чародей и полоцкие колокола

Достроил собор самый знаменитый правитель Полоцка Всеслав Чародей, который по некоторым сведениям не являлся примерным христианином, а по некоторым легендам, вообще был ведьмаком-оборотнем. Именно с этим связана интересная история.

Полоцкий князь Всеслав Брячиславович

Как-то князь Всеслав, в году так 1066, отправился в небольшую военную экспедицию, то ли очередной раз пленников среди радимичей набрать, то ли ограбить города Туров и Заславль – являющихся киевскими вассалами, не в этом суть. В городе не было, ни его, ни дружины «а воинов тех две тысячи, шлемы у них золоченые, кольчуги серебренные, а кони степные половецкие, на которых и хану не стыдно в поход отправится».

Летучая дружина полоцкого князя

В это время очередной варяжский военачальник новгородского войска решил по легкому пограбить Полоцк. Что ему и удалось, среди остального были украдены и знаменитые колокола полоцкой Софии, отлитые в Византии и стоившие Всеславу 3000 гривен золотом, что примерно составляло ежегодный доход среднего древнерусского княжества.

Возможно будет интересно: экскурсия в Полоцк.

Кроме того с колоколами была связано предание, что Всеслав слышит полоцкие колокола в любом месте, хоть в Киеве, хоть в Смоленске. Поэтому в то время никто и не удивился, что не успела довольная новгородская дружина отпраздновать дома богатую добычу, как у стен появились стальные ряды войска Всеслава Чародея. Закончилось всё полным разорением Новгорода и угоном его жителей в рабство, и новенькая новгородская София, лишилась уже своих колоколов и ценностей, которые не успели спрятать священники. А полоцкие колокола были водружены на своё место, чтобы и в дальнейшем могли предупреждать своего князя об опасности.

Оригинальная постройка

Макет первоначального облика Софийского собора После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 метров. При возведении собора в XI веке в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Расписание работы

Православный храм работает ежедневно. Расписание Софийского собора Полоцка:

    • будние дни: с 6.30 (5.45) – утренние, с 16.30 – вечерние (включая полунощницы (ночные служения) и литургии);
    • выходные: с 6.30 и с 22.20 – соответственно;
    • службы делятся на полиелейные, по акафистам Иисусу и Божией Матери;
    • перед началом литургий совершаются исповеди;
    • ежедневно проходят уставные богослужения и панихиды, читается Неусыпаемая Псалтирь, исполняются молебны с акафистом у мощей преподобной Евфросинии, широко почитаемом в православии.

Адрес Софийского собора в Полоцке: Беларусь, г. Полоцк, набережная Западной Двины, улица Замковая, 1.

Храни Вас Господь!

Православные монастыри, соборы и церкви

собор

Примечания[ | ]

  1. Музей истории архитектуры Софийского собора
  2. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595—1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003
  3. 12 Униатская церковь // Советская историческая энциклопедия
  4. F. H. Duchiński, Historia o pozabiianiu bazilianów w połockiey cerkwi przez cara moskiewskiego etc. w roku 1705tym, dnia 30 Junia starego , Paryż 1863.
  5. Літопіс Панцирного й Аверки; Витебская ЛЂтопись, составленная витебскими мЂщанами Стефаномъ Гавриловичемъ АвЂркою 1578—1768
  6. 12 Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке // Патриархия.Ru
  7. 1 2 В. И. Петрушко (доктор церковной истории). Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления
  8. Письменности по археологических памятниках Полоцка 10-13 в.
  9. Калечыц І. Л. Эпіграфіка Беларусі Х–ХIV стст. / Мінск: Беларуская навука, 2011. С 38.

Архитектурные достоинства храма Святой Софии в Полоцке

Архитектурный стиль Софийского собора в Полоцке – виленское барокко, также называемое позднебелорусским. От древней постройки сохранились восточная апсида, камни фундамента, частично – столбы. На некоторых из камней археологи обнаружили подписи ее строителей.

Белоснежное здание с двумя башнями, высотой по 50 метров, прекрасно смотрится на высоком берегу реки. Барокко привнесло фигурные карнизы, лепнину, барельефы, скульптуру, послужившие украшением церковного интерьера.

Внутреннее убранство очень эффектно. Белые с золотой отделкой стены, колонны, арки, а также изящный декор настраивают на возвышенный лад. Часть фресок сохранились от прежних времен: таковы «Нерукотворный Спас», «Тайная вечеря» (скопирована картины Леонардо да Винчи).

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

Концертный зал и музей

Этот великолепный памятник прежних лет служит многообразным целям: как культовым, религиозным, так и светским, туристическим. Православное богослужение и крестный ход в день памяти Святой Евфросинии Полоцкой напоминает о первоначальной роли церковного здания.

Реставрационные и археологические работы, которые проводились в советское время – в 80-е годы, дали новую жизнь этому комплексу. Здесь проходят концерты органной музыки, фестивали. Акустика огромного зала и сам орган Софийского собора Полоцка оставляют незабываемое впечатление.

Музей истории архитектуры также очень интересен. Он уже более 30 лет является одним из наиболее посещаемых мест этого белорусского города, известного своим богатым историческим и культурным наследием. Здесь представлен макет храма 11 века (очень напоминающий Новгородский и Киевский соборы) и уникальные археологические экспонаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector