Храм матроны московской на таганке
Содержание:
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как это было?
По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.
Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский музей, СПб.
Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».
Но в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
История постройки
Храм Покрова Пресвятой Богородицы имеет долгую и интересную историю. Первое упоминание о церкви приписывают к 1629 году. Сама же она была построена в селе Покровском всего за несколько лет до этого. В 1620-ых годах местный дьяк Михаил Данилов выкупил земли под храм у сына местного боярина. Последний был одним из «переплетчиков», которые присоединились к лагерю Лжедмитрия II. Но это только первая версия.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешнево
Существуют мнения, что 1629 год, это год пристройки к уже существующему храму трапезной. Главная же часть церкви была построена намного раньше, но когда, не известно. Именно благодаря известности и постройке этого храма началась история и села Покровское.
С момента постройки храм Покрова Пресвятой Богородицы пережил много перестроек и разграблений. Так, в 1750-ых годах владелец местной усадьбы и ближайших земель запланировал серьезную реставрацию храма и его перестройку. Церковь была оформлена в четырех стилях барокко. Внешне она была сильно изменена, но вод строение осталось старым. Ровно через десять лет к храму была пристроена колокольня, которая имела 3 яруса.
Вплоть до первой четверти XIX века церковь Покрова Пресвятой Богородицы не меняла своего облика и оставалась в целости и сохранности. Однако все изменилось при войне с французами. Местные земли были захвачены, а из храма сделали конюшню. Ярус колокольни был разрушен, а сама церковь разграблена. В 1812 году после победы храм был полностью отреставрирован.
С каждым годом количество прихожан росло. Храм богател и развивался. Были попытки, предпринятые княгиней, переманить паству к другому приходу, но это дело увенчалось провалом. 1894 год стал временем обновления и получения второй жизни для церкви.
Прихожане написали в Москву обращение с просьбой о расширении церкви. Так вскоре была отремонтирована старая трапезная и пристроены два придела в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. В 1905 году были заново расписаны стены и потолок.
Внутреннее убранство Покровского храма
С приходом Советской власти стали закрываться церкви. То же случилось и с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году. За время Великой Отечественной войны и после нее полностью преобразился облик здания. Не осталось ничего от прежде богатого интерьера и волшебных росписей. Стало рушиться и здание, которое отвели для лаборатории.
Примечания
- ↑ 12 Показатели муниципальных образований. Покровское-Стрешнево(неопр.) (недоступная ссылка). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Дата обращения 21 октября 2010. Архивировано 8 февраля 2012 года.
- ↑ 12 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года(неопр.) . Дата обращения 25 июля 2020. Архивировано 26 июля 2018 года.
- Тушинский тоннель в Москве затопило из-за размыва и проседания грунта (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Последствия обрушения грунта в Тушинском тоннеле ликвидировали за восемь часов (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.) . Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ВПН-2010. Приложение 1. Численность населения по районам города Москвы (неопр.) . Дата обращения 16 августа 2014. Архивировано 16 августа 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.) . Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.) . Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.) . Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (неопр.) . Дата обращения 6 августа 2020. Архивировано 6 августа 2015 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (неопр.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2020. Архивировано 31 июля 2020 года.
История
Церковь в Покровском-Стрешневе была построена в начале XVII века дьяком М. Ф. Даниловым. Первые упоминания о храме относятся к 1629 году, сама церковь была построена примерно в 1620-х, когда М. Ф. Данилов выкупил эти земли у сына боярина А. Ф. Палицына.
Существует версия, что церковь была построена несколькими десятилетиями раньше, а около 1629 года к ней только пристроили трапезную. Эту версию поддерживали и более поздние владельцы усадьбы. Однако, точная дата постройки церкви и сейчас остаётся неизвестной.
В 1750 году владелец усадьбы П. И. Стрешнев организовал перестройку церкви, в результате чего она приобрела черты стиля барокко. Тем не менее, плановая конфигурация здания осталась прежней. Примерно через десять лет была достроена трёхъярусная колокольня. После этого церковь практически не меняла внешний вид до конца XIX века.
В период нашествия французов церковь подверглась осквернению, — в ней устроили конюшню. В 1812 году сразу после победы храм переосвятили. Немногим позже был перестроен верхний ярус колокольни.
Во второй половине ХIХ века существенно увеличился приход. Владелица усадьбы, княгиня Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева, не хотела расширять древнюю церковь, и пыталась добиться закрепления части прихожан за другим приходом, но ей это не удалось.
В 1894 году прихожане села Покровское-Подъелки попросили Московскую духовную консисторию ходатайствовать в строительное отделение при Московском губернском правлении о расширении церкви. По проекту перестройки была демонтирована старая трапезная, и появились два новых придела — Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Деньги на перестройку церкви выделил П. П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Пётр Боткин и сыновья». В 1905 году были расписаны церковные стены и потолок, через 20 лет живопись была отреставрирована.
В 1931 году решением Мособлисполкома церковь была закрыта. По другой версии, её закрыли по распоряжению ВЦИК в 1932 году, а настоятель храма, отец Пётр (Вележев) был арестован.
После Великой Отечественной войны здание храма отвели топливной лаборатории НИИ гражданской авиации. С этого времени и до конца 80-х значительно изменился внешний вид церкви: был разобран верхний ярус колокольни, потеряна глава храма и оформление интерьера, позднее на фасадах появилось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, исказились детали фасадного декора.
Реставрация храма проходила в конце 1980-х — начале 1990-х под патронатом объединения «Росреставрация» по проекту архитектора С. А. Киселёва. В процессе реставрации были восстановлены не только ключевые элементы здания, но и элементы декора
В 1992 году правительство России передало храм на баланс Русской Православной Церкви, началась кампания по сбору средств на его восстановление. 6 декабря 1993 года храм был освящён. Зимой 1994 года были заменены кровли, установлен купол и крест.
Работы по восстановлению храма не прекращаются и в данное время. В мае 2006 года белорусские специалисты с С. И. Бышневым во главе закончили последнюю из трёх мозаичных фресок на фасаде храма.
Несмотря на то, что церковь много раз меняла внешний вид, она представляет большую историко-архитектурную ценность как один из немногих в Москве и области примеров вотчинного храма первой трети XVII века с нетрадиционным композиционным решением. Церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры и входит в комплекс усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево.
В сентябре 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус патриаршего подворья, теперь его официальное название следующее: «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе»
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Молитвы
Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы
На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:
От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият.
Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший.
Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его.
Слава, и ныне: глас 8:
Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость.
На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Доме Евфрафов:
Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя.
Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе.
Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря.
Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.
Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых.
Слава, и ныне, подобен тойже:
Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя.
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
История
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.
В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
Храм в 1888 году
На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.
Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.
Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.
В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.
После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.