Жизнь и служение преподобного гавриила седмиезерного
Содержание:
Литература
- Архивы: НАРТ. Ф. 4. Оп. 114. Д. 5; Оп. 122. Д. 11; Ф. 4. Оп. 138. Д. 19; Оп. 1. Д. 122294; ОР НБ КазГУ. Ед. хр. 6213; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1153, 1192.
- Симеон (Холмогоров), архим. Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р;
- То же, изм. загл.: Един от древних: Повесть о жизни и подвигах старца схиархим. Гавриила (Зырянова). М., 1996;
- То же, с доп., под ред. свящ. А. Лобашинского. М., 2003;
- Никандр (Анпилогов), архим. Старец схиархим. Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пуст. М., 1991;
- Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. М., 1996;
- Вениамин (Веселов), иеродиак. Мат-лы к патерику Казанских святых и подвижников благочестия. Серг. П., 1996;
- Житие прп. Гавриила, старца Седмиозерной пуст. / Сост. А. В. Журавский. М., 1997
История
Основан в 1613 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принёсшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 года был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.
Седмиозерная икона Божией Матери
Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 году возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 году, появился первый каменный храм — Вознесенский.
В XIX веке к ним добавились ещё три храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.
Монастырь входил в число богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 года, когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу. К началу XX века в монастыре работала церковно-приходская школа, две деревянных гостиницы и странноприимный дом.
С 1884 года пустынь находилась под управлением казанского архиепископа.
Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100. Ежегодно в монастыре совершалось три крестных хода:
- 25 июня (8 июля по новому стилю) — в Казань с Седмиозерной иконой Божьей Матери;
- 27 июня (10 июля) — возвращение с иконой из Казани;
- 16 (29) июля — на источник к Скорбищенской церкви монастыря.
С до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).
Последний, до закрытия, настоятель монастыря (—) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).
В 1928 году монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.
В 1996 году территория монастыря возвращена Русской православной церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.
Из храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь святых Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899). В ней находятся мощи Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне — в Петропавловском соборе Казани).
Седмиозерная Богородицкая пустынь – путешествие по святым источникам
Седмиозерная Богородицкая пустынь – удивительное место, расположенное недалеко от города Казань. Монастырский комплекс появился 500 лет назад. С этого момента территория преобразовалась, обустроили святые источники и всем известные целебные Анисьины грядки. Сегодня монастырь является действующим. Ежедневно проводятся богослужения. Количество насельников постоянно увеличивается. Формы социального служения улучшаются. Восстановительные работы продолжаются и в настоящее время, расширяется монастырское хозяйство, появляются новые постройки, идет возведение новой ограды.
Край богат легендами. Среди всех особенно запомнилось сказание о необычном дубе. Его возраст насчитывал несколько веков. Он всех восхищал колоссальными размерами. Необъятное дерево выделялось на фоне остальных. Марийцы-язычники использовали его для проведения различных ритуалов. Проводился обряд жертвоприношения. Ветви отличались громадными параметрами. На них висели шкуры убиенных зверей.
Храмы
Евфимия Великого и Тихона Задонского
Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в — годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.
Собор Смоленской иконы Божией Матери
Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около года и перестроенный в года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.
Вознесенский собор
Теплая церковь, построенная из белого камня в году и перестраивавшаяся в году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.
II. Иконография
При небольших размерах (71,4х61,4), как и в свое время подлинник Казанской, Седмиезерная сегодня из-за потемневшей олифы многих «поновлений» не позволяет детально изучить иконографический вид. Детали изображения практически не читаются, хотя угадываются. Без сомнений — это вариант Одигитрии.
Н.П. Кондаков еще сто лет назад писал, что «…Седмиезерная не выделяется из ряда икон подобного типа. Божия Матерь здесь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением… Подобный тип Одигитрии воспроизводится в нашей Тихвинской иконе Божьей Матери, Седмиезерной и во множестве других икон, начиная с 14 века»2.
Как отмечает О.Е. Этингоф, в типах Одигитрии «…проявилась тема взаимосвязи воплощения и страстей Христа. Эта тема, разработанная в византийской гимнографии, отразилась во многих иконографических типах Богоматери с младенцем…»3.
Исследователь сложения иконографического типа Богоматерь «Седмиезерная» И.Л. Бусева-Давыдова пишет, что еще «Н.П. Лихачев отметил икону «Седмиезерная» особо: «…из многочисленных разновидностей поясного изображения Божией Матери Одигитрии отметим явление, обычно именуемое Седмиезерной Божией Матери, с особым положением руки Богоматери»4. Однако эту особенность еще ранее подметил архиепископ Сергий (Свешников): «…Ладонь правой руки Богоматери обращена к молящемуся, а не к ней самой»5.
Образ Богоматери во всех иконах такого извода, как, например: Одигитрия Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и ряда других отличается от привычных типов Одигитрий, где Богоматерь наглядно демонстрирует подчиненные значения по сравнению с Богомладенцем. Здесь Мария как бы смиренно указывает на рожденного Ей Сына, давая понять, что Она лишь посредник между грешным миром и небесами, и Ей, Богоматери, можно лишь просить о снисхождении, заступничестве за молящегося.
В «Седмиезерной» взгляд Богородицы устремлен вдаль. Она, как бы на мгновение задумалась над судьбой рода человеческого. Десная рука Богоматери осеняет молящихся почти благословенным жестом.
Возникает вопрос: откуда столь необычный иконографический вариант Одигитрии? На этот счет есть разные предположения.
И.Л. Бусева-Давыдова, со ссылкой на ряд исследований, пишет, что «…есть основание утверждать, что требования заказчика играли немаловажную роль в сложении сюжетно-иконографических циклов»6.
Исследования И.Л. Бусевой-Давыдовой в иконографии «Седмиезерной» на сегодняшний день остаются наиболее полными и авторитетными. Она возводит осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери к итальянскому влиянию, исходящему от времени Дж. Беллини (1430-1516) и его современников — итальянских живописцев Д. Гирландайо, Б. Виварини. В их изображениях Мадонн можно видеть осеняющую ладонь Богоматери. «Весьма вероятно, что некая итальянизирующая икона, завезенная в русские пределы самыми разными путями, могла стать образцом для подражания отечественным иконописцам»7. Естественно, не в буквальном смысле, византийские каноны иконописи ХI-ХII вв. строго соблюдались в Московской Руси. А вот композиционный прием — «осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери» вполне мог быть использован отечественными изографами. Далее. Новый иконографический извод быстро укоренился в русской иконописи XVI века с заметным отходом от цветовых традиций итальянского образца. Прориси иконы «Седмиезерной» не фиксировали традиций цветовых гамм. Лик младенца Христа во многих поздних повторениях все более тяготел к традиционным канонам иконографии Руси. Положение головы младенца Христа, несколько откинутой назад, заменялось прямоличным или даже слегка склоненным.
В ряде повторений иконы даже отличительная особенность — жест руки Богоматери — заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения становился прямым благословением, и, что характерно, не редко двуперстным крестным знамением. Не случайно, что Богоматерь «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Так возник и укрепился в русской культуре ХV-ХIХ веков уникальный иконографический извод, называемый «Богоматерь «Седмиезерная».
III. Вместо эпилога
Остается сожалеть, что вторая по значимости казанская святыня уже скоро как век не имеет своего соборного храма. И Смоленская «Седмиезерная» и Казанская ждут того дня, когда во славе своей обретут свои постоянные обители. Не менее интересна и другая идея: постройка храма Седмиезерной Богоматери на том месте, где она впервые явилась казанцам. Ныне это пустырь в центре парка ДК Химиков Московского района города Казани. Идея эта давняя. Попытка создания храма предпринималась накануне революции 1917 года. Холодная часовня Седмиезерной, существовавшая в Введенском Кизическом монастыре, уже в дореволюционное время не вмещала всех молящихся. Поэтому и был вынесен вопрос о строительстве нового храма со списком с Чудотворной на том месте, где она явилась горожанам. Хочется надеяться, что эта идея найдет понимание, и история все расставит по своим местам.
____________________________
- 1. Лаврентий архимандрит. Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой «Смоленская» — Казань, 1858.
- 2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2 — Петроград, 1915, с.211
- 3. Этингоф О.Е. Образ Богоматери — М., 2000, с. 48-49
- 4. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображение Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон — СПб., 1911, с. 108-109.
- 5. Сергий (Спасский) архиепископ. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в 19 в.
- 6. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М.( 1996, с. 367, 368.
- 7. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М., 1996, с. 367, 368.
I. История
Вторая по значимости Святыня Казанской земли после Казанской иконы Божией Матери — образ Пресвятой Богородицы, называемый Смоленской или Седмиезерной связан с тем, что до 1917 года Святыня находилась в Седмиезерной Богородицкой Пустыни, основанной в XVII веке в 17 верстах от Казани при семи озерах (ныне это одно озеро). Сегодня Чудотворная Святыня временно пребывает в Петропавловском Соборе города Казани и доступна для почитания и поклонения.
Объясняется это тем, что Седмиезерная Пустынь, прошедшая через годы поругания и разрушений советского времени, постепенно восстает из небытия. И возвращение чудотворного образа возрожденному монастырю — дело не столь отдаленного будущего.
Образ этот не случайно называют спасителем Казани.
Как рассказывает история, во время царствования Алексея Михайловича (середина XVII века) пришел гнев Божий: тлетворные ветры принесли из Московской земли смертоносную язву. Эпидемия чумы свирепствовала в царственном граде Москве. Она стремительно охватила город, не щадя ни старого, ни малого: ни вельмож, ни простолюдинов. Число жертв перевалило за сотни тысяч.
Чума достигла и Казани, захватывая по дороге города и селения. Зараза уже в первую неделю наполовину «выкосила» город. В отчаянии (никакие меры не помогали) жители прибегали даже к помощи колдунов, по совету которых массово резали коз, а кровь спускали в реку Казанка. Отсюда происходит и название слободы «Козья» — (ныне станция казанского метро). Предание рассказывает о видении инокини Марфы, по которому город спасет крестный ход с чудотворным образом Богоматери «Смоленская» из Седмиезерной обители. Игумен Иоанно-Предтеченского монастыря был отправлен в Седмиезерную обитель за чудотворной иконой. Образ этот первоначально был принесен в названную пустынь из Великого Устюга основателем ее иноком Евфимием (1615-1646), благословившим ее святой иконою. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь Седмиезерной иконы Богоматери 13 октября (26 октября н. ст.). Подняв благоговейно чудотворный образ, его донесли до Казани и остановились в двух верстах от города на зеленой поляне сосновой рощи — там, где позже был возведен Введенский Кизический монастырь. Народ и духовенство с умилением встретили святую икону Владычицы и благоговейно внесли ее в город. Спустя сутки образ обнесли кругом всей Казани, и зараза прекратилась.
Спустя неделю святой образ Владычицы отправили назад в обитель, и тут же чума вновь заявила о себе. Так происходило не раз. И власти и народ увидели, что Богоматери не угодно покидать город своей святой иконой. Образ Владычицы оставался в Казани. На следующий год зараза вновь открылась, и снова дважды Седмиезерная икона спасала город от гибели.
В память прекращения моровой язвы при казанском митрополите Лаврентии с 1658 года в память спасения города от чумы было установлено ежегодное празднество — крестный ход 26 июня. Заступлением Богоматери граждане Казани избавились и от нашествия чумы 1711 года. Тогда архиепископ Вениамин упреждающе провел крестный ход, и зараза остановилась на подступах к городу.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
От ю́ности, богому́дре, просвети́вся любо́вию Христо́вою,/ су́етный и многомяте́жный ми́р оста́вил еси́./ Житие́ свое́ вве́ря предста́тельству Пречи́стыя Богоро́дицы,/ сле́з пото́ки излива́л еси́ пред честны́м Ея́ о́бразом,/ и тече́ньми их се́дьм езе́р освяти́л еси́./ И терпе́ния ра́ди украси́ тя́ небе́сными дара́ми Христо́с Бо́г на́ш,// в чудесе́х и ученице́х сла́вна показа́ земле́ Каза́нстей.
Ин тропарь, глас тот же
Подви́жник, я́ко еди́н от дре́вних,/ соверше́нство стяжа́л еси́ во мно́гих ско́рбех,/ благода́тными да́ры украше́н бы́в оби́льно,/ но́вых му́чеников воспита́л еси́ Бо́гу./ Заступи́ на́с и ны́не моли́твами твои́ми,// Преподо́бне о́тче Гаврии́ле, ста́рче на́ш.
Кондак, глас 5
Претерпе́л еси́ ско́рби и наве́ты вра́жии благоду́шно,/ кро́тостью, любо́вию и смире́нием побежда́ти зло́ науча́л еси́,/ те́плою моли́твою со слеза́ми предстоя́л еси́ Го́споду,/ созерца́я та́йная и бу́дущая, я́ко настоя́щая,/ преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ не оста́ви ча́д твои́х// усе́рдным и ско́рым к Бо́гу хода́тайством.
Ин кондак, глас 2
Ста́рчества яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, блаже́нне,/ житие́ свое́ испо́лнил еси́ терпе́нием, посто́м и моли́твами./ Прозорл’ивости и исцеле́ния да́ры стяжа́л еси́,/ и ученице́м свои́м проложи́ пу́ть в Небе́сныя селе́ния./ И ны́не та́мо мо́лиши Христа́ Бо́га о все́х зову́щих ти́:/ ра́дуйся, преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ сосу́де Свята́го Ду́ха,// всея́ Каза́нския земли́ украше́ние.
Семиозерский монастырь анисьи грядки
![]()
Освященный родник «матушки Анисии» («Дальний источник»), расположен в овраге, в лесу, у «Анисьиных грядок», в 3 км северо-северо-восточнее Седмиозерной Богородицкой пустыни в селе Семиозёрка, в 3.4 км северо-западнее деревни Яшь Кеч и в 1.1 км юго-восточнее деревни Тёплый Ключ Высокогорского района Республики Татарстан. В 800 м западнее от источника находится посёлок Светлое Озеро, в 1.4 км северо-западнее деревня Тёплый Ключ, но добираться до «Анисьиных грядок» удобнее на транспорте от деревни Яшь Кеч или пешком от Седмиозерной Богородицкой пустыни.
![]()
Святой источник хорошо обустроен, построена кирпичная часовня, от которой спуск оборудован лестницей с перилами, место для набора воды и рядом построена закрытая кирпичная купальня с купелью, еще ниже построена деревянная закрытая купальня с купелью. Деревянная купальня была построена на месте старой, в 2016 году, по инициативе Матрёнина Андрея, организовавшего сбор средств и облагораживающего святое место, в последние годы. 14 августа 2016 года состоялось освящение источника и вновь обустроенной купальни с купелью.
![]()
Два святых источника уже не одно столетие почитаются верующими — «Ближний» и «Дальний». Находятся они в лесу, в окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни. Здешние места всегда привлекали людей своей нетронутой красотой, и в 1615 году началось образование обители, когда в этом пустынном месте поселился схимонах Евфимий, прибыв из Великого Устюга. Вскоре рядом с ним стали селиться монахи и послушники, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия.
![]()
Примерно за двадцать лет до прихода Евфимия в этих места, поселилась и жила подвижница Анисия. По приходу старца Евфимия она рассказала ему, что слышала в лесу ангельское пение и колокольный звон. Именно эти слова окончательно утвердили пустынника в мысли, что необходимо в этом месте основать обитель. И в 1627 году здесь был официально открыт монастырь.
В том месте, где жила подвижница есть родник и зовут его ключом матушки Анисии, это и есть «Дальний источник». По преданию, Анисья рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь она построила землянку и стала жить, разведя огород. Овощами, которые выращивала, Анисья кормила странствующих, нищих, больных и стариков.
![]()
Подвижница Анисия была похоронена возле ключа и своих «грядок». Над могилой матушки Анисии, на спуске к святому источнику, установлен деревянный крест. Люди верят, что тот, кто с молитвой и верой припадет к этим местам или как их называют «грядкам» и окунется в источнике, получит исцеление душевных или телесных недугов. Люди приходят сюда полежать на «грядках», перекатываются по земле, купаются в купелях и набирают святой воды с собой. «Анисьины грядки» находятся справа от места стоянки для транспорта, перед стоянкой справа есть неровный участок похожий на давно необработанные грядки.
Зафиксированы случаи исцеления от онкологических заболеваний даже в поздних стадиях. Многочисленные случаи чудесной помощи, тем кто не может забеременеть или страдает бесплодием.
Андрей Матренин поделился:«Женщины с бесплодием беременели. Мне рассказывали, что эту часовню построил мусульманин (указывая на кирпичную купальню). У этого мусульманина жена не могла долго забеременеть, и они пошли в церковь. Там батюшка посоветовал им сходить сюда – искупаться в источниках и полежать на грядках. Мусульманин не особенно верил в чудо и пообещал, что, если жена забеременеет после этого, то он построит часовню. Прошло девять месяцев после того, как они съездили сюда, и у них родился сын.»
Координаты: 55°58’49.8″N 49°06’46.8″E
Авторы фото Alex Van Shumm, Михаил Захаров
Источник статьи: http://svyato.info/13000-rodnik-matushki-anisii-svyatoy-dalniy-istochnik-anisiny-gryadki-u-sela-semiozerka-i-derevni-yash-kech.html