История создания казанского собора в санкт-петербурге и годы строительства
Содержание:
- Строительство ансамбля Казанского собора.
- История Казанского собора
- Конкурс проектов нового собора.
- История храма
- История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.
- Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.
- Традиции
- Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.
- Интерьеры собора
- Начало строительства новой святыни
- История создания шедевра
- Родовой храм семьи Романовых
- Святыни
- Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
Строительство ансамбля Казанского собора.
Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как «производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения». Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: «Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче». Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что «благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.
История Казанского собора
История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.
Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.
Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.
Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.
Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.
Казанский собор памятник Кутузову
В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.
Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли
Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.
В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.
После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.
В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.
Конкурс проектов нового собора.
В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.
История храма
С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.
Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.
При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.
Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.
Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.
На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.
Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.
Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.
К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.
После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.
В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.
Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.
История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.
История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.
Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.
Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.
Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.
Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.
Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.
Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.
С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.
Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.
Традиции
Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:
- 30 августа (12 сентября) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года — от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре.
- 4 (16) апреля, в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада.
- 4 (16) июля, в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.
В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:
- Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте.
- 11 (24) мая, в день святых Кирилла и Мефодия, за литургией и молебном присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ.
- 14 (27) января, день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы.
- 25 декабря (7 января), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.
Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.
Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.
Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.
Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.
Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга
Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.
Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.
Интерьеры собора
По своему виду внутреннее пространство обители напоминает скорее дворцовые залы, нежели интерьеры религиозных сооружений. Интерьер поражает своим великолепием и разнообразной отделкой. Впечатляют 56 колонн из розового финского камня с позолоченными капителями.
Расположение колонн в четыре ряда делит пространство на три нефа, из которых центральный шире боковых в 4 раза.
Отделка потолка живописными розетками из французского алебастра, пол, выложенный серым рускеальским и розовым белгородским мрамором, и роспись стен создают светский жизнерадостный интерьер.
Волнующий свет, льющийся из 16 окон, расположенных по периметру барабана купола создает оптический эффект, когда возникает ощущение, что купол буквально парит в воздухе. Живопись, скульптурные композиции и лепные элементы придают интерьеру необыкновенную выразительность.
Интерьер собора еще называют энциклопедией камня из-за широкого использования редких и полудрагоценных минералов. Алтайские порфиры и эстонские доломиты, шошкинский кварцит и яшма придают интерьеру исключительную художественную и эстетическую ценность.
Начало строительства новой святыни
Недалеко от ветхой Рождественско-Богородицкой церкви, ближе к Невскому проспекту, была расчищена площадка под строительство . На этом месте находилось около десятка мелких домов, которые были выкуплены у их хозяев и сразу разобраны.
Начались сложные работы по обустройству фундамента с учетом специфики болотистой почвы. Однако вскоре произошло покушение на Павла I в Михайловском замке, и закладку здания проводил уже его сын и наследник император Александр I.
В августе 1801 года в присутствии императорской фамилии, высокопоставленных вельмож и высшего духовенства состоялась торжественная церемония закладки первого камня в фундамент строения. И с этого момента работы по возведению здания пошли полным ходом.
История создания шедевра
Казанский собор появился не на пустом месте. Его история неразрывно связана с появлением на Руси чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, явленной народу в 1579 году в Казани при загадочных обстоятельствах.
Казанское чудо
В далекие времена правления Иоанна Грозного в России произошло событие, ставшее знаковым для развития русского государства. Шел 1579 год, в Казани только что отшумел невероятной силы пожар, спаливший Казанский кремль.
Он начался возле церкви святого Николая и многие тогда усомнились в христианской вере, считая пожар наказанием за взятие города и завоевание оплота ислама — Казанского ханства.
Через несколько дней после пожара дочке стрельца Даниила Онучина Матрене приснился дивный сон.
Указав точное место, она озарила всю комнату прекрасным сиянием и разбудила девочку. Сначала родители не поверили Матреше, но на вторую и третью ночи сон повторился.
Всей семьей они отправились на указанное место и — о, чудо. На глубине метра в земле под обломками пожарища они обнаружили икону Пресвятой Богородицы. Это действительно было чудом, что христианская святыня осталась невредимой в самом центре исламского ханства.
Чудодейственная икона, защитница земель русских
Эта благая весть птицей разнеслась по городу, и все священники поспешили к дивному месту. Архиепископ Иеремия торжественно принял образ и перенес его в церковь святого Николая. Отслужили благодарственный молебен и крестным ходом перенесли святыню в первый православный храм Казани — Благовещенский собор.
В процессе крестного хода по многочисленным исцелениям среди простого народа сразу стало понятно, что икона чудотворная. Сомневающиеся в вере Христа первые падали на колени и просили у образа защиты и спасения.
По своему типу икона Пресвятой Богородицы является иконой Одигитрия — Защитницы и Путеводительницы. Она не раз спасала российское государство в знаковые моменты истории страны. Находилась она в Теремном Казанском соборе в Москве и с нее делали копии — так называемые списки, имеющие ту же чудодейственную силу.
Один из таких списков образа Пресвятой Богородицы появился в петровские времена в Санкт-Петербурге.
Появление образа в городе на Неве
Петр I, несмотря на широту взглядов, был глубоко религиозным человеком и слова «народная святыня» были для него не пустым звуком. Именно поэтому в 1708 году он приказал привезти в Санкт-Петербург список с образа Казанской Пресвятой Богородицы для защиты города и прославления христианской веры.
Первоначально святыня находилась в деревянной часовне на Посадской улице и затем в Троицком храме на Троицкой площади. В 1730 году высочайшим повелением было приказано строить церковь из камня во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1733 году по проекту зодчего М. Г. Земцова на углу Невской «першпективы» и речки Кривуши началось возведение новой обители. Она была построена к лету 1737 года, и 2 июля этого же года икона Казанской Девы Марии была перенесена в новую церковь.
Родовой храм семьи Романовых
Казанский храм в Санкт-Петербурге изначально должен был стать родовым храмом рода Романовых. В соборе хранилась семейная святыня и покровительница государева рода — Казанская икона.
В храме проводились все значимые события: венчания молодоженов, отпевания умерших, крещение детей. После неудачных попыток убийства Александра II в соборе проводился благодарственный молебен. Одним из торжественных событий было празднование трехсотлетия дома Романовых.
Почетное место в Казанском соборе занимали подарки государя и членов его семьи. В ризнице на почетном месте находилась драгоценная церковная чаша, крест из лазурита и Евангелие весом 33 кг.
Святыни
Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.
Памятники
Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.
В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.
Священные реликвии
Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.
За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.
Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора
План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.
Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.
При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.
Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.
Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.
В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.
25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.
С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.