Успенский кафедральный собор в смоленске
Содержание:
- Иконостас Успенского собора
- Архитектура и убранство храма
- Как лучше добираться к Успенскому собору в Смоленске
- 3. Соборный ансамбль архитектуры.
- Ансамбль Соборной горы
- Святыни
- Святыни
- Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История
- Соборная колокольня
- Святыня, не тронутая врагом
- Царские врата
- Информация для путешественников
- Надвратный образ
- Святыни Успенского собора
- Возрождение Успенского собора на прежнем месте
- Подвиг отважного оборонителя города
Иконостас Успенского собора
Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730–1740 гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас собора — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика.
Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора
Высота иконостаса — 31 м. На фоне позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким, насыщенным цветом. Всего их насчитывается 99. Они разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.
Иконы иконостаса неоднократно реставрировались и заменялись. 5 июня 2010 г. патриарх Кирилл освятил воссозданный к юбилею города иконостас Свято-Успенского кафедрального собора.
Известный смоленский краевед и искусствовед В. М. Аникеев описывает этот иконостас следующим образом: «Уходящий ввысь под самые своды предалтарный деревянный резной иконостас поражает своим великолепием. Каскады витых колонн, увенчанных капителями; многоярусные карнизы; филёнки, обрамляющие живопись; створки Царских врат — всё торжественно сияет в потоке света, льющегося через окна собора. Мерцающие позолотой гроздья винограда, цветы подсолнуха, мальвы, листья аканта и дуба переплетаются в сложном узоре двухслойной резьбы. Столь же прекрасны иконостасы у стен и столбов, резные напрестольная сень и архиерейское место — творения мастеров XVIII века».
Архитектура и убранство храма
Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.
На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:
- крестово-купольный;
- кубический;
- с трехчастной апсидой;
- с тремя порталами входа.
Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.
Интерьер Успенского собора
Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.
В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:
- праздничный;
- всемилостивый;
- будничный.
Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:
- сам собор;
- храм Иоанна Предтечи;
- Благовещенская церковь;
- архиерейские и бывшие гостиные палаты.
К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.
Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.
Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.
Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме
Как лучше добираться к Успенскому собору в Смоленске
Смоленск имеет хорошее как железнодорожное, так и автомобильное сообщение. Поэтому к нему добраться не составит труда. Предлагаю несколько вариантов.
- Как доехать на поезде. Добираясь к Смоленску из Москвы, можно воспользоваться скорым поездом «Москва-Гродно», который отправляется с Белорусского вокзала и следует в Смоленск примерно 5-6 часов. Также подойдут поезда «Москва-Калининград», «Москва-Смоленск», «Москва-Брест» и другие.
- Как доехать на автобусе. С Железнодорожного вокзала на маршрутном такси № 34Н нужно доехать до улицы Зеленый ручей (также в центр Смоленска ходят маршрутки № 10 и 41, на которых следует доехать до улицы Тухачевского). От нее двигаться пешком в течение 8-10 минут по улице Соболева до перекрестка с улицей Школьной, затем по Мало-Школьной, которая и приведет к улице Соборный двор, где и стоит Успенский собор.
- Как доехать на авто. Как уже говорилось, Смоленск расположен в очень удобном месте, поэтому к нему будет не сложно добраться с разных городов. К примеру, от Москвы Смоленск находится в 400 км и дорога займет около 5 часов. Далее следует вбить в свой навигатор GPS-координаты Успенского собора: 54°47’19.0″N 32°03’15.8″E.
3. Соборный ансамбль архитектуры.
Это не просто обычный собор. Это ансамбль архитектуры. В 1787 году построили Богоявленский собор. Он находится над въездом в сам собор. Архиерейские палаты соединяются с собором двухъярусной переходной галереей. Значительным памятником гражданской архитектуры. Был он выполнен в стиле барокко. И является дом Архиерейский. Так как строился он с середины восемнадцатого века. В соборе есть еще постройки восемнадцатого века. Это здания келий, хлебная и епископская библиотека.
Церковь Иоанна Предтечи была построена на восточном склоне Соборного храма в 1703 году. Строили ее в традициях московской школы архитектуры. Там до сих пор сохранилась печь с уникальными расписными изразцами. Палаты архиепископа примыкали к алтарю церкви. После в 1799 году они вошли в состав здания консистории.
Благовещенская церковь дополняет Соборный холм. Ее помог построить полковник Лесли. Он был родом из дворян. Помог он своими пожертвованиями. Хранилась здесь икона » Одигитрия». Очень древняя икона. Она путешествовала по многим городам и странам. Написана она на деревянной доске. Прошло столько времени, что сейчас трудно определить из какого именно дерева ее сделали. Дерево просто со временем очень почернело. Ее подарили Борису Годунову для крепостной стены. А именно для ворот Днепровских. Из этой церкви икона Божьей Матери отправилась на Бородинское поле. Может именно она помогла противостоять врагам.
В северно-западном углу была построена колокольня. Это было в 1772 году. Когда происходит звон колоколов, их слышно по всему городу. Это происходит за счет того, что соборный ансамбль стоит на возвышенности.
Кстати сам ансамбль обнесен каменной стеной и имеет только три входа. На соборной площади есть смотровая площадка. С нее открывается прекрасный вид на крепостную стену. Можно увидеть величественный Днепр. Открывается красивый вид на город. Можно оценить красоту современного Смоленска. Кстати в Смоленске множество храмов и церквей. Когда Смоленск вернулся в Московское государство, началось полномасштабное строительство каменных храмов и церквей.
Находится он в центральной части города, на улице Соборный двор. Работает в пятницу и субботу с восьми утра до восьми вечера. А в воскресенье с семи утра до восьми вечера. В храме есть юбки и платки. Они там лежат на всякий случай. Ведь женщинам с непокрытой головой и в брюках в храм входить нельзя. Между улицами Соборной и Большой Советской стоит памятник М. Кутузову. Возле него есть хорошее место для парковки. В храме нельзя фотографироваться.
Вот теперь все известно про Соборный холм. Можно смело отправляться на экскурсию. Даже можно побывать на службе. Помните, что в собор женщинам нужно входить в юбках и с покрытой головой. Туристам очень понравится весь соборный ансамбль. Можно оценить город почти с высоты птичьего полета. Этот памятник архитектуры выстоял во время войн. Даже сам Император Наполеон был покорен красотой этого храма. Не дал его разрушить. И даже выставил охрану. А в годы Великой Отечественной войны немецкое командование тоже не позволило разрушить храм. Они даже там прятались. И русским солдатом не разрешали ее осаждать. Поэтому даже самый обычный человек не будет равнодушен к красоте собора.
Ансамбль Соборной горы
Во второй половине XVII века на Соборной горе началось строительство других церковных зданий, которые ныне составляют целостный ансамбль. Были сооружены колокольня, церковь Иоанна Предтечи (1703), Богоявленский собор, Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория, хлебный корпус. Вокруг них была возведена каменная стена с тремя воротами. Кроме того, стена была построена между Архиерейским домом и Успенским собором.
Ансамбль Соборной горы
На территории около Успенского собора
Богоявленский собор
Теплый Богоявленский надвратный собор (собор Богоявления Господня) был возведён по проекту смоленского губернского архитектора М.Н.Слепнёва в 1785-1787 годах в формах раннего классицизма. Прежде на этом месте стоял одноименный деревянный храм на высоком основании 1708-1713 годов постройки.
Богоявленский надвратный собор
Надвратная часовня и здания Смоленского межъепархиального православного духовного училища
С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы (ныне Большая Советская) была построена парадная лестница с гульбищем. К северу от неё возвели здание служб архиерейского дома. В XIX веке с юго-востока построили новое здание консистории, на гульбище Богоявленского собора появилась новая ограда. Позднее ниже по оси парадной лестницы была построена новая деревянная лестница, перестроенная в камне в начале XX века.
Лестница к Успенскому собору
Богоявленский надвратный собор
Успенский собор и Соборная колокольня
Святыни
Много есть всяких рассказов об иконостасе Успенского собора Смоленска. Он поражает всех своим величием. Длина его достигает 30 метров. В вверх он идет на пять ярусов. Позолота и резьба, а также многие деревянные скульптуры придают ему небывалую роскошь. Такого могущественного и величественного вида Вы больше нигде не встретите.
На территории храма хранятся некоторые святыни, о которых известно далеко за пределами не только города, но и государства. Известен Успенский собор Смоленска поясом Богородицы. Кроме того есть и прочие вещи:
- сандалии воина Меркурия,
- плащаница мастерских Евфросинии Старицкой,
- образ Смоленской Богородицы «Одигитрия».
Святой воин Меркурий был воеводой Смоленска. Он разбил отряд монголотатар недалеко от города. Самому спастись живым ему не удалось. Его обезглавил убегавший противник. Мощи его вместе с доспехами были положены в Успенском соборе, который построили по приказу Мономаха. После набегов поляков из доспехов пропали шлем и копье. Остались только сандалии. Есть предание о том, что пока доспехи будут хранится в Смоленске, то Богородица постоянно будет защищать город от разных бед.
Плащаница была сделана в 1561 году. Она была передана Успенскому собору для поминовения Владимира Старицкого. Во время франко-русской войны русские отбили обоз с награбленным у французов. Там оказалась и эта реликвия. Ее передали на хранение в Смоленский Успенский собор. По технике своего исполнения данная вещь является очень редкой и несет большую ценность.
Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Владимирской Божьей Матери в Санкт-Петербурге
Чудотворную икону «Одигитрия» относят к наиболее важным и ценным иконам христианского мира. Есть сказание о том, что написал ее Лука еще при жизни самой Богородицы. попала она в Смоленск в 12 веке благодаря Владимиру Мономаху. Он перенес ее с Чернигова и оставил тут. С тех пор ее начали называть «Смоленской». Она постоянно спасала и защищала город, а также жителей от нашествий. В 1812 году ее вывезли в Москву, а во время Великой Отечественной войны она бесследно исчезла.
В 1943 году, когда происходило освобождение города от немецких захватчиков, в собор перенесли надвратную икону Смоленской Богородицы. Она была написана в 1602 году с первоначального лика. Она была подарена Борисом Годуновым на освящение Смоленской крепостной стены. Именно этот список сейчас там и находится. Оставляя Смоленск 5 августа 1812 года русские войска взяли его с собой и до изгнания Наполеона из Смоленской губернии, она была с ними в войске. В 1912 и через столетие с этим образом совершили крестный ход до Бородино.
Престольным праздником данного храма считают православное Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.
Святыни
В соборе два престола главный — освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — в честь чудотворного образа «Одигитрии».
Икона «Одигитрия»
Этот святой лик заслуживает особого внимания. По легенде икона написана Лукой, апостолом и евангелистом. Из Антиохии святыня проделала путь в Иерусалим, затем в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме. Отсюда попала в наши земли, где и стала именоваться Смоленской.
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская
Греческий император-отец, благословляя свою дочь на брак с сыном Ярослава Мудрого, подарил молодоженам святой лик. От этого брака родился Владимир Мономах, который и передал икону, благословение своей матери, в Смоленский городской собор.
По молитвам к этому святому лику произошло множество чудес:
- спасение от татарского набега (1239 г.);
- помощь в победе над французскими захватчиками (1812 г.);
- многие другие.
Древний, первоначальный образ «Одигитрии», пришедший к нам на Русь из Константинополя, бесследно исчез. Его дальнейшая и нынешняя судьба неизвестна. Но по Руси разошлось множество списков с чудотворной иконы, которые стали не менее популярны среди верующих и почитаемы ими. В кафедральном соборе Смоленска сейчас находится копия, создание которой датируется 1602 годом.
Плащаница «Положение во гроб»
С левой стороны на одном из опорных столбов находится плащаница «Положение во гроб». Это уникальное, редкой красоты произведение, являющееся образцом древнерусского шитья. Как сообщает нам надпись у стоп Христа, также сделанная вышивкой, плащаница была сотворена в мастерских Ефросинии Старицкой (1561 г.), которая являлась близкой родственницей и тетей Иоанна Грозного.
Была похищена французскими воинами во время похода на Русь в 1812 году. Русский отряд отбил у неприятеля обоз, в котором находилась святыня. Была передана в Смоленский кафедральный собор на вечное хранение, учитывая заслуги города в Отечественной войне.
Меркурий Смоленский
По легенде, когда войска хана Батыя стояли под Смоленском, некий иностранец именем Меркурий молился перед иконой смоленской Божьей Матери «Одигитрии». И Богоматерь повелела одеть ему броню и отправиться в стан орды. Когда посреди ночи в татарском стане появился богатырь с мечом и перебил множество воинов, татары испугались и отошли от Смоленска. Меркурий почитается в этом городе как святой, а его сандалии хранятся в соборе.
Сандалии святого Меркурия Смоленского в Успенском соборе
Существует предание, что до тех пор, пока в кафедральном соборе хранятся доспехи св. Меркурия, Царица Небесная будет хранить Смоленск от всяческих бед и вражеского нашествия.
Преп. Авраамий Смоленский
В храме хранится несколько икон с изображением этого святого.
Сам он родом из Смоленска, здесь же и подвизался в монастыре, отдав иноческому подвигу 50 лет. Родился во 2-й половине 12-го века в богатой семье. Праведностью и святой жизнью возбуждал к себе зависть и соперничество со стороны знати и духовенства. Претерпел много клеветнических обвинений и гонений. Был назначен настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Другие святыни
Среди особо почитаемых святынь смоленского кафедрального собора следует упомянуть Казанскую икону Божьей Матери. Была вынесена из алтаря в левый придел после случившегося с ней чуда мироточения (22.11.1991 г.). Очень почитаема верующими икона преподобного Серафима Саровского. Особое отношение к ней появилось после мироточения (14.03.1994 г.).
В правой части храма находится большое деревянное Распятие, роспись которого предположительно принадлежит В. Васнецову. Пятиярусный иконостас выполнен известным мастером С. Трусицким и его помощниками (1730-40 гг.).
Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Соборная колокольня
Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.
Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.
Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.
Святыня, не тронутая врагом
С тех памятных времён Господь неизменно хранил святыню, возведённую на вершине Храмовой горы. В последующие годы Смоленск дважды был оккупирован врагами. Первый раз это произошло в 1812 году. Трудно поверить, но Наполеон, поражённый красотой и величием собора, не только не позволил его разграбить, но даже приказал выставить возле него часовых.
То же произошло и в годы Великой Отечественной войны. После захвата города командовавший немецкими танковыми частями генерал-полковник Вермахта Гейнц Гудериан, как и его французский предшественник, запретив солдатам прикасаться к ценностям, находившимся в соборе, принял меры для их сохранности. Не причинили храму вреда и советские снаряды, которыми обстреливался Смоленск – Успенский собор было запрещено использовать в качестве ориентира для наведения орудий.
Царские врата
Особенно искусно выполнены царские врата — центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, который кормит своей плотью птенцов. Да, именно так: когда зоология как наука находилась еще в младенческом состоянии, считалось, что пеликан питает своих отпрысков собственным телом. Благодаря этому заблуждению он стал одним из важных христианских символов.
В верхней части иконостаса помещены трехметровые деревянные скульптуры ангелов.
Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы, когда его полностью разобрали и, вынесши из собора, заново позолотили, а иконы «поновили». Полностью переписаны все иконы были в 1888 году, а в 1900 году еще одной «переписи» подверглись образа Одигириевского придела.
В первоначальном виде сохранился лишь один образ иконостаса — «Великий Архиерей», изображающий Христа в архиерейском облачении на престоле. В алтаре нетронутым сохранился запрестольный образ Божией Матери.
Саша Митрахович 07:46
Информация для путешественников
- Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
- К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
- Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
- В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
- В Успенском соборе фотографировать запрещено.
- Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.
Успенский собор в конце Большой Советской улицы
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все
Надвратный образ
Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.
К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.
Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.
Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.
Святыни Успенского собора
Фотогалерея
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Подвиг отважного оборонителя города
Если говорить подробнее о святом воине Меркурии, в начале тринадцатого века он был смоленским воеводой. Славный витязь разгромил монголо-татарское войско. Битва имела место возле села Далгомостья, в которое можно было попасть, пройдя 27 километров на юг от Смоленского края.
Меркурий погиб героической смертью истинного защитника родной земли. Когда воевода погнался за струсившим врагом, они сцепились в битве, из которой татарин вышел победителем. С почитанием и трепетом мощи военачальника, причисленного после смерти к лику святых, были сохранены в стенах божественного места, которое в то время носило название Успенский Мономаховский собор.
17-й век принес городу еще страдания. Он оборонялся от польских отрядов. В пылу схватки кто-то похитил мощи. В начале 19-го века из храма также украли копье воина. На этом мародерства не остановились, и в середине 20-го века исчезает еще и шлем. И только сандалии пока лежат на своем месте.
Если верить преданию, нахождение воинских доспехов, которые носил мученик Меркурий, в городе обеспечивает покровительство Небесной Царицы над Смоленском и оборону от всех напастей.