Собор (мечеть) святой софии в стамбуле: тайны, мистика, история (ayasofya-ı kebir camii)
Содержание:
Nobody’s business but the Turks
Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до .
Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.
И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.
Alamy/Legion Media
Внутреннее убранство Собора Святой Софии
Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется . Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, за международные последствия.
Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.
Архитектурные особенности
План собора на конец XIX века
«Магдебургские врата»
Софийский собор. 1900 год
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.
Время работы
С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.
Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.
Актуальная стоимость билетов
Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).
Теперь, после превращения в мечеть — вход свободный для всех.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
История [ править ]
Собор назван в честь собора Святой Софии ( Святой Мудрости ) VI века в Константинополе (современный Стамбул), который был посвящен Святой Мудрости, а не конкретной святой по имени София. Первые основания были заложены в 1037 или 1011 годах, но строительство собора заняло два десятилетия. Согласно одной из версий, Ярослав Мудрый спонсировал строительство Софийского собора в 1037 году в ознаменование его решающей победы над кочевыми печенегами в 1036 году (которые с тех пор никогда не представляли угрозы для Киева). По словам доктора Нади Никитенко, историка, изучающего собор 30 лет, собор был основан в 1011 году, во времена правления отца Ярослава, великого князя Киевской Руси Владимира Великого . Это было принято как ЮНЕСКО, так и Украиной, которая официально отметила 1000-летие собора в 2011 году. В строении 5 нефов , 5 апсид и (что довольно удивительно для византийской архитектуры ) 13 куполов . С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Его размеры от 37 до 55 м (от 121 до 180 футов) раньше облицовывались цоколями . Внутри сохранилась мозаика ифрески XI века, в том числе полуразрушенное изображение семьи Ярослава и оранцев .
Первоначально собор был местом захоронения киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха , Всеволода Ярославича и основателя собора Ярослава I Мудрого , но до наших дней сохранилась только могила последнего (см. Рисунок ).
После разграбления Киева по Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской в 1169 году , а затем монгольских татар в 1240 году , собор пришел в упадок. Он также был сильно поврежден в 16 веке, когда Речь Посполитая пыталась объединить католическую и православную церкви. В это время собор был практически разрушен: его крыша обветшала, многие настенные росписи пропали. После Брестской унии 1595-96 гг. Собор Святой Софии принадлежал Украинской греко-католической церкви, пока на него не претендовал митрополит Молдавской православной церкви Петр Могила. (Могила) в 1633 году. Могила заказала ремонтные работы, и верхняя часть здания была полностью перестроена по проекту итальянского архитектора в стиле украинского барокко , сохранив при этом византийский интерьер и сохранив его великолепие. Работа продолжалась при казацком гетмане Иване Мазепе до 1767 года. В этот период вокруг Софийского собора возвышалась колокольня, монастырская столовая, пекарня, «Дом митрополита», западные ворота (Зборовские ворота), монастырский трактир, монастырская столовая Были построены кампус братства и бурса (семинария). Все эти постройки, а также собор после реконструкции имеют отличительные черты украинского барокко.
После русской революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и преобразование его территории в парк «Героев Перекопа » (после победы Красной Армии в Гражданской войне в России. в Крыму ). Собор был спасен от разрушения (напротив Михайловского Златоверхого монастыря был разрушен в 1935 году ) прежде всего усилиями многих ученых и историков. Тем не менее, в 1934 году, Советскийвласти конфисковали здание у церкви, включая окружающий архитектурный комплекс XVII – XVIII веков, и объявили его архитектурным и историческим музеем.
С конца 1980-х годов советские, а затем и украинские политики обещали вернуть здание Православной церкви. Из-за различных расколов и фракций внутри Церкви возвращение было отложено, поскольку на него претендуют все православные и греко-католические церкви. Хотя всем православным церквям было разрешено проводить службы в разное время, в другое время им отказывали в доступе. Серьезный инцидент был похороны Патриарха Владимира в УПЦ Киевского патриархата — в 1995 году , когда ОМОН вынуждены были предотвратить захоронение на территории музея и кровавый произошло столкновение. [ необходима цитата ]После подобных событий ни одна религиозная организация еще не получила права на регулярные службы. В настоящее время комплекс остается светским музеем христианства Украины, большинство посетителей которого составляют туристы.
21 августа 2007 года Софийский собор был назван одним из семи чудес Украины по результатам голосования экспертов и интернет-сообщества.
-
Девы Ораньи , ок. 1000
-
Орден отцов церкви, гр. 1000
-
Деисус, 1000 г.
-
Княжеский групповой портрет. Южная стена нефа, гр. 1000
-
Саркофаг Ярослава Мудрого
-
Благовещение. Архангел Гавриил, 1000 г.
-
Святая София Премудрость Божия, 1700 г.
История Софийского собора
Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.
Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».
Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.
В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.
Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.
Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.
В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.
В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.
Архитектура
Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.
Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.
Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
https://youtube.com/watch?v=G_lHV_kPY1s
https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c
Золотые купола
Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.
В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.
Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.
Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.
В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век
Alamy/Legion Media
Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.
Строительство Софийского собора, его автор и история
Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.
Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.
Софийский собор в Киеве на google-панораме:
В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.
На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.
Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.
Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.
На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.
Церковь в советское время
Но в церкви не смогли долго проводить богослужения. После революции она была разорена, и был нанесен огромный ущерб как самому зданию, так и священным вещам. Храм долгое время был в забытье и не использовался по назначению. В советские времена он был прикреплен к заводу «Красный факел».
И только в 1992 году строение передано во владение Русской Православной церкви. Удручающее состояние зданий еще 2 года не давало возможности проводить литургии. Только в 1994 году прошло первое богослужение в колокольне.
На Пасху в 2004 году была проведена первая праздничная литургия непосредственно в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. В 2013 году проделаны огромные работы по реставрации фасада колокольни. Сейчас ведутся не менее грандиозные восстановительные мероприятия внутри здания.
Десятинная церковь
В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.
Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.
Мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора) в зените купола Софийского собора, Светлана Апполонова
Как добраться
Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.
Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.
Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Заключение
Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор статьи : Айгуль Хусаинова
Интересные факты
Каждый приезжий, а тем более и житель Турции знает об этом музее. Сооружение полностью построено соблюдая все христианские нормы и правила. Этого при строительстве требовал Юстиниан. О храме имеются многочисленные факты и домыслы дошедшие до наших дней, вот некоторые из них.
Почему так назван
Собор, именуемый по-турецки Ayasofiya, называется так от слов Премудрость Божия, потому что sofia по-гречески означает мудрость. Многие ошибочно предполагают, что храм носит имя женщины. Полное название — Храм Премудрости Божьей. За время своей долгой жизни Собор еще называли Храм святой Софии и Великая церковь.
Святая София — премудрость божия у греков была выражением идеи сына божия, Логоса до воплощения в Иисусе Христе. На это указывает также праздник Святой Софии-24 декабря, прямо перед Рождеством Христовым.
Главный кот мечети
Посетившие Собор люди могут встретить в залах самого известного в Стамбуле кота. Он величественно вышагивает именно возле императорского места, чувствуя себя хозяином и хранителем мечети.
Может быть, этот необычный кот является воплощением бывшего правителя Юстиниана и поэтому его часто видят возле императорского места. Кот знаменит еще тем, что когда -то его погладил сам Обама.
В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга-первая правительница Киевской Руси, которая приняла христианскую веру.
Тогда мудрая княгиня Ольга перехитрила византийского императора, который хотел взять ее себе женой. Но Ольга отказала ему, сказав, что христиане не сватаются за язычников. Когда патриарх и царь окрестили княгиню, император снова стал просить ее руки. На этот раз она ему снова отказывает, потому что теперь она будет считать его своим отцом. Царь очень удивился ответу княгини, но смирился. Он одарил ее подарками, и княгиня довольная уехала к себе домой.
В 957 году Ольга снова приезжает в Константинополь вместе со своими подданными. Император охотно встречает ее как дорогого гостя, видит в ней равную себе и называет правителем Руси.
События раскола христианских церквей
Событие, произошедшее 16 июля 1054 года, разделило церкви на два лагеря. Во время церемонии кардинал, посланный папой римским, вручил патриарху Михаилу документ с обвинениями.
Список недовольства содержался на нескольких страницах, вот некоторые из них:
- Одни обвиняли других в том, что разрешены браки служителям церкви, другие в свою очередь бранились о том, что нельзя поститься в субботу и носить перстни.
- Говорилось и о том, что одни исповедуются в закрытых помещениях, а другие у всех на глазах.
- Одни крестятся справа налево, а другие слева направо.
- Великий пост у одних начинается в чистый понедельник, а у других в пепельную среду.
В результате чего одни стали считать других раскольниками.
Как добраться до Софийского собора в Киеве
Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.
От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.
Схема киевского метрополитена
Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.
Софийский собор в Киеве: видео