Церковь покрова на нерли. самый совершенный храм, созданный на руси

История оригинального храма

Церковь появилась в деревне Анхимово, что в 316 км от Вологды, в 1708 году. По одной из легенд, деревянный храм возвели по рисунку, который нарисовал Петр I. По этой причине его освятили в честь царя-преобразователя. По другому преданию, необычный храм построили русские мастера под руководством голландского зодчего. Правда, ни одна из этих легенд не имеет документального подтверждения.

В конце XVIII века деревянное здание переставили на массивный каменный фундамент и освятили в честь Покрова Богородицы. Первоначально церковь имела 25 глав, но в 1793 году, во время реконструкции, четыре из них были утрачены.

В 1909 году основатель русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по Олонецкой епархии. Он был поражен великолепием деревянного храма и запечатлел замечательный памятник русского деревянного зодчества на фотографии.

На старом снимке видно, что в начале прошлого века стены церкви были побелены, а кровля и купола окрашены в яркий зеленый цвет. Слева от Покровского храма на фото возвышается церковь Всех Святых, которая появилась в селе в 1905 году и служила усыпальницей для купца I гильдии А. Ф. Лопарева.

Старинный Покровский храм простоял на Вологодчине более двух с половиной веков. За ним бережно ухаживали, регулярно заменяли обветшавшие бревна и детали. За это время в стране произошло немало исторических событий. Россия победила войска Наполеона и приняла участие в двух мировых войнах. Деревянный храм пережил Октябрьскую революцию, кровопролитную Гражданскую войну и жесткие годы гонений на церковь.

В начале 1960-х годов, когда хрущевская оттепель рисовала радужные перспективы, неожиданно для всех произошла трагедия. Случился сильный пожар, и старинная церковь сгорела дотла

Одни считают, что храм пострадал от неосторожного обращения с огнем, и виновниками называют людей, которые отдыхали в Невском лесопарке. Другие уверены, что деревянное здание вспыхнуло после того, как в него ударила молния

Вид на Комплекс «Усадьба Богословка» с Невы

Невский лесопарк

Зеленая зона находится в 5 км к юго-востоку от города, поэтому доступна всем жителям Санкт-Петербурга. Живописный лесной массив занимает площадь более 600 га. В нем растут ели, сосны, рябины, осины, березы, лиственницы и осины. По лесопарку протекает река Черная. При входе на территорию установлена стела, посвященная морякам, которые погибли в годы войны.

Местность на правобережье Невы выглядит ухоженной. Дальняя часть парка больше напоминает заросший лес, и через него ведет несколько тропинок. Летом и осенью здесь можно встретить грибников. В глубине парка есть родник, которым пользуются дачники.

Во время Великой Отечественной войны Невский лесопарк находится под интенсивным артиллерийским обстрелом, поэтому более 90% деревьев было уничтожено огнем и взрывами. В послевоенные годы лесные насаждения восстановили, и парк вновь обрел свою красоту.

Храм Покрова стоит в западной части лесопарка. В XVIII веке на этом месте находилась усадьба Зиновьевых Богословка. Несколько лет назад красивое двухэтажное здание и хозяйственные постройки возвели заново.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Церковь в Филях – легкая кружевная сказка

Храм в усадьбе Нарышкина – домовая церковь, предназначенная для хозяев усадьбы и их гостей. Богатое внешнее убранство с белокаменным кружевом, чарующее изяществом, ярусное строение – свидетельство знатности происхождения хозяина и его добродетели.

Устройство церкви

Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.

Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.

К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.

С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.

Внешнее убранство

Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.

Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.

Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.

Интерьер

В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».

В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.

Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.

В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.

Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.

Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:

  1. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.
  2. Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.
  3. Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.
  4. Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.

Описание церкви Покрова на Нерли

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире — воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения.

Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент, усиливает впечатление устремленности вверх.  И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владим
иро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока
предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефовцеркви Покрова на Нерли, по расчетам исследователей, должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения, храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, в 1919 году, древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, были приняты под охрану Владимирской губернской коллегией по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Секрет холма

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Палестинское монашество
  • Непокоренное монашество

В 1911 году было дано согласие на постройку домовой церкви при Политехническом институте

В 1911 году Министерство торговли и промышленности дало согласие на устройство домой церкви при политехническом институте. Они объявили конкурс на лучшее архитектурное решение домовой церкви.

Участие принимали преподаватели,  а также студенты института. 15 октября 1911 года было предоставлено несколько эскизов будущей церкви.

Архитектором, с самым лучшим эскизом, был выбран один из создателей комплекса зданий политехнического института – Иосиф Владимирович Падлевский.

Падлевский Иосиф Владимирович — известный архитектор. Именно этот человек стал автором строительства домой церкви при политехническом институте

Именно он и стал автором проекта церкви Покрова Пресвятой Богородицы. По его эскизам, храм должны были построить в неорусском стиле.

Это должна быть пристройка к южному крылу бывшего первого общежития политехнического института.

По проекту храм предполагался одноглавым, четырехстолбным. В объемно-пространственной композиции центральную роль играл высокий четверик, который переходил в меньший четверик и завершался цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Декор фасада планировался быть более сдержанным.

Парадный вход было решено расположить в ризалите бывшего входа в само общежитие. Внутреннее убранство было решено сделать в русских традициях культовой архитектуры 17 века.

1912
в этом году было принято решение о строительстве храма в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Архитектор предполагал расписать внутреннее убранство всего храма: стены, арки, своды.

В иконостасе решили поставить только две иконы: Спасителю и Божией Матери. Во втором ряду 12 икон в иконостасе должны быть праздничные.

Храм рассчитывался на 850 человек. Архитектор храма учел и каноническое устройство. Планировалось разместить алтарь и церковь в возводимом здании храма, а притвор в здании общежития.

В январе 1912 года институтское начальство утвердило проект Падлевского на строительство храма.

16 мая 1912 года на заседании правления института было принято решение о том, что построить храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Её архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Но известно, что Пётр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиросе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиросы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырёх лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина.

Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Пётр Первый

Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов.

Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма).

Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Церковь Покрова в Филях сильно пострадала во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector