Петропавловский собор

Великокняжеская усыпальница

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной при соборе для погребения великих князей — членов дома Романовых.

Если в самом соборе погребены коронованные представители Российского Императорского дома, то в Великокняжеской усыпальнице — особы, имевших титул великих князей и княгинь, а также князья императорской крови и члены породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

Великокняжеская усыпальница была построена в 1896-1906 годах архитекторами Д.И. Гримм, А.О Томишко и Л.Н. Бенау. Освящена в качестве предела святого благородного великого князя Александра Невского.

С 1954 года Великокняжеская усыпальница входит в музейный комплекс истории Петербурга.

Из Петропавловского собора в Великокняжескую усыпальницу ведет крытый переход — галерея (коридор), вдоль которого расположены бывшие царские комнаты для ожиданий.

В 1908-1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора.

В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, а в 1995 году из Кобурга в усыпальницу перенесен прах его родителей.

Фото выхода из собора — галерея, связывающая собор и усыпальницу

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол. В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Храм усопших

…Но я люблю гранитную ограду И светлый шпиль при северной луне, Когда куранты грустную руладу Издалека разносят по волне. Они поют в сияющем тумане О свергнутых земных богатырях… С. А. Андреевский, 1881 год.

Когда в 1725 году Пётр скончался, тело его забальзамировали, уложили в гроб и поставили в соборе. Так и простоял гроб 6 лет до завершения строительства и отделки. Позже рядом с ним встал гроб супруги — Екатерины.

В 1731 году храм готов, и императорскую чету хоронят по православному обычаю, перед алтарём у южной стены, укрыв мраморными плитами. Ранее, в 1715 году, в строящемся соборе похоронили малолетнюю дочь Екатерины и Петра. За ней последовали супруга царевича Алексея, в 1718 году — сам царевич.

За Петром в соборе были захоронены все российские самодержцы, кроме Петра II и Ивана IV. В 60-х годах XVIII века появляются над захоронениями надгробия — одинаковые для всех упокоенных в соборе, только для коронованных — с гербами по углам. Лишь два надгробия выделяются — для Александра II и его супруги: они исполнены из пятитонных монолитов яшмы и орлеца.

В 1998 году нашли свой приют в соборе останки Николая II и членов императорской семьи.

Кто похоронен в Петропавловской крепости

Официальные захоронения на территории крепости появились еще до окончания строительства собора Петра и Павла, получившего известность как Петропавловский. В храме из дерева в 1708 году первой была погребена в младенческом возрасте Екатерина, дочь Петра I. В 1715 — 1717 годах в недостроенном соборе появились могилы еще трех малолетних детей государя — дочерей Натальи, Маргариты и сына Павла. В это же время здесь нашла последний приют и царица Марфа Матвеевна. 

Несмотря на межсемейные распри и обвинения в заговоре, по велению Петра Великого в императорской усыпальнице упокоились его опальные старший сын Алексей (умер при невыясненных обстоятельствах в 1718 году) и сестра Мария (март 1723 года). Их могилы расположены под колокольней в приделе святой Екатерины. В 1725 году в церковь было перенесено и тело преставившегося Петра I.

Петр Первый

Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый император Всероссийский (с 1721 года) преставился 52-летним в январе 1725-го в Зимнем дворце. В соответствии с разработанным им же регламентом церемониала тело для прощания первоначально было выставлено там же в траурном зале. Государь находился в гробу в расшитой кружевами парчовой одежде со шпагой и Андреем Первозванным на груди.  

По истечении месяца его забальзамировали и перенесли в специально возведенную в честь печального случая временную деревянную церковь, установленную прямо в недостроенном соборе Петра и Павла. И только через шесть лет, в 1731 году, по велению царствовавшей в то время Анны Иоанновны Петр Великий вместе со своей супругой Екатериной I, преставившейся двумя годами позже государя, были погребены в императорской усыпальнице Петропавловского собора. 

Их могилы-склепы, камеры которых находятся под полом, расположены у южного входа в храм. О чем свидетельствуют надписи и кресты из чистого золота. 

Легенды Петропавловской крепости

Остров, на котором стоит крепость имеет и второе название Люст-гольм. В переводе со шведского оно означает «весёлый». Когда этой землёй владели шведы, они обустроили на острове сад для празднеств и веселья. Отсюда и пошло такое название. После завоевания территории ей дали другое имя.

Несмотря на то, что авторство Петропавловской крепости принадлежит Жозефу Ламберу де Герену, в исторических архивах хранится перепись военного инженера Кирхенштейна с графом Александром Даниловичем Меньшиковым. Она содержит план строительства крепости, очень схожий с тем, который был воплощен в жизнь.

На некоторых стенах крепости отсутствует гранитная отделка. Эту особенность связывают со следующей легендой. Екатерина II, любуясь видами на Неву из окон Зимнего дворца, была расстроена состоянием Петропавловской крепости и приказала её облагородить. Но хитрые работники занялись обустройством только тех сторон, которые были видны из окон Эрмитажа.

Сегодня на территории Петропавловской крепости проводятся концерты и праздники. Гости Северной столицы могут опуститься в тюремные катакомбы и ощутить на себе все тяготы заключения. Для туристов открыты музеи и экспозиции.

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

XIX век

Подъём Петра Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры начала 1830-х годов.

В 1829 году шторм вновь сильно повредил крест, а у Ангела отломилось крыло (которое чуть было не упало на коменданта крепости). Для того, чтобы произвести ремонт, нужно было строить вокруг колокольни дорогостоящие леса. За починку решил взяться талантливый ярославский кровельщик Пётр Телушкин. Ему удалось забраться на шпиль без возведения строительных лесов, а только лишь «остроумным применением сложных верёвочных петель и прибегая к весьма находчивым уловкам». В 1830 году в течение шести недель под восторженные возгласы зевак по верёвочной лестнице он каждый день поднимался на вершину шпиля и в одиночку вернул фигуре Ангела правильное положение и прикрепил крыло. Этот ремонт вошёл в историю как образец русской смекалки и отваги.

«Вид Невы и Петропавловской крепости». Акварель Василия Садовникова, 1847 год.

Винтовая лестница внутри шпиля, постепенно сужаясь, поднимается на 2/3 высоты шпиля и заканчивается небольшой дверцей «на улицу». Дальше к Ангелу можно подняться только по наружной лесенке.

В 1834 году крест вновь накренился. Выяснилось, что стали подгнивать деревянные конструкции шпиля. Восстановительные работы долго откладывались. Наконец в 1856 году император Александр II выразил согласие на устройство нового шпиля. Его главным строителем был назначен инженер Дмитрий.Журавский. Он спроектировал необычно лёгкий для такого массивного сооружения металлический каркас в виде восьмигранной пирамиды. Несущие конструкции были смонтированы в 1858 году. Опоры восьми рёбер каркаса были укреплены в кирпичной кладке колокольни. Снаружи шпиль был покрыт медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим методом под руководством известного петербургского химика, члена-корреспондента Академии наук Генриха Струве. Внутри шпиля была устроена винтовая лестница. Над яблоком (его диаметр – 1,6 метра) поднялся шестиметровый крест с новой фигурой Ангела (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). Эта четвёртая по счёту фигура Ангела сохранилась до сих пор. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась до 122,5 метра. Петропавловский собор приобрёл свой современный облик.

Фигурки херувимов на колокольне.

На самом верху колокольни Петропавловского собора, под куполом с часами, можно заметить интересные украшения в виде головок пухлых младенцев с крылышками. Это херувимы – декоративный мотив, появившийся в западноевропейской архитектуре в XV веке и позже получивший широкое распространение. Херувимов можно увидеть и внутри Петропавловского собора. Согласно христианским представлениям, херувимы – это ангелы стражи. По народным верованиям, херувимы – это души погибших детей. В виде херувимов иногда делают украшения для рождественских ёлок или для пасхальных верб.

Одновременно с переделкой шпиля в 1858 году была проведена реставрация башенных часов. Московские мастера братья Николай и Иван Бутенóпы отремонтировали башенные часы и модернизировали механизм, добавив на циферблаты минутные стрелки (раньше их не было). Карильон, который износился и замолчал уже к 1840 году, восстанавливать не стали. Куранты настроили на исполнение церковного гимна Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». >

Колокольня и шпиль Петропавловского собора

В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Константин

Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Заглянув внутрь собора, да, в принципе, и снаружи, можно заметить его достаточно нестандартный вид, если судить по другим культовым православным сооружениям. Он ознаменовал принципиально новый облик православных храмов, созданный в стиле петровского барокко, где здание прямоугольной формы с трехъярусной колокольней и игольчатым шпилем больше напоминают постройку, характерную для протестантских церквей. Таким образом выразилась огромная любовь Петра к архитектуре Голландии. Часы для колокольни, за которые отдали огромную сумму по тем временам – 45 000 рублей, были куплены и привезены тоже из Голландии, а шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.
Впечатляет интерьер собора, в котором можно увидеть свою нетрадиционность того времени. На стенах можно заметить особый декор в виде пилястр и живописных сцен из Библии, созданных художниками первой половины XVII столетия, а также головок херувимов на окнах; зал полон копий трофейных знамен шведов и турков, поскольку в начале XX столетия подлинники были переданы в Эрмитаж.

Петропавловский собор во всей своей красе, выше него только облака.

  • Особого внимания заслуживают бронзовые Царские врата, создателем которых был Александр Иванович Кракау. Они открывались во время литургий для выноса Святых Даров. Неподалеку можно увидеть царское место в виде помоста, на котором во время богослужений стоял император. Симметрично ему расположен алтарь и кафедра, с которой произносились проповеди.

    Знаете ли вы?
    Православные церкви никогда не практиковали чтение проповедей. Именно при правлении Петра I эта практика впервые была введена.

    Царские врата рядом с иконостасом смотрятся богато и поражают своей помпезностью и величием.

  • Вехи истории России знаменует еще одна достопримечательность храма – погребения императоров и князей с их семьями. Прекрасные надгробья-памятники выполнены из ценных камней, таких как серо-зеленая алтайская яшма. К примеру, надгробия Александра II, а также его супруги Марии Федоровны украшали главные мастера Петергофа, и на это ушло порядка 17 лет. Здесь можно увидеть могилы всех членов романовской династии за исключением Петра II и Иоанна VI.Свою нишу в Петропавловском соборе заняло надгробье Марии Федоровны, принцессы Дагмар.
  • Ну и конечно, нельзя не упомянуть колокольню собора – самую высокую структуру храма, которая выдержала много испытаний и в 1776 году была восстановлена и получила новые колокола, изготовленные известным голландским мастером Ортом Крассом, и фламандский карильон –подарок из Бельгии.Самая высокая точка колокольни Петропавловского собора – золоченый шпиль с летящим ангелом.

История

Петропавловский собор — один из символов Петербурга. Его трехсотлетняя история тесно связана с событиями, происходящими в жизни города и русской правящей династии.


Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь

В мае 1703 года царь Пётр основал на Заячьем острове, расположенном посреди Невы, небольшую крепость. Вскоре, 29 июня, на её территории заложили первый деревянный храм, освящённый во имя святых апостолов Петра и Павла в мае следующего года. Его стены покрасили в жёлтый цвет, фактура которого напоминала мрамор.

Здесь проводился благодарственный молебен, посвященный победе русских войск под командованием Б. П. Шереметьева над шведами на Чудском озере. Деревянная церковь находилась на территории крепости до 1719 года. После возведения вокруг неё каменных стен, старое здание демонтировали и перенесли на новое место. При повторном освящении её посвятили апостолу Матфею.

Строительство каменного храма

К 1712 году храм, расположенный в Петропавловской крепости, был окружён каменными постройками новой столицы. Было решено возводить новое каменное здание. Его архитектором стал итальянский зодчий Доменико Трезини. По задумке царя, новое здание становилось символом новой эпохи и возвышаться над столицей. Поэтому возведение каменного храма начали с колокольни. Пётр хотел её использовать в качестве наблюдательной вышки и часовой башни.

Основные строительные работы на колокольне закончили в 1720 году. Ещё четыре года понадобилось для изготовления листов для облицовки шпиля и его главного украшения — флюгера в виде ангела. Облицовку шпиля закончили в 1724 году. Полностью строительство было закончено в 1731 году. Освятили его в престольный праздник (29 июня) 1733 года.

Собор в XVIII — XIX веке

С 1742 года собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла становится кафедральным и главным придворным храмом. В конце 50-х годов в шпиль попала молния, от которой загорелась колокольня. Она упала на основную часть здания. В пожаре погибли часы и колокола, установленные во времена Петра Великого. Основное помещение храма быстро восстановили. После этого у него появился Екатерининский придел. Восстановление колокольни заняло больше 20 лет. После ремонтных работ высота самой высокой части собора составляла 117 метров. После завершения колокольни на своё место установили куранты, изготовленные голландцем Оорта Крассом.


Ангел на шпиле Петропавловского собора

В конце XVIII — начале XIX века дважды восстанавливали фигуру ангела. В середине девятнадцатого столетия деревянный каркас шпиля заменили на металлическую конструкцию. После этого его высота составила 123 метра.

В начале XX века в соборе не осталось места для захоронения. В 1908 возвели усыпальницу, связанную с основным зданием широкой галереей.

Интересно: ремонт флюгера, произведённый в 1830 году молодым мастером Петром Телушкиным, являлся уникальным событием. Кровельщик в течение шести недель поднимался на шпиль при помощи одной верёвки.

Советское время

После событий октября 1917 года здание Петропавловской церкви признали архитектурным памятником. После закрытия храма в 1919 году все ценные предметы изъяли, а постройку передали в ведение Музея истории города. Коллекция Эрмитажа пополнилась военными трофеями, которые хранились в главном соборе со времени победы в Северной войне. Плиты над могилами правителей и представителей рода Романовых разрушили, а из построенной в начале века усыпальницы сделали складское помещение.

Интересно: в 30-е годы предлагали заменить фигуру ангела рубиновой звездой, похожей на звёзды Московского Кремля. Осуществлению этих планов помешало начало Великой Отечественной войны, во время которой шпиль и ангела замаскировали.

Современность

Сегодня здание Петропавловского храма является частью музея истории Санкт-Петербурга. При этом в нём регулярно проводятся богослужения. Но работа прихода налаживалась в течение десятилетия.


Интерьер Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Богослужения и престольные праздники

Богослужения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга проводятся каждую неделю по субботам и воскресеньям:

  • суббота в 18.00 — Всенощное бдение;
  • воскресенье в 7.30 исповедь и в 8.00 Божественная литургия.

Также богослужения проводятся в престольный праздник 12 июля — день памяти апостолов Петра и Павла; двунадесятые праздники и в праздник Пасхи. В начале XXI века в соборе проводятся панихиды по представителям рода Романовых. Расписание поминовения членов императорской семьи уточняют в храме или на его официальном сайте.

Деятельность прихода

Современный приход и храм возглавляет архимандрит Александр Фёдоров. Так как собор является усыпальницей российской императорской династии, в нём не проводятся обряды крещения и венчания. На базе соборной колокольни ежегодно проводятся фестивали пасхальных колокольных концертов. В конце XX века в соборе и в прикреплённой к ней усыпальнице проводились захоронения членов Дома Романовых:

  • Владимир Кириллович Романов (1992 г);
  • Кирилл Владимирович и Виктория Фёдоровна (1995 г);
  • Леонида Георгиевна (супруга Владимира Кирилловича) (2010 г);
  • император Николай II с супругой, дочерями Ольгой, Татьяной, Анастасией и их слуги (1998 г);
  • императрица Мария Фёдоровна — супруга Александра III (2006 г).

Деятельность музея

Собор открыт для туристов ежедневно:

  • понедельник — пятница с 10 до 19 часов;
  • суббота с 10 до 18 часов;
  • воскресенье с 11 до 19 часов.

Расписание работы музея согласовывается с проведением богослужений. Стоимость входных билетов:

  • взрослый — 450 р.;
  • студенческий (ученический) — 250 р.;
  • пенсионный — 200 р.

Экскурсии на колокольню проводятся в тёплое время года и бронируются заранее. Подробности и стоимость билетов уточняют на сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Следует знать: при посещении собора соблюдают правила поведения и рекомендации к внешнему виду в православных культовых заведениях.

XX век и далее

В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после Победы были сняты, и шпиль Петропавловского собора снова засверкал в вышине.

При нашем суровом климате наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда начинает проникать вода. Постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов решили начать капитальный ремонт ангела-флюгера.

Фото: Станислав Забурдаев

Монтажники бережно освободили ангела с крестом от шпиля и на вертолёте спустили его на землю. В январе-феврале 2003 года его «лечили» в заводских цехах, в том числе от пробоин времён войны; заменили поворотный механизм. При этом использовались самые современные материалы и способы металлообработки. Наконец, наступил тот день, когда обновлённый ангел и крест на вертолёте были подняты на вершину шпиля, а монтажники надёжно закрепили его на самом верху. И в год 300-летия Петербурга один из главных символов нашего города снова засверкал золотом высоко в небе.

Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Могилы Великокняжеской усыпальницы

Первоначально царей хоронили в Петропавловском соборе, однако, со временем сводного места для этих целей не осталось и в 1896 году возвели отдельное здание для последующих захоронений – Великокняжескую усыпальницу. Здесь склепы устроены по-другому, их гораздо легче открыть, этим неоднократно пользовались вандалы в первой половине 20 века, которые охотились на царские сокровища. Однако, их ждало полнейшее разочарование. Были варварски вскрыты абсолютно все могилы, это доказанный факт, но мародерам ничего не удалось извлечь, поскольку людей не хоронят в бриллиантах, с орденами и прочей роскошью. Медали обычно несли (как и в наше время) отдельно на специальных подушечках, их демонстрировали на прощальной церемонии, а затем иностранные ордена возвращали за границу, а российские – в специальное хранилище. Но никогда их не помещали в могилу.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.

Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

XXI век

Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».

В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.

Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.

В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.

Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.  

Петропавловский собор в наши дни.

Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды. 

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом

От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector