Родина святой княгини ольги: взорванный камень, целебный источник и невидимый дворец

«Сохраним сквер»?

Противники строительства храма требуют сохранить сквер.

— Храм займет лишь одну пятую часть нынешнего сквера, причем не ту, где растут взрослые деревья, — рассказывает отец Алексей Яковлев.

В любом случае практика показывает, что участки, однажды выделенные под застройку, не остаются нетронутыми. Не храм, так автосервис — что-то здесь появится.

— Красивый храм — это гарантия, что здесь не вырастет уродливое офисное здание. Посмотрите на территорию вокруг других храмов: бегают дети, растут цветы, стоят скамеечки. Мы берем на себя уход за деревьями и клумбами в сквере, уже сейчас проводим периодические субботники, — рассказывает отец Алексей Яковлев. — Большой каменный храм начнут строить не раньше конца 2014 года — за это время окрепнут и все посаженные во время недавнего озеленения саженцы.

Сотрудники администрации района подтверждают, что под храм выделена лишь часть сквера.

— Храм должен быть не на задворках, а на хорошем красивом месте, — считает глава управы Останкинского района Иван Синельников. Он наблюдал митинг и молебен с некоторого расстояния, а затем встал на дорожке между оппонентами.

Глава управы Останкинского района Иван Синельников

По словам Ивана Синельникова, некоторая неувязка с одновременным благоустройством участка и выделением его под храм произошла из-за разной балансовой принадлежности объектов.

— Территория довольно долго была запущена. Город выделил деньги на благоустройство, по хорошему проекту разбили сквер. Параллельно шла работа по выделению участка под храм. Конфликта как такового я не вижу, а разные мнения есть всегда. Все законные процедуры по строительству церкви соблюдены: проведены публичные слушания и вышло постановление Правительства Москвы. Храм не перегородит проход к остановкам транспорта, а озеленение вокруг него будет еще лучше, чем сейчас. Все мнения жителей мы принимаем и выслушиваем, чтобы происходил диалог, чтобы все это не выплескивалось на улицы.

Прием мнений от жителей ведут в управе и называют это для краткости «согласительной комиссией». Однако никакой структуры, которая обладала бы полномочиями отмены результатов публичных слушаний, нет и создано быть не может, подтвердил глава управы.

— Мы стараемся как можно полнее освещать проект в СМИ, — сказал Иван Синельников. — Люди зачастую просто не знают, какие есть планы, и протестуют против уничтожения сквера, которого и так не произойдет.

Последние дни жизни святых Царственных страстотерпцев

«В истории заточения Царской Семьи обращает на себя внимание одна закономерность. С большинством тех, кто с ними общался, кому доводилось часто и постоянно наблюдать за Царем и Его Семьей, неизбежно случались превращения: предубеждения постепенно проходили

Незлобивость, любезность Семьи производили сильное впечатление и смягчали даже каменные сердца».

А. Н. Боханов. Последний царь

Император Николай II отрекся от престола 2 марта 1917 года. После этого события его вместе с его семьей, придворным врачом и слугами заключили под домашний арест в Царском селе. Затем, согласно приказу Временного правительства, их сослали в Тобольск – это произошло летом 1917 года; а весной 1918-го большевистская власть отдала приказ о переводе их в Екатеринбург.

Нам известно очень мало о жизни святой семьи в Екатеринбурге. Сохранилось лишь несколько дневниковых записей императора и показания свидетелей о расстреле Царской семьи. Так, известно, что семью императора охраняли 12 солдат. Узники спали на полу; надзиратели часто обращались с ними жестоко; заключенные могли гулять в саду лишь раз в день.

Царственные мученики очень терпеливо и мужественно принимали свою судьбу. Сохранилось письмо святой княжны Ольги, старшей дочери Николая II, в котором она пишет:

Великим утешением для святых было разрешение быть на богослужениях. Последнюю службу в Ипатьевском доме совершил протоиерей Иоанн Сторожев. Это произошло за несколько дней до расстрела императорской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля Царской семье велели срочно собраться – под тем предлогом, что в городе волнения и необходимо перебраться в безопасное место. Их отвели в полуподвальную комнату, где сообщили императору о предстоящем расстреле. Команда несколько раз выстрелила Государя и его близких; оставшихся в живых добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли во двор, положили в грузовик и вывезли в Ганину Яму, где их скинули в шахту, затем сожгли и закопали.

Расстреляли также придворного врача Евгения Боткина и нескольких слуг: горничную Анну Демидову, повара Ивана Харитонова и камердинера Алексея Труппа. По традиции, однако, на иконах Царскую семью изображают без них.

В одной из своих проповедей свт. Иоанн Шанхайский говорит следующее:

Святии Царственные страстотерпцы, молите всесильного Бога нашего о спасении отечества Российского и душ всех верою и любовию чтущих честную память вашу!

Выбуты: брод и разрушенные мосты

Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно

Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.

В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.

Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.

Молебном и митингом

Молебны на месте строительства будущего храма проходят каждое воскресенье в 15:00 — без препятствий к выгулу собак рядышком. Слов священника и пения не слышно уже в нескольких метрах от места сбора.

Сначала молебны согласовывали с префектурой каждый раз, как массовые общественные мероприятия. Из-за обращений противников стройки собирались не каждую неделю, а по двунадесятым праздникам. Потом получили от префектуры Северо-Восточного округа разъяснение: Конституционный суд РФ признал неправомочным обязательное согласование публичных религиозных мероприятий (кроме случаев, когда они представляют потенциальную опасность для окружающих). Молебны без звукоусилительной аппаратуры и перекрытия проезжей части можно проводить, не уведомляя местные власти.

22 декабря, когда верующие собрались на молебен в 20 метрах от митинга противников строительства, один из местных жителей тоже раздал собравшимся плакаты. Они оказались разнообразнее плакатов противников. «Сегодня вы плюете в храм — а завтра дети в спину вам», «Кто храмам чинит преграды — лоббирует гей-парады», — предупреждал автор плакатов. Говорилось на них и о 5000 подписей, собранных среди жителей района в поддержку строительства храма на этом месте, и о том, что храмы — краса столицы и оплоты традиционных ценностей. Полиция, прибывшая для охраны митинга, пояснила, что верующим плакаты следует убрать, иначе молебен превращается в такой же митинг, который надо было согласовывать. Собравшиеся плакаты убрали и спели акафист святой равноапостольной Ольге.

У митингующих плакаты были в духе «Не укради сквер», «Заставь Ресина Богу молиться — он и сквер украдет», «Позор муниципальным депутатам». Как всегда, поминались «священники на дорогих иномарках», нехватка детских поликлиник в районе, легенды о борьбе Церкви за отмену акцизов на вино и полный набор аргументов о колокольном звоне по утрам и погребальных процессиях под окнами. Большинство митингующих традиционно добавляли, что они не против Церкви вообще, но против строительства храма именно здесь. Хотя, если человек верит, что Русская Православная Церковь — и правда оплот всякого зла и нечестной коммерции, лидер черного ювелирного рынка и коррупции с недвижимостью, то бороться логично было бы со всей Церковью, а не за перенос площадки под конкретный храм на 500 метров.

А вот муниципальный депутат района от КПРФ Михаил Степанов сказал корреспонденту Правмира, что он против строительства новых церквей вообще — пока все старые, например XVII века, не будут отреставрированы. Теснота и духота в храмах, а также невозможность ставить удобные пандусы на памятники архитектуры его не беспокоят.

Сопротивление строительству храма — дело прискорбное, но объяснимое, считает отец Алексей Яковлев.

— Сопротивление идет не только на уровне людей, но и на более высоком мистическом уровне. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что если все идет слишком хорошо — значит, что-то идет не так. Даже полицейские, которых несколько месяцев назад уже вызывали противники возведения храма на наш молебен в сквере, сказали мне, что без трудностей хорошее дело не обходится, — рассказал отец Алексей Яковлев.

Священник вовсе не считает, что скверик между Аргуновской и Новомосковской улицами — это «горячая точка» противостояния с «храмоборцами».

— Думаю, что когда здесь будет стоять временный храм, противников строительства постоянного храма не останется — разве что явные богоборцы будут против возведения святыни, — считает отец Алексей. — У нас не «проблемный» храм, не нужно раздувать тему конфликта. Разрешение есть — хотелось бы поскорее начать строить.

Возведение временного храма во имя священномученика Иоанна Восторгова оценивается в примерно 5 млн рублей, а собрано пока около 400 тысяч. Неравнодушные люди также готовы взять на себя установку окон и кровли, когда до этого дойдет дело.

Прихожан утешает то, что когда строился Серафимо-Дивеевский монастырь, денег у сестер не было вообще, но они заложили фундаменты таких грандиозных храмов, каких не видели во всей округе. И храмы были построены и освящены — потому что храмы строятся не только кирпичами, но и молитвой.

Так и для строительства храма святой равноапостольной княгини Ольги в Останкино отец Алексей Яковлев просит прежде всего молитв. И скверик, где проходят ежевоскресные молебны морозоустойчивых прихожан, священник считает уже намоленным местом, куда можно прийти перед каким-нибудь важным моментом в жизни и попросить помощи у Бога и святых.

В конце митинга и молебна 22 декабря очень уместно было бы совместное чаепитие для знакомства и примирения сторон — но удовлетворились тем, что просто мирно разошлись.

Выбуты: храм

Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», №107 «Псков – Палкино» и №137 «Псков – Филатова Гора»).

Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стояла и раньше.

Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях.

Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха.

Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма.

У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне.

Ольгин камень

Камни в окрестностях Пскова чем-то похожи на соловецкие и напоминают о ледниковом периоде. Могучие камни. Один из таких камней, по преданию, имел отпечаток стопы святой равноапостольной княгини Ольги. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, а более вместительную церковь святой Ольги, сооруженную в 1914 году по инициативе Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, разрушили. Однако местные верующие продолжали паломничество к сокрытому в лесу Ольгиному камню. Об этом узнали, и огромный камень-следовик тоже был взорван в 30-е годы XX века. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом.

Говорят, коммунисты не без труда нашли Ольгин камень, чтобы его взорвать, и не без труда взорвали. Паломники тоже не всегда легко его находят. Археолог, встреченный у раскопа, и вовсе сказал нам, что без проводника не найти. Организованная паломническая группа, несмотря на присутствие местного гида, тоже не собиралась плутать по лесам и искать камень.

Всего лишь с третьей или четвертой попытки мы опытным путем выяснили, что дорожки, уходящие чуть левее деревни, виднеющейся за алтарем храма Илии Пророка, в принципе к остаткам камня и ведут. Путь автомобилю преградила непонятного назначения борозда, проделанная трактором поперек дорожки, и чуть меньше километра мы прошли пешком между низкорослых сосенок. На высокой сосне непосредственно у монумента кто-то повесил игрушечных ангелочков — так высоко, словно они сами туда залетели, и так по-детски наивно, словно украшал новогоднюю елку.

Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село было вотчиной Ольги. Тут когда-то был основанный ею монастырь, но в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекой.

Особенности архитектуры и убранства

Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Она представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке:

«Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные.
К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. Эскизы росписи купола и стен, выполненные им, сейчас хранятся в Русском музее.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником. Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников Божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: святой Архангел Михаил, святая равноапостальная княгиня Ольга, святой Николай Чудотворец, святая Анастасия, святой Георгий Победоносец, святые Александр, Сергий Радонежский и Алексий. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ святого Георгия Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло. Мебель в комнате великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного Писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь святой Ольги оставалась домовым храмом семьи великого князя Михаила Николаевича.

Достопримечательности и святыни Храма Живоначальной Троицы в Останкино

Наверное, каждый, кто гулял в районе Останкинской телебашни, замечал в некотором отдалении изящные купола храма, увенчанного пятью луковичными главами. Пришло время познакомиться: перед вами храм Живоначальной Троицы в Останкино во всей его красе!

Где находится храм?

  • Адрес храма Живоначальной Троицы: г. Москва, улица 1-я Останкинская, дом 7, строение 2.
  • Справки можно получить по телефону: (495) 686-32-23.
  • Ближайшее к храму станция Московского метрополитена – «ВДНХ», но оттуда пешком не менее получаса пути. Если пешие прогулки вас не пугают, двигайтесь по улице Академика Королева в сторону Останкинской телебашни, сверните направо на Новомосковскую улицу, которая пересекает Первую Останкинскую улицу. Чтобы оказаться у храма, сверните налево и пройдите еще 400 метров – и вот вы у цели!
  • Путь от метро можно сократить, воспользовавшись наземным транспортом. От остановки «М. ВДНХ» ходят автобусы №76 и №803 (выходить на остановке «Центр Реабилитации»), которые довезут вас прямо к храму.
  • Если вы любите московские трамвайчики, то можете прокатиться от ВДНХ до конечной остановки «Останкино» на трамваях №11 и №17.
  • Если автобусов все не видать, смело садитесь в их рогатого собрата. На троллейбусах №№ 9, 13, 36, 37, 69, 73 можно доехать от ВДНХ к остановке «Улица Академика Королева», откуда до храма рукой подать.
  • Есть еще один путь от ВДНХ к храму – монорельсовая дорога. От «Выставочного центра» до остановки «Телецентр» скоростной поезд домчит вас всего за 7 минут (но учтите, что интервал между поездами – около 20 минут).
  • Кроме того, от станции «Москва-Октябрьское» до платформы «Останкино» можно добраться на пригородной электричке (время в пути – 10 минут).

Расписание служб в храме Живоначальной Троицы в Останкине подчинено заранее установленному церковному графику.

Ежедневно 08:0008:3016:45 Молебен;Божественная Литургия;Вечерня, Утреня и Всенощное Бдение
Воскресные дни 06:3009:4017:00 Ранняя Литургия, водосвятный молебен;Поздняя Литургия, Панихида;Акафист Живоначальной Троице

История, достопримечательности и святыни храма Живоначальной Троицы в Останкино

  • Храм Животворящей Троицы – исконно русский, аутентичный, дошедший до нас практически без изменений с тех самых дней более чем трехсотлетней давности, когда князь Михаил Черкасский, владелец тогдашнего Останкина, приказал заложить первый камень новой церкви, призванной встать на замену своей деревянной предшественницы. В XIX веке Останкино принадлежало графской семье Шереметевых, внесшей немалую лепту в развитие храма.
  • Архитектурный стиль храма искусствоведы определяют, как московское узорочье. И действительно, внешнее убранство церкви изобилует декоративными элементами, отличается сложностью и затейливостью общей композиции. Храмовый фасад почти сплошь покрыт узорчатыми изразцами.
  • Интересен своей нетрадиционностью план храма. Здесь полностью отсутствует трапезная, церковные приделы выглядят, как отдельные храмы, и внутри отделены от основного храма простенками. При всем этом общая композиция церкви строго симметрична. Над церковным крыльцом возвышается богато украшенный шатер, приводящий на ум ассоциацию с ярославским зодчеством.
  • Настоящей изюминкой внутреннего убранства храма является его иконостас: девятиярусный, с золоченым резным декором в виде извивающихся виноградных лоз, он по своей форме напоминает орган – музыкальный инструмент, без которого не обходится ни одна католическая служба и который просто немыслим в православной церкви. Неожиданная аллюзия, не так ли?
  • Среди святынь храма – икона Ветхозаветной Троицы, датируемая серединой XVII века, Черниговская, Грузинская и Федоровская иконы Божией Матери, а также мощи святых угодников.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино. Кажется, будто попал в сказку.Храм во всей его красе.

И еще немного сказки…

Видео храма Живоначальной Троицы

Запечатлеть храм Живоначальной Троицы в Останкино на фото не пытается только ленивый: уж больно красивый вид получается в сочетании с живописным Останкинским прудом. Приятного просмотра!

Не обошли вниманием это место и профессиональные фотографы и художники: ежегодно изображение храма появляется в различных альбомах и на календарях. Но разве какой-то пейзаж сравнится с ощущением присутствия в нереально красивом месте? Бросайте все дела и скорее спешите в Останкино полюбоваться сказочным храмом Живоначальной Троицы!

Ольга и Игорь: история знакомства

Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.

Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.

Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.

«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».

Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.

Ольгин колодец

Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец)

Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».

С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.

Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.

Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Святая княгиня Ольга

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

Храм княгини Ольги в Киеве

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector