Подробная биография княгини ольги

Причины принятия христианской веры

Будучи язычницей, Ольга со временем все же стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что для этого было несколько существенных причин:

  • стремление к объединению разрозненных славянских племен, чему могла способствовать только сильная единая вера;
  • потребность сделать Русь более цивилизованной державой, поскольку языческие ритуалы воспринимались во всем мире как варварские;
  • желание следовать примеру Европы, где многие страны на то время уже были христианскими;
  • необходимость в сближении с культурно развитой Византией, повышении уровня образованности и духовности русского народа.

Прежде чем принять крещение, Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Царьград). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, побывать в православных храмах и познакомиться с особенностями проведения ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.

Крещение и смерть

Обстоятельства крещения первой правительницы Руси историей так до конца и не выяснены. Основные версии:

  1. «Повесть временных лет» говорит, что это было в 955 году. Крещение произвели константинопольские патриарх Феофилакт и император Константин VII. Ольга получила имя Елены. Там же приводится легенда о якобы хитрой уловке Ольги: Константин, пленившийся красотой княгини, хотел взять ее в жены, но та отказалась из-за разницы религий. Тогда император крестил ее, но свадьба вновь стала невозможна, так как отныне Константин являлся крестным отцом Ольги.
  2. Большинство других источников называет 957 год как дату крещения Ольги. Крестными были патриарх Полиевкт и сын Константина VII Роман II. О том, почему княгиня приняла решение изменить веру, ничего не сказано.

Жизнь Ольги оборвалась в 969 году. Она была похоронена по христианскому обычаю. Вероятнее всего, уже в княжение Ярополка Святославовича, старшего внука княгини, она почиталась святой: ее мощи были перенесены в церковь, произошли некоторые чудеса. При Владимире Мудром по прозвищу Креститель, наследнике Ярополка и младшем внуке, мощи святой перенесли в киевскую церковь Святой Богородицы.

Официальная канонизация произошла только в середине XIII века, в середине XVI века Ольга была причислена к лику святых равноапостольных.

Примечания

Г. Г. Литаврин. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников. — В кн.: ВВ. М., 1981, т. 42; Он же. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5; Он же. Состав посольства Ольги в Константинополь и «дары» императора. — В кн.: Византийские очерки. М., 1982; Он же. Древняя Русь, Болгария и Византия в IX-X вв. — В кн.: IX Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983.
Г. Г. Литаврин. О датировке…, с. 173-183.
Евгения Булгара архиепископа славенского и херсонского историческое розыскание о времени Крещения Российской Великой Княгини Ольги. СПб., 1792, с. 81 и след. Пользуюсь случаем поблагодарить Б. А. Рыбакова, указавшего мне на это сочинение и предоставившего возможность с ним ознакомиться.
Constantini Porphyrogeniti. De cerimoniis aulae byzantinae libri duo. Bonnae, 1829, vol. I, pp. 571.11-16; 580.9-15.
Г. Г. Литаврин. Состав посольства…, с. 72-73.
1 Д. В. Айналов. Княгиня Ольга в Царьграде. — В кн.: Труды двенадцатого Археологического съезда в Харькове, 1902. М., 1905, т. III, с. 17.
Мои возражения исследователям, усматривавшим в священнике Григории, который участвовал в приемах, личного духовника Ольги, см.: Г. Г.Литаврин. Состав посольства…, с. 84-85.
Г. Острогорский. Византия и киевская княгиня Ольга. — In: To Honor of Roman Jakobson. The Hague; Paris, 1967, vol. II, p. 1466.
Const. Porphyr. De cerim., I, p. 393, 395, 397, 687.2, 690.15.
Ibid., p. 690.21-22.
Ibid., p. 398-400, 405.
Ibid., p. 305.20, 402-403, 405.12-14, 684.17-18; ср.: J. Verpeaux. Pseudo-Kodinos: Traite des offices. P., 1966, p. 204.8-11, 214.13-24.
H. Мушмов. Монетите и печатите на българските царе. София. 1924, с. 157; Он же. Новооткрите средневековни печати от България. — Изв. на Бълг. археол. ин-т. София, 1929, т. V, с. 225-230.
Цит. по: Извори за българската история. София, 1961, т. VIII. Гръцки извори, т. IV, с. 59, 103, 104.
Извори за българската история. София, 1960, т. VII. Латински извори, т. II, с. 137, 147, 160, 161 и др.
Гръцки извори, т. IV, с. 114, 116.
В. Златарски. Намереният в Албания надпис с името на българския княз Борис-Михаил. — Slavia, 1923-1924, vol. II, p. 61 sq.
M. Г. Попруженко. Синодик царя Бориса. София, 1928, с. 87-88.
Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Ed. Gy. Moravcsik, R. J. H. Jenkins. Bp., 1949, p. 150.62, 154.45, 49, 54, 64.
Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976, с. 14, 16, 18 и сл.
Там же, с. 154 и сл.
ПСРЛ. М., 1962, т. I, стлб. 240.
См. обзор литературы: А. Н. Сахаров. Дипломатия Древней Руси: IX-первая половина X в. М., 1980, с. 264-265 и сл.
Ж.-П. Ариньон. Международные отношения Киевской Руси в середине Х в. и крещение княгини Ольги. — В кн.: ВВ. М., 1980, т. 41, с. 117.
А. А. Зимин. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. — В кн.: Крат. сообщ. Ин-та славяноведения. М., 1963, т. 37, с. 70.
loannis Scylitzae Synopsis historiarum. Ed. I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci, 1973, p. 239.59-240.86.
Leonis Diaconi Historiarum libri decem. Bonnae, 1828, p. 63.11.
G. Ostrogorsky. Geschichte des Byzantinischen Staates. Munchen, 1963, S. 235-237; D. A. Zakythinos. Byzantinische Geschichte. Wien; Koln; Graz, 1979, S. 199.
Д. В. Айналов. Указ. соч., с. 1-4.

Княгиня Ольга мстит за мужа

Однако известна княгиня стала только после трагической смерти своего мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории Руси, который погиб от рук народа, возмущенного неоднократным взиманием дани. Наследнику престола было на тот момент всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольге. Официально она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, фактически же и позже, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Первое, что она сделала после смерти мужа, — безжалостно отомстила древлянам, виновным в смерти Игоря. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а потом подчинила и весь народ. В своей мести княгиня была неистова: древлян хоронили заживо, сжигали.

Возвращение на Русь

Из своей поездки в Константинополь Ольга вернулась с иконами и священными книгам. В Киеве она воздвигла Николаевский храм над могилой Аскольда (он считается первым князем-христианином). Народ Ольгу любил, а потому и ее обращение в новую веру принял радушно. Более того, по примеру княгини поступили многие киевляне: некоторые ездили креститься в Константинополь, но многие проходили крещение «на месте».

Давно передав княжеские дела сыну, Ольга начала проповедовать христианскую веру по всей Руси. Некоторые летописи указывали, как княгиня, объезжая города и села, уничтожала языческих идолов, на их месте устанавливая христианские кресты. На самом деле, княгиня вряд ли устраивала показательные уничтожения идолов: все-таки ее сын христианство принимать отказался, а большая часть страны оставалась языческой. Ольга была слишком мудрой женщиной. Да, народ ее любил, но едва ли стал бы прощать осквернение своих святынь.

Правда, ничего не мешало ей возводить христианские монастыри вдали от языческих капищ. Например, она повелела воздвигнуть храм во имя Святой Троицы, который стал главным собором Пскова. А в 11 мая 960 года (дату летопись сохранила очень точно) в Киеве освятили храм Святой Софии.

Источники и современники о путешествии и крещении

Едва ли Константин Багрянородный стал бы предлагать Ольге замужество: он уже был женат. Более того, его супруга, Елена Лакапина, была его политической советницей и фактической со-правительницей. Едва ли византийский император стал бы разрушать свой выгодный брак (Елена была дочерью императора Романа I) ради политического союза с «варварской» Киевской Русью.

Давайте подробнее разберем, что пишут разные источники о пребывании Ольги в Константинополе.

Византийские источники

Главным историческим источником о крещении княгини Ольги можно считать записки основного участника событий – императора Константина.

Благодаря его запискам, мы знаем, что супруга императора, Елена, принимала Ольгу отдельно от супруга, на своей половине дворца. Причем первая аудиенция прошла именно между правительницами: с Константином Ольга общалась после того, как отдохнула.

Впрочем, историки предполагают, что вопросы политического брака все-таки поднимались. Правда, не Константином, а самой Ольгой: она хотела устроить династический брак между своим сыном Святославом и одной из византийских царевен. Константин же ответил отказом: отдавать царевну за язычника в его планы не входило. А Святослав, в отличие от матери, к христианству был настроен весьма скептически.

Но, не смотря на отсутствие династического брака, Ольга сумела заключить с Константином мирный договор. Это было выгодно и самим византийцам: императору нужна была мощная военная поддержка для борьбы со своим политическим противником Никифором Фокой.

В честь пребывания русской княгини в Константинополе, Елена Лакапина дала роскошный обед, после которого посольству были вручены богатые дары. Правда, в отличие от русской летописи с перечислением несметных сокровищ, византийские источники указывают более скромное подношение: золотую чашу, изукрашенную драгоценными камнями, наполненную серебряными монетами. Дар по тем временам действительно очень щедрый.

На второй прием к византийскому императору Ольга прибыла уже христианкой. Причем русская летопись, записавшая императора в крестные Ольги, явно приукрашает события. Константин указал, что таинство совершил константинопольский патриарх, а сам басилевс никакого участия в этом не принимал.

Самую достоверную информацию о посольстве Ольги в Константинополь мы можем найти в трактате Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», а также в немецкой «Хронике».

Так что мы можем сделать вывод, что, русские источники X и последующих веков сильно приукрашают действительность.

Немецкие источники

В отличие от русских источников, где визит Ольги в Константинополь представлен как легендарное действо, немецкие источники были более конкретны в описании.

Известно, что в Царьград княгиня отправилась летом 975 года, на корабле. Она привезла с собой богатые дары, а в дороге ее сопровождала свита, общим числом около тысячи человек. Путь в Византию занял около сорока дней и окончился в бухте Золотой Рог.

Причем императорский двор не сразу принял высокую гостью: приглашения ко двору Ольге пришлось до 9 сентября.

Император принял княгиню в Золотой палате, а церемония была очень пышной. Однако разговора тет-а-тет не состоялось. Более того, император вовсе не проронил ни слова, от его имени говорил специальный придворный.

Правление и реформы

Правление Ольги в роли регентши сына заняло с 945 по 960 годы. За это время она провела ряд реформ и преобразований. К ним относятся:

  1. Возведение системы погостов — центров обмена и торговли, в которых также собирали дань.
  2. Установление размеров собираемой дани и сроков. Это сильно облегчило работу сборщикам податей и уменьшило число волнений, позволив избежать своевольного изменения условий сбора налогов.
  3. Налаживание (не совсем успешное) отношений с Византией.
  4. Начало каменного градостроительства, появление первых каменных зданий в Киеве — городского дворца и загородного терема княгини.
  5. Проведение работ по благоустройству подвластных земель.

Общая характеристика правления

Правление княгини Ольги отличалось от её предшественников-мужчин. После подавления восстания древлян, которым Ольга жестоко отомстила за убийство мужа Игоря, княгиня приняла власть как регент при своём малолетнем сыне Святославе и сосредоточилась на решении внутренних проблем государства.

Во внешней политике Ольга полностью отказалась от проведения военных походов в соседние государства, вместо этого она осуществляла дипломатические миссии.

Правление Ольги — общая схема

Согласно летописям Святослав отправился в первый самостоятельный поход в 964 году, что иногда трактуется как начало его самостоятельного правленияТакже называется 962 год, когда миссия германскогоепископа в Киеве потерпела неудачу., однако пока сын воевал Ольга находилась в столице и фактически продолжала руководить государством.

Внутренняя политика

После жестокой мести древлянам за убийство мужа и подавление последних очагов их восстания, Ольга изменила систему налогообложения для предотвращения возможных злоупотреблений при сборе дани в будущем и общего развития инфраструктуры. Ко времени её правления относятся первые каменные постройки на Руси, особое развитие получили Вышгород и Псков.

После возвращения из Константинополя, где она приняла крещение, княгина начала активно распространять новую религию среди подвласных ей восточнославянских племён, однако столкнулось с достаточно сильным сопротивлением, в том числе со стороны своего сына Святослава.

Внешняя политика

Вместо попыток разговаривать с Византией с позиции силы, Ольга решила укреплять связи с империей посредством дипломатии, для чего в 957 году совершила поездку в Константинополь. Кроме политического смысла, поездка была религиозным паломничеством — в столице Византии Ольга приняла крещение при содействии самого императора Константина VII Багрянородного, который стал ей крестным отцом.

По возвращению домой, Ольга столкнулась с проблемами в продвижении новой религии и направила к германскому королю Оттону I послов с просьбой прислать епископа, однако немецким миссионерам также не удалось достичь успеха.

Что сказано в житии?

Продолжая рассмотрение вопроса о крещении Руси и Ольге как ее правительнице, первой в стране, официально принявшей христианство, нужно сказать, что о ее трудах в житии говорится следующее. Правила она подвластными землями как разумный и сильный мужчина. Она твердо держала в руках бразды правления и мужественно защищала страну от вражеских набегов. Недруги боялись ее, а свои люди любили. Во всех управленческих делах она проявляла мудрость и дальновидность.

Ольга была в душе милосердной, помогала малоимущим, убогим и нищим. Справедливые просьбы быстро доходили до ее сердца, и она их исполняла. Под ее руководством государство росло и укреплялось. Шло строительство городов, которые окружались дубовыми и каменными стенами.

Во время правления Ольги были установлены первые государственные границы Киевской Руси. Богатырские заставы, о которых говорится в былинах, охраняли мирную жизнь и от кочевников, нападавших с востока, и от западных набегов. На Русь с товарами ехали чужеземные купцы. В русское войско с большой охотой вступали скандинавские наемники. Постепенно Русь превращалась в великую державу.

Смерть и почитание княгини Ольги

В старости Ольга заболела, после чего отошла в мир иной. Дата смерти княгини – июль 969 г. Великая правительница Руси была похоронена соответственно христианским обычаям. Позже князь Владимир I Святославович перенес мощи своей бабушки в киевскую церковь Святой Богородицы. Эти события происходили уже после Крещения Руси, в 1007 г. Канонизация Ольги состоялась в 1547 г.

По свидетельствам верующих, мощи княгини в течение нескольких веков проявляли свою целительную силу и избавляли от любых недугов. В XVIII столетии останки Ольги были утрачены. На сегодняшний день их точное местонахождение остается неизвестным. Сохранилась небольшая частица мощей, которая находится в Пыжах, в храме Святого Николая.

Сегодня, как и в прежние времена, великую княгиню почитают как покровительницу новообращенных христиан, одиноких вдов, помощницу всех, кто желает укрепиться в истинной вере, обрести терпение и житейскую мудрость, достойно выйти из тяжелой или конфликтной ситуации. Молитвы к святой равноапостольной Ольге даруют душевный покой, помогают оберегать семью и детей от любых невзгод, защищают от злых людей и негативного воздействия темных сущностей, дают силы в противостоянии бесовским искушениям.

Ольга и Святослав

В отличие от своей матери, Святослав восторгов в отношении христианства не разделял. Ольга неоднократно уговаривала его крестится, но Святослав неизменно отвечал, что дружина его засмеет. Впрочем, сам Святослав был равнодушен к христианам: если кто-то из его приближенных решал сменить веру, он этого никак не возбранял.

Итак, Святослав продолжал жить по языческим обычаям, и когда Ольга пригласила немецкую христианскую миссию в Киев, не стал воспрепятствовать случившемуся погрому. Подстрекаемый дружиной, Святослав приказал разрушить некоторые христианские церкви, построенные матерью. По его же приказу был убит племянник Ольги Глеб.

Ольге пришлось смириться с произошедшим. С ней все еще считались, ее все еще уважали, но она больше не была княгиней, а всего лишь матерью князя. Впрочем, сам Святослав предпочитал проводить время в военных походах, а его мать оставлялась управлять государством.

Святослав же разгромил Хазарский каганат, серьезный удар был нанесен Волжской Булгарии, а затем князь прошел через восемьдесят дунайских городов, взяв каждый.

Пока сын занимался военными делами, Ольга воспитывала его сыновей. Особой любви удостоился сын Святослава от ключницы Малуши, Владимир, будущий креститель Руси.

Апостольский подвиг княгини Ольги

В Киев Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Ею был воздвигнут храм во имя святителя Николая. Множество киевлян она обратила ко Христу. Княгиня отправилась на Север, чтобы проповедовать истинную веру. На Киевской и Псковской земле, на отдаленных территориях и на перекрестках дорог она велела устанавливать кресты и уничтожать языческих идолов. В городах возводились храмы.

Апостольским трудам княгини Ольги оказывалось сопротивление язычниками – как явное, так и тайное. В среде дружинников и бояр было немало тех, кто возненавидел ее. Язычники оказали влияние на ее сына Святослава, который не захотел принимать христианство.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни — храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

Урочище Ольгин крест с церковью во имя святителя Николы

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Трехсвятительский храм с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Киеве

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году.  С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Церковь Успения с приделом во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Пскове

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

Церковь во имя святой равноапостольной княгини Ольги в Ульяновске

В г. Ульяновске находится единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви.

Единоверческий храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги в г. Ульяновске (РПЦ)

Взгляд в сторону Византии

Говоря о связи Ольги с крещением Руси, следует подчеркнуть, что в ее правление среди славянского населения росло число тех, кто принял христианство. В 944 году князем Игорем с Константинополем был заключен мирный договор, где упоминается о «русских христианах», а также о лицах, принявших крещение.

Византия оказывала на Русь очень большое культурное влияние. Киев и Константинополь находились в давних торговых и дипломатических связях. Кроме того, налаживание тесного взаимодействия с могущественной Византийской державой могло помочь в деле укрепления великокняжеской власти и авторитета Киевской Руси.

Таким образом, о крещении Руси Ольга и Владимир мыслили в одном направлении, что станет понятным по прошествии нескольких десятилетий. Они понимали, что государство нуждается в религии, которая объединит отдельные части страны в одно целое, что должно предотвратить ее распад. И их взоры были обращены в сторону Византии.

Кратко о содержании основных событий

Путешествие в Византию и крещение в Константинополе

«Паломничество в Константинополь»худ. И. Машков

В 955/957У Константина Багрянородного в сочинении «О церемониях»дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в столицу Византии, знаменитый Царьград-Константинополь, который так и не смог взять штурмом её муж Игорь Рюрикович.

Согласно летописям она согласилась пройти крещение (обряд перехода в христианство) только при условии, что крёстным отцом должен был быть сам император Византии Константин VII Багрянородный.

Несмотря на достигнутые договорённости, на следующий год прибывшим от императора послам Ольга отказала в предоставлении русских войск для греческих войн, предлагая императору также долго прождать приёма у неё, как это пришлось сделать княгине в гавани Константинополя. Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивым грекам.

Княгиня Ольга(Крещение)Худ. С. А. Киррилов

Привлечение миссионеров из Германии

Продвижение новой религии среди подвластных ей восточных славян всречало сопротивление, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом:

Адальберт Магдебургский. Рисунок 1830 года

Осада Киева печенегами

Последним из внешнеполитических событий в которых приняла участие княгина Ольга была осада Киева печенегами в 968 году. Во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае, где он вёл кампанию против Болгарского царства, эти кочевые племена вторглись на Русь и осадили её столицу, а Ольге вместе с детьми Святослава пришлось укрыться за высокими стенами.

Видя, что после долгой осады люди измождены отсутствием воды и пищи, княгиня через храброго юношу, успешно пробравшегося сквозь стан печенегов, передала стоявшему на другой стороне днепра воеводе Претичу, что сдаст город наутро, если он не снимет осаду. Воевода принял решение переправиться через реку и вывезти хотя бы семью Святослава, чтобы избежать гнева князя.

Увидев высаживающихся с кораблей воинов, печенеги приняли их за вернувшегося князя и сняли осаду. Сам лидер кочевников приехал на переговоры и спросил Претича, не он ли киевский князь, на что получил ответ о скором прибытии Святослава вместе с большим войском и предложил перемирие.

Великодушный поступок молодого киевлянинаХуд. Б.А. Чориков, 1836

Получив известие об осаде Киева, Святослав быстро вернулся домой и прогнал кочевников, однако мать долго укоряла его за оставление города и собственных детей без защиты.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.Худ, И. А. Акимов, 1773

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Святая княгиня Ольга

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

Храм княгини Ольги в Киеве

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Истинные намерения

Киевляне бывали в столице ромеев с двумя целями — заключение торговых договоров или военных союзов. Обычно это происходило после стычек киевлян с византийцами. Но визит Ольги происходил ни во время, ни после войны. Цель его была, вероятно, несколько иная. Ольга посетила императорский двор в надежде заключить брачный союз подрастающего Святослава с византийской принцессой (одна из них очень подходила княжичу по возрасту). Сочинение «О церемониях византийского двора» детально описывает этот визит. Он был обставлен по всем правилам дворцового этикета. 9 сентября 957 года посольство киевлян прошло через сад в триклин Юстиниана и расположилось перед троном, покрытым багряным шёлком. Жена императора воссела на трон, её невестка — на кресло, стоявшее рядом, остальные византийцы заняли свои места согласно рангам. После обмена приветствиями и недолгого отдыха Ольга вместе с сопровождавшими её дамами была приглашена на аудиенцию к императору и его детям, где она задала свои вопросы и высказала свои пожелания. Приём завершился обедом, а затем посольству были вручены подарки. Ни о сути переговоров, ни о конечном результате Константин Багрянородный не обмолвился и словом. Однако известно, что успеха посольство не имело. Более того, когда ромейские послы явились в Киев за обещанными рабами, воском, мехами и военной помощью, Ольга заставила их долго ожидать приёма, ответив на недовольство недвусмысленным: «Постойте у меня в Почайне, так же, как я у вас в Суду, тогда и получите обещанное». Видно, приём в Константинополе показался ей унизительным. И ни о каком крещении или перекрещивании и речи не шло. Иначе бы Ольга, как православная правительница, не стала бы вскоре после возвращения из Константинополя отправлять посольство в Рим с просьбой прислать ей латинского епископа. Вероятно, в её голове бродили мысли о создании в государстве единой христианской веры. Поняв после посещения Византии, что арианство не имеет будущего, а чванливые ромеи не дадут её родине церковной независимости, она обратила свой взгляд на Рим. В 959 году в Киев прибыл епископ Адальберт. Он даже построил в городе латинскую ротонду, но успеха его миссия не имела. Ольга старела, Святослав был убеждённый язычник и быстро пресёк христианские инициативы родительницы. Адальберт в ужасе бежал из Киева в 962 году. Через семь лет первая христианка отечества умерла. И на 20 лет в Киеве утвердились языческие ценности. Пока Владимир Святославич не привёл страну к единому знаменателю — православной вере.

Метки: Загадки истории, Русь, христианство, фейк, княгиня, Византия, крещение, княгиня Ольга, Константин Багрянородный

Налоговая реформа княгини Ольги

Налоговая реформа княгини Ольги — комплекс мер, проведённых после подавления древлянского восстания, целью которого было предотвращение злоупотреблений во время сбора дани, определение её объёмов и сроков уплаты.

Фактически, Ольга объезжала подвластные земли и вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные окладыВ. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10. Также на местах назначались люди, отвественные за сбор дани и транспортировку её в столицу — тиуны. Со временем погосты становились местом торга, привлекали ремесленников и други постоянных жителей.

Общая схема налоговой реформы Ольги

Причины и предпосылки

Среди причин, побудивших княгиню Ольгу пересмотреть существующую систему налогообложения можно перечислить следующие:

  • Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора дани (за что Игорь и был убит).
  • Закладывание основ налоговой инфраструктуры не только упрощало и систематизировало сбор дани, но и выполняло связующую функцию между обширными территориями, которые контролировали рюриковичи.
  • Регламентированный объем и сроки выплаты дани позволяли проще прогнозировать прибыль князю и снижали нагрузку для облагаемых данью племён.

Кратко о сути и значении реформ

После подавления восстания древлян осенью 946 года, Ольга проехала по их землям «устанавливая дани и налоги»Повесть Временных Лет, после чего вернулась в Киев. Княгиня понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной рюриковичам территории и приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов.

Под 947 годом летописи описывают путешествие Ольги на север, к Новгороду:

Погосты — бывшие села и торговые места — становились теперь и административными центрами княжеского управления. Один из таких погостов на Луге — Городец раскопан в последние годы ленинградскими археологами. На месте небольшого родового градка, не имевшего искусственных укреплений, в X веке сооружается настоящая крепость. Укрепляются склоны холма, насыпаются валы, поверх которых ставят частоколы.

Соответственно, если ранее князь с дружиной проезжал по территориям племён, обложенных данью, и собирал её, то теперь данникам необходимо было самим привозить меха и мёд (или любые другие ресурсы) на обозначенные по уставу погосты, без необходимости терпеть пребывание на своей территории не очень вежливых княжеских дружиников.

При погостах учреждалась должность тиуна — княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу.

Уроки и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

Изменение налоговой системы стимулировало развитие и поддержание дорог (чтобы дань доставлялась от погостов как можно быстрее), возникновение новых укреплённых поселений на месте погостов и общее укрепление власти на подконтрольной территории.

Итоги и результаты

  • Введены «уроки» и «уставы» — были зафиксированы срок уплаты дани и её объем
  • Установлены «погосты» — центры торговли и обмена, куда племена должны были подвозить дань, там же можно было вынести на судебное решение возникающие споры
  • Введена должность тиуна — княжеского наместника, занимающегося сбором и организацией доставки дани на местах
  • Вместо полюдья дань собирается «подвозом» — т.е. не князь ездит по племенам собирая дань, а сами данники свозят положенное на погосты.

Внутреняя политика Княгини Ольги

Биография княгини Ольги

Правление княгини Ольги

Раздел «Княгиня Ольга»

Список литературы

  1. В. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10
  2. Повесть Временных Лет
  3. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector