Чем знаменит новоспасский монастырь? усыпальница романовых и княжна тараканова

Кто похоронен в Петропавловской крепости

Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 — 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя — дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна. 

Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.

Петр Первый

Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.  

По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора. 

Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота. 

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом — как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота — 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Результаты исследований останков царя и его сыновей

Вскрытие могилы Ивана Грозного, его сыновей и славного князя проводилось с такими целями:

  • Обнаружить на останках следы механических повреждений. Особенно актуальным этот вопрос был по отношению к Ивану Грозному, так как требовалось доказать или опровергнуть версию, что его убил своим посохом отец Иван Грозный.
  • Подтвердить либо опровергнуть версии об отравлении этих людей.

Обе поставленные задачи были чрезвычайно сложные. Трудности заключались в том, что останки всех, кроме Ивана грозного, сохранились очень плохо. Так, от черепа царевича Ивана Грозного сохранилась только нижняя часть. Верхняя превратилась в порошок серого цвета, поэтому оказалось невозможным установить, были ли ему прижизненно нанесены травмы виска. Исследования сохранившихся волос следов крови не обнаружили.

Относительно второй задачи также имелись сложности. Дело в том, что с момента захоронения этих людей прошло более 400 лет. За такое время многие яды (если они применялись при жизни) могли разложиться, а новые — образоваться. Поэтому было принято решение учитывать наличие только так называемых металлических ядов (ртути и мышьяка), являющихся наиболее стойкими.

В результате исследований костей, сохранившихся волос, ногтей фрагментов одежды, а также порошковой массы было обнаружено содержание мышьяка в останках:

  • Ивана Грозного – от 8 до 150 мкг.
  • Царевича Ивана – от 14 до 267 мкг.
  • Сына Федора – от 10 до 800 мкг.
  • Князя Скопина-Шуйского – от 0 до 130 мкг.

Комиссия постановила, что обнаруженные количества мышьяка естественное его содержание в человеческом организме не превышают.

Содержание ртути в останках:

  • Ивана Грозного — от 20 до 1333 мкг.
  • Князя Ивана (его сына) — от 12 до 1333 мкг.
  • Сына Федора – от 3 до 333 мкг.
  • Князя Скопина-Шуйского – от 0 до 266 мкг.

Однако по некоторым данным историков, содержание ртути может объясняться применением мази, которая была изобретена в 16 веке Парацельсом. Она применялась для лечения венерических и многих других болезней.

После завершения исследований было полностью восстановлено место, где похоронен Иван Грозный. Фото всех проведенных работ и материал, снятый на кинопленку, сданы в архив. Восстановленные фрагменты одежды переданы в музеи Кремля. Полностью реконструирована рубаха царевича Ивана Ивановича. Все сохранившиеся кости скелетов бережно обработаны воском и канифолью, после чего возвращены в саркофаги. Также в них вложены копии документов о проведенных исследованиях. Гробницы и интерьер усыпальницы полностью реконструированы.

Характер и здоровье царя

Согласно заключению историка Н. Карамзина, царствование Ивана Грозного отличалось мудрым правлением в первой половине и беспощадной тиранией во второй. Из-за необъяснимого постоянного предчувствия смерти государь проявлял ужасную жестокость и даже садистские наклонности. Он часто был несправедливым, предпочитал устраивать суд и пытки самостоятельно.

Царь осознавал свою жестокость и многочисленные грехи, поэтому принял решение принять посмертный постриг и заранее выбрал место своей могилы, где и похоронен Иван Грозный. Согласно заключениям историков, его характер стал более жестоким после смерти первой жены Анастасии, от которой у него было 2 сына: Иван и Федор. Во второй половине 16 века в России и в Москве в частности началась эпидемия сифилиса, которая охватила перед этим и все европейские государства. Многие ученые приписывали царю черты сластолюбия и похотливости. Он еще много раз женился и при этом постоянно прелюбодействовал. По свидетельствам современника Дж. Гарсея, Иван Грозный хвастался тем, что «растлил много девиц и лишил жизни многих своих детей».

Поэтому многие ученые высказывали подозрения, что у царя был сифилис, акцентируя внимание на некоторых данных летописей и на свидетельствах его современников. Лечение данной болезни в те годы проводили при помощи сулемы, содержащей ртуть

Она оказывает негативное влияние на весь организм, включая нервную систему, вызывая состояние тревожности, психического перевозбуждения, пугливости. Такое лечение способствует появлению припадков эпилепсии, внезапных вспышек ярости. Все эти данные мог подтвердить или опровергнуть анализ останков из погребения, где похоронен Иван Грозный.

Умер ли Александр I в 1825 году

Ещё в конце 19 века распространилась молва, что скончавшийся в Сибири в 1864 году знаменитый местный старец Фёдор Кузьмич был никем иным, как императором Александром I, отрекшимся от соблазнов света. По поручению Александра III обстоятельства дела расследовал на месте сам обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Его расследование трудно считать объективным. В своих выводах Победоносцев исходил не из истины, а из соображений политической целесообразности, в его мнении. Он считал вредным для престижа правительства и династии поддерживать слух, что император ушёл от мира сего в иноки.

В 1920-е годы в эмигрантской печати прошли публикации, будто по смерти Фёдора Кузьмича его тело было доставлено в Петербург и в присутствии императора Александра II и министра двора Александра Адлерберга положено в склеп Александра I, дотоле пустой. Опровергнуть это «свидетельство» было, конечно, уже некому, а самое главное, что в 1864 году Адлерберг не был министром двора.

Однако 1920-е годы это как раз такое время, когда новая власть в России производила вскрытия различных старинных мощей и захоронений. Они бы и могли пролить свет на судьбу Александра I.

Режим работы Петропавловской крепости в 2021 году

У каждого объекта на территории крепости собственный режим работы, в целом они схожи, но есть некоторые отличия – мы рекомендуем ознакомиться с информацией перед посещением.

Заячий остров открыт ежедневно с 6:00 до 22:00.

Территория, огороженная крепостными стенами, доступна для посещения каждый день, с 10:00 до 21:00.

График работы всех объектов, расположенных на территории Петропавловской крепости.

Название Часы работы Примечание
Информационный центр в Иоанновском равелине Ежедневно, с 10:00 до 19:00. Билетные кассы закрываются на 1 час раньше (во вторник на 2 часа)
Стойка информации в Ботном доме Ежедневно, с 10:00 до 18:30.
Билетные кассы в Тюрьме Трубецкого бастиона Ежедневно, с 11:00 до 18:15. Во вторник кассы закрываются в 17:30
Билетная касса в «Музее космонавтики и ракетной техники» Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 18:15. Во вторник кассы закрываются в 17:30
Петропавловский собор Будние дни с 10:00 до 19:00;

Суббота с 10:00 до 17:45;

Воскресенье с 11:00 до 19:00. В дни богослужений график может быть изменен. Тюрьма Трубецкого бастиона – ежедневно, с 10:00 до 19:00.

Экспозиции:

  • «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1830 – 1918» (Комендантский дом);
  • «История Петропавловской крепости»;
  • Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»;

Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник экспозиции работают до 18:00.

Экспозиция «Музей науки и техники» – каждый день, кроме среды, с 11:00 до 17:00.

Выставочные залы:

  • Инженерный дом,
  • Невская куртина,
  • Иоанновский равелин,
  • потерна и казематы Государева бастиона.

Каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник работают до 18:00.

Образовательно-выставочный комплекс «Музей космонавтики и ракетной техники» – каждый день, кроме среды, с 11:00 до 19:00. Во вторник работает до 18:00.

Коллекция фарфора и стекла XVIII-ХХ веков (Фонд фарфора, керамики и стекла): посещения проводятся в понедельник и пятницу в 15:00.

Экскурсионный маршрут «Невская панорама» – каждый день с 10:00 до 19:30.

Роспись стен

Вообще любая роспись православного храма говорит прежде всего языком символов. Во всей системе росписи Архангельского собора очень много нового и уникального. Большое количество изображений святых князей здесь на столбах.

Как правило в храмах с византийской эпохи на столбах изображались святые воины и мученики, как столпы веры.

Мы здесь видим представленный целый пантеон этакой русской княжеской святости. Человек, который попадал в Архангельский собор, понимал, что русские князья почитаемы наравне с апостолами. На стенах Архангельского собора конечно же не изображались события российской истории. Стены украшались библейскими сюжетами, но в средние века в сцене падения Иерихона люди видели события Куликовской битвы, победу Руси над татарами.

Влияние исторических перемен и веяния времён

С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.

Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.

К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.

Петропавловский собор в XX — XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.

Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.

В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.

С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.

В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Иоанн Грозный. Первый царь

В 1533 году к власти пришел Иван Грозный. Он впервые в российской истории проходит обряд венчания на царство, как это было принято прежде в Византии. Теперь он именуется царь всея Руси. До Грозного правители Руси обряд миропомазания не проходили, потому именовались Великими князьями. Этот титул в Европе переводили как «принц» или «великий герцог». Царский же титул стоял наравне с титулом король. Это позволяло Грозному занять совершенно иную позицию в дипломатических переговорах.

Обретение Иваном Грозным царского статуса позволило ему сформулировать теорию, выделяющую царствующую ветвь из общего княжеского рода. Царь и его потомки теперь выделялись особой харизмой, благодатью, полученной через обряд царского венчания. Как один из куполов Архангельского собора отличается от остальных позолотой, так и царская семья отличается от своих великокняжеских родственников. В подтверждение этой теории Иван Грозный приказывает выделить для своего погребения отдельное место в Архангельском соборе. Внутри алтарной части с его южной стороны создается особая царская усыпальница, по сути отдельный храм в храме. Позже там будет похоронен сам Иван Грозный и два его сына.

В 1963 году останки Ивана Грозного были извлечены из усыпальницы и исследованы. Тогда впервые удалось установить, как действительно выглядел самый неоднозначный правитель в российской истории. Кроме этого ученые подтвердили точную дату его смерти — 18 марта 1584 года. Работами руководил известный антрополог Михаил Михайлович Герасимов.

По иронии судьбы отдельное захоронение внутри алтаря собора стало своеобразным памятником угасшему роду Калитичей. В ходе борьбы за власть они уничтожили друг друга, к семнадцатому веку в их роду не осталось ни одного законного претендента на трон. Через несколько смутных лет в усыпальнице Грозного похоронят царя уже новой династии, Бориса Годунова. Но очень скоро по приказу Лжедмитрия первого прах Годунова перенесут в Варсонофьевский монастырь. Это единственный случай перезахоронения царя из Архангельского собора.

Прошло много лет и люди забыли тонкости политических интриг смутного времени. Забылись имена, для большей части современных людей события тех лет — лишь увлекательный детектив, написанный историей. На стенах собора среди праведников и святых мучеников появляются портреты московских князей. Они представлены с нимбами, как святые, независимо от того были они канонизированы или нет. Рядом с каждым изображался святой покровитель князя, и каждый человек, приходящий в храм, мог убедиться в богоизбранности и высоком предназначении царской династии.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей. Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Легенды Петропавловской крепости

Остров, на котором стоит крепость имеет и второе название Люст-гольм. В переводе со шведского оно означает «весёлый». Когда этой землёй владели шведы, они обустроили на острове сад для празднеств и веселья. Отсюда и пошло такое название. После завоевания территории ей дали другое имя.

Несмотря на то, что авторство Петропавловской крепости принадлежит Жозефу Ламберу де Герену, в исторических архивах хранится перепись военного инженера Кирхенштейна с графом Александром Даниловичем Меньшиковым. Она содержит план строительства крепости, очень схожий с тем, который был воплощен в жизнь.

На некоторых стенах крепости отсутствует гранитная отделка. Эту особенность связывают со следующей легендой. Екатерина II, любуясь видами на Неву из окон Зимнего дворца, была расстроена состоянием Петропавловской крепости и приказала её облагородить. Но хитрые работники занялись обустройством только тех сторон, которые были видны из окон Эрмитажа.

Сегодня на территории Петропавловской крепости проводятся концерты и праздники. Гости Северной столицы могут опуститься в тюремные катакомбы и ощутить на себе все тяготы заключения. Для туристов открыты музеи и экспозиции.

«Барокко Петра»

Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.

Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести

Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.

Санкт-Петербургская епархия

С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.

Могила была пустой

Официального вскрытия могил императоров не производилось. Протоколы об этом если и составлялись, то до сих пор засекречены или утеряны. Устанавливать истину приходится по отрывочным свидетельствам «очевидцев» и «современников». А все понимают, насколько такие свидетельства субъективны, а иногда могут быть и просто выдуманы.

Многие свидетели говорили о том, что вскрытие гробницы Александра I, тайно произведённое большевиками в 1921 году, обнаружило её пустую. Однако все без исключения такие свидетельства, приведённые Эйдельманом в его книге-расследовании – из вторых и третьих рук. Они передают лишь слова других людей. Ни одно из них проверить сейчас не представляется возможным. Поэтому и не станем приводить их здесь.

«Казалось бы, достаточно для выводов, – писал Эйдельман, – что: 1) в 1921 году гробница Александра I была пуста; 2) отсюда с огромной долей вероятия следует, что она была пуста и до 1917 года».

Но есть и альтернативная версия. Её упомянул в своей книге воспоминаний «Эшелон», известный советский астрофизик Иосиф Шкловский (1916-1985). По его словам, он разговаривал когда-то со свидетелем вскрытия могилы адмирала графа Алексея Орлова, брата фаворита Екатерины II, победителя в Чесменском сражении.

Большевики искали несметные сокровища, которые якобы были положены в гроб графа. Не найдя богатств, разочарованные большевики выбросили труп Орлова в канал. Также могли поступить и с телом Александра I. Шкловский приводил ещё жалобу известного антрополога Михаила Герасимова, автора реконструкций лиц исторических персонажей по их черепам. Он неоднократно обращался к советскому правительству с просьбой разрешить эксгумацию могил императоров и в частности Александра I, но получал отказ.

Нелишне добавить, однако, что книга воспоминаний под авторством Шкловского вышла в свет в 1991 году – через шесть лет после его смерти.

Положить конец любым толкам и слухам могла бы эксгумация захоронений самодержцев в наше время. Но с этим явно никто не торопится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector