Царственные страстотерпцы

Содержание:

Житийная и научно-историческая литература о страстотерпцах императоре Николае, императрице Александре, царевиче Алексие, царевнах Марии, Ольге, Татьяне и Анастасии:

  • Благоверный царь Николай Александрович и его семья — Московские епархиальные ведомости
  • Мифы о святом Царе-Страстотерпце Николае II — Юлия Комлева
  • Императрица Александра Федоровна: ее любовь найдет еще отклик — Андрей Мановцев

  • Кто убил Государя?
    — диакон Владимир Василик

  • Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо быть православным
    . Ответы православного англичанина на недоуменные вопросы о святом императоре Николае II — протоиерей Андрей Филипс

  • Религиозно-мистический смысл убиения царской семьи
    — архиепископ Аверкий Таушев
Читать другие акафисты раздела «Православные акафисты»

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Доводы «за» и «против» канонизации

Значительный вклад в канонизацию внесло всероссийское народное почитание семьи Николая II и свидетельства о различных чудесах. Среди чудес — мироточение и кровоточение посвященных царской семье икон. Также были зафиксированы обращения многих людей в поддержку церковного прославления.

Находились и противники канонизации. По мнению некоторых, царь, отрекшись от престола, спровоцировал гибель Российской империи и стал государственным изменником. Также упоминались различные политические неудачи императора и жестокое подавление мятежа рабочих 9 января 1905 года. Высказывалась мысль, что царь и его семья были не мучениками за Христа, а лишь жертвами политического преследования.

В ответ РПЦ указала на то, что при канонизации оценивается отнюдь не политическая деятельность той или иной личности, а ее соответствие христианским идеалам. Церковь представила доказательства, что император не был виновен в кровавых январских событиях 1905 года. Действия рабочих имели радикальный характер, исключающий возможность диалога. Приказ войскам о стрельбе по мятежникам отдавал не Николай II. Отречение от престола было совершено государем ради мира и во избежание кровопролития. Чисто политическим убийство императорской семьи назвать нельзя. Она была ненавистна безбожным большевикам как олицетворение идеи православного царства. Следовательно, царственные страстотерпцы были именно мучениками за веру Христову.

Јкосъ в7

Разумёша лю1діе рwссjйстіи, ћкw и3збрaніемъ на цaрство н0вагw р0да бlгочести1вагw, ўтиши2 гDь нестроє1ніz и3 см{ты въ земли2 нaшей, принес0ша nбётъ вёрнагw служeніz р0ду семY. Мh же любви2 и3 рeвности тёхъ подражaюще, къ вaмъ, цaрственніи стrтотeрпцы, ћкw наслёдникwмъ сегw2 и3збрaніz со ўмилeніемъ вопіeмъ:

Рaдуйтесz, вэнeцъ и3 похвало2 р0да цaрскагw и3 сщ7eннагw. Рaдуйтесz, к0рене бlгочести1вагw пресл†вныz tрасли. Рaдуйтесz, патріaрха рwссjйскагw філарeта с0е прозzбeніе рaдуйтесz, попечeнію є3гw2 њ цRкви и3 nтeчествэ подражaвшіи. Рaдуйтесz, вели1кіz стaрицы и4нокини мaрfы бlгословeнное наслёдіе. Рaдуйтесz, пок0рность в0ли б9іей t неS воспріи1мшіи. Рaдуйтесz, пред8 їкHною б9іz мре fе0дwровскіz мlтвы при1снw возноси1вшіи. Рaдуйтесz, всЁ ўповaніе на п0мощь бцdы съ вёрою возлагaвшіи.

Рaдуйтесz, цaрственніи стrтотeрпцы, земли2 рwссjйскіz храни1теліе и3 мlтвєнницы.

Царица сказала: «Ты должна остаться в Германии!»

Архиепископ Агапит убежденно верил, что появился на свет благодаря небесному покровительству императрицы Александры Федоровны, и всегда особо почитал ее. Духовную связь своей семьи и Царской владыка видел в чудесном заступлении Царицы за его родителей в дни их юности и любви. 

О семейном предании, переданном его матерью, он рассказывал следующее: 

«В 1981 году, 17 июля, в день памяти убийства Царской семьи, мой отец скончался. То, что этот день кончины внутренне связан с Царской семьей, мне открылось только впоследствии.

Изредка я навещал мою овдовевшую мать. Однажды она мне рассказала, как познакомилась с моим отцом в лагере политических беженцев из России, так называемых «перемещенных лиц», и какие переживания выпали на их долю. 

Было это в селении Менхегоф близ города Касселя, в Западной Германии, в конце сороковых годов. Мой отец очень полюбил мою мать. Но влюбленным грозила разлука. Родители мамы собирались эмигрировать в Америку. Единственную дочку они ни за что не хотели оставлять в разрушенной Германии. Никакие слезы и уговоры не помогали. 

Отец мой был в отчаянии. Мама разрывалась. Уже почти накануне отъезда в Америку пароходом, маме ночью было явление во сне. Явилась ей царица-мученица Александра Феодоровна и сказала: «Ты должна остаться в Германии!»

Утром мама рассказала отцу свой сон. Мой дед — отец моей матери — служил при Царе в роте Его Величества. Туда набирались великаны со всей России ростом выше двух метров. В этой роте мой дед был самым маленьким. Поэтому он шагал в самом последнем ряду на правом фланге. Так как он обладал прекрасным тенором, он служил в этой роте запевалой, головщиком. Говорят, что невероятное было зрелище, когда эти парадные роты ходили по улицам и пели русские военные песни…

Услышав от дочери о явлении Царицы, дед мой затих и промолвил, что коли так ― надо слушаться! Так родители и уехали в Америку без дочери» .

Я был просто солдат — а стал в храме старостой, казначеем и сторожем

— Отец Игорь, как вы пришли к священству?

— Священником я стал восемь лет назад, а к священству пришел постепенно, так же, как к осознанию Бога в моей жизни, к общению с Ним. Все началось в далеком 1997 году, когда я служил в армии. Я родом из Тамбовской области, а служил в Пермском крае на Урале. В воинской части ракетной дивизии решили построить храм — была возможность, были средства, хотя время было тяжелое: шла первая Чеченская война. В часть прислали монаха из одного из древнейших монастырей Пермского края — Свято-Троицкого Стефанова. Его звали Симеон, и я его поминаю в молитвах до сих пор. Я думаю, он жив, здоров, но мы давно не виделись с ним, и он, наверное, даже не знает, что я теперь священник.

Тогда я был просто солдат. И участвовал в строительстве этого храма. Постепенно меня заинтересовали церковные книги, церковнославянский язык, на котором я начал читать. Когда храм был освящен в честь Святителя Иннокентия, митрополита Московского, я первый раз исповедался и причастился. Потом Господь как-то так промыслительно устроил, что я остался при храме один — кто-то уволился, кого-то перевели в другую часть. У меня оказались все ключи, и, так как отец Симеон часто уезжал в монастырь, я стал и старостой, и казначеем, и сторожем — за всем следил, оставаясь при этом на службе в армии. Мне оставалось еще полгода службы.

Начальство было не против. Дошло до того, что мне из казармы принесли кровать и я ночевал в храме отдельно. Я сам не ожидал, но так распорядился командир дивизии.

— А другие солдаты как относились к такому элитному положению? Не завидовали?

— Спокойно как-то. Я приглашал к себе сослуживцев и подкармливал. Меня даже уволили из армии раньше всех — ребята потом дослуживали месяц-полтора, а я уже по городу ходил свободно. Увольнение мое, кстати, пришлось на 6 мая — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, а я чаще всего обращался с молитвой именно к нему.

Вот так началось мое воцерковление. Господь вел от силы в силу: «Без Меня не можете делать ничего». Потом я вернулся домой, стал алтарником при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Тамбовской области. Постепенно осознал, что нужно как-то определиться в жизни, не стоять на месте, развиваться. Я решил попробовать свои силы и поступить в Московскую духовную семинарию. Получил благословение настоятеля протоиерея Сергия Торопцева и поступил с первого раза. Отец Сергий такого даже не ожидал. Когда я вернулся из Лавры, он спрашивает: «Ну, что?» Я говорю: «Поступил». Он как закричит: «Не может быть!»

В Академии я был рукоположен сначала в дьяконы в 2009 году, а через год — в 2010 году — в священники. А в храм Царственных страстотерпцев я был назначен в 2016 году Святейшим Патриархом.

— Никто из армейских сослуживцев не приходил к вам?

— Нет, пока никого не встречал. Да они меня, наверное, и не узнают. Тот мальчик, который был в армии, уже совсем изменился.

Беседовала Мария Строганова

Фото: Ефим Эрихман

Икос 5

Видя царственный страстотерпец юницу
Александру, яко голубицу чисту, избра ю себе в
благоверную супружницу, православную царицу и матерь
народа Российскаго. Мы же, ведуще усердное служение ея,
воспеваем сице:

Радуйся, именитаго рода благочестивое
прозябение.

Радуйся, от лютерския веры к Православию
образе спасительнаго прехождения.

Радуйся, всем сердцем молитву
возлюбившая.

Радуйся, о службе Божией сердечно
ревновавшая.

Радуйся, словом Божиим и писанием святых
отец себе наздавшая.

Радуйся, уставы церковныя
благоговейно соблюдавшая.

Радуйся, русское благочестие достойне
восприемшая.

Радуйся, истинныя жизни во Христе
приобщившаяся.
 

Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, земли Российския
хранителие и молитвенницы.

  • Православные акафисты и каноны — постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым…
  • Православный молитвослов — постоянно пополняемый сборник православных молитв, канонов, псалтырь, толкования на молитвы и многое другое.

Протестующие считали, что в храме пудрят мозги

— Расскажите про храм, как он строился, почему на этом месте? Не случайно, наверное, и метро «Войковская» рядом?

— Да, конечно, место выбрано не случайно. Известно, что Войков связан с расстрелом царской семьи, и храм в таком месте становится своего рода памятником, напоминанием о совершенном в 1918 году. Строительство началось по программе «200 храмов» в 2014 году, оно еще не завершено. И это был первый православный храм в Москве, посвященный страстотерпцам императору Николаю II и его семье — императрице Александре, царевичу Алексию, великим княжнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии.

А история храма началась в 2011 году, когда жители района на публичных слушаниях поддержали строительство храма на 200 прихожан. Тогда же и было принято решение о наречении будущего храма в честь Царственных страстотерпцев

Несомненно, название храма имеет важное значение для духовной и исторической памяти России

— Строительство храма не вызывало протестов, может, со стороны коммунистов?

— Было недовольство, но не связанное с идеологией, просто выступали люди старой формации, которым не нужен храм. Они считают, что в храме пудрят мозги, а Православие — вообще секта. С царской семьей эти протесты не были связаны

Людям было неважно, в честь кого храм

Кто-то — сознательный безбожник, а кто-то — ведомая масса, когда задаешь вопросы: «Почему вы сюда пришли? Какое у вас мнение, что вы можете сказать?», они чаще всего не знают, что ответить. Но до серьезного конфликта не дошло. Когда приглашаешь людей попить чаю в спокойной обстановке, они готовы общаться конструктивно. Например, основной претензией было, что храм будет закрывать окна — дома здесь стоят довольно тесно. Мы пошли навстречу — уменьшили высоту храма.

— Сегодня ваши прихожане — люди, выбравшие храм в честь царской семьи не случайно?

— Прежде всего для наших прихожан Царственные страстотерпцы — образец семьи. Царская семья стала для многих примером подвига исповедничества в нашем непростом современном мире — на работе, среди нецерковных знакомых. Они обращаются к святым с молитвой об укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия, о помощи в учебе — ведь во время гонений императорская семья была особенно сплоченной.

Память: Память в воскресный день 25 января / 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 25 января (Новомученики и исповедники Российские), Третья неделя по Пятидесятнице (Собор Петербургских святых), 4 / 17 июля

Семья Царственных Страстотерпцев:
император Николай, императрица Александра, царевны
Мария, Ольга, Татьяна и Анастасия и царевич Алексей –
удивительная и благочестивая семья, которая смогла
достойно  и мужественно пронести свой «ипатьевский»
крест. Им молятся о семейном благополучии, любви между
супругами, о правильном воспитании детей, о сохранении
целомудрия и чистоты, о доброй невесте или женихе.
Царственную семью просят о молитвенной помощи в
болезнях, скорбях, гонениях, заточении.

Царственные Страстотерпцы: император
Николай, императрица Александра, царевны Мария, Ольга,
Татьяна и Анастасия и царевич Алексей. Икона

Молитва первая Царственным Страстотерпцам

О, святая седмерице, царственнии
страстотерпцы, Николае, Александро, Алексие, Марие, Ольго, Татиано и Анастасие! Вы, союзом любве Христовы связуеми, дом
ваш, яко малую церковь, благочестно устроили есте и
смирением себе посреде земнаго величия украсили есте. В
годину же братоубийственныя брани и гонений безбожных во
отечестве нашем, все упование на Бога возложивше, образ
терпения и страдания всей земли Российстей явили есте и,
молящеся о мучителех, клевету, узы и изгнание,
глумление, насмеяние и оболгание, убиение и телес
поругание мужественне претерпели есте. Сего ради от
земнаго царствия к Небесному прешли есте и теплии
ходатаи о нас явилися есте.

О, святии угодницы Божии! Молитеся о нас
Богу, да Церковь в единомыслии и твердей вере соблюдет,
страну нашу миром и благоденствием оградит и от
междоусобныя брани и разделения избавит, власть
предержащую умудрит, воинство мужеством украсит, народ
от разорения сохранит, супруги христианския в верности и
любви укрепит, чада в благочестии и послушании
возрастит, и вся ны купно с вами сподобит воспевати
Пречестное и Великолепое имя Живоначальныя Троицы Отца и
Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Можно лишь помолиться за предков, но покаяться за них нельзя

— Что это за подвиг такой — страстотерпчества, который явила царская семья? Понимают ли его люди?

— Страстотерпцы — мученики, которые явили покорность воле Божией и беззлобие к своим убийцам, не требовавшим от них прямого отречения от веры во Христа. Царь Николай II принял по своей воле и смерть, и предшествующие ей страдания. Он не пытался избежать своей участи, убежать за границу например, он предпочел пойти до конца. Наверное, он знал свой путь, Господь открывал. И возможно, он чувствовал свою вину за отречение от престола. Он писал об этом в письмах, раскаялся и желал искупить вину. Но мы не судим его как историческую личность.

Сейчас историки пытаются дать оценку правлению Николая II. Да, царь Николай правил мягко, но он принимал решения не под влиянием чужого мнения, это не были спонтанные, ветреные решения. А то, что он был мягким человеком… знаете, у нас народ всегда судит со знаком «минус»: если правитель твердый, обзовут тираном; если слишком мягкий — слабаком. Я считаю, что главную оценку жизни царя явила его смерть. Царь Николай и его семья стали исповедниками за Христа.

— Как вы относитесь к призывам о всенародном покаянии за убийство царя?

— Как православный человек и как православный священник негативно, конечно. Во-первых, покаяние должно исходить из самой Церкви естественным образом, оно не может быть вне контекста Божественной Евхаристии, оно не может быть вне контекста таинства покаяния. Если мы действуем вне Тела Христова, мы действуем вне Христа, мы не имеем общения с Ним, и такое покаяние не принесет плодов.

Во-вторых, человек может покаяться за себя лично, потому что спасение, познание Бога носит личностный характер. А за кого-то покаяться я не могу — за своего дедушку, бабушку, предков. Это их жизнь, однажды они сделали свой выбор, и не я, а только Господь даст оценку их жизни. Лично мое спасение может послужить спасению их, но не мое покаяние за них. Я же только могу по учению и опыту Церкви, который исходит из опыта святых, помолиться за своих предков. Все остальное имеет внецерковный  фанатичный характер. Если мы чтим святых отцов и учение Церкви, то мы будем избегать крайностей. Потому что крайности приводят к ереси. Мы знаем много таких примеров в жизни Церкви.

Убийство семьи Романовых

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп

21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.

После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Икос 2

Разумеша людие Российстии, яко избранием
на царство новаго рода благочестиваго, утиши Господь
нестроения и смуты в Земли нашей, принесоша обет вернаго
служения роду сему. Мы же, любви и ревности тех
подражающе, к вам, царственнии страстотерпцы, яко
наследником сего избрания со умилением вопием:

Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго
и священнаго.

Радуйтеся, корене благочестиваго
преславныя отрасли.

Радуйтеся, Патриарха Российскаго
Филарета святое прозябение.

Радуйтеся, попечению его о Церкви и
отечестве подражавшии.

Радуйтеся, великия старицы инокини Марфы
благословенное наследие.

Радуйтеся, покорность воли Божией от нея
восприимшии.

Радуйтеся, пред иконою Божия Матере
Феодоровския молитвы присно возносившии.

Радуйтеся, все упование на помощь
Богородицы с верою возлагавшии.

Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
земли Российския хранителие и молитвенницы.

За что мы почитаем Царственных страстотерпцев

Протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«Царскую семью мы почитаем за преданность Богу; за мученичество; за то, что они дали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. После революции у императора Николая II было много возможностей покинуть Россию, но он ими не воспользовался. Потому что хотел разделить участь со своей страной, какой бы горькой ни была эта участь.

Мы видим не только личный подвиг Царственных страстотерпцев, но подвиг всей той Руси, которую когда-то назвали уходящей, но которая на самом деле является пребывающей. Как в 1918 году в Ипатьевском доме, где были расстреляны мученики, так и здесь, сейчас. Это скромная, но одновременно величественная Русь, соприкасаясь с которой ты понимаешь, что ценно, а что второстепенно в твоей жизни.

Царская семья — не образец правильных политических решений, Церковь прославила Царственных страстотерпцев вовсе не за это. Для нас они — образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни».

Отрекся престола ради блага страны?

Можно годами анализировать все «ошибки» внешней и внутренней политики Николая ІІ, обвинять его за то, что слушал Распутина, а 2 марта 1917 года так легко отрекся от престола.

Можно часами говорить о том, что император был настолько слабохарактерным, что во всем слушал жену, жил прошлым веком и не хотел принимать того, что Россия выросла из абсолютного самодержавия. Но оставим эти вопросы для рассмотрения историков и политологов.

Как бы там ни было, последний император поступал так не ради себя. Если бы он спасал «свою шкуру» и семью, то на следующий же день оказался бы в Европе. С немецкими и британскими корнями императрицы, а также и его пестрой родословной было бы не так уж трудно найти себе приют в «теплой загранице».

На самом деле Николая ІІ убедили в том, что без его правления народу будет лучше. Но даже отказавшись от престола, он не смог покинуть страну. Да и его супруга потом написала в дневнике:

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector