Кафедральный собор, костел святой анны и монастырь бернардинцев

Содержание:

История

Первая лютеранская церковь города

Старейшая Лютеранская церковь Санкт-Петербурга немногим младше самого города. Деревянное здание было построено в 1704 (по другим данным в 1705) году на территории Петропавловской крепости первым обер-комендантом Санкт-Петербурга Романом Брюсом. Позже (по одним данным] — в 1710 году, по другим] — после смерти Брюса то есть после 1720 года) перенесена к Мытному двору на Городовой остров. В 1820-х годах церковь была ещё раз перенесена, на сей раз к Пятой Линии Литейной части (современная Кирочная улица), где в то время проживало много лютеран, в основном служащих Литейного двора

Проект Еропкина

В 1740 году старую церковь сменила новая мазанковая, гораздо более просторная. Деньги на постройку выделила императрица Анна Иоанновна, архитектурный проект разработал Пётр Еропкин. Здание было заложено 3 мая 1735 года, а закончилось строительство спустя целых пять лет. Храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года почти четыре месяца спустя после казни Еропкина. Фасад храма был украшен пилястрами, небольшую колокольню венчал шпиль. 3 января 1736 года при церкви было открыто немецкое училище, называвшееся «Училище Святой Анны», или Анненшуле

(нем.Annenschule ).

Каменный храм работы Фельтена

Интерьер церкви Святой Анны. Фотография Карла Булла, 1913

20 июля 1775 года был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена. Освещение церкви состоялось 24 октября 1779 года

Церковь Святой Анны находилась на открытом месте, была обращена сразу к двум улицам и Фельтен создал ей два почти равнозначных торцевых фасада. Выходящий на Фурштатскую улицу южный фасад решён в виде апсиды с ионической колоннадой, увенчанной небольшим куполом на шестигранном барабане. Выходящий на Кирочную северный фасад представляет из себя четырёхугольный портик и тоже пышно украшен. Ионические колонны оформляют и интерьер церкви — они поддерживают просторные хоры и зрительно разделяют зал на три нефа. Новая церковь вмещала около полутора тысяч человек

В 1826 году бывшая Четвёртая Артиллерийская улица (ранее Пятая Линия) получила название Кирочной — по кирхе Святой Анны

В 1850 году в церкви Святой Анны был установлен орган, выполненный немецкой

В (?) году церковный алтарь был украшен картиной «Вознесение Христа» работы Эрнста Липгарта

В начале XX века приход церкви насчитывал около 12 тысяч человек, в том число которых входили и воспитанницы Смольного института лютеранского вероисповедания. При церкви помимо уже упоминавшегося училища действовали попечительство о бедных, богадельни, детский дом, приют для девочек, больница, земледельческий приют «для падших женщин»

Церковь Святой Анны в начале XX века

Легенды и мифы о костеле Святой Анны

Костел Св. Анны и Напалеон Бонапарт

Самая известная и чаще всего упоминаемая легенда о костеле Святой Анны связана с французским императором Наполеоном Бонапартом. Она гласит, что находясь в Вильнюсе, Наполеона так впечатлил этот памятник готической архитектуры, что он воскликнул:

Достоверности легенде придает тот факт, что в 1812 году, во время войны с Россией, Наполеон посещал Вильнюс, а также то, что император посылал во Францию наиболее ценные шедевры искусства со всех завоеванных земель. Свою роль, вероятно, сыграл и культ Наполеона, царивший в Литве в XIX веке.

Но Наполеон не жаловал монастыри (многие из них были закрыты во время его правления), а его войска не слишком бережно относились к костелу Святой Анны: во время бегства из России они использовали костел как склад, скамейки и другие деревянные изделия пустили на дрова, а алтарь – разбили.

Миф о том, что костел был построен гораздо раньше, чем считается

Другая легенда связана с началом истории костела и именем Витаутаса Великого. Наибольший вклад в распространение этой легенды внес литовский историк XIX века Теодор Нарбутас. Он считал, что костел был построен каменщиком Мариенбургской конвенции Иоанном Пухбахом, которого пригласила жена Витаутаса, великая княгиня Она (Анна).

По мнению Нарбутаса, Пухбах начал строительство костела в 1392 году и закончил через четыре года, а помогал ему немец по фамилии Рэтке. Нарбутас утверждал, что видел имя Рэтке, скопированное каким-то архитектором с кирпичей костела Св. Анны.

Также, Нарбутас считал, что в этом костеле была похоронена третья жена Витаутаса княгиня Юлиана, умершая в 1448 году.Позднее эти неподтвержденные факты стали распространять некоторые писатели XIX века.

Но ученые опровергли этот миф и установили, что он появился случайно. Данные, которыми пользовался Нарбутас и другие, скорее всего относились к другому костелу, который до XVI века стоял на территории вильнюсского замка и назывался костелом Святой Анны и Святой Варвары.

Легенда о мастере и подмастерье

Третья, самая поэтичная легенда о костеле связана с особенностями его архитектурной композиции. В эту легенду также интегрировались некоторые мифы о том, что костел построили по заказу жены Витаутаса Великого, княгини Анны. Впервые легенда была записана в XVIII веке иезуитским историком Адамом Игнатием Нарамовским в книге “Взгляд на историю сарматов” (Facies rerum Sarmaticarum, 1724–1726).

Легенда гласит, что костел по заказу княгини Анны строили два мастера, приглашенные из Минска – опытный каменщик Войцех и его молодой помощник Ян, зять Войцеха. Строить костел начал Войцех, а его молодой помощник в это время обучался мастерству в других странах. Когда старый мастер заложил фундамент и начал возводить стены, Ян вернулся.

Осмотрев костел, который начал строить Войцех, Ян заметил, что здание получалось не очень красивым, с тяжелыми формами и без украшений. Обо всем этом он сказал своему учителю. Тот обиделся и уехал из города. Ян продолжил работу учителя – достроил легкую верхнюю часть, колонны и три изящные фасадные башни.

По прошествии лет, Войцех вернулся в город. Он позвал зятя и в ту же ночь, под светом луны, они пошли посмотреть на построенный шедевр.

Увидев великолепный храм, Войцехом овладела зависть и гнев. Вместе они поднялись к самому высокому месту в костеле, и тогда старый мастер столкнул своего ученика вниз. Юноша упал прямо к ногам своей возлюбленной Марии и умер.

Сложно сказать, есть ли в этой легенде хоть капля истины или все было придумано под воздействием замысловатых форм костела. В одной из стен храма есть два кирпича со знаками мастеров (некоторые утверждают, что это знаки мастера и подмастерья). До сих пор никому не удалось расшифровать и идентифицировать эти знаки.

Праздник Зачатия праведной Анны

Церковь названа в честь праздника Зачатия праведной Анны, или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.

О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, была млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о за­ча­тии До­чери, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.

История лютеранской церкви святой Анны

Лютеранская церковь святой Анны в Санкт Петербурге была построена еще в 1704 году, из-за чего она немногим младше самого города. Но место, на котором она стояла, было сменено на другое, поскольку в 1721 году ее перенесли на Гордовой остров. Через 10 лет церковь снова поменяла свое местоположение, на современную Кирочную улицу, где стоит постройка и по сей день. В то время на данной улице проживало большое количество немцев-лютеран, которым было необходимо удовлетворять свои религиозные потребности посредством святого заведения.

В 1740 году внешний вид строения немного изменился. Мазанковая церковь оказалась более просторной, поэтому лютеранская церковь святой Анны на Кирочной улице 8 обрела еще большую популярность по всему миру. Строительство длилось целых 5 лет, а деньги на постройку были выделены по велению самой Анны Иоанновны. Проектом занимался Петр Еропкин, которого трагически казнили через 4 месяца после официального освящения храма. Внешний вид строения потрясал воображение: пилястры, шпиль, украшающий вход в колокольню, изобилие цветов.

Уже в 1775 году здесь снова был заложен новый храм, и лютеранская церковь святой Анны Анненкирхе снова получила обновленный внешний вид. Проектированием каменного храма занимался Юрий Фельтен, который создал 2 равнозначных торцевых фасада. Также были установлены ионические колонны, которые оформляют общий интерьер церкви. Площадь здания также была увеличена, и внутри без труда помещалось порядка 1500 человек. Время шло, и на территории церкви действовали детские дома, богодельни, приют и больница.

Постсоветский период

В марте 1992 года в церкви возобновились воскресные богослужения, которые продолжались до сентября 1997 года ]. В остальные дни до второй половины 2001 года продолжался показ фильмов. К этому времени здание перешло в ведение , собиравшейся переделать его под ночной клуб]. Этим замыслам пыталась воспрепятствовать. В феврале 2002 года городское правительство провело заседание в ходе которого было решено возвратить здание церкви. При этом намечалось ликвидировать или реорганизовать юридически всё ещё существующий кинотеатр «Спартак», а заставить в судебном порядке очистить занимаемые ею помещения. В середине августа 2002 года архиепископ Георг Кречмар подписал договор об охране памятника. 2 октября 2002 года городское управление имуществом подало судебный иск против об освобождении здания церкви. 18 ноября 2002 года иск был удовлетворён, а 6 декабря 2002 года в здании церкви Святой Анны произошёл пожар, в результате которого она полностью выгорела ]]

Тайна «угла» в названии

Фото Владимира Ештокина

Сегодня при описании церкви нам бы вряд ли захотелось назвать ее «на углу» — скорее в голову пришли бы сочетания «на рву» или «на берегу Москва-реки». Однако даже сейчас смысл названия странным образом угадывается, когда приходишь к храму.

Церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу», относится к Подворью Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье. Однако она долгое время была физически отделена от других храмов – сначала стройкой паркового комплекса «Зарядье», а теперь забором самого парка. Аккуратная однокупольная церквушка несколько скрыта от взгляда посетителей парка современными масштабными постройками – чтобы попасть к ней, нужно обойти Большой амфитеатр. Действительно волей-неволей создается ощущение, что храм находится «в углу».

Исторически же церковь в буквальном смысле находилась в углу. Она располагалась на окраине густо застроенного района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены. Когда после пожара 1547 года пришлось заново отстраивать практически всю Москву, обновление коснулось и церкви Зачатия праведной Анны. В указе Елены Глинской, матери Ивана Грозного, она была названа той, «что в углу».

В советское время застройка вместе со стеной были снесены, и название «что в углу» стало вызывать вопросы.

Мероприятия

В настоящее время Анненкирхе – один из культурных центров города на Неве. Она регулярно и с настоящим гостеприимством открывает свои двери для талантливых, творческих людей, признанных в мире искусства или делающих первые шаги на этом поприще. Каждый месяц здесь проходят десятки мероприятий, которые посещают до 10 тысяч человек в месяц.

Жители и гости Санкт-Петербурга уже успели побывать на:

  • спектаклях «Вишневый сад» и «Тесла. Ожившие иллюзии», «PLAY» и «Над пропастью во ржи»
  • концертах «Autumn leaves», «Классика под луной», «Путешествие в Серебряный век», «Piano Dreams», Чё Морале «Чердачник» и многих других музыкальных событиях
  • Science Fest, посвященном направлению Science & Media Art
  • выставках «Петли» Андрея Оленева, «После иконы», «Се человек» Анатолия Шумкина, «Воображаемые витражи» Анастасии Авралевой
  • рождественской ярмарке с непременными атрибутами этого события: народными музыкальными мотивами, подарками для близких и друзей, духом Рождества и теплой праздничной атмосферой

Этот список далеко не полон и в будущем будет расширяться. Многие события проходят на благотворительных началах. Музыканты дают бесплатные концерты в стенах Анненкирхе, а собранные средства направляются на восстановление храма.

Некоторые мероприятия проходят регулярно, по установившемуся расписанию:

  • встречи английского разговорного клуба
  • кинопоказы со смыслом
  • просветительские лекции по религии, психологии, истории
  • курс «Основы христианской веры»
  • курс по режиссуре «Annenkirche Cinema Course»
  • камерные концерты при свечах, на которых получить удовольствие от чарующей музыки и душевной атмосферы можно за пожертвование

Лютеранская церковь остается действующей, в ней идут службы. Мессы проходят на английском и на русском языках.

vk.com/annenkirche

Инстаграм

instagram.com/annenkirche_official/

Фэйсбук

Архитектура

Церковь была трёхнефной базиликой, построенной из известняка; один из нефов ещё стоял в 1801 г., но до нашего времени дошла только восточная оконечность здания.

Церковь св. Анны в Циппори israeltourism, CC BY 2.0

Длина церкви была приблизительно 36,6 м.

Общая ширина здания 21,9 м, из которых по 2,2 м приходится на стены, 4,4 м на центральный неф, 3,6 м и 3,4 м на боковые нефы.

Церковь св. Анны в Циппори israeltourism, CC BY 2.0

Северный неф вместо полукруглой ниши завершался квадратной часовней. За нишей южного нефа — квадратная ризница, попасть в которую можно сбоку, из ниши центрального нефа.

Литература

  • Георги, И. Г . Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом 1794 — 1796. — СПб: Лига, 1996. — 528 с. — ISBN 5-88663-003-1
  • Жерихина Е.И . Литейная часть от Невы до Кирочной. — СПб.: Лики России, 2004. — С. 274-278. — 318 с. — ISBN 5-87417-186-X
  • Степанов С. Д. Застройка территории Петропавловской Крепости гражданскими сооружениями //Степанов С.Д., Фролов В.А. (составители ) Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск шестой. Фортификация и архитектура Петропавловской Крепости. — СПб.: 1998. — С. 77-119. — ISBN 5-7917-0008-3

Реставрация фасадов

С 2009 года храм, оставшийся к этому времени без крыши, в состоянии полнейшей разрухи, по решению губернатора Валентины Матвиенко передали в ведение города. Это позволило провести реставрацию внешних фасадов храма, отремонтировать крышу. Сейчас посетители Анненкирхе, да и просто прохожие видят на Кирочной улице исторический облик церкви Святой Анны.

Новый этап возрождения – восстановление внутренних интерьеров. Покрытые облупившейся, обгоревшей штукатуркой стены, которые напоминают апокалиптическую картину, нравятся молодежи за свою атмосферность. И все же они требуют больших материальных вложений, как и восстановление креста на колокольню.

Легенды и мифы о костеле Святой Анны

Костел Св. Анны и Напалеон Бонапарт

Самая известная и чаще всего упоминаемая легенда о костеле Святой Анны связана с французским императором Наполеоном Бонапартом. Она гласит, что находясь в Вильнюсе, Наполеона так впечатлил этот памятник готической архитектуры, что он воскликнул:

Достоверности легенде придает тот факт, что в 1812 году, во время войны с Россией, Наполеон посещал Вильнюс, а также то, что император посылал во Францию наиболее ценные шедевры искусства со всех завоеванных земель. Свою роль, вероятно, сыграл и культ Наполеона, царивший в Литве в XIX веке.

Но Наполеон не жаловал монастыри (многие из них были закрыты во время его правления), а его войска не слишком бережно относились к костелу Святой Анны: во время бегства из России они использовали костел как склад, скамейки и другие деревянные изделия пустили на дрова, а алтарь – разбили.

Миф о том, что костел был построен гораздо раньше, чем считается

Другая легенда связана с началом истории костела и именем Витаутаса Великого. Наибольший вклад в распространение этой легенды внес литовский историк XIX века Теодор Нарбутас. Он считал, что костел был построен каменщиком Мариенбургской конвенции Иоанном Пухбахом, которого пригласила жена Витаутаса, великая княгиня Она (Анна).

По мнению Нарбутаса, Пухбах начал строительство костела в 1392 году и закончил через четыре года, а помогал ему немец по фамилии Рэтке. Нарбутас утверждал, что видел имя Рэтке, скопированное каким-то архитектором с кирпичей костела Св. Анны.

Также, Нарбутас считал, что в этом костеле была похоронена третья жена Витаутаса княгиня Юлиана, умершая в 1448 году.Позднее эти неподтвержденные факты стали распространять некоторые писатели XIX века.

Но ученые опровергли этот миф и установили, что он появился случайно. Данные, которыми пользовался Нарбутас и другие, скорее всего относились к другому костелу, который до XVI века стоял на территории вильнюсского замка и назывался костелом Святой Анны и Святой Варвары.

Легенда о мастере и подмастерье

Третья, самая поэтичная легенда о костеле связана с особенностями его архитектурной композиции. В эту легенду также интегрировались некоторые мифы о том, что костел построили по заказу жены Витаутаса Великого, княгини Анны. Впервые легенда была записана в XVIII веке иезуитским историком Адамом Игнатием Нарамовским в книге “Взгляд на историю сарматов” (Facies rerum Sarmaticarum, 1724–1726).

Легенда гласит, что костел по заказу княгини Анны строили два мастера, приглашенные из Минска – опытный каменщик Войцех и его молодой помощник Ян, зять Войцеха. Строить костел начал Войцех, а его молодой помощник в это время обучался мастерству в других странах. Когда старый мастер заложил фундамент и начал возводить стены, Ян вернулся.

Осмотрев костел, который начал строить Войцех, Ян заметил, что здание получалось не очень красивым, с тяжелыми формами и без украшений. Обо всем этом он сказал своему учителю. Тот обиделся и уехал из города. Ян продолжил работу учителя – достроил легкую верхнюю часть, колонны и три изящные фасадные башни.

По прошествии лет, Войцех вернулся в город. Он позвал зятя и в ту же ночь, под светом луны, они пошли посмотреть на построенный шедевр.

Увидев великолепный храм, Войцехом овладела зависть и гнев. Вместе они поднялись к самому высокому месту в костеле, и тогда старый мастер столкнул своего ученика вниз. Юноша упал прямо к ногам своей возлюбленной Марии и умер.

Сложно сказать, есть ли в этой легенде хоть капля истины или все было придумано под воздействием замысловатых форм костела. В одной из стен храма есть два кирпича со знаками мастеров (некоторые утверждают, что это знаки мастера и подмастерья). До сих пор никому не удалось расшифровать и идентифицировать эти знаки.

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святой был на нем.(Лк 2, 25)

Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир Мессии (Христа).

Согласно Церковному Преданию, праведный Симеон Богоприимец был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Именно с этого «Перевода 72-х толковников» (или Септуагинты) Ветхий Завет в будущем перевели на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.

Птоломей, царь египетский, повелел перевести Библию с еврейского языка на греческий. Для этого были выбраны 70 толковников, ученейших иудейских мужей, среди коих был и Симеон, человек мудрый и хорошо знавший Священное Писание.

В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В еврейском подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон терпеливо ожидал пришествия в мир Спасителя. Он жил праведно и непорочно, уклоняясь от всякого зла и непрестанно пребывая в храме Божием.

И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы.

В год, когда святому исполнилось 360 лет, Святой Дух привел его в Иерусалимский храм. И случилось это в тот же день, когда Иосиф Обручник и Дева Мария со Спасителем, которому исполнилось 40 дней, пришли в храм, чтобы представить своего первенца пред Господом и принести положенную иудейским законом жертву.

Симеон встретил их там и, видя Пресвятую Деву, осененную небесным светом и сияющую Божественными лучами,— он понял, что Младенец на руках Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором в течение сотен лет писали пророки. Приступил к Ней со страхом и радостью, принял на руки Богомладенца и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».(Лк 2, 29—32).

Благословив Марию и Иосифа, он добавил пророческое: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк 2, 22—35). Он пророчествовал о страданиях Христовых и распятии Его, о Богородице, что душу Ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте.

Из описания, которое нам дает евангелист Лука, мы узнаем также об Анне Пророчице. Лука пишет о ней немного, но даже по этим скудным сведениям мы можем увидеть весь жизненный путь этой женщине во всей его чистоте и любви к Богу: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2, 36—38).

глас 1

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.

Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице

глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

Архитектура

Церковь на Кирочной улице – не первый построенный лютеранский храм северной столицы. Первоначально Анненкирхе была выстроена из дерева и располагалась в Петропавловской крепости. Год постройки – 1704. Затем церковь переносили сначала к Мытному двору, а затем – по современному адресу, на Кирочную улицу, которая в те времена именовалась 5-ой линией Литейной части.

Возведенную в камне церковь Святой Анны освятили в 1779 году. Проект здания выполнен архитектором Юрием Фельтеном.

Красиво тут, не правда ли?

ДаНет

Примечательная деталь интерьера Анненкирхе – ионическая колоннада. Она поддерживает свод обширного зала, который может одновременно вместить около полутора тысяч посетителей. Но важнейшим украшением этого места является большая алтарная картина «Вознесение Христа», выполненная Э. Липгартом.

Где находится

Адрес

улица Моховая дом 48

Метро

Ближайшие станции:

  • «Гостиный Двор»
  • «Маяковская»
  • «Чернышевская»

Каждая из них расположена в районе полутора километров.

Как добраться

От станции «Гостиный Двор»

Выйдя из вестибюля метро, повернуть направо и идти вдоль Невского проспекта до Екатерининского сквера. Там перейти дорогу и двигаться по Малой Садовой улице. Далее направо по Итальянской улице и прямо мимо Манежной площади до ее слияния с Караванной улицей. Там повернуть налево и идти до площади Белинского. Перейти Фонтанку по мосту и пройти еще несколько метров до Моховой улицы – храм окажется слева.

От станции «Маяковская»

Выйдя из вестибюля метро, повернуть налево и идти вдоль Невского проспекта до пересечения с Литейным проспектом. Там перейти дорогу и двигаться по нечетной стороне Литейного до улицы Белинского. Повернуть налево и дойти до Моховой улицы – храм будет справа.

От станции «Чернышевская»

Из здания метрополитена нужно выйти налево, дойти до Кирочной улицы, по ней двигаться до Лиговского проспекта. Там нужно перейти дорогу и пойти налево до улицы Пестеля. Еще раз перейти дорогу и идти по нечетной стороне улицы Пестеля до пересечения с улицей Моховой. Затем снова повернуть налево и идти по Моховой практически до ее пересечения с улицей Белинского – храм будет слева.

Можно на остановке «Метро Чернышевская» сесть на автобус № 90 и доехать до остановки Жуковского на Литейном проспекте, затем пройти пешком примерно 400 метров.

Лютеранская церковь Святой Анны (Санкт-Петербург)

Лютеранская церковь
Церковь Святой Анны
нем. Annenkirche
Церковь Св. Анны, вид с Фурштатской ул.
59°56′41″ с. ш. 30°21′07″ в. д.HGЯO
Страна
Город Санкт-Петербург
Конфессия лютеранство
Архитектурный стиль классицизм
Автор проекта Юрий Фельтен
Строитель Л. Руска
Первое упоминание 1704—1705
Дата основания 1775
Строительство 1775—1779 годы
Основные даты
Упразднено — 1935Перестроено — 1938-1939
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520369810006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810650000 (БД Викигида)
Состояние требует реставрации
Сайт vk.com/annenkirche
Лютеранская церковь Святой Анны на Викискладе

Це́рковь Свято́й А́нны (нем. Annenkirche — Анненкирхе) — лютеранская церковь в центре Санкт-Петербурга с действующим приходом Церкви Ингрии. Расположена по адресу: Кирочная улица, дом 8.

Концерты в Анненкирхе

Самыми популярными светскими мероприятиями церкви Святой Анны считаются музыкальные. Афиша включает симфонические концерты, выступления джазовых и народных коллективов, вечера органной музыки. В Анненкирхе можно услышать известные произведения — «Реквием» Моцарта, «Времена года» Вивальди. Часто концерты сопровождаются мультимедийными шоу.

Особой любовью пользуются так называемые «концерты при свечах», это музыкальные вечера, во время которых зал освещается светом сотен свечей. Пострадавшие от пожара интерьеры при этом выглядят необычно, создается особая атмосфера, погружающая зрителя в увлекательный мир Анненкирхе.

Посмотреть афишу концертов и спектаклей Анненкирхе, узнать стоимость билетов

Интерьеры Анненкирхе:

Постсоветский период

В марте 1992 года в церкви возобновились воскресные
богослужения, которые продолжались до сентября 1997 года . В
остальные дни до второй половины 2001 года продолжался показ
фильмов. К этому времени здание перешло в ведение фирмы «Эрато»,
собиравшейся переделать его под ночной клуб. Этим замыслам пыталась
воспрепятствовать. В феврале 2002 года городское правительство
провело заседание в ходе которого было решено возвратить здание
церкви. При этом намечалось ликвидировать или реорганизовать
юридически всё ещё существующий кинотеатр «Спартак», а фирму
«Эрато» заставить в судебном порядке очистить занимаемые ею
помещения. В середине августа 2002 года архиепископ Георг Кречмар
подписал договор об охране памятника. 2 октября 2002 года городское
управление имуществом подало судебный иск против фирмы «Эрато» об
освобождении здания церкви. 18 ноября 2002 года иск был
удовлетворён, а 6 декабря 2002 года в здании церкви Святой Анны
произошёл пожар, в результате которого она полностью выгорела .


Marnie2411 @ Flickr

Церковь Брюллова и Фаберже

К началу 20 века это был приход для обрусевших иностранцев – датчан, голландцев, немцев, которые жили в России уже не первое поколение и зачастую не знали немецкого языка.

«Например, Брюлловы были французы по национальности, – говорит настоятель церкви святой Анны Евгений Раскатов. – Их родители уехали в Россию в поисках религиозной свободы: католики подавляли протестантов. Здесь они её обрели, но дети, Александр и Карл Брюлловы, были уже русские. В нашей церкви было множество представителей обрусевшей западной интеллигенции».

До 1917 года лютеранство было второй по численности конфессией в России, уступая лишь православию. Накануне революции Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. Церковь опекала больницу, занималась социальной работой: помогала «падшим» женщинам вернуться к нормальной жизни. Рядом с кирхой до сих пор находятся две школы, отдельно для девочек и мальчиков, сейчас там президентский физико-математический лицей.

Архитектура

Сооружение относится к архитектурным творениям позднего готического стиля, который был широко распространен во французском и нидерландском зодчестве XV столетия. Костел представляет собой небольшое здание, имеющее форму удлиненного прямоугольника длиной 22 и шириной 10 метров, с боковыми тонкими стенами, стрельчатыми окнами, между которыми выступают столбы, играющие роль контрфорсов для поддержания тяжелого свода.

Наиболее ценным элементом сооружения искусствоведы считают главный фасад, симметрия которого достигается тремя изящными башнями, имеющими одинаковую высоту. Фронтон, отличающийся декоративностью и многообразием форм и линий, удивительной пластикой, они именуют истинным архитектурным шедевром. Кстати, знатоки готического искусства считают, что в композиции фасада здания явно виден древний символ – герб Гедиминовичей – именитой династии, давшей Литве и России плеяду государственных деятелей.

Анненкирхе сейчас

Создание в Анненкирхе современного культурного пространства началось в 2014 году. Несколько художников предложили устроить в стенах церкви выставку современного искусства. Вскоре эта необычная идея получила не менее интересное воплощение. Это была выставка под названием «Страх», посвященная человеческим страхам.

В зловещей и таинственной обстановке полусгоревшей церкви были устроены:

  • лабиринты
  • инсталляции
  • пластические этюды
  • звуковые и световые ловушки

Присутствовал даже созданный парфюмером Николаем Еременко особый запах страха и беспокойства.

Богослужения и другие возможности посещения

Посещение костела Святой Анны разрешено как верующим католикам, так и простым любопытствующим туристам. Можно осматривать здание снаружи, пройтись по дворику и побывать внутри костела. Разрешена фотосъемка. Проводятся платные групповые экскурсии.

Церковь открыта в разное время в зависимости от дня недели и месяца:

  • в понедельник храм всегда закрыт;
  • с мая по октябрь он открыт с 10:30 до 18:30, а в воскресенье — с 8:00 до 19:00;
  • с октября по май в костел есть доступ с 16:30 до 17:00, а в воскресенье — с 8:00 до 17:00.

Мессы проходят на литовском языке. Часы их проведения отличаются в зависимости от дня недели:

  • со вторника по субботу богослужения проходят в 17:30;
  • в воскресенье две мессы — в 10 и 12 часов.

Вход бесплатный, но приветствуются пожертвования, которые собираются в специальные коробки в здании.

Немецкая лютеранская церковь св. Анны — Кинотеатр «Спартак»

…Кинотеатр «Спартак» открылся в 1939 г. после реконструкции кирхи Святой Анны, которая существовала на этом месте еще с 1720 г. Ее заложили немцы-лютеране для своей общины.

В советское время кинотеатр «Спартак» был единственным в Ленинграде кинотеатром Госфильмофонда (его предшественником был кинотеатр «Кинематограф» в ДК Кирова). Здесь шел прокат фильмов капиталистических стран по строгому регламенту – 1-2 сеанса.

«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику, — рассказывает Анастасия Иванова, звукооператор. — Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами.

Фильмы шли с субтитрами, помню «Серенаду солнечной долины» с участием оркестра Гленна Миллера – это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20 — 30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей»

В марте 1992 в церковном зале возобновились воскресные богослужения, которые продолжались до сентября 1997 г., после чего прекратились, так как община переехала.

Потом здание сдали в аренду под сомнительный ночной клуб. В заведение пускали только «своих». 6 декабря 2002 г. здание сильно пострадало от пожара…

(«Мой Район» вспоминает культовые места города 80-х и рассказывает о том, что находится в этих местах в наши дни.16.09.2011., люблюпитер)

Историческая справка: В 1719 г. из немцев-лютеран, служивших на Литейном дворе, образовалась община. Первоначально они собирались для богослужений в одном из залов Берг-коллегии. В 1720 г. заложена деревянная церковь на 300 мест. Построена и освящена в 1722 г. во имя св.ап.Петра. В 1735 г. заложено новое здание церкви по проекту архитектора П. М. Еропкина. Построена и освящена в 1740 г. как церковь во имя св.Анны. Однако это здание просуществовало недолго. В 1775 г. заложен новый каменный храм по проекту архитектора Ю. М. Фельтена (Кирочная ул., 8). Освящен в 1779 г. Здание ремонтировалось и частично реконструировалось в 1850, 1867-1868, 1894, 1900 гг. С 1736 г. при церкви существовала немецкая школа «Анненшуле», были открыты: школа для девочек (1780 г.), сиротский дом (1784 г.), Мариинский приют (1844 г.), сиротская школа (1850 г.), богадельня для бедных девиц мещанского звания «Фридрих-Юльевская» (1895 г.), богадельня Фридриха Гартоха для неизлечимобольных лиц обоего пола.

Постановлением НКЮ от 18.08.1918 г. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» независимо от конфессии» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество её подлежало национализации. Закрыта в 1935 г.

(ЦГИА СПб. Фонд 1896 Начальный год: 1740 Конечный год: 1918 vladimir-2013)

Также после капитального ремон­та на днях открылся кинотеатр «Спартак». Работниками строитель­ной конторы № 2 Управления куль­туры Исполкома Ленгорсовета здесь очень удачно оформлены фойе, зрительный и концертный залы, чи­тальня. (Из заметки «После ремонта» в газете «Вечерний Ленинград»№205(2675) от 30.08.1954 г. С.1; добавил: lenarch)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector