Жизнь и служение преподобного гавриила седмиезерного

Литература

  • Архивы: НАРТ. Ф. 4. Оп. 114. Д. 5; Оп. 122. Д. 11; Ф. 4. Оп. 138. Д. 19; Оп. 1. Д. 122294; ОР НБ КазГУ. Ед. хр. 6213; РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 1153, 1192.
  • Симеон (Холмогоров), архим. Схиархим. Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пуст. Псков, 1915. СПб., 1996р;
  • То же, изм. загл.: Един от древних: Повесть о жизни и подвигах старца схиархим. Гавриила (Зырянова). М., 1996;
  • То же, с доп., под ред. свящ. А. Лобашинского. М., 2003;
  • Никандр (Анпилогов), архим. Старец схиархим. Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пуст. М., 1991;
  • Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу. М., 1996;
  • Вениамин (Веселов), иеродиак. Мат-лы к патерику Казанских святых и подвижников благочестия. Серг. П., 1996;
  • Житие прп. Гавриила, старца Седмиозерной пуст. / Сост. А. В. Журавский. М., 1997

История

Основан в 1613 году иноком Евфимием, переселившимся из Великого Устюга и принёсшим сюда икону Божьей Матери, которая впоследствии получила название Седмиезерной (прославилась в 1654 году спасением от моровой язвы). В память событий 1654 года был установлен ежегодный крестный ход 25 июня (по ст. стилю) из Седмиозерной пустыни в Казань.

Седмиозерная икона Божией Матери

Благодаря почитанию иконы в обитель стали поступать щедрые пожертвования. На них удалось в 1668 году возвести каменный Смоленский собор, главный храм монастыря, в котором и помещалась икона (сейчас от него остались лишь руины цокольного этажа). Ещё раньше, в 1640 году, появился первый каменный храм — Вознесенский.

В XIX веке к ним добавились ещё три храма, а также многоярусная надвратная колокольня. Ещё одна церковь, шестая по счёту, во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», была возведена над святым источником в 1 км от пустыни.

Монастырь входил в число богатейших в Казанской епархии. В XVIII веке в его владениях числилось более 500 крестьянских душ. После реформы 1764 года, когда монастыри были лишены земель с крестьянами, Седмиозёрная пустынь была причислена к III классу. К началу XX века в монастыре работала церковно-приходская школа, две деревянных гостиницы и странноприимный дом.

С 1884 года пустынь находилась под управлением казанского архиепископа.

Братия монастыря, как в XVIII, так и в XIX веке насчитывала несколько десятков человек; в некоторые годы число монашествующих с послушниками доходило до 100. Ежегодно в монастыре совершалось три крестных хода:

  • 25 июня (8 июля по новому стилю) — в Казань с Седмиозерной иконой Божьей Матери;
  • 27 июня (10 июля) — возвращение с иконой из Казани;
  • 16 (29) июля — на источник к Скорбищенской церкви монастыря.

С до мая 1908 года в монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) (прославлен как местночтимый святой в 1996 году).

Последний, до закрытия, настоятель монастыря (—) архимандрит Александр (Уродов) († 14 августа 1961 по ст. ст.) также прославлен в лике святых как преподобный Александр Седмиезерный (Санаксарский).

В 1928 году монастырь был закрыт и разорён, почти весь его ансамбль, включая главный собор и колокольню, разрушен. Отдельные уцелевшие постройки использовались для хозяйственных нужд местного совхоза.

В 1996 году территория монастыря возвращена Русской православной церкви. Братия пустыни сейчас немногочисленна.

Из храмов монастыря уцелела и восстановлена лишь одна небольшая церковь святых Евфимия Великого и Тихона Задонского (1899). В ней находятся мощи Гавриила Седмиозёрного, а также почитаемый список Седмиозёрной иконы Божьей Матери (сама икона ныне — в Петропавловском соборе Казани).

Седмиозерная Богородицкая пустынь – путешествие по святым источникам

Седмиозерная Богородицкая пустынь – удивительное место, расположенное недалеко от города Казань. Монастырский комплекс появился 500 лет назад. С этого момента территория преобразовалась, обустроили святые источники и всем известные целебные Анисьины грядки. Сегодня монастырь является действующим. Ежедневно проводятся богослужения. Количество насельников постоянно увеличивается. Формы социального служения улучшаются. Восстановительные работы продолжаются и в настоящее время, расширяется монастырское хозяйство, появляются новые постройки, идет возведение новой ограды.

Край богат легендами. Среди всех особенно запомнилось сказание о необычном дубе. Его возраст насчитывал несколько веков. Он всех восхищал колоссальными размерами. Необъятное дерево выделялось на фоне остальных. Марийцы-язычники использовали его для проведения различных ритуалов. Проводился обряд жертвоприношения. Ветви отличались громадными параметрами. На них висели шкуры убиенных зверей.

Храмы

Евфимия Великого и Тихона Задонского

Кирпичный двухэтажный храм с богатым декором в псевдорусском стиле. Построен в — годах к северу от собора по инициативе схиархим. Гавриила (Зырянова) для неусыпного чтения Псалтыри. Крестообразная в плане эклектичная постройка завершена четвериком с главкой. В конце 1990-х отремонтирована, сооружен новый притвор со звонницей.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Кирпичный двустолпный однокупольный трехапсидный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, построенный около года и перестроенный в года. Стены церкви были прорезаны двумя рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками и завершались крупными полукруглыми закомарами, купол в барочном духе был переделан в середине XVIII века. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая с запада к паперти, была разобрана в году. Собор разрушен в начале 1930-х. Уцелели стены подклета, планируется воссоздание храма.

Вознесенский собор

Теплая церковь, построенная из белого камня в году и перестраивавшаяся в году и позже. Стояла юго-западнее собора, с папертью которого соприкасалась. Одноглавый трехапсидный четверик с западным притвором, после реконструкции покрытый простой четырехскатной кровлей. Храм уничтожен в 1930-х годах.

II. Иконография

При небольших размерах (71,4х61,4), как и в свое время подлинник Казанской, Седмиезерная сегодня из-за потемневшей олифы многих «поновлений» не позволяет детально изучить иконографический вид. Детали изображения практически не читаются, хотя угадываются. Без сомнений — это вариант Одигитрии.

Н.П. Кондаков еще сто лет назад писал, что «…Седмиезерная не выделяется из ряда икон подобного типа. Божия Матерь здесь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением… Подобный тип Одигитрии воспроизводится в нашей Тихвинской иконе Божьей Матери, Седмиезерной и во множестве других икон, начиная с 14 века»2.

Как отмечает О.Е. Этингоф, в типах Одигитрии «…проявилась тема взаимосвязи воплощения и страстей Христа. Эта тема, разработанная в византийской гимнографии, отразилась во многих иконографических типах Богоматери с младенцем…»3.

Исследователь сложения иконографического типа Богоматерь «Седмиезерная» И.Л. Бусева-Давыдова пишет, что еще «Н.П. Лихачев отметил икону «Седмиезерная» особо: «…из многочисленных разновидностей поясного изображения Божией Матери Одигитрии отметим явление, обычно именуемое Седмиезерной Божией Матери, с особым положением руки Богоматери»4. Однако эту особенность еще ранее подметил архиепископ Сергий (Свешников): «…Ладонь правой руки Богоматери обращена к молящемуся, а не к ней самой»5.

Образ Богоматери во всех иконах такого извода, как, например: Одигитрия Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и ряда других отличается от привычных типов Одигитрий, где Богоматерь наглядно демонстрирует подчиненные значения по сравнению с Богомладенцем. Здесь Мария как бы смиренно указывает на рожденного Ей Сына, давая понять, что Она лишь посредник между грешным миром и небесами, и Ей, Богоматери, можно лишь просить о снисхождении, заступничестве за молящегося.

В «Седмиезерной» взгляд Богородицы устремлен вдаль. Она, как бы на мгновение задумалась над судьбой рода человеческого. Десная рука Богоматери осеняет молящихся почти благословенным жестом.

Возникает вопрос: откуда столь необычный иконографический вариант Одигитрии? На этот счет есть разные предположения.

И.Л. Бусева-Давыдова, со ссылкой на ряд исследований, пишет, что «…есть основание утверждать, что требования заказчика играли немаловажную роль в сложении сюжетно-иконографических циклов»6.

Исследования И.Л. Бусевой-Давыдовой в иконографии «Седмиезерной» на сегодняшний день остаются наиболее полными и авторитетными. Она возводит осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери к итальянскому влиянию, исходящему от времени Дж. Беллини (1430-1516) и его современников — итальянских живописцев Д. Гирландайо, Б. Виварини. В их изображениях Мадонн можно видеть осеняющую ладонь Богоматери. «Весьма вероятно, что некая итальянизирующая икона, завезенная в русские пределы самыми разными путями, могла стать образцом для подражания отечественным иконописцам»7. Естественно, не в буквальном смысле, византийские каноны иконописи ХI-ХII вв. строго соблюдались в Московской Руси. А вот композиционный прием — «осеняющий и благословляющий жест руки Богоматери» вполне мог быть использован отечественными изографами. Далее. Новый иконографический извод быстро укоренился в русской иконописи XVI века с заметным отходом от цветовых традиций итальянского образца. Прориси иконы «Седмиезерной» не фиксировали традиций цветовых гамм. Лик младенца Христа во многих поздних повторениях все более тяготел к традиционным канонам иконографии Руси. Положение головы младенца Христа, несколько откинутой назад, заменялось прямоличным или даже слегка склоненным.

В ряде повторений иконы даже отличительная особенность — жест руки Богоматери — заменялся на традиционно указующий: мотив покровительственного осенения становился прямым благословением, и, что характерно, не редко двуперстным крестным знамением. Не случайно, что Богоматерь «Седмиезерная» пользуется особым почитанием в старообрядческой среде. Так возник и укрепился в русской культуре ХV-ХIХ веков уникальный иконографический извод, называемый «Богоматерь «Седмиезерная».

III. Вместо эпилога

Остается сожалеть, что вторая по значимости казанская святыня уже скоро как век не имеет своего соборного храма. И Смоленская «Седмиезерная» и Казанская ждут того дня, когда во славе своей обретут свои постоянные обители. Не менее интересна и другая идея: постройка храма Седмиезерной Богоматери на том месте, где она впервые явилась казанцам. Ныне это пустырь в центре парка ДК Химиков Московского района города Казани. Идея эта давняя. Попытка создания храма предпринималась накануне революции 1917 года. Холодная часовня Седмиезерной, существовавшая в Введенском Кизическом монастыре, уже в дореволюционное время не вмещала всех молящихся. Поэтому и был вынесен вопрос о строительстве нового храма со списком с Чудотворной на том месте, где она явилась горожанам. Хочется надеяться, что эта идея найдет понимание, и история все расставит по своим местам.

____________________________

  • 1. Лаврентий архимандрит. Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пусты­ни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называе­мой «Смоленская» — Казань, 1858.
  • 2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2 — Петроград, 1915, с.211
  • 3. Этингоф О.Е. Образ Богоматери — М., 2000, с. 48-49
  • 4. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображе­ние Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон — СПб., 1911, с. 108-109.
  • 5. Сергий (Спасский) архиепископ. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в 19 в.
  • 6. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М.( 1996, с. 367, 368.
  • 7. Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная в книге «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» — М., 1996, с. 367, 368.

I. История

Вторая по значимости Святыня Казанской земли после Казанской иконы Божией Матери — образ Пресвятой Богородицы, называемый Смоленской или Седмиезерной связан с тем, что до 1917 года Святыня находилась в Седмиезерной Богородицкой Пустыни, основанной в XVII веке в 17 верстах от Казани при семи озерах (ныне это одно озеро). Сегодня Чудотворная Святыня временно пребывает в Петропавловском Соборе города Казани и доступна для почитания и поклонения.

Объясняется это тем, что Седмиезерная Пустынь, прошедшая через годы поругания и разрушений советского времени, постепенно восстает из небытия. И возвращение чудотворного образа возрожденному монастырю — дело не столь отдаленного будущего.

Образ этот не случайно называют спасителем Казани.

Как рассказывает история, во время царствования Алексея Михайловича (середина XVII века) пришел гнев Божий: тлетворные ветры принесли из Московской земли смертоносную язву. Эпидемия чумы свирепствовала в царственном граде Москве. Она стремительно охватила город, не щадя ни старого, ни малого: ни вельмож, ни простолюдинов. Число жертв перевалило за сотни тысяч.

Чума достигла и Казани, захватывая по дороге города и селения. Зараза уже в первую неделю наполовину «выкосила» город. В отчаянии (никакие меры не помогали) жители прибегали даже к помощи колдунов, по совету которых массово резали коз, а кровь спускали в реку Казанка. Отсюда происходит и название слободы «Козья» — (ныне станция казанского метро). Предание рассказывает о видении инокини Марфы, по которому город спасет крестный ход с чудотворным образом Богоматери «Смоленская» из Седмиезерной обители. Игумен Иоанно-Предтеченского монастыря был отправлен в Седмиезерную обитель за чудотворной иконой. Образ этот первоначально был принесен в названную пустынь из Великого Устюга основателем ее иноком Евфимием (1615-1646), благословившим ее святой иконою. Память этого перенесения ознаменована празднованием в честь Седмиезерной иконы Богоматери 13 октября (26 октября н. ст.). Подняв благоговейно чудотворный образ, его донесли до Казани и остановились в двух верстах от города на зеленой поляне сосновой рощи — там, где позже был возведен Введенский Кизический монастырь. Народ и духовенство с умилением встретили святую икону Владычицы и благоговейно внесли ее в город. Спустя сутки образ обнесли кругом всей Казани, и зараза прекратилась.

Спустя неделю святой образ Владычицы отправили назад в обитель, и тут же чума вновь заявила о себе. Так происходило не раз. И власти и народ увидели, что Богоматери не угодно покидать город своей святой иконой. Образ Владычицы оставался в Казани. На следующий год зараза вновь открылась, и снова дважды Седмиезерная икона спасала город от гибели.

В память прекращения моровой язвы при казанском митрополите Лаврентии с 1658 года в память спасения города от чумы было установлено ежегодное празднество — крестный ход 26 июня. Заступлением Богоматери граждане Казани избавились и от нашествия чумы 1711 года. Тогда архиепископ Вениамин упреждающе провел крестный ход, и зараза остановилась на подступах к городу.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

От ю́ности, богому́дре, просвети́вся любо́вию Христо́вою,/ су́етный и многомяте́жный ми́р оста́вил еси́./ Житие́ свое́ вве́ря предста́тельству Пречи́стыя Богоро́дицы,/ сле́з пото́ки излива́л еси́ пред честны́м Ея́ о́бразом,/ и тече́ньми их се́дьм езе́р освяти́л еси́./ И терпе́ния ра́ди украси́ тя́ небе́сными дара́ми Христо́с Бо́г на́ш,// в чудесе́х и ученице́х сла́вна показа́ земле́ Каза́нстей.

Ин тропарь, глас тот же

Подви́жник, я́ко еди́н от дре́вних,/ соверше́нство стяжа́л еси́ во мно́гих ско́рбех,/ благода́тными да́ры украше́н бы́в оби́льно,/ но́вых му́чеников воспита́л еси́ Бо́гу./ Заступи́ на́с и ны́не моли́твами твои́ми,// Преподо́бне о́тче Гаврии́ле, ста́рче на́ш.

Кондак, глас 5

Претерпе́л еси́ ско́рби и наве́ты вра́жии благоду́шно,/ кро́тостью, любо́вию и смире́нием побежда́ти зло́ науча́л еси́,/ те́плою моли́твою со слеза́ми предстоя́л еси́ Го́споду,/ созерца́я та́йная и бу́дущая, я́ко настоя́щая,/ преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ не оста́ви ча́д твои́х// усе́рдным и ско́рым к Бо́гу хода́тайством.

Ин кондак, глас 2

Ста́рчества яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, блаже́нне,/ житие́ свое́ испо́лнил еси́ терпе́нием, посто́м и моли́твами./ Прозорл’ивости и исцеле́ния да́ры стяжа́л еси́,/ и ученице́м свои́м проложи́ пу́ть в Небе́сныя селе́ния./ И ны́не та́мо мо́лиши Христа́ Бо́га о все́х зову́щих ти́:/ ра́дуйся, преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ сосу́де Свята́го Ду́ха,// всея́ Каза́нския земли́ украше́ние.

Семиозерский монастырь анисьи грядки

Освященный родник «матушки Анисии» («Дальний источник»), расположен в овраге, в лесу, у «Анисьиных грядок», в 3 км северо-северо-восточнее Седмиозерной Богородицкой пустыни в селе Семиозёрка, в 3.4 км северо-западнее деревни Яшь Кеч и в 1.1 км юго-восточнее деревни Тёплый Ключ Высокогорского района Республики Татарстан. В 800 м западнее от источника находится посёлок Светлое Озеро, в 1.4 км северо-западнее деревня Тёплый Ключ, но добираться до «Анисьиных грядок» удобнее на транспорте от деревни Яшь Кеч или пешком от Седмиозерной Богородицкой пустыни.

Святой источник хорошо обустроен, построена кирпичная часовня, от которой спуск оборудован лестницей с перилами, место для набора воды и рядом построена закрытая кирпичная купальня с купелью, еще ниже построена деревянная закрытая купальня с купелью. Деревянная купальня была построена на месте старой, в 2016 году, по инициативе Матрёнина Андрея, организовавшего сбор средств и облагораживающего святое место, в последние годы. 14 августа 2016 года состоялось освящение источника и вновь обустроенной купальни с купелью.

Два святых источника уже не одно столетие почитаются верующими — «Ближний» и «Дальний». Находятся они в лесу, в окрестностях Седмиозерной Богородицкой пустыни. Здешние места всегда привлекали людей своей нетронутой красотой, и в 1615 году началось образование обители, когда в этом пустынном месте поселился схимонах Евфимий, прибыв из Великого Устюга. Вскоре рядом с ним стали селиться монахи и послушники, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия.

Примерно за двадцать лет до прихода Евфимия в этих места, поселилась и жила подвижница Анисия. По приходу старца Евфимия она рассказала ему, что слышала в лесу ангельское пение и колокольный звон. Именно эти слова окончательно утвердили пустынника в мысли, что необходимо в этом месте основать обитель. И в 1627 году здесь был официально открыт монастырь.

В том месте, где жила подвижница есть родник и зовут его ключом матушки Анисии, это и есть «Дальний источник». По преданию, Анисья рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь она построила землянку и стала жить, разведя огород. Овощами, которые выращивала, Анисья кормила странствующих, нищих, больных и стариков.

Подвижница Анисия была похоронена возле ключа и своих «грядок». Над могилой матушки Анисии, на спуске к святому источнику, установлен деревянный крест. Люди верят, что тот, кто с молитвой и верой припадет к этим местам или как их называют «грядкам» и окунется в источнике, получит исцеление душевных или телесных недугов. Люди приходят сюда полежать на «грядках», перекатываются по земле, купаются в купелях и набирают святой воды с собой. «Анисьины грядки» находятся справа от места стоянки для транспорта, перед стоянкой справа есть неровный участок похожий на давно необработанные грядки.

Зафиксированы случаи исцеления от онкологических заболеваний даже в поздних стадиях. Многочисленные случаи чудесной помощи, тем кто не может забеременеть или страдает бесплодием.

Андрей Матренин поделился:«Женщины с бесплодием беременели. Мне рассказывали, что эту часовню построил мусульманин (указывая на кирпичную купальню). У этого мусульманина жена не могла долго забеременеть, и они пошли в церковь. Там батюшка посоветовал им сходить сюда – искупаться в источниках и полежать на грядках. Мусульманин не особенно верил в чудо и пообещал, что, если жена забеременеет после этого, то он построит часовню. Прошло девять месяцев после того, как они съездили сюда, и у них родился сын.»

Координаты: 55°58’49.8″N 49°06’46.8″E

Авторы фото Alex Van Shumm, Михаил Захаров

Источник статьи: http://svyato.info/13000-rodnik-matushki-anisii-svyatoy-dalniy-istochnik-anisiny-gryadki-u-sela-semiozerka-i-derevni-yash-kech.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector