Азы православия
Содержание:
- Догмы учения
- История религии
- Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
- Как «поймать» священника?
- Что такое христианство? Определение этого понятия
- Запреты
- Церковная записка
- Самое главное для православия — вера в триединого Бога
- В чем отличие воскресной школы для детей от обычной
- Символы – Рыба, Крест и другие атрибуты христианства
- Дети узнавать о православной жизни должны постепенно, а родитель должен быть примером
- Зачем нужны священники
- Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
- Какие вопросы себе задать?
- Исповедь
Догмы учения
Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.
Православие основывается на нескольких догмах:
- Только истинно верующие будут спасены.
- Для прощения грехов необходимо креститься.
- Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
- Бог принимает образ и подобие человека.
- Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
- Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
- Иисус является Главой верной православной Церкви.
- Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.
История религии
До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.
Для православия значение имели следующие Соборы:
- 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
- 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
- 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
- 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
- 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
- 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
- Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
- 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
- Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
- 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.
Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.
Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения
Суть христианства лежит не только в учениях, а в самой вере в божественность Христа. Всемогущий Бог послал своё дитя на землю. Иисус верно водил свои проповеди по городам Иудеи и получил прозвище «Сын Бога Живаго». Иудейские власти ревнители чистоту учений и открыли охоту на мирного странника.
Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.
Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.
Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.
Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.
Как «поймать» священника?
Сейчас все священники в конце каждого богослужения дают объявления о том, какие службы будут совершены в храме в течение недели. По этому объявлению, как по дорожной карте, и нужно ориентироваться. В храме у любой свечницы или человека в облачении можно спросить, в какое время заканчивается Божественная литургия (утром) или вечернее богослужение. Если к священнику подойти после окончания службы, ему будет проще найти время для беседы с вами. Особенно удобно подойти для беседы после вечерней службы.
Не нужно ничего бояться! Отвечать на вопросы новоначальных — прямая задача любого священнослужителя. Не представляю среди них такого, кто отказал бы во внимании воцерковляющемуся человеку.
Что такое христианство? Определение этого понятия
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
- Православие;
- Католицизм;
- Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.
Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Запреты
Основная цель ограничений – не дать христианину «утонуть» в пучине мирской суеты, подготовить его к Царству Небесному. Действующие запреты можно условно разделить на:
- общего характера, восходящие к Ветхому Завету (это запреты почитания ложных богов, убийства, воровства, прелюбодеяния, другие); при этом христианство запрещает не только грехи, но также греховные помыслы, которые необходимо отсекать;
- пищевые ограничения, действующие в определенные дни – среду, пятницу каждой седмицы, а также во время многодневных постов; кроме того, существуют правила воздержания перед главным Таинством, Причастием; ограничения этого рода могут послабляться, если верующему воздерживаться не позволяет здоровье, однако, это нужно согласовать со священником;
- запреты, касающиеся брачных отношений – например, запрещены брачные союзы близких родственников, вступление в четвертый брак;
- действуют особые правила по отношению священству – канонические препятствия к рукоположению, запреты, нарушение которых ведет к «извержению из сана».
Церковная записка
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.2. Озаглавьте ее — «О здравии» или «О упокоении». С изображением креста.3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии и о упокоении поминают только имеющих христианские имена, крещенных в Православной Церкви. На литургии можно подать записки:
• На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;• На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;• На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах.• Также можно подать записку на молебен или панихиду.
В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектение, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются.
Самое главное для православия — вера в триединого Бога
В православии Бог не такой, как в других религиях. Он — это Троица. Тем, кто знаком с индуизмом, не нужно отождествлять Троицу и Тримурти.
Тримурти — это всё же три разных божества в едином образе, а Троица — это именно Триединый Бог.
Православный Бог триедин
Триединство — странное и непонятое для человека состояние. Оно парадоксально. Но парадоксы невозможны только с точки зрения материального мира.
Православные Христиане просто принимают как факт, что Бог одновременно один, но в то же время в Нём три элемента:
Бог-Отец — в ветхозаветной традиции Его именуют Яхве или Элохим, но никто не знает, насколько точно реставрировано первое имя и насколько уместно второе, так что в рамках православного вероучения Его называют просто: Господь, Бог, Саваоф и т.д. Это не личные имена, а титулы, но такой подход считается достаточным. Представление о имени Иегова — ошибка, возникшая вследствие небрежной реставрации еврейского произношения.
Один
именно столько Богов есть в христианстве, Троица — это не три Бога, а один
- Сын Божий — это Иисус Христос. Его рассматривают как богочеловека, то есть создание, которое сочетает в Себе две природы. Христос — центральная фигура христианства. В богочеловеческом облике Он, согласно Библии, пришёл на землю, чтобы заключить с людьми Новый Завет.
- Святой Дух — можно образно сказать, что это энергия, которая исходит от Бога. Но понятия «энергия» нет в православии. Скорее было бы правильно сказать, что Святой Дух — это проявление Бога, как свет — проявление Солнца. Одно без другого невозможно. Нельзя сказать, что есть Солнце без света или солнечный свет без самого Светила. Так и Святой Дух — третий аспект Бога, который наделён сознанием. Его обычно изображают в виде голубя.
А что же такое вера в Бога? Это не просто вера в Его существование, как, например, можно верить в пришельцев. Вера — это полное доверие Богу, любовь к Нему, отношение как к заботливому родителю.
В чем отличие воскресной школы для детей от обычной
Общеобразовательные заведения не защищают детей от пропаганды насилия, наркотиков, алкоголя и добрачных связей. У школьников еще не выработан иммунитет от мирской «грязи», поэтому в этом случае ответственность за воспитание каждого дитяти несут родители и церковь, если ей это доверят.
Детские служения не заменят семью и родителей, но они покажут маленькому человеку, что есть другие ценности, светлый мир добра и любви под именем «Православие»
Важность церковного детского служения трудно переоценить. Основными инструментами духовного воспитания детей является Слово Библии и молитвенное служение за детей
Православные школы принимают детей в возрасте от 6 лет. Уроки в церковных заведениях могут посещать как малыши, так и подростки до совершеннолетия.
Класс церковно-приходской школы
Основными предметами церковных занятий являются:
- изучение Святого Писания — Библии, Закона Божьего; Катехизиса, Истории Церкви;
- церковное пение и православный этикет;
- вероучение по православию, изучение церковнославянского языка;
- правила поведения на богослужениях, младшие дети приходят к началу Литургии, ибо им сложно простоять на ногах три часа.
Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь.
Внимание! Для проведения уроков в учебных заведениях при храмах составлены специальные программы. Они коренным образом отличаются от занятий в общеобразовательных школах
В прихрамовых учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги, которые прекрасно понимают психику детей и их отношение к обычной учебе. Основным отличием от мирских учреждений является атмосфера добра, принятия и общей радости.
Занятия в группах малышей проводятся в игровой форме или в виде сказки, а для подростков разработаны разнообразные квесты по Библии, викторины и даже КВНы.
Воспитанники старшей группы привлекаются к краеведческой работе, собирают материал, касающийся истории церкви и святых икон, жизни святых.
Главная задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.
Воскресная школа для детей
Подростки с радостью отправляются в паломнические поездки, возвращаясь из них духовно обновленными и закаленными. Православные праздники, крестные ходы, церковные концерты — открытые площадки для развития подрастающего поколения служителей Церкви. Воскресные учреждения при храмах призваны пробудить в детях жажду к общению с Богом через рисование, пение, игры, просмотры христианских фильмов.
Воскресная школа порой может помочь изменить характер ребенка, живущего в атмосфере лжи, пьянства, лицемерия и недоверия к Богу.
Символы – Рыба, Крест и другие атрибуты христианства
Они сложились за первые века Церкви, когда гонимые христиане должны зачастую были узнавать друг друга по особым знакам. Это были:
- рисунок рыбы; греческое слово «ихтис», означающее ее, одновременно было как бы монограммой имени «Иисус Христос»;
- крест – этот символ особо ненавидели язычники, так как крестная казнь считалась самой болезненной, позорной; тайным, в отличие от рыбы, символ не был; напротив, осенив себя крестом христиане бестрепетно шли на казнь, желая пострадать за Спасителя;
- агнец – такое изображение Господа под видом ягненка часто встречается в римских катакомбах;
- хрисма – монограмма имени Христа; до сих пор ее можно видеть на некоторых богослужебных одеждах, на иконах.
Дети узнавать о православной жизни должны постепенно, а родитель должен быть примером
Нет ничего хорошего в том, чтобы навязывать ребёнку какие-то идеи. Если верующий христианин хочет воспитать ребёнка таким же, как он, то родитель сам должен приложить все усилия, чтобы Церковь Христова стала осознанным выбором его чада.
Верой нужно заинтересовать. Для начала лучше всего познакомить ребёнка с библейскими историями:
- про Данила;
- про Христа;
- про потоп.
Нельзя заставлять ребёнка быть православным, это может быть только его выбор.
А вот тащить в Церковь на причастие и заставлять соблюдать посты — это абсурд и издевательство.
Популярное издание Детской Библии
Родитель сам должен стать для ребёнка примером христианского благочестия, чтобы тот захотел стать таким же.
Единственное, чем действительно стоит озадачиться, — это воспитанием праведного человека. Для этих целей полезны поучительные сказки, мультфильмы и, конечно, библейские сказания. Лучший вариант их изложения представлен в детской Библии.
Зачем нужны священники
Но в христианских храмах, где более не льется кровь жертвенных животных, прикровенно совершается то, что потрясло когда-то евреев у горы Синай, даже более того: Сам Бог приближается к людям, соединяется с ними. Благочестивые иудеи не дерзнули тогда даже подойти к горе, как бы пылавшей огнем, смиренно прося Моисея – быть посредником.
Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино.
А некоторые современные христиане дерзко заявляют о якобы ненужности священника – носителя благодати, даруемой Богом. Характерно, что христианские конфессии, отказавшиеся от священства, не имеют, собственно, и Таинств. Ведь совершать их просто некому.
Церковь — цепочка, которая ведётся от апостолов
После смерти Иисуса Христа апостолы продолжили Его дело: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей.
Тех, кто принимал учение Христа, признавали частью Церкви Божьей — то есть совокупности всех верующих праведников.
12 апостолов. Апостолы продолжили дело Иисуса Христа: они проповедовали и обращали в христианство всё больше людей
Земная Церковь — это лишь материальное выражение Церкви духовной. И книга Откровения Иоанна Богослова предупреждает человечество, что в некий момент земная Церковь утратит свои духовные качества.
Но до той поры Церковь — это многочисленные верующие христиане и священнослужители, которые ведут свою историю от первых апостолов.
Какие вопросы себе задать?
Человеку, который хочет воцерковиться, прежде всего нужно обратиться к истокам, к своему прошлому
Важно знать, крещён ли он, кто его крёстные родители. Каждый из нас носит имя православного святого — своего небесного покровителя
У него есть своя история, жизнеописание — мы называем его житие. Это житие нужно прочитать обязательно. По мере ознакомления с ним у человека обязательно возникнет множество духовных и практических вопросов: можно ли достичь подобной святости? Не сказка ли это? Как мы связаны с невидимым миром Бога и святых? Все эти вопросы нужно задать священнослужителю при живом общении с ним.
Воцерковляться самому по какому-то учебнику или книге сложно, а порой и опасно. Дело в том, что сейчас много ложных религиозных течений, которые так или иначе предлагают свои учения под видом идей добра, мира и всеобщего счастья. Человек до прихода в Церковь обычно так себе и представляет духовные ценности. Но часто за этими красивыми словами кроются вещи, которые могут нанести серьёзный духовный вред. Во избежание таких ошибок нужно живое общение со священником.
Исповедь
Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?Православная Церковь отвечает: принести покаяние.Покаяние — это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых. Святые отцы сравнивают милосердие Божие с морем, погашающим самое сильное пламя людских беззаконий.Ежедневно в православных храмах совершается исповедь. Явно ее принимает священник, а невидимо — Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», — свидетельствует батюшка.На исповеди не надо оправдываться, жаловаться на обстоятельства жизни, маскировать грехи расплывчатыми фразами наподобие «грешен против шестой заповеди», вести разговоры на посторонние темы. Нужно не стыдясь (стыдно грешить, а не каяться!) рассказать все, в чем обличает совесть и Евангелие. Ни в коем случае нельзя ничего скрывать: грех можно утаить от священника, но не от Всеведущего Бога.
Грехи против Господа Бога Верования снам, ворожбе, встречам и др. приметам. Сомнения в вере. Леность в молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св.причастия. Лицемерие в Богопочитании. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение наложить на себя руки. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Нарушение постов или не точное соблюдение их, рабочее дело в праздники.
Грехи против ближнего Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Убийство. Непочтение к родителям. Гнев, вражда в семейной или домашней жизни.
Грехи против самого себя Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость слова речи. Раздражительность. Зависть. Жестокосердие. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Нетрезвость и многоядие. Блуд. Прелюбодеяние.
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания. 2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединненая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. 3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение. 4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему. 5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страсною привязанностью к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни. 6. Гнев непримирительный и решающий на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. 7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
Хула на Духа Святого Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами.Грехи, вопиющие небо об отмщении за них. Умышленное человекоубийство (аборты), в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, малолетних детей-сирот. Отнятие у человека последнего куска хлеба. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.
От кающего требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Сомообличение перед духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Грехи сокращают нашу жизнь…