Греки есть греки. тонкости православия
Содержание:
- «Типичные» греки: характер, темперамент
- Особенности Элладской Церкви
- Отношения с Константинопольским патриархатом и иными церквами
- Начало христианизации Эллады
- Похороны
- Жрецы
- Католики об отличиях католической и православной церквей
- Веротерпимость, ставшая национальной чертой
- Современное состояние
- Пасха
- Искусство
- Жертвоприношения
- Антропоморфизм
- Отличия греческого православия от русского
- Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений
«Типичные» греки: характер, темперамент
«Греческий» характер охарактеризовать одним словом невозможно. В голове у греков всегда много мыслей и идей, поэтому главная особенность их темперамента – это эмоциональность. А за ней следуют другие:
Непунктуальность
Если вы назначите греку встречу, не думайте, что он придет вовремя. Ориентироваться здесь можно только на расписание самолетов и сиесту. Во всем остальном полная неразбериха. Даже общественный транспорт частенько подводит. Так что, путешествуя по Греции, запаситесь терпением.
Жизнерадостность
Греки прирожденные оптимисты, любят шутки и не выносят тоски. Они искренне надеются на положительный исход любого дела. А как греки танцуют! Как поют! Вообщем, если у вас депрессия, отправляйтесь в Грецию. Общение с греками вас исцелит.
Свободолюбие
Греки не выносят рамок и ограничений. Каждый грек имеет свой собственный взгляд на жизнь и не терпит, когда его обобщают с кем-либо.
Коммуникабельность
Греки не просто любят общаться. Они делают это с особой страстью, вкладывая в свою речь всю палитру эмоций. Если два грека общаются друг с другом, со стороны может показаться, что они ругаются. Настолько жива и громка их речь и богата жестикуляция.
Говорить тихо и рассудительно греки просто не умеют. Размахивание руками для них необходимость, без которой разговор будет пресным и не до конца понятным. Даже разговаривая по телефону, греки активно используют мимику и жесты. Видимо, им так проще найти нужные слова.
Особенности Элладской Церкви
Греки — наследники христианской Византии. Православие в Греции признано государственной религией, почти 96 % населения являются христианами. В Греции религия пронизывает всю повседневную жизнь людей. Здесь смысловая нагрузка вопроса «ты грек?» совпадает с вопросом «ты христианин?». Посещение воскресных и праздничных богослужений для греческих семей является естественным. Абсолютно нормальным для греков будет перекреститься, проходя мимо храма. Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху Греция отмечает массовыми народными гуляньями.
К особенностям Элладской Церкви относится отсутствие у священников крестов на груди. Кресты надевают только во время архиерейской службы. Также крест не надевает и настоятельница женской обители. Поэтому внешне она ничем не отличается от рядовой послушницы. Крестные ходы в Греции напоминают парады, так как совершаются в сопровождении духовых оркестров.
Местные особенности имеются и в богослужениях. Например, Утреня совершается отдельно от Вечерни. А в Русской Православной Церкви Утреня и Вечерня служатся вместе на вечернем богослужении.
Православные греки приступают к Таинству Причастия практически каждое воскресенье. Причем на исповедь верующие приходят только несколько раз в году. В России же к Причастию допускаются только после исповеди. В Элладской Церкви исповедует не священник прихода, а специальный духовник.
Отношения с Константинопольским патриархатом и иными церквами
В 2003 года возник спор между Церковью Эллады и Вселенской патриархией о порядке замещения кафедр Новых территорий, вследствие чего 30 апреля 2004 года Константинопольская церковь прервала евхаристическое и административное общение с архиепископом Афинским и всея Эллады Христодулом. После того как Церковь Эллады в конце мая того же года выразила готовность исполнять условия Патриаршего и Синодального Акта 1928 года в полном объёме, 4 июня Священный синод Константинопольского патриархата под председательством патриарха Варфоломея I заявил, что восстановливает общение с архиепископом Христодулом. Согласно WikiLeaks генеральный консул США в Стамбуле в своей телеграмме, информировавшей о разрыве между церквами, отмечал поддержку, выраженную архиепископу Христодулу со стороны патриарха Московского Алексия II.
Вопрос украинской автокефалии и разрыв с Московским патриархатом (2019)
См. также: Разрыв евхаристического общения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом (2018)
12 октября 2021 года Архиерейский собор Элладской церкви подтвердил право Вселенской патриархии даровать автокефалию Православной церкви Украины и привилегию предстоятеля Церкви Эллады далее заниматься вопросом признания Церкви Украины. При этом и архиепископ Иероним, и митрополит Игнатий (Георгакопулос), глава Синодальной комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, в своих выступлениях на этом соборе ссылались на статью 3-ю Конституции Греции, обязывающую Элладскую церковь пребывать в вероучительном единстве с «Великой Церковью Константинополя», а также отмечали абсолютную недопустимость разрыва такого единства из-за украинского вопроса. Митрополит Игнатий (Георгакопулос) также отметил, что не следует бояться возможной реакции со сторны Московского патриархата (РПЦ) на признание Элладской церковью украинской автокефалии, так как, по его словам, РПЦ в любом случае всегда действует противно духу церковности и не уважает автокефалию и независимость нашей Церкви. 21 октября 2021 года архиепископ Афинский направил «мирную грамоту» митрополиту Епифанию, являющуюся официальным признанием ПЦУ.
В ответ предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский Кирилл 3 ноября того же года за литургией впервые не помянул в числе предстоятелей поместных православных церквей архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима, что было истолковано в СМИ как фактическое прекращение евхаристического общения между церквами. Поясняя накануне это решение Московского патриархата, митрополит Иларион (Алфеев) заявил: «Мы по-прежнему будем сохранять общение со всеми теми архиереями, которые не признают украинский раскол, а такие в Элладской церкви есть». Принятое ранее, 17 октября, заявление Священного синода РПЦ поимённо перечисляло ряд иерархов Элладской церкви, которые, по сведениям РПЦ, представили свои возражения предложению архиепископа Иеронима признать украинскую автокефалию (согласно коммюнике Элладской церкви, таковых было семеро митрополитов, которые не упоминались поимённо).
Кроме того, Московская патриархия рекомендовала своим паломникам не посещать епархии тех архиереев Элладской церкви, которые признали ПЦУ. Паломнический центр Московского патриархата в сообщении на своём сайте, опубликованном 24 октября, разъяснял, что «в настоящее время, на основании заявления Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября 2021 года (Журнал № 125), не благословляется посещение паломниками» 11-и епархий, в частности Афинской и Димитриадской.
Начало христианизации Эллады
Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.
Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.
Похороны
Греки славятся врожденным оптимизмом – и это качество проявляется даже в их похоронных обрядах. Каждый живущий здесь пребывает в абсолютной уверенности, что по окончании жизни земной он попадет на небеса. Именно поэтому мысли о кончине здесь ни у кого не вызывают особого страха. После смерти на второй или третий день покойного отпевают в церкви. Все родные, близкие и другие люди, знавшие человека при жизни, по очереди подходят к гробу, кланяются и целуют крест в руках покойного.
По традиции, похороны в Греции проходят следующим образом. Священнослужитель кладет на крышку гроба горсть земли в форме креста. Только после этого могила закрывается, и возлагаются цветы в качестве последней дани покойному. После панихиды людям раздают коливо — сладкую поминальную смесь из вареных пшеничных зерен, орехов и сухофруктов.
На греческой территории кремация официально запрещена, поэтому в большинстве случаев местное кладбище – это многочисленные ряды ухоженных мраморных надгробных камней, увенчанных крестами или скульптурами в традиционном античном стиле. С учетом того, что в стране актуальна проблема «перенаселения» захоронений, спустя три года после похорон останки выкапывают для последующего перемещения в специально оборудованные семейные усыпальницы.
Поминальные службы в Греции проводят на 40-й день после смерти и в очередную ее годовщину. О предстоящих поминках сообщают специальные листы на столбах, стволах деревьев, заборах или храмах.
Жрецы
При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.
У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.
Веротерпимость, ставшая национальной чертой
В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.
В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.
Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.
Современное состояние
Включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и крупных островах Севера (так называемые «Новые территории») номинально — в юрисдикции патриарха Константинопольского. Шестеро из 12 митрополитов Постоянного синода представляют Новые территории.
Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под прямой юрисдикцией патриарха Константинопольского и не считаются частью Церкви Греции.
На 31 декабря 2010 года число священнослужителей на территории Греции составляло 10 368 человек, из которых 9117 принадлежали к юрисдикции Элладской православной церкви, 1007 — Критской церкви, 228 — митрополиям Додеканесских островов и 16 — Патмосскому экзархату, принадлежащим к Константинопольскому патриархату.
Имеет 200 монастырей. Число членов Элладской православной церкви по состоянию на 2021 год составляет 10 млн человек (из 10,74 млн населения Греции).
Митрополии Элладской церкви
- Александрупольская митрополия
- Арголидская митрополия
- Артская митрополия
- Афинская архиепископия
- Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия
- Гифийская и Итилская митрополия
- Глифадская митрополия
- Гортинская и Мегалопольская митрополия
- Гревенская митрополия
- Гуменисская, Аксиопольская и Поликастрская митрополия
- Дидимотихская и Орестиадская митрополия
- Димитриадская и Алмиросская митрополия
- Драмская митрополия
- Дриинупольская, Погонианийская и Коницийская митрополия
- Закинфская митрополия
- Зихнийская и Неврокопская митрополия
- Идрская, Спетская и Эгинская митрополия
- Иерисская, Святогорская и Ардамерийская митрополия
- Илийская митрополия
- Иоаннинская митрополия
- Калавритская и Эгиалийская митрополия
- Каристийская и Скиросская митрополия
- Карпенисионская митрополия
- Кассандрийская митрополия
- Касторийская митрополия
- Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов митрополия
- Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия
- Кефаллинийская митрополия
- Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия
- Кифирская митрополия
- Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия
- Ксанфийская и Перифеорийская митрополия
- Ланкадасская митрополия
- Ларисская и Тирнавосская митрополия
- Левкасская и Ифакийская митрополия
- Лимносская и Святого Евстратия митрополия
- Мантинийская и Кинурийская митрополия
- Маронийская и Комотинийская митрополия
- Мегарская и Саламинская митрополия
- Месогейская и Лавреотикийская митрополия
- Мессинийская митрополия
- Митилинская, Эресоская и Пломарионская митрополия
- Митрополия Илиона, Ахарне и Петруполиса (фр.)русск.
- Митрополия Кифисьи, Амарусиона и Оропоса (фр.)русск.
- Мифимнийская митрополия
- Монемвасийская и Спартская митрополия
- Навпактская и Святого Власия митрополия
- Неакринийская и Каламарийская митрополия
- Неапольская и Ставрупольская митрополия
- Никейская митрополия
- Никопольская и Превезийская митрополия
- Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия
- Ново-Смирнская митрополия
- Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия
- Паронаксийская митрополия
- Патрская митрополия
- Перистерионская митрополия
- Пирейская митрополия
- Полианская и Килкисская митрополия (греч.)русск.
- Самосская и Икарийская митрополия
- Сервийская и Козанийская митрополия
- Серрская и Нигритская митрополия
- Сидирокастронская митрополия
- Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия
- Сисанийская и Сьятистская митрополия
- Стагонская и Метеорская митрополия
- Триккийская и Стагонская митрополия
- Трифилийская и Олимпийская митрополия
- Фессалиотидская и Фанариоферсальская митрополия
- Фессалоникийская митрополия
- Фивская и Левадийская митрополия
- Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия
- Фирская, Аморгосская и Островов митрополия
- Флоринская, Пресская и Эордейская митрополия
- Фокидская митрополия
- Фтиотидская митрополия
- Халкидская митрополия
- Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия
- Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия
- Элассонская митрополия
- Элевферупольская митрополия
- Этолийская и Акарнанийская митрополия
Пасха
Праздник Воскресения Иисуса Христа известен в каждой христианской стране, однако в Греции этот день не хотят омрачать неудержимым весельем, хотя и очень чтят. Накануне, в Великую Субботу, выпекают оригинальные бублики, увенчанные яйцом – символом жизни.
Популярны и пасхальные традиции Греции выбрасывать ровно в 11 часов субботнего утра накануне Пасхи старую глиняную посуду из окон. Обычай таким образом встречать весну впервые возник на Корфу, и на сегодняшний день является одним из самых распространенных развлечений.
Непосредственно в воскресный день тоже предусмотрена масса традиций и разнообразных обычаев. Местные жители кушают достаточно скромную пищу, не переедают. Разрешено употреблять немного вина, фруктов, а вот от тяжелых продуктов воздержаться.
Искусство
Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.
Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.
Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.
Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.
Руины храма Аполлона в Дельфах.
Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.
Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.
Жертвоприношения
Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.
Антропоморфизм
Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.
Отличия греческого православия от русского
Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.
Статус священства
Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.
Православие является официальной религией в Греции
К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.
Одеяния и внешние атрибуты
Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.
Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.
Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.
Служебные традиции
Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.
Библия в Греческой церкви по составу книг отличается от церковнославянской
Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.
Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений
Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.
- На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
- Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
- Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2021 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.