Новоспасский монастырь
Содержание:
- 15-17 века
- Архитектурные памятники и святыни
- Настоятели, наместники
- Островок спасения
- История
- Архитектурные особенности
- Молитва от рака
- 13-15 века
- Архитектурный ансамбль
- КОММУНИСТЫ ПРИШЛИ
- Почему монастырь называется ставропигиальным?
- История создания обители
- Внутреннее убранство монастыря
- Испытания в сложные периоды
- Усыпальница бояр Романовых в наши дни
- Перемещение монастыря на новое место и новое название
15-17 века
В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.
Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.
При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.
С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.
В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.
Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.
В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.
Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.
Архитектурные памятники и святыни
С трех сторон вокруг обители возвышаются городские кварталы, поэтому самый красивый вид на монастырский ансамбль открывается с реки. Сердцем монастыря считают величественный Преображенский собор, службы в котором проходят в теплое время года. При входе в храм размещено родословное дерево Рюриковичей, а его пол выложен массивными чугунными плитами. Внутри собора можно увидеть древние иконы и хорошо сохранившиеся настенные росписи, созданные известным художником XVII века Гурием Никитиным.
Спасо-Преображенский собор
С противоположной стороны от реки красуется одна из самых высоких в городе колоколен, которая по высоте лишь немногим уступает кремлевской колокольне Ивана Великого. Четырехъярусное здание поднимается на 80,4 м. Оно было возведено по проекту, созданному знаменитым русским архитектором И. П. Жеребцовым во второй половине XVIII века.
В прежние времена паломники входили в обитель через здание колокольни, а в наши дни вход расположен справа от нее. В колокольне находится храм Сергия Радонежского, а над ярусом, где висят колокола, установлены хорошо заметные издалека часы. Каждые полчаса они оглашают окрестные улицы и набережную красивым мелодичным боем.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Территория монастыря окружена мощными стенами, на которых возвышаются пять башен. Внутри сохранилось несколько построек XVII века: небольшой трехглавый Покровский храм, одноглавая церковь Святителя Николая, три братских корпуса и настоятельский корпус.
С восточной стороны к соборному храму примыкает церковь XVIII века, построенная в традициях классицизма и посвященная иконе Божией Матери «Знамение». В ней находится фамильная усыпальница, где на протяжении нескольких веков хоронили представителей княжеского рода Шереметьевых. К более позднему времени относятся здания квасоварни, иконной и свечной лавки, а также часовня над захоронением инокини Досифеи, известной в миру как княжна Тараканова.
Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Паломники приходят в обитель, чтобы помолиться перед иконой XVII века «Всецарица» и списком с образа «Нерукотворный Спас». Кроме того, они приезжают сюда, чтобы увидеть пояс Иоанна Кронштадтского.
Несколько лет назад на месте монастырской усыпальницы были созданы музейные экспозиции. Выставленные здесь реликвии и документы знакомят посетителей с историей монастыря и жизнью брата российского царя — С. А. Романова.
Настоятели, наместники
- Иоанн I (1330 — 1346)
- Петр (1346 — 1353)
- Иоанн II (Непейца) (1353 — 1374)
- Михаил (Митяй) (1375 — 1377)
- Симеон (1382 — 1382)
- Сергий I (1389 — 1389)
- Игнатий (1389 — 1404)
- Феодосий (1404 — 1404)
- Матфей (1404 — 1404)
- Иларион (1406 — 1406)
- Савва (1410 — 1410)
- Трифон (1453 — 1462)
- Свт. Вассиан I (Рыло) (1466 — 1468)
- Герман (1474 — 1474)
- Елисей (1483 — 1488)
- Афанасий I (Щедрый) (1496 — 1515)
- Савва (1526 — 1530)
- Феодосий (1539 — 1542)
- Нифонт I (Кормилицын) (1543 — 1554)
- Никифор (1554 — 1558)
- Галактион (1558 — 1565)
- Антоний (1565 — 1568)
- Вассиан II (1569 — 1575)
- Свт. Иов (1575 — 1581)
- Иоаким (1581 — 1589)
- Сергий II (1589 — 1589)
- Сильвестр (1589 — 1598)
- Закхей (1598 — 1599)
- Сергий III (1599 — 1606)
- Евфимий I (1610 — 1613)
- Иосиф I (1613 — 1619)
- Нифонт II (1623 — 1623)
- Лаврентий I (1627 — 1629)
- Митрофан (1629 — 1629)
- Тихон I (1630 — 1631)
- Иосиф II (1631 — 1637)
- Лаврентий II (1638 — 1638)
- Иона (1639 — 1645)
- Никон I (Минич или Минов) (1646 — 1649)
- Никон II (1649 — 1654)
- Питирим (1654 — 1655)
- Сергий IV (1656 — 1656)
- Иосиф III (1658 — 1663)
- Прохор (1663 — 1664)
- Иосиф IV (22 декабря 1664 — 9 августа 1674)
- Нифонт III (1674 — 1697)
- Макарий I (1674 — 1681)
- Гавриил I (Кичигин) (1681 — 1684)
- Игнатий (Римский-Корсаков) (1684 — 1692)
- Тихон II (Воинов) (3 апреля 1692 — 21 апреля 1695)
- Трифиллий (Инихов) (4 мая 1695 — 17 мая 1697)
- Исаия (1697 — 23 июля 1699)
- Иларион I (1699 — 1701)
- Иларион II (Властелинский) (1701 — 1702)
- Иоасаф II (1702 — 1710)
- Досифей (Глебов) (1710 — 1711)
- Моисей (1711 — 1714)
- Арсений (1715 — 1716)
- Сергий V (1716 — 1720)
- Иерофей (Прилуцкий) (1721 — 1728)
- Евфимий II (Коллети), Грек (1728 — 1730)
- Феофил (1730 — 1732)
- Иларион II (1733 — 1735)
- Никодим (Скребницкий) (февраль 1736 — 1738)
- Антоний (Илляшевич) (1739 — 1748)
- Гавриил II (Кременецкий) (5 апреля 1748 — 1749)
- Мисаил (Чирский) (1749 — 17 августа 1764 )
- Кирилл I (Ляшевецкий) (17 апреля — 6 августа 1758 )
- Симон (Лагов) (1764 — 1769)
- Иоанн III (Черепанов) (1770 — 1778)
- Иоасаф III (Маслов) (1779 — 1785)
- Павел (Пономарев) (14 января 1786 — 1794)
- Мефодий (Смирнов) (14 февраля 1794 — 1795)
- Амвросий I (Яковлев-Орлин) (1795 — 1796)
- Анастасий (Братановский-Романенко) (1796 — 1797)
- Иакинф (Карпинский) (1797 — 1798)
- Варлаам (Головин) (1799 — 1811)
- Сергий VI (Крылов-Платонов) (14 июня 1811 — 1812)
- Амвросий II (Орнатский) (1812 — 1816)
- Свт. Филарет (Дроздов) (март 1816 — 1819)
- Кирилл II (Богословский-Платонов) (1819 — 1824)
- Поликарп (Гойтанников) (1824 — 1834)
- Аполлос (Алексеевский) (1834 — 1851)
- Агапит I (Вознесенский) (1851 — 1852)
- Агапит II (Введенский) (август 1852 — 28 мая 1877)
- Порфирий (Успенский) (1878 — 19 апреля 1885) еп. б. Чигиринский
- Петр (Екатериновский) (9 августа 1885 — 27 мая 1889) еп. б. Томский
- Иосиф (Чепиговский) (22 июля 1889 — ?) еп. б. Владикавказский
- Нестор (Метаниев) (16 декабря 1889 — 29 января 1894) еп. б. Смоленский
- Анатолий (Станкевич) (29 января 1894 — 20 декабря 1898) еп. б. Калужский
- Климент (Стояновский) (1898 — 1906)
- Борис (Шипулин) (1906 — 1909)
- сщмч. Макарий II (Гневушев) (1909 — 1914)
- Евфимий III (Елиев) (1914 — 1918)
- Кирилл (Соколов) (конец 1917 — 1920)
- Палладий (Добронравов) (1919 — 1922)
- сщмч. Павлин (Крошечкин) (1920 — 1921)
- сщмч. Евгений (Кобранов) (1921 — 1922)
- Алексий (Фролов) (март 1991 — 22 марта 2011) архиеп. Костромской
- Савва (Михеев) (22 марта 2011 — 14 июля 2018)
- Иоанн (Руденко) (14 июля 2020 — 26 февраля 2019)
- Дионисий (Порубай) (с 26 февраля 2019)
Островок спасения
На территории Новоспасского монастыря – 6 соборов, колокольня, башни и часовни, братский корпус и хозяйственный двор.
Общественное значение
Здесь проводятся симпозиумы, создано издательство, выпускающее религиозную и учебно-просветительскую литературу. Каждый номер журнала освещает нравственную тему: мужество и свобода, справедливость и любовь, победа, терпение и борьба.
Наставлению в православной христианской вере подчинена работа монастырского сайта, воскресной школы и молодежного объединения. В воскресной школе, работающей 20 лет, 7 возрастных групп. Здесь воспитывают сердца детей, стремятся воспитать христианина – доброго, милосердного, отзывчивого, участливого.
В основу работы молодежного объединения «Молодая Русь» положены инициативы ее участников, главное желание которых – стремление быть вместе с православными сверстниками. Мероприятия носят открытый характер, присоединиться к ним может каждый желающий.
В монастыре ежегодно проходит благотворительная Рождественская ярмарка и действуют два гуманитарных пункта сбора и выдачи одежды и обуви для малоимущих и бездомных. Систематически ведется работа по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым.
При монастыре открыта церковно-певческая школа для мальчиков. Знаменитый Новоспасский мужской хор – визитная карточка монастыря. Поклонники называют хор голосом русского монашества.
Монастырский сад
Территория монастыря очень ухоженная. Династия Романовых стремилась к тому, чтобы в монастыре росли розы. За последние 20 лет в Новоспасской обители создан прекрасный сад, в котором работают только 2 садовника. Мощные стены создали здесь уникальный микроклимат: 600 кустов выращиваемых в саду роз подобраны так, что цветут с ранней весны до поздней осени. Цветники украшают крокусы и тюльпаны, жасмин и магнолии. Редкий бело-розовый сорт сирени источает тонкий аромат.
Яблони, вишни, черная рябина ломятся под тяжестью плодов. Удивляют в саду абрикосы, персики и виноградные лозы, поспевающие к празднику Спаса. Фруктовая плантация высажена на месте уничтоженного в советское время некрополя. В специальном вольере живут белки.
Монашеский труд
Большинство братии монастыря – москвичи. Древняя обитель живет привычным монастырским распорядком, в котором соединена молитва и труд. Монахи молятся за весь мир. Каждый день и час насельника построен на послушании, которые поставлены выше поста и молитвы.
На территории монастыря работают ювелирная, столярная и ткацкая мастерские. Ткани, изготовленные здесь, украшают театры страны. Трапезная «Паломник» и продуктовая лавка при трапезной поражают изобилием. Здесь сборы трав, многочисленные сорта масел, пряники и шоколад, мед и конфеты из сухофруктов. Популярностью пользуется бездрожжевой хлеб по монастырскому рецепту. Выпеченные за ночь буханки раскупают утром еще теплыми.
В Новоспасском монастыре ежедневно совершаются богослужения, на которые собираются сотни прихожан, туристов и паломников. В обитель приходят поклониться чудотворным иконам, прикоснуться к древним святыням. Люди несут сюда болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. Приходящий с искренней верой и нуждой в помощи получает ее в виде облегчения и укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.
Здесь хочется верить в справедливость мироустройства, отбросить досаду и горькую иронию, остановиться на миг среди суеты и вдохнуть полной грудью, даже всплакнуть. Хочется улыбнуться цветам, пушистым елочкам, чистенькой кошке – ведь это обитель победившего добра и мира, островок, отгороженный высокими стенами от шумного города.
История
Новоспасский монастырь, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холме в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а настоятель архимандрит Симеон был убит. В конце 15 века монастырь был переведён на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег реки.
Новоспасский монастырь
По местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.
Крепостные стены
Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.
Спасо-Преображенский собор
В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17 веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Пётр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Федор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали монастырь царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать, но чудом ей удалось уцелеть.
В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества и монастырь стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравственного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.
В 1918 году обитель была закрыта. Территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать постройки. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии и стала восстанавливаться.
Архитектурные особенности
Монастырский ансамбль вызывает восхищение, смешанное с чувством умиротворения и покоя, и завораживает великой тайной бытия. Под красивой, устремленной ввысь колокольней высотой 80,4 м – главные ворота обители.
Во втором из 4 ярусов Новоспасской колокольни – церковь святого чудотворца Сергея Радонежского. Над верхним ярусом издалека видны новоспасские часы. Через каждые полчаса их мелодичный бой оглашает окрестности. Проектировал колокольню зодчий Иван Жеребцов.
Величественная, гордая, удивительно стройная, будто парящая в небе, колокольня – главное украшение. У ее основания, на временной звоннице, – огромный 16-тонный «Романовский» колокол, отлитый в честь 400-летия царствующего дома Романовых.
Гордость Новоспасской обители – собор Преображения Господня. Величественный четырехстолпный, пятикупольный собор начал строить первый государь российский Михаил Федорович Романов, закончил строительство сын и престолонаследник Алексей Михайлович. Строгая внешняя простота четырехугольного в основании здания усиливает величавую монументальность сооружения. Свод здания поддерживают 4 массивных четырехгранных столба. Каждая сторона здания оформлена тремя апсидами (полусводами).
Вплотную к собору примыкает трехглавая Покровская церковь, имеющая общий внешний притвор с собором. Церковь построена в 1675 году царем Алексеем Михайловичем, на строительство государь пожаловал 5000 рублей, кладка велась государевыми каменщиками. Трехглавый храм выдержан в русском стиле. Внутри храма – три придела.
С северо-запада к собору вплотную примыкает Знаменский храм. Церковь возведена Михаилом Федоровичем в почитание иконы «Знамение Богоматери» – семейной реликвии царской династии.
Маленький однокупольный Никольский храм замыкает корпус братских келий вдоль восточной стороны монастырского подворья. Храм построен на средства князя Якова Черкасского в 1652 году. Храм служил монастырской больницей. В подвале Никольского храма в каменных мешках содержались опаснейшие уголовные преступники и еретики. Богослужения в храме продолжались до 1926 года – с улицы церковь имела отдельный вход, и приходская полулегальная община проводила уставные службы с риском для жизни.
Внутри фундамента собора Спаса Преображения приютилась усыпальница царской династии Романовых. Здесь покоятся останки 70 членов династии Романовых и их друзей. В усыпальнице хоронили знатных бояр, настоятелей монастыря, иерархов Православной Церкви. Последним здесь захоронен прах великого князя Сергея Александровича Романова, дяди Николая II, прах которого в 1995 году с почестями перевезли в монастырь.
Рядом с усыпальницей – крошечный храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Образованный в 1902 году, он самый «молодой» из храмов монастыря. Преподобный роман Сладкопевец, живший в Константинополе в VI веке, сочинитель молитв и псалмов, почитался царской семьей.
Молитва от рака
Искренняя молитва, конечно же, обязательная составляющая исцеления от любой болезни.
Необходимо отметить, что в наше время раковые заболевания просто так никого не поражают. Высшие Силы используют подобные заболевания для того, чтобы простимулировать духовный рост личности. Человеческая цивилизация вступила в новую эру, когда духовное превалирует над материальным. Усилился энергетический обмен между людьми. Если человека наполняет злость, агрессия, зависть, то он становится как бы раковой опухолью для Вселенной и должен быть уничтожен.
Здесь нет ничего личного, Вселенная просто заботится о своем самосохранении, ведь если Высшие Силы допустят увеличение количества больных агрессией людей, то погибнет сама Вселенная и вместе с ней и все остальные здоровые организмы. Если человек заболел раком, необходимо помнить, что это уже последнее предупреждение его о том, что нужно измениться и пойти в жизни по-другому пути – пути духовного развития. И погибает только тот, кто не услышал, не понял предупреждения и продолжает существовать в заблуждениях.
Раковые заболевания поражают, в первую очередь, вечно всем недовольных людей, которые часто обижаются на других. Недовольство и обиды снижают в нашем организме запас Любви, дарованной нам Творцом при рождении. Помните, что как только вы выражаете и копите в себе негативные эмоции, вы начинаете служить Темным силам. И это непросто слова. С этой минуты вы начинаете медленное уничтожение себя.
Мы рекомендуем больным раком применить комплексный подход, чтобы избавиться от рака. Только в комплексе средств духовных и физических, получится победить болезнь, а точнее трансформироваться таким образом, чтобы заболевание само вас покинуло. Измените свои убеждения, станьте оптимистом, не смотря ни на что, займитесь молитвами, духовным и физическим развитием.
13-15 века
Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.
Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.
Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.
В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.
По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.
Архитектурный ансамбль
Фото из «Коллекции достопримечательностей Российской империи», 1911—1912 гг. Основные здания и сооружения Новоспасского монастыря:
- Огромный для своего времени шестистолпный Преображенский собор; строился в 1645—1649 гг. иждивением царя Михаила Феодоровича; для росписи из Костромы был приглашён Гурий Никитин.
- Покровская церковь с трапезной (1670-е годы)
- Стены и башни монастыря 1640—1642 гг. постройки.
- Братские кельи с Никольской церковью.
- Настоятельские палаты рубежа XVII и XVIII вв.
- Колокольня высотой 78 метров, одна из самых высоких в дореволюционной Москве, построена в 1759—1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной в 1622 году патриархом Филаретом.
- Знаменская церковь (1791—1795 гг., архитектор Е. Назаров).
КОММУНИСТЫ ПРИШЛИ
После октябрьского переворота уничтожалось все связанное с именем императорской семьи. Однако Новоспасский монастырь, усыпальница Романовых уцелел, их прах не был осквернен.
Пол в зале по преданию был залит толстым слоем бетона, копать не стали. Потому ,что захоронения сделаны очень глубоко, но мы знаем советскую власть не останавливали никакие препятствия на пути осквернения Православных святынь. То, как они сохранились от надругательство — тайна, которую мы наверно на этом свете не узнаем.
Усыпальница Романовых была восстановлена в конце 90-х годов XX века. Четырехсот летняя связь с царской династией и сегодня предопределяет образ монастыря.
Новоспасский монастырь при большевиках
До революции главной святыней был Образ Спаса Нерукотворного самый почитаемый на Руси. В Новоспасском монастыре находится список с чудотворного образа. Сама икона исчезла из обители с приходом к власти большевиков.
В 1918 году монастырь закрыли , в ее стенах коммунисты устроили женскую тюрьму. Таганка не вмещала всех мешающих новой власти , а расстреливать быстро еще не научились.
Сидела здесь и дочь Льва Толстого Александра, в ее воспоминаниях есть записи о том, как их заставляли раскапывать могилы и искать сокровища, коммунисты очень любят чужие сокровища, вроде у нас не было фараонов, чтоб закапывать с гробом золото и бриллианты, но кто поймет логику бесноватых коммуняк, перерыли весь монастырский некрополь.
Сегодня некоторые сохранившиеся памятники, стоят вдоль стен обители. Правда, все монастырские храмы в годы советской власти уцелели, кресты сняли , но на центральном куполе Преображенского Собора они чудом уцелели.
В галереи собора сохранились уникальные фрески XVII века с изображением основателей собора , первых царей Романовых,а на потолке можно увидеть генеалогическое древо Рюриковичей. Оно начинается с Равноапостольных князей Владимира и Ольги.
В семье Рюриковичей самое большое количество Святых в одном роду, которое нам известно. Фрески уцелели, благодаря тому , что Спасо-Преображенском соборе размещался архив НКВД. Роспись была закрыта стеллажами с документами.
Монастырь в конце тридцатых годов планировали взорвать , но помешала Великая Отечественная Война, а после нее об этих планах забыли, а может немного вразумились.
В 60-ые годы началось выселение из монастырских келий жильцов и организаций. В 1967 году был закрыт медвытрезвитель в Знаменском Храме, а через год на территории создается Музей истории и современные практики реставрационного дела в СССР, тогда же началось медленное восстановление монастыря.
Расписание Новоспасского монастыря
Почему монастырь называется ставропигиальным?
Новоспасский монастырь относится к ставропигиальным, так называются монастыри, независимые от власти местного архиерея и находящиеся в прямой подчиненности Патриарху. Издревле в главном храме обители, получившей статус ставропигиальности, православный крест устанавливается собственноручно Патриархом.
Ставропигальность (крестоутвержденность) – высочайший статус, избранность среди православных монастырей. Правление ставропигиальным монастырем находится в руках наместника, имеющего чин архимандрита. В Москве сегодня всего 7 (семь) ставропигиальных мужских обителей.
История создания обители
Этот монастырь является одной из старейших московских обителей и был основан князем Даниилом. Находился он на том месте, где сегодня располагается Данилов монастырь. Новоспасская же обитель просуществовала там лишь несколько десятков лет, после чего была перенесена на Боровицкий холм, к Преображенской церкви. В середине XIV века здесь строят каменный Преображенский храм, а также другие сооружения. На тот момент обитель называлась просто Спасской. В период Иоанна Третьего великокняжеский дворец начали активно расстраивать, из-за чего монастырь перенесли на Васильевский стан. Именно тогда обитель сменила название. В конце XV века заложили и освятили Преображенский храм. В этот период монастырь стал местом усыпальниц боярских родов, включая Романовых.
Позже обитель начала выполнять и еще одну функцию – ее превратили в крепость, которая защищала Москву. Со временем деревянную стену, окружавшую монастырь, заменили каменной. В середине XVII века сюда перенесли образ нерукотворного Спаса, однако в советский период он исчез. В это же время в обители построили застенки, где держали еретиков и преступников. Начиная с правления Петра I, обитель постепенно приходила в упадок – ее имущество расхищали, часть строений сгорела. Однако в период чумной эпидемии именно Новоспасский монастырь принимал москвичей из разных уголков города. В начале XX века обитель снова расцвела, став центром религиозного просвещения, но с приходом советской власти монастырь закрыли, превратив в концлагерь. Позже уничтожили некрополь обители, а на территории разместили архив, склад, вытрезвитель. Лишь в 1990 году обитель вернули верующим, а со временем монастырь постепенно восстановили.
Внутреннее убранство монастыря
Внутренняя высота храма от пола до купола составляет 36 метров. Пол храма выложен массивными чугунными плитами. Красочная узорчатость и причудливость архитектурных деталей внутреннего убранства собора, идущие из русской древности, контрастируют с внешней строгой торжественностью.
Внешне собор очень похож на Успенский собор в Московском Кремле. Росписью храма в 1689 году занимался приглашенный из Костромы знаменитый мастер иконописи и росписи фресок Гурий Никитин. В росписи сводов галереи монастыря есть генеалогическое древо Рюриковичей-Романовых.
Этот род подарил Вселенской Церкви 63 святых. Все цари на этом древе изображены в полный человеческий рост. Еще очень показательно и совершенно необычно для православных храмов то, что паперть украшают изображения десяти античных философов (в их числе Аристотель, Платон и Гомер).
Величественный пятиярусный иконостас устроен по древнерусской церковной традиции. Сам иконостас установлен не так давно, взамен старинного, разрушенного в лихие времена богоборчества. Иконы в нем все древние, посреди него – Христос спаситель в образе Вечного архиерея.
Испытания в сложные периоды
Серьезным испытанием монастыря стало вторжение в Россию Наполеона. Французские солдаты разграбили храмы, перевернули вверх дном акрополь, пытали иноков, надеясь найти спрятанные сокровища. Под Преображенским собором вырыли ямы для взрывчатки, пытаясь взорвать храм, но не успели. Раны, нанесенные войной, монастырь залечивал до 1840 года.
После революции 1917 года монастырь закрыли, монахов прогнали, монастырь превратили в женскую тюрьму. Революционные солдаты напрасно перерыли акрополь второй раз: французские грабители еще до них опустошили могилы.
В храме устроили бараки для уголовников и политзаключенных. В годы репрессий здесь расстреливали заключенных, заставляя самих рыть могилы. В 1918 году в монастыре расположилось Главное управление местами заключения. Здания передали в распоряжение НКВД – здесь хранили архивы и конфискованную мебель. В Никольском храме устроили картофелехранилище. Строения ветшали, и новая власть намеревалась взорвать монастырь, но планам помешала Великая Отечественная война.
После войны в церкви устроили санпропускник – душевую с вошебойкой – в помощь расположенной рядом таганской тюрьме. Позднее санпропускник приспособили под вытрезвитель.
В 1968 году в монастыре начались реставрация. В 1991 году Новоспасский монастырь возвращен Русской православной Церкви. 23 марта 1991 года в обители прошла первая божественная Литургия и постепенно наладилась монашеская жизнь.
Усыпальница бояр Романовых в наши дни
История Новоспасского монастыря состоит из периодов расцветов и разрушений. В советское время монастырь был отдан на поругание и разрушение, однако в 1991 году, когда монастырь был вновь передан Православной Церкви, жизнь вернулась в него. Соборы и усыпальница бояр Романовых были восстановлены.
План Новоспасского монастыря
Напротив входа в монастырь расположен Спасо-Преображенский собор, в крипте (подземном сводчатом помещении) которого находится усыпальница бояр Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца.
Спасо-Преображенский собор
Вход в усыпальницу с северной (левой) стороны храма.
Усыпальница бояр РомановыхУсыпальница бояр РомановыхНадгробие инокини Марфы
В усыпальнице находятся около семидесяти захоронений бояр Романовых, включая родоначальника династии Романовых — Романа Юрьевича Захарьина. Именно в честь его небесного покровителя был устроен в усыпальнице храм святого преподобного Романа Сладкопевца. Также здесь находится музей, где установлены застеклённые витрины с артефактами из захоронений бояр Романовых и фотографиями, где отражена история Новоспасского монастыря.
Последний Государь император Николай II не раз посещал Новоспасский монастырь. В один из его визитов в 1900 году братия монастыря обратилась к нему за разрешением устроить в усыпальнице монастырский храм.
Храм прп. Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых
Освящён храм был в 1902 году. На освящении храма присутствовали Великий князь Сергей Александрович Романов, в то время бывший генерал-губернатором Москвы с супругой Великой княгиней Елизавета Фёдоровной. Мы не случайно говорим о них, потому что в усыпальнице находится захоронение Сергея Александровича.
Надгробие великого князя С.А.Романова
Человек праведной жизни и глубокой веры, много послуживший на пользу своему Отечеству, много сделавший для нашей столицы, в 1905 году он был убит бомбой, брошенной террористом-революционером.
Останки Великого князя были захоронены в склепе Чудова монастыря в Кремле. Монастырь в 1929 году был большевиками взорван, однако останки чудом сохранились и были торжественно перенесены в 1997 г. в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре.
При входе в обитель мы видим памятный крест. Это точная копия креста, находившегося в Кремле на месте мученической кончины Великого князя. Крест был сделан по проекту художника В.М.Васнецова.
Копия памятного креста на месте гибели великого князя С.А.Романова
Сразу при входе в Новоспасский монастырь, справа от ворот, внимание привлекает небольшое сооружение – часовня, которая возведена над местом упокоения инокини Досифеи (ум.1810 г.), знаменитой княжны Таракановой, — женщины, заявившей свои права на российский престол и оказавшейся жертвой политических интриг. Возможно, она является дочерью императрицы Елизаветы и Григория Разумовского
Однако, её история и происхождение до настоящего времени остаются загадкой. Тем не менее согласно табличке, размещённой на часовне, её прах находится в усыпальнице бояр Романовых
Возможно, она является дочерью императрицы Елизаветы и Григория Разумовского. Однако, её история и происхождение до настоящего времени остаются загадкой. Тем не менее согласно табличке, размещённой на часовне, её прах находится в усыпальнице бояр Романовых.
Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой)
В монастыре постоянно молятся об упокоении тех, кто погребён в усыпальнице бояр Романовых, чтобы Господь удостоил их Царствия Небесного. Каждую субботу в храме Романа Сладкопевца совершается литургия и панихида по всем погребённым в усыпальнице бояр Романовых. История Новоспасского монастыря продолжается.
Перемещение монастыря на новое место и новое название
Бурное строительство в Кремле привело к тому, что Спасский монастырь оказался стиснутым со всех сторон новыми постройками.
Городское строительство в Москве. Миниатюра из летописного свода XVI века
В итоге Иван III принял решение, что для монастыря нужно найти другое, более подходящее место. Такое место было найдено в пяти километрах от Кремля на Крутицком холме. Итак, в 1490 году монастырь был перемещён на новое место и получил название: Новоспасский монастырь. История Новоспасского монастыря продолжилась на новом месте.
Вид с Москва-реки
Новоспасский монастырь–один из монастырей-сторожей Москвы
После перенесения на новое место монастырь был окружён крепостными стенами и башнями, что определило и новые его функции: монастырские стены в военное время превращали монастырь в крепость.
Сначала крепость была деревянной, только Спасо-Преображенский собор — каменный. Иван Грозный значительно укрепил крепостные бревенчатые стены и башни, окружил крепость рвом и земляным валом.
Так Новоспасский монастырь занял своё место в оборонном кольце Москвы вместе с другими монастырями – сторожами. Он защищал Москву от нападения татар с наиболее опасной южной стороны.
Стены и башни с бойницами Новоспасского монастыря
Крутицкий холм был удобным сторожевым пунктом на подступах к Москве. Монастырские стены и башни с бойницами были специально устроены так, чтобы успешно отражать нападение многочисленных врагов с помощью пушек и ружей. В 16 веке Спасский монастырь трижды отражал нападение татарских войск.
Стены и башни Новоспасского монастыря
В Смутное время, когда пресеклась царствующая династия Рюриковичей, в страну хлынули враждебные России польско-литовские захватчики, и монастырь был разорён. Тяжёлое зрелище представляла тогда опустошённая и ограбленная обитель. Вид разорённой святыни укрепил решимость Дмитрия Пожарского и его дружины спасти Москву или умереть.
Минин и Пожарский. М.Скотти
В 1612 году поляки были выбиты из Кремля, и страна стала постепенно возрождаться.
Дальнейшая судьба России зависела от того, кто её возглавит. Православные молились о даровании России достойного Государя. Избранником народа стал 16-летний Михаил Фёдорович Романов. С этого времени история Новоспасского монастыря соединилась с историей царского дома Романовых.