Минский петропавловский собор

История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации

Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.

Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.

На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.

В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.

В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.

Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.

Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.

В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.

Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.

Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.

К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.

На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней

В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.

Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.

Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.

За 1 год удалось восстановить церковь.

Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.

Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок

Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.

В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.

Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.

Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри

Расписание богослужений Минского кафедрального собора, адрес

Как уже упоминалось выше, в соборе находиться не малое количество чудотворных икон. К ним относятся:

  • образ Богоматери Минской,
  • икона мученицы Варвары,
  • мчц. княгини Людмилы,
  • мчц. Елисаветы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Святой Софии в Стамбуле

Кроме того, здесь находятся мощи св. Софии, княгини Случкой и многое другое.

В соборе проходят богослужения ежедневно. В будние дни утренняя Литургия начинается в 8:40 утра, обедня в 9:00, а вечерняя в 17:00. По выходным и праздничным дням проводятся ранняя и поздняя вечерняя служба в 7:00 и 10:00 утра. Вечерние чтения Литургий начинаются в 18:00.

К собору добраться не тяжело. Он находится по адресу: ул. Кирилла и Мефодия 3. К нему добираться удобно любым видом транспорта как собственным, так и общественным. Если ехать вторым видом транспорта, тогда необходимо добраться до станции метро «Немига», а от нее ехать на автобусе № 38, 57 или 91.

Храни Вас Господь!

Битва на Немиге – это битва не на реке, а в одноименном городе?

«…И придоша ко Меньску, и меня незатворишася в граде. Си же братья взяша Менеск, и исекоша муже, а жены и дети вдаша на щиты, и поидоша к Немизе, и Всеслав поиде противу. И совокупишася обои на Немизе, месяца марта в 3 день; и бяша снег велик, и поидоша против усобе. И бысть сеча зла, и мнози падоша, и одолеша Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежа…»

Одно из самых загадочных событий в «биографии» Минска – битва на Немиге. Историки до сих пор не знают, где именно в марте 1067 года произошло легендарное сражение.

Во-первых, на ранних картах города и его окрестностей реки Немиги нет. Во-вторых, территория Минска не включала Немигу (если верить научному исследованию начала ХХ века). В-третьих, князьям Ярославичам с войском незачем было после битвы идти «к Немизе», если та впадала в большую реку Свислочь в самом центре города.

Вот и получается, что битва, красочно описанная в «Повести временных лет», имеет другую геолокацию. Какую? Ученые предполагают, что она произошла в одноименном городе Немига, который стоял на месте современного Минска.

«На это указывает и сама летописная фраза “поидоша к Немизе”. Ведь выражение “пойти к…” чаще всего использовалось, когда разговор шел о движении в направлении к городу. Значит, и выражение “поидоша к Немизе” показывает на движение по направлению к городу», – пишет в книге «На скрыжалях вякоў» этнограф и фольклорист Константин Цвирко.

Есть и более весомый аргумент. На то, что город Немига действительно существовал, указывает его упоминание вместе с Менском в «Списке русских городов дальних и ближних», который был составлен в конце XVI века.

Что остаётся тайной до сих пор

Современные учёные, историки и богословы не смогли договориться и точно установить время строительства этого храма. Но очевидно, что этот православный храм — один из первых, который построен в готическом архитектурном стиле на территории Беларуси.

Но во имя Архистратига Божия Михаила храм был освящён уже в 1407 году, и об этом есть свидетельства. А вот строительство крепостного сооружения относят к началу 1500 годов.

В народе рассказывают интересную легенду о том, что храм построил польский князь Витовт в 14 веке после того, как он благополучно спасся в этих местах от погони своего двоюродного брата — князя Ягайло.

Но в историческом документе «Акте визитации» храм упоминается, как построенный во времена правления королевы Боны в 16 веке. Существует мнение, что церковь основана великим гетманом Литовским Константином Острожским, который построил в Вильно Троицкую и Пречистенскую церкви.

Вполне вероятно, что в каждой из этих версий есть частица истины. Ведь пограничные белорусские земли не один раз переходили из одного государства в другое. Здания разрушались и часто восстанавливались на сохранившихся руинах более старых и даже древних построек.

Чудотворные святыни белорусского народа

Минский образ Пресвятой Богородицы

Многочисленные святыни хранятся в храмовых стенах. Самая главная из них — Минская икона Божьей Матери. Ее история насчитывает почти 20 столетий!

По легенде, написал её ещё в 1-м веке апостол Лука. Долгие годы она хранилась в Византии, затем в одной из церквей Киева.

Во время одного из набегов монголо-татар на Киев, один из варваров снял с иконы все богатые украшения, а её бросил в воду — в Днепр.

Но икона — целая и невредимая — какими-то чудесными, неизведанными путями спустя некоторое время оказалась в Минске, в реке Свислочь. Там, по исходившему от неё сиянию, образ заметили и отнесли в одну из церквей города.

Произошло это в далёком 1500 году. Долгий путь — из одной церкви в другую — пришлось пройти иконе, пока она, наконец, не попала туда, где, по-видимому, и должна быть: в Минский Свято-Духов кафедральный собор. Там она хранится и до сих пор.

Праздник и день почитания Минской иконы Пресвятой Богородицы 26 августа (или 13 августа по старому стилю).

Чудотворные иконы

В Святодуховском кафедральном соборе Минска огромное количество икон. Это Спаситель, Божия Матерь, различные православные святые.

Здесь же я хочу упомянуть лишь о двух из них, которые особо почитаются православными верующими. Эти образы не просто написаны на холсте, но рядом с ними находятся частички чудотворных мощей этих святых.

Удивительно, но в Минском соборе самые почитаемые образы — женские.

Вот и на этих иконах изображены святая мученица Людмила, жившая в 10 веке, а также преподобная мученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, которые также приняли мученическую смерть, но уже в начале 20-го века.

Почитание святой Елисаветы в Белоруссии очень заметно. Ведь еще в Минске находится удивительный женский монастырь, главный храм которого освящен в честь именно этой преподобной. Приглашаю на экскурсию: «Свято-Елисаветинский женский монастырь».

Святые мощи

Ещё одна особо чтимая святыня белокаменного собора — это нетленные мощи святой Софии Слуцкой. После ранней смерти родителей, маленькую Софию стал воспитывать опекун.

Богатство девушки позже стало поводом для ссоры между ним и отцом жениха Софии — воином из рода Радзивиллов.

Чтобы не допустить войны между ними и кровопролития, в котором мог пострадать простой народ, София горячо и много молилась. Прошения были услышаны Господом, и дело закончилось миром. Но выйдя замуж, княгиня умерла при родах.

Говорят, что она помогает всем, кто молит её о чистой, взаимной любви.

Интересно, но ее история напомнила мне жизнь еще одной православной святой, которая также была обычной женщиной: любила своего мужа, рожала и воспитывала детей, занималась благотворительностью. Речь идет о святой Иулиании Муромской, чьи нетленные мощи хранятся в Никольском храме города Муром.

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа

. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери

, хранящаяся в Минскес 1500 года . С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И 31 августа 1500 года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой

, внучки знаменитой Анастасии, имощи Великомученицы Варвары .

Вековая история

Земля, на которой стоит сегодня главный собор Беларуси, издревле считалась святым местом. Ещё до 17 века здесь располагался монастырь православных святых: Космы и Дамиана.

Эти два брата, жившие, по разным данным, в 3 или 4 веке занимались врачеванием и прославились чудесами исцеления людей. За свою помощь они не брали никакой платы, поэтому люди называли их бессребрениками.

Но своим добрым словом, бескорыстием и благожелательностью они многих привели к православию, чем и вызвали недовольство властей-язычников. Когда братьев пытками пытались заставить изменить православной вере и принести жертву идолам, они отказались. За это их обезглавили.

Деятельность прихода

В кафедральном соборе действуют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
  2. Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
  3. Сестричество.

Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:

  • благотворительность;
  • работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
  • помощь одиноким и социально уязвимым людям;
  • волонтерство на социальных объектах;
  • миссионерская работа в интернатах;
  • духовные беседы;
  • сплочение православной молодежи и воцерковление;
  • семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.

Богослужение в Свято-Духовском соборе

Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:

  • служение просвещения;
  • издание информационного буклета «Свете Тихий»;
  • организация и проведение мероприятий собора.

Строили, строили – и не достроили

Если вы не знали, около станции метро «Няміга» под землей спрятано первое каменное здание Минска – замковая церковь. Точнее, остатки древнего храма законсервированы на глубине 1,5 метра недалеко от восточной стены здания СДЮШОР (раньше – Дом физкультуры ДСО «Трудовые резервы») на проспекте Победителей, 2.

Найти его просто: наверху выложен символический макет фундамента церкви в натуральную величину и установлен памятный знак.

Ни разу не упомянутая ни в летописях, ни в старинных актах, церковь была обнаружена только в 1949-м во время раскопок. Ученые предполагают, что построили ее спустя несколько лет или десятилетий после битвы на Немиге.

– Па тэхналогіі будавання храм не мае аналагаў у старажытнарускім дойлідстве, толькі ў Скандынавіі, – рассказывает Сергей Харевский. – Вераемна, яго пачалі ўзводзіць тыя майстры, якія прыбылі сюды з Даніі, разам з дваром каралеўны Рыксы. Яна стала жонкаю менскага князя Валадара. Тут нарадзілася іх дачка Сафія – каралева дацкая, чые дзеці сталі манархамі ў некалькіх краінах Еўропы.

Бадай, менавіта з тымі падзеямі звязаны пачатак будаўніцтва ў Менску першага мураванага храма. Але чаму яго не дабудавалі?

Графическая реконструкция храма, его план по данным раскопок и сохранившийся фундамент.

Стены храма возвели лишь до метровой высоты, их толщина достигала 1,5 метра. После прекращения строительства недостроенную церковь превратили в некрополь. Во время раскопок в 1950-х там нашли 21 деревянный гроб. По одному неплохо сохранившемуся захоронению женщины ученые выяснили, что вокруг ее головы была уложена коса.

В первой половине XIII века по фундаменту первого каменного минского храма прошла уличная мостовая.

Источники чудес древнего храма

В церкви хранятся списки икон Божией Матери «Жировичская», «Ченстоховская», иконы святого Архангела Михаила и святой великомученицы Варвары.

Но главной достопримечательностью церкви является икона Божией Матери «Всецарица» (Пантанасса), написанная ещё в 17 веке монахами в Ватопедском монастыре со Святой Горы Афон. Образ находится возле левой колонны, если стоять лицом к алтарю.

Здесь Божья Матерь в багряном одеянии восседает на Престоле. На её коленях сидит Божественный Младенец. В левой руке его находится свиток, его правая рука — благословляющая десница. Пречистая Дева указывает на Младенца правой рукой как на Спасителя всего человечества.

Одно из древних преданий рассказывает о юноше, который однажды подошёл и стал что -то тихо бормотать около иконы. Вдруг, Лик Богородицы озарился дивным светом, а человека какая -то невидимая сила бросила на пол.

Позже он покаялся, что ранее занимался колдовством и вёл праздную греховную жизнь. Реакция Пресвятой Богородицы так поразила юношу, что он искренне раскаялся и кардинально изменил свою жизнь.

Со временем, люди стали замечать чудотворную силу иконы, особенно, для онкологических больных.

В 2006 году Отец Арсений приобрёл список иконы «Всецарица» и для Сынковичского Свято-Михайловского православного храма и определил один день в месяц для совершения молитвы «Всецарице» перед Её иконой.

И теперь, каждую первую пятницу месяца, сразу после Божественной литургии служится молебен и читается Акафист перед иконой «Всецарица». Некоторые молящиеся стали получать исцеление от болезни прямо во время службы.

Поразительный случай произошёл с минчанкой, вернее с ее мамой. Дочь ехала в Польшу к больной уже умирающей матери. Она случайно увидела в деревне Сынковичи храм и зашла туда.

В молитве у иконы Божией матери «Всецарица» она покаялась в том, что редко посещала маму и попросила о встрече с ней, с живой. К тому времени пожилая женщина уже долгое время лежала больной, не приходя в сознание… Шансов на выздоровление не было. К удивлению всех, через сутки женщина встала с постели здоровая и в ясном сознании.

В храме возникла традиция благодарить икону подарками. Многочисленные золотые и серебряные изделия, украшающие сегодня икону, — это дары исцелившихся людей.

По просьбе прихожан Настоятель храма выделил ещё один день для такой молитвы Всецарице — третья суббота каждого месяца. И всё равно, в эти дни церковь наполнена страждущими со всего света…

К сожалению, фотографии не передают ощущения, которое удивительным образом испытываешь, находясь рядом. Конечно, это и сама удивительная икона, но еще больше ощущается поток благодарности, который представлен в нереальном количестве золотых украшений, которые находятся рядом с образом.

Источник и купальня

В церковной лавке можно написать записки, заказать молебны перед святой иконой, а также приобрести бутылки со Святой Водой.

Но если у вас есть просто пустые ёмкости, вы можете набрать Святой Воды самостоятельно из родника, находящегося рядом с деревней Сынковичи.

Родник обустроен лестницей и беседками для отдыха. А водичка — просто замечательная на вкус.

Здесь же имеется и крытая купальня. Здесь 2 отделения: одно мелкое, другое более глубокое. Может, это детская и взрослая купели.

Источник и Купель освящены и построена в честь чудотворящей Богородичной иконы «Всецарица».

Вода в купальне кристально чистая, но обжигающе холодная, просто ледяная.

Свято-Духов собор интерьер

Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.

Саша Митрахович 08:17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector