Церковь покрова пресвятой богородицы в санкт-петербурге

Храмы Щелковского района

Сергиевская церковь. Село Алмазово
Знаменская церковь. Село Амерово
Богородицерождественская церковь. Село Анискино
Казанская церковь. Село Богослово
Иоанно-Богословская церковь. Деревня Глинки
Гребневская церковь. Никольская церковь. Село Гребнево
Тихвинская церковь.Село Душоново
Никольская церковь. Село Жигалово
Спасская церковь. Ильинская церковь. Село Каблуково
Казанская церковь. Село Леониха
Скорбященская церковь. Никольская церковь. Город Лосино-Петровский
Владимирская церковь. Село Маврино
Церковь блаженной Ксении Петербургской. Деревня Медвежьи Озера
Георгиевская церковь. Поселок Монино
Богородицерождественская церковь. Село Образцово
Никольская церковь. Деревня Оболдино
Троицкая церковь. Село Пречистое
Спасская церковь. Село Петровское
Троицкая церковь. Село Рязанцы
Знаменская церковь. Поселок Свердловский
Сергиевская церковь.Село Трубино
Марие-Магдалининская церковь. Село Улиткино
Иоанно-Предтеченская церковь. Поселок Фряново
Церковь св. страстотерпца императора Николая. Поселок Чкаловский
Покровская церковь. Город Щелково
Серафима Саровского церковь. Город Щелково
Троицкий собор. Город Щелково

Сколько стоят квартиры с видом на собор

На сайтах недвижимости сейчас можно найти три объявления о продаже квартир, в которых как преимущество указан вид и на строящийся собор, и на сквер на Долгоозерной. Цены — от 4,9 миллиона рублей за однокомнатную квартиру и до 7,1 миллиона — за трехкомнатную. «Мусоропровод. Соседи приличные. Из окна вид на Собор Святого Духа и сквер», — пишут в одном из объявлений. Окна выходят на пять куполов, кресты и колокола — их освятили в конце прошлого года, но они пока не звонят. Владельцы выставленных на продажу квартир не ответили на сообщения The Village; риелтор одного из объектов пояснила нам, что решение собственника никак не связано с постройкой собора.

Что говорят защитники сквера на Долгоозерной спустя шесть лет

Непосредственно рядом с храмом находятся пять десяти- и двенадцатиэтажных домов. Это типовые постройки разных серий, их возвели на излете СССР, в 1989-1991 годах. Судя по данным на портале «Наш Санкт-Петербург», в пяти домах в совокупности проживает 4,2 тысячи человек — сравнимо с предельной вместимостью собора. В основном это горожане, которых в статистических отчетах называют «мужчинами и женщинами трудоспособного возраста»; другая большая группа — пожилые женщины.

В 2013 году многие местные жители и сочувствующие им активисты из других районов выступили против стройки в сквере. Они подали в суд на Смольный, выделивший участок на Долгоозерной, 2, и даже одержали промежуточную победу. Но в мае 2014-го Верховный суд признал законным постановление городского правительства.

Шесть лет назад в группах во «ВКонтакте» — например, здесь и тут — шли горячие дискуссии в духе «сквер vs храм». Сегодня их нет. Большинство участников, выступавших за сохранение сквера, не ответили на запрос The Village о комментарии. Один из местных жителей пояснил, что сейчас, когда храм почти достроили, он не видит смысла «впутываться в данную тематику» — особенно «с учетом современных трендов и реалий». Остальные защитники сквера рассказали, что с 2014-го не изменили мнение о стройке. Они по-прежнему против собора, но считают, что можно было бы оставить деревянную церковь: «Это бы не вызвало таких протестов, сохранился бы вид местности, архитектурно, думаю, она смотрелась бы лучше», — поясняет менеджер Дмитрий.

Юлия живет в микрорайоне с 1993 года, в сквере бывает с детства, иногда гуляет там с собакой. Она верующая, но считает, что для общения с богом храм не нужен. Больше всего Юлию, как эколога, возмущает вырубка деревьев под стройки: «Да, конечно, Приморский район достаточно зеленый. Но за почти 30 лет моего там проживания зелени убавилось в разы. А сейчас он на третьем месте по загрязненности воздуха. Сажать нужно, а не вырубать. Даже если под храм. Бог, что ли, будет дополнительный кислород создавать? Или святые отцы?»

История оригинального храма

Церковь появилась в деревне Анхимово, что в 316 км от Вологды, в 1708 году. По одной из легенд, деревянный храм возвели по рисунку, который нарисовал Петр I. По этой причине его освятили в честь царя-преобразователя. По другому преданию, необычный храм построили русские мастера под руководством голландского зодчего. Правда, ни одна из этих легенд не имеет документального подтверждения.

В конце XVIII века деревянное здание переставили на массивный каменный фундамент и освятили в честь Покрова Богородицы. Первоначально церковь имела 25 глав, но в 1793 году, во время реконструкции, четыре из них были утрачены.

В 1909 году основатель русской цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по Олонецкой епархии. Он был поражен великолепием деревянного храма и запечатлел замечательный памятник русского деревянного зодчества на фотографии.

На старом снимке видно, что в начале прошлого века стены церкви были побелены, а кровля и купола окрашены в яркий зеленый цвет. Слева от Покровского храма на фото возвышается церковь Всех Святых, которая появилась в селе в 1905 году и служила усыпальницей для купца I гильдии А. Ф. Лопарева.

Старинный Покровский храм простоял на Вологодчине более двух с половиной веков. За ним бережно ухаживали, регулярно заменяли обветшавшие бревна и детали. За это время в стране произошло немало исторических событий. Россия победила войска Наполеона и приняла участие в двух мировых войнах. Деревянный храм пережил Октябрьскую революцию, кровопролитную Гражданскую войну и жесткие годы гонений на церковь.

В начале 1960-х годов, когда хрущевская оттепель рисовала радужные перспективы, неожиданно для всех произошла трагедия. Случился сильный пожар, и старинная церковь сгорела дотла

Одни считают, что храм пострадал от неосторожного обращения с огнем, и виновниками называют людей, которые отдыхали в Невском лесопарке. Другие уверены, что деревянное здание вспыхнуло после того, как в него ударила молния

Вид на Комплекс «Усадьба Богословка» с Невы

Почему собор такой большой

«Здесь принципиально не будет никакой ограды. Когда строительный забор уберут, парк просто подойдет к самому зданию, — говорит Максим Атаянц. — С того момента, когда проект начал приобретать какие-то формы, народные возмущения прекратились. Люди как загорали, так и загорают, как гуляли с собаками, так и гуляют. Я искренне не понимаю, как загорающие люди могут помешать храму — и наоборот».

Парковка — которой наравне с вырубкой зелени и звоном колоколов опасались местные жители — по словам архитектора, будет «в отдалении, около дороги, и небольшая».

Размеры собора Максим Атаянц объясняет тем, что Приморский — огромный район, и в церковные праздники попасть в маленькие храмы бывает невозможно из-за скопления народа. «Пусть вместо множества маленьких храмов будет один такой, где прихожане смогут увидеть друг друга и ощутить себя неким общим церковным телом». В 2015 году на сайте Святодуховского собора писали, что в организованных приходом крещенских купаниях участвовали 15 тысяч человек. На Рождество-2020 в соборе прошли три службы — архитектор говорит, что на каждой было примерно по тысяче человек: «И это в большинстве своем местные жители».

Кто финансирует стройку и при чем тут Валентина Матвиенко

Приморский — самый густонаселенный район Петербурга, здесь проживает больше полумиллиона человек. Православных храмов — несколько десятков, в том числе курьезный в ЖК «Зенит», который местные жители называют «спасом на диете». В 2008-м, через год после встречи отца Александра с Максимом Атаянцем, на Долгоозерной улице в Приморском районе возвели деревянный храм святителя Николая. «Он стал уютным дополнением к району многоэтажек», — пишут о нем на сайте собора. Это временная постройка по типовому проекту архитектора XIX века Константина Тона. Атаянц говорит, что когда большой собор достроят и освятят, Никольский храм разберут и перевезут в новое место.

Место под храм в сквере на Долгоозерной выделила позапрошлый губернатор Петербурга. Ее имя выбили в камне при входе в собор: «<…> попечениiемъ Валентины Ивановны Матвiенко». Судя по сайту собора, в 2019 году председатель Совета Федерации дваждыпобывала на стройке.

Все на том же сайте отмечают, что «строительство Святодуховского собора ведется полностью за счет добровольных пожертвований». Несколько лет назад желающие могли выкупать именные кирпичи по цене от 300 рублей. «Поскольку здесь нет государственных денег, все работы шли очень долго. А вот последние пару лет строительство идет интенсивно, потому что нашлись добрые люди, которые полностью взяли на себя финансирование», — говорит Атаянц. Он надеется, что через полтора-два года собор будет готов «во всех деталях». Имена меценатов журналистам не называют.

Высота собора — 67 метров (столько же в длину и ширину), это выше окружающей застройки. Вместимость, вместе с нижним храмом — до четырех тысяч человек.

Невский лесопарк

Зеленая зона находится в 5 км к юго-востоку от города, поэтому доступна всем жителям Санкт-Петербурга. Живописный лесной массив занимает площадь более 600 га. В нем растут ели, сосны, рябины, осины, березы, лиственницы и осины. По лесопарку протекает река Черная. При входе на территорию установлена стела, посвященная морякам, которые погибли в годы войны.

Местность на правобережье Невы выглядит ухоженной. Дальняя часть парка больше напоминает заросший лес, и через него ведет несколько тропинок. Летом и осенью здесь можно встретить грибников. В глубине парка есть родник, которым пользуются дачники.

Во время Великой Отечественной войны Невский лесопарк находится под интенсивным артиллерийским обстрелом, поэтому более 90% деревьев было уничтожено огнем и взрывами. В послевоенные годы лесные насаждения восстановили, и парк вновь обрел свою красоту.

Храм Покрова стоит в западной части лесопарка. В XVIII веке на этом месте находилась усадьба Зиновьевых Богословка. Несколько лет назад красивое двухэтажное здание и хозяйственные постройки возвели заново.

На этапе проектирования университетского городка планировалось строительство домовой церкви

Еще на этапе строительства всего университетского городка было запланировано строительство домовой церкви. Жизнь этого домового храма тесно связана с жизнью учебного заведения.

После окончания каждого учебного года в храме проводилась божественная литургия. Настоятель храма проводил не только богослужения, но и преподавал Закон Божий.

Время открытия храма было совмещено со временем открытия вуза.

В проекте было решено, что храм должен располагаться на втором этаже главного здания института. Алтарь было решено построить с северной стороны, а войти в храм можно было из читального зала.

Так выглядел читальный зал в политехническом институте в Санкт-Петербурге. В конце зала за аркой, как раз и находилась та самая домовая церковь

Вместимость должна составлять не более 300 человек. Такой вариант был одобрен Святейшим синодом.

Вскоре начались отделочные работы в читальном зале и библиотеке. Но домовой храм не был устроен. Пришли соображения о том, чтобы построить церковь отдельно. Это решение пришло, по причине малого помещения в библиотеке, а также о посторонних людях, которые также могли бы заходить в храм, чтобы молиться. Но денежных средств было недостаточно.

1906
в этом году было принят отказ от строительства домовой церкви

Вскоре на работу и строительство политехнического института сказались некоторые события. 9 января был расстрелян один из студентов. Во избежание новых жертв, студентов распустили на каникулы, а затем и вовсе отменили занятия до следующего учебного года.

В новом учебном году занятия продлились только один месяц в связи с  Всероссийской забастовкой в 1905 году. Также были приостановлены занятия во многих учебных заведениях.

В итоге занятия прервали до 1906 года. В этом же году был принят отказ начальства от строительства домовой церкви в читальном зале.

В 1908 году в институте появился новый директор, который поставил вопрос о необходимости построить при институте церковь.

Иван Всеволодович Мещерский — русский и советский ученый механик. Именно он стал новым директором политехнического института, который поставил вопрос о необходимости постройки церкви при институте

В марте 1909 года этот вопрос активно рассматривался в Государственной Думе. Вскоре было принято решение о создании при политехническом институте церкви. А также было решено о преподавании в некоторых отделениях института такого предмета как богословие.

Для чтения данного предмета был выбран священник Ярославной духовной семинарии протоиерей Михаил Васильевич Троицкий.

30 сентября было принято решение о присвоении вузу имени Императора Петра Великого. В январе 1910 года Николай второй подписал указ, о том, что политехнический институт в Санкт-Петербурге стал иметь новое наименование в честь Императора Петра Великого.

Но храм так и не был построен. Следующий директор также ставил вопрос о финансировании при  институте церкви. В 1910 году начальство снова пыталось разрешить этот вопрос. Даже студенты института в письменной форме обращались с просьбой о строительстве храма.

В конце мая директор ушел с поста, и в течение следующих 3-х лет они постоянно менялись. Но каждый из них пытался внести свою лепту.

В 1911 году было дано согласие на постройку домовой церкви при Политехническом институте

В 1911 году Министерство торговли и промышленности дало согласие на устройство домой церкви при политехническом институте. Они объявили конкурс на лучшее архитектурное решение домовой церкви.

Участие принимали преподаватели,  а также студенты института. 15 октября 1911 года было предоставлено несколько эскизов будущей церкви.

Архитектором, с самым лучшим эскизом, был выбран один из создателей комплекса зданий политехнического института – Иосиф Владимирович Падлевский.

Падлевский Иосиф Владимирович — известный архитектор. Именно этот человек стал автором строительства домой церкви при политехническом институте

Именно он и стал автором проекта церкви Покрова Пресвятой Богородицы. По его эскизам, храм должны были построить в неорусском стиле.

Это должна быть пристройка к южному крылу бывшего первого общежития политехнического института.

По проекту храм предполагался одноглавым, четырехстолбным. В объемно-пространственной композиции центральную роль играл высокий четверик, который переходил в меньший четверик и завершался цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Декор фасада планировался быть более сдержанным.

Парадный вход было решено расположить в ризалите бывшего входа в само общежитие. Внутреннее убранство было решено сделать в русских традициях культовой архитектуры 17 века.

1912
в этом году было принято решение о строительстве храма в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Архитектор предполагал расписать внутреннее убранство всего храма: стены, арки, своды.

В иконостасе решили поставить только две иконы: Спасителю и Божией Матери. Во втором ряду 12 икон в иконостасе должны быть праздничные.

Храм рассчитывался на 850 человек. Архитектор храма учел и каноническое устройство. Планировалось разместить алтарь и церковь в возводимом здании храма, а притвор в здании общежития.

В январе 1912 года институтское начальство утвердило проект Падлевского на строительство храма.

16 мая 1912 года на заседании правления института было принято решение о том, что построить храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Богословская церковь


Деревня Глинки

История. Усадьба Глинки расположена при впадении р. Вори в Клязьму. В XVIII в. она принадлежала Якову Брюсу, одному из сподвижников Петра I. Он поселился здесь после смерти царя, выйдя в отставку в 1726 г. Брюс участвовал во многих сражениях петровского времени, в Полтавском бою командовал артиллерией. С 1706 г. Я. В. Брюс ведал книгопечатным делом в России. Под его редакцией был выпущен первый гражданский календарь. Поселившись в Глинках, он занимался астрономией, математикой, производил физические опыты. Об усадьбе Глинки и ее владельце создано много легенд, изображающих Я. Брюса колдуном, магом, волшебником, производящим разные чудеса. В усадьбе он орга­низовал хорошо оборудованную физическую лабораторию, которая после смерти была завещана Академии наук. В настоящее время в усадьбе Брюса находится санаторий.

Первое упоминание о каменной Иоанно-Богословской церкви в Глинках относится к 1710 г. В 1753 г. А. Р. Брюс подал прошение о строительстве каменной церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1756 г. храм был построен и освящен. При нем выстроили усыпальницу семьи Брюсов.

После закрытия церкви в 1930 г., здание перестроили в жилой дом. Надгробия из усыпальницы поступили в фонд филиала музея архитектуры им. Щусева. В настоящее время здание церкви заброшено, решается вопрос о возрождении храма усилиями верующих и сотрудников санатория.

Адрес: 141100, Московская обл., Щелковский р-он, дер. Глинки.

Проезд: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Монино (49 км), далее автобусом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector