Виктор васнецов

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов. Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны. Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

15

Царевна Несмеяна

Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.

Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.

Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.

Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.

Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины

«С квартиры на квартиру» (1876)

Как по мне, пожалуй, в коллекции художника эта картина является самой печальной и пессимистической

Автор любил сказки, но и видел все, что его окружает в реальности, поэтому старался через свои картины обратить на это внимание властей. Сюжет картины достаточно красноречив

Здесь мы видим, как, немолодая пара ищет не такого дорогостоящего убежища, потеряв свое уютное жилье по каким-то причинам. Серый снег и скромное убранство людей делает этот сюжет еще более удручающим и трагичным. За их спинами зимний Санкт-Петербург. О самых красивых парках Северной Столицы у most-beauty.ru есть интересная статья!

3

Последние годы

До конца своей жизни Виктор Васнецов продолжал писать картины по знаменитым русским сказкам. Над своим самым объемным полотном «Богатыри» художник работал более 25-ти лет, и закончил картину только в 1898 году. В последние годы он создал такие иллюстрации, как «Баян», «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» и «Царевна Несмеяна».

Только в 1950-1951 были изданы марки с изображениями картин Виктора Васнецова, на одной из которых была помещена самая известная картина художника «Богатыри». Одна марка была выпущена в 1951 году (на 25-летие) со дня смерти художника. На протяжении всей своей жизни художник написал несколько автопортретов, однако на марку был помещен портрет Васнецова И. Крамского.

Скончался Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 году на 79-м году жизни. После вечернего чаепития художник отправился к себе в комнату, где его и застала мгновенная смерть от разрыва сердца. Говорят, что именно так уходит душа, ищущая Божественную красоту, и обретает покой на небесах. На этом и заканчивается биография Васнецова Виктора Михайловича – выдающегося художника и иллюстратора 20 века.

В данном видео представлено несколько интересных фактов о жизни и картинах знаменитого русского художника Виктора Васнецова:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию художника и иллюстратора Ивана Билибина.

Васнецов В.М. «Гусляры». Описание картины

1899 г. The Perm Art Gallery, Пермь, Россия

Описание картины Васнецова В.М. «Гусляры»

Виктор Васнецов – один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей жизни остаются такими же яркими, как при первой встрече.

Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Художник переносит зрителя на многие столетия назад, открывая взору большую светлую деревянную избу с толстыми, как полагается, бревнами-балками и грубо отесанным дощатым полом. На фоне лилово-синего неба, виднеющегося через грубо вырубленную арку окна, на красной деревянной скамье восседают трое гусляров. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе.

Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме.

Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – и это весьма символично. В лад поют молодой розовощекий юноша, седовласый старец и мужчина средних лет.

Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания. Юноша слеп. Возможно, этим художник хотел показать безоглядную слепоту молодости, либо придать картине ореол мистики, изобразив юродивого – древние славяне верили в их особый дар и способности. Старец-гусляр напоминает сказочного волшебника, доброго колдуна, голос которого наделен особой магической силой. Старость выступает здесь символом мудрости. Третий гусляр — зрелый мужчина, перешагнувший порог юности, но еще не прошедший дорогу жизни. Его лицо, откинутая в порыве игры рука выражают самые яркие переживания и эмоции человека, много повидавшего на своем пути и готового увидеть еще большее.

Три гусляра – три возраста – три характера. Художнику удалось объединить в одной картине прошлое, настоящее и будущее, передать связь трех поколений, переплетение юношеской робости, серьезной зрелости и мудрой старости.

Виктору Васнецову удалось написать музыкально-психологическую картину, глядя на которую каждый зритель слышит мерные напевы гусляров, мелодию широкой русской души и проникается очарованием народной культуры.

Лучшие картины Васнецова В.М.

«Крещение Князя Владимира» (1893)

Это историческое событие в становлении современной России, а тогда еще Киевской Руси, автор пропустить просто не смог. Ведь с крещением князя Владимира на наших землях появилось и закрепилось христианство. Тема религии очень близка автору работы, ведь его отец был священнослужителем. Царь решил первым принять крещение и показать своим подданным пример. Этот момент крещения и запечатлел Виктор Васнецов, разумеется перед этим он много читал и проштудировал летопись «Повесть временных лет». Хотя, когда смотришь на полотно, кажется, что он лично присутствовал на этом таинстве — так правдоподобно и живо все нарисовано.

8

Картины художника Виктора Васнецова

Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».

Три царевны подземного царства

Алёнушка

Иван-Царевич на Сером Волке

Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.

Ковёр-самолёт

Витязь на распутье

Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики

И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.

Спящая царевна

Снегурочка

Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».

В костюме скомороха

В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере

Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.

При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.

Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».

Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.

Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец

В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).

Царь Иван Васильевич Грозный

В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».

Три богатыря

В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.

В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.

Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Гусляры

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Alyonushka

Bogatyrs

Ivan Tsarevich Riding the Grey Wolf

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

, ,

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

До Академии. Первые картины Виктора Михайловича Васнецова

Несколько десятков лет спустя сказали бы, что Виктор Михайлович Васнецов «происхождением не вышел». Он из семьи священника. Нет-нет, это не те одутловатые попы, которых так ярко изобразил товарищ Виктора, знаменитый Илья Репин в своем «Крестном ходе». Быт сельского священника Михаила Васнецова ничуть не отличался от быта крестьян, разве что интеллектуальные и художественные интересы были шире. Да и сами крестьяне для маленького Вити с детства были друзьями. Ему не надо было ни спускаться к народу, ни «подтягивать» его к себе, и уж тем более не надо было доказывать ни себе, ни другим, что «низы – тоже люди». Просто среди них прошло его детство, они были его друзьями без подразумеваемой присказки «как будто». Возможно, этим объясняется невероятная достоверность «униженных и оскорбленных», исполненных Васнецовым. Сыну священника, обремененного большой семьей (шестеро детей), но отнюдь не большими доходами, путь лежал в духовную семинарию – по той простой причине, что туда детей священнослужителей принимали бесплатно. В Вятке Васнецов встретил первого в своей жизни настоящего художника – это был ссыльный поляк Эльвиро Андриолли. Именно он, взглянув на рисунки будущего мастера, категорически заявил, что священников в мире достаточно, а вот люди с таким художественным чутьем встречаются нечасто. Он рассказал об Академии художеств и предложил устроить аукцион и выставить две картины Виктора Михайловича Васнецова – «Жница» и «Молочница», что позволило заработать на поездку в Питер. Отец принял его желание и, сообщив в семинарии, что с обучением покончено, Виктор Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию.

Биография Васнецова

Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях

С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н

Крамской и В. В. Стасов.

Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».

В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.

Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.

Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.

Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».

Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.

Первые картины в жанре исторической живописи

Приняв решение оставить академию, в 1876 году Васнецов уезжает с друзьями за границу, где продолжает писать, и параллельно участвует в выставках. Посетив мастерскую своего друга Василия Поленова, в Париже, Васнецов создает первый эскиз известной картины «Богатыри», ставшей первым произведением по мотивам русских былин.

Прожив за границей около года, художник возвращается в Москву, где знакомится со знаменитым на то время коллекционером Павлом Третьяковым. Находясь в его компании, Васнецов часто бывает на многочисленных музыкальных вечерах, которые устраивала семья Третьяковых.

Московский период ознаменовался для художника написанием полотен с сюжетами из знаменитых русских сказок, первым из которых стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Именно это полотно впоследствии экспонировалось на 8-й выставке передвижников.

В это же время Васнецов знакомится с меценатом Саввой Мамонтовым, и становится участником Абрамцевского кружка. После предложения Мамонтова написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги, художник создает полотна – «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». Однако заказ не принимается членами правления, в результате чего картины выкупает сам Савва Мамонтов и его брат.

Написание картины «Три царевны подземного царства»

В основе сюжета полотна – русская народная сказка о подземных царевнах, однако художник привносит в нее небольшие изменения. Васнецов вводит в картину нового персонажа – Черную царевну (уголь). Для художника царевны являются олицетворением богатств русской земли, поэтому он изображает их в дорогих одеяниях и украшениях.

Композиция построена вокруг трех похищенных царевен подземных Царств. По их внешнему виду можно понять, что у них не только разные характеры и темпераменты, но и отношение к своей судьбе. Гордая «золотая» царевна скрывает свои истинные эмоции под равнодушной маской, в то время как «медная» царевна с любопытством изучает мир, и выглядит гораздо «живее» своей сестры.

«Угольная» царевна скорбит по утраченному дому. Растерянный и напуганный взгляд говорит о ее нежелании даже смотреть на новый мир. Она единственная из всех сестер скорбит по своему, теперь уже навсегда потерянному царству. Возраст сестер здесь также неслучаен: старшая – «Медная», средняя – «Золотая» и младшая – «Угольная». Именно в такой иерархии люди осваивали земные богатства.

После отказа членов правления Донецкой железной дороги приобрести картину, Васнецов пишет еще одну версию полотна, и привносит в композицию и колорит некоторые изменения. В новой версии меняется положение рук царевны каменного угля, теперь они опущены вдоль тела, придавая фигуре спокойствие.

Создание полотна «Аленушка»

За время пребывания в усадьбе мецената – Абрамцеве, Васнецов пишет портреты членов семьи Мамонтова. Пейзажи усадьбы появились и на других полотнах художника, где он красочно изображает березовые рощи, овраги и пруды. Именно в это время была написана знаменитая «Аленушка». По словам самого живописца, образ «Аленушки» он увидел в местной девушке, которую он однажды встретил в Ахтырке. От нее будто веяло каким-то особым русским духом, а в глазах ее прочитывалась печаль.

Настроение Аленушки на картине передается через пейзаж: грусть девушки перекликается с мрачностью природы. Темнота и глубина омута – отражение горя, поселившегося в карих глазах Аленушки. Слезы, капающие с ее глаз, находят поддержку в медленно летящих золотых листьях. Окрас осенней листвы по тону близок к цвету волос девочки. Ритмичная композиция вносит некую певучесть в картину, которая, как родная народная песня, хорошо знакома и понятна зрителю.

Одна на всю жизнь

Любовь всей жизни Виктор Васнецов встретил на родине. Весной 1871 года, захворав от петербургских туманов и усердной учебы, он приехал к родным в Рябово – отогреться и отдохнуть. Планировал вернуться к занятиям осенью, да задержался, а потом еще, и еще. Основная причина вполне укладывалась во французскую мудрость, призывающую в любой непонятной ситуации искать женщину. Сашеньку Рязанцеву Виктор встретил в вятском музее, от нее-то и не было сил возвращаться в Петербург. По пути из Парижа, в 1876 году Васнецов первым делом поехал в Вятку, к Саше. В Петербург прибыли уже вместе, обвенчались, родили пятерых детей и полвека прожили в любви и согласии, в очередной раз разрушив миф о непременно богемном образе и несчастливой личной жизни художников.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Москва – как много в этом звуке…

Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.

Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.

Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.

В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.

Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год

Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.

Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.

К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:

Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».

Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.

Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас. Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины. Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.

5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector