Храм на крови в екатеринбурге на месте дома ипатьева

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Загадки Спаса на Крови

Загадка первая.

Кресты Спаса. В разное время к храму было разное отношение. Например, сразу после 1917 года подумывали даже о том, чтобы строение стереть в лица земли, но потом решили иначе. Храм некоторое время не использовался на своему прямому назначению. С него были даже сняты кресты. По одной из легенд, их погрузили на самое дно грибоедовского канала, стремясь спасти. Когда же наступили более вольготные времена для церкви и было принято решение о том, чтобы храм реставрировать, встав вопрос: «А где же находятся кресты»? Тут-то и нашёлся некий господин, который якобы раскрыл тайну, мол, кресты погружены в тёмную воду и ждут своего часа. Вслед за этим это обследовано дно, и кресты извлекли на свет божий. Сегодня точно нельзя данные сведения ни подтвердить, ни опровергнуть.

Загадка вторая.

Спас на Крови и совпадения. Иногда можно услышать байку (а может и не байку) про то, что якобы кто-то из ленинградцев своим недобрым языком брякнул примерно такую фразу: «Вот как только леса от Спаса уберут, так и СССР развалится». Спас на Крови очень долгое время был закрыт на реставрацию и его несколько лет окружали леса. Удивительно, но леса были убраны именно в девяносто первом. В этом же году началось погружение России в пучину хаоса, в этом же году СССР развалился.

Загадка третья.

Неповторимая мозаика. Спас на Крови – это истинный шедевр! Кто только не внёс свою лепту в его строительство! Это Рябушкин и Васнецов, Харламов и Нестеров, Журавлёв и Беляев. Все эти великие люди не нуждаются в особом представлении. Они трудились в течение многих лет над созданием удивительной по красоте и богатству мозаики. Ею украшен храм изнутри, включая иконостас. Ни в одном другом храме нет такого количества мозаики. Спас на Крови вполне можно назвать музеем мозаичного искусства.

Загадка четвёртая.

Спас и блокада. Как уже говорилось выше, в разные времена культовые строения могли использоваться по-разному. Так, например, во время блокады, длившейся 872 (!) дня Спас на Крови использовался, как морг. Сегодня в это сложно поверить, то тогда были совершенно иные реалии. Свозили в Спаса умерших от голода и холода ленинградцев едва ли не со всего города. А чуть позже в храме хранили овощи. Благодаря данному событию, многие шутя стали называть храм не иначе, как:  «Спас на картошке». Когда бои отгремели, в храме стали хранить декорации одного из театров (Малого Оперного).

Загадка пятая.

Спас на Крови и числа. Те, кто верят в силу нумерологии, говорят, что всё наше пространство буквально опутано числами. Любую субстанцию (если иметь желание) можно перевести в цифровое значение, выстроив при этом много логических цепей. Так вот, Спас на Крови взметнулся в небо на восемьдесят один метр. Именно в этом году погиб император. Что это? Совпадение? Или целенаправленное действие зодчих? При этом один из куполов Спаса взметнулся на высоту шестьдесят три метра. Ровно столько было Александру-II в момент гибели. Опять  же, это совпадение?

Загадка шестая.

Предсказания иконы. Место, где стоит храм давно овеяно тайнами и мистикой. То про какой-то призрак, который то и дело тут появляется, говорят, то про какую-то икону, которая то показывается, то исчезает. Иногда можно от местных жителей услышать о существовании некой иконы, которую находили в храме Спаса на Крови. Так вот, эта икона выступала вестником великих и грозных событий. На этой чудесной иноке в своё время появлялись страшные для России цифры: одна тысяча девятьсот семнадцать и одна тысяча девятьсот сорок один.   Поговаривают, что на иконе есть и иные даты, но пока что рассмотреть их толком не удаётся.

Загадка седьмая.

Кровь на мостовой. Название своё храм получил не случайно. Когда бомбисты бросили бомбу, она взорвалась рядом с каретой императора, нанеся ему тяжёлые ранения. Кровь Романова пролилась на мостовую. Как только Александр-II почил в бозе, его сын распорядился не просто построить на месте гибели отца великолепный храм, но и сделать так, чтобы то самое место, куда пролилась кровь  отца оказалось внутри строения.  Александр-III дал совершенно чёткий наказ своим подданным оставить  нетронутым участок мостовой, залитой кровью, что и было исполнено.

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Храм-на-Крови

Стоимость посещения: бесплатно

Храм на Крови. Фото @victoriya_turchak

Екатеринбургский Храм-на-Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших – является одной из главных достопримечательностей города. Его общая площадь 3 000 кв. м., а высота — 60 м. На месте храма раньше был дом Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Район Вознесенской горки стал печально известным на весь мир. Из-за этого события храм и получил такое название. Построенный в 2000—2003 гг. и освящённый 16 июля 2003 года, он теперь стал главной туристической достопримечательностью Екатеринбурга, а также главным центром культа святого Николая II и его семьи, привлекающим православных паломников не только из России, но и со всего мира. Чаще всего именно его включают в состав обзорной экскурсии по городу. Он считается одним из популярнейших храмов в стране.

Храм на Крови. Фото @viikyylyaa

Храм – это пятикупольное здание с 14 колоколами и нижним уровнем, в котором расположен музейный комплекс. По задумке архитектора, через проем иконостаса можно увидеть место расстрела Николая Второго и его семьи. Два уровня храма символизируют следующее: нижний — подвал ипатьевского дома, а верхний — неугасимую лампаду, которая зажжена в память о трагических событиях. Возле храма стоит памятник семье императора — она спускается в подвал, из которого не суждено вернуться. Вместе с еще несколькими храмами Храм на Крови образует «Святой Квартал». В него входят Вознесенская церковь и Храм Николая Чудотворца.

Храм на Крови. Фото @shlyakovkostya

После убийства семьи Романовых к дому стали приходить верующие, несмотря на все запреты. Это продолжалось тайно даже после его сноса в 1977 году. В конце 80-х на Ипатьевском пустыре начали открыто собираться люди и молиться. Вскоре был установлен сначала деревянный, а затем железный крест. Последний стоит до сих пор возле нового каменного здания. В 1992 году была произведена закладка камня в основание будущего храма, а спустя два года на этом месте состоялась первая Божественная Литургия под небольшим временным навесом. Археологические раскопки на месте бывшего дома Ипатьева прошли в 2000 году. Помощь ученым оказывало большое количество людей на добровольной основе. 23 сентября 2000 года, через месяц после канонизации РПЦ царской семьи, православный Первоиерарх впервые посетил Екатеринбург. Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Свои подписи на грамоте, помимо патриарха, поставили полпред Президента по УрФО Пётр Латышев, архиепископ Викентий, губернатор области Эдуард Россель и глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Строительство храма велось быстрыми темпами. Предполагалось завершить его и освятить собор к 85-летней годовщине гибели семьи Романовых. Поэтому ежедневно на стройке трудилось до 300 человек в две смены. Не удалось избежать и несчастных случаев — за время строительства храма погибли двое и были травмированы более десятка рабочих.

Храм на Крови. Фото @alinazzz_

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. Наверху она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.

Своды собора

История храма

Храм на крови возвели недавно. Чтобы проследить за историей этой церкви стоит обратиться к особняку Ипатьева, который раньше располагался на этом месте.

Дом Ипатьева

Здание было построено в конце XIXстолетия, в 1890 году. Спустя двадцать лет его приобрел военный в отставке Н.Н. Ипатьев. Он был благородный, справедливый человек.

На протяжении всей своей жизни он упорно работал и зарабатывал себе на жизнь честным трудом. Он отличался добрым сердцем и готовностью помочь окружающим. Остаток жизни он хотел провести в спокойствии в своем новом доме. Однако судьба распорядилась по-другому.

Полезно знать! С приходом к власти большевиков в 1917 году Ипатьева выселили из собственного дома. Вернули ему его в распоряжение только год спустя, но тогда уже Ипатьев не захотел возвращаться в эти окровавленные стены и эмигрировал.

Последние дни и расстрел царской семьи

Март 1917 года ознаменовался бесчинством, хаосом и массовыми беспорядками по всей стране. Именно в это время НиколайII подписал указ об отречении от императорского трона. Это произошло на железнодорожной станции Дно.

Уже некоторое время вся царская семья была под стражей в Александровском дворце до конца лета. Затем всех родных Николая II и его самого выслали в Тюмень. Практически через год ВЦИК заявил о своем решении публичного суда для всей императорской семьи.

Для этого их нужно было вновь переправить в Петроград. Но разразившаяся Гражданская войны слегка подкорректировала эти планы. Из-за неопределенности, царившей по всей стране, Николая II и его близких удалось довести только до Екатеринбурга. Там всех определили в экспроприированный специально для них дом Ипатьева.

Члены семьи заняли несколько комнат на втором этаже особняка. По периметру здания был установлен высокий забор. За арестованными постоянно наблюдали, иногда по двору разрешались короткие прогулки.

Несмотря на то что пребывание императора в Доме являлось тайной, жители города все равно знали о том, что за стенами здания в качестве узников держат императорскую семью. И екатеринубуржцы догадывались о ее последующей плачевной участи.

Арестанты также понимали, что их ждет. Однако никто не мог предположить, что страшное преступление коснется каждого члена семьи и близкое окружение Николая II. Пленные надеялись, что сначала пройдет суд над императором и его женой, но никаких разбирательств перед расстрелом не было осуществлено.

Опасаясь возможных последствий и мщения, большевики решили убить всех членов императорской семьи. В этом они видели политическую выгоду. Для общественных разбирательств и судебных дел времени не оставалось, поэтому безжалостное убийство произошло так скоро.

До сих пор историки и ученые спорят о том, кто же отдал распоряжение о расстреле всей семьи. Однако это дело покрыто плотной завесой тайны, похороненной вместе с убитыми Романовыми.

Многие историки считают примечательным тот факт, что начиналось правление великой династии в Ипатьевском монастыре в городе Кострома, а закончилось в Доме Ипатьева в Екатеринбурге.

После эмиграции Ипатьева дом был передан Белым, а впоследствии, после окончания Гражданской войны, здесь был организован Музей Революции. На протяжении всего XXстолетия это помещение отдавали под разные нужды. Здесь проводились собрания Совета безбожников, хранились экспонаты из других музеев во время Великой отечественной войны. Позже это место заняло управление «Союзпечати».

Полезно знать! В стране оставались и те, кто искренне любил убитого царя. К дому постоянно подходили люди со свечками, шепча молитвы. Естественно, это пугало власть. Единственным решением этой проблемы они видели – снос особняка. Предложение Андропова было принято, и уже в сентябре 1977 года здание было уничтожено в течение двух дней.

Возведение храма

Первые моления на пустыре были проведены спустя 12 лет после сноса дома Ипатьева. В 1990 году было принято решение местными властями отдать территорию Свердловскому епархиальному управлению. Также чиновники дали добро на установку памятного символа. Вскоре здесь была сооружена временная церковь.

В 2000 году начались строительные работы по возведению уже каменного храма. Патриарх Алексий II освятил это место для строительства. Он также заложил капсулу в основание здания с грамотой об освещении. Уже через три года состоялось торжественное открытие Храма на крови.

Как добраться до храма?

Доехать до Храма на крови можно несколькими способами на разном автотранспорте. Находится он по адресу улица Толмачева, дом 34а.

  1. На метро: доехать до станции «Динамо» или «Площадь 1905 года», далее пройти несколько минут пешком по указателям.
  2. На автобусе: до остановки «Филармония» под номерами 13, 15, 31, 48 или до остановки «ТЮЗ», воспользовавшись автобусами № 1, 13, 15, 20, 23, 31, 48, 57, 57А.
  3. На троллейбусе: до остановки «ТЮЗ» также едут троллейбусы с номерами 1, 3, 4, 5, 9, 11, 15, 17, 19.
  4. На такси.

Полезно знать! Уже более 15 лет Храм на крови является одним из самых почитаемых мест, находящихся на Урале. Это место хранит трагические страницы истории России. И народ в память о своем прошлом проявил инициативу, чтобы на месте хладнокровного и несправедливого убийства был сооружен православный храм.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Архитектура и внутреннее убранство храма

Православное здание выполнено в византийском стиле. Таким образом, архитекторы хотели подчеркнуть преемственность Русской Церкви от Византии. Визуально храм можно поделить на три части. Самая нижняя построена из темно-красного гранита и мрамора.

Этот материал был выбран не случайно, он является символом безжалостно пролитой крови. Верхнюю часть составляют пять золотых куполов. Средняя часть выполнена в белом цвете. Она построена так, что со стороны кажется, будто церковь устремляется вверх, в небо. Такой эффект достигается еще и благодаря тому, что здание располагается на возвышенности.

Характеристики:

  • Высота – 60 м.
  • Вместимость – 1910 человек.
  • Занимаемая территория – 966 м2.

Храмовый комплекс состоит из нижнего и верхнего храма. Верхняя златоглавая часть обозначает зажжённую лампадку в память о трагическом событии, произошедшем на этом месте. Пространство постоянно залито светом благодаря многочисленным окнам. Внутри можно увидеть мраморный иконостас. Нижний храм выполнен в спокойном стиле.

Он построен в честь мучеников. Здесь располагается неповторимый и единственный в своем роде фаянсовый иконостас и крипта, где хранятся детали разрушенного дома Ипатьева.

Также в нижнем храме представлена постоянная выставка, которая демонстрирует предметы из последних дней жизни императорской семьи, в том числе и орудия убийства и даже пули, а на стенах висят фотографии Николая II, его жены и детей. Тут еще размещается сувенирная и церковная лавки.

У Храма на крови 15 колоколов, которые располагаются на колокольнях. Самый большой – «Благовест» — подарила храму Русская православная церковь, которая находится за границей. Она на протяжении 6 лет собирала денежные средства на этот девятитонный колокол.

Судьба собора в XX веке

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.

Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.

Вид на соборные купола

В ходе работ строители обнаружили неразорвавшуюся немецкую авиабомбу, которая застряла в своде. Пришлось вызывать саперов, чтобы они избавили людей от смертельной опасности. Жители города и туристы смогли увидеть великолепный собор через 90 лет после освящения — в 1997 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector