Зачем ельцин разрушил ипатьевский дом, в котором расстреляли царскую семью

Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Советская власть реквизировала дом

Когда императорская семья прибыла в Екатеринбург, его население насчитывало около девяноста тысяч человек и состояло в основном из рабочих с окрестных заводов и шахт, то есть из промышленного пролетариата, который стал представлять все большую угрозу для имущих классов.

В дореволюционный период местные купцы извлекали большую выгоду от продажи мехов и драгоценных металлов и камней; город находился в самом центре богатой золотом местности, и в прошлом здесь даже находился императорский Монетный двор. Как мы уже узнали из стихотворения Маяковского, Екатеринбург был знаменит и своими изумрудами, любимыми камнями Екатерины II.

Весной 1918 года семья инженера Ипатьева жила еще относительно спокойно в своем доме в центре города, только что обставленном со вкусом и нескрываемой роскошью. Но 27 апреля их безмятежному существованию пришел конец: раздался обычный звонок в дверь, и перед Ипатьевым предстал некто Жилинский, местный комиссар, занимавшийся вопросами жилья, который потребовал, чтобы дом был освобожден не позднее 29 числа.

Объяснил он это следующим образом: «Из совершенно секретных государственных соображений». Мебель нужно было оставить на месте, однако разрешалось перенести все ценные вещи в любую из комнат, которую большевики собирались опечатать; Ипатьеву также пообещали, что впоследствии ему будет возвращено все имущество, поскольку, по словам Жилинского, речь шла о временной реквизиции.

Инженер не замедлил исполнить приказание, так как в то время малейшее возражение с его стороны могло стоить ему жизни. За оставшиеся часы он постарался спасти все возможное, убрав ковры, кровати, статуэтки, фарфоровые сервизы, столовые приборы, даже отдаленно не подозревая, какие нежданные «гости» поселятся у него в доме.

Затем он скрылся на даче недалеко от Екатеринбурга в надежде все забыть, но в первую очередь ему хотелось, чтобы забыли о нем.

Своими действиями Ипатьев невольно причинил Романовым множество неудобств и страданий; из-за него Николаю II, Александре Федоровне и их дочери Марии пришлось около месяца провести в мало приспособленных для жилья условиях. И только когда остальные члены семьи прибыли из Тобольска вместе со всем багажом, узникам смогли создать хотя бы видимость нормальной жизни.

Интересные факты[править | править код]

  • Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре, а закончилась убийством царской семьи в Ипатьевском доме.
  • Когда упоминавшуюся выше Вознесенскую церковь разобрали, на месте её алтаря, чтобы не попиралась святыня, по существовавшему благочестивому обычаю была возведена деревянная часовня. Эту часовню можно увидеть на многих снимках Ипатьевского дома, сделанных вплоть до 1919 года со стороны Вознесенского проспекта. В справочниках по Екатеринбургу она не значится. Упоминается часовня лишь при описании дома следствием, к сожалению, без указания названия. Лишь в недавно опубликованном сборнике документов она поименована в «Описи фотографических снимков дома Ипатьева в Екатеринбурге…», составленном М. К. Дитерихсом: «Часовня Спасителя». Подвальная комната, в которой было совершено убийство царской семьи, находилась как раз напротив часовни Спасителя.
  • В бытность комендантом Ипатьевского дома А. Д. Авдеева у начальника караула, П. С. Медведева, 14 июня 1918 года пропал наган. Бульдозерист, снимавший осенью 1979 года в садике около разрушенного дома Ипатьева дёрн, обнаружил спрятанный в траве искомый наган.

Царские палаты Ипатьевского монастыря

Расписной терем Царских покоев, или Палат Романовых (ранее именовавшихся Годуновскими) выделяется среди прочих строений монастыря оригинальной и яркой наружностью. Покои, построенные еще в конце XVI века боярами Годуновыми, известны прежде всего пребыванием в них инокини Марфы и ее сына Михаила Романова, а также его приглашением на царский престол. Привлекательный внешний вид здания, раскрашенного под мозаику, бросается в глаза каждому посетителю монастыря, однако самое интересное ожидает внутри покоев.

Последняя значительная реконструкция здания с переделкой интерьера была проведена по указанию императора Александра II, поставившего задачу усилить мемориальное значение родового гнезда. Не стали восстанавливать бытовые детали – меблировку и освещение, ограничившись ремонтом замечательных изразцовых печей в нескольких комнатах.

Целью было подготовить помещения к музейной роли, была завезена выставочная мебель, смонтировано соответствующее освещение (сейчас можно видеть уже вполне современные светильники). В одном из помещений, в левом шкафу размещена икона  Богоматери Казанской с изображениями христианских праздников на створах – дар монастырю от самого Михаила Федоровича Романова.

Замечательные изразцы украшают печь еще в одной комнате. Найденные старинные глазурованные плитки послужили образцом для изготовления копий в необходимом количестве. Изразцы делались из глины, лицевая сторона украшалась рельефным рисунком или узорами и раскрашивалась. Обжиг в специальных печах придавал изделиям прочность и долговечность, делая их пригодными для использования в том числе при повышенной температуре. Прообраз современного кафеля применен для внешней отделки всех печей царских палат.

Последний российский император Николай II свой самый длительный визит в Ипатьевский монастырь совершил в 1913 году, на празднование 300-летия династии Романовых. Несколько проведенных в Костроме дней потребовали сооружения временного деревянного дома, так как фамильные палаты к проживанию были непригодны. Сокровищница Царских палат пополнилась новыми экспонатами – собственноручной записью императора, а также его и императрицы Александры Федоровны красочными портретами в парадных мантиях. Одно из немногих изображений царя, предпочитавшего военную форму, содержало все атрибуты власти – корону, скипетр и державу.

Самые ценные экспонаты, относящиеся к периоду окончания Смутного времени, размещены в отдельной застекленной нише. Здесь находятся предметы, сопровождавшие посольство Земского собора к кандидату на престол: чудотворная икона  Федоровской  Божьей Матери, выносной запрестольный храмовый крест и слюдяной выносной фонарь. Икона выполнена  на деревянной доске темперой, использовано золочение и серебрение.

Рядом с крестом установлен царский посох  Михаила Федоровича, переданный монастырю на вечное хранение из Оружейной палаты московского Кремля по распоряжению императора Николая I. Перед иконой на невысоком пюпитре – живописное изображение встречи московских посланников с костромскими затворниками у Святых ворот Ипатьевского монастыря. Работы выполнена литографическим способом в середине XIX века в московской типографии издателя Шелковникова.

Прижизненный портрет Михаила Федоровича Романова в зрелом возрасте размещен в глубине одного из помещений Царских палат. Здесь же золоченая икона Святой Троицы, покровительницы Ипатьевского монастыря, и образцы церковной утвари времен воцарения династии Романовых. Массивное кадило заметно прежде других предметов своим размером и мастерством исполнения.

Посетившие Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь запомнят прежде всех многочисленных достопримечательностей  внешний вид этого замечательного архитектурного ансамбля. Все его сооружения и памятники. Кроме обеих столиц, мало какой город сыграл столь выдающуюся роль в российской истории, нежели Кострома. Сравнить можно разве только с Екатеринбургом, где закончил земной путь последний царствовавший представитель династии Романовых, его супруга и наследники, а также сопровождавшие их люди.

По трагическому ли совпадению или промыслом божьим, но место гибели Романовых называют Ипатьевским домом, по имени владельца здания. Дом этот снесен, на его месте выстроен храм. Память о династии Романовых, таким образом, начинается и заканчивается религиозными сооружениями. Строительство екатеринбуржского Храма на Крови знаменовало окончание  70-летней большевистской смуты, сходной по трагизму с событиями древнего Смутного времени. Древний Ипатьевский монастырь навсегда останется оптимистическим символом российского народа.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2019.
  2. . rus-sky.com. Дата обращения: 20 июня 2019.
  3. Елена Чавчавадзе. . Россия 1. Общественное российское телевидение (28 ноября 2019).
  4. Русский: Надпись под фотографией дома Ипатьева: «Дом б. Ипатьева, место заключения и казни Романовых» (21 апреля 2020). Дата обращения: 21 апреля 2020.
  5. ↑ . hro.org. Дата обращения: 20 июня 2019.
  6. А. Г. Латышев. Рассекреченный Ленин. — 1-е. — Москва: Март, 1996. — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-88505-011-2.
  7. . Дата обращения: 18 февраля 2014.
  8. Скробов С. В., Дом Ипатьева, Екатеринбург, 2003, раздел «Полы»

Охрана Ипатьевского дома

Бойцы внешней охраны Ипатьевского дома были людьми случайными — красноармейцами, воевавшими против чехословацкого корпуса генерала Гайды и казаков генерала Дутова; их служба около «Дома особого назначения» являлась лишь короткой передышкой (иногда всего двух- или трехдневной) перед новыми сражениями на разных фронтах.

Поэтому бойцы внешней охраны очень часто сменялись, и их встречи с Романовыми происходили только во время прогулки узников. В своем дневнике император, приверженец военной жизни, описал, как он то и дело заговаривал с охранниками, расспрашивая об их службе; однако устав строго воспрещал какой бы то ни было контакт с бывшим царем, и при появлении комиссаров беседы резко обрывались.

Совершенно иначе дело обстояло с внутренней охраной Ипатьевского дома. С самого начала это была особая караульная команда, тщательно подобранная из рабочих завода, принадлежавшего братьям Злоказовым и расположенного в самом центре Екатеринбурга. Хотя завод продолжал выпускать снаряды для армии, он считался одним из наиболее политически активных и сочувствующих большевикам.

Снос дома

Следователь Генеральной прокуратуры РФ В. Н. Соловьёв, долгое время ведший дело о расследовании обстоятельств гибели царской семьи, рассказывал, что агенты КГБ докладывали своему руководству о событиях, происходивших в 1970-х годах вокруг дома Ипатьева: в день гибели царской семьи некие люди, приближаясь к дому и крестясь, ставили свечки, и тому подобное. Эти действия описывались как «болезненный интерес» и квалифицировались как «антисоветские демонстрации».

Председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов был обеспокоен вниманием к дому иностранцев, посещающих Свердловск. Приближался 1978 год, год 110-летия со дня рождения Николая Второго и 60-летия со дня его расстрела

Эти годовщины должны были привлечь внимание зарубежной прессы и радиостанций. Поэтому Андропов обратился к Политбюро со следующим предложением:

Решение о сносе дома было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 30 июля 1975 года. Предложение Андропова было принято единогласно. Решение Политбюро «О сносе особняка Ипатьева в г. Свердловске» подписал Суслов, так как Брежнев в это время находился на отдыхе в Крыму.

В момент принятия постановления Свердловский обком КПСС возглавлял Яков Рябов. Однако, окончательная директива откладывалась, и к моменту сноса на посту первого секретаря уже находился Борис Ельцин. Определённую роль в отсрочке сыграло противодействие Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры при некотором сочувствии Рябова и Соломенцева (Председателя Совета министров РСФСР). Однако местные руководители Пономарёв (Секретарь Свердловского обкома КПСС по идеологии), Мехренцев (председатель облисполкома), Манюхин (первый секретарь горкома КПСС) торопили снос. В июле 1977 года в доме работала комиссия во главе с профессором А. А. Малаховым, которая исследовала, нет ли в нём подземелий и тайников. Наконец, 3 августа 1977 года Совет министров РСФСР принял решение № 1221-р об исключении особняка из списка исторических памятников государственного значения. Вскоре после этого решения из дома были переведены занимавшие его конторы, освободившиеся помещения были сфотографированы и обмеряны. Вокруг дома был поставлен забор. Часть внутреннего декора оказалась в хранилище местного краеведческого музея.

Ельцин оставил о сносе дома Ипатьева воспоминания в книге «Исповедь на заданную тему» (1989), которые неточно описывают ход событий: «Вдруг я получаю пакет секретный из политбюро — уничтожить дом Ипатьева. Сопротивляться было невозможно. И вот собрали технику и за одну ночь разрушили …»

В другой своей книге «Президентский марафон» (2000), Ельцин прокомментировал снос дома Ипатьева таким образом:

Снос дома Ипатьева был обставлен как необходимость реконструкции всего квартала — поэтому по планам «реконструкции» подлежали сносу все дома, расположенные в целом квартале. «Реконструкторов» не остановило то, что дома, расположенные в квартале, представляли собой архитектурно-историческую ценность как представители типичной купеческой застройки Екатеринбурга конца XIX — начала XX века. Кроме того, при сносе только одного дома Ипатьева место его точного расположения было бы в дальнейшем очень легко точно определить. При сносе же всего квартала определить точное расположение каждого конкретного дома становилось делом затруднительным. 21 сентября 1977 принято решение Городского исполкома Совета народных депутатов за № 351 о сносе всего квартала, «учитывая неотложную потребность в реконструкции ул. Я. Свердлова и К. Либкнехта…», за подписью В. П. Букина. Перед сносом дом обследовали многие любопытствующие, которые сняли исторически ценные детали интерьера (ручки дверей, детали печей, лепнину стен и т. п.), в том числе, по вскрытии пола в комнате, где в 1918 году жили Великие Княжны Романовы, там обнаружили завернутый в газету и засунутый между плинтусом и полом золотой браслет с драгоценными камнями и вензелем «Т».

Снос дома начался 16 сентября 1977 года и продолжался два дня. Разрушение при помощи «шар-бабы» произведено не ночью, а днём. Сохранились фотоснимки сноса дома.

«Ценности особняк не представляет»

В сентябре 1977 года на стол первого секретаря Свердловского областного комитета КПСС Бориса Ельцина легла секретная депеша из Москвы. Речь шла о судьбе двухэтажного особняка, расположенного по адресу ул. К. Либкнехта, 49. До революции дом принадлежал инженеру Николаю Ипатьеву, а в апреле-июле 1918 года, вплоть до самой казни, здесь содержали под стражей отрекшегося царя Николая II с семьей и слугами.

История Ипатьевского дома после расстрела Романовых сложилалась непросто. Когда Екатеринбург заняли белогвардейцы, в свой дом ненадолго вернулся Ипатьев. «Верховный правитель» адмирал Колчак выкупил у него особняк в госсобственность. Большевики, вновь захватившие город, использовали место расстрела как жилой дом с коммунальными квартирами. Одно время здесь даже находился детский сад. Затем здание служило музеем революции, архивом, складом. Во время Великой Отечественной войны в доме Ипатьева хранились ящики с шедеврами Эрмитажа, эвакуированными из Ленинграда. По состоянию на 1975 год в особняке размещался учебный пункт свердловского областного управления культуры. Здание официально считалось памятником истории и культуры.

Однако для главного чекиста СССР Юрия Андропова Ипатьевский дом был как кость в горле. Именно он 26 июля 1975 года подал записку в Политбюро о необходимости сноса особняка. Поводом послужило то, что дом периодически упоминался в пропагандистских кампаниях, инспирируемых антисоветскими кругами на Западе.

«Архитектурной и иной ценности особняк не представляет, к нему проявляет интерес лишь незначительная часть горожан и туристов, – говорилось в записке. – В последнее время Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. В дальнейшем круг иностранцев может значительно расшириться, и дом Ипатьева станет объектом их серьёзного внимания».

Проще говоря, через 57 лет после кровавого преступления коммунисты вдруг стали «стесняться» свердловского «шкафа со скелетами».

Через неделю, 4 августа, Андропов получил официальное одобрение на снос от других «кремлёвских старцев». Соответствующая директива ушла в Свердловский обком партии, который тогда возглавлял Яков Рябов. Тут же был подправлен генеральный план реконструкции Свердловска: территорию Ипатьевского дома отдали под прокладку автострады. Но дело со сносом затянулось. Есть свидетельства, что на это повлияли местные активисты, озабоченные охраной исторических памятников. Они надеялись, что «наверху» об инициативе со временем позабудут.

И вот в 1977 году, в письме к Ельцину Леонид Брежнев поставил вопрос ребром, приказав снести особняк немедленно. Дело в том, что тянуть дальше, по мнению Кремля, было невозможно – судьбой Ипатьевского дома заинтересовался один из комитетов ООН. Вмешательство заграницы в этот вопрос представлялось нежелательным.

А ЛЮДИ ЛИ ОНИ?

— Что случилось с теми, кто руководил расстрелом и исполнял «приговор»?

Н.А. Соколов (1882-1994), следователь по особо важным делам Омского окружного суда, по поручению Верховного правителя адмирала А.В. Колчака расследовавший дела об убийстве Царской Семьи и алапаевских мучеников

— Мы впервые даем полный список и расстрельщиков, и организаторов Уралоблсовета, их имена и фотографии. Большинство расстрельщиков плохо кончили. Кого-то расстреляла белая контрразведка — правда, перед этим они дали ценные показания, ведь все четыре тома расследования Соколова основаны на свидетельских показаниях. Остальных Сталин расстрелял, кроме Юровского — тот умер мучительной смертью от рака желудка как раз в 1937 году: думаю, если бы остался жив, его бы тоже расстреляли. Г.И. Сафаров, тот, кто дал в газете «Уральский рабочий» заметку «Смерть Николая Кровавого», был замучен на Лубянке в 1942 году. Не знаю, вспоминали они перед смертью, что стали убийцами ни в чем не повинных людей, раскаивались ли… Несколько цареубийц всё же уцелели, и в 1964 году было секретное указание записать их рассказы, сохранились звукозаписи. Они совершенно спокойно говорят об этом — в частности, А.Г. Кабанов рассказывает, как убивал штыком Демидову, на её теле было более тридцати ран, самая мучительная смерть была. И еще один факт истории: президент Ельцин, на чьей совести снос дома Ипатьева, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище буквально в двух шагах от цареубийцы Григория Никулина, подручного Юровского…

— Что же руководило этими людьми — и можно ли назвать их людьми?

— Многие из них, тот же П.З. Ермаков, М.А. Медведев (Кудрин), были уголовниками, людьми с извращенным сознанием. А те, кто не принадлежал к уголовному миру, работали за идею, правда, потом идея уничтожила их. Революция пожирает своих детей, это было ясно уже после Великой Французской революции… хотя кому-то непонятно и до сих пор.

— Юровский был из тех, кто служил «за идею»?

— Безусловно. Кстати, интересный факт: до революции он работал фотографом, у него было собственное ателье в Екатеринбурге, хотя сам он из Томска. И вот, будучи профессиональным фотографом, Юровский не сделал ни одного снимка царской семьи…

Другие статьи из рубрики «ПОДРОБНО»

14 ноября 2019
Божия Матерь на Востоке и Западе

Мы привычно подходим к почитанию Божией Матери «по-православному», смотрим на Нее через призму нашей веры и нашего спасения. Это правильно, но на самое главное иногда полезно смотреть и извне, подходить не через узкие конфессиональные двери, как обычно в проповеди, а через общехристианские. Это поможет …

28 сентября 2020
Рожать никогда не поздно

Марта родила первенца, когда ей было 42 года. У Людмилы уже был ребенок, но в 44 она снова родила, двойняшек. У Светланы к 30 было двое детей, но она, как сама говорит, не почувствовала материнства, поэтому снова родила в 36, потом в 38, 40 и, наконец, в 44. Что объединяет этих женщин? Сомнительный медицинский термин …

13 октября 2020
Скит на полуострове

Это место жители соседних деревень называли святыней, даже когда тут были одни развалины. Сейчас святыня возрождается и станет храмом в скиту Александро-Невской лавры. Со словом «скит» у нас ассоциируются представления о крайнем уединении и сугубой аскезе. В скиту должно быть «строже», чем просто в монастыре, и никаких посторонних. Но в наше …

24 апреля 2017
Плоды «Причастия». Молодежная община Смольного собора
Миссия, как и война, — дело молодых. У молодежной миссионерской общины, которая действует при храме Воскресения Христова (Смольном соборе), есть уже опыт и результат: петербуржцы из категории «до шестнадцати и старше» приходят ко Христу благодаря этой общине.

14 января 2020
Чудо Божие в театре

Кто в наше время ставит вертепные спектакли? Чаще всего — любители, например педагоги и учащиеся воскресных школ. И увидеть вертепное представление можно только в рождественские дни. Но чуть больше года на Малой сцене Театра имени Ленсовета идет спектакль «Библейская история» — это самый настоящий вертеп, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector