300-летие дома романовых

Описание памятника[ | ]

Адамсон за работой над композицией Ивана Сусанина и России Согласно утверждённому в 1912 году проекту, памятник представлял собой грандиозный постамент-пьедестал в виде часовни — ступенчатой цилиндрической башни высотой в 17 саженей (36 метров) с многоярусным шатровым завершением, увенчанным двуглавым орлом. Уступы-ступени кольцевой формы предназначались для установки портретных фигур представителей царствующего дома и выдающихся людей, связанных с эпохой их правления: количество фигур непосредственно на постаменте — 18, общее количество фигур — 28. Памятник имел два главных фасада и две главные группы фигур. Среди них — родоначальник династии Михаил Фёдорович, его отец патриарх Филарет и мать инокиня Марфа; у подножия — умирающий Иван Сусанин, благословляемый аллегорической фигурой России; по сторонам — гражданин Минин и князь Пожарский; Пётр I, стоящий на фоне корабля, Александр II, держащий в руках Манифест об отмене крепостного права, Николай II с наследником Алексеем, склонившиеся над картой России.

Нижнюю часть памятника должны были украшать шесть рельефов с изображениями предсказания преподобным Геннадием Костромским возвышения Дома Романовых, призвания Михаила Фёдоровича на царство, освобождения крестьян от крепостной зависимости, Полтавской баталии, Бородинской битвы и обороны Севастополя.

В литературе приводятся разные сведения о количестве фигур (26 или 28), что связано с изменением первоначального проекта Адамсона: изображение Николая II с наследником Алексеем вначале планировалось разместить на барельефе, позже появилось решение о создании скульптурной композиции.

История награды

Наследственный знак 300-летия царствования дома Романовых. Аверс и реверс.

Адмирал Рейценштейн Николай Карлович с Наследственным знаком 300-летия царствования дома Романовых.

Адмирал Николай Оттович фон Эссен с Наследственным знаком 300-летия царствования дома Романовых.

Адмирал Русин Александр Иванович с Наследственным знаком 300-летия царствования дома Романовых.

Генерал-лейтенант Кованько Александр Матвеевич с Наследственным знаком 300-летия царствования дома Романовых.

В царствование Императора Николая II, вообще отличавшееся большим числом учрежденных по различным поводам медалей и знаков, пожалуй ни одно событие не было отмечено таким их количеством как трехсотлетие Царствования Дома Романовых. И это не удивительно: восшествие 21 февраля 1613 года на Российский Престол Михаила Романова было не просто началом новой династии, оно знаменовало собой прекращение смутного времени, надежду на возрождение России после страшного разорения.

Празднование трехсотлетия Царствования Дома Романовых вызвало учреждение юбилейных наград: светло-бронзовой медали «В память 300-летия царствования дома Романовых»; наградного креста «В память 300-летия царствования дома Романовых», которым награждали всех священнослужителей монашествующего и белого духовенства; нагрудного знака для лиц обоего пола, приносившим Их Императорским Величествам лично или в составе депутаций верноподданнические поздравления; а также двух знаков отличия — «Романовского знака отличия за труды по сельскому хозяйству» и знака отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги. Предполагалось еще утвердить и орден «Трёхсотлетие», который должен был стать династической наградой.

Высочайшим повелением 18 февраля 1913 года был учрежден специальный юбилейный знак для лиц обоего пола, приносившим Их Императорским Величествам лично или в составе депутаций верноподданнические поздравления в дни юбилейных торжеств 21-24 февраля.

Право ношения знака удостоверялось особым свидетельством, выдававшимся за подписью председателя комитета для устройства празднования 300-летия Царствования Дома Романовых; после смерти пожалованного знаком лица это право передавалось последовательно старшему прямому потомку мужского пола, что также удостоверялось особым свидетельством. Таким образом, и в наши дни есть еще лица, имеющие законное право на ношение этой редкой и почетной награды, свидетельствующей о верности их предков российскому императорскому дому.

Стоимость

Цена медалей «300 лет дому Романовых» в бронзе варьирует в пределах 2,0 тыс. – 20 тыс. рублей. Она зависит от таких факторов:

  • степень изношенности;
  • коррозия металла;
  • комплектность набора;
  • целостность или реставрация ушек;
  • наличие и состояние ленты и пр. факторов.

Из-за большого разнообразия и различия исполнения медальонов дифференцировать оригиналы от копий очень сложно. Это задание для специалистов, способных оценить совокупность всех факторов. Подделки и копии нередко имитируют даже клейма частных мастеров, в мастерских которых якобы их сделали.

Особую осторожность следует проявлять с экземплярами, в которых на реверсе надпись расположена в 6 строк. Они являются более редкими и ценятся выше пятистрочных, поэтому нередко подделывают именно их

Самая высокая цена иногда выставляется за золотые медальоны, хотя многие специалисты снижают ей, так как золотые медали «300 лет дому Романовых» не чеканились на монетном дворе в Санкт-Петербурге, поэтому не имеют полной комплектации со свидетельством о вручении. Из-за сложностей оценочной стоимости эту награду рекомендуется приобретать после оценки экспертом или при наличии оценочного сертификата после полного атрибутирования.

К чему приурочена

Династия Романовых правила Российской империей рекордный срок, и ни один юбилей не праздновали в стране до того так масштабно, как это 300-летие.

Торжества продолжались на протяжении всего 1913 года, они включали в себя целый ряд масштабных событий:

  • начало строительства храмов в разных уголках империи;
  • проведение военных парадов в самых крупных городах;
  • организацию исторических выставок;
  • проведение народных гуляний и пр.

Даже менее знаменательные события сопровождались выпуском памятных знаков, поэтому 21 февраля 1913 года самодержавный монарх Николай II подписал указ об учреждении юбилейной медали. Дата подписания указа выбрана неслучайно: именно в этот день на 300 лет раньше Великий Земский Собор избрал Михаила Фёдоровича Романова на престол, и с этого началась самая длительная монаршая династия.

Художественные особенности

Первоначальный вид

Четырёхгранный обелиск из серого гранита стоял на массивном кубе со ступенчатым основанием. Памятник венчал двуглавый бронзовый позолоченный орёл, закреплённый с помощью металлического стержня. На его фасаде располагался герб Романовых — грифон с мечом и щитом. Под ним были написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II. Имя царя Иоанна VI Антоновича на обелиске отсутствовало. На основании монумента размещались изображение Георгия Победоносца и малые гербы губерний и областей Российской империи в щитках. Подробное описание памятника оставила газета «Московские ведомости»:

По заданию композиции памятник представляет собою кубический постамент, на котором стоит обелиск, заканчивающийся бронзовым золоченым двуглавым орлом. Весь монумент покоится на двух плато, которые приподняты на 0,60 саженей над поверхностью земли. Монумент сооружается из серого финляндского гранита с рельефными надписями, гербами и орнаментом. Верхняя часть монумента (обелиск) состоит из семи монолитных гранитных кусков, а нижняя — из гранитных облицовочных плит. Венчающий обелиск двуглавый орёл предполагается из литой бронзы, чеканный и золоченый. Надпись на обелиске состоит из имен и отчеств всех царей и цариц Дома Романовых за минувшее трёхсотлетие в хронологическом порядке, начиная с царя Михаила Феодоровича и кончая Именем ныне царствующего Государя Императора. В верхней части этой надписи помещается родовой герб Дома Романовых, на постаменте — надпись, гласящая: «В память 300-летия воцарения Дома Романовых» и гербы: московский, казанский, астраханский, польский, сибирский, херсоно-таврический, грузинский; соединённые гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского, Новгородского, герб Великого Княжества Финляндского.

Советское время

Во время советской реконструкции внешний вид обелиска существенно изменился. Орёл с вершины был снят, во время его демонтажа каменная вершина памятника раскололась на пять частей. С основания скульптуры удалили гербы административных единиц Российской империи. Картуши и щитки от гербов оставили. Изображение Георгия Победоносца в центральном картуше заменили надписями «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Имена царей были сбиты с обелиска. На их место поместили имена 19 революционных мыслителей и политических деятелей, утверждённые Лениным. Их список составлял большевик Владимир Фриче.

Современная версия

Памятник воссоздан по эскизам 1912 года. По наблюдениям скульпторов и активистов общественного движения «Архнадзор», вид современного обелиска несколько отличается от первоначальной версии монумента. Например, двуглавый орёл на вершине памятника имеет другое количество перьев на крыльях, другой размер и форму хвоста. Его корона отличается от оригинала 1914 года. Резной герб Романовых крупнее оригинального. Его рельеф превышен и имеет иной объёмный характер. При написании имён царей в новоделе использовался отличный от первоначального шрифт Cyrillic Izhitsa. Буквы имён стали уже, расстояние между ними увеличилось. В написании имён царей присутствуют ошибки. Изображение Георгия Победоносца в основании монумента не соответствует стилистике оригинала. Гербы губерний и областей размещены не сверху-вниз, а слева-направо.

  • Изображения обелиска
  • Монтаж монумента, 1914 год
  • Открытие обелиска, 1914 год
  • Романовский обелиск, 1914—1918 годы
  • Памятник мыслителям-социалистам, 2008 год
  • Демонтаж монумента, 2013 год

Описание

Медаль полностью соответствует стилистике дворцовых наградных знаков той эпохи. На базе монетного двора она изготавливалась из светлой бронзы. Диаметр — 2,8 см. Ширина гурта (ребра) — 2 мм. Вес у госчекана составлял 13,64 г, изделия частных мастеров могли отличаться по весу на несколько граммов.

Форма круглая с подвесным ушком для прикрепления к ленте или к колодке. Оно располагается традиционно в верхней части.

Аверс: изображение правящего императора на первом плане, а на втором — Михаила Фёдоровича. Ближе к краю медальона расположен орнамент из точек и чёрточек, этот рисунок незамкнутый в нижней части.

Реверс: пятистрочная надпись в том варианте орфографии, который существовал до 1917 года.

ВЪ ПАМЯТЪ/ 300-лътiя/ царствованiя/ ДОМА РОМАНОВЫХЪ/ 1613-1913

Муаровая лента предполагала трехцветное исполнение белого, желтого и черного цвета. Это цветовое решение обусловлено цветами флага Российской империи, который был учреждён 11 июня 1858 года. С 1896 года дизайн флага изменился, а расцветка «перекочевала» на муаровые ленты.

Колодка стандартной пятиугольной формы.

Статус наградного знака: недействующий (не вручается).

Авторы проекта

По приказу дизайном занялся Антоний Васютинский, занимавший на тот момент должность старшего медальера при монетном дворе Санкт-Петербурга.

Получивший обучение в Киевской рисовальной школе, он проходил стажировку в Вене, Лондоне, Париже и Мюнхене. За ним укрепилась слава лучшего в империи скульптора-медальера и резчика. На момент разработки данного проекта Васютинскому было 55 лет, он уже стал автором таких монет: империала, полуимпериала, рублевой монеты, 50 и 25 копеек 1895—1915 годов.

Антоний Афоциевич Васютинский предложил на лицевой стороне изобразить погрудные портреты двух монархов: Николая II и Михаила Фёдоровича, как основателя династии. Действующего монарха было решено изобразить в форме полковника гвардейского полка Русской императорской армии, а первого царя из рода Романовых — в шапке Мономаха и в широких оплечьях, которые были частью царских регалий в XVII веке.

Этот сюжет говорил о наследственности власти, о преемственности внутри династии и о законном праве действующего императора возглавлять престол. Специалисты говорят, что изображение стилистически напоминает юбилейные серебряные монеты номиналом 1 рубль.

Барельеф было поручено выполнить Михаилу Аркадьевичу Керзину. Скульптору на то время было 30 лет, и он только вернулся из профессионального турне по Европе, где впитывал европейскую культуру и совершенствовал своё мастерство. Барельеф по заказу императорского дворца был выполнен в рекордно короткие сроки, его сразу признали успешным и не требующим доработки.

Дизайн был окончательно подписан 19 января 1913 года.

Описание памятника

Если бы не произошло свержение династии Романовых, г. Кострома обзавелся бы воистину грандиозным сооружением. Проект гласил, что постаменту-пьедесталу будет придана форма часовни, высота его должна была составить 36 метров. Было запланировано также многоярусное шатровое завершение, венцом которого должен был стать величественный двуглавый орел.

Помимо этого, планировалось создание уступов-ступеней, имеющих кольцевую форму. Они должны были служить местом для размещения портретных фигур. Фигуры изображали не только представителей правящей династии, но и ярких личностей, которые отметились теми или иными деяниями во времена их правления.

Проект памятника: конкурс

Конечно же, поиски места для возведения монумента – далеко не единственная задача, которую пришлось решать комиссии. Для начала строительства необходим был оригинальный проект памятника, для нахождения которого был организован конкурс

Изначально внимание участников комиссии привлек проект скульптора Адамсона. Но идея Адамсона подразумевала слишком значительные расходы

После упрощения проекта, которое привело к снижению его стоимости, он был утвержден, произошло это только в 1912 году. Роль архитектора была возложена на Сергея Власьева, известного как создатель стелы-обелиска, расположенной в Александровском саду. Работы начались с изготовления постамента, а также создания отдельных фигур.

Участвовал в возведении памятника и скульптор Адамсон, которому было поручено взять на себя художественно-скульптурные работы. Ответственным за строительство стал инженер Большаков, отливкой фигур из бронзы занялась .

После революции

Г. Кострома, как и все прочие населенные пункты России, был охвачен пожаром революции. После ее окончания создание памятника, конечно же, прекратилось, скульптор Адамсон отбыл в свою родную страну. Больше года сооружение находилось в заброшенном состоянии, окруженное строительными лесами.

В первой половине 1918 года памятник привлек к себе внимание губисполкома. Решено было заняться переустройством сооружения, которое так и не было достроено

Изначально планировалось превратить его в памятник Свободы, открытие которого будет приурочено к годовщине Октябрьской революции.

Однако монумент простоял в заброшенном состоянии еще несколько лет, так как на проведение запланированных действий катастрофически не хватало средств. Статуи, привезенные в город, в большинстве своем оставались в ящиках, установленных рядом с постаментом. Некоторые из них были перевезены в парк дома, некогда принадлежащего губернатору.

Поздравления царствующему дому Романовых[править | править код]

Губернские представители дворянства, собравшиеся в Санкт-Петербурге, решили продемонстрировать перед Государем Императором свои верноподданнические чувства. И 25 мая от всероссийского дворянства в Москве императору была преподнесена верноподданническая грамота:

Не менее верноподданнически проявила себя Государственная Дума, предложив законопроект о создании в Москве Всероссийского Национального музея в честь 300-летия царствования Дома Романовых. „Недостающие материалы“ для его экспозиции планировалось получить из Исторического, Политехнического, Русского и Бахрушинского музеев, что неизбежно привело бы к „перетасовке“ их коллекций. К счастью, большинством голосов „Особое совещание для выработки главных оснований законопроекта о Всероссийском Национальном, в память 300-летия царствования Дома Романовых музее“, состоявшее из выдающихся представителей академической и творческой элиты России, проголосовало против создания такого музея. (Кстати, Романовский музей всё-таки был создан — в Костроме, на пожертвования, собранные по подписным листам. В нём были собраны предметы, коллекции и документы, относящиеся к истории династии Романовых).

Список фигур для памятника

Памятник Ленину на постаменте романовского памятника, современный вид

  1. Михаил Фёдорович
  2. Алексей Михайлович
  3. Феодор Алексеевич
  4. Царевна София (сидящая)
  5. Царь Иоанн Алексеевич
  6. Пётр Великий
  7. Екатерина I
  8. Петр II
  9. Анна Иоанновна
  10. Елизавета Петровна
  11. Екатерина II
  12. Петр III
  13. Павел Петрович
  14. Александр I
  15. Николай I
  16. Александр II
  17. Александр III
  18. Патриарх Филарет
  19. Инокиня Марфа
  20. Князь Пожарский
  21. Гражданин Минин
  22. Феофан Прокопович
  23. Фельдмаршал Шереметьев
  24. Боярин Морозов
  25. Россия
  26. Сусанин

Список составлен согласно «Общей смете по сооружению в гор. Костроме памятника…»] В списке не упомянуты скульптуры императора Николая II и цесаревича Алексея

Из дневника Николая II[править | править код]

О праздновании юбилея правления Дома Романовых в Санкт-Петербурге, император писал следующее:

20-го февраля. Среда.

Все утро с 10 час. был очень занят. Вышел погулять в садик на 1/4 часа до завтрака. К нему прибыли Элла и Дмитрий. К 3 час. все семейство собралось в крепости. Там была отслужена торжественная панихида по всем царям и государям дома Романовых. Вернулся домой в 4 часа. Мама посидела у нас. Долго читал и разбирался с огромным количеством телеграмм. Поехал в Аничков и пообедал с Мама. Ольга и Минни приехали после. Сделалась оттепель, и сильно дуло.

21-го февраля. Четверг.

День празднования 300-летия царствования дома Романовых был светлый и совсем весенний. Утром принял несколько чел. и затем погулял в саду. В 12 1/4 ч. я с Алексеем (сын Николая II — авт.) в коляске, Мама (императрица Мария Фёдоровна, 20 октября 1894 г. вдовствующая императрица — авт.) и Аликс (супруга Николая II, императрица Александра Фёдоровна — авт.) в русской карете и наконец все дочери в ландо — тронулись в Казанский собор. Впереди сотня Конвоя и сзади тоже сотня.

В соборе был прочитан манифест и затем отслужен торжественный молебен. Вернулись в Зимний (дворец -авт.) тем же порядком в 1 1/2. Настроение было радостное, напомнившее мне Коронацию. Завтракали с Мама. В 3.45 все собрались в Малахитовой, а в Концертной принимали поздравления до 5 1/2 ч. — прошло около 1500 ч. Аликс устала очень и легла; у Татьяны (вторая дочь Николая Николая II — авт.) оказался жар. Читал и разбирал море телеграмм. Обедали Элла (сестра императрицы Александры Фёдоровны, великая княгиня Елизавета Фёдоровна — авт.) и Ольга. Вечером она уехала в Москву. Смотрел в окна на иллюминацию и на свечение прожекторов из башни адмиралтейства. Дул крепкий SW.

22-го февраля. Пятница.

Такой же теплый светлый день, как вчерашний. Аликс очень устала и не приняла участие в обоих приёмах. В 11 час. в Концертной Мама и я приняли депутации от дворянств, земств, городов и всяких учёных обществ.

После завтрака погулял с детьми в садике. В 5 час. был приём дипломатов с их дамами. Читал и отвечал на телеграммы. В 8 1/4 поехали втроём с Ольгой (первая дочь Николая II — авт.) в Мариинский театр на парадный спектакль. Шла «Жизнь за Царя». Было очень красиво. Аликс уехала после первого действия.

23-го февраля. Суббота.

Целый день перепадал мокрый снег.

Утром недолго погулял. Принял Сухомлинова (военный министр — авт.) В 12 1/2, когда Мама начала жаловать дам к руке, я принимал волостных старшин в нижнем коридоре, где для них был устроен обед. Успел ещё посмотреть baise-main. Мама завтракала с нами. Гулял и с остервенением разбирал телеграммы, кот. с 20-го февр. пришло 1050 штук. Читал до обеда. В 9 час. изготовились и поехали втроем с Ольгой на бал в Дворянском собрании. В большой зале Салтыков поднес хлеб-соль, затем была сыграна новая кантата, потом все мы прошлись польским и тогда начались танцы. Ольга много танцевала. Аликс уехала сперва, затем уехала Мама и наконец я с Ольгой в 11.40. Был большой порядок и красивый бал.

24-го февраля. Воскресенье.

Чудный светлый день. В 11 час., на пути в церковь, все наши люди конюшенной части и загородных дворц. управлений поднесли нам иконы и хлеб-соль. После завтрака поехал в Народный дом, где одновременно в обоих театрах шли представления для 4500 чел. учащихся разных учеб. заведений. Посидел в каждом театре по акту и вернулся домой в 2.45. Погулял в саду один. Посидел с Татьяной, у кот. жар продолжается. До 7 час. собрались в Малахитовой и пошли выходом. В Николаевской зале стояло много крестьян разных союзов. Парадный обед был в трех залах и галерее 1812 года. До 9 час. были в своих комнатах. Провели вечер спокойно вместе.

Благодарение Господу Богу, ниспославшему милость на Россию и на нас тем, что так достойно и так светло было нам дано отпраздновать дни трехсотлетия воцарения Романовых»…

Отношение Николая II к юбилейным торжествам[править | править код]

«Весь ход торжеств демонстрировал отрицательное отношение Николая II к навязанной ему «конституции». Из написанного Кривошеиным проекта юбилейного манифеста были вычеркнуты слова о единении с «выборными от народа, призванными… к участию в законодательстве». Николай II упорно не хотел вносить в придворный церемониал изменения, вытекавшие из создания Думы, и допускать её членов на «высочайшие выходы» наравне с членами Государственного совета. В феврале Коковцову удалось всё же убедить Николая II пригласить думцев на выход в Зимнем дворце, но царь специально подчеркнул, что делает это в виде исключения, и, действительно, в мае во время пребывания в Москве отказал Коковцову в аналогичной просьбе.. Именно в связи с романовскими торжествами Коковцов вспоминал позднее, что «упрощенные взгляды чисто военной среды, всего ближе стоявшей к государю, окружавшей его и развивавшей в нем культ „самодержавности», понимаемой ею в смысле чистого абсолютизма, забирали все большую и большую силу».. Знаменательным был и устроенный Н. Маклаковым и Саблером приём Николаем в дни романовских торжеств депутации съезда «Союза русского народа». .

Вы здесь

300-летие Дома Романовых

Первое и единственное празднование юбилея царского дома – трехсотлетия Дома Романовых в 1913 г. происходило в момент социального и политического кризиса, и было призвано показать единение монарха и его подданных. Общественно-государственные торжества, как говорилось в высочайшем манифесте Николая II, приурочивалось к дате «единодушного избрания» на царство в Москве Великим земским собором «в 21 день февраля 1613 года» боярина Михаила Федоровича Романова.

Празднование 300-летнего юбилея царской династии проходило по всей России в течении нескольких месяцев с февраля до осени: в городских храмах состоялись благодарственные молебны, прошли войсковые парады местных военных гарнизонов, давались торжественные балы, обеды и приёмы губернаторами и градоначальниками, устраивались исторические выставки и народные гуляния.

Читать далее: 
300-летие Дома Романовых

Циркуляр Департамента личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел в российские посольства, миссии и консульства об организации церковного празднования 300-летия Дома Романовых.

29 января 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 947. Л. 1.
Машинопись.

В составе Государственного архива Российской империи.

Выписка из отношения канцелярии обер-прокурора Синода в Департамент личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел о мероприятиях церковного празднования 300-летия Дома Романовых.

29 января 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 947. Л. 3–3 об.
Машинопись.

В составе Государственного архива Российской империи.

Объявление от двора его императорского величества о порядке панихиды в Петропавловском соборе 20 февраля 1913 г. в день торжественного празднования 300-летия Дома Романовых.

5 февраля 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1252. Оп. 1. Д. 1409. Л. 11.
Печатный экземпляр.

В составе личного фонда Абамелек-Лазаревых.

Циркуляр Департамента личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел в российские посольства, миссии и консульства о порядке награждения юбилейными медалями в память 300-летия царствования Дома Романовых.

2 февраля 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 31. Д. 248. Л. 1–3.
Печатный экземпляр.

В составе Государственного архива Российской империи.

Свидетельство князя С.С. Абамелек-Лазарева на пожалованный ему нагрудный знак, учрежденный для лиц, приносивших верноподданные поздравления по случаю 300-летия Дома Романовых.

21 марта 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1252. Оп. 1. Д. 55. Л. 27.
Подлинник. Печатный бланк.

В составе личного фонда Абамелек-Лазаревых.

Билет для пропуска фрейлины княжны Евдокии Дмитриевны Голицыной на места торжеств в дни празднования 300-летия дома Романовых.

Май 1913 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1263. Оп. 8. Д. 240. Л. 7.
Подлинник. Печатный бланк.

Подпись – автограф московского градоначальника свиты Е.И.В. генерал-майора А.А. Адрианова.

В составе личного фонда князей Голицыных.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна во время торжественного выхода в Кремле.

1913 г.
Государственный архив Российской Федерации.
Ф. 601. Оп. 1. Д. 1655. Л. 60.
Фотография на паспарту.

Неизвестный фотограф.

Из Центрархива.

Адрес императору Николаю II от российского дворянства к 300-летию царствующего Дома Романовых.

Москва. 25 мая 1913 г.
ГИКМЗ «Московский Кремль».
14904 охр. Рук-1595. З В-3687.

Яйцо «300-летие Дома Романовых», на подставке.

Россия, Санкт-Петербург. 1913 г.
ГИКМЗ «Московский Кремль».
17139/1-2 охр. МР-651/1-2. ЗВ-946/1-2.

Объявление Строительного комитета по сооружению в Санкт-Петербурге храма в память 300-летия царствования Дома Романовых.

16 июня 1912 г.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1287. Оп. 1. Д. 3950. Л. 5.
Печатный экземпляр.

В составе личного фонда Шереметевых.

Перечень фигур

Список фигур для памятника включал 28 единиц. Из них непосредственно на постаменте создатели намеревались разместить 18. Конечно же, присутствовали портретные фигуры основателей дома Романовых. Это первый царь Михаил Федорович, его родители Филарет и Марфа. У подножия должен был располагаться погибающий Иван Сусанин, получающий благословение от аллегорической фигуры, изображавшей Российскую Империю.

Петр Первый был изображен на фоне корабля, что должно было намекать на вклад этого царя в развитие российского флота. В руках Александра Второго располагался его знаменитый Манифест, предоставляющий свободу крестьянам. Царь Николай Второй и его сын Алексей были изображены склонившимися над картой государства. Присутствовали также фигуры Минина и Пожарского, эти знаменитые персоны должны были располагаться по сторонам.

Шесть элегантных рельефов, на которых были изображены знаменитые предсказания, сделанные дому Романовых предвидевшим его возвышение преподобным Геннадием, планировалось создать в нижней части сооружения. Там же должны были согласно проекту находиться эффектные сцены, описывающие призвание на царство Михаила Романова, грандиозные сражения (Бородинская и Полтавская битвы, оборона Севастополя).

Некоторые источники утверждают, что фигур должно было оказаться 26. Однако так предполагалось в первом варианте проекта, который позже был изменен.

Итог[править | править код]

Атмосфера апофеоза самодержавия и единения царя кружила головы тем из правых, кто продолжал мечтать о возвращении к порядкам, существовавшим до 1905 г..

«Приветствия, полученные по поводу юбилея Дома Романовых Николаем и Александрой от волжских городов и от Москвы, укрепили их уверенность в том, что народ с ними. Основная часть тожеств состоялась в Костроме. В Ипатьевском монастыре, недалеко от Костромы Николай был благословен Феодоровской иконой Божей Матери: тем самым была повторена церемония благословения на царствование. Огромные толпы крестьян присутствовали при этом. событии, расположившись возле стен монастыря… Император, со своей стороны, не усмотрел никакого риска в ставке на симпатии крестьянства. Он верил, в то, что овации выражали те же чувства, что и в 1613 г., и эта точка зрения высказывалась в печати… Празднества зримо утвердили Николая в его уверенности, что народ един с ним и что Дума не более чем горстка заговорщиков. Статуя патриарха Филарета, поднесённая высшими сановниками Удельного ведомства, икона Серафима Саровского символизировали для него связь с прошлым России и с религиозным духом народа. Николай отныне представлял не всю Россию, а её монархическое правое крыло»..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector