Хиландар

Священные предметы [ править ]

Икона из Божией Матери «Троеручица» ( Троеручица )

Среди многочисленных реликвий и других святынь хранивших в монастыре находится в чудотворную икону из Божией Матери «из Акафиста », то праздник которого празднуется 12 января С Афона использует традиционный юлианский календарь , на следующий день они , как назвать 12 января в настоящее время приходится на 25 января по современному григорианскому календарю .

Скульптура на скале, изображающая святого Симеона, основателя монастыря Хиландар.

В монастыре также находится Чудотворная икона Пресвятой Богородицы « Трехручная (греч. Tricherusa , серб. Тројеручицa), которая традиционно ассоциируется с чудесным исцелением святого Иоанна Дамаскина . Около 717 года святитель Иоанн стал монахом в монастыре Мар Сабва за пределами Иерусалима и передал икону находившейся там монашеской общине. Позже икона была предложена святителю Савве Сербскому , который передал ее хиландару. Копия иконы была отправлена ​​в Россию в 1661 году, с этого времени она высоко почитается в Русской Православной Церкви . У этой иконы два праздничных дня: 28 июня (11 июля) и 12 июля (25 июля). Также ИмператорМеч Стефана Душана находится в монастырских сокровищах .

В библиотеке хранится 181 греческая и 809 славянских рукописей, около 20 000 печатных книг (3 000 на греческом языке).

В монастыре проживает около 45 действующих монахов.

Состав

Собор монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы. Помимо собора в Хиландаре есть ещё 13 маленьких церквей и часовен, среди которых: Покрова Пресвятой Богородицы, святых Архангелов, святого Предтечи Господня Иоанна, святых Двенадцати Апостолов, первомученика Стефана, Cорока мучеников Севастийских, святителя Николая Чудотворца, великомученика Димитрия Солунского, преподобного Симеона и святителя Саввы Сербских, великомученика Георгия Победоносца. К монастырю приписаны также 15 келий с 30-ю храмами и одно подворье, находящиеся в самой Карее и вне ее. Среди келий — знаменитая на Афоне келия святителя Николая Чудотворца, прозванная «Белозерка», которая славится своими иконописцами. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием 800 славянских манускриптов, пергаментных рукописей с церковными текстами и музыкой и 7 тыс. книжных изданий.

Монастыри Афона в Греции

Монашеская жизнь и молитва продолжаются на Афоне с IV века. Особый этап в истории занимает VII век, когда после вторжения мусульман в земли Византии многие монахи и отшельники прибыли на остров. В это же время по решению Трулльского собора полуостров был передан под монашеские обители.

Длина острова — 60 км, здесь находится множество икон, мощей святых и других реликвий.

Монашеская гора известна на весь мир запретом на въезд для женщинЗдесь запрещены даже животные женского пола, исключением являются куры и кошки. Однако известны случаи пребывания женщин на полуострове: монахи принимали семьи беженцев во времена военных действий.

Сейчас на Святой горе Афон — 20 монастырей, которые имеют статус патриарших ставропигий и являются общежительными. 17 из них — греческие монастыри, 1 — российский, 1 — сербский, 1 — болгарский. Создавать новые монастыри на Святой горе запрещено.

Первенствующий монастырь Святой горы — Великая Лавра

Лавра Святого Афанасия основана в 963 году святым Афанасием Афонским. В лавре располагается кафоликон Благовещения (соборный храм); ее главные святыни — крест и жезл святого Афанасия, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса». Здесь хранится самое большое количество церковных реликвий на полуострове (рукописи, исторические документы, фрески и др.). В монастыре проживает 50 монахов, каждый выполняет свои обязанности. Монастырь открыт круглый год от рассвета и до захода солнца. Многие паломники стремятся подняться на вершину горы к кресту — пешком или на мулах. Есть два пути: короткий крутой и более пологий. В среднем, подъем занимает около 6–8 часов.

Vasilis Karamanlis

Монастырь Ватопед 

торой в иерархии Святой горы, один из наиболее древних и крупных, создавался в 972–985 годы тремя монахами — учениками преподобного Афанасия Афонского, имеет обширную библиотеку древних рукописей и кодексов, два скита, кельи и подворья. Основные святыни — часть Животворящего Креста, честной пояс Богородицы. Монументальный монастырь окружен высокой стеной. Здесь проживает около 50 монахов, сейчас ведутся работы по восстановлению больших зданий.

Греческий православный Иверский монастырь 

Известен также как Иверон: на северо-востоке полуострова построен грузинским монахом в конце X века на берегу моря. В Ивероне, третьем монастыре в иерархии Афона, хранится самое большое количество мощей святых и чудотворная икона Вратарница. В XVI веке монастырь был украшен фресками. Монахи активно занимаются восстановлением исторических зданий вокруг монастыря. Здесь проживает около 30 монахов и послушников.

Свято-Пантелеимонов монастырь

Bзвестен многим как русский монастырь на Афоне (Россикон), в иерархии занимает 19-е место. В нем находятся типичные образцы русской фрески. Здесь хранятся многие бесценные святыни и мощи святых. Образован на основе русского поселения, образовавшегося на полуострове в XI веке, формальный статус монастыря получил в 1169 году. Полностью стал русским в конце XIX века. В настоящее время его подворья в России располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Территория напоминает небольшой город со множеством строений и купольных церквей. Кроме монастырей, на территории полуострова Святой Горы разбросано 12 скитов, многие из которых являются крупными поселениями и отличаются от монашеских обителей только статусом. Россикон был перестроен в XIII веке после крупного пожара. В братство обители входит около 40 монахов.

Vasilis Karamanlis

В особом районе на юге Афона селятся монахи-отшельники. Дорога сюда довольно непроста и опасна: по узкой тропе вдоль отвесной скалы.

Паломнику[править]

Телефон:

+30 23770 23797, +30 23770 23760

Проезд:

Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от монастыря Эсфигмен (40 мин ходьбы); от монастыря Зограф (2ч 30м ходьбы); или от монастыря Ватопед (4ч ходьбы).

Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).

Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Источники [ править ]

  • Димитрий Богданович; Воислав Й. Джурич; Деян Медакович; Миодраг Дордевич (1997). . Монастырь Чиландар.
  • Жиркович, Сима (2004). . Молден: издательство Blackwell Publishing.
  • Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) . . Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет Press.
  • Сретен Петкович (1 января 1999 г.). . Институт защиты памятников культуры Республики Сербия. ISBN 978-86-80879-19-2.
  • Бранислав Цветкович (2002). . Zavičajni muzej. ISBN 978-86-902543-2-3.
  • Миодраг Б. Бранкович; Марин Брмболич; Милорад Милькович; Верика Ристич. . Republički zavod zaštitu spomenika kulture. ISBN 978-86-80879-48-2.
  • Райко Р. Каришич; Михайло Митрович; Гордана Найчевич (2003). . Р. Р. Каришич. ISBN 978-86-85345-00-5.
  • Панајотис К. Христу (2007). . Књижевне новине . Белград: Проект Растко.
  • Радич, Радмила. Hilandar u državnoj politici kraljevine Srbije i Jugoslavije 1896-1970. Izdavac Javno Preduzece Sluzbeni List Srj, 1998.
  • Живоджинович, М. (1998) Властелинство манастира Хиландара у среднего века. u: Суботич Г. (ур.) Манастир Хиландар, Белград: SANU — Galerija
  • Джурич, VJ (1964) Fresques médiévales à Chilandar. в: Actes du XIIe Congrès International d’études Byzantines, Охрид, 1961, Белград, 68.
  • Хостеттер, WT (1998) В самом сердце Хиландара: интерактивная презентация фресок в главной церкви монастыря Хиландар на горе. Афон. Белград, CD-ROM
  • Тодич, Бранислав (1999). . Белград: Драганич.

Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом

— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон? 

— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.

Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом. 

Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность. 

Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру,  прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь.  Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.

На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь. 

Так, однажды геронда Григорий на трапезе говорит: «Есть такой-то монах на трапезе?» — «Нет, он болеет.» – «Вот, братия, посмотрите, – геронда специально говорил в отсутствие этого монаха. – Вы слышите его имя когда-либо в монастыре, на службе?» — «Нет.» – «А почему не слышно, как вы считаете? Потому, что он всегда везде вовремя: на Богослужении, на работе,- не выделяется, не опаздывает, старается быть ровным, незаметным. И так годами, из года в год . Никто о нём ничего не слышит, ничего не знает. Вот так люди сегодня прячутся от мира. Это не потому, что они такие скромные или «крутые», а потому что они уверены: ничего они из себя не представляют такого, что можно рекламировать». 

Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться. 

История

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар«. По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте — «шаланда») .

В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Хиландарский монастырь

Хиландарский монастырь на святой горе Афон длительное время процветал

Начиная с 1293 года Хиландарский монастырь начал процветать. Произошло это его второму ктитору сербскому королю Стефану Урошу. Из стен обители постоянно выходили боголюбивые сербские патриархи и епископы.

Иноки обители славились своей духовной мудростью. Сербские цари всегда много жертвовали находящемуся на Афоне Хиландару. Переводы с греческого языка на славянский написанной здесь духовной литературы, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.

Король Урош III. Литография Анастаса Йовановича. С имнем сербского короля Урош III связывается длительный период процветания афонского монастыря Хиландар. Фото: upload.wikimedia.org

С падением Византийской империи многие монастыри потеряли своих благотворителей. Хиландар же процветал даже во времена турецкого владычества. Даже в сложных условиях обитель поддерживала стабильное существование.

Стоит отметить, что много раз прот избирался из сербских монахов, состоящих в его братии. Это указывает на значение Хиландарского монастыря на Святой Горе.

Хиландарский монастырь стал приходить в упадок, начиная с XVII века.

В упадок монастырь стал приходить, начиная лишь с XVII века. В это время турки упразднили сербское автономное правление и заставили страну починяться Вселенскому патриарху. Он стал исполнять в стране функции как духовного, так и светского правителя христианских подданных Османской империи.

Восстановился же монастырь благодаря благочестивым купцам из Венеции, а также пожертвованиям от болгар. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.

Источники [ править ]

  • Димитрий Богданович; Воислав Й. Джурич; Деян Медакович; Миодраг Дордевич (1997). . Монастырь Чиландар.
  • Жиркович, Сима (2004). . Молден: издательство Blackwell Publishing.
  • Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) . . Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет Press.
  • Сретен Петкович (1 января 1999 г.). . Институт защиты памятников культуры Республики Сербия. ISBN 978-86-80879-19-2.
  • Бранислав Цветкович (2002). . Zavičajni muzej. ISBN 978-86-902543-2-3.
  • Миодраг Б. Бранкович; Марин Брмболич; Милорад Милькович; Верика Ристич. . Republički zavod zaštitu spomenika kulture. ISBN 978-86-80879-48-2.
  • Райко Р. Каришич; Михайло Митрович; Гордана Найчевич (2003). . Р. Р. Каришич. ISBN 978-86-85345-00-5.
  • Панајотис К. Христу (2007). . Књижевне новине . Белград: Проект Растко.
  • Радич, Радмила. Hilandar u državnoj politici kraljevine Srbije i Jugoslavije 1896-1970. Izdavac Javno Preduzece Sluzbeni List Srj, 1998.
  • Живоджинович, М. (1998) Властелинство манастира Хиландара у среднего века. u: Суботич Г. (ур.) Манастир Хиландар, Белград: SANU — Galerija
  • Джурич, VJ (1964) Fresques médiévales à Chilandar. в: Actes du XIIe Congrès International d’études Byzantines, Охрид, 1961, Белград, 68.
  • Hostetter, WT (1998) В самом сердце Хиландара: интерактивная презентация фресок в главной церкви монастыря Хиландар на горе. Афон. Белград, CD-ROM
  • Тодич, Бранислав (1999). . Белград: Драганич.

Православные празднуют Собор преподобных отцов Хилендарского монастыря 13 июня

Православные церкви, в том числе и Русская Православная Церковь, чтут Собор преподобных отцов Хиландарского монастыря. Это сербские святые, прошедшие иноческую школу в Хиландаре. Их память празднуется 13 июля.

Собор Афонских святых. XVIII век. В состав Афонских святых входят и преподобные отцы Хиландарского монастыря. Православные церкви чтут их память 13 июля. Фото: drevo-info.ru

В Собор входят:

  1. Прп. Симеон Мироточивый, один из основателей Хиландара (+ 1200, память 13 февраля, 3 ноября).
  2. Свт. Савва I, 1-й архиеп. Сербский (+ 1237, память 12 января, 6 мая).
  3. Свт. Арсений I, архиеп. Сербский (+ 1266, память 28 октября).
  4. Свт. Савва II (Неманич), архиеп. Сербский (+ 1271, память 8 февраля).
  5. Свт. Иоанникий I, архиеп. Сербский (+ 1279, память 28 мая).
  6. Свт. Евстафий I, архиеп. Сербский (ок. 1285, память 4 января).
  7. Свт. Савва III, архиеп. Сербский (+ 1316, память 26 июля).
  8. Свт. Никодим, архиеп. Сербский (+ 1323/25, память 11 мая).
  9. Свт Даниил II, архиеп. Сербский (+ 1338, память 20 декабря).
  10. Свт. Ефрем, патр. Сербский (+ 1400, память 15 июня).
  11. Свт. Киприан, митр. Киевский (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября).
  12. Прп. Нектарий Битольский(+ 1500, память 5 декабря, 15 декабря).
  13. Прп. Рафаил Банатский (+ ок. 1590, память 16 августа).
  14. Свт. Василий Острожский (+ 1671, память 29 апреля).
  15. Прмч. Дамаскин Габровский, игумен (+ 1771, память 16 января).
  16. Прмч. Онуфрий Хиосский, схимонах (+ 1818, память 4 января).

Источники [ править ]

  • Димитрий Богданович; Воислав Й. Джурич; Деян Медакович; Миодраг Дордевич (1997). . Монастырь Чиландар.
  • Жиркович, Сима (2004). . Молден: издательство Blackwell Publishing.
  • Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) . . Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет Press.
  • Сретен Петкович (1 января 1999 г.). . Институт защиты памятников культуры Республики Сербия. ISBN 978-86-80879-19-2.
  • Бранислав Цветкович (2002). . Zavičajni muzej. ISBN 978-86-902543-2-3.
  • Миодраг Б. Бранкович; Марин Брмболич; Милорад Милькович; Верика Ристич. . Republički zavod zaštitu spomenika kulture. ISBN 978-86-80879-48-2.
  • Райко Р. Каришич; Михайло Митрович; Гордана Найчевич (2003). . Р. Р. Каришич. ISBN 978-86-85345-00-5.
  • Панајотис К. Христу (2007). . Књижевне новине . Белград: Проект Растко.
  • Радич, Радмила. Hilandar u državnoj politici kraljevine Srbije i Jugoslavije 1896-1970. Izdavac Javno Preduzece Sluzbeni List Srj, 1998.
  • Живоджинович, М. (1998) Властелинство манастира Хиландара у среднего века. u: Суботич Г. (ур.) Манастир Хиландар, Белград: SANU — Galerija
  • Джурич, VJ (1964) Fresques médiévales à Chilandar. в: Actes du XIIe Congrès International d’études Byzantines, Охрид, 1961, Белград, 68.
  • Хостеттер, WT (1998) В самом сердце Хиландара: интерактивная презентация фресок в главной церкви монастыря Хиландар на горе. Афон. Белград, CD-ROM
  • Тодич, Бранислав (1999). . Белград: Драганич.

Османский и современный период [ править ]

Монастырь Хиландар во время визита короля Александра Обреновича в 1896 году.

Византийская империя была завоевана в 15 веке турками-османами и их недавно созданным Османским халифатом . Афонские монахи пытались поддерживать нормальные отношения с османскими султанами, и после оккупации Салоников Мурадом II в 1430 году они поклялись ему в послушании, несмотря на последовавшие за этим насилие и беззаконие. Некоторые сербские монахи в то время переехали из Хиландара в Сербию. Чтобы уменьшить напряженность в отношениях со своими христианскими подданными, Мурад II должен был признать права собственности и привилегии всех монастырей, которые в 1457 году султан Мехмед II дополнительно подтвердил и закрепил после падения Константинополя в 1453 году.. Таким образом, независимость Афона была в некоторой степени гарантирована.

Албанский дворянин Гьон Кастриоти пожертвовал налоговые поступления, собранные в деревнях Ростуша и Требиште в Македонии, монастырю в 1426 году. Его сыновья, в том числе Скандербег , были среди оставшихся местных христианских православных аристократов, поддерживающих Хиландар. Когда Кастриоти и его сыновья приобрели адельфаты, обеспечив себе право на пенсию и проживание в монастыре, Хиландарская башня Святого Георгия стала известна в их честь как «Башня Арбанаси» ( сербский : Арбанашки пирг ). Выйдя на покой и приняв монашеский постриг, сын Кастриоти Репош присоединился к братству Хиландара, где и умер 25 июля 1431 года. Кастриоти последовал за своим сыном и также присоединился к монашеской общине в Хиландаре как монах Иоаким. Умер в монастыре 4 мая 1437 г.

После падения сербского деспотата перед турками-османами в 1459 году Хиландар потерял главных хранителей и благотворителей, поскольку его братство искало поддержки из других источников. В 1503 году , жена сербского деспота Стефана Бранкович , Angelina Бранкович попросил впервые великого князя московского Василия III Ивановича , чтобы защитить монастырь. Заместитель игумена Паисий с тремя другими монахами посетил Москву в 1550 году и спросил о помощи и защите в Высокой Порте в Стамбуле у русского царя Ивана IV , также известного как Иван Грозный . Он взял монастырь Хиландар под свою защиту и построил новые монастырские кельи. В марте 1556 г.Иван IV Васильевич , чья бабушка по материнской линии Ана Якшич была по происхождению членом сербского дворянского рода Якшич, а прапрабабушка по отцовской линии Елена, консорт Византии, императрица Византии, также была сербкой, также подарил Хиландарскому монастырю участок земли со всеми необходимыми постройками в Москве. в пешей доступности от Кремля .

В 17 веке количество сербских монахов сократилось, и разрушительный пожар 1722 года стал уменьшаться: в своем отчете о 1745 году русский паломник Василий Барский писал, что Хиландар возглавляли болгарские монахи, хотя присутствие сербских монахов также отмечалось. . Здесь жили Иларион Макариопольский , Софроний Врацкий и Матей Преображенский , и именно в этом монастыре святой Паисий Хилендарский начал свою революционную славяно-болгарскую историю . До конца 19 века в монастыре доминировали болгары.

Вид на монастырь Хиландар в 2006 году после Великого пожара и на первых этапах реконструкции.

Вид

Однако в 1913 году сербское присутствие на Афоне было довольно большим, и афонский протос был сербским представителем Хиландара.

Современное

В 1970-х годах греческое правительство предложило установку электросети всем монастырям на Афоне. Священный собор на Афоне отказался, и с тех пор каждый монастырь генерирует свою собственную энергию, которая в основном поступает из возобновляемых источников энергии. В 1980-х годах в монастыре Хиландар была проведена электрификация, в результате чего электричество использовалось в основном для освещения и отопления.

4 марта 2004 г. в монастыре Хиландар произошел разрушительный пожар, в результате которого было разрушено около 50% окруженного стенами комплекса. В результате пожара была повреждена северная половина обнесенного стеной комплекса, в том числе пекарня. Библиотека и многие исторические иконы монастыря были спасены или не тронуты огнем. Сейчас ведутся масштабные работы по восстановлению Хиландара.

История

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар«. По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте — «шаланда») .

В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Хиландарский монастырь

Священные предметы

Икона из Божией Матери «Троеручица» ( Троеручица )

Среди многочисленных реликвий и других святынь хранивших в монастыре находится в чудотворную икону из Божией Матери «из Акафиста », то праздник которого празднуется 12 января С Афона использует традиционный юлианский календарь , на следующий день они , как назвать 12 января в настоящее время приходится на 25 января по современному григорианскому календарю .

Скульптура на скале, изображающая святого Симеона, основателя монастыря Хиландар.

В монастыре также находится Чудотворная икона Пресвятой Богородицы « Трехручная (греч .: Tricherusa , серб: Тројеручицa), традиционно ассоциируемая с чудесным исцелением святого Иоанна Дамаскина . Около 717 года святитель Иоанн стал монахом в монастыре Мар Сабва за пределами Иерусалима и передал икону находившейся там монашеской общине. Позже икона была предложена святителю Савве Сербскому , который передал ее хиландару. Копия иконы была отправлена ​​в Россию в 1661 году, с этого времени она высоко почитается в Русской Православной Церкви . У этой иконы два праздничных дня: 28 июня (11 июля) и 12 июля (25 июля). Также в монастырских сокровищах находится меч императора Стефана Душана .

В библиотеке хранится 181 греческая и 809 славянских рукописей, около 20 000 печатных книг (3 000 на греческом языке).

В монастыре проживает около 45 действующих монахов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector