Профессия регент
Содержание:
- Анастасия Тимофеева
- Кому пригодятся курсы
- Профессиональные обязанности
- Начисление зарплаты
- Тишина! Идёт запись!
- Как попасть в Православный хор простому человеку?
- Обучение руководителей церковного хора
- Кого называют регентом?
- Анастасия Тимофеева
- Станислав Попов
- Как стать регентом церковного хора?
- Георгий Вивдич
- Александра Малярова
Анастасия Тимофеева
Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия
Когда мне было 6 лет, двоюродная сестра привела меня первый раз в храм — просто взяла с собой за компанию. До этого момента у нас в семье тема Церкви, Бога и духовенства была под запретом: у отца была «личная обида» на Бога из-за смерти его первой жены. Но крестили меня сразу после рождения, видимо, просто по традиции.
Музыкальную школу закончить у меня не получилось — через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе — я мечтала об этом с самого детства.
Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.
Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?
Здесь на помощь снова пришла моя сестра, которая тоже училась в этой регентской школе: она помогла достать старое разбитое фортепиано «Беларусь», которое заняло половину комнаты.
Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.
Первый раз я регентовала в домовом храме нашего епархиального управления.Как сейчас помню, это было отдание Рождества Богородицы. Я стою, рядом со мной наша преподавательница для подстраховки. Я ей говорю: «Матушка, у меня пол из-под ног уходит, это нормально?..» Думаю, это вполне можно сравнить с первой службой священника или дьякона, они тоже очень переживают.
Самое приятное даже не тогда, когда хвалят, а когда к тебе подойдут и скажут: «Сегодня очень хорошо было молиться, когда вы пели». А когда просто говорят: «Вы так замечательно пели», это вообще не показатель — мы всегда неплохо поем.
Самое сложное — это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.
В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность — основа всего
Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях
Для меня регентство — это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.
Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.
Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, — занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги.
Карилл Баглай
Кому пригодятся курсы
Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:
- Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
- Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
- Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.
Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.
Профессиональные обязанности
На руководителе церковного хора лежит ответственность за грамотное и благолепное исполнение хором певческой части богослужения. Для этого необходимо воспитывать в себе дисциплинированность, исполнительность, стрессоустойчивость, умение общаться с людьми
Важно оказывать уважение духовенству и следовать указаниям настоятеля, даже если они кажутся неправильными.
Регент должен следить за графиком работы певчих, чтобы к назначенному богослужению собрался необходимый состав. На работу он приходит заблаговременно, чтобы приготовить книги и ноты. Обсуждает со священником особенности службы. Во время богослужения следит за действиями духовенства, замедляет или ускоряет пение в зависимости от ситуации.
Начисление зарплаты
Как и все церковнослужители, руководитель хора может получать зарплату из средств храма. Её размер зависит от договорённости с настоятелем. Малочисленные сельские приходы могут предложить символическую оплату или продуктовое довольствие. Часто регенты сельских хоров работают бесплатно, «во славу Божию».
Крупные приходы стараются привлечь профессиональных регентов и устанавливают оплату в зависимости от разряда богослужения и состава хора. За один выход с архиерейским или концертным хором дирижёр получает от 2 тыс. рублей, за будничный выход — от 500 рублей. Премии и отпускные выплачиваются по усмотрению настоятеля. Размер оплаты зависит от региона и удалённости от административных центров.
По условиям ТК РФ за работника приход платит налоги и сборы в Пенсионный Фонд. Настоятели небольших церквей предпочитают устные договорённости, зарплата регента в этом случае является добровольным пожертвованием и не несёт социальных гарантий.
Тишина! Идёт запись!
За 30 лет Архиерейский хор по благословению митрополита Иоанна и при содействии настоятеля Преображенского собора отца Олега успел записать семь музыкальных дисков. Все они очень разные по составу, звучанию и уровню: от духовных песнопений, колыбельных и колядок до светских песен на украинском и белорусском языках.
В процессе записи возникали и другие проблемы: то скрипел пол, то из‑за специфики акустики плыл звук и становились непонятными слова. Но со всеми трудностями справились. Сейчас в планах у Архиерейского хора – запись живого богослужения. С такой просьбой к настоятелю собора уже не раз обращались прихожане. Особенно актуальным это стало в период пандемии, когда посещение собора ограничили.
Как попасть в Православный хор простому человеку?
Сибирская ведьма рассказала гороскоп на ИЮЛЬ, к сожалению месяц будет тяжелым, но 3 знака… ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Слепая баба Нина: Деньги и удача приходит к тем, кому они действительно нужны, возьмите…. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.
Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.
Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе
Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.
Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?
Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?
Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.
С тегами: молитва религия христианство
Предыдущий
Следующий
Обучение руководителей церковного хора
Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать
Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь
Требования для поступления
Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика
В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.
Также необходимо выполнить следующие требования:
- получить рекомендацию приходского священника;
- пройти собеседование,
- подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
- научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
- предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).
Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.
Процесс обучения
Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:
- богослужебное пение;
- обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
- история русской духовной музыки;
- литургика;
- катехизис;
- богослужебный устав;
- сравнительное богословие;
- основы церковнославянской грамоты;
- основы православного вероучения;
- Библейская история;
- Священное Писание;
- сольфеджио;
- гармония;
- дирижирование;
- теория музыки;
- чтение хоровых партитур;
- хороведение;
- фортепиано;
- аранжировка.
Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.
Кого называют регентом?
Регент является лицом, назначенным для управления страной в том случае, если монарх несовершеннолетний, отсутствует или недееспособен. Может быть сформирован совет регента или регентства в соответствии с конституционными правилами. Регент иногда является официальным титулом.
В монархии регент обычно становится главой государства по одной из ряда основных причин, но также регента могут избрать на правление во время междуцарствия, если нет кровных представителей династии.
Варианты регентства в стране:
- Если регент удерживает свою позицию из-за своего положения по линии наследования, то используется понятие принц-регент.
- Если регентом несовершеннолетнего монарха является его мать, ее часто называют «королевой-регентшей».
- Если официально назначенный регент недоступен или не может служить на временной основе, тогда на месте главы государства стоит так называемый промежуточный регент.
Подобная ситуация в свое время сложилась в Королевстве Финляндия и Королевстве Венгрии, где династия королей считалась вымершей после Первой мировой войны. В Исландии регентом являлся правитель Дании, который считался сувереном Исландии, пока страна не стала республикой в 1944 году.
https://youtube.com/watch?v=9QP0eThe9sw
В Речи Посполитой (1569-1795), короли были факультативными, что часто становилось причиной довольно длительных периодов междуцарствия, когда официального правителя по крове не существовало.
В маленькой республике Сан-Марино существует два Капитана Регента, которые избираются раз в полгода. Во время шестимесячного срока в качестве совместных глав государств и правительств они управляют государственными делами.
Филипп II Орлеанский занимал пост регента после смерти Людовика XIV в 1715 году и до совершеннолетия Людовика XV в 1723 году. Таким образом, регент пробыл у власти 8 лет. По состоянию на 2018 год, Лихтенштейн – единственная страна с активным регентством.
Термин «регент» относится к положениям ниже, чем к правителю страны. Этот термин может использоваться в управлении организациями, как правило, в качестве эквивалента «директора» и в таком случае регентом может стать любой работник.
Некоторые Университеты в Северной Америке называют менеджеров регентами, и их работа на колледж соответственно часто называется «Правлением регентов».
Термин «регент» также используется для членов руководящих органов таких учреждений, как национальные банки во Франции и Бельгии.
В голландской республике члены правительственного класса довольно длительное время назывались регентами среди простого населения. Причиной этому был факт существования должности регента Городского совета.
Известные регенты
В истории многих стран регенты вставали во главе государства. К примеру, в Киевской Руси регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче был Вещий Олег. Жена Игоря княгиня Ольга также возглавила государство после смерти своего мужа, поскольку их сын Святослав к тому времени еще был слишком юным.
В Испании наибольшее количество регентов припало на 19 столетие, когда царский трон занимали Мария Кристина Старшая и Мария Кристина Младшая. Обе они были регентшами при своих сыновьях.
Также королевский трон занимали Бланка Кастильская, Анна де Валуа, Екатерина Медичи, Мария Медичи, Анна Австрийская, а также Филипп Орлеанский.
В Англии должности регента соответствовала должность лорда-протектора, который только помогал юному монарху вести государственные дела. Титул лорда-протектора в свое время носили Хамфри Ланкастерский, герцог Глостер, Эдуард Сеймур, Джон Далли. Уникальным случаем стало регентство Георга IV, который был Лордом протектором собственного отца.
Институт регентства существовал даже в Османской империи. Следует отметить, что там существовало даже отдельно явление, известное под именем женский султанат. Самой известной регентшей стала Кесем-султан.
Анастасия Тимофеева
Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия
Когда мне было 6 лет, двоюродная сестра привела меня первый раз в храм — просто взяла с собой за компанию. До этого момента у нас в семье тема Церкви, Бога и духовенства была под запретом: у отца была «личная обида» на Бога из-за смерти его первой жены. Но крестили меня сразу после рождения, видимо, просто по традиции.
Музыкальную школу закончить у меня не получилось — через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе — я мечтала об этом с самого детства.
Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.
Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?
Здесь на помощь снова пришла моя сестра, которая тоже училась в этой регентской школе: она помогла достать старое разбитое фортепиано «Беларусь», которое заняло половину комнаты.
Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.
Первый раз я регентовала в домовом храме нашего епархиального управления. Как сейчас помню, это было отдание Рождества Богородицы. Я стою, рядом со мной наша преподавательница для подстраховки. Я ей говорю: «Матушка, у меня пол из-под ног уходит, это нормально?..» Думаю, это вполне можно сравнить с первой службой священника или дьякона, они тоже очень переживают.
Самое приятное даже не тогда, когда хвалят, а когда к тебе подойдут и скажут: «Сегодня очень хорошо было молиться, когда вы пели». А когда просто говорят: «Вы так замечательно пели», это вообще не показатель — мы всегда неплохо поем.
Самое сложное — это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.
В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность — основа всего
Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях
Для меня регентство — это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.
Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.
Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, — занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги.
Просмотры (219)
Станислав Попов
Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва
Фото Владимира Ештокина
Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.
Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.
В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.
Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.
Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.
Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.
Фото Владимира Ештокина
Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.
Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.
Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.
Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.
Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.
Как стать регентом церковного хора?
Регент в переводе с латинского означает «правящий». Так называют руководителей (дирижеров) церковных хоров в Русской Православной Церкви.
В настоящее время спрос на музыкантов, способных организовать либо возглавить уже созданный церковный хор (клирос), весьма высок. Объясняется это постоянным ростом количества действующих храмов, приходов и епархий РПЦ. Данная статья содержит полную информацию о том, как стать регентом.
Церковное послушание
Попасть в церковный хор можно только по благословению приходского священника, либо возглавляющего епархию (митрополию) владыки.
Регенту, постоянным певчим и уставщику выплачивается заработная плата. Начинающие хористы оплату не получают. Так как ответственность за клирос несет регент, все организационные вопросы решает именно он.
Обязанности регента:
- подготовка к богослужениям,
- выбор репертуара,
- проведение спевок (1-3 раза в неделю),
- составление нотного архива,
- определение численности и состава клироса по будним и воскресным дням,
- распределение партий,
- дирижирование во время богослужения,
- подготовка к концертным выступлениям и т.д.
Если есть возможность, в помощь регенту назначают уставщика. Он отвечает непосредственно за подготовку клироса к ежедневным церковным службам, в отсутствие регента руководит хором.
Как стать регентом?
В штате любого крупного церковного хора в настоящее время всегда есть профессиональные музыканты:
- выпускники хорового либо дирижерского отделения вуза,
- учащиеся и преподаватели музыкального колледжа или музыкальной школы,
- солисты, музыканты, актеры филармоний, театров и т.д.
Однако в силу специфики пения на клиросе, светский музыкант не может руководить церковным хором. Для этого нужны соответствующая подготовка и опыт пребывания на клиросе не менее 2-5 лет.
Специальность «Регент церковного хора» можно получить во время учебы в регентских (певческих) школах (отделениях, курсах). Ниже приводится список самых известных учебных заведений, где обучают будущих регентов.
Требования при поступлении
- Наличие музыкального образования, умение читать ноты и петь с листа – не обязательное, но весьма желательное условие зачисления на учебу. В некоторых учебных заведениях это обязательный критерий (см. таблицу). В любом случае необходимо подготовиться к прослушиванию, которое определит музыкальные способности кандидата.
- Требуется рекомендация священника. Иногда можно получить благословение от священника на месте.
- Практически во всех духовных учебных заведениях при поступлении необходимо пройти собеседование, во время которого подтверждается знание основных православных молитв, Священного Писании (Ветхий и Новый завет).
- Умение читать на церковнославянском языке, на котором составлена подавляющая часть богослужебных книг.
- Приоритет при поступлении имеют певчие, псаломщики, уставщики с клиросным послушанием от 1 года.
- Аттестат (диплом) об образовании (не ниже полного среднего).
- Умение грамотно написать изложение.
- При поступлении в некоторые учебные заведения абитуриент обязан сдать экзамен по дирижированию.
Обучение
Время учебы псаломщиков (чтецов) и певчих обычно составляет 1 год или более. Обучение регентов занимает не менее 2 лет.
Во время учебы будущие регенты получают одновременно музыкальное и духовное образование. За 2-4 года необходимо овладеть знаниями церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава, церковно-славянского языка.
Программа регентского обучения включает в себя как общемузыкальные предметы, так и церковные дисциплины (певческие и общие):
- церковное пение,
- обиход церковного пения Русской Православной Церкви,
- история русской духовной музыки,
- литургика,
- катехизис,
- богослужебный устав,
- сравнительное богословие,
- основы церковнославянской грамоты,
- основы православного вероучения,
- Библейская история,
- Ветхий и Новый завет,
- сольфеджио,
- гармония,
- дирижирование,
- теория музыки,
- чтение хоровых партитур,
- хороведение,
- фортепьяно,
- аранжировка.
Во время учебы, курсанты проходят обязательную богослужебную практику на клиросе в храмах РПЦ.
Георгий Вивдич
Регент храмаУсекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворьепри общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва
Фото Владимира Ештокина
Я был крещен в 4 года, но моя семья — люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.
Вначале я посещал храм только из музыкального интереса.
Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.
Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.
Фото Владимира Ештокина
Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал.
Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.
Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.
Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем
Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство — это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.
На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.
Это не так. Регент — это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.
Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.
Александра Малярова
Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва
Фото Владимира Ештокина
Мое первое музыкальное учебное заведение — это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.
Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать — я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению.
Для этого я пошла в ближайший храм — там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу — а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении — началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.
Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.
Фото Владимира Ештокина
Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка — и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.
Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.
Фото Владимира Ештокина
Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.
Быть регентом — это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины
Это очень важно для любого человека